Воспитательная функция семьи
Воспитательная функция семьи
1. Воспитание как важнейшая функция семьи Функции семьи
И поэтому я решила попробовать написать историю моей семьи Бисембаевых в контексте истории нашей страны. Чтобы увидеть, как история.
Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. — Серия: Семья и воспитание. — М.: Государственный.
Мне кажется, что для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи. У каждой семьи своя собственная история, но она.
Цель: Объединить усилия семьи и школы в воспитании детей. Коррекция семейного воспитания. Социальная защита семьи и детства
Понимать и употреблять в речи термины «функция», аргумент», зависимая и независимая переменная, область определения функции. Уметь.
Огу «Судиславский срц для несовершеннолетних «Теремок» прошло заседание круглого стола по теме «Здоровье семьи»
Данная работа представляет собой описание жизни простых людей- семьи Миннебаевых- калимуллиных Валеевых. В работе используются методы.
Тема конкурса: ваш рассказ об увлечениях семьи, подкрепленный видеосюжетами (спорт, коллекционирование марок, разведение аквариумных.
Написать рассказ на тему: «Гордость семьи», «Самый замечательный праздник», «Весёлые истории»
Функция это готовая формула ms excel для расчётов, вычислений и анализа данных. Каждая функция может содержать константу, оператор.
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
Источник:
Воспитательная функция семьи
Тип: Литература; Размер: 219.38 Kb.; Автору представляется справедливым назвать такую функцию семьи, как воспитание, самой важной, а, точнее, универсальной, интегрирующей все ее функции
[link]http://sov.opredelim.com/docs/162300/index-1607.html[/link]
Воспитательные функции семьи
Семья – многослойное социальное образование и является предметом изучения разноплановых дисциплин. Социальный портрет современной семьи, прежде всего, характеризуется демографическими показателями: численностью, размером и составом семей, коэффициентами брачности, детности и разводимости, числом детей, проживающих в неполных семьях.
Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных, установок, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной психолого-педагогической, специализированной медицинской и социально-правовой помощи. Одновременно педагоги, школьные психологи, социальные работники испытывают затруднения в работе с такими семьями, так как слабо разработано методическое обеспечение компетентного отношения к проблемному поведению детей.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.
Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.
Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.
Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.
Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.
Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
· Демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).
· Социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
· Социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
· Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.
Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.
Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».
Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: — Питер; 2011 г., 400 стр.
2. Баркан А. Рядовые семейных войн, или Как мы создаем проблемы своим детям: — АСТ; 2009 г., 416 стр.
3. Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: — Сфера; 2009 г., 256 стр.
4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: — Либроком; 2010 г., 218 стр.
Источник:
Воспитательные функции семьи
Реферат
[link]http://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-09-23/vospitatelnye-funktcii-semi[/link]
Воспитательные функции семьи
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь — это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это коллектив, общение членов которого происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.
В-третьих, семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитаниe важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.
Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ребенка является необходимым фактором социального становления. Только в семейном кругу можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществлять половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный ‘опыт деятельности, привычек, отношений.
Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.
Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приобретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы, газеты, радио- и телепередачи постоянные спутники школьников в семье — обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, если родители помогают ребенку в отборе источников информации.
Семья может стать основой формирования глубоких морально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию.
В семье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба мотивов «хочу» и «нельзя», повседневное приучение детей к полезной деятельности, к преодолению материальных и моральных трудностей, к торможению желаний детей, вступающих в противоречие с реальными возможностями семьи.
Семейная жизнь во всем многообразии ее особенностей — психологических, моральных, бытовых— это и своеобразная школа подготовки хорошего семьянина, школа буду щих жен и мужей , матерей и отцов. Функции семейного о воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания: учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время
они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка .
Источник:
Воспитательные функции семьи
Тема: Воспитательные функции семьи. Тип: Реферат. Язык: русский. Разместил (а): Крик. Размер: 15 кб. Категория: Педагогика. Краткое описание: ‘Воспитательные функции семьи.’
[link]http://coolreferat.com/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8[/link]
Воспитательные функции семьи
По определению А.В. Мудрика, «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» К Он выделяет следующие параметры семьи:
■ демографический — структура семьи (бездетная, однодетная, мало-или многодетная, полная или неполная);
и социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
■ социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
■ технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Семья — это ячейка общества. С одной стороны, она отражает все серьезные социальные изменения, произошедшие в обществе. С другой стороны, семья во многом определяет наше будущее, ибо она существенно влияет на формирование личности будущего гражданина. Семья отражает в себе все серьезные социальные изменения, происходящие в нашем обществе. Однако эти изменения не носят зеркального характера, они порой весьма неожиданны и своеобразны и в свою очередь оказывают существенное влияние на общественное развитие.
Издавна семья выполняла три основные функции: продолжение человеческого рода (деторождение), воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Сегодня к базовым функциям семьи относят:
■ сохранение жизни и здоровья;
■ удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;
■ рождение и воспитание детей;
■ создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи;
■ воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов 1.
Таким образом, семья является институтом социализации и воспитания детей. В зависимости от того, как она реализует эти функции, выделяют благоприятные семьи, где оба родителя работают, семья достаточно материально обеспечена, родители занимаются воспитанием ребенка; а также семьи неблагоприятные, где ребенок чувствует себя ущербным, не может себе найти место. Сегодня также увеличивается число семей социального риска, имеющих трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Появляется тип семьи «новых русских», высокообеспеченной материально, но не всегда благополучной для того, чтобы воспитывать ребенка.
Благополучная семья строится на основе взаимной любви супругов, в основе отношений которых лежит взаимное уважение, взаимопомощь, постепенно появляющиеся сходные оценочные суждения. С появлением детей семья приобретает новые признаки коллектива: совместные цели и перспективы, совместная деятельность по уходу за ребенком, общие переживания, связанные с его появлением и развитием. Ведущим, характерным для совместной коллективной деятельности должен быть элемент сопереживания членов коллектива, в том числе и семейного (удача, неудача, ожидание результатов, поиск путей решения и т. д.). Без сопереживания деятельность перестает быть совместной и превращается лишь в совпадающую во времени.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь — это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это коллектив, общение членов которого происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности. Семья является сравнительно стабильным коллективом.
В-третьих, семья — разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.
Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ребенка является необходимым фактором социального становления. Только в семейном кругу можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществлять половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать среднее образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.
Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.
Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приобретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы, газеты, радио- и телепередачи — постоянные спутники школьников в семье — обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, если родители помогают ребенку в отборе источников информации.
Семья может стать основой формирования глубоких морально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений — любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию. В семье происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба мотивов «хочу» и «нельзя», повседневное приучение детей к полезной деятельности, к преодолению материальных и моральных трудностей, к торможению желаний детей, вступающих в противоречие с реальными возможностями семьи.
Семейная жизнь во всем многообразии ее особенностей — психологических, моральных, бытовых — это и своеобразная школа подготовки хорошего семьянина, школа будущих жен и мужей, матерей и отцов. Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка.
«Семейное воспитание — более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша».
Успешность семейного воспитания зависит от личностных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отношений старших, взрослых и детей и др. Важное значение для воспитания ребенка имеет наличие и характер целей воспитания, их осознание родителями, что определяется личностными ресурсами семьи.
Характеристикой и условием семейного воспитания является его стиль, который может определяться как авторитарный или демократический. Чаще всего на практике эти стили сочетаются либо доминирует один стиль у отца, другой — у матери.
Условием успешного воспитания ребенка является благоприятная атмосфера в семье, которая в свою очередь зависит от многих факторов. Прежде всего она определяется отношениями супругов, родственников, взрослых и детей, которые должны строиться на основе любви, доверия, искренности, уважения достоинства каждого члена семьи, взаимном внимании друг к другу. Эффективным средством создания благоприятной атмосферы является совместная деятельность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спектаклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрпризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет.
Атмосфера семьи в значительной мере зависит от ее состава. Неполная семья создает трудности, которые невозможно в полной мере преодолеть, ребенок чувствует свою неполноценность. Уход из семьи одного из родителей наносит очень тяжелую травму детям. Часто это проявляется в снижении успеваемости, раздражительности и замкнутости, грубости и недоверчивости.
Определенные трудности возникают и при воспитании единственного ребенка, который становится центром внимания. В такой семье ребенок лишен общения с другими детьми, повседневной заботы о брате или сестре. Значительно облегчается воспитание, если в семье несколько детей. Однако созданию таких семей сегодня препятствуют материальные факторы.
Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет был приобщен к делам и заботам семьи, выполнял определенные постоянные обязанности при организации быта семьи, участвовал в обсуждении хозяйственных вопросов.
Условием успеха в воспитании детей является авторитет родителей, который построен на уважении своих воспитателей, доверии и подчинении их требованиям. Авторитет родителей определяется их позицией по отношению к детям, другим людям. В свое время А. С. Макаренко ввел понятие ложного авторитета, например: «авторитет подавления» , построенный на угрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми, безвольными или агрессивными; «авторитет любви», когда родители без меры заласкивают своих детей; «авторитет подкупа», когда родители подкупают хорошее поведение ребенка, успехи его в учебе и др.
Подлинный авторитет родителей построен на уважении ребенка и высоких требованиях к нему и проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, обратиться за советом к родителям.
Необходимым условием воспитания детей в семье является соблюдение режима дня. Родители должны учитывать возраст ребенка при определении нагрузки на него и совместно с ним распределить время для занятий, отдыха, общения, посещения кружков, секций. При этом важно предусмотреть время на труд, чтение, просмотр полезных телепередач. Этому вопросу необходимо уделять первостепенное значение с первых дней рождения ребенка и особенно при поступлении в школу. Именно с нарушения режима дня начинается ухудшение здоровья детей, возникают проблемы в воспитании.
Определенную роль в семейном воспитании играют материальные условия, которые зависят от дохода на каждого члена семьи и определяют затраты на питание, организацию досуга, приобретение игр, литературы, оформление жилища, влияют на удовлетворение интересов и потребностей ребенка, создание условий для его развития.
Необходимо обеспечить единство требований к воспитанию ребенка, которые связаны с выполнением режимных требований, отношением ребенка к своим обязанностям, поведением дома, в школе, общественных местах. Ребенок быстро разбирается в разноречивых требованиях, начинает подстраиваться под ситуацию, ловчить.
Особенно тяжело отражается на ребенке отсутствие согласованности между требованиями школы и семьи. Для обеспечения единства их действий необходимо организовать взаимодействие школы и семьи, так как объектом их заботы и влияния является один и тот же ребенок. Более того, школа располагает значительным арсеналом средств, которые могут способствовать развитию отношений в семье, формированию благоприятной атмосферы, сплачивать семью, нравственно обогащать опыт взаимодействия родителей и детей.
Источник:
Воспитательные функции семьи
По определению А.В. Мудрика, «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней
[link]http://studopedia.ru/17_110888_vospitatelnie-funktsii-semi.html[/link]