Воспитательная функция семьи

Воспитательная функция семьи

1. Воспитание как важнейшая функция семьи Функции семьи

И поэтому я решила попробовать написать историю моей семьи Бисембаевых в контексте истории нашей страны. Чтобы увидеть, как история.

Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания: Руководст­во для педагогов. — Серия: Семья и воспитание. — М.: Государственный.

Мне кажется, что для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи. У каждой семьи своя собственная история, но она.

Цель: Объединить усилия семьи и школы в воспитании детей. Коррекция семейного воспитания. Социальная защита семьи и детства

Понимать и употреблять в речи термины «функция», аргумент», зависимая и независимая переменная, область определения функции. Уметь.

Огу «Судиславский срц для несовершеннолетних «Теремок» прошло заседание круглого стола по теме «Здоровье семьи»

Данная работа представляет собой описание жизни простых людей- семьи Миннебаевых- калимуллиных Валеевых. В работе используются методы.

Тема конкурса: ваш рассказ об увлечениях семьи, подкрепленный видеосюжетами (спорт, коллекционирование марок, разведение аквариумных.

Написать рассказ на тему: «Гордость семьи», «Самый замечательный праздник», «Весёлые истории»

Функция это готовая формула ms excel для расчётов, вычислений и анализа данных. Каждая функция может содержать константу, оператор.

При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.

Источник:
Воспитательная функция семьи
Тип: Литература; Размер: 219.38 Kb.; Автору представляется справедливым назвать такую функцию семьи, как воспитание, самой важной, а, точнее, универсальной, интегрирующей все ее функции
[link]http://sov.opredelim.com/docs/162300/index-1607.html[/link]

Воспитательные функции семьи

Семья – многослойное социальное образование и является предметом изучения разноплановых дисциплин. Социальный портрет современной семьи, прежде всего, характеризуется демографическими показателями: численностью, размером и составом семей, коэффициентами брачности, детности и разводимости, числом детей, проживающих в неполных семьях.

Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных, установок, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной психолого-педагогической, специализированной медицинской и социально-правовой помощи. Одновременно педагоги, школьные психологи, социальные работники испытывают затруднения в работе с такими семьями, так как слабо разработано методическое обеспечение компетентного отношения к проблемному поведению детей.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.

Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.

Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

· Демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).

· Социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

· Социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

· Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.

Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: — Питер; 2011 г., 400 стр.

2. Баркан А. Рядовые семейных войн, или Как мы создаем проблемы своим детям: — АСТ; 2009 г., 416 стр.

3. Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: — Сфера; 2009 г., 256 стр.

4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: — Либроком; 2010 г., 218 стр.

Источник:
Воспитательные функции семьи
Реферат
[link]http://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-09-23/vospitatelnye-funktcii-semi[/link]

Воспитательные функции семьи

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом спе­цифических особенностей. Прежде всего это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Ро­дительские чувства, родительская любовь — это своеобраз­ный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Во-вторых, это коллектив, общение членов которого про­исходит постоянно, в самых широких сферах, в разнооб­разных видах деятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.

В-третьих, семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений млад­шим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспита­ниe важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в ос­нове нравственного становления личности школьника.

Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ре­бенка является необходимым фактором социального станов­ления. Только в семейном кругу можно создать и воспроиз­вести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональ­ную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществлять половое воспитание детей, подготовить их к будущей се­мейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жиз­ни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жиз­ни и труда старших поколений, накопить ценный индиви­дуальный ‘опыт деятельности, привычек, отношений.

Под влиянием всего уклада семейной жизни формиру­ются нравственная и общественная направленность лично­сти растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную ос­нову для выработки у школьников верных жизненных по­зиций.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные воз­можности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрас­те обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приоб­ретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы, газеты, радио- и телепередачи ­постоянные спутники школьников в семье — обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, если родители помогают ребенку в отборе источников ин­формации.

Семья может стать основой формирования глубоких мо­рально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений ­любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию.

В семье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба мотивов «хочу» и «нельзя», повседневное приуче­ние детей к полезной деятельности, к преодолению матери­альных и моральных трудностей, к торможению желаний детей, вступающих в противоречие с реальными возможно­стями семьи.

Семейная жизнь во всем многообразии ее особенностей — ­психологических, моральных, бытовых— это и своеобраз­ная школа подготовки хорошего семьянина, школа буду щих жен и мужей , матерей и отцов. Функции семейного о воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания: учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время

они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка .

Источник:
Воспитательные функции семьи
Тема: Воспитательные функции семьи. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Крик. Размер: 15 кб. Категория: Педагогика. Краткое описание: ‘Воспитательные функции семьи.’
[link]http://coolreferat.com/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8[/link]

Воспитательные функции семьи

По определению А.В. Мудрика, «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кото­рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответ­ственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются со­вокупность норм, санкций и образцов поведения, регламен­тирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» К Он выделяет следующие параметры семьи:

■ демографический — структура семьи (бездетная, однодетная, мало-или многодетная, полная или неполная);

и социально-культурный — образовательный уровень ро­дителей, их участие в жизни общества;

■ социально-экономический — имущественные характе­ристики и занятость родителей на работе;

■ технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семья — это ячейка общества. С одной стороны, она отра­жает все серьезные социальные изменения, произошедшие в обществе. С другой стороны, семья во многом определяет наше будущее, ибо она существенно влияет на формирова­ние личности будущего гражданина. Семья отражает в себе все серьезные социальные изменения, происходящие в на­шем обществе. Однако эти изменения не носят зеркального характера, они порой весьма неожиданны и своеобразны и в свою очередь оказывают существенное влияние на об­щественное развитие.

Издавна семья выполняла три основные функции: про­должение человеческого рода (деторождение), воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Сегодня к базовым функциям семьи относят:

■ сохранение жизни и здоровья;

■ удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;

■ рождение и воспитание детей;

■ создание условий, благоприятных для развития и са­мореализации каждого члена семьи;

■ воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов 1.

Таким образом, семья является институтом социализации и воспитания детей. В зависимости от того, как она реализу­ет эти функции, выделяют благоприятные семьи, где оба ро­дителя работают, семья достаточно материально обеспечена, родители занимаются воспитанием ребенка; а также семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может себе найти место. Сегодня также увеличивается чис­ло семей социального риска, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании бла­гоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Появляется тип семьи «новых русских», вы­сокообеспеченной материально, но не всегда благополучной для того, чтобы воспитывать ребенка.

Благополучная семья строится на основе взаимной люб­ви супругов, в основе отношений которых лежит взаимное уважение, взаимопомощь, постепенно появляющиеся сход­ные оценочные суждения. С появлением детей семья при­обретает новые признаки коллектива: совместные цели и перспективы, совместная деятельность по уходу за ре­бенком, общие переживания, связанные с его появлени­ем и развитием. Ведущим, характерным для совместной коллективной деятельности должен быть элемент сопере­живания членов коллектива, в том числе и семейного (удача, неудача, ожидание результатов, поиск путей реше­ния и т. д.). Без сопереживания деятельность перестает быть совместной и превращается лишь в совпадающую во времени.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом спе­цифических особенностей. Прежде всего это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Ро­дительские чувства, родительская любовь — это своеобраз­ный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Во-вторых, это коллектив, общение членов которого про­исходит постоянно, в самых широких сферах, в разнооб­разных видах деятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.

В-третьих, семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений млад­шим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспита­ние важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в ос­нове нравственного становления личности школьника.

Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ре­бенка является необходимым фактором социального станов­ления. Только в семейном кругу можно создать и воспроиз­вести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональ­ную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществлять половое воспитание детей, подготовить их к будущей се­мейной жизни.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жиз­ни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жиз­ни и труда старших поколений, накопить ценный индиви­дуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Закон об образовании обязывает семью создавать необхо­димые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать среднее образование и профессиональную подго­товку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной соб­ственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.

Под влиянием всего уклада семейной жизни формиру­ются нравственная и общественная направленность лично­сти растущего человека, его ценностные ориентации и пси­хологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную ос­нову для выработки у школьников верных жизненных по­зиций.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные воз­можности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрас­те обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приоб­ретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы, газеты, радио- и телепередачи — постоянные спутники школьников в семье — обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, если родители помогают ребенку в отборе источников ин­формации.

Семья может стать основой формирования глубоких мо­рально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений — любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию. В семье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба мотивов «хочу» и «нельзя», повседневное приуче­ние детей к полезной деятельности, к преодолению матери­альных и моральных трудностей, к торможению желаний детей, вступающих в противоречие с реальными возможно­стями семьи.

Семейная жизнь во всем многообразии ее особенностей — психологических, моральных, бытовых — это и своеобраз­ная школа подготовки хорошего семьянина, школа будущих жен и мужей, матерей и отцов. Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка.

«Семейное воспитание — более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соот­ветствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша».

Успешность семейного воспитания зависит от личност­ных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отноше­ний старших, взрослых и детей и др. Важное значение для воспитания ребенка имеет наличие и характер целей вос­питания, их осознание родителями, что определяется лич­ностными ресурсами семьи.

Характеристикой и условием семейного воспитания яв­ляется его стиль, который может определяться как автори­тарный или демократический. Чаще всего на практике эти стили сочетаются либо доминирует один стиль у отца, дру­гой — у матери.

Условием успешного воспитания ребенка является благо­приятная атмосфера в семье, которая в свою очередь зависит от многих факторов. Прежде всего она определяется отно­шениями супругов, родственников, взрослых и детей, кото­рые должны строиться на основе любви, доверия, искренно­сти, уважения достоинства каждого члена семьи, взаимном внимании друг к другу. Эффективным средством создания благоприятной атмосферы является совместная деятель­ность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спек­таклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию высо­конравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрп­ризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет.

Атмосфера семьи в значительной мере зависит от ее со­става. Неполная семья создает трудности, которые невоз­можно в полной мере преодолеть, ребенок чувствует свою неполноценность. Уход из семьи одного из родителей нано­сит очень тяжелую травму детям. Часто это проявляется в снижении успеваемости, раздражительности и замкнуто­сти, грубости и недоверчивости.

Определенные трудности возникают и при воспитании единственного ребенка, который становится центром вни­мания. В такой семье ребенок лишен общения с другими детьми, повседневной заботы о брате или сестре. Значитель­но облегчается воспитание, если в семье несколько детей. Однако созданию таких семей сегодня препятствуют мате­риальные факторы.

Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет был приобщен к делам и заботам семьи, выполнял определенные постоян­ные обязанности при организации быта семьи, участвовал в обсуждении хозяйственных вопросов.

Условием успеха в воспитании детей является авторитет родителей, который построен на уважении своих воспита­телей, доверии и подчинении их требованиям. Авторитет родителей определяется их позицией по отношению к де­тям, другим людям. В свое время А. С. Макаренко ввел по­нятие ложного авторитета, например: «авторитет подавле­ния» , построенный на угрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми, безвольными или агрессивными; «авторитет любви», когда родители без меры заласкивают своих детей; «авторитет подкупа», ког­да родители подкупают хорошее поведение ребенка, успехи его в учебе и др.

Подлинный авторитет родителей построен на уважении ребенка и высоких требованиях к нему и проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, обратиться за сове­том к родителям.

Необходимым условием воспитания детей в семье явля­ется соблюдение режима дня. Родители должны учитывать возраст ребенка при определении нагрузки на него и со­вместно с ним распределить время для занятий, отдыха, общения, посещения кружков, секций. При этом важно пре­дусмотреть время на труд, чтение, просмотр полезных теле­передач. Этому вопросу необходимо уделять первостепен­ное значение с первых дней рождения ребенка и особенно при поступлении в школу. Именно с нарушения режима дня начинается ухудшение здоровья детей, возникают про­блемы в воспитании.

Определенную роль в семейном воспитании играют мате­риальные условия, которые зависят от дохода на каждого члена семьи и определяют затраты на питание, организа­цию досуга, приобретение игр, литературы, оформление жилища, влияют на удовлетворение интересов и потребностей ребенка, создание условий для его развития.

Необходимо обеспечить единство требований к воспита­нию ребенка, которые связаны с выполнением режимных требований, отношением ребенка к своим обязанностям, по­ведением дома, в школе, общественных местах. Ребенок бы­стро разбирается в разноречивых требованиях, начинает подстраиваться под ситуацию, ловчить.

Особенно тяжело отражается на ребенке отсутствие согла­сованности между требованиями школы и семьи. Для обес­печения единства их действий необходимо организовать взаимодействие школы и семьи, так как объектом их заботы и влияния является один и тот же ребенок. Более того, школа располагает значительным арсеналом средств, которые мо­гут способствовать развитию отношений в семье, формиро­ванию благоприятной атмосферы, сплачивать семью, нрав­ственно обогащать опыт взаимодействия родителей и детей.

Источник:
Воспитательные функции семьи
По определению А.В. Мудрика, «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кото­рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответ­ственностью и взаимопомощью, в ней
[link]http://studopedia.ru/17_110888_vospitatelnie-funktsii-semi.html[/link]

CATEGORIES