Виды речевого общения

ВИДЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

В связи с особенностями ситуации общения А. А. Холодович выделяет пять признаков речевого поведения человека 3 :

1.По положению собеседников в пространстве и во времени различают контактное и дистантное общение. При контактном они видят друг друга, могут опираться на ситуацию общения, использовать мимику, жесты, интонацию. При дистантном общении люди разделены в пространстве и времени, собеседник отсутствует в поле зрения (общение в письмах).

2.С точки зрения средств выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест) общение может быть устным или письменным. Устный текст, производство которого связано с ситуацией общения и подкрепляется «считыванием» жестов, мимики, интонации, позволяет разного рода недомолвки, подчиняясь правилам лексико-грамматического отбора разговорной речи. Письменный текст требует обдумывания, а правила отбора языковых средств отражают сложные формы мышления.

3.По степени коммуникативности (наличию или отсутствию собеседника) определяется непосредственное (диалог, полилог, монолог) или опосредованное (перевод, различная аппаратура) общение. Понятие непосредственного общения связано с контактным (обычно это разговор, беседа, доклад и др.), К видам

1 См.: Ладыженская Т. А. Живое слово. — М.: Просвещение, 1990.

1 В этом значении слово «маска» употреблено в работе А. С. Золот-няковой «Личность и структура педагогического общения» (Ростов-на-Дону, 1979).

1 Холодович А. А. О типологии речи // Историко-филологические исследования к 70-летию Н. И. Конрада. — М.: Наука, 1967. — С. 202.

опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, телег, радиопередачу, обшение с книгой.

4.По тому, предполагается ли реакция получателя информации или речь однонаправленна, как речь диктора на радио, различают диалогическое и монологическое общение. С точки зрения переменной/постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего диалог представляет собой текст как сумму реплик собеседников. Он характеризуется относительной краткостью и специфической «простотой» синтаксического строения реплик. Монолог — речь, принадлежащая одному лицу, хотя она может быть адресована нескольким или множеству лиц. И монологическая, и диалогическая речь многожанровы.

5.С точки зрения количества участников различают общение межличностное, групповое и массовое. Количественные отношения один — один приводят к межличностной форме общения, один — несколько — к групповой (разговор, дискуссия, собрание), один — много — к массовой (печать, радио, телевидение, публичное выступление и т. п.). Письменная форма — общение художника с обобщенно-массовым адресатом, с будущим читателем.

По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. (Подробнее об этом см. соответствующие разделы.)

По своим внешним условиям и соблюдению социальных ролей общение делится на официальное — неофициальное. Значение слова «официальный» (лат. «должностной»): а) правительственный или

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2018 год. (0.004 с) .

Речевое общение

Сущность общения в человеческом обществе. Понятие «речевое общение». Виды общения. Коммуникативная ситуация. Понятие «манипуляция». Коммуникативные неудачи и барьеры в общении.

Сущность общения в человеческом обществе

Речевое общение — это мотивированное взаимодействие между участниками коммуникации, которое направлено на достижение определенной цели. Речевое общение включено во все другие виды человеческой деятельности (трудовую, социальную, познавательную и т. п.), а потому играет огромную роль в жизни человека как члена общества. Для гармоничного речевого взаимодействия с другими членами общества человеку необходимо ориентироваться в ситуациях общения, учитывать социальные роли собеседников (учитель — ученик, начальник — подчиненный, продавец — покупатель, кондуктор — пассажир, отец — сын, муж — жена и т. д.) и их социальный статус, преследуемые в общении цели. Кроме этого, эффективность речевого общения немыслима без учета индивидуальных психологических особенностей участников общения: есть люди энергичные, агрессивные, спокойные, а иногда и меланхоличные и т. д. Очевидно, что речевое поведение этих людей будет существенно отличаться и не учитывать этот фактор нельзя.

Речевое общение связано с деятельностью, которую совершает человек, когда создает продукт речи (говорит или пишет) или воспринимает этот продукт (слушает или читает). Таким образом, речевая деятельность — это сознательная целенаправленная активность, которую проявляет человек в различных ситуациях речевого общения. Результатом речевой деятельности является текст и мысль, возникающая после знакомства с представленным текстом. Речевую деятельность следует отличать от речевого воздействия. Последнее можно определить как оказание влияния на собеседника при помощи речевых (но не физических или каких бы то ни было еще!) средств, побуждение собеседника к совершению того или иного поступка, необходимого говорящему (пишущему).

В речевом общении можно выделить три стороны: интерактивную (взаимодействие участников общения), коммуникативную (прием, передача, обмен информацией) и перцептивную (восприятие сообщения, понимание друг друга).

Взаимодействие участников общения может осуществляться не только при помощи слов. Оно может быть вообще бессловесным. Пассажир, зайдя в автобус и увидев кондуктора, как правило, молча протягивает ему необходимую для оплаты проезда сумму, а кондуктор в ответ протягивает пассажиру билет и, если требуется, сдачу. Общение состоялось. Каждый участник данной ситуации выполнил свою роль, но без слов.

В структуре межличностного взаимодействия можно выделить три компонента: 1) поведенческий (все действия участников общения, мимика, жесты и т. п.); 2) аффективный (выражение эмоционального состояния, удовлетворенность или неудовлетворенность общением); целеполагающий (осознание собеседниками целей и задач общения, выбор стратегии поведения в данной ситуации).

Второй стороной речевого общения является коммуникация как единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом ситуации общения и статуса собеседников. В структуре коммуникации тоже можно выделить три компонента: 1) процессуальный (выбор вида речевой деятельности: говорение — слушание, письмо — чтение); 2) знаковый (выбор знаковых систем (включая язык) и их форм для передачи информации); 3) текстовый (определенным образом оформленные содержание и смысл).

Третья сторона речевого общения — восприятие (перцепция). Общение может состояться только тогда, когда созданное сообщение воспринято адресатом. Восприятие складывается из трех неразрывно связанных компонентов — понимания, интерпретации и оценки. Действительно, чтобы стать участником общения необходимо сначала понять смысл сказанного собеседником, затем соотнести сказанное с имеющимися представлениями и дать оценку услышанному (или прочитанному). Причем может случиться так, что оценка не будет озвучена в условиях общения, но она сформирована. К примеру, руководитель, высказавший претензии в адрес подчиненного может и не услышать. По понятным причинам, ответа. Однако вряд ли подчиненный не сформулировал своего мнения по поводу сказанного руководителем. Просто в словесной форме это оказалось невыраженным.

Общение — сложное явление, и классификация видов общения не может быть построена на основе только одного признака. Исходя из этого, можно выделить следующие виды общения.

Общение вербальное и невербальное. Информацию можно передавать собеседнику не только при помощи слов, но и при помощи определенных знаков, символов, жестов и т. д. Такое (бессловесное) общение называется невербальным. Вербальное (речевое) общение является, как уже было сказано выше, основным видом общения людей.

По положению собеседников относительно друг друга различают общение контактное и дистантное. При контактном общении собеседники находятся рядом, видят и слышат друг друга. Адресат в таком общении конкретен, поэтому говорящий может использовать для передачи информации мимику, жесты, особые знаки, интонацию и т. д. Дистантным общение является тогда, когда собеседники разделены временем и пространством. Это может общение по телефону, когда собеседники разделены пространством, но связаны временем. Это может быть общение посредством письма, когда собеседники разделены и временем и пространством.

По наличию/отсутствию опосредующего аппарата (средства, инструмента) различают общение непосредственное и опосредованное. Непосредственное общение, очевидно, связано с контактным. Это обычная беседа, разговор, лекция, доклад на конференции, мини-диалог в магазине или транспорте. К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, передача информации через телевидение, газеты, радио. Опосредованное общение можно считать общением в том смысле, что в данном случает осуществляется речевая деятельность как производителя речи, так и воспринимающего речь (интеллектуальная и эмоциональная реакция).

С точки зрения форм существования языка общение может быть устным и письменным. Устное общение, как правило, связано признаками контактности и непосредственности, а письменное — дистантности и опосредованности.

С точки зрения признака переменной роли говорящий/слушающий различают общение монологическое и диалогическое. Диалог характеризуется постоянной сменой ролей во время общения. Собеседники поочередно произносят свои реплики и выслушивают чужие. В монологическом общении каждый из его участников сохраняет коммуникативную роль довольно долго, хотя высказывание может быть обращено и конкретному человеку. Сравните, например, речь директора школы 1 сентября и обсуждение в классе (группе) актуального вопроса. В первом случае директор будет долго сохранять коммуникативную роль говорящего, поэтому такое общение можно назвать монологом. Во втором случае собеседники будут обмениваться высказываниями, постоянно меняясь коммуникативными ролями. Такое общение, безусловно, будет диалогическим.

С точки зрения количества и состава участников различают общение межличностное, групповое, массовое. Межличностное общение присутствует тогда, когда общаются два человека. Обычно это происходит в форме диалога. Для группового общения (несколько человек) характерны полилогичные формы: беседа, переговоры, обмен мнениями, совещание и многие другие. Массовое общение можно отобразить формулой 1 — много. Такое общение происходит в условиях, когда адресаты находятся в поле зрения говорящего (учебная аудитория, участники митинга и т. п.). Такое общение происходит в форме лекции, доклада, религиозной проповеди, митинговой речи, парламентской речи и т. д. Кроме этого, к массовому общению можно отнести взаимодействие через средства массовой информации. В таком случае адресаты не видны говорящему, но прогнозируется (любой телеканал или газета периодически проводят исследования насчет потенциальной и реальной своей аудитории).

По характеру отношений между участниками общения оно может быть официальным или неофициальным. Официальное общение ограничено строгими правилами поведения, поэтому такое общение включает в себя большое количество стереотипных, клишированных компонентов: Настоящая справка дана. Доводим до вашего сведения. Контроль за исполнением возложить. Официальное общение является во многом формальным, предписывающим соблюдение правил в соответствии с социальным статусам и коммуникативной ролью. Неофициальное (частное) общение характеризуется относительной свободой в выборе средств и способов выражения мыслей, оно не является строго регламентированным. Неофициальное общение может быть дружеским, непринужденным, фамильярным, интимным. В таком общении господствуют разговорные элементы.

С точки зрения личностных отношений и оценок различают общение кооперативное и конфликтное. При кооперативном общении оценки и установки собеседников в общем и целом совпадают. При конфликтном общении ситуация прямо противоположная: оценки и установки противоречивы.

Современное общение можно охарактеризовать как синкретичное, поскольку разные виды общения в каждой конкретной ситуации тесно переплетаются, трансформируются, перетекают друг в друга. Таким образом, можно говорить о смешанных видах общения. К примеру, на современном телевидении появляются программы, совмещающие в себе и монологическое, и диалогическое общение (ведущий говорит сам, обращаясь к зрителям, а также беседует с «гостем в студии»), к этому добавляются «прямые включения» или телемосты (дистантное опосредованное общение) и т. д.

Речевое событие и речевая ситуация. Структура речевой ситуации: участники (адресант и адресат), отношения между ними, цели (намерения) общающихся, обстоятельства общения.

Социальные и речевые роли.

Дискурс как процесс развертывания речевого события (устного высказывания или письменного текста).

Речевой акт – основная единица речевого поведения, речевое действие, направленное на адресата, определяемое целью (намерением) говорящего (адресанта) и служащая достижению определенного результата. Речевой жанр – понятие, предложенное в 1920-е гг., ставшее известным в конце 1970-х и популярным в 1990-х. Речевой жанр – это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения; жанр обязательно адресован, имеет собственную нормативную экспрессию; каждая речевая сфера вырабатывает собственный репертуар речевых жанров. Первичными являются жанры повседневного общения.

Типы речевых актов и речевых жанров в соответствии с речевыми целями говорящего: информативные, убеждающие, побуждающие, эвристические, оценочные, этикетные, игровые и т. д.

Соотношение понятий «речевой акт» и «речевой жанр».

Коммуникативное (речевое) поведение личности проявляется в характере речевых и невербальных действий, в манере общения, в эмоциональном настрое, в использовании тех или иных речевых стереотипов и т. д.

Понятие коммуникативной позиции. Коммуникативная позиция говорящего и слушающего. Адекватное и неадекватное коммуникативное поведение человека.

Манипулятивное речевое поведение. Слово «манипуляция» в обывательском представлении имеет неодобрительную окраску. Следовательно, манипулятивным является такое воздействие на наше поведение, которое вызывает отрицательные эмоции.

Таким образом, главными признаками манипуляции являются:

1. Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие. Это означает, что мишенью воздействия являются психические структуры человеческой личности.

2. Манипуляция – это скрытое воздействие. Конечная цель манипулятора и факт самого воздействия должны быть не замечены объектом манипуляции, у которого при этом обязательно сохраняется иллюзия самостоятельности принятия решений и осуществления действий.

Манипуляция имеет место там, где другому человеку (объекту манипуляции) навязываются новые цели, которые им предположительно не преследовались. объясняет это следующим образом: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем на Пинск – это лишь обман. Если он может заподозрить обман, мы показываем ему верную дорогу в расчете, что он отвергнет нашу подсказку как обманную – этот рефлексивный ход тоже не манипуляция, так как первоначальное намерение другого остается без изменений. <…> …Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск. Или он вообще никуда не собирался, но решил сделать что-то благодаря нашему влиянию».

3. Манипуляция – это воздействие, требующее определённых знаний и значительного мастерства.

4. К объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, можно сказать, вещам. Однако применительно к той или иной конкретной ситуации не всегда можно однозначно этот факт констатировать. Нередко к манипулятивным относят любые техники косвенного воздействия, в том числе управленческие.

По словам , «встречаются и примеры манипулирования во имя общественного блага и свободы слова. Например, журналисты посредством речевой манипуляции желают оградить себя от уголовной ответственности за справедливую критику властей или отдельных коррумпированных влиятельных лиц».

Манипуляция возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удаётся, а подавить его полностью ещё нет возможности.

Вопрос о нравственной стороне манипуляции остается открытым. И, тем не менее, можно однозначно утверждать, что использование её в ситуациях, когда возможно прямое (открытое) воздействие на собеседника, является нарушением риторической этики.

Коммуникативные неудачи и барьеры в общении

Коммуникативная неудача – полное или частичное непонимание высказывания партнером по коммуникации, неосуществление или неполное осуществление коммуникативных намерений (целей) говорящего и ожиданий слушающего. Барьеры общения понимаются как потенциальные причины коммуникативных неудач.

Существующие в научной литературе представления о коммуникативных неудачах и их причинах можно представить следующим образом. Все причины неудач в общении можно разделить на две группы – экстралингвистические (т. е. находящиеся за пределами системы и структуры языка, вне непосредственной связи с его единицами) и лингвистические (т. е. имеющие языковую природу).

Экстралингвистические причины коммуникативных неудач: различия в картинах мира или их фрагментах; несовпадение оценок явлений действительности; нарушение условий места, времени и обстановки общения; нарушение или неверный выбор стереотипов поведения (в том числе этикетных); эмоциональная несдержанность говорящего или неучет им эмоционального состояния партнера; неверно выбранная коммуникативная роль; неправильное прочтение (определение) или игнорирование речевой интенции (речевого намерения) партнера; недостаточность аргументации; неадекватность психического состояния коммуниканта ситуации общения; акустические недостатки в произнесении речи и др.

Лингвистические причины коммуникативных неудач: неустраненная многозначность языковых единиц; неразличение паронимов; неверное или неточное словоупотребление (неверный выбор слова); использование непонятной (в том числе – иноязычной) терминологии; неуместные окказионализмы; неверный порядок слов; неоправданное многословие или, наоборот, неоправданный эллипсис; ошибки в интонировании (логическом ударении, расстановке пауз и др.); неправильное произношение; стилистический разнобой в построении текста; неправильный выбор речевого жанра; использование инвектив и др.

Конфликты в речевом общении

Обзоры сервисов Pandia.ru

Справочная информация

Общество

Бизнес и финансы

Досуг

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Речевое общение

Речевое общение связано с деятельностью, которую совершает человек, когда создает продукт речи (говорит или пишет) или воспринимает этот продукт (слушает или читает). Таким образом, речевая деятельность — это сознательная целенаправленная активность, которую проявляет человек в различных ситуациях речевого общения. Результатом речевой деятельности является текст и мысль, возникающая после знакомства с представленным текстом. Речевую деятельность следует отличать от речевого воздействия. Последнее можно определить как оказание влияния на собеседника при помощи речевых (но не физических или каких бы то ни было еще!) средств, побуждение собеседника к совершению того или иного поступка, необходимого говорящему (пишущему).

В речевом общении можно выделить три стороны: интерактивную (взаимодействие участников общения), коммуникативную (прием, передача, обмен информацией) и перцептивную (восприятие сообщения, понимание друг друга).

В структуре межличностного взаимодействия можно выделить три компонента: 1) поведенческий (все действия участников общения, мимика, жесты и т.п.); 2) аффективный (выражение эмоционального состояния, удовлетворенность или неудовлетворенность общением); целеполагающий (осознание собеседниками целей и задач общения, выбор стратегии поведения в данной ситуации).

Второй стороной речевого общения является коммуникация как единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом ситуации общения и статуса собеседников. В структуре коммуникации тоже можно выделить три компонента: 1) процессуальный (выбор вида речевой деятельности: говорение — слушание, письмо — чтение); 2) знаковый (выбор знаковых систем (включая язык) и их форм для передачи информации); 3) текстовый (определенным образом оформленные содержание и смысл).

Третья сторона речевого общения — восприятие (перцепция). Общение может состояться только тогда, когда созданное сообщение воспринято адресатом. Восприятие складывается из трех неразрывно связанных компонентов — понимания, интерпретации и оценки. Действительно, чтобы стать участником общения необходимо сначала понять смысл сказанного собеседником, затем соотнести сказанное с имеющимися представлениями и дать оценку услышанному (или прочитанному). Причем может случиться так, что оценка не будет озвучена в условиях общения, но она сформирована. К примеру, руководитель, высказавший претензии в адрес подчиненного может и не услышать. По понятным причинам, ответа. Однако вряд ли подчиненный не сформулировал своего мнения по поводу сказанного руководителем. Просто в словесной форме это оказалось невыраженным.

Общение — сложное явление, и классификация видов общения не может быть построена на основе только одного признака. Исходя из этого, можно выделить следующие виды общения.

По положению собеседников относительно друг друга различают общение контактное и дистантное. При контактном общении собеседники находятся рядом, видят и слышат друг друга. Адресат в таком общении конкретен, поэтому говорящий может использовать для передачи информации мимику, жесты, особые знаки, интонацию и т.д. Дистантным общение является тогда, когда собеседники разделены временем и пространством. Это может общение по телефону, когда собеседники разделены пространством, но связаны временем. Это может быть общение посредством письма, когда собеседники разделены и временем и пространством.

По наличию/отсутствию опосредующего аппарата (средства, инструмента) различают общение непосредственное и опосредованное. Непосредственное общение, очевидно, связано с контактным. Это обычная беседа, разговор, лекция, доклад на конференции, мини-диалог в магазине или транспорте. К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, передача информации через телевидение, газеты, радио. Опосредованное общение можно считать общением в том смысле, что в данном случает осуществляется речевая деятельность как производителя речи, так и воспринимающего речь (интеллектуальная и эмоциональная реакция).

С точки зрения форм существования языка общение может быть устным и письменным. Устное общение, как правило, связано признаками контактности и непосредственности, а письменное — дистантности и опосредованности.

С точки зрения признака переменной роли говорящий/слушающий различают общение монологическое и диалогическое. Диалог характеризуется постоянной сменой ролей во время общения. Собеседники поочередно произносят свои реплики и выслушивают чужие. В монологическом общении каждый из его участников сохраняет коммуникативную роль довольно долго, хотя высказывание может быть обращено и конкретному человеку. Сравните, например, речь директора школы 1 сентября и обсуждение в классе (группе) актуального вопроса. В первом случае директор будет долго сохранять коммуникативную роль говорящего, поэтому такое общение можно назвать монологом. Во втором случае собеседники будут обмениваться высказываниями, постоянно меняясь коммуникативными ролями. Такое общение, безусловно, будет диалогическим.

По характеру отношений между участниками общения оно может быть официальным или неофициальным. Официальное общение ограничено строгими правилами поведения, поэтому такое общение включает в себя большое количество стереотипных, клишированных компонентов: Настоящая справка дана. Доводим до вашего сведения. Контроль за исполнением возложить. Официальное общение является во многом формальным, предписывающим соблюдение правил в соответствии с социальным статусам и коммуникативной ролью. Неофициальное (частное) общение характеризуется относительной свободой в выборе средств и способов выражения мыслей, оно не является строго регламентированным. Неофициальное общение может быть дружеским, непринужденным, фамильярным, интимным. В таком общении господствуют разговорные элементы.

С точки зрения личностных отношений и оценок различают общение кооперативное и конфликтное. При кооперативном общении оценки и установки собеседников в общем и целом совпадают. При конфликтном общении ситуация прямо противоположная: оценки и установки противоречивы.

Современное общение можно охарактеризовать как синкретичное, поскольку разные виды общения в каждой конкретной ситуации тесно переплетаются, трансформируются, перетекают друг в друга. Таким образом, можно говорить о смешанных видах общения. К примеру, на современном телевидении появляются программы, совмещающие в себе и монологическое, и диалогическое общение (ведущий говорит сам, обращаясь к зрителям, а также беседует с «гостем в студии»), к этому добавляются «прямые включения» или телемосты (дистантное опосредованное общение) и т.д.

Речевое событие и речевая ситуация. Структура речевой ситуации: участники (адресант и адресат), отношения между ними, цели (намерения) общающихся, обстоятельства общения.

Социальные и речевые роли.

Дискурс как процесс развертывания речевого события (устного высказывания или письменного текста).

Речевой акт – основная единица речевого поведения, речевое действие, направленное на адресата, определяемое целью (намерением) говорящего (адресанта) и служащая достижению определенного результата. Речевой жанр – понятие, предложенное М.М. Бахтиным в 1920-е гг., ставшее известным в конце 1970-х и популярным в 1990-х. Речевой жанр – это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения; жанр обязательно адресован, имеет собственную нормативную экспрессию; каждая речевая сфера вырабатывает собственный репертуар речевых жанров. Первичными являются жанры повседневного общения.

Типы речевых актов и речевых жанров в соответствии с речевыми целями говорящего: информативные, убеждающие, побуждающие, эвристические, оценочные, этикетные, игровые и т.д.

Соотношение понятий «речевой акт» и «речевой жанр».

Коммуникативное (речевое) поведение личности проявляется в характере речевых и невербальных действий, в манере общения, в эмоциональном настрое, в использовании тех или иных речевых стереотипов и т.д.

Понятие коммуникативной позиции. Коммуникативная позиция говорящего и слушающего. Адекватное и неадекватное коммуникативное поведение человека.

Манипулятивное речевое поведение. Слово «манипуляция» в обывательском представлении имеет неодобрительную окраску. Следовательно, манипулятивным является такое воздействие на наше поведение, которое вызывает отрицательные эмоции.

Таким образом, главными признаками манипуляции являются:

1. Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие. Это означает, что мишенью воздействия являются психические структуры человеческой личности.

2. Манипуляция – это скрытое воздействие. Конечная цель манипулятора и факт самого воздействия должны быть не замечены объектом манипуляции, у которого при этом обязательно сохраняется иллюзия самостоятельности принятия решений и осуществления действий.

Манипуляция имеет место там, где другому человеку (объекту манипуляции) навязываются новые цели, которые им предположительно не преследовались. Е.Л. Доценко объясняет это следующим образом: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем на Пинск – это лишь обман. Если он может заподозрить обман, мы показываем ему верную дорогу в расчете, что он отвергнет нашу подсказку как обманную – этот рефлексивный ход тоже не манипуляция, так как первоначальное намерение другого остается без изменений. …Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск. Или он вообще никуда не собирался, но решил сделать что-то благодаря нашему влиянию».

3. Манипуляция – это воздействие, требующее определённых знаний и значительного мастерства.

4. К объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, можно сказать, вещам. Однако применительно к той или иной конкретной ситуации не всегда можно однозначно этот факт констатировать. Нередко к манипулятивным относят любые техники косвенного воздействия, в том числе управленческие.

По словам Л.Ю. Иванова, «встречаются и примеры манипулирования во имя общественного блага и свободы слова. Например, журналисты посредством речевой манипуляции желают оградить себя от уголовной ответственности за справедливую критику властей или отдельных коррумпированных влиятельных лиц».

Манипуляция возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удаётся, а подавить его полностью ещё нет возможности.

Вопрос о нравственной стороне манипуляции остается открытым. И, тем не менее, можно однозначно утверждать, что использование её в ситуациях, когда возможно прямое (открытое) воздействие на собеседника, является нарушением риторической этики.

Коммуникативные неудачи и барьеры в общении

Коммуникативная неудача – полное или частичное непонимание высказывания партнером по коммуникации, неосуществление или неполное осуществление коммуникативных намерений (целей) говорящего и ожиданий слушающего. Барьеры общения понимаются как потенциальные причины коммуникативных неудач.

Существующие в научной литературе представления о коммуникативных неудачах и их причинах можно представить следующим образом. Все причины неудач в общении можно разделить на две группы – экстралингвистические (т.е. находящиеся за пределами системы и структуры языка, вне непосредственной связи с его единицами) и лингвистические (т.е. имеющие языковую природу).

Экстралингвистические причины коммуникативных неудач: различия в картинах мира или их фрагментах; несовпадение оценок явлений действительности; нарушение условий места, времени и обстановки общения; нарушение или неверный выбор стереотипов поведения (в том числе этикетных); эмоциональная несдержанность говорящего или неучет им эмоционального состояния партнера; неверно выбранная коммуникативная роль; неправильное прочтение (определение) или игнорирование речевой интенции (речевого намерения) партнера; недостаточность аргументации; неадекватность психического состояния коммуниканта ситуации общения; акустические недостатки в произнесении речи и др.

Лингвистические причины коммуникативных неудач: неустраненная многозначность языковых единиц; неразличение паронимов; неверное или неточное словоупотребление (неверный выбор слова); использование непонятной (в том числе – иноязычной) терминологии; неуместные окказионализмы; неверный порядок слов; неоправданное многословие или, наоборот, неоправданный эллипсис; ошибки в интонировании (логическом ударении, расстановке пауз и др.); неправильное произношение; стилистический разнобой в построении текста; неправильный выбор речевого жанра; использование инвектив и др.

Конфликты в речевом общении

Источники:
ВИДЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
ВИДЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В связи с особенностями ситуации общения А. А. Холодович выделяет пять признаков речевого поведения человека 3 : 1.По положению собеседников в пространстве и во
http://studopedia.org/5-39204.html
Речевое общение
Речевое общение Сущность общения в человеческом обществе. Понятие «речевое общение». Виды общения. Коммуникативная ситуация. Понятие «манипуляция». Коммуникативные неудачи и барьеры в
http://pandia.ru/text/78/603/62301.php
Речевое общение 1
Сущность общения в человеческом обществе. Понятие «речевое общение». Виды общения. Коммуникативная ситуация. Понятие «манипуляция». Коммуникативные неудачи и барьеры в общении
http://dogmon.org/rechevoe-obshenie.html

CATEGORIES
Share This