Возрастная психология
Возрастная психология
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .
Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Смотреть что такое «возрастная психология» в других словарях:
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии личности, изучающая возрастную динамику психики человека. Разделами В. п. являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Возрастная Психология — раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики , его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными задачами освоения окружающего… … Психологический словарь
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека. Ее разделами являются: детская психология, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, психология старости (геронтопсихология);… … Профессиональное образование. Словарь
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на разл. возрастных этапах. Включает детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию (психологию старости). В дет. психологии… … Российская педагогическая энциклопедия
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных этапах. До конца 19 в. специфика этапов возрастного развития ускользала от внимания учёных. В частности, весьма распространённым был подход к… … Педагогический терминологический словарь
Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В. п. оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки В. п. начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию (См.… … Большая советская энциклопедия
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Ее разделами являются: детская психология, психология младшего школьника, подростка, психология ранней юности, взрослого человека и старости (геронтопсихология) … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Практическая возрастная психология — отрасль практической психологии, имеющая дело с оказанием психологической помощи клиентам с использованием методов, методик, приемов, знаний и принципов теоретической возрастной психологии. Основными видами работы практического возрастного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
психология возрастная — см. возрастная психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Возрастная психология
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.
В 20 гг. XX века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.
Истоки психологии развития как науки:
- Развитие философских теорий
- Открытия эволюционной биологии в 19 в.
- Социально-исторические изменения
- Развитие естественных и гуманитарных наук
60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).
Предмет психологии развития и возрастной психологии Править
- Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
- Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
- Развитие различных видов деятельности (активности)
- Формирование качеств личности
- Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии [ источник не указан 2259 дней ] . Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни [ источник не указан 2259 дней ] .
Возрастная психология
Возрастная психология — это одна из отраслей психологической науки. Она изучает закономерности и факты развития человека, а также его психику и ее возрастную динамику.
Объектом изучения возрастной психологии считается нормальный, здоровый, изменяющийся и развивающийся в онтогенезе человек. Она выделяет различные возрастные изменения в поведении человека и старается их объяснить, раскрыть все закономерности приобретения им знаний и опыта. В центре внимания данной отрасти психологической науки находятся разные формы психической организации, которые типичны для отдельных периодов и этапов жизни людей. Основная ее задача — изучить и исследовать психическое развитие человека от рождения до самой его смерти.
Предмет возрастной психологии — это возрастные периоды развития, механизмы и причины перехода от одного к другому, общие тенденции и закономерности, направленность и темп психического развития человека в онтогенезе.
Наиболее важная часть возрастной психологии — детская психология. Понятие предмета данной науки трансформировалось с течением времени из-за того, что менялась методология исследования. Вначале в конце 19 — начале 20 века ученые стремились к тому, чтобы накопить конкретные данные, эмпирические сведения, изучить феноменологию психического развития именно в детские годы. Их интересовало, что происходит в этот период в детском развитии, какие новые умения появляются у ребенка, в какой последовательности и когда. Эта задача выполнялась при помощи таких методов, как наблюдение и срезового эксперимента.
В середине 20 века исследователи начинают уделять больше времени тому, каковы условия, факторы и движущие силы психического развития. В настоящее время можно выделить теоретические задачи возрастной психологии. Во-первых, изучить движущие силы, механизмы и источники психического развития на протяжении всего жизненного пути человека. Во-вторых, составить периодизацию психического развития людей в онтогенезе. В-третьих, изучить различные возрастные особенности, а также закономерности протекания психических процессов (внимания, памяти, восприятия), то есть как они возникают, проходят путь становления, изменяются, совершенствуются, деградируют и компенсируются. В-четвертых, установить возрастные особенности, закономерности, возможности осуществления тех или иных видов деятельности, процесса усвоения знаний. В-пятых, исследовать возрастное развитие личности.
Большое количество ученых, которые оставили весомый след в науке, обязательно занимались вопросами, которые решает возрастная психология. Большое внимание уделил детской психологии Л.С. Выготский.
Возрастная психология имеет и ряд практических задач. Во-первых, она призвана определить возрастные нормы различных психических функций, выявить творческий потенциал человека и его психологические ресурсы. Во-вторых, создать службу контроля за всем ходом психического развития, оказания посильной помощи родителям, которые находятся в проблемных ситуациях. В-третьих, проводить возрастную и клиническую диагностику. В-четвертых, выполнять функции психологического сопровождения, помогать в периода кризиса. В-пятых, оптимально организовать учебно-воспитательный процесс.
Возрастная психология использует знания и опыт близких ей наук: общей, генетической, педагогической и социальной психологии. Кроме того, она опирается на различные знания естественных наук: геронтологии, культурологии, педагогики, медицины, социологии, этнографии, логики, языкознания, искусствоведения, литературоведения и прочих областей науки. Возрастная психология раскрывает закономерности становления психики и делает их достоянием общественности.
Возрастная психология
Кагермазова Л.Ц., д.психол.н.,
профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель».
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
§ 2. Проблема детерминации психического развития
§ 3. Основные понятия возрастной психологии
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
§ 2. Метод наблюдения
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование
§ 5. Вспомогательные методы исследования
§ 6. Схема организации эмпирического исследования
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
§ 2. Начало систематического изучения детского развития 36
§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития
§1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
§ 2. Психоанализ детства
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . .
Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона
§ 1. Эго — психология Э. Эриксона
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона
§ 3. Основные понятия теории Эриксона
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона .
§ 3. Оперантное научение
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
§ 2. Эволюция теории социального научения
§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
§ 4. Диадический принцип изучения детского развития
§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
§ 6. Социокультурный подход
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже
§ 2. Ранний этап научного творчества
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа
§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций
§ 2. Проблема специфики психического развития человека
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
§ 4. Проблема «обучение и развитие»
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно — исторический феномен
§ 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития 1
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество
§ 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период
§ 2. Младенчество как период стабильного развития
§ 3. Развитие общения и речи
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами
§ 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Глава XIII. Раннее детство
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
§ 2. Развитие предметной деятельности
§ 3. Зарождение новых видов деятельности
§ 4. Познавательное развитие ребенка
§ 5. Развитие речи
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Глава XIV. Дошкольное детство
§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
§ 4. Познавательное развитие
§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
Глава XV. Младший школьный возраст
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
§ 2. Адаптация к школе
§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника
§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника.
§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)
Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)
§ 1. Социальная ситуация развития
§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
§ 4. Особенности общения со взрослыми
§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста
§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
Глава XVII. Юность
§ 1. Юность как психологический возраст
§ 2. Социальная ситуация развития
§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
§ 4. Интеллектуальное развитие в юности
§ 5. Развитие личности
§ 6. Общение в юности
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость
§ 1. Взрослость как психологический период
§ 2. Проблема периодизации взрослости
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
Глава XIX. Взрослость: старение и старость
§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
§ 3. Теории старения и старости
§ 4. Проблема возрастных границ старости
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
§ 7. Личностные особенности в старости
§ 8. Познавательная сфера в период старения
Комплект лекций по курсу: «Возрастная психология»
В Приложении приводится общая схема возрастной периодизации психического развития человека. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями, которые призваны обратить внимание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным проблемам психологии развития.
Источники:
Возрастная психология
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 . Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 . Большой
https://psychology.academic.ru/3972/%d0%b2%d0%be%d0%b7%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%b0%d1%8f_%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f
Возрастная психология
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре-
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F
Возрастная психология
Объектом изучения возрастной психологии считается нормальный, здоровый, изменяющийся и развивающийся в онтогенезе человек. Она выделяет различные возрастные изменения в поведении человека и старается их объяснить, раскрыть все закономерности приобретения им знаний и опыта.
http://fb.ru/article/3736/vozrastnaya-psihologiya
Возрастная психология
Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и
https://studfiles.net/preview/2780632/