Выберите характерные черты молодежной субкультуры

Выберите характерные черты молодежной субкультуры

Что представляют собой современные молодежные объединения? На чем они основываются и как влияют на формирование личности? Не навредят ли они подростку? Это те вопросы, которыми часто задаются родители. И не удивительно, ведь молодежные субкультуры могут нести в себе как положительное влияние, так и отрицательное…

Субкультура – это группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для определенных групп молодых людей. Главная социально-психологическая особенность молодежных субкультур – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля общения.

Многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, реализуют свои желания и адаптируются к взрослой и самостоятельной жизни, а во втором – приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.

Во всех субкультурах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенный внешний вид. Отдельные молодежные течения могут шокировать общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.

Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определенные политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определенных общественных явлений. Другие субкультуры имеют замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества.

Рассмотрим наиболее популярные молодежные субкультуры.

Хиппи

Это молодые люди, пропагандирующие мир во всем мире. Они выступают против войны и насилия, не воспринимают правительство, поскольку, по их мнению, именно политики провоцируют кровопролитные конфликты. Любят экспериментировать, заниматься саморазвитием, искать духовное удовольствие в творчестве. Многие представители хиппи отказываются от богатства в пользу нищеты, упрощая свою жизнь.

Частое употребление наркотиков, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, совместное проживание – все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.

Готы

Эти мрачные на вид люди, одетые во все черное, предпочитают носить украшения с мистической символикой – серебряные кольца, цепи, кулоны с кельтскими крестами, черепами и даже гробами. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, серьги. Для них главное – быть неординарными, красивыми и эпатажными.

Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся поддерживать и соответствующий образ жизни. Они обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью.

Эмо

Эмо – это пример молодежных субкультур, выступающих против несправедливости и прославляющих возвышенные чувства, романтизм.

В представлении большинства, эмо – это плачущие мальчики и девочки, чей разум занимают только мысли о суициде. С помощью этого позерства молодые люди стараются утвердиться в интересующей их социальной группе и проявить так называемый «индивидуализм», который, в принципе, таковым не является. Толком не разобравшись, они пытаются сконцентрировать на себе внимание окружающих крайними методами. Очень тяжело переживают личные неудачи, и даже общественные события вызывают у них бурю эмоций.

Самое главное стремление эмо – найти большую и чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что предмет их любви – ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмо не будет предела, ближайшее время они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они вновь устремляются к дальнейшему поиску.

Паркурщики

Паркур иногда называют тарзанкой без страховочного пояса. То, что делают паркурщики, кажется, выходит за грани человеческих возможностей. Спрыгнуть с огромной высоты и не разбиться, взбежать на вертикальную стену, как-будто земного притяжения не существует, скакать по крышам, расстояние между которыми не один метр, – все это похоже на боевик с элементами фантастики. Но паркур – это не шоу, и не спорт, и не каскадерские трюки. Это идеология сродни восточной философии – преодоление собственного страха, освобождение внутренних возможностей, развитие фантазии и быстроты реакции. Если в нормальной жизни препятствие обычно парализует и угнетает человека, то в паркуре лишь побуждает к поиску выхода и движению вперед. В какой-то степени паркур, как и восточные единоборства, можно рассматривать и как самооборону: столкнувшись с нападением, даже вооруженным человеком, паркурщик сможет увернуться, убежать, забраться туда, где преступнику его не достать.

Безусловно, прежде чем совершить головокружительный трюк, представители данной субкультуры много и подолгу тренируются, отрабатывая простые движения и легкие прыжки, развивая гибкость, пластику и баланс.

Панки

Особенности молодежной субкультуры такой формы заключаются в приверженности к полной свободе и личной независимости. Панки могут иметь самые разные политические взгляды. У них есть свои принципы и моральные ценности, которые они защищают иногда даже в агрессивной форме. Самое главное для панка – не продаваться и всегда рассчитывать только на себя. В основном их объединяет музыка – рок или панк-рок, в которой затрагиваются проблемы, беспокоящие эту группу людей.

Характерные черты этой субкультуры – яркие ирокезы (полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове), необычная окраска волос, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде. Стиль «панк» во многом основывается на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям, которые обычному человеку иногда даже сложно представить.

Гламур

Субкультура гламур, является одной из самых молодых субкультур нашего времени. Она сформировалась на основе клубной жизни и светских вечеринок. Самая главная черта, которая отличает гламур от других субкультур – это беспрекословное следование последним модным течениям. Идеология очень проста, здесь отсутствуют какие-либо высокие идеи, все сводится к красивому внешнему виду и знаниям последних мировых модных тенденций. На свой внешний вид тратятся огромные деньги. Причем попасть в эту субкультуру, может как женщина, так и мужчина. Для каждого пола предусмотрен свой собственный дресс-код. Что касается интеллектуального развития, то в гламуре, оно практически отсутствует. Быть умным – не является визитной карточкой этого направления. При всем желании, знание цен и всех мировых брендов нельзя отнести к качеству ума или же мышления. Также следует заметить, что собственное мышление как таковое отсутствует у представителей данной субкультуры. Оно, в принципе, им и не нужно, ведь моду диктуют модные глянцевые журналы. Что пишут в таких изданиях – является неприкосновенной правдой, за которой просто нужно следовать.

Каждая социальная группа или поколение имеет определенные взгляды на жизнь. Точно так же и молодежная субкультура – это всего лишь неформальное поведение подростков. Таким образом они убегают от проблем взросления, конфликтов дома и в школе, за определенной маской прячут свою растерянность перед будущим. Подростки не желают решать реальные проблемы, не реализуют собственные стремления, а лишь подражают кумирам.

Каждое движение выражает мысли, чувства, желания по-своему, но все они хотят быть понятыми современным миром. В редких случаях представители подростковых субкультур годами хранят верность прежним идеалам. В основном молодежь перерастает все эти предрассудки, и трудные подростки становятся самыми обычными людьми.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

психолог

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Выберите характерные черты молодежной субкультуры
www.kem.by

Выберите характерные черты молодежной субкультуры

В процессе формирования молодежной субкультуры оформились следующие её характерные черты:

1. Мол. субкультура характеризуется выработкой специфического мировоззрения и образа жизни. В зависимости от специфики указанных параметров представители одних субкультур активно взаимодействуют с обществом, другие обходятся без активного взаимодействия.

2. Мол. субкультура имеет экзотерический характер от взрослого общения. Для вхождения в тот или иной вид молодежной субкультуры в некоторых случаях достаточно быть просто молодым человеком, в некоторых случаях надо пройти обряд инициализации.

3. Мол. субкультура является феноменом крупных промышленных центров, т.к. именно молодежь данных городов вследствие продления соцмолодости выступает источником формирования молодежных субкультур.

4. Несмотря на то что мол. субкультура определяющим образом влияет на изменение ценностей традиционной культуры, далеко не все изменения принимаются обществом.

5. Мол. субкультура не является однородной. она диффренцирована по след. признакам: пол, возраст, соцстатус, род занятий, жизненные интересы.

6. Мол. субкультуры может принимать как формализованный, так и неформальный характер.

7. Мол. субкультуры – временный этап в жизни чела, т. к. взрослый чел решает более важные жизненные проблемы.

Российская субкультура в дополнении к указанным имеет следующие характерные черты:

1. Рос. мол. субкультуры (РМС) имеют заимствованный характер.

2. В большинстве случаев – развлекательный характер.

3. РМС характеризуются доминирующими ценностями потребительства.

4. Мол. россияне определяют своё отношение к субкультурам на основе массовых установок.

5. Развитие РМС как правило носит неформальный характер и не связано с деятельностью опред. социо-культурных институтов.

6. В РМС как правило отсутствует национально-культурная идентифицированность.

uclg.ru

“Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры”

На сегодняшний день наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов?

Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. От этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.

На начало XXI века в гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на общество и формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Это обусловило актуальность темы данной работы: «Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры». Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.

Поэтому цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. Исходя из цели, были определены следующие задачи:

1.Выявить особенности субкультуры молодежи.

2. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме.

3. Проанализировать особенности субкультуры молодежи г.Сердобска.

Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили гипотезу: молодежная субкультура, являясь, с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.

Объектом исследования является субкультура современной молодежи. Предмет исследования: механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на общество. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Практическая значимость исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕРДОБСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

для научно-практической конференции

Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры

Гончарова Т.А. – преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Семенова И.А. студент группы У-21 специальности 190604

На сегодняшний день наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов?

Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. От этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.

На начало XXI века в гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на общество и формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Это обусловило актуальность темы данной работы: «Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры». Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.

Поэтому цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. Исходя из цели, были определены следующие задачи :

1.Выявить особенности субкультуры молодежи.

2. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме.

3. Проанализировать особенности субкультуры молодежи г.Сердобска.

Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили гипотезу : молодежная субкультура, являясь, с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.

Объектом исследования является субкультура современной молодежи. Предмет исследования: механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на общество. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Практическая значимость исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Культура и субкультура. Асоциальные молодежные объединения

Субкультурой называют такие явления культуры, которые отличают группу от большинства общества. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Субкультуры разрабатывают свои образцы, стандарты, стиль, свой кодекс норм и правил поведения. Они могут иметь свой сленг – т. е. специфический словарь. Возникновение субкультур объясняется этническими, социальными, демографическими, возрастными различиями, существующими в обществе. Одной из субкультур является молодежная субкультура. Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:

1. Социально-экономические причины (безработица, малоинтересная работа).

2. Недостатки системы образования.
3. Проблема «отцов и детей», неблагополучные семьи.
4. Особенности возрастной психологии.

5. Стремление молодежи к возможности самовыражения.

В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:

1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры, мажоры, хиппи.

2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом “Россия для русских”. К ним примыкают подростки 14 – 16 лет, их лидерам не более 20 – 23 лет. В основной своей массе эти ребята мало образованы.

3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются «зеленые» – экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.

Субкультуры, в известной мере, автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую культуру, вытеснить ее.

Исходя из результатов нашего социологического исследования, а так же излишней в последнее время освещенности жестокости и агрессивности средствами массовой информации, основной акцент в нашей работе мы решили сделать на асоциальном направлении молодежной субкультуры.

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. В России Gothic-субкультура зародилась совсем недавно. А, следовательно, и сами готы по-прежнему являются экзотикой. Подобная ситуация естественно порождает недопонимания и множество недоразумений значения этой самой gothic-субкультуры в мире. Готика – это определенное настроение, это атмосфера и та мистическая сила, которая ощущается во всем, в чем так или иначе она проявляется (особенно во время выступлений готических команд). Ключевым моментом остается имидж и атмосфера, которая непременно должна быть похоронной, и именно поклонники ужастиков чувствовали себя в привычной обстановке. Корни готической эстетики следует искать в Средневековой Европе, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, интерес ко всему мистическому, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Архитектура, название которой совсем недавно присвоили себе эти странные личности, отображает их внешний облик – все узкое, тянущееся ввысь, к небу; и внутреннее состояние – мрачность, грусть и красота… близость к природе, отстранение от реальности и простых людей. Созерцание прекрасного, самосовершенствование…

На базе поклонников эмо (особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей) и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

В начале 2000-х годов «эмо» стало популярным культурным явлением, выражающемся в субкультуре, моде на одежду и образ жизни, находясь под влиянием инди-культуры. Возникла популярная, но противоречивая субкультура эмо.

Принято думать, что граффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинэйджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. В Россию граффити попало в конце 80-х годов, но лишь спустя более 10 лет, заполнила умы разно слоняющихся масс и, перехлеснув через край, вылилась в доселе невиданным причудливым узором на серые улицы. Прошли времена, когда практически о каждом новом рисунке можно было узнать от самих авторов задолго до его появления. Сегодня можно просто гулять по улицам и все время встречать все новые и новые работы. Надо признать: граффити в России перестало быть забавой немногих. Пришло время наглухо заспреенных кварталов, дерзких налетов – бомбингов, эрейзов, войны стен и подростковых “гангстерских” разборок. На данный момент, в России существует порядка 100 команд, хорошо занимающихся граффити (из них около 70 в Москве и Питере). Назовем несколько, на наш взгляд, самых известных команд: Moby Crew, BFG Team, Uptown Moscow Crew, Depict Crew, SPP Crew, STC, GZ Crew и кировская команда « Solid Line ».

Термин «отаку» применяется в отношении любителей аниме и манги. Но, если любой отаку – анимешник, то не всякий анимешник – отаку, так как в отаку – это человек очень серьезно увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии (причем все это вместе и сразу). На основе личных наблюдений и данных собранных на просторах интернета можно выделить некоторые признаки отаку: интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда; имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр; читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете; участвует в аниме – фестивалях, косплее и других мероприятиях; занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы наблюдаем активное формирование очень интересной молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура и ее влияние на жизнь общества

Проблема данного социологического исследования заключается в том, чтобы выявить, как молодежная субкультура, по мнению опрошенных, влияет на культуру и жизнь общества. Цель данного социологического исследования состоит в том, чтобы выявить состояние этой проблемы на данный момент. Мнения и знания жителей г. Сердобска в возрасте от 15 до 29 лет являются объектом данного исследования.

Предметом исследования является молодежная субкультура как явление современной жизни общества. В нашем социологическом исследовании можно выделить две основные задачи:

1. Собрать как можно больше информации по данной проблеме методом анкетирования.

2. Выявить активность вовлечения молодежи г.Сердобска в неформальное движение, отношение жителей Сердобска к молодежной субкультуре, влияние неформальных молодежных организаций на культуру и жизнь общества.

Данным исследованием мы хотим показать, что молодежная субкультура имеет непосредственное влияние на жизнь общества, а общество, в свою очередь, и является тем самым катализатором, который приводит в жизнь такое количество и многоликость молодежных субкультур.

Методом сбора информации является анкетный опрос. Данный анкетный опрос проводился среди жителей г.Сердобска в возрасте от 15 до 29 лет.

Обработка результатов и выводы

В нашем исследовании генеральной совокупностью являются жители г.Сердобска в возрасте от 15 до 29 лет. Выборочная совокупность равна 35 мужчинам и 20 женщинам. Результаты опроса показали, что 4% опрошенных ничего не знают о молодежной субкультуре и не могут назвать ни одной неформальной молодежной организации. 96% в один голос называют такие неформальные молодежные организации как эмо, панки, скинхеды, хиппи, готы, зацепперы, рэперы и т.д. Основная масса опрошенных, а именно 97% не принадлежит ни к одному из неформальных молодежных направлений, из них 2% хотели бы стать представителями такой неформальной молодежной организации как рэпперы. Остальные 95% на вопрос: хотели бы они стать представителем какой- либо молодежной организации ответили «нет» по следующим причинам: «лень», «нет никакого желания», «мне этого не надо», «хочу быть самой собой», «мне нравится свое личное мнение», «Хочу быть единственной и неповторимой». Особенно порадовали 5% опрошенных, которые заявили, что «хотят сохранить индивидуальность».Всего 3% анкетируемых признали свою принадлежность в молодежной субкультуре. Выбранное ими направление соответствует их образу жизни и очень нравится. Печально, что только 1 из них положительно относится к традиционной культуре общества, чтит традиции и обычаи. А остальные к традиционной культуре своего общества равнодушны.

На главный вопрос анкеты: как молодежная субкультура влияет на традиционную культуру общества были получены следующие ответы:

«забываются культурные ценности, утрачиваются традиции» – 3%;«Зависит исключительно от человека» – 7%;«Одни неформальные объединения – положительно, другие – отрицательно»- 5%;«вносит разнообразие» – 8%;

«все равно» – 2%;«плохо» – 30 %;«хорошо», «нормально» – 24%;«ни как не влияет», «каждая сама по себе» – 9%;«не знаю», «затрудняюсь ответить» – 10%;«разрушают нравственный облик человека» – 2% .

В процессе социологического исследования мы сделали ряд выводов:

1. Среди молодежи г.Сердобска неформальные молодежные организации мало распространены.

2. Судя по односложным ответам на вопросы анкеты, а так же ответам «все равно», «не знаю», опрошенные пассивны и к окружающему, и к самим себе.

3.При ответе на главный вопрос анкеты о влиянии молодежной субкультуры на традиционную культуру и жизнь общества опрошенные склоняются скорее к негативному влиянию, чем к позитивному.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальные и культурные предпочтения подростков. И рассчитывать на эффективную самореализацию молодого поколения в обществе, где культурный уровень других возрастных и групп населения России постоянно снижается, не приходится. Вследствие политических и экономических процессов современной России, основные традиционные агенты социализации оказались в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Российская система образование на сегодняшний день находится на стадии коренных преобразований.

На почве подобных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура – «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».

nsportal.ru

Молодежная субкультура

Библиотека бесплатных студенческих работ

Ищи свою тему и скачивай

  • Что такое молодежная субкультура
  • Характеристика субкультуры
  • Признаки субкультуры
  • Названия и представители молодежной субкультуры
    • Панки
    • Эмо
    • Готы
    • Ролевики
    • Геймеры
  • Влияние молодежных субкультур на общество
  • Что такое молодежная субкультура
  • Характеристика субкультуры
  • Признаки субкультуры
  • Названия и представители молодежной субкультуры
    • Панки
    • Эмо
    • Готы
    • Ролевики
    • Геймеры
  • Влияние молодежных субкультур на общество

Что такое молодежная субкультура

Субкультура — это культура социально-демографической группы, которая отличается поведением от подавляющего большинства общества и присуща меньшинству.

В свою очередь, молодежная субкультура — это культура молодых людей (примерно с 14 до 30 лет), объединенных стилем жизни, общения, поведения, жизненными ценностями, увлечениями.

Для молодежи характерно объединяться в компании, группы, субкультуры в зависимости от их социального положения, менталитета или интересов и жизненных ценностей.

Понятие субкультуры появилось в социологии в XX веке.

Характеристика субкультуры

Для молодежных субкультур присущ следующий характер:

  1. Удовлетворение потребности в общении, ведь зачастую основу той или иной субкультуры составляют именно объединения по увлечениям (например, музыка, спорт, аниме, историческая реконструкция, компьютерные игры).
  2. Выработка навыков и повышение авторитета с их помощью.
  3. Психологическая поддержка со стороны членов субкультуры, которые сближаются между собой.
  4. Адаптация к будущим трудностям взрослой жизни.

Молодежная субкультура является важной формой социализации подростков и молодых людей, которые переживают сложный возраст, стараются найти свое место в мире, понять свои желания и цели, научиться их отстаивать.

Несмотря на тот факт, что в прошлом субкультуры воспринимались в массах негативно как группы людей с отрицательными девиациями, сейчас это не так. В наши дни достаточно субкультур, которые влияют на своих участников не столько отрицательно, сколько положительно, помогая подросткам адаптироваться в социуме, предоставляя моральную поддержку в трудную минуту и т.д. Поэтому маркировать молодежные субкультуры лишь как негативную часть общества некорректно, а отношение к ним в обществе становится более толерантным.

Признаки субкультуры

Как и общество вокруг, субкультуры постоянно меняются — прежние исчезают, появляются новые, новые интересы становятся господствующими внутри субкультуры. Однако большинству субкультур присущи схожие характерные черты, например:

  1. Уличный стиль, который является основой молодежной субкультуры.
  2. Субкультуры часто возникают и развиваются вокруг некоего определенного музыкального стиля (корейская поп-музыка, металл и рок, хип-хоп и т.д.).
  3. Наличие особого сленга, доступного только ограниченному количеству людей — членам субкультуры.

Названия и представители молодежной субкультуры

Панки

Панки (от английского «punk» — плохой) относятся к молодежным направлениям, тесно связанным с музыкой, и возникли в 1960-х — 1970-х годах в Великобритании, Канаде, США под влиянием групп, исполняющих рок-н-ролл. В основе идеологии панков лежат нонконформизм, стремление к свободе и независимости, убеждение, что полагаться в мире можно лишь на самого себя.

К внешним чертам панков относятся покрашенные в яркие цвета волосы, ирокезы, рваные джинсы, тяжелые массивные ботинки, ошейники и чокеры, кожаные браслеты, куртки-косухи.

Название субкультуры происходит от английского «emotional» (эмоциональный). Первоначально субкультура образовалась на основе музыкального стиля эмо (он же — эмокор или эмоциональный хардкор-панк), появившегося в 1980-х годах.

Для представителя эмо характерны внимание к глубоким внутренним переживаниям, депрессия, романтизация смерти, экспрессивность, чувствительность, ранимость. Его можно узнать по ярким особенностям внешнего вида — длинная косая челка, густая подводка, одежда, в которой преобладают два цвета — черный и розовый. Черный символизирует мрачную сторону субкультуры — депрессию, печаль, несчастье, — в то время как розовые акценты обозначают радость в противовес горестям нашего мира.

Одежда обычно бывает в горизонтальную полоску, сверху прикалывают стилизованные круглые значки. Из обуви эмо предпочитают кеды или массивные ботинки. Также носят узкие футболки (часто — с принтами) и джинсы (черные, темно-синие или темно-серые), клетчатые косынки на шее, яркие бусы или чокеры и такие же яркие браслеты или фенечки, заколки.

Субкультура получила свое название от музыкального стиля готик-рок и возникла в конце 1970-х — начале 1980-х годов в Великобритании. Она достаточно популярна и многочисленна: так, например, существует ряд фестивалей, посвященных непосредственно готическим группам и собирающих большое количество зрителей, съездов и т.д.

Внешнему виду готов присущи черный цвет, серебряные и металлические украшения (часто — с кельтской, христианской, оккультной символикой, пирсинг), кожаные сапоги или ботинки, корсеты, стилизация под викторианскую моду. В макияже преобладают белая пудра, делающая лица готов мертвенно-бледными, темная подводка, черная или бордовая помада. От панков готы позаимствовали ирокезы.

Готы, как и эмо, романтизируют образ смерти.

На образ готов, помимо музыки, сильно повлияло искусство XIX — начала XX веков: источником вдохновения для готов являются готические романы, произведения По и Лавкрафта и поэзия Бодлера, вампирская эстетика.

На данный момент в готической культуре наблюдается и большое количество ответвлений — например, киберготы, — среди которых нет как такового единого мировоззрения.

Ролевики

Данное течение появилось во многом благодаря влиянию профессора Толкина и его последователям и фанатам — толкинистам. Ролевые игры живого общения проводились в конце XX века между поклонниками фантастики, музыки (фолка или бардовской песни), истории и, в частности, военной истории, исторического фехтования.

С определенной периодичностью ролевики проводят фестивали и съезды, посвященные той или иной теме (например, средневековые, викторианские, фантастические, в стиле вестерна и т.д.). На них воссоздаются битвы и дуэли, исторические танцы, события из полюбившихся фэнтези-романов. Каждый волен выбирать себе свой образ.

Это способствует выходу из зоны «комфорта», социализации, самореализации в творческом или профессиональном плане, расширению границ мировоззрения, ведь человек таким образом может поставить себя на место совсем другого персонажа из другого столетия с непривычным менталитетом.

Геймеры

Объединение возникло на базе любви к компьютерным играм. Внутри геймеров существует много разных делений — на простых игроков, которые играют умеренно и ограниченно, редко тратятся на специальную технику (игровые консоли и т.д.); хардкор-геймеров, участвующих в турнирах по играм, предпочитающих игры более сложные и требующие больше времени и внимания; профессиональных игроков (прогеймеров). Для новичков в сленге тоже есть свое наименование — «нубы».

Среди геймеров проводятся соревнования и турниры, существуют различные форумы и виртуальные сообщества для их общения.

О внешних атрибутах геймеров говорить сложно, потому что они не важны, не показывают на принадлежность к субкультуре и на них не обращают внимания. Согласно господствующим же в обществе стереотипам, геймеры часто предстают одетыми неопрятно и небрежно.

Влияние молодежных субкультур на общество

У молодежных субкультур есть, очевидно, и свои достоинства, и свои минусы. Нередко бывают случаи, что подростки слишком заигрываются, теряют связь с реальностью под влиянием видеоигр или же вредят себе физически: субкультуру эмо, к примеру, связывают со случаями подросткового суицида.

Однако неоспоримо и положительное влияние субкультур на общество. Как уже было сказано выше, субкультура позволяет молодому человеку:

  1. Выработать новые социальные навыки.
  2. Адаптироваться к будущей взрослой самостоятельной жизни.
  3. Учит социализироваться в разных ситуациях и с разными людьми.
  4. Способствует развитию в творческих сферах или сферах интересов, не связанных с профессиональной деятельностью.
  5. Внутри субкультуры человек может получить также поддержку и обзавестись друзьями, с которыми его будут связывать общие интересы и увлечения.
wiki.fenix.help

Признаки молодежной субкультуры:

1. ценностная ориентация (отношение к миру, людям, семье, отечеству и к себе)

2. определенные нормы поведения в стиле взаимоотношения: просоциальная (не противоречит) и асоциальная (противоречит)

3. предпочитаемые способы проведения досуга (какую музыку слушают, источники информации, пристрастия, мода в одежде, пирсинг и тд)

Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Сначала хочу привести все возможные классификации, которые я нашла, а после предложить свою.По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.Лично я считаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:

– Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура.

– Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

– Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

– Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

– Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

– Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

– Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

– Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

– Элита: мажоры, рейверы.

– Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

– Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

– Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны…Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного. Процесс вхождения подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальнуюмолодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых отребностей человека: потребностей в самоутверждении, общении и самореализации. Неформальная среда общения порой является для подростка (особенно для подростка «группыриска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семьеили не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкатьк той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной. Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем этазначимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы иценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействиявоспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действиетаковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе расценивается им не как нарушение норм поведения, а как подвиг, который будет поддержан и одобрен сверстниками)

megaobuchalka.ru

Современные молодежные субкультуры: характерные черты, факторы формирования Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колтунов Дмитрий Анатольевич

Возрастающая сложность современного мира, ускорение социальных и технологических инноваций и в связи с этим невозможность объяснения мира в рамках классических, традиционных систем стимулирует появление новых социокультурных образцов, норм поведения, особенностей мышления, которые складываются в новые субкультурные парадигмы. Автор попытался определить основные факторы формирования молодежных субкультур и выявить их специфические черты в современном российском обществе.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колтунов Дмитрий Анатольевич

Modern Youth Sub-Cultures: Characteristic Features, Forming Factors

The growing complexity of today’s world, faster social and technological innovations and the resulting impossibility to explain the universe in terms of the classical, traditional systems lead to the emergence of new social and cultural patterns, behavioral standards and particular thinking which make up new sub-cultural paradigms. In this article the author attempts to identify the basic factors forming youth sub-cultures and define their peculiar features in contemporary Russian society.

Текст научной работы на тему «Современные молодежные субкультуры: характерные черты, факторы формирования»

СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Кафедра маркетинга и муниципального управления Тюменский государственный нефтегазовый университет ул. Володарского, 38, Тюмень, Россия

Возрастающая сложность современного мира, ускорение социальных и технологических инноваций и в связи с этим невозможность объяснения мира в рамках классических, традиционных систем стимулирует появление новых социокультурных образцов, норм поведения, особенностей мышления, которые складываются в новые субкультурные парадигмы. Автор попытался определить основные факторы формирования молодежных субкультур и выявить их специфические черты в современном российском обществе.

Ключевые слова: субкультуры, факторы формирования молодежных субкультур, молодежные субкультурные образования.

Проблемы молодежных субкультурных образований интересовали отечественных и зарубежных ученых с середины XX в. По мере развития общественной системы, формирования индустриального, а позже постиндустриального общества формировался новый культурный пласт, в основе которого лежали ценности, образцы, модели поведения носителей новых, наиболее прогрессивных взглядов — молодежи. Таким образом, культурная духовно-идеологическая основа современного общества претерпевает постоянную трансформацию, интенсивность и направленность которой зависит от политических, экономических, социальных процессов, происходящих в обществе и активно поддерживающихся данной социальной прослойкой. В то же время современное общество характеризуется ярусностью культурных парадигм, формированием множества субкультурных образований, дополняющих или оппонирующих ценностям, нормам доминирующей культуры.

Анализируя современную социокультурную ситуацию в России, надо отметить наличие двух важнейших трендов:

— снижение репродуктивного потенциала населения, рост наркомании и алкоголизма, высокая смертность и, как следствие, низкая продолжительность жизни, беспризорность и безнадзорность и т.д.;

— взросление и массовый приход во все сферы деятельности многочисленного поколения 1982—1988 гг. рождения. Уже сейчас специалисты этой возрастной группы начинают играть активную роль в экономической (малый бизнес, приход на российские предприятия и «вытеснение» работников старшего поколения), политической (различные молодежные политические объединения), культурной жизни страны. За данным поколением следует так называемая демографическая яма — ее породило снижение рождаемости во времена смены политической формации и трансформации советского государства во множество независимых.

Если первый тренд влияет на глобальные факторы, то второй скорее определяет суть политики российского государства уже в ближайшем будущем, так как именно это поколение со временем начнет управлять государством и формировать ту или иную идеологию.

Поэтому важно определить характерные черты этого поколения, значительную роль в формировании которого сыграли молодежные субкультурные течения.

Исследуя особенности молодежных субкультурных течений современного российского общества, необходимо прежде всего выявить факторы, способствующие их развитию в настоящее время. Одним из таких факторов, приведших к формированию разнообразных субкультур молодежи, по мнению В.Я. Суртае-ва, был «системный кризис, затронувший социальную структуру с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно приведшей к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых „западных” ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшей на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный» [5].

Кризис не мог не затронуть и современную культурную сферу российского общества, которая характеризуется, во-первых, коммерциализацией, обусловившей все больший уход от ценностей высокой культуры и формированием «массового потребителя» культурных парадигм, артефактов, навязанных средствами массовой информации, а во-вторых, отсутствием должного внимания к ней со стороны органов государственного управления, недооценивающих значимость культурного развития населения для построения полноценного гражданского общества.

Еще одним фактором, способствующим формированию субкультурных образований, является специфика данного возрастного периода. Так, юношеский возраст отличает неустойчивость желаний, дерзость, критичность к себе и окружающим, проблемы становления своего собственного Я, нахождения себя в мире взрослых. Эта специфика приводит молодых людей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют юношеские потребности в отличном от взрослых стиле поведения, досуге, специфике межличностного общения и выполняют функцию преодоления социального отчуждения. В этих группах молодые люди осознают свою значимость, ценность, приобретают самоуважение, которое не могут получить в полной мере во взрослой среде. Формирование субкультурных установок, норм поведения, отличных от мира взрослых, является своего рода способом ухода от навязываемых этим миром ценностей.

Преобладающая роль вышеперечисленных факторов подтверждается многими исследователями. Так, Ю.В. Манько, К.М. Оганян выделяют следующие причины возникновения молодежных субкультур: во-первых, стремительное и постоянное ускорение современной жизни индустриальных обществ, во-вторых, увеличение периода социализации молодого поколения (порой до 30 лет) [2. С. 28].

Вестник РУДН, серия Социология, 2011, № 3

Общеизвестно, что любая субкультура имеет обязательный набор характерных черт. Важной отличительной особенностью молодежной субкультуры является влияние последней на самоидентификацию ее последователей, определяющую ценностные ориентации, нормы поведения, этические и эстетические воззрения, а также укорененность в ней социальных институтов и норм, регулирующих гораздо более широкую сферу жизнедеятельности, выходящую далеко за рамки профессиональной деятельности или хобби.

В.С. Левикова выделяет следующие «отличительные черты молодежной субкультуры: специфический стиль жизни и поведения; свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму; наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи; значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы: посредством нее молодые люди узнают „своих”; она выделяет данных молодых людей среди „чужих”; она работает на объединение и сплочение группы; она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде» [1].

Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают в основном в крупных мегаполисах. С уменьшением численности населения в городах подобное влияние резко падает. Современные города являются сосредоточением экономической, политической, культурной жизни, в них молодой человек может найти больше возможностей для применения своих сил и развития способностей, собственных интересов. Современные города предлагают молодому поколению урбанистические культурные образцы, закрепление которых происходит с помощью множества социальных институтов, характерных для любого современного крупного городского поселения.

В крупных мегаполисах в ареале субкультур может находиться от 3 до 40% всех молодых людей, влияние же молодежных субкультур испытывает на себе большинство из них. «Средний срок нахождения молодого человека в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3 ± 1 год. За период пребывания молодого человека в неформальном сообществе он принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры» [3].

Специфика российских молодежных субкультурных образований обусловлена рядом факторов: социально-экономической неустойчивостью российского общества на протяжении последних двух десятилетий, особенностями социальной мобильности в постсоветский период и процессом глобализации. Так, согласно данным Госкомстата, «молодежь (16—30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%» [4. С. 189]. Принципиально картина сегодня не изменилась: для значительной части молодежи проблема физи-

ческого выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур. Каналы восходящей мобильности в постперестроечный период претерпели значительные изменения: молодежь получила возможность достигать престижного социального положения в короткие сроки и затрачивая минимум усилий. Большинство молодых людей сферой своих профессиональных интересов выбирали торговлю и сферу услуг, предоставляющие значительные возможности для обогащения и занятия престижных социальных позиций, минуя длительный образовательный процесс, что способствовало формированию соответствующих ценностных ориентиров. Важно учесть, что в это же время изменился и мир: процессы глобализации затронули почти все государства мира, и Россия не стала исключением. В результате доминировать стала западная культура, которая упрощает российскую самобытность до небольших национальных особенностей.

Таким образом, молодежные субкультуры, т.е. различные молодежные объединения, формирующиеся вокруг определенной идеи, играют важную роль в формировании современной российской социокультурной среды. Важное значение приобретают задачи, направленные на изучение феномена молодежных субкультур для разработки сбалансированной и учитывающей эти тенденции государственной молодежной политики. При решении этих задач необходимо учитывать следующее.

Члены различных молодежных субкультур отличаются взглядами на жизнь, что еще более обостряет противоречия между людьми. При этом почти все подростки и даже люди старше 25 лет отождествляют себя с тем или иным течением. В этой ситуации важным представляется изучение влияния различных субкультур на формирование личности молодых людей и, как следствие, будущего гражданина государства. Дефицит информации, накопленной учеными, работавшими в данном направлении, опасен тем, что обозначенное многочисленное поколение восьмидесятых уже во многом сформировано именно субкультурными движениями.

Необходимо направить усилия на поиск путей снятия напряженности и ослабления конфликтов между членами различных субкультур и предупреждение их переходов во взрослую жизнь. Мерами могут стать реальные законотворческие инициативы, программы развития и сближения молодежи. Решение данного вопроса крайне актуально, так как Россия буквально переполнена социальными, политическими, экономическими, национальными конфликтами. Добавлять к этому списку еще и те, что порождены субкультурами, значит обрекать страну на замедление дальнейшего роста благосостояния ее граждан.

Не менее важной задачей является разработка конкретных предложений по усовершенствованию государственной молодежной политики, направление ее на решение реальных задач, а не на мероприятия «для галочки». Здесь важным является формирование этических ценностей, продвижение идеи толерантности и абсолютной терпимости, уважения принципов, на которых основаны иные культуры.

Таким образом, все три группы мер позволяют эффективнее изучить процесс формирования молодого человека как личности, доминирующую роль субкуль-

Вестник РУДН, серия Социология, 2011, № З

тур и понять, как управлять этим процессом. Это важнейшая задача, так как именно эти люди, как уже было сказано выше, будут управлять самой страной уже в ближайшем будущем.

[1] Левикова С.И. Молодежная субкультура. — М., 2004.

[2] Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. — СПб.: Петрополис, 2008.

[3] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / Под ред. А.А. Козлова. — СПб., 2008.

[4] Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2001.

[5] Суртаев В.Я. Молодежная культура. — СПб., 1999.

MODERN YOUTH SUB-CULTURES: CHARACTERISTIC FEATURES, FORMING FACTORS

Department of marketing and municipal management Tyumen State oil-and-gas University

Volodarsky str., 38, Tyumen, Russia

The growing complexity of today’s world, faster social and technological innovations and the resulting impossibility to explain the universe in terms of the classical, traditional systems lead to the emergence of new social and cultural patterns, behavioral standards and particular thinking which make up new sub-cultural paradigms. In this article the author attempts to identify the basic factors forming youth sub-cultures and define their peculiar features in contemporary Russian society.

Key words: sub-cultures, factors forming youth subcultures, youth sub-cultural formations.

cyberleninka.ru

Субкультура молодежи

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

Специфические черты российской молодежной субкультуры

Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» — «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой концессии.

vuzlit.ru
CATEGORIES
Share This