Вербальная агрессия

Вербальная агрессия

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое «вербальная агрессия» в других словарях:

Вербальная Агрессия — агрессивное поведение с использованием отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний … Психологический словарь

Вербальная агрессия — (лат. – словесная) – словесная агрессия, нанесение обид, оскорблений, душевных болей словом. Делается это через сквернословие, обвинения, сплетни и грубый тон разговора. Вербальная агрессия не менее опасна, чем физическая. Она наносит вред… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Агрессия — (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… … Словарь-справочник по педагогической психологии

Агрессия — (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… … Словарь по педагогической психологии

агрессия — (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… … Большая психологическая энциклопедия

агрессия вербальная — Форма поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний. Словарь… … Большая психологическая энциклопедия

АГРЕССИЯ — – импульс или намерение, предопределяющие такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. В психоаналитической теории и практике уделяется значительное внимание агрессивности человека. Вместе с тем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Агрессия — (от лат. aggredior наступать, aggressio на падение) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физич.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

агрессия — и; ж. (лат. agressio нападение) 1) Вооружённое нападение государства или нескольких государств на какое л. государство с целью захвата его территории, уничтожения или ограничения его независимости, изменения его политического или общественного… … Словарь многих выражений

АГРЕССИЯ — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные… … Педагогический словарь

Вербальная агрессия

на тему: «Вербальная агрессия»

ученицы 11-Б класса

Вербальная агрессия – слова, которые причиняют боль и заставляют человека поверить в то, что он составляет себе, наверное, представление об окружающем его мире и о нем самом.

Общие характеристики вербальной агрессии:

1. Вербальная агрессия разрушает. Она особенно разрушительна, когда агрессор делает вид, что ничего не происходит. Партнер чувствует агрессию, но его ощущения не принимаются в расчет, его мнение не принимается в расчет, ему становится еще больнее от ощущения смятения и разочарования.

2. Вербальная агрессия наносит удар по самооценке и способностям партнера. Он начинает и сам верить в то, что с ним что-то не так, что у него нет способностей, что он воспринимает мир неверно.

3. Вербальная агрессия может быть открытой (гневные выпады и оскорбления) или скрытой (очень незаметной и постепенной, промывание мозгов). Открытая агрессия – это обычно обвинения в чем-то, чего партнер никогда не совершал и даже не думал совершать. Скрытая агрессия – агрессия исподтишка, еще более разрушительна. Цель такой агрессии – подчинить партнера так, чтобы он сам не догадывался об этом.

4. В вербальной агрессии выражение презрения может быть очень искренни и четким.

5. Вербальная агрессии по природе манипулятивна и стремится к контролю над другим человеком. Обычно жертва не понимает, что ее контролируют и ею манипулируют. Она может заметить, однако, что жизнь ее складывается совсем не так, как она сама спланировала, и уж конечно в ее жизни не достает радости.

6. Вербальная агрессия коварна. Тот, от кого исходит вербальная агрессия, третирует своего партнера, выказывает презрение и обесценивание его так что:

— самооценка жертвы значительно падает, при том что она этого не замечает.

— жертва теряет уверенность в себе, не понимая этого.

— жертва сознательно или бессознательно может попытаться изменить стиль своего поведения, чтобы не раздражать агрессора и чтобы он больше не причинял ей боль.

— жертва может не принимать этого, но ей методично «промывают мозги».

7. Вербальная агрессия непредсказуема. Непредсказуемость – это одна из основных характеристик вербальной агрессии. Партнера буквально выбивают и колеи, сбивают с толку, шокируют злые, полные сарказма шуточки, уколы и комментарии агрессора.

Независимо от того, насколько жертва умна и образована, ей никогда не удается подготовиться к нападению, и тем более она никогда не сможет понять, за что ее атакуют как избежать нападения.

8. Вербальная агрессия – это проблема построения отношений. Когда супружеская пара сталкивается с реальной проблемой по поводу реального жизненного факта, например, если встает вопрос о воспитании ответственности у детей или сколько времени проводить вместе и врозь, каждый может злиться, но обе стороны могу сказать: «Я злюсь из-за того-то или того-то» или «Я хочу этого». И естественно, если ими движет добрая воля, они в конце концов приходят к компромиссу, то есть проблема разрешается. В отношениях с вербальной агрессией конфликта как такового нет. Проблемой является сам факт агрессии, и этот вопрос не разрешается. То есть разрешения этой проблемы не происходит.

9. Вербальная агрессия содержит двойной посыл. Существует постоянный контраст междутем, что агрессор вам говорит, и его истинными чувствами к вам. Например, он кажется искренним и честным, когда он говорит партнеру, что это именно с ним что-то не так, или он может сказать: «Да нет же, я совсем не злюсь!» — а на деле говорит это именно со злобой. Или он может позвать партнера поужинать в ресторан, а во время ужина вести себя с ним отчужденно, равнодушно, так, словно он не понимает, что партнер вообще здесь делает.

10. Вербальная агрессия имеет тенденцию усиливаться, она становится все более интенсивной, частой и принимает все более изощренные формы. Например, на начальном этапе общения агрессор может атаковать партнера только злыми выпадами под видом шуток или сдержанностью, постепенно он добавляет и другие формы агрессии.

Во многих случаях вербальная агрессия переходит в физическую агрессию, которая, в свою очередь, тоже начинается не сразу, а постепенно, с «нечаянных» толчков, пинков, хлопков, ударов и т.д., которые потом переходят в прямое избиение.

По мере как вербальная агрессия усиливается, переходя в насилие физическое, агрессор начинает вторгаться в личное пространство партнера.

Вербальная агрессия и власть над другими

Если мы посмотрим на вербальную агрессию как на средство манипулировать и доминировать над другими, то все перечисленное ниже имеет смысл, потому что все эти категории вербальной агрессии являются способами установить свою власть над другими. Значит ли это, что агрессор на самом деле чувствует себя сильнее и могущественнее, если ему удается исподтишка унизить партнера и показать ему, насколько никчемны его интересы и усилия? Хоть это и выглядит на первый взгляд бессмысленным, но это так. Значит ли это, что жертва всегда чувствует себя униженной после этого? Не всегда. Она может испытывать печаль, потому что партнерам не удается полноценно пообщаться и поделиться друг с другом. Она может опечалиться, даже если, например, ее друг не может насладиться в той же мере, как и она, выступлением певца или живописью художника, который нравится ей.

Мы видим, что вербальная агрессия мешает построить настоящие отношения. Это кажется очевидным. Тем не менее партнер агрессора может всю жизнь прожить с иллюзией, что между ними существуют настоящие отношения. Он будет думать так по нескольким причинам. Основной причиной будет то, что как супружеская пара они могут вполне адекватно функционировать, исполняя предписанные им обществом роли.

Вербальные агрессоры обычно большинство своих эмоций выражают гневом. Например, если агрессор чувствует неуверенность и беспокойство, он может сразу впасть в гнев, то есть разгневаться на то, что он вдруг почувствовал себя неуверенно и неспокойно. Между тем человек от природы наделен способностью испытывать эмоции. Это способность чувствовать, как и способность мыслить, универсальна для природы человека. К сожалению, агрессор чаще всего не хочет принять свои собственные чувства и тем более показать свои истинные чувства партнеру. Он строит своего рода стену между собой и партнером. Он искусственно создает дистанцию в общении.

Категории вербальной агрессии

2. Стремление возражать

3. Стремление обесценивать достижения и чувства другого.

4. Вербальная агрессия в форме шуток.

5. Блокировка и искажение информации.

6. Обличение и обвинение другого.

7. Критика и осуждение другого.

8. Опошление смысла происходящего.

9. Отказ в эмоциональной поддержке.

12. Командный тон.

13. Забывание и отрицание фактов.

Если между людьми существуют отношения, значит, общение должно быть чем-то большим, нежели просто обмен информацией. Отношения означают душевную близость. Душевная близость предполагает эмпатию, сопереживание. Слышать и понимать чувства другого означает сопереживать. Душевная близость невозможна, если одна из общающихся сторон не желает открыто говорить о чувствах, своих эмоциях, переживаниях, то есть не хочет делиться чем-то и поддержать партнера.

Агрессор, который отказывается слушать своего партнера, отрицает его переживания, отказывается делиться своими мыслями и переживаниями, — прежде всего, нарушает главный неписаный закон отношений. Он проявляет замкнутость.

Замкнутость, молчаливость, сдержанность в проявлениях действует хуже слов и криков и является категорией вербальной агрессии. Иными словами, замкнутость – это такой способ поведения, когда все мысли, чувства, мечты и надежды человек оставляет при себе, а с партнером остается холоден, отстранен, стараясь проявлять себя как можно меньше.

Агрессор, как замкнутый человек, часто использует всяческие ширмы и оправдательные элементы для своего поведения, например, притворяется, что не слышит вас, или берет в руки какие-нибудь предметы и разглядывает их с интересом, в то время как вы пытаетесь поделиться с ним чем-то важным для вас, или продолжает смотреть телевизор. Если агрессор действует по принципу замкнутости, попросить слушать внимательно и участвовать в общении, он ответит:

«А о чем тут говорить?»

«А что ты хочешь от меня услышать?»

«Что я сделал? Я тебя слушаю.»

«Да нет, тебе это не будет интересно»

«Что ты спрашиваешь моего мнения? Ты все равно сделаешь так, как ты хочешь».

Такие ответы очень разочаровывают. И партнеру может показаться, что их отношения вполне нормальны, потому что по деловым вопросам спутник общается с вами. В то же время отношения становятся бессмысленными, потому что в них отсутствует душевная близость. Помимо общения по делу существует еще 2 типа общения. Вот три списка, которые иллюстрируют все три вида общения.

Общение по деловым вопросам:

Я сегодня приду поздно.

Список на столе.

Тебе помощь нужна?

Кто это здесь оставил?

Где мой молоток?

Бензин скоро кончится, нужно заправиться.

Общение – обмен мыслями:

Ну а ты что об этом думаешь?

Ты только послушай, что случилось со мной, когда я…

Вербальная агрессия: причины, проявления и коррекция такого состояния

Вербальная агрессия: причины, проявления и коррекция такого состояния

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

  • критика личностных качеств;
  • осуждение биографических фактов (включая место рождения);
  • некорректный отзыв о внешности;
  • проклятия;
  • «подколы», злые шутки и высмеивания;
  • угрозы;
  • нецензурная брань;
  • длительное поддразнивание, обычно обращённое в стойкие словоформы или укоренившиеся в социуме насмешливые стишки и обороты;
  • невербальные знаки.

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», — говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение, направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

Современные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме. И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие :

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций. Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

Например, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек, который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Вербальная агрессия: формы и проявления

  • Станислава Стариковская
  • 13.09.2016
  • 6521
  • 0 Комментариев

Вербальная агрессия – вид агрессии, представляющий собой выражение негативных чувств к человеку в словесных ответах. Ответные негативные реакции могут быть не только содержательными (проклятия, оскорбления, угрозы), но и формальными (крик, визг, рычание).

Вербальная агрессия, к сожалению, нередкое явление в обществе. С нею можно столкнуться в транспорте, в магазине, на улице, в школе, ВУЗе, в государственном учреждении, на предприятии и дома. Все дело в том, что, если физическую агрессию люди стараются сдерживать до последнего, то вербальную многие, не стесняясь, выражают по поводу и без.

Вербальная агрессия практически превратилась в норму поведения! Она не только оправдывается, но и одобряется и пропагандируется!

Агрессивность неверно интерпретируется и связывается с настойчивостью, смелостью, уверенностью в себе и умением отстаивать собственную точку зрения.

Но как бы не возвышалось невежество и хамство, речевая агрессия остается явлением, препятствующим эффективному общению и взаимодействию людей. Криками, унижением собеседника, злыми шутками и ссорами по-прежнему невозможно решить ни одну проблему.

Самое опасное явление это практика вербальной агрессии в семье. Дети, слыша ругать и нецензурную брань родителей, наверняка вырастут также агрессивными. Агрессивная модель поведения усваивается легко и быстро.

Конечно, можно оправдываться тем, что ребенок все равно столкнется с вербальной агрессией в среде своих сверстников, на улице, услышит ее по телевизору, прочтет в Интернете, но нужно понимать, что все это влияние имеет намного меньшую силу, нежели родительское воспитание.

Только родительское поведение автоматически принимается как образец для подражания и норма, поступки других людей оцениваются критически. Услышав плохое слово от кого-то чужого, малыш скорее сначала спросит у мамы, что оно означает, а услышав его от мамы, он, не задумываясь, станет употреблять его сам.

Агрессия как поведение, направленное на причинение физического или морального вреда, вполне естественная реакция на угрозу, но если такое поведение входит в привычку, в структуре личности появляется новая черта характера – агрессивность.

Агрессивность – это готовность к агрессии, склонность видеть в окружающих врагов, а в любой ситуации – угрозу. Подробнее о психологии агрессивного поведения читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-agressivnogo-povedeniya.

Люди, которые часто используют приемы вербальной агрессии, порой даже не задумываются о том, что они агрессивны. Все дело в том, что понятие агрессии в наше время сужается до одного ее вида, до физической агрессии. Но словом можно ранить не меньше, а порой даже и больше, нежели ударив человека.

Вербальная агрессия причиняет душевную боль, наносит вред не только психологическому состоянию и физическому здоровью, но и отношениям между людьми, они портятся или вовсе разрушаются.

Вербальная агрессия проявляется как:

  • оскорбление,
  • обвинение,
  • сквернословие,
  • грубый тон разговора,
  • угроза,
  • упреки,
  • проклятия,
  • ссора,
  • ругать,
  • сплетни,
  • клевета,
  • необоснованная критика,
  • негативный отзыв,
  • злые шутки,
  • истерика,
  • плач,
  • крик, визг, вопли, рык и другие агрессивные звуки.

Также выделяют несколько типов вербальной агрессии:

  1. Активная и прямая. Выражается в форме унижения и оскорбления одним человеком другого словами непосредственно во время разговора.
  2. Активная и непрямая. Выражается в форме распространения клеветы и сплетен о человеке «за спиной».
  3. Пассивная и прямая. Отказ вступать в беседу, демонстративное игнорирование, пренебрежение.
  4. Пассивная и непряма. Отказ давать пояснения или высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют.

Конечно, вербальная агрессия, как и любая другая, в своем адекватном проявлении служит защитным механизмом психики, формой реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации (угрозу жизни, стресс, фрустрацию, прочее), но она также может применяться и как способ решения проблем в тех случаях, когда нравственнее было бы поступить неагрессивно.

Решать проблемы криком в подавляющем большинстве случаев не выход, но люди прибегают к нему постольку, поскольку:

  • не видят другого варианта сохранить свою индивидуальность;
  • хотят доказать правоту;
  • стремятся защитить или повысить уровень своих притязаний, самооценку;
  • желают привлечь внимание к своей персоне;
  • хотят осуществлять манипуляцию, подчинить своей воле другого человека/людей;
  • стремятся сохранить авторитет за счет унижения других;
  • не знают, как иначе сохранить контроль над ситуацией.

Но достигать целей, удовлетворять потребность в самореализации и выражать накопившиеся негативные эмоции можно и другими, творческими, мирными и культурными способами. Именно поэтому психологи связывают вербальную агрессивность человека с:

  • незрелостью личности,
  • недостатком воспитания,
  • низкой личной культурой, аморальностью личности,
  • недостаточной образованностью (в частности, недостатком психологических знаний),
  • размытием критериев морали и нравственности в обществе.

Агрессивными чаще бывают люди:

  • имеющие различного рода зависимости,
  • ведущие асоциальный образ жизни,
  • выросшие в неблагополучных или неполноценных семьях, а также дети-сироты.

Их агрессия это результат искаженного мировосприятия и тщательно скрываемой, заниженной самооценки.

Вербальная агрессивность может быть и симптомом психического расстройства или обуславливать возникновение подобных отклонений.

Но к вербальной агрессии прибегают и вполне образованные, цивилизованные, психически здоровые люди. Вербальная агрессия в этом случае чаще всего представляет собой деструктивное словесное выражение эмоций, обоснованное определенным аморальным умыслом. Человек хочет победить соперника, унизить конкурента, сорвать злость на ком-нибудь, выразить недовольство, несогласие, враждебность и тому подобное, даже если умеет сотрудничать и решать проблемы мирно.

Агрессивное поведение противоречит нормам морали и общепринятым нормам поведения в обществе, но осознанно и неосознанно применяется людьми, так как словом человека легко можно обезоружить, подавить, напугать, заставить чувствовать себя виноватым и переживать иные отрицательные эмоции. Чтобы услышать собеседника, понять его, договориться, нужно приложить гораздо больше усилий.

Намного проще оставаться невеждой, нежели поработать над собой: научиться контролировать свою речь, конструктивно выражать негативные эмоции, эффективно разрешать конфликты, не отвечать агрессией на агрессию.

Если Вы столкнулись с проблемой вербальной агрессии, рекомендуем ознакомиться с психологической литературой:

  1. Юлия Щербинина “Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Учебное пособие” и “Речевая защита. Учимся управлять агрессией”
  2. Вячеслав Панкратов “Защита от психологического манипулирования”
  3. Татьяна Кузьмина “Психологическая защита при критике”
  4. Марк Гоулстон “Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни”
  5. Сергей Ключников “Личная территория. Психологическая защита от агрессии и манипулирования”
  6. Л. Комалова “Язык и речевая агрессия. Аналитический обзор” (для исследователей в области фундаментального и прикладного речеведения)

Источники:
Вербальная агрессия
Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 . Смотреть что такое «вербальная агрессия» в других словарях: Вербальная Агрессия — агрессивное поведение с использованием отреагирования
http://psychology.academic.ru/5017/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
Вербальная агрессия
Общие характеристики и категории вербальной агрессии. Вербальная агрессия и власть над другими. Стремление обесценивать достижения и чувства другого. Блокировка и искажение информации. Критика и осуждение другого. Отказ в эмоциональной поддержке.
http://mirznanii.com/a/197085/verbalnaya-agressiya
Вербальная агрессия: причины, проявления и коррекция такого состояния
Что такое вербальная агрессия и каковы ее яркие проявления. Причины такого поведения. Психотерапевтическая помощь для коррекции состояния.
http://depressio.ru/slovar-terminov/242-verbalnaya-agressiya.html
Вербальная агрессия: формы и проявления
Вербальная агрессия – вид агрессии, представляющий собой выражение негативных чувств к человеку в словесных ответах. Прямая и косвенная вербальная агрессия.
http://ourmind.ru/verbalnaya-agressiya-formy-i-proyavleniya

CATEGORIES