Тренинг общения упражнения

Занятие-тренинг «Общение — это…»

Цель: формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.

• создать доверительную обстановку во время групповой работы;

• познакомить с понятием “общение”, с представлениями о способах самоанализа и самокоррекции;

• формировать навыки телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий;

• способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.

Участники встают в плотную шеренгу, создавая “СКАЛУ”, на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой “СКАЛЫ”, не упав в “пропасть”, т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца “СКАЛЫ” поочередно пробираются к другому, где вновь “встраиваются” в нее.

— Какие чувства возникали у водящих и у составляющих “СКАЛУ” при выполнении данного упражнения?

— Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

— Было ли данное взаимодействие общением между вами?

Вводный рассказ “Что такое общение?”

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

— коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

— интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми;

— перцептивная сторона общения (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).

Предлагает обсудить вопросы: Что такое общение? Какого человека мы называем общительным?

Подводя итоги обсуждения, предлагается отметить, что общение — это установление и развитие контактов между людьми, оно может происходить в разных формах, из которых явно выделяются три.

Анонимное общение — это взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала. Они встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

Функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной деятельности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач — больной, руководитель — подчиненный, лектор — слушатель, педагог — учащийся. В основном функционально-ролевое общение обусловлено должностными позициями его участников. Так, на производстве мастер выполняет распоряжения начальника цеха и исполняет социальную роль подчиненного, а вернувшись домой, в отношениях “отец — дети” он же занимает ведущую позицию.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями. Его особенностью является избирательность в отношении партнера.

Общение выступает в трех ипостасях. Во-первых, оно имеет коммуникативную функцию. Входя в контакты, друг с другом, люди передают информацию не только с помощью языка (вербальное общение), но и посредством мимики и жестов (невербальное общение). Во-вторых, общение выступает как взаимодействие (интеракация), в котором партнеры могут обмениваться действиями и поступками, не произнося ни единого слова, так обмениваются денежными знаками продавец и покупатель при сложившихся в обществе товарно-денежных отношениях, так взаимодействуют танцовщики балета и члены спортивных команд. В-третьих, общение непременно связано со взаимным восприятием партнеров (перцепция). Для общающихся немаловажно, воспринимает ли партнер другого, как заслуживающего доверия, понятливого или же один из них заранее предполагает, что противоположная сторона останется глухой к сообщению.

Общительность в самом широком смысле — это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как правомерно считает В.А.Кан-Калик, в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений. Заканчивая разговор по этому вопросу, предлагается участникам рассмотреть теоретические знания и организовывать практику общения для того чтобы быть успешным в общении.

А. Невербальное общение.

Участники занятия-тренинга сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен “взять” его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

• Легко или трудно было передавать предмет?

• А в чем были трудности?

• Легко или трудно было отгадывать предмет?

• Кому было легко?

• А в чем заключались трудности?

Б. Наблюдательность в общении.

Один из участников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.

• Легко или трудно было описывать внешность?

• В чем были трудности?

• Что легче всего вспоминается?

• Кому было легко выполнять это упражнение?

В. Умение слушать другого.

Участники (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные учасники играют роль молчаливых зрителей.

Дети делятся своими ощущениями.

• Легко ли было вести разговор?

• В чем были трудности?

• Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения. Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

Г. Точная передача информации.

Упражнения “Передача информации”.

Сейчас все вы покинете комнату, останется только один человек. Ему я зачитаю текст. После этого я приглашу в комнату второго участника, и первый перескажет ему текст, который только что прослушал. Затем я приглашу в комнату третьего участника. Второй расскажет ему то, что рассказали ему. Затем я позову следующего, и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате. Просьба ко всем внимательно слушать каждого участника.

Затем выполняется упражнение согласно инструкции.

Текст подбирается психологом произвольно. Желательно, чтобы он был малознакомым. Хорошо подходят газетные заметки из рубрики “Информация”.

Необходимо, чтобы было два-три героя и определенная протяженность действия. Объем текста — около 50 строк. (Психологу следует иметь запасной вариант текста, на случай повтора упражнения.)

• За счет чего произошло искажение информации?

• Что “своего” каждый внес в рассказ?

• Бывает ли так в жизни?

• Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?

• Что с вами происходит, когда вы не понимаете смысла происходящего, что вы чувствовали и как раньше на это реагировали?

Анкета “Умеете ли вы контролировать себя” (А.Толстых)

Подчеркните “да”, если вы согласны с утверждением, или “нет”, если не согласны.

1. Мне трудно подражать другим. Да Нет

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих . Да Нет.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. Да Нет.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. Да Нет.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. Да Нет.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. Да Нет.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. Да Нет.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. Да Нет.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. Да Нет.

10. Я всегда такой, каким кажусь. Да Нет.

Начислите себе по одному баллу за ответ “нет” на 1-й, 5-й и 7-й вопросы и за ответ “да” на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.

Если вы отвечали искренне, то у вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас “неудобным” в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Правила ведения беседы и дискуссии.

Предлагаются участникам назвать основные условия ведения беседы и дискуссии. В ходе коллективного обсуждения принимаются правила ведения дискуссии:

— покажите свое дружеское расположение к собеседнику;

— стремитесь, чтобы вашим собеседникам было интересно и приятно общение с вами;

— умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;

— не отвлекайтесь, когда говорят другие;

— не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас;

— не бойтесь высказаться;

— четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;

— аргументируйте свою речь, будьте логичны в доказательстве своего мнения;

— не делайте вывода до того, как поймете мнение другого и проблему до конца;

— принимайте в расчет, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос;

— следите за тем, чтобы для вас и говорящего слова имели одинаковый смысл;

— проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;

— имейте мужество признать свою неправоту, не обижайтесь на собеседника, тем более, не оскорбляйте его;

— будьте вежливы и тактичны;

— не злоупотребляйте временем другого;

— не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику;

— умейте чувствовать собеседника, контролируйте свое поведение при помощи вопросов: “Правильно ли он понимает меня?”, “Правильно ли я понимаю его?”

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания:

1. Выясните свои привычки слушать. Каковы ваши сильные стороны? Какие вы делаете ошибки? Может, вы судите о людях слишком быстро? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в ваших ответах? Какие из них используются вами чаще всего? Знание своих привычек слушать является первым этапом в их коррекции.

2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека: один говорит, другой слушает. Как может кто-нибудь узнать, что вы его не понимаете, пока вы сами не скажете ему об этом?

3. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоим. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Поскольку сосредоточенным внимание может быть недолго (менее одной минуты), слушание требует сознательной концентрации внимания. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи. Например, телевизор или телефон, не допускайте “блуждание” мыслей. Помочь сконцентрироваться на том, о чем говорит собеседник, вероятнее всего, может ваше физическое внимание и речевая активность.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают мысли и чувства “закодированными” — в соответствии с социально принятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства.

6. Наблюдайте за невербальными реакциями говорящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к мимике и жестам говорящего. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на вас пристально или как он поддерживает с вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, как близко или далеко от вас стоит говорящий, способствуют ли невербальные моменты усилению речи говорящего или они противоречат высказываемому словами.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выражает то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженности в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник, и что он пытается понять. Эмпатическое общение означает не только одобрение говорящего, но позволяет точнее понять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Это особенно важно для выработки умения слушать других. Когда вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника — получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие — лучший ответ собеседнику.

Тест “Умение слушать”, после обсуждения приемов слушания ребятам предлагается ответить на вопросы теста .

Инструкция: На каждый из нижеприведенных вопросов следует дать один из пяти вариантов ответа: “почти всегда”, “в большинстве случаев”, “иногда”, “редко”, “почти никогда”.

Видимо, не будет лишним напомнить, что наиболее точный ответ вы получите при максимальной искренности.

1. Стараетесь ли Вы “свернуть” беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное его выражение спровоцировать Вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малоизвестным человеком?

5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7- Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для Вас темы?

9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия?

10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем Вы говорите?

• “почти всегда” — 2 балла,

• “в большинстве случаев” — 4 балла,

• “иногда” — 6 баллов, “редко” — 8 баллов,

• “почти никогда” — 10 баллов.

Какова сумма набранных вами баллов?

Если вы набрали более 62 баллов, то данная тема для вас неактуальна, если вы набрали от 55 до 62 баллов — вы слушатель “среднего уровня”, рекомендуем вам использовать приемы правильного слушания и развивать навыки правильного слушания. Если вы набрали менее 55 баллов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить записи, которые вы сделали на занятии и постоянно использовать предложенные рекомендации в практической деятельности.

Упражнение “Ассоциация”, направленно на развитие конструктивного взаимодействия и группового сплочения.

Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: “На какой цветок он похож?”, “На какой вкус?”, “На какую песню?”, “На какую книгу?” и т.п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет — уходит вновь. Если не угадал более двух раз — вырывает из игры.

— Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?

— Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими — другим людям.

Участники образуют два круга — внутренний и внешний (если это невозможно, то делятся на две команды — тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты). По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики — уверенного, неуверенного пли грубого человека, а стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот. После того, как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоящие во внутреннем — разгадывают их. Ведущий фиксирует количество правильно угаданных поз.

После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение:

— Какие позы чаще загадывались, почему?

— Какие легче угадывались, почему?

— Какое значение имеет вербальное и невербальное общение?

• Что понравилось во время проведения занятия-тренинга?

• Что нового узнали по данной теме?

• Какие важные “открытия” для себя вами сделаны?

• И где, когда вы их сможете применить?

Похожие статьи:

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Тренинг общения

Цель тренинга открыто формулируется школьникам: например, научиться чувствовать и понимать других людей, чувствовать и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя. В этих упражнениях важно стимулировать у школьников осознание своих способов общения, своей позиции среди других.

С участниками заранее обговариваются условия проведения тренинга: доброжелательность и доверие друг к другу; при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения; впечатления о степени удовлетворенности игрой участники должны сообщать руководителю.

1. «Интервью». У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Могут быть заданы вопросы такого характера:

— Любишь ли ты стихи?

— Твое любимое изречение?

— Любишь ли ты видеть сны?

— Если бы тебе предложили роль в фильме, кого бы ты хотел сыграть? (Артистические данные значения не имеют.)

— Есть ли у тебя хобби?

— Чего ты больше всего боишься?

— Что ты больше всего ценишь в людях? И т. д. Каждому задают не больше 6—7 вопросов.

В первые занятия следует дать участникам установку, что они могут выбирать степень откровенности. Можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще «в маске», отвечать будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у ряда подростков.

2. «Мнения ». У каждого человека по очереди все называют одно, но лучшее с точки зрения каждого в отдельности качество. В сумме получается привлекательная характеристика. Если участников значительно более 8, то игру можно проводить в несколько этапов, чтобы охватить всех.

В дальнейшем можно использовать другой вариант данной игры —«Метафоры». О каждом из участников мнения оформляют метафорично: «колючий ежик», «вечный двигатель», «головоломка» и т. д.

3. «Мимика и жесты». Варианты игр:

а) Каждый участник только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость и т. п.

б) То же самое при помощи мимики (без жестов).

в) То же самое при помощи и мимики, и жестов, и позы (участвуют только добровольцы, так как упражнение трудное).

г) Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполненным.

д) Группа разбивается на две части. Каждая из подгрупп теперь пассажиры автобусов, которые едут в противоположные стороны, но вот автобусы останавливаются друг напротив друга, скоро они продолжат движение. Однако в противоположном автобусе вы увидели друга/подругу, которому не могли дозвониться. Участники из противоположных «автобусов» должны за 1—2 минуты договориться (только с помощью мимики и жестов) о предстоящей встрече. При обсуждении выясняется, кто из партнеров как понял друг друга, что было сложным при передаче и приеме информации без слов.

4. «Видение других». Это игры на внимательность друг к другу. Их варианты:

а) Один участник садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих — детали костюма, прически, обуви и т. д.

б) Вызывается один из участников. Все вместе должны восстановить всю последовательность его поведения, настроения, высказываний с самого начала занятий до данного момента (например, за последние полчаса).

5. «Стратегия в диалоге ». Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения: умение говорить и слушать другого. Например:

а) Двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от аудитории и друг друга задание: первый — поддерживать диалог в своей обычной манере, второй — во что бы то ни стало удержать лидерство в процессе диалога. Тема задается ведущим, предлагается аудиторией или выбирается самими действующими лицами (например, обсуждение нового фильма, телепередачи, возможности контакта с инопланетянами, совершенства новой марки магнитофона и т. д.). Стратегия диалога обсуждается затем всеми.

б) Все то же самое, но второй партнер получает противоположное задание: заставить напарника быть лидером разговора.

в) Оба получают задание вести диалог определенным образом. Один утверждает какое-то мнение, а второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый, соответственно, должен повторить (желательно дословно) высказанное партнером, затем продолжает обсуждение темы. Такой диалог идет 5-7 минут. Желательно, чтобы кто-нибудь из участников фиксировал количество искажений каждым партнером в пересказе слов своего собеседника. Через это упражнение должны пройти все участники. Повторяя эту игру постоянно, школьники увидят, как будет меняться их манера разговора и вне игры.

В систему описанных игр целесообразно включать упражнения, используемые в сценической деятельности:

1. Выходят два партнера. Их задача — медленно удаляясь в стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться. И так три раза.

2. На сцене два партнера. Первый стоит в двух-трех метрах от второго, спиной к нему, так, что второй глядит ему в затылок. Задача второго партнера, — глядя пристально на первого, в неизвестное зрителям время дать мысленный приказ — оглянуться. Первый знает о задаче второго, но не знает, когда последует мысленный приказ. Задача второго — быть свободным и готовым всем своим существом почувствовать своего партнера.

Вариант: чтобы зрители знали, когда посылается приказ, второй партнер в этот момент шевелит пальцем.

Система таких игровых упражнений, направленных на осознание способов общения и тренировку навыков межличностного контакта, является упрощенным вариантом социально-психологического тренинга. Как обязательные варианты тренинга в литературе называются сюжетно-ролевые игры на сюжеты, содержащие конфликт общения, и групповые дискуссии.

Поскольку речевая деятельность вызывает особое внимание в юношеском возрасте и те, кто недостаточно ею владеют, испытывают неудовлетворенность, старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию и обучающие ее приемам. Это могут быть такие игровые упражнения.

1. «Ролевое обсуждение».

Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях, например: «философ», «дипломат», «поэт», «активный общественник», «эрудит», «скептик» и т. д.

Школьникам объясняется, что речь идет не о профессиях, а лишь о той внутренней позиции, о том внутреннем отношении к окружающему, которое им следует прочувствовать и продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других.

Затем договариваются о предмете обсуждения. Им может быть любое известное художественное произведение или кинофильм. Предмет дискуссии не должен быть слишком сложным или волнующим в данной игре, иначе это будет «выбивать» играющих из ролей. После 10—15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задачу.

2. «Групповая дискуссия». Выбирается тема для обсуждения. Она может быть предложена руководителем группы, участниками. Она может звучать в общей формулировке: «Что такое дружба?», «Откуда берутся равнодушные?», или выдвигается конкретная ситуация для обсуждения. Одной из интересных дискуссионных тем является «Качества, важные для общения».

На первом этапе участники самостоятельно составляют список качеств, важных для общения (в случае необходимости, руководитель может перечислить основные личностные характеристики человека, не комментируя их). При составлении списка можно представить себе общительного человека, что поможет составить список (чем больше качеств, тем лучше).

На втором этапе проводится дискуссия, цель которой — выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой участник может высказать свое мнение, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества улучшают отношения с окружающими, влияют на эффективность общения. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на классной доске. На этом этапе каждый участник практикуется в отстаивании своей позиции, при этом соблюдая правила культуры дискуссии (максимум доброжелательности, отсутствие личностной критики).

На третьем этапе участник записывает в свой листок, общий список качеств, важных для общения, составленный на втором этапе. Он может выглядеть так:

Затем в графе «Самооценка» каждый должен поставить оценку по 10-балльной шкале. Далее подсчитывается среднее арифметическое по каждому качеству. На классной доске качества ранжируются.

В заключение каждому предлагается дать ретроспективный самоанализ своего состояния во время дискуссии: в какой момент дискуссия вызвала наибольший интерес, в какой момент появилось чувство скуки или раздражения, какие мысли-ассоциации вызвали начало или конец игры. Согласен ли участник с проранжированным списком, какие изменения он бы внес и почему?

3. «Конкурс ораторов» . Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников. Оно предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести речь на 2-3 минуты на любую заданную группой тему. Это задание следует обыгрывать, когда в группе сложится достаточно доброжелательное отношение друг к другу. Тогда можно называть темы, стимулирующие раскрытие личности: «Что мне принесло шестнадцатилетие», «Как я понимаю честность» и т.д.

Ролевые игры — важный элемент в тренинговой работе. Одним из вариантов такой игры является упражнение «Контакты». Особенность его в том, что каждый участник имеет возможность войти в контакт с партнером в разных ролевых позициях.

Ведущий. Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним.

Члены группы становятся (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (расположены лицом к центру круга). По вашему сигналу все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз руководитель предлагает участникам новые роли.

1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече.

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы — 2-3 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются на нижеследующие ситуации.

2. Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится, работает.

3. Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

4. Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека.

5. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую) и очень рады этой встрече. Вот, наконец, он (она) рядом с нами.

6. Перед вами человек, которого видите первый раз, но вам он очень понравился и вызвал желание с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а потом обращаетесь к нему.

7. В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным актером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая большая удача. Роль актера играют сидящие во внутреннем круге.

Руководителю следует обращать внимание учащихся не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор. После очередного перехода, смены партнеров, задавая ситуацию, следует определить конкретные роли для каждого круга, например: участники внутреннего круга играют роль испуганного ребенка, а внешнего — взрослого, который должен успокоить малыша. Целесообразно отводить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной встречи. Для этого после упражнения все обсуждают, с кем им удалось установить хороший личностный контакт, кто помогал, поддерживал разговор, а кого так и не удалось разговорить. В ходе этой дискуссии необходимо обращать внимание на ощущения членов группы, их чувства во время нахождения в новой заданной ситуации.

Это значительно расширяет и обогащает коммуникативный опыт участников тренинга. С другой стороны, ограниченное время вырабатывает навыки действительно содержательного общения. Наконец, это еще одна возможность дополнительного знакомства обучающихся, которые не смогли преодолеть внутренний барьер и не подошли на предыдущих занятиях друг к другу.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?

Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Mirrosta.ru

Тренинг общения – игры и упражнения

Как важно уметь находить общий язык! Как важно понимать друг друга! Ведь основные беды человечества проистекают именно от недостатка взаимопонимания. Здесь приводятся игры и упражнения для тренинга общения, которые дают возможность устанавливать лучший контакт между собеседниками.

Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным (Гонг). А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например, «Лед и пламень», «То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя», «Тиха, печальна, молчалива «и т.д. Пожалуйста (Гонг). Придумали? Хорошо, Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали. Просим вас (Гонг). Спасибо. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление. Ведущий, руководите (Гонг). Спасибо, игра закончена (Гонг).

Способны ли вы удержать то, что имеете? Способны ли вы вырваться из связывающих вас пут? Давайте попробуем смоделировать эти жизненные ситуации с вашими партнерами. При этом модель взаимоотношений такого рода у вас должна получиться в символической форме. Для этого давайте разделимся по парам. Пожалуйста (Гонг). Один из партнеров — тот, который изображает собственника, заключает в железные объятия того, кто играет непокорную собственность. Один стремиться удержать во что бы то ни стало и говорит убежденным голосом «Мое». А другой вырывается изо всех сил на волю (действия обоих партнеров не должны принимать характер силовой борьбы — главное тут внутренняя убежденность, которую надо попытаться внушить партнеру). Когда вы будете проделывать эти упражнения, вы вспомните ситуации свой жизни, когда вам было необходимо кого-то или что-то удержать, и, наоборот, вырваться откуда-то, освободиться от чего-то. Зарядите свои действия этими неудовлетворенными желаниями из прошлого. Пожалуйста, начинайте (Гонг). Спасибо, а теперь поменяйтесь местами и повторите упражнение (Гонг). Давайте обменяемся своими впечатлениями. Ведущий, руководите (Гонг). Спасибо, на этом игра закончена (Гонг).

Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого по существу зависит — «быть или не быть «А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Ну, давайте попробуем. Выберите себе партнера и пока в порядке шутки попросите его о некотором одолжении. Попросите у него на время, например, очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и значимости, ваши шансы повышаются, а сам факт обращения к нему создает ещё большую значимость, повышает авторитет и является большой честью для всех, кто к нему обращается. Это, конечно, размягчит жесткое сердце противника. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать большего успеха. Если за просьбой следует тут же, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать. Итак, давайте попробуем. Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть, начиная издалека, попросить у него что-нибудь. Пожалуйста, начали. (Гонг). Так, спасибо, спасибо. Теперь просьба каждому подойти к ведущему со своими трофеями. Разумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохранится за тем, кто набрал больше всего трофеев. Пожалуйста! (Гонг). Благодарим всех за участие, а особенно победителей. (Гонг).

Похожие материалы

Эзотерика

Все права защищены © 2016. Использовать материалы сайта только с активной ссылкой.

6.1. Упражнения для развития навыков общения

Упражнение 44. ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ (И.В. Бачков, 1999)

ИНСТРУКЦИЯ. Упражнение направлено на развитие умения соединить и использовать различные средства общения для привлечения внимания окружающих.

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу.

Упражнение 45. ЧТО ПРИЯТНО БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ?

Материалы. Лист ватмана, листы бумаги для записей по числу участников, на которых написано: «Большинству людей приятно, когда . »

ИНСТРУКЦИЯ. «Сейчас мы попытаемся собрать как можно больше различных способов сделать приятное другому человеку. Пожалуйста, подумайте и запишите на имеющихся у вас карточках как минимум три действия, которые приятны большинству людей».

После того, как все написали, ведущий продолжает инструкцию:

«Теперь каждый прочтет, что записано на его листе, а я буду фиксировать найденные нами способы на листе ватмана. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы собрать как можно больше пунктов. Критиковать и вычеркивать мы будем потом».

Лист вывешивается на стене и может быть использован в дальнейшем.

Обсуждение. Можно пояснить, почему выбраны те или иные способы и обсудить их.

Упражнение 46. КОМПЛИМЕНТ (Б.Р. Матвеев, 2005)

Материал. Небольшой мяч.

ИНСТРУКЦИЯ. Комплимент — это приятные слова, похвала, сказанные искренне, без сарказма и зависти, например: «Ты сегодня хорошо выглядишь» или «Какая у тебя хорошая вещь!» Уметь говорить комплименты к месту не просто, но очень полезно.

Ведущий: «У меня мячик. Я бросаю его одному из вас, предварительно назвав его по имени, и говорю ему комплимент. Поймавший мячик благодарит за комплимент словом «спасибо», повернувшись ко мне и глядя в глаза. Затем бросает его другому, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент уже ему. Поймавший мячик благодарит за комплимент, повернувшись к сказавшему его лицом и т. д. Желательно, чтобы мячик побывал у каждого».

Обсуждение. Обратите внимание, какие эмоции испытывает человек, услышав комплимент в свой адрес, и как это способствует сближению людей.

Что вам было приятнее: наблюдать за игрой, слушать комплимент или говорить его? Почему?

Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?

Что вы чувствовали, когда принимали комплимент?

Что вы испытывали, когда наблюдали за игрой?

Упражнение 47. КАКАЯ ВСЕ ЖЕ У МЕНЯ И У ТЕБЯ ЕСТЬ ПРЕЛЕСТНАЯ ШТУЧКА (Azps.ru)

ИНСТРУКЦИЯ 1. Пожалуйста, выберите любую имеющуюся у вас при себе вещь, которая вам нравится, которую вы выбирали лично. Покажите эту вещь группе, расскажите

о ней и о своем отношении к этой вещичке.

Когда все желающие высказались, можно без обсуждения перейти ко второй части упражнения.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Пожалуйста, выберите любую вещь, которая вам нравится у другого члена группы, подойдите к нему и расскажите в деталях, чем вам нравится эта вещь.

Обсуждение. Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах, когда вы говорили сами, и о чувствах, когда говорили другие.

Упражнение 48. КАЧЕЛИ (Б.Р. Матвеев, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ. Важный навык речевого общения — умение построить свою речь в соответствии со своими целями и своей ролью относительно собеседника. В разных ситуациях один и тот же человек может командовать или подчиняться. Смену двух этих крайних позиций можно сравнить с качелями: когда командуем, качели оказываются наверху, когда просим, качели опускаются вниз.

Учащиеся объединяются в пары. Один просит другого что-нибудь дать или сделать простое действие сначала в требовательной, жесткой форме, а потом то же самое говорит мягко, даже заискивая. Далее идет смена ролей, смена партнеров по кругу.

Обсуждение. Ваши эмоции в каждой ситуации. Все проговаривают возникшие эмоции при том или ином обращении.

Упражнение 49. ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

(Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. Если группа большая, формируют команду из 10—15 человек (не менее). Выбирают капитана команды и эксперта (если есть люди, не занятые в игре, эксперт назначается из их числа). Команда выстраивается в ряд или в круг на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Ведущий отводит капитана в сторону и дает ему листок со следующей инструкцией: «Это инструкция, по которой должен будет действовать последний человек из группы. Твоя задача — передать ее любому человеку из стоящих в ряду. Вот инструкция: необходимо расставить всех членов команды по вторым буквам их фамилий. Если вторые буквы одинаковы, то по третьим и т. д. (например, Иголкин, Семечкина, Потейкин). Если инструкция понятна, то можешь ее передать».

Получивший инструкцию капитан шепотом, «на ушко», пересказывает ее первому участнику, тот — следующему. Задача экспертов — отмечать, как передается инструкция и какие допускаются ошибки, но не вмешиваться, а рассказать о своих наблюдениях после окончания игры.

Последний человек должен выполнить инструкцию. Обсуждение. Необходимо обратить внимание на то, что искажение информации происходит даже при передаче инструкции слово в слово, кто-то все-таки понимает ее не так.

Упражнение 50. КТО ОН (Б.Р. Матвеев, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ. Это упражнение способствует развитию наблюдательности и способности к обобщению результатов наблюдений, осознанию внешних проявлений индивидуальных особенностей человека.

Начнет один доброволец. Он принимает на себя роль другого человека, хорошо известного всей группе, может быть, одного из членов группы, но не говорит, кого именно. Остальные по очереди задают ему один-два любых вопроса. Он отвечает, копируя манеры и стиль речи изображаемого им человека. После того как все участники группы задали вопросы, каждый из них высказывает предположение, чья роль была исполнена, и обосновывает свое мнение. В заключение исполнявший сообщает, чью роль он играл.

Обсуждение. Изображавший дает свои комментарии: почему он выбрал эту роль, ее особенности, как он чувствовал себя в данной роли, каково было его эмоциональное состояние до начала упражнения и после него. Остальные участники группы также высказываются о том, что они чувствовали, почему высказывали те или иные предположения.

Примечание. После обсуждения упражнение желательно повторять, чтобы все желающие участники группы кого-нибудь показали.

Упражнение 51. МОЛЧАЩЕЕ И ГОВОРЯЩЕЕ ЗЕРКАЛА (И.В. Вачков, 1999)

(Упражнение может быть использовано также для тренировки в понимании невербальных сигналов)

ИНСТРУКЦИЯ. В круг приглашается доброволец, который будет «смотреть в зеркало». Ему дается следующая инструкция: «Ваша задача — только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к вам сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять вам, кто находится за вашей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» — говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выберите из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок — перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает говорящее «зеркало» и произносит одну — только одну! — фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому — отражает молчащее «зеркало» и так еще два раза. Задача игрока — угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит концентрироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с его участием вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе.

После третьей фразы говорящего «зеркала» упражнение с данными участниками прекращается, даже если человек не угадан, и игроков заменяют другие члены группы.

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями о своих тактиках показа и угадывания, а также о своих чувствах при исполнении разных ролей и при наблюдении за другими участниками.

Упражнение 52. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА (Azps.ru)

Материалы. Четное количество карточек, на которых написаны по три слова — возможные темы более или менее шутливых диалогов, например: 1

участник 2 участник

Этап 1. Приглашаются двое добровольцев. Им дают карточки с тремя темами, на которые они должны «вывести» своего партнера. Никто, кроме самого участника, не знает, что написано на его карточке. Остальные наблюдают.

Этап 2. Далее все участники разбиваются на пары и отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя разговор с партнером в нужное русло, причем делать это нужно аккуратно, так, чтобы партнер не догадался, какие темы заданы второму участнику.

Упражнение заканчивается, когда участники выполнят задание (или откажуттся от него), но не более, чем через 20 минут.

Обсуждение. Было задание для вас сложным или простым? Что вы чувствовали, когда вам удавалось перейти к нужной теме? Когда не удавалось?

Догадывались ли вы о темах, к которым стремился ваш партнер? По каким признакам?

Упражнение 53. ОТГАДАЙ ЧУВСТВО (В. Ромек, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ 1. Возьмите лист бумаги, разделите его пополам. На одной половине напишите два—три положительных чувств с кратким описанием причины их возникновения, например, «Радость встречи». На другой — два- три названия отрицательных чувств тоже с их причинами, например, «Досада из-за плохой отметки». Свои записи никому не показывайте! Отдайте листы мне.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Сейчас я раздам листы с наименованиями чувств. Каждый получит чужой лист. Выберете одно из положительных чувств и постарайтесь изобразить его без слов, и то, как выглядит человек, испытывающий это чувство. Задача остальных — назвать обозначение испытываемого чувства. Как только прозвучит правильное наименование чувства, сделайте то же самое для одного из отрицательных чувств. Когда один человек закончит показ, начинает следующий участник — по часовой стрелке. Вы очень поможете друг другу, если будете называть как можно больше вариантов».

ИНСТРУКЦИЯ 3. Задача та же, что и в предыдущем задании, но для отображения чувств можно использовать и слова, кроме названия самого чувства. Проявление негативных чувств следует всегда сопровождать открытым выражением очень конкретных желаний. В угадывании участвуют все, но автор, записи, которая в данный момент выполняется, следит за тем, насколько точно отражены желания при передаче негативных чувств.

Обсуждение. Расскажите о том, как вам удалось отразить позитивные чувства, какие при этом возникли трудности.

В чем у вас были трудности при передаче негативных чувств и желаний?

Упражнение 54. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ (Б.Р. Матвеев, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ. Это упражнение известно очень давно. Оно содействует преодолению защиты, сближению участников и формированию телесного взаимодействия.

Группа разбивается на пары, члены которых встают спина к спине и должны постараться медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол, а затем точно так же встать. Упражнение повторяется несколько раз с разными партнерами.

Обсуждение. Что облегчало выполнение упражнения?

Как менялись чувства в процессе выполнения упражнения?

Упражнение 55. НАЙДИ ПАРУ (Azps.ru)

Материалы. Листы бумаги, на каждом из которых написано имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена, Чебурашка, Ильф, Петров и т. д. Количество листов должно быть равно числу членов группы. Булавки.

ИНСТРУКЦИЯ. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги с именем так, чтобы он его не видел. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

На упражнение отводится 10—15 минут.

Упражнение 56. ТРОПИНКА НА СКАЛЕ (Б.Р. Матвеев, 2005)

ИНСТРУКЦИЯ. Это упражнение развивает чувство общности, навыки телесного взаимодействия друг с другом, в том числе в экстремальной ситуации.

Большая часть участников выстраивается в линию боком друг к другу. Это скала. Перед линией очерчивается или обозначается другим способом тропинка, на которой располагаются другие участники, изображая препятствия: ветки и корни деревьев, выступы, скалы, валуны и т. д. За линией обрыв, пропасть. Задача каждого участника, начиная с крайнего, пройти по тропинке и встать с другого края в ряд. При преодолении препятствий идущий может цепляться за расщелины в скале и за сами препятствия. «Упавший» может снова «вскарабкаться» на тропинку и продолжить опасный путь или просто пройти дальше и стать частью скалы.

Обсуждение. Что вы чувствовали в роли идущего?

Что вы чувствовали в роли препятствия или скалы?

Какая роль вам больше понравилась, почему?

Обратили ли вы внимание на то, что каждое препятствие одновременно являлось опорой для идущего?

Упражнение 57. ОБЩИЙ РИСУНОК (Azps.ru)

Материалы. Большие листы бумаги, фломастеры.

ИНСТРУКЦИЯ. Если в группе более 15 человек, она делится на два-три подгруппы по 6—10 человек. Каждой подгруппе даются лист и фломастеры для одновременной работы — нужно нарисовать один общий рисунок. После окончания рисования рисунки можно развесить по стенам, попросить объяснить и обсудить.

Упражнение 58. ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ (Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. На листе бумаги надо начертить таблицу. Участники под диктовку ведущего записывают содержание левого столбика. Напротив каждого примера написать выраженное говорящим чувство: «Что собеседник пытается мне этим сказать?» В конце сравнить ответы с «правильными» (см. конец главы). Слова говорящего Выражаемое чувство 1. Я сыт по горло вашими извинениями. 2.

Хорошо, я извиняюсь! Что еще вы от меня хотите? 3.

Если бы я и попытался, я все равно не смог бы подготовить в тот момент другой документ. 4.

Вы хотите меня проверить? 5.

Я бы с ней так не обошелся. 6.

Не могли бы вы перенести обсуждение наших проектов на следующую неделю?

У меня в пятницу еще одно испытание. 7.

Кажется, он все делает лучше несмотря на то, что у него нет такого опыта, как у меня. 8.

Я не могу понять этих людей.

Может, хватит им угождать! 9.

Я никогда больше не буду ей помогать.

Даже ни слова благодарности, за все, что я сделал для нее!

10. Мы могли бы попробовать снова, но честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит

Обсуждение. При обсуждении каждый может обосновать свои ответы, поскольку «правильные» ответы несовершенны. Многое зависит от контекста и от интонации, с которой произносят те или иные слова.

Упражнение 59. ПУТИ ИЗ ОДИНОЧЕСТВА (Azps.ru)

ИНСТРУКЦИЯ 1. Вспомните случай, когда вам было особенно одиноко. Запишите вкратце, как вы себя вели в этой ситуации, что вы предприняли, чтобы справиться с одиночеством.

Обсуждение. Каждый участник говорит о своем поведении в ситуации одиночества и о том, насколько это типично для него. Карточки с текстами всех участников выкладываются на стол или на пол в центре круга.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Ведущий предлагает группе попытаться классифицировать, разбить на группы по степени сходства модели поведения в ситуации одиночества. В итоге должны получиться группы схожих карточек. Возможно, некоторые карточки будут лежать особняком.

После того как карточки классифицированы, полученные варианты обсуждаются группой с точки зрения их эффективности для каждого. Группа после непродолжительного (за чем следит ведущий) обсуждения присваивает каждому варианту оценку: хороший вариант или плохой. (Для наглядности можно использовать красные и черные фишки). При оценке вариантов участников спрашивают о том, чем именно хорош или плох каждый из вариантов, почему этот вариант хорош или плох для них лично. После процедуры оценивания, предоставляется слово участникам, чьи варианты получили большое количество негативных оценок.

Обычно участники легко справляются с задачей классификации моделей поведения в ситуации одиночества и их оценкой. По поводу оценки мнения обычно расходятся. В конце концов, желательно, чтобы учащиеся поняли, что ни один из способов не может быть назван универсальным. Именно поэтому легче справиться с одиночеством, если человек одинаково хорошо владеет разными моделями.

Источники:
Занятие-тренинг Общение
Занятие-тренинг Общение — это… Цель: формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения. Задачи: • создать доверительную обстановку во время групповой работы; • познакомить с понятием “общение”, с пред
http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-zarickaja/zanjatie-trening-obschenie-yeto.html
Тренинг общения
Упражнения тренинга «Эффективное общение» Цель тренинга открыто формулируется школьникам: например, научиться чувствовать и понимать других людей, чувствовать и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя. В этих упражнениях важно стимулировать у школьников осознание своих способов общения, своей позиции среди других.
http://mirznanii.com/a/204091/trening-obshcheniya
Тренинг общения упражнения
Тренинг общения – игры и упражнения
http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/trening-obscheniya-igri-i-uprazhneniya.html
Тренинг общения упражнения 1
6.1. Упражнения для развития навыков общения: Упражнение 44. ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ (И.В. Бачков, 1999) ИНСТРУКЦИЯ. Упражнение направлено на развитие умения соединить и использовать различные средства общения для привлечения внимания окружающих. Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту … — —
http://lib.sale/lichnostnyiy-rost-uchebnik/uprajneniya-dlya-razvitiya-navyikov-36140.html

CATEGORIES