Внутрисемейные отношения

Ваш психолог

(Семинар-тренинг для родителей младших подростков)

Раскрыть причины появления тревожности у детей.

Убедить родителей в том, что «острый недостаток ласки в семье» – причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости, проституции у детей.

Убедить родителей в том, что внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

В кабинете стулья расставлены в виде эллипса или круга.

В тренинге принимают участие родители, классный руководитель, педагог-психолог, завуч по учебной и воспитательной работе, директор школы.

Мяч, фломастеры, чистые листы бумаги, разноцветные бумажные лепестки.

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, учителей, воспитателей.

Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить родителей в том, что неталантливых детей не бывает.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.

Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает прежде всего в семье. Если его любят, с ним считаются разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознательный, здоров, счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.

Тип семьи и ее социально-экономический статус связаны с личностным развитием ребенка. Полная, неполная, материнская, отцовская, многодетная, альтернативная (отношения не оформлены юридически), маргинальная, студенческая и другие – с такими типами семей встречаются психологи в своей работе. По статистике, каждые две семьи из трех оказываются проблемными. По наблюдениям и результатам психологической диагностики можно констатировать у младших подростков высокий уровень тревожности. Это проявляется в наличии отклонений в эмоциональном развитии, в общении (логоневрозы); страхов; агрессии, негативных эмоций (замкнутости). У детей низкий уровень саморегуляции. Как мы видим, картина печальная.

Наша прямая обязанность — выявить причины спада положительных эмоций у детей.

Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него случаются серьезные психические срывы. Часто это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и ослабления иммунитета. Мало того, «недоласканность» – одна из причин проституции, причем не ради наживы, а ради удовлетворения голода на прикосновения.

Вы, наверное, замечали, что плачущий ребенок, который просит помощи, скачала утыкается в подол матери ил и в ноги отца, а уже потом, немного успокоившись, начинает рассказывать о случившемся. Что делает взрослый человек в это время? Он гладит ребенка по голове, по спине. Это один из способов успокоить его. Важную роль играет частота поглаживания (40 движений в минуту), получается своеобразный массаж. Есть подтверждение, что после сеанса массажа дети гораздо лучше справляются с математическими задачами.

Многочисленные опыты показали, что те животные, которые получают регулярные «дозы» ласк, психологически устойчивее и смелее. Они быстрее развиваются, лучше соображают и реже болеют. Равнодушное отношение делает животное жестоким и трусливым. То же и с людьми.

Больше всего от отсутствия ласки страдают дети. Даже если таких детей завалить игрушками, это не помогает: недоласканные дети не умеют играть. Ведь у них нет опыта проявления любви и заботы. А потому и со сверстниками они не находят общего языка, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми и могут даже ударить.

Это так называемый «синдром детдомовских детей», которые не умеют правильно обнять, избегают взрослых. Такие дети часто болеют, тяжело переносят даже простуду. Из-за неумения выразить свои чувства они часто прибегают к агрессии. У психологов и психотерапевтов есть специальный диагноз: «острый недостаток ласки».

«Чтобы ребенок вырос здоровым и психически уравновешенным, нужно постоянно удовлетворять его потребность в нежных прикосновениях», — говорят специалисты центра сексологии и сексопатологии.

Когда мама инстинктивно гладит ребенка по голове, берет на руки, она даже не осознают всей значимости этих процедур: прикосновение матери не заменит никто и ничто. Если человек не познал в детстве любви и нежности, для него возможны лишь два пути: он спрячется под маской агрессивности или будет всю жизнь стремиться компенсировать недостаток ласки. Такой человек почти обречен вечно скитаться «по рукам»: он ненасытен, как Дон Жуан, и так же несчастен.

В Набережных Челнах есть детский сад, где создана «группа риска по проституции». Там собраны девочки, которые слишком рано были отданы в ясли, и у них зафиксирована острая потребность в ласке. Психологи считают, что существует большая вероятность, что эти дети вырастут глубоко несчастными и даже в супружестве будут искать удовлетворение на стороне. В детском саду делают все, для того чтобы этого не произошло.

Недоласканная до шести лет девочка будет слушать мать только в период полового созревания, а потом станет совершенно безразличной как к ласковым прикосновениям, так и к выбору партнера.

Все маньяки, которые проходили через экспертизы психиатров, сознались, что в детстве они не были нужны своим матерям. У одного из самых жестоких – знаменитого Молошенко – мать была проституткой. Когда он плакал, надрываясь до хрипоты, она демонстративно гуляла около дома. Этот маньяк никогда не играл со сверстниками. А уже в восемь лет стал охотиться с ружьем и считал удачным выстрел только в том случае, если успевал подбежать к агонизирующему животному. С тридцати лет он стал насиловать женщин.

Агрессивность отверженного становится единственным способом общения с миром и самим собой. Он жесток, потому что не знает ничего другого. Маньяк не мстит за свое несчастье: он социально опасный страдалец. И все потому, что его в детстве не ласкали.

Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разработок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям.

Любите, ласкайте своих детей!

Занятие начинается с ритуала, придуманного членами группы: все садятся в круг, берутся за руки и проговаривают вслух строчку из песни Юрия Визбора «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Упражнение 1. «Знакомство»

Психолог. Представьте, что все мы лепестки цветка. Сядьте поближе друг к другу, закройте глаза и представьте себе, какой цветок у вас получится.

Членам группы предлагаются лепестки разного цвета. Участники выбирают тот лепесток, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему хочется. Потом все обращаются друг к другу по имени в течение всего занятия. В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками-именами.

В конце игры каждый член группы объясняет, почему он выбрал лепесток именно такого цвета.

Упражнение 2. «Здравствуй, я рад(а) тебя сегодня видеть здесь. «

Психолог предлагает продолжить фразу всем членам группы по очереди. Предлагается по кругу сказать друг другу что-то хорошее, приятное, обязательно от всей души.

В конце психолог выясняет у участников, что они почувствовали, выполняя это упражнение.

Упражнение 3. «Нарисуй свой страх и победи его»

Психолог. Многие родители обеспокоены появлением страхов у детей. Надо отметить, что страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и другие), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Часто он защищает от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует поведение. Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. В некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Приобретение жизненного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволит ребенку справиться со своим страхом, стать уверенным в себе.

Родителям предлагается нарисовать свои страхи на листе ватмана.

После этого психолог дает рекомендации родителям по проведению этого упражнения с ребенком.

Перед рисованием страхов с ребенком желательно поговорить, задавая ему такие вопросы: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался?» и другие. Затем ему предлагается нарисовать свои страхи. Для этого необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования рекомендуется еще раз с ребенком поговорить о том, чего же он конкретно боится. После этого нужно взять ножницы и попросить его разрезать «страх» на мелкие кусочки. Когда страх разлетится на крошечные кусочки, покажите, что теперь его собрать невозможно. Положите эти мелкие кусочки в мешок, а мешок сожгите: вместе с ним «сгорает и страх, больше его никогда не будет.

Упражнение следует повторить через 1-2 недели. Повторять его нужно до тех пор, пока просьба «нарисуй свой страх» не вызовет у ребенка недоумение.

Упражнение 4. «Ругаемся овощами»

Психолог. Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов. Но, с другой стороны, перед нами несчастное существо, которое никто не понимает, не ласкает и не жалеет.

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение ребенка чего-то важного.

Психолог предлагает членам группы поругаться, но не плохими словами, а названиями овощей: «Ты – огурец, а ты редиска», «Ты – морковка, а ты – тыква» и так далее.

Прежде чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

Упражнение 5. «Сломанная кукла»

Психолог. Нередко родителей тревожит несобранность детей, их излишняя активность. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить его с методами саморегуляции.

Выполните следующее упражнение.

Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, ноги. Она вся разболталась. С ней не хотят играть. Потрясите всеми сломанными частями одновременно. А теперь собирайте, укрепляйте веревочки – медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите ее. Теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко. Выпрямите ноги. Все – куклу починили, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!

Предложите дома при необходимости это упражнение своему ребенку.

Упражнение 6. «На сегодняшнем занятии я. «

Все участники по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что особенно понравилось? Что хотелось бы сделать по-другому? Какие претензии есть к группе или к психологу?

Свои высказывания начинают со слов: «На сегодняшнем занятии я. «

Заканчивается занятие ритуалом: все берутся за руки и дарят друг другу самую добрую на свете улыбку.

После окончания практической части родители занимают свои места. Им предлагается выступить, задать вопросы присутствующим. Психолог рекомендует прочесть методическую литературу. Также предлагается выставка книг по проблеме «Помоги себе и своему ребенку».

  1. «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», №1, 1998, с. 22-31.
  2. «Комсомольская правда», 24 апреля 1998.
  3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. «Школьный психолог», №44, 1998, с. 8-9.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нам важно узнать, что вы считаете наиболее значительным для своего ребенка.

  1. Ф. И. О. родителей _____________________________________
  2. Имя ребенка, возраст ___________________________________

3. Есть ли еще дети в семье (их возраст)

Да ________ Нет ________

4. Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

Да ________ Нет ________ Иногда ________

5. Единодушны ли вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?

Да ________ Нет ________ Иногда ________

6. Кто, как вы считаете, ответственен за воспитание ребенка?

Семья _____ Социальная среда _____ Школа _____

7. Ваш ребенок именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить?

Да ________ Нет ________ Не знаю _________

8. Часто ли вы реагируете «взрывом» на поступки ребенка, а потом жалеете об этом?

Да ________ Нет ________ Иногда _________

9. Вам случается просить прощение у ребенка за свое поведение?

Да ________ Нет ________ Иногда _________

10. Считаете ли вы, что понимаете внутренний мир ребенка?

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Быт семьи подчинялся определенным семейным законам и отличался строгостью порядков. Вся власть в семье была сосредоточена в руках ее главы. Слово главы семьи — будь она большая или малая — было законом для всех остальных [Дубровин, 1871.

читают отца, подчиняются ему. После отца все его права переходят первенцу. Первый сын есть и остается главой всех братьев» [Schlatter, 1836. S. 295].

Женская работа по дому и хозяйству также была регламентирована существовавшими патриархальными порядками. Женской половиной семьи руководила старшая по возрасту и положению женщина, при наличии бабушки — она (анай). Характеризуя вообще положение женщины в семье, М. О. Косвен заметил, что «область ведения этой «старшей» составляет домашнее в узком смысле, или «женское хозяйство»» [Косвен, 1963. С. 51]. Подчеркивая роль женщины в ногайской семье, Н. Ф. Дубровин заметил: «Между женщинами в семействе существует также чинопочитание. Младшая слушает старшую, а жена хозяина повелевает всеми женщинами и даже младшими женами своего мужа» [Дубровин, 1871. С. 23]. Ели по старшинству: первыми — старшие мужчины, затем — младшие и т. д. Подчинение младших старшим распространялось и за пределы семьи.

Существовавшие внутри семьи обычаи и традиции ногайцев имели аналогии у многих соседних им народов. Определенные взаимоотношения складывались и среди высших ногайских сословий. Передавая элементы своего общественного этикета окру

жающим народам, эти сословия не могли не перенимать удобные формы общения из этикета других народов. Это было замечено и посторонними наблюдателями. Например, в пояснительной записке о личных правах туземного населения Кубанской области читаем: «Знаки наружного уважения, оказываемого ногайцами своим мурзам, согласовались с обычаями адыгейского этикета» [ГАКК. Ф. 348. On. 1. Д. 9. Л. 41].

Интересный случай рассказала Р. А. Уракчиева из а. Адиль- Халк. В пору ее молодости, в 1930-е годы, семья ее отца Амербия должна была сфотографироваться. Но он был приверженцем народных обычаев и поэтому даже на фотографии «не имел права показываться вместе со своей семьей», так как это увидел бы старший брат Орусбий. По просьбе Амербия с его семьей сфотографировался старший брат.

В малой семье, хотя ее строй также сохранял традиционные патриархальные порядки, экономические отношения допускали больший демократизм в положении женщины. Как в той, так и в другой семье ее глава мог пользоваться авторитетной властью и уважением не только в силу экономических порядков, но и постольку, поскольку его поведение было безупречно. Ссоры и разлад в семьях были нечастыми явлениями [Дубровин, 1871. С. 271].

Как и при вступлении в брак, при разводе решающее слово было за мужчиной. Развод почти всегда зависел от воли мужчины. Причинами расторжения брака он мог выставить бесплодие, неизлечимую болезнь, неверность жены.

Тяжелое положение женщины было обусловлено патриархальным бытом, усугубленным исламом. Однако сохранились отголоски древнего, более высокого положения женщины у ногайцев. Некоторые наблюдатели отмечали, что женщины — советчицы мужей, они принимают активное участие в увеселениях, не являются рабынями [Семенов, 1895. С. 382; Архипов, 1858. С. 350]. О том же свидетельствуют народные песни «Шора баьтир», «Азавнур». Существуют пословицы, показывающие уважение к женщинам: «Эрдинъ атын аты шыгарар яде хатыны шыгарар» («Имя мужа будет известно благодаря коню или жене»), «Орта йолда арбанъ сын- масын, орта яста хатынынъ оьлмесин» («Пусть на полпути арба не сломается, а в среднем возрасте пусть жена не умирает»).

Девушки во время народных и мусульманских праздников ходили по аулу, участвовали в танцах, гуляньях. А. Архипов писал: «Девушки, эти скромницы при посторонних, резвые наедине, одетые в шелковые бешметы или в парчовые фуфайки и глянцевитый

атлас, в цветные шальвары из канауса и в эти ревнивые чадры, и с опускающимися до самой земли косами, заплетенными в жгуты с белою материею и лентами, бродили игривыми толпами по мягкой мураве» [Кавказ. 1850. № 78]. Вместе с юношами они участвовали в игре «шеншек ойын» (качели). В бракоразводном праве были нормы, ограждавшие достоинства женщины. В случае ложного обвинения жены в неверности она могла сама уйти от мужа и при этом сохранить за собой калым [АКАК. Т. VIII. 1881. С. 777].

Сведения о законах и обычаях от 1837 г. сообщают о некоторых экономических правах женщин в семье [ГАСК. Ф. 249. Оп. 3. Д. 2584. Л. 53].

Необходимо заметить, что положение женщины в семье у кочевых и оседлых групп было неодинаковым. У оседлых групп в силу большого влияния религии, а также обычного для оседлости образа жизни женщины больше терпели отрицательные стороны адата и шариата. Кочевая жизнь была все-таки более демократичнее, свободнее. Приведенные выше примеры относительно некоторой демократии в жизни девушек и женщин отражают главным образом быт кочевых ногайцев Северо-Западного Прикаспия. Кстати, на такое положение женщин у народов Средней Азии обратил внимание С. М. Абрамзон. «По сравнению с женщиной у оседлых народов Средней Азии киргизка, как и казашка, находилась в более благоприятных условиях. Она не была затворницей, не должна была закрываться, имела право открыто находиться в мужском обществе (если среди мужчин не было лиц, которых она обязана была избегать по обычаю)» [Абрамзон, 1957. С. 260].

Следует отметить и то, что положение женщины зависело от условности и материального благосостояния ее семьи. В «высших кругах» общества в силу существующих порядков женщина должна была четко выполнять предписанные законы и обычаи, а женщины «низших слоев» были больше обеспокоены хлебом насущным, и здесь регламент несколько размывался, патриархальные порядки между мужем и женой нередко носили товарищеский характер. Приведенные примеры демократичности внутрисемейных отношений, особенно положение женщины, отражая период кочевого образа жизни, свидетельствуют о том, что они были известны ногайцам издавна, и если являются лишь некоторыми остатками

Сравнивая положение ногайской женщины с женщиной Средней Азии и Казахстана, остановимся на одной интересной детали. Почти у всех народов, с кем ногайцы имеют связи или живут в настоящее время рядом, женщина, обращаясь к мужу или говоря о нем, не называет его по имени. Эта традиция распространена у многих народов. У ногайцев есть слово «бай», обозначающее «богатый». У кубанских ногайцев мужа называют байым (мой господин или муж). Такую же нагрузку данное слово несет при обращении к мужу у киргизов, у которых «при посторонних она называла его абышка (старик) или кожоюнум (мой хозяин). Еще чаще было обращение к мужу байым (мой господин или муж)» [Абрамзон, 1971. С. 260].

Таким образом, форма семьи у ногайцев имела в своем развитии такие же этапы, как и у кочевых народов Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа. Поэтому они легко вписываются в те рамки, которые уже отмечены многими исследователями по этим народам, и тем самым подтверждают правомерность их выводов.

триархальных началах семья должна была отвечать практическим потребностям своего времени, а следовательно, быть достаточно рациональным механизмом хозяйственной деятельности, детопро- изводства, социализации и других функций всякой семейной ячейки» [Смирнова, 1983. С. 36].

Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка

Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка

Нельзя рассматривать личность ребенка вне системы его отношений с окружающими, ведь именно в этой системе происходит развитие и формирование его личности. В.Н. Мясищев отмечал, что система отношений формируется в ходе всей истории развития человека, в том числе и в процессе общения. Именно в общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером.

Отношения представляются в качестве временных связей человека как личности-субъекта с объективной действительностью или с отдельными ее сторонами. Их предметом могут быть самые разные стороны деятельности человека, а объектом — все явления природы, события общественной жизни, люди и сама личность.

Б.Г. Ананьев выделял из общей совокупности отношений личности ко всему окружающему и самому себе главную систему отношений по принципу значимости для человека: общество и общественные идеи, труд — как способ существования человека, других людей, собственную деятельность и личность человека. Внутренние отношения личности возникают из системы действительных взаимоотношений людей и превращаются в определенные качества, привычки, формируя черты характера.

А.А. Бодалев, рассматривая механизмы воспитательного воздействия, отмечал, что существует возможность формирования у ребенка устойчивого отношения ко всему, что его окружает. Здесь возникает проблема поиска наиболее устойчивых связей, отношений, определяющих облик личности.

Ведущую роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста играет общение ребенка со взрослыми. Это естественно обусловливает доминирующее место отношений ребенка с родными в семье среди других его межличностных отношений.

Проблеме влияния семьи на ребенка посвящены многочисленные работы по социальной психологии, педагогике, философии, психиатрии.

Представляется вполне закономерным тот факт, что семья стала объектом изучения специалистов разных наук, так как она является тем социальным институтом, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки социального поведения.

Семья формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, которая в значительной мере сохраняется в течение жизни, а так же оказывает модифицирующее влияние на поведение в каждый определенный период времени.

Вместе с тем семья не является изолированным институтом (Н.В.Кузьмина). Она делит сферу влияния с другими педагогическими системами (ясли, детский сад, школа), однако остается главной, поскольку все воздействие других педагогических систем преломляется под углом зрения семьи.

Наряду с этим необходимо отметить, что роль семьи неодинакова на разных стадиях развития ребенка, его социализации. Наиболее важную роль семья играет в жизни ребенка в период его первичной или ранней социализации. В это период у него создается тот “базис”, та первооснова характера, на которой может быть построена структура позитивно социализированного индивида.

Представляя собой малую группу, своего рода социальный “микрокосм”, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. С другой стороны, семья неоднородная, а дифференцированная социальная группа. Она неоднородна по возрасту, полу, а подчас и профессии участников группы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.

То, что семья является первым и ведущим социальным институтом в процессе социализации человека, сейчас ни у кого не вызывает сомнения. К настоящему периоду в советской психологии и педагогике накопилось большое количество работ, в которых тщательно анализируются различные аспекты влияния семьи на формирование личности ребенка, отдельные стороны и компоненты ее воспитательного потенциала.

Воспитательные возможности семьи раскрыты в ряде коллективных трудов.

Исследователям удалось доказать неоднородную роль разных факторов семейной жизни в воспитании молодого поколения, таких как материальные и бытовые условия в семье; численность и структура семьи, социально-экономический статус членов семьи, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых, эмоционально-психологический климат, психологическая зрелость и уровень педагогической культуры родителей.

Ведущим среди всех этих факторов признаются внутрисемейные отношения. Центральное место внутрисемейных отношений среди других факторов обуславливается тем, что последние являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. В них как бы фокусируется и выражается все богатство общественных отношений, а, стало быть, создается возможность для раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения, в отличии от других общественных отношений, обладают целым рядом особенностей, обеспечивающих духовный потенциал ребенка.

К ним относятся:

1. непосредственность контактов членов семьи, где в большей степени удовлетворяется первостепенная потребность в общении ребенка (Е.А.Аркин, Л.И.Божович, М.Ю.Кистяковская, М.И.Лисина, А.А.Люблинская);

2. общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих глубоко личные, сокровенные и задушевные связи, опирающиеся на супружескую, родительскую и сыновнюю (дочернюю) любовь и привязанность. Все это является источником формирования высоконравственных качеств, мажорного мироощущения, положительного самочувствия и уверенности в себе у детей. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.

3. семья, семейные отношения содействуют формированию личности человека в течение всей его жизни, тогда как влияние других институтов носит только временный характер. Более того, для детей раннего и дошкольного возраста, когда общение затруднено из-за особенностей и возможностей ребенка, общение с родителями и другими членами семьи является главным каналом, по которому среда оказывает влияние на развитие детей.

Ведущее место семьи, родительских отношений в обеспечении необходимой детям данного возраста потребности в родительской любви, опеке и понимании (И.С.Кон, А.А.Люблинская, М.И.Лисина, Т.А.Репина, С.П.Тищенко, А.С.Спиваковская, С.Г.Лкобсон).

Доминирующая роль внутрисемейных отношений была доказана в ряде эмпирических работ, проведенных за последние годы. Общим для всех исследований является вывод о том, что семья с прочными контактами, уважительным отношением к детям способствует формированию у последних таких качеств, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, самостоятельность, чуткость.

Для таких детей свойственно более адекватное социальное поведение, самосознание, а, следовательно, более развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивает их высокий престиж в группе сверстников и создает благоприятную систему взаимоотношений между ними и окружающими людьми.

В семьях с авторитарным стилем взаимоотношений формирование названных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.

В.П.Левкович проводил обследование зависимости успеваемости, характера социального поведения, общественной активности и нравственного развития детей от специфики их взаимоотношений с родителями. Оно показало, что на ребенка оказывают патогенное воздействие не только разные формы негативных межличностных отношений в семье, но и такой тип взаимоотношений, при котором родители игнорируют духовный мир ребенка.

Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходим высокий уровень взаимной информированности между ними, доверчивость друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная оценка ребенка родителями. Отсутствие этих условий приводит к многим отклонениям в развитии личности (неуспеваемость, низкая социальная активность, негативные формы поведения, высокая раздражительность, подавленное настроение).

И.В. Комановским была выявлена некоторая зависимость между уровнем нравственного развития первоклассников и профессиональной культурой, образованием и возрастом родителей, материальным состоянием семьи и пр. Однако, самая высокая зависимость наблюдалась между нравственным уровнем учащихся и теми отношениями, которые сложились у ребенка с другими членами коллектива. Эти отношения, в свою очередь, зависят от нравственного уровня самих родителей, их социальной направленности и авторитета, времени общения с ребенком родителей, характера совместной деятельности в семье.

К аналогичному выводу пришли и многие другие авторы:

В.В.Кондратова, Л.К.Пелипенко, Т.А.Репина, Н.А.Стародубова, В.Я.Титаренко). Полученные ими результаты свидетельствуют о том, что главным фактором семейного воспитания является характер взаимоотношений между членами семьи.

Большое значение для становления таких социальных качеств личности, как ответственность, внимание к другим членам семьи, готовность к взаимопомощи, коллективная направленность, отзывчивость, имеет совместная деятельность родителей и детей в семье. Такое сотрудничество способствует духовному сближению членов семьи за счет многочисленных контактов, неизбежно возникающих по ходу данной деятельности.

Поведение ребенка, в конечном счете, определяется его положением в семье. М.И. Барлишевский показал, что способности ребенка к саморегуляции поведения во многом определяются спецификой его статуса в семейном коллективе. У детей с чрезмерно высоким статусом, которые с ранних лет привыкли быть в центре внимания семьи, наблюдается задержка в развитии таких важных моментов саморегуляции, как рефлексия, самооценка, склонность к самоконтролю, ориентация на интересы окружающих.

Обобщая итоги перечисленных выше работ, можно сделать вывод о том, что внутрисемейные отношения действительно оказывают влияние на процесс формирования отношений ребенка с окружающими, особенности его поведения. Но, признавая ведущую роль семьи в воспитании ребенка, никто из названных авторов не выделял семейные отношения в качестве самостоятельного предмета изучения. Они обследовались лишь как одно из условий (хотя бы и главных) формирования того или иного качества личности. Поэтому изучение внутрисемейных отношений не было достаточно последовательным: не все компоненты выделялись, а если какие-то отдельные компоненты и выделялись, то их значение и роль не анализировались в целостной системе взаимоотношений.

Семья способствует становлению личности не только тем, что многочисленные нравственные ее качества рождаются именно в семейном общении, но и тем, что процесс усвоения нравственных норм, правил поведения тоже зависит от того, какого характера взаимоотношения существуют между ее членами.

В.А. Антонович была выявлена неоднозначная взаимосвязь между особенностями усвоения этических норм детьми и эмпатией, определяемой характером взаимоотношений в семье. Постоянный положительно-эмоциональный контакт в семье, вовлеченность родителей во внутренний мир переживаний ребенка способствует развитию у него альтруистической эмпатии. В таком случае ребенок способен раскрывать и распознавать подлинную сторону нравственных отношений, прогнозировать последствия своих поступков для окружающих людей, конечным результатом этого становится то, что он старается сознательно соблюдать моральные нормы ради благополучия других людей. Отрицательный опыт эмоционально-нравственных отношений способствует развитию эгоцентрических эмпатических переживаний, отрицательно влияющих на развитие ребенком этических норм.

Явное влияние семьи на усвоение нравственных норм дошкольниками показано в работе З.Р. Кадыровой. Автором было установлено, что тип семейного воспитания определяет не только особенности нравственных представлений, социального поведения ребенка, но и успешность формирования у него новых этических норм с помощью целенаправленных воздействий. При демократическом воспитании дети не только проявляют сочувствие и сопереживание, инициативно оказывают помощь другим, но и способны осознать мотивы нравственных поступков.

Высокая степень покорности, тенденция к безусловному послушанию, эгоистичная направленность поведения и низкий уровень усвоения нравственных норм характерны для детей тех семей, где воспитание основывается на требованиях слепого подчинения власти и авторитету взрослых.

А.А. Фурутан, давая практические рекомендации родителям, отмечает, что люди, испытавшие сильный контроль и давление со стороны родителей, безынициативны, чрезмерно впечатлительны, обладают заниженной самооценкой. Если же родители снимают с сына или дочери ограничения и необходимые для его возраста обязанности, то ребенок теряет возможность овладеть культурой поведения, в следствие чего становятся неуправляемыми в детстве и, повзрослев, сталкиваются с бесчисленными трудностями.

Нужно отметить, что в данных работах обследование семейного воспитания проводилось достаточно односторонне: выяснялись (с помощью анкеты и беседы с родителями) лишь характер требований родителей к ребенку, их ориентация на этические нормы и единичные эмоциональные реакции родителей на поступок ребенка, в связи с этим картина семейных отношений здесь чрезмерно упрощается.

Семейные отношения, помимо нравственно-поведенческой сферы личности, оказывают воздействие и на другие ее стороны: волевую, мотивационную сферу, процесс половой идентификации, успеваемость в учебной деятельности, установку на жизненные перспективы, успех и результативность воспитательных усилий родителей и других взрослых на ребенка.

Рассмотренные выше и аналогичные им работы можно отнести к одному направлению, центральным стержнем специфики которого является интерес к определению роли разных аспектов семейного воспитания в усвоении ребенком нравственных норм, развитии эмпатии, бесконфликтности в поведении.

К другому направлению можно отнести те исследования, содержание которых составляет более узкая проблема: зависимость социальных связей ребенка от особенностей внутрисемейных отношений. Это направление имеет также возможность рассматривать успешность построения отношений ребенка с окружающими.

А.А.Бодалев. А.Я.Варга, С.В.Ковалев, А.И.Захаров, Т.И.Комиссаренко, А.А.Люблинская, В.Я.Титаренко, А.С.Спиваковская, И.С.Кон единогласно утверждают, что особенности взаимоотношений родителей и детей закрепляются в собственном поведении последних и становятся моделью для дальнейших контактов с окружающими.

“Стиль взаимоотношений взрослых с детьми, — пишет С.В.Ковалев, — оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания — воспитания взаимоотношений”. Это происходит именно потому, что в общении со взрослыми ребенок больше всего усваивает свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, который в свою очередь определяет его психический склад и способствует завершению формирования свойств его личности.

“Особенность отношений родителей к детям, — считает Л.Джексон, — настолько закрепляется у последних в их собственном отношении к окружающим и их оценкам, что на основании анализа их у детей можно конструировать меру гармоничности или напряженности положения ребенка в семье”.

Состояние некоммуникабельности как аномальная черта личности в детские годы обладает свойством сохраняться и даже развиваться в дальнейшем и в том случае, когда факторы, вызывающие ее к жизни, уже отсутствуют.

Результаты исследований Л.А. Холевой и З.М. Богуславской дают конкретный материал, свидетельствующий о прямой зависимости общения дошкольника от типов семейных отношений. Если между членами семьи складываются теплые, доброжелательные отношения, эмоциональная привязанность и взрослые единогласны в вопросе воспитания ребенка, интересуются его проблемами, постоянно занимаются им и привлекают его к совместной деятельности, то кроме хорошего умственного развития, трудолюбия, высокой социальной активности, ребенку присущи интимно-близкие отношения со всеми другими взрослыми и благоприятные отношения со сверстниками. Он быстро налаживает контакты с товарищами, проявляет сочувствие и содействие по собственной инициативе, умеет контролировать свое поведение.

Ограниченность содержательного отношения с окружающими наблюдается у детей, родители которых либо слишком опекают своего ребенка, либо проявляют к нему деловые, холодные, пренебрежительные отношения. В этом случае у ребенка складывается стойкая отчужденность, недоверие и не расположенность к взрослым (в том числе к родным), негативизм и замкнутость. Р. Дрейкурс подчеркивал значение демократических отношений в семье, так как считал ее средой, в которой формируется представление ребенка о себе, его Я-концепция и начинается развитие его социальной природы.

Влияние на особенности общения дошкольников рассматривается в работах И.А. Байновой и А.Я. Варги, в которых показано значимое различие в деятельности общения детей, воспитывающихся в семье, и детей, воспитывающихся в детском доме, лишенных родительской любви и внимания.

Я.А.Коломинский не только показал взаимодействие между двумя сферами общения в двух подсистемах взрослый-ребенок и ребенок- ребенок, но и выявил, как это воздействие осуществляется. Он считает, что возможны два варианта соотношения положения ребенка в этих подсистемах. Если ребенок занимает благоприятное или неблагоприятное положение в одной подсистеме, то он занимает такое же положение и в другой.

Этот вариант является наиболее типичной тенденцией в развитии взаимоотношений детей.

Другой вариант: если ребенок занимает благоприятное положение в одной системе, то оно у него неблагоприятное в другой и наоборот. Здесь либо действует принцип компенсации, либо эти положения остаются декомпенсированными. Взаимодействие двух подсистем Я.Л. Коломинским объяснялось тем, что ребенок в общении со взрослыми усваивает некоторые качества личности и формы поведения, которые либо повышают, либо понижают его положение среди сверстников. Помимо того, здесь идет и процесс реализации ребенком воспитательных воздействий, касающихся формирования отношений со сверстниками и способов общения с ними.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что, несмотря на обилие теоретических работ и эмпирических данных, реальная, многомерная картина влияния внутрисемейных взаимоотношений на социальное поведение. В одних работах эти взаимоотношения обследованы неполно, не все параметры их представлены и проанализированы, в других — не учтена внутренняя позиция ребенка при восприятии родительских отношений, игнорирована активность личности при выборе позиции по отношению к окружающим, и, наконец, остается открытым вопрос о механизме этого влияния.

С методической стороны нужно отметить, что те методы, которые использовались авторами в вышеописанных работах, позволили выявить лишь объективные внутрисемейные отношения, но не отражали личностный смысл этих отношений для ребенка. А это очень важно для понимания социального поведения ребенка. В этой связи В.С. Мухина пишет: “одни и те же детерминанты могут породить многообразие формы поведения и привести к разным личностным образованиям. В поведении человека многое зависит от того, какую значимость приобретает для него та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл имеет та или иная система ценностей”.

Изучение литературы по проблеме внутрисемейных отношений и их роли в развитии социального поведения ребенка позволяет сделать вывод о том, что внутрисемейные отношения, в отличии от других общественных отношений, обладают целым рядом особенностей, обеспечивающих развитие духовного потенциала ребенка. В силу этого семья является первым и ведущим социальным институтом в процессе социализации человека.

Внутрисемейные отношения оказывают значительное влияние на процесс формирования отношений ребенка с окружающими: семья способствует становлению личности не только тем, что многочисленные ее качества рождаются именно в семейном общении, но и тем, что процесс усвоения норм, правил поведения находится в прямой зависимости от того, какого характера взаимоотношения существуют между ее членами.

Жданова Наталья Александровна

Жданова Наталья Александровна. Влияние внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов подростков : диссертация . кандидата психологических наук : 19.00.13 / Жданова Наталья Александровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Воронеж, 2010.- 254 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/375

Актуальность исследования. Социальная ситуация в России, связанная с переходом на рыночную экономику, привела к трансформации традиционных ценностей как в обществе, так и в семье, изменив характер взаимоотношений между людьми. Условия и факторы социально-экономической нестабильности, реформирование всех сфер экономической, политической и культурной жизни повлияли на психологические, материальные возможности семьи.

Негативные тенденции в развитии внутрисемейных отношений привели к ослаблению союза родителей и детей, супругов и распаду семейного хозяйства. Приходится констатировать, что в настоящее время продолжается ускоренная деформация жизненных ценностей, которая накладывает отпечаток на внутрисемейные отношения (Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер).

В российской ситуации современные семьи не являются однородными. Они отличаются между собой по структуре, типу главенства в семье, семейному укладу, стажу, атмосфере в семье и т. д. Каждую из категорий семей характеризуют присущие только ей специфические внутрисемейные отношения, определяющие роли членов семьи, позиции, связи, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, цели семьи, потребности её членов (Э. Арутюнянц, А.И. Захаров, А.Е. Личко, М. Сигельман, А.С. Спиваковская, А.Б. Холмогоров, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).

Следует отметить, что вариации внутрисемейных отношений вызваны историческими процессами и характеризуют особенности российской ментальности (А.Е. Личко, Ф.И. Най, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер).

Данные обстоятельства породили множество жизненных и семейных проблем, среди которых возникновение разноструктурных семей и их влияние на жизненные смыслы подростков, так как именно структура внутрисемейных отношений и характер эмоционального отношения родителей к подростку определяют уровень развития его нравственного сознания, становление его личности и развитие жизненных смыслов.

Исходя из вышесказанного, представляет интерес исследование влияния внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов подростков, так как внутрисемейные отношения являются жизненно важной эмоционально значимой средой, условием для развития личности, жизненных ценностей и жизненных смыслов подростка. Раскрытие специфики внутрисемейных отношений позволяет выявить зависимость между их структурными особенностями и развитием жизненных смыслов подростков.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблемы изучения семейных отношений отражены в трудах многих известных ученых (В.М. Воловик, Х. Дж. Джинотт, А.И. Захаров, Н.А. Коваль, В.Н. Мясищев, В.К. Мягер, Т.М. Мишина, И. Плотниекс, Л.Б. Шнейдер, Ю.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).

Изучением ценностных ориентаций занимались Е.В. Боголюбов, В.И. Водовозов, С.И. Гессен, П.С. Гуревич, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачёв, Д.А. Леонтьев, Г. Олпорт, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Ш. Шварц и многие другие.

Проблема подросткового периода широко представлена в трудах российских ученых В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Н.И. Вьюновой, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, И.С. Кона, Е.А. Корсунского, И.Ф. Мягкова, Г.С. Остапенко, М.И. Старова, Д.И. Фельдштейна, Н.П. Фетискина, Л.Б. Шнейдер.

Несмотря на значительную изученность проблемы внутрисемейных отношений, влияющих на развитие личности, ценностей, социальных норм, установок подростков, до настоящего времени интегральных исследований развития жизненных смыслов подростков с учетом внутрисемейных отношений не осуществлялось. Следовательно, необходимо новое теоретическое и практическое обоснование понятия «жизненный смысл подростка» на основе совмещения западных и отечественных теоретических подходов и влияния на его развитие внутрисемейных отношений с учётом специфики их структуры.

Учитывая то, что в современном российском обществе проходят противоречивые процессы, связанные с изменением его сущностных характеристик, одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в переосмыслении ценностей. На фоне происходящих социальных событий необходимо всестороннее и комплексное исследование ценностных предпочтений в развитии жизненных смыслов подростков. Разрыв между выявлением условий, способствующих развитию жизненных смыслов подростка, и реальной разработанностью данной задачи создаёт противоречие между:

— жизненными смыслами как ментальными ориентирами и недостаточной их изученностью в акмеологии;

— акмеологическими исследованиями проблемы влияния внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов подростков и внедрением полученных результатов в психологическую практику;

— практическими исследованиями жизненных смыслов подростков и недостаточным вниманием психологов к влиянию на их развитие внутрисемейных отношений.

В связи с нерешёнными противоречиями возникает проблема, заключающаяся в том, что недостаточность изученности влияния внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов может привести как к одностороннему развитию личности подростка, её деформации, так и к возникновению асоциального поведения.

Объект исследования: жизненные смыслы в подростковом возрасте.

Предмет исследования: развитие жизненных смыслов подростков под влиянием внутрисемейных отношений.

Цель исследования: изучить влияние внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов подростков и апробировать полученные результаты в программе оказания психологической помощи по развитию жизненных смыслов.

проанализировать основные подходы к изучению развития жизненных смыслов подростков как научную проблему в психологии;

охарактеризовать психологическое содержание жизненных смыслов подростков;

изучить роль внутрисемейных отношений как основного условия развития жизненных смыслов подростков;

определить влияние специфики внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов подростков;

в ходе экспериментального исследования разработать программу оказания психологической помощи подросткам и их родителям по развитию жизненных смыслов и проверить её эффективность.

В основу организации и проведения исследования положена гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что жизненные смыслы подростков будут успешно развиваться, если учитывать:

— структуру внутрисемейных отношений, включающую внутрисемейные роли, позиции и связи между членами семьи;

— проявление факторов семейного воспитания;

— уровни взаимоотношений в семье;

— стили семейного воспитания, доминирующие во внутрисемейных отношениях.

Методологическую основу исследования составили: принципы культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, концепции межличностной совместимости (А.Я. Варга, Е.В. Новиков, В.В. Смехов, В. Шутц); фундаментальные идеи деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), теории ролей (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гофман, В. Сатир, В.А. Сысенко и др.), системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин), «Я»-концепции личности (И.С. Кон, В.В. Столин и др.), теоретические концепции общего развития личности (Ж. Пиаже, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.).

Теоретической основой исследования явились труды отечественных философов, педагогов по проблемам формирования ценностей (О.Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов, Б.Т. Лихачёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), труды психологов и педагогов по проблемам развития ценностной сферы личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, Ш. Шварц и др.), специфике внутрисемейных отношений (А.Я. Варга, Х. Дж. Джинотт, Н.А. Коваль, И.С. Кон, В.С. Мухина, И. Плотниекс, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер В.В. Юстицкис и др.) и формированию жизненных смыслов (А. Адлер, К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Дж. Бьюдженталь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, Р. Мэй, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

Эти и многие другие учёные внесли весомый вклад в развитие психологии жизненных смыслов, ценностей, внутрисемейных отношений, их взгляды отражены в научной литературе и составляют уникальный базис аксиологического образования.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме; эмпирические методы исследования: модифицированный тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), модифицированная методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), опросник внутрисемейных связей (Г.С. Остапенко, Н.А. Жданова), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), анализ совпадений ценностных ориентаций родителей и подростков; тест «Оцени себя» (Т.Д. Марцинковская), опросник социализации для школьников «Моя семья» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко), методика Шварца для изучения ценностей личности в адаптации В.Н. Карандашева, формирующий эксперимент. Статистическая обработка данных производилась с помощью программного пакета MS Excel для Windows.

Научная новизна исследования. Доказано, что структура жизненных смыслов подростков состоит из: цели (осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека); мотива (побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта); ценности (жизненная и практическая установка индивида, выражающая то, что для него свято, а также важно и значимо).

Раскрыта структура внутрисемейных отношений, включающая: внутрисемейные роли (лидер, ведомый, диктатор, гуманист, мудрец, кормилец, жертва), позиции (потребительская, альтруистическая, гуманистическая, эгоистическая, активная, пассивная), связи (горизонтальные, вертикальные, фиксированные, спонтанные, структурные, системные) между членами семьи подростков.

Обнаружены условия, обеспечивающие развитие жизненных смыслов подростков с учетом специфики структуры внутрисемейных отношений (авторитет родителей; отчуждённые формы поведения; родительский контроль; снисходительность родителей; чрезмерная эмоциональная поддержка).

Выявлены факторы семейного воспитания (строгость (гибкость) воспитательных установок и методов воспитания; наличие (отсутствие) воспитания самостоятельности, инициативы; взаимопомощи в семье и общих дел; общности интересов; позитивное (негативное) отношение к школе, учителям; недружеские (теплые) взаимоотношения в семье; доминантность матери (отца) или равное участие обоих родителей в воспитании подростка); стиль семейного воспитания (семьи с высокой рефлексией и ответственностью, отчуждённые, авторитарные, с попустительским отношением, гиперопекающие), доминирующий во внутрисемейных отношениях; уровни взаимоотношений в семье (благополучный (высокий), менее благополучный; удовлетворительный; неблагополучный), характеризующие специфику структуры внутрисемейных отношений.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что жизненные смыслы подростков развиваются в зависимости от внутрисемейных ролей, позиций, связей между членами семьи, то есть структуры внутрисемейных отношений, характеризующейся проявлением факторов и стиля семейного воспитания, уровня взаимоотношений в семье.

Конкретизировано понятие «жизненный смысл подростка», представляющий собой ментальный ориентир, образуемый триединством цели, мотива и ценностей акта жизнедеятельности, направляющий, стимулирующий и объясняющий активность личности представлением о результате, реализацией потребностей и личностной значимостью достигаемой жизненной цели.

Выявлена структура жизненных смыслов подростков, включающая в себя цели, мотивы и ценности акта жизнедеятельности.

Расширено представление о структуре внутрисемейных отношений, включающей: внутрисемейные роли, позиции и связи между членами семьи.

Практическая значимость исследования. Предложена программа оказания психологической помощи подросткам и их родителям по развитию жизненных смыслов.

Разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ и учреждений среднего и высшего профессионального образования города Воронежа рекомендации по развитию жизненных смыслов подростков с учётом внутрисемейных отношений.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном курсе «Психология семьи и семейных отношений», «Возрастная психология», «Психология развития», педагогами-психологами при индивидуальном консультировании родителей и подростков, психологическими службами и социальными центрами при работе с родителями и детьми с целью гармонизации внутрисемейных отношений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. «Жизненный смысл подростка» – это ментальный ориентир, образуемый триединством цели, мотива и ценностей акта жизнедеятельности, направляющий, стимулирующий и объясняющий активность личности представлением о результате, реализацией потребностей и личностной значимостью достигаемой жизненной цели.

2. Структура жизненных смыслов подростков включает в себя: цель (осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека); мотив (побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта); ценность (жизненная и практическая установка индивида, выражающая то, что для него свято, а также важно и значимо).

3. Внутрисемейные отношения определяют развитие жизненных смыслов подростков в зависимости от их структуры, включающей внутрисемейные роли (лидер, ведомый, диктатор, гуманист, мудрец, кормилец, жертва), позиции (потребительская, альтруистическая, гуманистическая, эгоистическая, активная, пассивная), связи (горизонтальные, вертикальные, фиксированные, спонтанные, структурные, системные) между членами семьи подростков.

4. Специфика внутрисемейных отношений характеризуются проявлением: факторов семейного воспитания (строгость (гибкость) воспитательных установок и методов воспитания; наличие (отсутствие) воспитания самостоятельности, инициативы; взаимопомощи в семье и общих дел; общности интересов; позитивное (негативное) отношение к школе, учителям; недружеские (теплые) взаимоотношения в семье; доминантность матери (отца) или равное участие обоих родителей в воспитании подростка); стиля семейного воспитания (семьи с высокой рефлексией и ответственностью, отчуждённые, авторитарные, с попустительским отношением, гиперопекающие), доминирующего во внутрисемейных отношениях, уровней взаимоотношений в семье (благополучный (высокий); менее благополучный; удовлетворительный; неблагополучный).

5. Разработанная программа, состоящая из двух частей («Гармонизация внутрисемейных отношений в родительских группах»; «Совместная работа, направленная на изменение жизненных смыслов подростков, реконструкцию внутрисемейных отношений»), помогает преодолеть сложившиеся внутрисемейные стереотипы, способствует развитию конструктивных способов взаимодействия внутри семьи, что положительно влияет не только на динамику внутрисемейных отношений, но и на развитие жизненных смыслов подростков.

Надёжность и достоверность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью теоретических положений исследования, использованием методов адекватных целям, задачам и гипотезе исследования, применением формирующего эксперимента как компонента модели, статистических методов, репрезентативностью выборки родителей и подростков, апробацией результатов исследования на практике.

Организация исследования. В исследовании приняли участие семьи, подростки из которых обучаются в МОУ СОШ № 6 города Воронежа, Воронежском государственном промышленно-экономическом колледже. В пилотажном исследовании принимали участие 356 подростков. В констатирующем эксперименте принимали участие 100 подростков в возрасте от 13 до 15 лет, из них 50 мальчиков и 50 девочек. Работа проводилась в течение 2007–2010 гг.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты обсуждались на ежегодных конференциях, проводимых для аспирантов и выпускников психолого-педагогического факультета ВГПУ по теме: «Психология и педагогика в XXI веке» (г. Воронеж, 2006), на Всероссийской научно-практической конференции «Развивающийся человек в пространстве культуры: психология гуманитарного знания» (г. Тула, 2004), научно-практических учительских конференциях (г. Воронеж, 2004, 2005), также результаты исследования представлены в межвузовском сборнике научных трудов «Человек и общество: история и современность» (г. Воронеж, 2004, 2007, 2009), в межвузовском сборнике научных трудов «Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения» (г. Воронеж, 2005, 2006), Вестнике Тамбовского университета (г. Тамбов, 2007). Основные положения диссертации отражены в девяти публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и гистограммами.

Источники:
Ваш психолог
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка.
http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/148-treningi-dlya-roditelej/1001-vliyanie-vnutrisemejnyx-otnoshenij-na-emoczionalnoe-sostoyanie-rebenka
ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: Быт семьи подчинялся определенным семейным законам и отличался строгостью порядков. Вся власть в семье была сосредоточена в руках ее главы. Слово главы семьи — будь она большая или малая — было законом для всех остальных [Дубровин, 1871. С. 271]. … — —
http://knigi.link/etnografiya-etnologiya-uchebnik/vnutrisemeynyie-vzaimootnosheniya-29841.html
Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка
Cтатья на тему: Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5683
Жданова Наталья Александровна
Влияние внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов подростков
http://lib.ua-ru.net/diss/cont/380588.html

CATEGORIES