Вид отношения человека к миру

Тема16. Познавательное отношение человека к миру.

Основные понятия: гносеология, методология, агностицизм, скептицизм, практика, абстракция, инсайт, язык, истина, заблуждение, правда, гипотеза, теория, ощущение, восприятие, представление, интуиция, понятие, суждение.

Гносеология: понятие и основные проблемы. Познание и преобразование мира – одна из «вечных» проблем философии. Познание – специфический вид человеческой деятельности, самая жгучая тайна человека. Основные направления гносеологии в истории философии: скептицизм, пессимизм, агностицизм, познавательный оптимизм. Субъект и объект познания. Активность субъекта. Познавательные особенности человека: чувственное (ощущение, восприятие, представление), рациональное (понятие, суждение, умозаключение), иррациональное (озарение, инсайт). Роль интуиции, воображения, фантазии, воли и эмоций в познавательной и практической деятельности человека. Понятие и слово. Язык и мышление.

Многообразие форм познания: обыденное, мифологическое, философское, религиозное, художественное, научное, игровое, их специфика и взаимосвязь. Уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое. Метод и методология. Научный факт, проблема, гипотеза и теория. Функции научного познания. Познание и знание. Личностное знание. Паранаучное и лженаучное знание. Вера и знание. Проблема истины в философии и науке. Объективность и субъективность истины. Заблуждение и истина, правда и ложь. Абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность истины. Критерии истины, их специфика в различных формах познания. Концепции истины в современной философии. Практика – основа, движущая сила, цель и критерий истины. Виды практики. Творчество – высшая форма познавательного отношения человека миру. Гносеология – связующее звено между учением о человеке и учением о бытии.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Истина и сомнение, их нерасторжимость. Может быть, Сократ выразил это так: «Я знаю, что ничего не знаю…» Ваша точка зрения.

Ф.Бэкон выделил «идолы сознания» («призраки сознания»): «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра». Прочтите подробнее о них и поясните, какова актуальность философской экспертизы Ф.Бэкона? Кстати, за три столетия никакой иной более развернутой классификации «призраков сознания» философы не придумали.

Русский философ И.В.Киреевский: «Истина не дается нравственно ущербному человеку». Когда наше познание не соотносится с моральными императивами, оно становится ложным, разрушительным.

Можно ли считать образование особой формой познания? Процесс овладения теми знаниями, которые уже добыты, является творческим или репродуктивным?

Тема17. Человек в объективном мире.Основные понятия: бытие, материя, движение, время, пространство, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, хаос, атрибут, четырехмерный континуум, отражение.

Рождаясь, люди попадают, по выражению А.Шопенгауэра, в «тюрьму объективного мира». Приведенная метафора не вселяет оптимизма: выходит мир относится к человеку сурово, он заточен в нем, лишен свободы. Однако и в тюрьме объективного мира жить можно, особенно если сумеешь понять и философски осмыслить законы его устройства, организованности и функционирования. Формирование онтологии – философского учения о бытии, предельно общем понятии, фиксирующем существование многообразного мира и человека как единое целое. Бытие – это все то, что существует. Объективная и субъективная реальности. Основные формы существования бытия: бытие вещей «первой природы» и «второй природы» – результат человеческой деятельности; бытие человека как природного и социального существа; социальное бытие; духовное бытие: сознание и бессознательное, ценности, идеи и знания. В последнее время распространение термина «виртуальная реальность» или «виртуальное бытие». Виртуальная реальность есть не что иное как иллюзорная, воображаемая реальность.

Философские проблемы субстанции. Материальное и идеальное, их понятие и соотношение: монизм (материалистический, идеалистический и пантеистический (Н.Коперник, Д.Бруно); дуализм (Р.Декарт); плюрализм (Г.Лейбниц). Представления материи в истории философии. Бесконечность, несотворимость и неуничтожимость материи. Уровни организации материи: мегамир, макромир и микромир. Хаос, структурность и многомерность. Взаимопревращение вещества и поля.

Движение – важнейший атрибут материи, их неразделимость. Движение: вечно, всеобъемлюще, несотворимо, причина самого себя. Движение и покой. Классификация форм движения (Гегель, Энгельс, современные концепции). Методологические принципы взаимосвязи форм движения материи: преемственность, качественная специфичность, субординация, редукционизм. Формы существования материи: пространство и время, представления в истории философии. Абсолютность и относительность пространства и времени. Объективность четырехмерного континуума. Специфика социального движения, пространства и времени (темпы развития производства, научно- технический прогресс, психологическое время). Онтологические проблемы в свете современных научных открытий.

Интеллектуальные упражнения и вопросы для размышления.

Как представляли бытие в античной философии?

Ваше понимание, что субстанция – «причина самой себя»?

В чем специфика психологического времени? И каковы существенные характеристики социального пространства?

Как вы поняли утверждение: « сегодня» – это то, что находится между «вчера» и «завтра», и иначе быть не может?

Дайте обоснование объективности четырехмерного континуума.

Во второй половине ХХ века С.Маршак написал такие строки: «Сегодня в полночь пущена ракета. // Она летит быстрее света// И прилетит на Землю в семь утра. Вчера.» – О каком феномене идет речь в этом стихотворении?

В произведении Уэллса «Машина времени» рассказывается об изобретателе, который создал машину, способную двигаться во всех направлениях как в пространстве, так и во времени. Возможно ли, с вашей точки зрения, в принципе создание такой машины?

poisk-ru.ru

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 8. Деятельность человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Деятельность и её основные виды.
  2. Роль мотивов в человеческой деятельности.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.

Средства – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.

Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.

Объект – это то, на что направлена деятельность.

Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).

Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей.

Творчество – это вид деятельности, порождающий что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек находится в постоянном движении. В течении всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой-либо деятельностью. Деятельность человека имеет целенаправленный характер и преобразующее отношение к окружающему миру, это ее главная характеристика и отличительная черта от активности животных.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека включает следующие компоненты:

1. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

2. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.

3.Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.

4. Сам процесс деятельности.

5. Результат деятельности (может быть, как положительным, так и отрицательным).

Деятельность имеет свою структуру:

  • Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность;
  • Орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой деятельности;
  • Объект – это то, на что направлена деятельность.

Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой.

Условно деятельность можно разделить на 2 вида:

  • Практическая – направленная на изменение природы и жизни человека в целом;
  • Духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.

По результатам деятельности выделяются:

  • Созидательная деятельность приносящая людям подлинную благость: материальную, техническую, для тела, для души, для психики, для повышения духовности, для очищения души, для наработки положительных качеств, для расширения сознания и так далее;
  • Разрушительная деятельность – связанная с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т. д.

Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества. Направления и содержание деятельности разнообразны, их можно разделить по существующим ценностям, социальным нормам на: моральную, аморальную, законную и незаконную. Существуют виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития. Такими видами деятельности являются: игра, общение, учение и труд.

Их условно можно представить в виде лестницы, где первая ступень «Игра», т.к. ребенок готовится к взрослой жизни. Вторая ступень – «Учеба», которая является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает её умственно и физически. И третья ступень «Труд», как основа жизнедеятельности человека. Общение, как вид деятельности присутствует.

Игра является основным видом деятельности дошкольников.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательную (создание благоприятной атмосферы, хорошего настроения);
  • коммуникативную (объединения коллектива, установление эмоционально-коммуникативных отношений);
  • диагностическую (диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза.
  • Игра обладает предсказательностью; потому, что индивид в игре проявляет максимум своих творческих и интеллектуальных способностей);
  • самореализации (возможность показать все свои способности);

О труде и учении, как отдельных видах деятельности, мы поговорим позже. Сегодня давайте остановимся подробнее на общении.

Общение это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Различают следующие виды общения:

  • Вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
  • Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения).
  1. Социализация (усвоение норм, знаний, социальной информации, необходимых для успешного вовлечения в систему социальных отношений).
  2. Познавательная (овладение различными знаниями, умениями и навыками, компенсация недостатка знаний).
  3. Психологическая (умение разбираться в людях, строить взаимоотношения с ними).
  4. Отождествления (противопоставления).
  5. Организационная (подразумевает организацию, разделение и координирование совместных действий).

В деятельности происходит самореализация личности. Очень часто люди самореализовываются посредствам творческой деятельности.

Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:

  • Воображение способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
  • Фантазия характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
  • Интуиция знание, условия получения которого не осознаются.

То, благодаря чему совершается любая деятельность, называется мотивом. В широком смысле под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности и тогда, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Осознаваемые мотивы – это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.

Неосознаваемые мотивы это мотивы, выступающие в своем косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчета в том, что именно им движет.

Деятельность людей никогда не побуждается одним мотивом, их всегда несколько.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

  1. Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты.
  2. В результате своей деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя.
  3. Человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Результат деятельности это все что сделано человеком.

Характерными чертами деятельности человека являются:

1. Сознательный характер человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты;

2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите особенности животного и человека по соответствующим группам.

Варианты ответа:

Целесообразность в поведении

Активность животного Творческий характер

Деятельность человека Подчинение инстинкту

Сознательная постановка целей

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей

Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, что называют конечным итогом, состоянием, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).

Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

  1. Настя позвонила Даше, чтобы рассказать, как прошло ее выступление на концерте – это общение.
  2. Игра, учение и труд – это способы получения заработка.
resh.edu.ru

Мировоззрение. Типы мировоззрения

Мировоззрение – 1) совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов поведения. 2) это общее представление, убеждение о мире в целом и о месте человека в этом мире. 3) система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

Субъекты мировоззрения: – отдельный человек; – группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); – общество в целом.

Мировоззрение решает три основных вопроса: – отношение человека к миру в целом – познание и преобразование мира – общество в целом.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения, установки, идеи.

Мировоззрение включает компоненты (формы мировоззрения):

  • 1. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;
  • 2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;
  • 3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
  • 4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
  • 5. Менталитет – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?

Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.

Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?

Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.

Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных.

Источник: личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью.

Простейший вид мировоззрения, основа формирования более сложных видов мировоззрения

Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы; (+)

формируется в процессе личной практики (+)

складывается стихийно, на основе жизненного опыта (+)

мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией (-)

неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний (-)

порождается непосредственными условиями жизни и передающимся опытом людей

носитель – средний человек, имеющий стандартное школьное образование и довольствующийся этим, далее не развивающийся. Часто это человек толпы.

Такое мировоззрение должно служить отправное точкой.

Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения.

По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми.

По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли.

На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф.

Мифологическое мировоззрение – это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Причины возникновения: 1) первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды — природной и социальной; 2) первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д.

Мифологическое мировоззрение – это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в форме сказок, преданий, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, преимущественно до появления письменности. (Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.)

Оно определяло нравственную позицию первобытных людей, выступало первичным регулятором поведения, формой социализации, подготовило почву для появления следующего типа мировоззрения.

Характерная черта – антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т. п.

Важнейшая особенность – отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. ( Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью.)

Генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

Не менее важную роль играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях.

Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае, оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Сущность мифологического мировоззрения состоит в создании такой картины мира, в которой человек и мир слиты воедино образность, эмоциональность, некритический характер, мышление по аналогии, символизм, стереотипность.

Мифологическое мировоззрение – форма коллективного сознания, в котором личность растворяется в коллективных представлениях, обретая силу не в самостоятельном мышлении или в самостоятельных действиях, не в независимости от авторитетов, а в сопричастности к ним.

Функции мифологического мировоззрения: превращение хаоса в космос, или установление произвольного, символического, иллюзорного порядка в мире; создание иллюзии безопасности; объединение людей вокруг какой-то идеи или образа.

Источник: некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию.

  • * недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;
  • * развитие способности человека к абстрактному мышлению;
  • * усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм — религиозный экстремизм, фанатизм, иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование (-)

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Вера – это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.

Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий: 1. Буддизм – 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель — Будда. В центре — учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории; 2. Христианство — 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак: вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм; 3. Ислам – 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель — Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед — посланник Аллаха. Основные ветви Ислама — суннизм, шиннизм.

Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения.

Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея, сознание.

Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований: – Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений. – Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей форме, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты. – Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами).

Основа: рационально обработанный опыт; основывается на современных достижениях научного познания мира.

Причины возникновения: научное мировоззрение вызревает постепенно как результат усложнения труда, решения практических задач: измерений, вычислений, расчетов связанных с необходимостью строить сложные сооружения (ирригационные, дворцы, храмы, пирамиды), заниматься торговлей и обменом, создавать календари, заниматься навигацией и т.д.

Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания:

опирается на достижения науки (+);

включает научную картину мира (+);

обобщает итоги человеческого познания (+);

тесно связано с практической деятельностью людей (+);

реальность содержащихся целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей (+);

изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места (-).

Наука мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как:

  • 1. она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней (а именно эта проблема является главным вопросом всякого мировоззрения)
  • 2. любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе.

Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.

Научное мировоззрение – это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Философия как мировоззрение является предпосылкой возникновения науки.

Основа: разум, обращенный к самому себе.

Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира человеком. В нем философия выполняет важнейшую функцию, по сути, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе.

Философия решает смысложизненные задачи человека теоретическим методом, она отвечает на его потребность в смысле жизни, пытается найти его, опираясь, в основном, на мышление и логику.

Философия и основанное на ней мировоззрение: 1. несовместимы с суевериями: она освобождает человека от призраков сознания, мифов и иллюзий, 2. стремится познать истину бытия, 3. благодаря ей человек может воспитать внутреннюю духовную свободу, занимать независимую позицию, развить мужество и способность самостоятельного мышления.

Философия выходит из мифологии и религии и противостоит им. Если в мифе и в религии необходимо все принимать на веру, то в философии необходим принцип доказательности.

В целом, философское мировоззрение строится на понятиях и категориях, которые выводятся рациональным мышлением и с помощью которых описывается картина мира. И если даже философская картина мира иррациональна, то ее все равно необходимо рационально обосновать.

Основными чертами философского мировоззрения является: логичность, рациональность, теоретичность, научность, рефлексивность, т.е. направленность мысли на саму себя.

Ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.

Отражение мира в системе понятий

Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем.

Философский метод познания – это мысленное построение на основе имеющихся знаний и представлений предельно обобщённой модели, которая превосходит по уровню системных отношений объекты, осваиваемые научными дисциплинами.

Человечество в изучении Вселенной и окружающего нас мира опирается на философский и научный методы познания. Кроме философии и науки на мировоззрение цивилизации большое влияние оказывают религии и эзотерика. Но, ни религиозные течения, ни эзотерические направления, не имеют чётких определений, методов познания, а тем более практического подтверждения возможностей изучения окружающего мира.

studwood.ru

ГИА по обществознанию

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

    Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает;
  • Совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру;
  • Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. 1

Мировоззрение включает компоненты:

  • Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;
  • Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;
  • Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
  • Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
  • Менталитет – специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением. 2

В результате продуктивного взаимодействия этих компонентов формируются основные компоненты мировоззрения: целостный комплекс четких убеждений, действий, поступков личности, которые стают основой для самовыражения. 3

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным – явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия – прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, ее права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее. 4

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека. 5

oege.nnewer.ru

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ! 25. Усвоение переживаемого с целью нахождения истины есть:
а) представление;
б) восприятие;
в) познание;
г) творчество.
26. К видам объяснения не относится:
а) структурное объяснение;
б) доступное объяснение;
8
в) причинное объяснение;
г) функциональное объяснение.
27. Критерием истины является:
а) общение;
б) познание;
в) деятельность;
г) практика.
28. Совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, опреде-
ляющих отношение человека к окружающему миру и высту-
пающих в качестве регуляторов его поведения, называется:
а) деятельность;
б) духовность;
в) мировоззрение;
г) сознание.
29. К основным вопросам мировоззрения не относится:
а) воспитание в себе качеств личности;
б) отношение человека к миру в целом;
в) место и назначение человека в окружающем мире;
г) познание и преобразование мира.
30. Объяснение действительности с позиции разума дает:
а) обыденное мировоззрение;
б) философское мировоззрение;
в) мифологическое мировоззрение;
г) религиозное мировоззрение.

\u041e\u0442\u0432\u0435\u0442: \u0432) \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435;\n

26. \u041a \u0432\u0438\u0434\u0430\u043c \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f:\n

\u0430) \u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435;\n

\u0431) \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435;\n

\u0432) \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435;\n

\u0433) \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435.\n

\u041e\u0442\u0432\u0435\u0442: \u0431) \u0434\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435;\n

27. \u041a\u0440\u0438\u0442\u0435\u0440\u0438\u0435\u043c \u0438\u0441\u0442\u0438\u043d\u044b \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f:\n

\u041e\u0442\u0432\u0435\u0442: \u0433) \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0430.\n

28. \u0421\u043e\u0432\u043e\u043a\u0443\u043f\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434\u043e\u0432, \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439, \u043e\u0446\u0435\u043d\u043e\u043a, \u043d\u043e\u0440\u043c, \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u043a \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435\u043c\u0443 \u043c\u0438\u0440\u0443 \u0438 \u0432\u044b\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u0432 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u044f\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432 \u0435\u0433\u043e \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f:\n

\u041e\u0442\u0432\u0435\u0442: \u0432) \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435; \u00a0

29. \u041a \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u043c \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0430\u043c \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f:\n

\u0430) \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u0441\u0435\u0431\u0435 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438;\n

\u0431) \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u043a \u043c\u0438\u0440\u0443 \u0432 \u0446\u0435\u043b\u043e\u043c;\n

\u0432) \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0438 \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u0432 \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435\u043c \u043c\u0438\u0440\u0435;\n

\u0433) \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043c\u0438\u0440\u0430.\n

\u041e\u0442\u0432\u0435\u0442: \u0433) \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043f\u0440\u0435\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043c\u0438\u0440\u0430.\n

30. \u041e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441 \u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u0438 \u0440\u0430\u0437\u0443\u043c\u0430 \u0434\u0430\u0435\u0442:\n

\u0430) \u043e\u0431\u044b\u0434\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435;\n

\u0431) \u0444\u0438\u043b\u043e\u0441\u043e\u0444\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435;\n

\u0432) \u043c\u0438\u0444\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435;\n

\u0433) \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u043e\u0437\u043d\u043e\u0435 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435. \u00a0

\u041e\u0442\u0432\u0435\u0442: \u0431) \u0444\u0438\u043b\u043e\u0441\u043e\u0444\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0437\u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435;\n “>]” data-test=”answer-box-list”>

znanija.com

Система отношений человека к миру и в мире. Социокультурная природа бытия человека

В культурно-историческом становлении человечества постепенно сложились многообразные системы отношений к миру, предполагающие различные способы активного взаимодействия с ним.

Особенности появления активности человека во взаимодействии с миром мы можем рассматривать на различных уровнях:

  • психофизическом — активность психики, проявляемая на уровне нервной раздражимости, психогуморальной регуляции, высшей нервной деятельности (задаются на генетическом уровне как видовые признаки и наследуемые свойства);
  • поведенческом — активность человека, выраженная внешним образом, определяемая социокультурным научением, а также исследовательским поведением в условиях воспитания и накопления жизненного опыта;
  • индивидном — активность человека, выраженная в действиях и проявлениях, характерных для него как представителя соответствующего антропологического тина, пола и возраста;
  • личностном — активность человека как социального существа и уникальной индивидуальности в составе этносоциальной общности, проявляемой в форме способностей и поступков, определяемых его сознанием и жизненным опытом;
  • ментальном — активность человека, определяемая его самосознанием и этнокультурным образом мира в процессе осмысления человеком своего жизненного пути в соответствии с существующими социальными эталонами, нормами, ориентирами;
  • социокультурном — активность человека как общественного индивида, представителя социума и культуры, определяемая социокультурными нормативами, паттернами поведения, ценностными ориентирами и смыслами, особенностями межличностного и группового взаимодействия и укладом жизнедеятельности, принятыми в современной ему социокультурной общности и определяющими жизненные стратегии человека, его притязания, смысл жизни.

Содержание активности на трех последних уровнях в целом образуется уже не только объективными связями человека с миром, но и его отношениями в мире и к миру. Отношение — одна из центральных категорий отечественной психологии, введенная в научный оборот Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1857— 1927). Исследуя активное отношение личности к окружающей действительности, В. М. Бехтерев подчеркивал значение мотивов поведения, изменяющихся на основе индивидуальной переработки внешних воздействий.

Ученик В. М. Бехтерева — Алексей Федорович Лазурский (1874— 1917) совместно с философом Семеном Людвиговичем Франком (1877— 1950) разработали “Программу исследования личности в ее отношениях к среде”, где была задана структура категорий явлений, к которым человек выстраивает свое отношение. В отношении каждого человека к любой категории явлений выделялось четыре стороны: “1 — наличие или отсутствие определенного отношения (интереса, склонности) к данной категории явлений и степень его интенсивности; 2 — специфические формы, качественные особенности интереса; 3 — уровень развития или дифференцированности интереса; 4 широта или объем его” [1] . Структура категорий включает 15 разделов:

  • 1) отношение к вещам;
  • 2) отношение к природе и животным;
  • 3) общее отношение к отдельным людям;
  • 4) половая любовь;
  • 5) общее отношение к социальной группе;
  • 6) отношение к семье;
  • 7) отношение к государству;
  • 8) отношение к труду;
  • 9) отношение к материальному обеспечению и собственности;
  • 10) отношение к внешним нормам жизни;
  • 11) отношение к нравственности;
  • 12) отношение к миросозерцанию и религии;
  • 13) отношение к науке и знанию;
  • 14) отношение к искусству (эстетический интерес);
  • 15) отношение к самому себе [2] .

Конечно, данная классификация отношений в настоящее время воспринимается как обобщение представлений об активности человека на основе здравого смысла, а не на основе принципов логично выстроенной научной систематики. Но такова была во многом специфика научных текстов, обращенных к социуму в конце XIX — начале XX в. Категоризаций, задающих систему, позволяющую фиксировать отношение человека к миру через конкретные его явления и феномены, много. Отечественным психологом Валерией Сергеевной Мухиной (р. 1935) выделены следующие реалии бытия и развития человека, определяющие систему отношений человека и его самосознания:

  • — реальность предметного мира;
  • — реальность образно-знаковых систем;
  • – природная реальность;
  • — реальность социально-нормативного пространства;
  • — реальность внутреннего пространства личности [3] .

Универсальная концепция В. С. Мухиной позволяет структурировать

изучение личности в рамках системы “человек и мир”. Человек в своем развитии посредством парного механизма “идентификация — обособление” выстраивает систему отношений к выделенным реалиям, а также определяет содержательное наполнение самосознания. Идентификация — механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности. Он базируется па свойстве уподобления и имитации, в свою очередь являясь основой таких способностей человека, как эмпатия (сопереживание) и переживание сопричастности к тем или иным “мы”. Обособление — механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности. Становление этого механизма основывается па потребности человека в самостоятельности и самотождественности в условиях противопоставления тем или иным “они” или “ты” [4] .

Идентификация (от лат. identificare — отождествлять, уподоблять, устанавливать совпадение) — глубинная, трудно удовлетворяемая потребность человека к уподоблению, к поиску тождества.

Обособление — процесс дифференциации, индивидуации, в крайней форме — отчуждение.

Принципиальное значение имеет отношение человека к своей жизни, степень осмысленности в процессах рефлексии, — по отношению к себе и своей жизнедеятельности.

С. Л. Рубинштейн выделил два основных способа активного существования человека, в соответствии с которыми выделяются два отношения человека к жизни:

  • 1) “жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом”;
  • 2) “связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее” [5] .

В результате рефлексии человеком воссоздается более или менее адекватный образ мира, понимаемый прежде всего как отображение реального мира, в котором живет и действует человек, одновременно являясь частью этого мира. В этом отношении иллюстративны слова М. М. Бахтина: “. Мир, где действительно протекает, свершается поступок, — единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый. Единую единственность этого мира гарантирует действительность признания моей единственной причастности, моего алиби в нем” [6] . Образ мира — субъективная реальность, неотрывно соотносимая с объективными реалиями бытия человека. Образ мира, с одной стороны, представляет исторически изменчивый процесс приспособления к меняющейся реальности, а с другой — является основой выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью.

Вместе с тем, вследствие постоянно изменяющейся реальности существует проблема специфичности образа “своего” мира в отношении каждого поколения и возраста. Иначе говоря, конкретика содержательного наполнения образа мира, помимо исторических и этнокультурных особенностей, имеет половозрастную и субкультурную специфику. Именно “свой” образ мира, включающий осознаваемые и неосознаваемые его компоненты, непосредственно регулирует всю жизнедеятельность человека, играя определяющую роль на каждом этапе развития личности и в каждом поколении. При этом, чем динамичнее культура, тем заметнее изменения образов мира в каждом новом поколении. Понимание особенностей “своего” образа мира наиболее наглядно обнаруживается в противопоставлении с другими образами, особенно в бинарной оппозиции “свой/чужой”.

Формирование и содержательное наполнение образа мира начинается в раннем детстве, причем формирование и развитие представлений ребенка об окружающем мире определяется комплексом социальных условий. Становление образа мира у ребенка зависит прежде всего от его ближайшего социального окружения — семьи и окружающих взрослых. Значимым компонентом образа мира для ребенка является образ его “малой родины”. Ближайшими взрослыми определяется тип социального проживания ребенка по месту его рождения, а также многие другие социальные характеристики образа мира, поскольку взрослые выступают носителями традиций, норм и представлений не только семьи как малой группы социума, но и более значительных социальных общностей — народа, социальной страты, государства и т.д. Оставаясь в своей основе достаточно устойчивым, образ мира на протяжении жизни человека претерпевает постоянные изменения в связи с объективными трансформациями реалий бытия и развитием внутренней позиции личности.

С другой стороны, от того, как представлен мир человеку, каким образом человек видит мир, как он относится к тем или иным элементам этого мира, зависит его жизнь, его деятельность и поступки. Поскольку видение мира человеком во многом определяется доминирующими в обществе моделями мировоззрения, то картины мира в истории человечества последовательно определяются моделями, производными от мифов, философских учений, мировых религий и, наконец, — научных концепций. Мировоззрение каждого современного человека, а не только узкого круга ученых, является в той или иной мере научно обоснованным. Если в современной европейской культуре общепризнанной стала научная идея пер- соногенеза — возвышения ценности индивидуальной жизни и отдельной личности, то и психологические науки приобрели особый мировоззренческий статус, определяя содержание сознания и самосознания каждого человека. Достижения психологии востребованы всеми сферами культуры и повседневной жизни. Психологические знания с той или иной степенью корректности и осознанности, с той или иной глубиной рефлексии применяются каждым из нас соответственно качеству научной обоснованности индивидуального мировоззрения и культуры.

studme.org

Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания

Кафедра философии и социологии

для студентов всех специальностей

всех форм обучения

Теория познания: учебно-методические указания для студентов всех специальностей всех форм обучения / Сост. А.С. Морозов – Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ». – Кемерово, 2008. – 23 с.

Морозов А.С.

В учебно-методических указаниях раскрываются основные вопросы теории познания – одного из важнейших разделов философии. Содержание пособия полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (М., 1995), рабочей программе по курсу “Философия”, а также составлена с учетом торгово-экономического профиля Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО “РГТЭУ”.

РАЗДЕЛ “ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ”

ТЕМА:ПОЗНАНИЕ

КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Вопросы:

Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания.

Теория познания как научная дисциплина. Проблема познаваемости мира.

Проблема субъекта и объекта познания.

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Чувственная и рациональная ступени познания.

5. Иррациональная ступень познания. Интуиция и ее роль в познавательном процессе. Познание и творчество.

Познание как постижение истины. Классическая и альтернативные концепции истины.

Роль практики в процессе познания.

В концеXX века человечество оказалось перед проблемой разработки и выбора новых стратегий человеческого существования. В этих условиях постижение мира – его познание и осознание – приобретает решающее значение в поисках наиболее оптимальных путей современного цивилизационного развития.

Отношение человека к миру сопряжено с познанием и преобразованием последнего в целях удовлетворения потребностей человеческого сообщества. Человек, чтобы успешно интегрироваться в окружающую его реальность (свою среду обитания), необходимо должен разобраться в окружающем мире, получить знания о нем. Знание реально воспроизводит объективные закономерности и связи внешнего мира, являясь результатом процесса познания.

Специфика познавательного отношения человека к миру. Формы познания.

Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как:

– знание – информация об объективном мире природы и общества,

– знание о внутреннем духовно-психическом мире человека,

– знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в культуре, таким образом, становление и развитие познания необходимо рассматривать соотносимо с развитием человеческой культуры, становлением ее основных феноменов. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное познание, мифологическое, религиозное, художественно-образное (через искусство), философское, научное.

Обыденное или индивидуальное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Специфика этого вида познания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано с информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем также присутствует. Этот вид познавательной деятельности представляет собой информационно самую ёмкую форму знания. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, наличный опыт и т.д., закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а так же интуитивные убеждения и предчувствия. Представляя обобщение периодичных явлений и процессов, обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т.е. отношения человека к миру.

Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа. Обыденное познание по отношению к научному предпосылочно, с другой же стороны, научное познание, вторгаясь в область обыденной жизни, видоизменяет обыденное знание, реконструирует его на научной основе.

Значительную роль, особенно на начальном этапе становления человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, человеке. Мифологическое мышление связано с особой моделью мира, выраженной в мифе, особенностями его являются метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в ее гармонии и цикличном развитии.

Художественно-образная форма познания (или искусство) изначально тесно связана с мифологической, однако, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Искусство содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность в разных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), искусство одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое.

Религиозное познание обусловлено идеей противостояния мира божественного («горнего») и земного (человеческого). Как и мифология, религия содержит в себе многие знания человечества, однако не воспроизводит знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Важнейшей для религиозного познания является проблема истины как откровения, как приобщения к божественному абсолюту. Для религиозного познания характерен феномен веры, эмоциональное отношение к миру, средоточие знания в культе.

Важнейший вид познавательной деятельности – научное познание. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое, но т.к. общее существует только в единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность выражаемой в нем истины, а так же системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т.е. это знание логическое, понятийное и системное.

Философское познание основным своим компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Философское познание стремится сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически-духовного объясняет специфи-ку философии как уникальной формы познания, цель которой – выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.

2. Теория познания как научная дисциплина. Проблема познаваемости мира.

Изучают познание различные науки, но теория познания (или гносеология) развивается в философии и возникает на самом раннем этапе формирования философских знаний. Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных (внешних) знаний – представлений, мнений о мире, к знанию сущностному, глубинному. В гносеологии рассматриваются пути достижения истинностного знания, а также его критерии. Гносеология – учение о сущности познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях адекватности. Объективный предмет гносеологии – познавательная реальность в полном ее объеме. Гносеология является фундаментальной наукой, использующей традиционный доказательный инструментарий наук и предлагающей объемное описание и объяснение фактических познавательных процедур и приемов (взятых в объективном, а не психологическом или психофизиологическом планах).

Теория познания тесно связана с такими фундаментальными философскими науками, как онтология – учение о бытии как таковом, диалектика – учение о всеобщих законах развития и познания, а так же логика и методология. Поскольку центром и «субъектом» гносеологии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии, медицины и других наук о человеке. Опора теории познания на эти дисциплины необходима, прежде всего, потому, что познавательный процесс всегда происходит в определенном социокультурном контексте и, кроме того, сегодня развивается тенденция гуманизации гносеологии, т.е. процесс превращения последней в подлинно социально-гуманитарное знание.

Зарождение гносеологической проблематики в истории философии связывается с развитием античной философской мысли. Здесь осмысливаются проблемы соотношения знания и мнения, истины и заблуждения (знание понимается в единстве с его предметом), диалектики как метода познания, исследуется мышление само по себе, а так же разрабатываются методологические требования к познающему разуму (софисты, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и др.).

В средние века познавательная проблематика рассматривается, прежде всего, как истолкование истин Священного Писания (экзегетика). Для средневековой патристики и схоластики характерны философско-теологические споры о соотношении истин веры и истин разума, о статусе Универсалий. Как и для античности, для средневековой философской мысли свойственен акцент не на собственно гносеологической проблематике, а на знании и его формах (проблематика эпистемологии), т.к. к истине «приобщаются», а не изучают ее.

В эпоху Возрождения в связи с гуманимзацией знания происходит переход от созерцательности к активности познающего разума. Формируется интерес к человеку как носителю творческих и, следовательно, познавательных способностей.

Европейская философия 17-18 вв. сделала крупный шаг вперед в развитии теории познания, и гносеологическая проблематика заняла в ней центральное место (происходит так называемый «гносеологический поворот»). Разрабатываются проблемы связи «я» (познающего субъекта) и внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта, ставится задача отыскания путей получения абсолютно достоверного знания (эмпиризм и рационализм – Декарт, Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Гольбах и др.). Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах) стремится реконструировать весь процесс познания, показать историческое развитие форм практической и познавательной деятельности.

Диалектико-материалистическая гносеология (марксизм) понимает познание как особую форму духовного производства, как процесс отражения действительности. Важнейший принцип диалектико-материалистической гносеологии – единство диалектики, логики, теории познания, развитый на основе материалистического понимания действительности.

Неклассическая гносеология 19 – первой половины 20 веков, прежде всего, пересматривает саму классическую оппозицию гносеологии «субъект – объект». Акцент переносится на субъективную составляющую познавательного процесса. Процесс познания рассматривается как творческий акт, в ходе которого человек углубляет свое познание мира и осознает себя в этом мире. Широко распространяются новые понятия, связанные с познавательном проблематикой – «диалог», «полифоничность знания» и т.д. Согласно экзистенциализму, феноменологии, герменевтике в процессе познания смысл не только открывается, но творится.

Впрочем, удельный вес гносеологических исследований XX века, ориентированных на науку (сциентистские направления – позитивизм и неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм и т.д.), все же значительно больше, чем тех, которые ориентированы на вненаучные формы отношения человека к миру (антисциентистские течения – экзистенциализм, герменевтика, феноменология и др.)

Развитие гносеологических представлений в конце XX – XXI веке определяется тем, что оно происходит в условиях информационного общества и опирается на данные «постнеклассической» науки. Для этого этапа развития гносеологии характерны: изменение объектов исследования, широкое распространение идей и методов синергетики, методологический плюрализм, преодоление разрыва между субъектом и объектом познания, постановка по-новому проблемы истины (новые критерии истины), диалектизация, историзация, гуманизация знания и т.д. (постпозитивизм, постструктурализм, эволюционная эпистемология и др.)

В представлениях различных философских школ процессы познаваемости человеком окружающего мира оцениваются в целом не однозначно и далеко не всегда оптимистично. В попытке ответить на вопрос «познаваем ли мир» в истории философии четко обозначились три основные тенденциигносеологический оптимизм (или гностицизм), скептицизм и агностицизм.

Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, реальность возможности получения достоверных знаний о мире.

Основой гносеологического оптимизма можно считать следующие положения:

– действительность понимается как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания;

– понятие «действительность» включает в область своего предметного значения и субъективную реальность, что означает возможность познания духовной реальности;

– познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, на практике реализуются результаты познания.

Представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта, не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Иначе говоря, агностики считают, что наше познание не дает достоверных сведений об окружающей нас действительности, и отрицают саму возможность получения истинностного знания. Переход от содержания знания к объективной реальности невозможен; судить о реальности, запечатленной в знании, через него и из него нельзя. Впрочем, в философии последовательный агностицизм практически не реализуется, т.к. чтобы прийти к пониманию невозможности познания, необходимо предварительно развернуть познавательные акты .

Представители скептицизма занимают своего рода «промежуточную» позицию между гносеологическими оптимистами и агностиками. Не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнение в том, что все знания об этом мире носят достоверный характер. От данного в сознании к объективной реальности переходить можно, между тем сущность познаваемых фрагментов действительности остается недоступной. Таким образом, удел познания, согласно скептицизму, – «скользить» по поверхности вещей как они даны нам (с позиции гносеологического скептицизма рассматривают мир древнегреческие софисты, киники, киренаики, а так же П. Гассенди, П. Бейль, Д. Юм и др.).

lektsii.org

Типы мировоззрения

Мировоззрение – понятие

Описание

Одним из наиболее важных и интересных вопросов в современной философии является понятие мировоззрения. Определение гласит, что под мировоззрением принято понимать особую сложившуюся в ходе социализации структуру взглядов человека на жизнь в мире и своё место в нём. Поскольку для каждого человека будут характерны свои отличительные особенности в понимании данных аспектов, принято выделять наиболее общую классификацию, которая позволяет отнести человеческое мышление к тому или иному типу.

Типы мировоззрения

Описание

Среди существующих вариантов человеческого мышления и сознания принято выделять в отдельные группы наиболее схожие по общим принципам модели. Такие группы называют типами мировоззрения, они обхватывают широкую категорию отношений людей к миру. Чтобы определить, какие типы мировоззрения выделяет наука, необходимо понять, чем характеризуется каждый из возможных вариантов. Среди наиболее важных типов принято выделять следующие разновидности:

  1. Обыденное мировоззрение. Пожалуй самым распространённым среди населения типом является обыденный вариант мышления, который складывается в ходе повседневной жизнедеятельности людей. Обычно он не отличается сложностью мыслей, наличием правил и сохраняет традиции, которые передаются от поколения к поколению в процессе социализации.
  2. Научное мировоззрение. Наука всегда вносила большой вклад в развитие общества и усовершенствование способов познания жизни. Научная деятельность также смогла повлиять на человеческое восприятие мира и своего места в нём. В связи с этим появился научный тип мировоззрения, отличающийся определённым подходом к объяснению различных явлений и событий, происходящих в окружающем мире.
  3. Гуманистическое мировоззрение. Отдельным направлением в понимании мира является гуманистический подход, который признаёт жизнь человека и все её проявления высшей ценностью и достоинством. Такой вариант позволяет понять свою значимость в жизни общества и принять ценность каждого из представителей общества. Основой для принятия данного варианта является гуманизм.

Исторические типы мировоззрения

Описание

В процессе исторического развития общества и длительного процесса социализации происходила постоянная перемена мыслей и научных знаний. В связи с этим на каждом новом этапе происходит смена приоритетов в сфере человеческого мышления, на основании которого формировалось сознание. В исторических типах принято выделять мифологию, религию и философские знания в качестве источников для формирования мировоззрения. Рассмотрим виды:

  1. Мифологическое мировоззрение. Наиболее древним вариантом проявления сознания является мифологический тип, который базируется на древних мифах и легендах. В основе такого подхода лежит мифологическое предание или рассказ, позволяющий на доступном языке объяснить происходящие события и явления в окружающем мире. Часто люди использовали сравнение личных примеров из жизни с событиями, которые не подвергались логичному объяснению, для создания правдоподобных толкований.
  2. Религиозное мировоззрение. На смену мифологии пришла религия, призывавшая верить в богов и их проявления силы в повседневной жизни. Основной отличительной чертой религиозного типа является вера в сверхъестественное существование высших существ, которые находятся за пределами понимания в обыденной жизни.
  3. Философское мировоззрение. Наиболее близкой к современному пониманию мира служит философская модель восприятия жизни и роли каждого человека в ней. В отличие от предыдущих вариантов философия всегда опирается на научные знания, имеет чёткую структуру и организацию своей деятельности. В качестве доказательства своих идей и мыслей философия использует аргументированные доводы, подтверждённые научными знаниями.

Формы мировоззрения

Описание

Ещё одной интересной категорией в определении мировоззренческого мышления человека являются формы или функции мировоззрения. Среди возможных функций и форм в особую группу стоит выделить ощущение, восприятие и понимание окружающего мира. Они в наиболее полной мере раскрывают значимость функций сознания и мышления человека.

  1. Мироощущение. Наиболее часто человек сталкивается с наиболее простой функцией мировоззрения, которая называется ощущением мира. С помощью представленной формы человек имеет возможность правильно оценить своё место в мире и жизни, а также почувствовать проявления жизнедеятельности во всех сферах жизнедеятельности.
  2. Мировосприятие. Под восприятием мира принято понимать сложный процесс формирования и накопления знаний о структуре мира и собственном предназначении в жизни. В процессе повседневной жизнедеятельности человек непрерывно сталкивается с событиями и явлениями, которые, так или иначе, отражаются на его общей картине мировосприятия. В конечном итоге это способствует глубокой оценке и осмыслению своего предназначения.
  3. Миропонимание. Ещё одной не менее важной функцией является понимание окружающего мира, жизненных ориентиров и ценностей. Данный процесс происходит непрерывно и зависит от последовательного включения в процесс первых двух форм. Правильность понимания зависит от точности восприятия и внутреннего ощущения своего места и предназначения.

Структура мировоззрения

Описание

Любое проявление мировоззрения в человеческом понимании имеет свои определённые элементы или атрибуты, которые создают единую организованную структуру. Для мировоззренческих идей также существует своя определённая последовательность элементов, создающих единую цепь понимания мира и жизни. Наиболее значимыми из них являются представленные ниже элементы.

  1. Знания. Основным и самым важным элементом являются человеческие знания о мире, его особенностях и видах проявления жизни в нём. Знания служат каркасом, к которому присоединяются другие не менее важные понятия, а также создают единую и общую для всех систему понимания мира. Данная система формируется в ходе образовательного процесса.
  2. Ценности. Ценностные ориентиры закладываются в человеке в процессе его активной социализации. Прежде всего это проявляется в положительном или отрицательном отношении к происходящим вокруг индивидуума событиям. Чаще всего ценностные ориентиры имеют схожесть для широких групп людей и целых социумов, существующих в одинаковых условиях.
  3. Убеждения. Убеждения или принципы складываются у человека в процессе его жизнедеятельности, у разных людей они могут существенно отличаться. При этом убеждения обладают высокой степенью гибкости и изменчивости, что делает их нестойкой структурой для определения мировоззрения. Убеждения могут появляться лишь в определённый период жизни.
  4. Идеалы. Под идеалами принято понимать такие модели поведения в обществе, которые являются примером для подражания и формируют в личности определённые качества. У каждого человека могут быть свои идеалы, но в то же время идеал может быть общим для большой группы людей, в таком случае речь идёт о создании массовой идеологии.
  5. Верования. Каждый человек вправе выбирать и следовать своей правде, в связи с этим верования включают в группу основополагающих элементов мировоззренческой теории. У каждого человека есть свои вещи, в которые он искренне верит, а также имеются события и факты, вызывающие у него острое недоверие. Из этого складывается общая картина мира.
  6. Чувства. Чувства тесно связаны с категорией эмоционального состояния человека и формируют в конечном итоге общую картину мира. Под чувствами принято понимать присущие каждому человеку проявления собственных переживаний по отношению к внешнему миру. Все чувства делятся на две большие группы позитивных и негативных проявлений.
  7. Эмоции. Эмоции в отличие от чувств носят скрытый характер и не отражают общее состояние человека. Они характеризуют его внутренний настрой, но также они способны отразиться на внешнем состоянии в виде чувств или совершённых поступков. Эмоциональный фон очень важен при формировании сознания и мышления.
  8. Жизненные нормы. Жизненными нормами или принципами принято обозначать те алгоритмы и схемы действий, которые помогают адекватно оценить обстановку и принять решение в конкретной ситуации. Жизненные нормы закладываются в человеческом сознании на протяжении многих лет и являются наиболее устойчивой частью восприятия мира.

Вид отношения человека к миру
vidamir.com

CATEGORIES
Share This