Возрастная психология картинки

Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» – решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

Какие цвета использует ребенок.

Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Возрастная психология картинки
sibmama.ru

Занимательная возрастная психология-СГСПУ

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Алёна Миронова запись закреплена

3 бестселлера Фаберлик в ПОДАРОК!
Целый набор!

+бессрочная бесплатнаядисконтная карта со скидкой 20%, которая начинает действовать уже с первого заказа!

Показать полностью.
Концентрированный универсальный стиральный порошок для цветных тканей – удалит пятна и сохранит яркость вещей!

Кислородный пятновыводитель Extra Oxy – поможет устранить любые, даже старые, «трудные» пятна. Это средство – просто восторг!
Ультракондиционер для белья с аромакапсулами «Розовый бархат» сделает вещи очень мягкими с цветочным ароматом. И кстати,они потом очень легко гладятся!
Забирай набор для стирки в подарок за первый заказ https://vk.cc/avYJg1

Полина Сазонова запись закреплена

Получи 3(. ) бестселлера Фаберлик в ПОДАРОК!

+ бесплатная дисконтная карта со скидками 20%, которая начинает действовать уже с первого заказа!
Эти стиральные порошки ухаживают за стиральной машиной, потому что разрабатывались специально для жёсткой воды,!
Показать полностью.

Можете смеяться, но это почти волшебство !
А что самое приятное – такая стирка вам обойдется в 1 руб!

Концентрированный универсальный стиральный порошок для цветных тканей -справится с пятнами с профессиональной точностью, удалит загрязнения и сохранит яркость вещей.
Кислородный пятновыводитель Extra Oxy – поможет устранить любые, даже застаревшие трудновыводимые пятна.
А ультракондиционер для белья с аромакапсулами «Розовый бархат» сделает вещи мягкими, подарив им нежный цветочный аромат с манящими нотами розового масла и соблазнительными оттенками цитруса и мускуса.
Забирай набор для стирки в за первый заказ https://vk.cc/avYJg1

Юлия Воронина запись закреплена
Татьяна Бусыгина запись закреплена

Мои дорогие студенты!
Задание на неделю с 13.04. – 21.04

1.Заполняйте подробно таблицу далее:
Подростковый возраст. Юношеский возраст.
Показать полностью.

2. Провести разбор фильма про подростков по критериям таблицы: ведущая деятельность, ССР, развитие личности и тп.

Оформляете на отдельном листе.

Желательно, чтобы фильм иллюстрировал реальные проблемы реальных подростков и был не позже 1995г.выпуска. Отдаём предпочтение российским.
Когда вы пойдёте на педпрактику в школу, вам будет легче найти общий язык и что то порекомендовать современным подросткам.

Корейские сериалы не походят.

Татьяна Бусыгина запись закреплена

Добрый день!
Задание по возрастной психологии (с 6 по 12. 04.)

1.Заполняйте подробно таблицу далее: Дошкольный возраст, Младший школьный возраст.

Показать полностью.
2.Темы докладов, которые вы готовите к очным семинарам.

Ранний возраст:
1.Особенности протекания кризиса 3 лет. Как грамотно общаться с ребенком в этот период?
2. Раннее развитие и его методики: за и против

Дошкольный возраст:
1.Развитие психических процессов.
2.Игра как ведущий тип деятельности. Почему сюжетно-ролевая игра более эффективнее для развития ребенка, чем развивающие игрушки? Примеры игр дошкольников и их правила.
3.Личность дошкольника: значение имени, гендерная идентификация, особенности развития самооценки.
4.Особенности развития речи дошкольника, словообразование.
5. Развитие личности дошкольника. Эмоциональная сфера.
5.Психологическая готовность к школе.
6.Какие сказки нужно читать детям различных возрастов?***

Младший школьный возраст:
1. Влияние учебной деятельности на развитие психических процессов.
2. Развитие личности младшего школьника.
3. Психологические трудности первоклассника и способы преодоления

vk.com

Презентация по теме:”Возрастная психология”

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
  • Успейте записаться до 17 декабря!

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Возрастная психология Т.М. Судакова

    Процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Дает характеристику разных возрастных периодов В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности общие для всех Что изучает возрастная психология?

    Метод срезов Сравнительный метод Лонгитюдный метод Наблюдение Эксперимент Беседы, опросы Социометрический метод Стандартизированные тесты Методы возрастной психологии

    Факторы развития психики Биологический наследственность Темперамент, задатки способностей среда Природная среда Социальная среда

    Периодизация и закономерности психического развития ребенка

    Рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый» Периодизация и закономерности психического развития ребенка (по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину)

    Младенческий возраст – от рождения до 1 года ( кризис новорожденности, кризис 1 года) Раннее детство – от1года до 3 лет (кризис 3 лет) Дошкольный возраст – от 3 лет до 7 лет (кризис 7 лет) Школьный возраст – от 7 до 13 лет (кризис 13 лет) Пубертатный возраст – от 13 до 17 лет (кризис 17 лет) Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому

    Она должна быть смыслообразующей для ребенка В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста Признаки ведущей деятельности

    Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов неотчетливы Трудновоспитуемость детей Негативный характер развития Новообразования критических периодов носят переходный характер Особенности критических периодов

    Признак кризиса – потеря ребенка в весе Младенец максимально социальное существо Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка (жизнь ребенка становится индивидуальным существованием, отдельного от материнского организма) Кризис новорожденности (0-2 месяца)

    Общее моторное возбуждение при приближении взрослого Использование крика, плача при привлечении к себе, то есть возникновение инициативы общения Обильные вокализации во время общения с матерью Реакция улыбки Комплекс оживления

    Младенческий возраст (2 месяца- 1год) Ведущий вид деятельности- непосредственно-эмоциональное общение со взрослым Новообразования возраста: к году ребенок произносит первые слова; Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира

    Речь Пассивная: ребенок понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Устанавливает контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, лепета, жестов. Автономная: не совпадает с речью взрослы, артикуляционно, фонетически («би-би»),по значению (многозначность одних и тех же вокализаций) Общение возможно только с людьми посвященными в шифр детской речи и в конкретной ситуации

    Связана с развитием движения ребенка: Движущийся глаз Перемещение в пространстве (переворачивается, поднимает голову, садится, ползает) Хватание Манипулирование предметом Указательный жест Произвольность движений и жестов, управляемость Предметная деятельность –деятельность с предметами согласно их назначению

    Идет через сенсомоторику Знания о людях и окружающих предметах складываются у детей на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Умственное развитие

    Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2013 С. 159-167 Познавательное развитие младенца

    Раннее детство (1-3 года)

    Потребность в любви: дети в возрасте от1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры. Базальная потребность

    И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2013 С.172-181 Вопросы: 1.развитие психических функций 2. Эмоциональное развитие 3.Кризис 3-х лет. Работа с учебником

    Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2013 С. 186-210 Сюжетно-ролевая Образно – ролевая Игра по правилам Дошкольное детство (3-7 лет) – ведущая деятельность – игра

    Речь Память Восприятие Мышление Развитие психических функций у дошкольников

    Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2013 С. 198- 205 Развитие эмоций, мотивов и самосознания

    Личностная Интеллектуальная Волевая Работа с учебником И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология, М, 2013 С. 215-221 Готовность ребенка к школе

    Готовность ребенка к обучению в школе специальная личностная интеллектуальная Эмоционально-волевая физическая Умение читать Принятие социальной роли школьника черезотношение к школе, учебе, к учителям Ориентировка ребенка в окружающем, запас егознаний, усвоенных в системе Радость ожидания обучения; Эмоциональныесвойства личности: сочувствие, сопереживание Состояние здоровья, физическое развитие Умение считать Умение общаться совзрослыми и сверстниками Желание узнавать новое, любознательность Способность соподчинять мотивы,управлять своим поведением Развитие анализаторных систем

    Готовность ребенка к обучению в школе специальная личностная интеллектуальная Эмоционально-волевая физическая Умение писать Умение войтив детское общество Сенсорное развитие Умениеорганизовывать свое рабочее место Развитие мелких групп мышц Умение действовать совместно с другими Развитие образных представлений Положительное отношение к целям деятельности, принятие их Развитие основных движений (бег, прыжки ….) Развитие речи, мышления, воображения Стремление к достижению, преодолениютрудностей

    Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
  • Успейте записаться до 17 декабря!

    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы
    • Судакова Татьяна МихайловнаНаписать 1980 16.02.2018

    Номер материала: ДБ-1195366

    • Дошкольное образование
    • Дошкольники
    • Другие методич. материалы
      16.02.2018 759
      16.02.2018 615
      16.02.2018 177
      16.02.2018 152
      16.02.2018 393
      16.02.2018 111
      16.02.2018 269
      16.02.2018 162

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Возрастная психология картинки
    infourok.ru

    CATEGORIES
    Share This