Типы семейных отношений

Виды межличностных отношений в семье

Виды межличностных отношений в семье

Каждая семья имеет свои особенности. Однако, если проанализировать статистические данные, можно выделить 7 основных видов брака:

  1. Традиционный. В рамках традиционных отношений супруги довольны интеллектуальным и духовным общением друг с другом. У них отмечается схожее отношение к миру, обществу, детям. Они оба стремятся поддерживать стабильные межличностные отношения, родственные связи.
  2. Активный. В таком браке люди придерживаются активного образа жизни, умеют договариваться, ладят с детьми.
  3. Гармоничный. Гармоничные семьи охотно заводят детей, с уважением относятся к старшему поколению, поддерживают заведенные традиции. Супруги легко выражают эмоции и чувства, открыты для духовного общения.
  4. Сбалансированный. Здесь царит прагматизм, основанный на постоянном анализе и четком планировании. Супруги умеют решать проблемы сообща, рационально подходят к вопросам воспитания, образования детей.
  5. Конфликтный. Между женой и мужем в конфликтном браке нередко наблюдается психологическая отдаленность. Чувства скрываются, проблемы замалчиваются. Все члены семьи, включая детей, живут собственной жизнью, стремятся к обособлению.
  6. Меркантильный. Главной характеристикой обоих супругов является нацеленность на карьеру, финансовый успех. Существующая на этой основе конкуренция мешает взаимопониманию. Дети появляются поздно.
  7. Безжизненный. Как правило, в таком браке сходятся выходцы из неблагополучных семей. Их отличают низкие доходы, заниженная самооценка. Взаимная критика и необоснованные претензии друг другу в безжизненных семьях – не редкость.

Между этими видами можно обнаружить множество переходных форм, вобравших в себя главные черты того или иного вида, являющихся межвидовой компиляцией.

Наиболее точные формулировки основных видов межличностных отношений приводит в своих трудах Дэвид Олсон – профессор университета Миннесоты, известный американский социолог, специалист по проблемам семьи.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности психологии взаимоотношений, какие бывают

Психология взаимоотношений в семье основана на тех принципах, которые взрослые избирают в качестве ведущих в вопросах воспитания детей. Условно эти принципы можно разделить на 4 категории:

  1. Тотальная опека, при которой родители стремятся не просто обеспечить детей всем необходимым, но и полностью избавить их от забот, проблем, решения сложных вопросов.
  2. Диктат, подразумевающий возвышение одного члена семьи на другими, постоянную демонстрацию его превосходства, навязывание им его собственных инициатив.
  3. Сотрудничество, предполагающее наличие в семье общих целей, совместное ведение дел.
  4. Невмешательство в дела друг друга: взрослые признают целесообразность максимально самостоятельного существования детей.

Следование любому из принципов накладывает отпечаток на психологию детей, воспитывает в них те черты, которые культивируются в семье.

Специфика семейных отношений

На специфику семейных отношений влияют следующие факторы:

  1. Среднестатистическая семья на постсоветском пространстве состоит из 4 человек: супругов и 2 детей. Каждый из них находится в постоянном взаимодействии с другими, играет свою особую роль. Поэтому специфику семейных отношений в первую очередь определяют личные качества партнеров.
  2. Несмотря на то, что семья является отдельной ячейкой общества, существовать без его влияния она не может: на взаимоотношениях сказываются национальные традиции, конфессиональная принадлежность, социальная обстановка, политические и экономические кризисы.
  3. Важный смысл заложен в отношениях молодой семьи со старшим поколением. Бывает, что бабушки и дедушки принимают активное участие в жизни детей, занимаются воспитанием внуков. В других случаях, наоборот, наблюдается их отстраненность, что также определяет семейную специфику.

Негативное воздействие на семейный микроклимат могут оказывать нестабильность социальной системы, трудности с работой и финансами, низкий уровень жизни, изменения в ролевой структуре, когда меняется принцип разделения функций между супругами.

Распространенной причиной разводов в наше время социологи называют именно смену функций партнеров в рамках семьи: успешно построившая карьеру жена морально подавляет не столь успешного мужа, что приводит к серьезным конфликтам.

Семейные традиции

Семейные традиции – это передающиеся из поколения в поколения нормы поведения, манеры, взгляды, моральные устои, обычаи.

Основой семейных традиций являются исторические, национальные, общественные обряды. Но в каждой семье они преобразуются, дополняются уникальными аспектами.

К 5 важным причинам сохранения традиций психологи относят необходимость:

  1. Воспоминаний.
  2. Связи с предками, устранения разрыва между старшим и младшими поколениями.
  3. Сближения родителей с детьми в результате совместной деятельности.
  4. Создания основы для будущего развития.
  5. Поддержания чувства идентичности.

Ощущая принадлежность к некому клану, человек обретает уверенность, чувствует себя защищенным, нужным. Большую роль в этом играют традиции. Поэтому необходимо сохранять и передавать их своим наследникам.

Этапы развития семьи и преодоление трудностей

Жизненный цикл семьи состоит из 9 этапов:

  1. Образование вовлеченности, период ухаживания.
  2. Создание пары, вхождение в родственные круги.
  3. Появление детей, адаптация к новым условиям.
  4. Преодоление трудностей, связанных с удовлетворением потребностей детей-дошкольников, преодолением усталости, значительным ограничением личного пространства.
  5. Присоединение к категории семей, имеющих детей-школьников.
  6. Решение трудностей, возникших из-за детей-подростков. Определение их жизненного пути, направления образования.
  7. Уход выросших детей из семьи.
  8. Перестройка супружеских отношений, связанная с возрастными изменениями, опустением «гнезда».
  9. Адаптация обоих супругов к старости.

На поздних этапах у многих появляются внуки. Их воспитание, а также посильная поддержка ставших родителями собственных детей, тоже создают определенные трудности, преодолеть которые помогают сплоченность, схожие понятия супругов о поддержке, любви.

Секреты счастливой семьи

Выделение каких-либо мыслей по поводу секретов счастливой семьи является условным, формальным. Тем не менее психологи подчеркивают важность:

  • терпимости к недостаткам;
  • толерантности к отличающимся взглядам;
  • умения отличать главное от не столь важного;
  • способности находить компромисс;
  • откровенности в выражении эмоций, чувств;
  • стремления корректно решать имущественные, денежные вопросы.

В высшей степени важны дружеские отношения между супругами, удовлетворяющая обоих интимная связь, умение совместно отдыхать.

wiki.fenix.help

Какие виды семьи существуют

Чтобы узнать, какие бывают семьи, нужно понять, какие мотивы связывают людей и заставляют их объединяться. Разница между разными формами преимущественно состоит в принципе формирования семейной иерархии, разделении прав и обязанностей. Отдельные разновидности малых социальных групп отражают веяния времени и являются порождением либерально-демократических процессов в обществе. Существует множество видов семей, какие характеризуются отличительными чертами и особенностями построения отношений.

Определение, признаки, функции

Определение семьи ассоциируется с понятием общечеловеческих, незыблемых ценностей. Семья представляет собой ячейку общества, социальный институт, который лежит в основе взаимоотношений между отдельными индивидами и является важнейшим инструментом репродукции представителей человеческого рода. Семья любого типа характеризуется отличительными особенностями:

  1. Добровольное желание создать брачный союз.
  2. Совместное проживание.
  3. Совместное ведение хозяйства, общий быт.
  4. Стремление к продолжению рода – рождению и воспитанию детей.

Супружеская семья – это малая социальная группа, в которой члены связаны родственными узами, чувствами, общим бытом, брачным договором, установленными в обществе правовыми нормами. Институт семейных отношений и брака наделен общественными функциями:

  • Удовлетворение потребностей индивида.
  • Репродуктивная – продолжение рода.
  • Экономическая – совместное накопление материальных ценностей, улучшение личного благосостояния.
  • Воспитательная – обучение ребенка первичным навыкам поведения в обществе.
  • Эмоционально-психологическая. Поддержка партнера, создание условий для комфортной жизни.
  • Защитная. Выражается в физической и психологической защите членов семьи, в обеспечении их финансовых потребностей.
  • Досуговая. Совместное проведение свободного времени, приобщение к духовно-эстетическим ценностям.
  • Социально-статусная. Олицетворяет предоставление прирожденного статуса членам семьи, какой зависит от социального положения, уровня доходов и образования родителей; бывает приобретенный статус, что обусловлено личными достижениями индивида.

Дальние родственники отличаются от семьи отсутствием сильной эмоциональной близости, общих стремлений и интересов, совместного быта, чем обусловлена связь участников внутри малой социальной группы.

Виды и формы

Типология семьи предполагает разделение малых социальных групп по существенным признакам. В обществознании трансформацию семьи и появление новых видов (однополые, партнерские) связывают с изменением сознания людей, внешних условий существования и жизнедеятельности. С учетом семейного стажа различают типы семей:

  1. Молодая. В период становления семейных отношений происходит материально-бытовая и нравственно-психологическая адаптация. Чаще муж и жена планируют рождение ребенка в отдаленном будущем. В первоочередных планах – развитие личности, построение карьеры, путешествия, развлечения в кругу друзей.
  2. Среднего супружеского стажа. Выбраны правила поведения и модель брачных отношений. Обычно супруги к этому моменту достигли определенных высот в профессиональной сфере, обзавелись материальными ценностями. Основные усилия направлены на воспитание детей.
  3. Многолетнего супружеского стажа. Обычно супруги пожилого возраста, могут проживать совместно с взрослыми детьми или отдельно от них. Главные задачи сводятся к поддержке партнера и заботе о нем.

Молодые супруги могут быть ориентированы на традиционный тип развития семейных отношений – патриархат. Мужчина в такой ячейке общества обладает непререкаемым авторитетом и практически безраздельной властью. Глава семейства берет на себя обязательства по материальному обеспечению супруги и детей. Женщине отводится роль хранительницы домашнего очага. Она готовит пищу, воспитывает детей, реализует себя в профессиональной сфере. Однако ее доходы меньше в сравнении с вкладом супруга в семейный бюджет.

Среднестатистическая обычная семья в России тяготеет к патриархальной форме отношений. Варьируется объем прав и полномочий мужчины, который в некоторых случаях является лидером формально. Эта форма семейных отношений находится на границе с эгалитарным устройством, когда ведущая концепция сводится к равноправию и партнерству во всех сферах совместной жизнедеятельности.

Традиционная и партнерская

Традиционная семья – это такая форма брачных отношений, где предпочитают моногамию и придерживаются гетеросексуальной ориентации, что указывает на приверженность общепринятым морально-нравственным нормам. В семье традиционного типа обязательно есть дети. Значимые признаки традиционной семьи:

  1. Авторитарный стиль управления. Мужчина в таком союзе – глава и добытчик. Он единолично принимает решения.
  2. Ответственность мужчины за жену и детей.
  3. Материальное обеспечение мужчиной жены и детей. Он в большей степени пополняет бюджет и распоряжается им.
  4. Четкие границы при распределении домашних обязанностей. Мужчина выполняет ремонтные и другие работы, где требуется приложение физической силы. Женщина готовит еду, стирает, убирает дом.

Партнерская семья – это форма, где супруги выступают в роли равноправных участников союза. Брачные отношения строятся на взаимном доверии и уважении. При обсуждении важных семейных вопросов одинаково учитываются интересы всех членов малой социальной группы. Признаки партнерской семьи:

  • Равноправие при принятии любых решений – воспитание детей, траты, способы проведения досуга.
  • Вклад в семейный бюджет одинаково вносят муж и жена.
  • Отсутствие четких границ при распределении домашних обязанностей. Отличительным признаком семьи партнерского типа является стирание рамок между исконно мужской и женской домашней работой. Мужчина может готовить еду, заниматься обустройством дома и воспитанием детей, сидеть в декретном отпуске, пока жена продолжает строить карьеру и зарабатывать деньги.

Некоторые социологи называют партнерские союзы семьей будущего. Взаимоотношения в таком союзе строятся по принципу: «От каждого члена по способностям, каждому – по потребностям». Высказывание французского мыслителя XVIII века Э.-Г. Морелли, популяризованное К. Марксом, отражает главную идею партнерского союза.

Если женщина лучше справляется с ролью добытчика – активно и умело ведет коммерческую деятельность, строит успешную карьеру, она берет на себя обязательства по материальному обеспечению других членов союза. Такой подход повышает эффективность накопительской деятельности и жизнедеятельности индивида в целом.

Нуклеарная и расширенная

С учетом состава различают такие формы семьи, как нуклеарная и расширенная. В первом случае домашнее хозяйство ведут двое совершеннолетних людей. Расширенная форма – это семья, в которой вести домашнее хозяйство супругам помогают другие родственники.

Семья расширенного типа – это такая социальная группа, где помимо мужа и жены вклад в улучшение материального положения и бытовых условий вносят другие лица, что позволяет рационально планировать домашние дела и добиваться высоких результатов деятельности.

Другие формы

Виды семей с учетом количества членов бывают бездетными, с малым количеством детей (обычно 1 или 2 ребенка), многодетными. Вторая форма наиболее распространена. Государство может поощрять супругов к рождению детей, выделяя целевые пособия и единовременные выплаты. Типы семей по составу бывают полными и неполными, что определяет, какие особенности быта и воспитания влияют на становление личности ребенка.

Полная семья – это форма, где присутствуют оба родителя и дети. В неполной семье воспитанием ребенка занимается единственный родитель, что подразумевает формирование определенных психологических установок, которые могут препятствовать в будущем созданию полноценной ячейки общества, состоящей из двух разнополых взрослых людей.

Многодетные брачные союзы различаются по мотивам рождения детей. В одних семьях каждый новый ребенок – желанный. Родители искренне любят детей и видят смысл своей жизни в их воспитании. Некоторые пары получили статус многодетных родителей случайно. Обычно подобное происходит из-за отсутствия продуманного подхода к планированию беременности, в случае рождения двойни или тройни.

Незапланированное рождение детей часто является результатом врачебного запрета на прерывание беременности, что обусловлено медицинскими противопоказаниями. Нежелание прерывать незапланированную беременность может быть связано с религиозными убеждениями или национальными традициями.

Описывая основные типы и виды современных семей, стоит уделить особое внимание классификации по такому признаку, как подход к воспитанию детей. В связи с этой характеристикой выделяют авторитарную, либеральную, демократическую форму семейных взаимоотношений. В первом случае безоговорочный авторитет родителей противопоставляется полному подчинению ребенка.

При либеральной модели воспитания ребенок самостоятельно принимает решения, выбирает жизненные принципы и путь, при демократической – консенсус достигается посредством совместного обсуждения проблемы и выбора лучшего решения. Демократическая модель подразумевает равнозначность мнения ребенка и родителей.

Такая психологическая категория, как отношения между родными и эмоционально близкими людьми в рамках малой социальной группы, характеризуется особенностями взаимодействия. Взаимоотношения в партнерском союзе строятся на взаимопонимании, согласии и паритетной основе – равенстве и выгоде для всех участников.

При традиционной форме доминирующая доля уважения и власти достается главе семейства. В некоторых брачных союзах особое значение приобретает конкуренция между партнерами, которые параллельно строят карьеру. В таких случаях желание обойти соперника часто негативно отражается на совместной семейной жизни партнеров и приводит к разрыву отношений.

Семейный статус

Семейное положение у женщин бывает «не замужем», «замужем», «разведена», «вдова», «состою в гражданском браке», что отражает, какое место в ее жизни занимает партнер и частично иллюстрирует историю личной жизни. Семейное положение мужчины также свидетельствует о том, женат он, свободен или разведен. Подобную информацию указывают при проведении собеседования, если человек хочет устроиться на работу. Семейное положение «разведена» значит, что женщина состояла в браке, который распался.

Считается, что официальный статус семьи делает ее членов ответственными, обязательными, исполнительными, аккуратными при выполнении служебных обязанностей. Однако в некоторых случаях семейное положение «замужем» или «женат» может рассматриваться работодателем, как препятствие – это варианты, когда рабочий график не нормирован и сотрудникам часто приходится задерживаться на рабочем месте допоздна.

Тенденции развития и статистика

В современном обществе преобладает нуклеарный тип семьи, наиболее распространены малые социальные группы, в каких растут 1 или 2 ребенка. Наблюдается устойчивая тенденция к созданию добрачных союзов, в которых совместное проживание до законного оформления отношений является своеобразной репетицией. Основное отличие от законного брака заключается в отсутствии документа, подтверждающего официальный статус семьи.

Однако подобный подход к созданию брачного союза положительно влияет на статистику разводов, способствуя уменьшению количества расторгнутых браков и увеличению числа счастливых. Другая тенденция отражает преобладающее количество семей партнерского типа, в то время как патриархальная форма брачных отношений постепенно сдает позиции.

Повысился средний возраст людей, которые хотят изменить семейное положение, став законными супругами. Увеличенный по сравнению с прошлыми десятилетиями средний возраст рождения первого и последующих детей указывает на рациональное планирование семейной жизни. В ряде европейских стран увеличилось количество однополых семейных пар.

Данные переписи населения на начало XXI века в России показывают уменьшение количества членов в семьях по сравнению с аналогичными показателями конца прошлого века. В общей структуре доля малых социальных групп с 5 членами уменьшилась с 13,5% до 12,1%; доля домашних хозяйств с 2 членами увеличилась с 31,6% до 35,5%. Число полных семей сократилось с 82,6% до 71,8%.

Увеличение доли неполных семей связывают с увеличением числа разводов, ростом количества случаев ранней смерти трудоспособных, относительно молодых мужчин с последующим таким видом семейного положения женщины, как вдова. Влияющим фактором является уменьшение количества повторных браков, что обусловлено увеличением процента неформальных союзов.

Если в случае первого брака доля незарегистрированных союзов составляет 2,9%, в случае второго брака этот показатель увеличивается до 30,5%, в случае третьего брака – до 41,7%. По результатам опроса в 2004 году, около 19% молодых мужчин и около 16% молодых женщин назвали официальный брак пережитком прошлого.

Типы семейных отношений
dom-isemya.ru

Психология семейных отношений: этапы развития и кризисы

Психология семейных отношений включает в себя несколько этапов, на каждом из которых партнеров могут ждать конфликты, обусловленные рядом объективных факторов. Чтобы преодолеть их, необходимо знать особенности каждого этапа.

Этапы развития семьи и брака

Людям, вступающим в брак, следует помнить, что их семье предстоит пройти несколько уровней развития. Часто переход с одного уровня на другой сопровождается трудностями. Психологи выделяют следующие этапы:

  1. Период ухаживания. На него приходится время, когда партнеры влюблены друг в друга, легко закрывают глаза на недостатки, живут по отдельности и только планируют связать свою жизнь.
  2. Совместная жизнь без детей. Создается семья, люди начинают жить вместе. На этом этапе начинаются первые столкновения, поскольку каждый из партнеров приносит особую модель поведения, которая была сформирована родителями. Мужчина и женщина ищут способы сосуществовать, вырабатывают бытовые правила, которые будут устраивать их обоих.
  3. Семья с ребенком. Особенность этого периода состоит в том, что у супругов появляются дополнительные роли – отца и матери.
  4. Зрелая семья. С каждым годом механизм функционирования семьи усложняется, что связано с появлением других детей, изменениями в мировоззрении партнеров, корректировкой ценностей. На этом этапе партнеры решают вопрос о том, на чем будет основываться их семья: будут ли их сближать только хозяйственные интересы и процесс воспитания детей или же они сохранят любовь друг к другу, станут развивать общие интересы, делать отношения более глубокими.
  5. Семья со взрослыми детьми. В ходе взросления детей намечается тенденция того, как семья будет развиваться дальше. Если супруги правильно воспитали детей, то они начнут отделяться от них, пробуя жить самостоятельно. Когда между мужем и женой складываются плохие отношения, они всеми силами стараются удержать ребенка возле себя, лишая его самостоятельности и независимости, пытаются сделать его смыслом своей жизни. Такие родители выступают против брака ребенка, активно используют различные манипуляции и уловки.
  6. Семья, которую покинули взрослые дети. Этот этап характеризуется пребыванием супругов наедине друг с другом. У них отпала необходимость заботиться о детях, что приводит к ощущению пустоты.
  7. Семья супругов-пенсионеров. Жизнь претерпевает сильные изменения. Муж и жена приспосабливаются под новые условия, на что уходит много времени.

Типы семейных отношений

Семейная психология выделяет несколько типов отношений, которые могут возникать в семье:

  1. Сотрудничество. Оба партнера уважают друг друга, каждый имеет свою роль. Они готовы помогать друг другу, умеют решать конфликты путем компромисса.
  2. Паритет. В основе семейных отношений такого типа каждый супруг имеет свою выгоду, что уравнивает права партнеров.
  3. Соревнование. Каждый партнер стремится занять лидерскую позицию в семейной иерархии. При этом отношения между ними полны доброжелательности.
  4. Конкуренция. Кто-то из супругов хочет подавить другого, желая занять место лидера. Это стремление сопровождается завистью, злобой, ревностью. При этом мужа и жену может связывать привязанность, общие ценности и цели.
  5. Антагонизм. В семье нет гармонии, интересы партнеров противоречивы, появляются предпосылки к разрушению брака.
  6. Псевдосотрудничество. Люди создают видимость того, что принимают партнера. В таких отношениях нет поддержки, взаимопомощи и понимания
  7. Соперничество. Связь между людьми характеризуется нестабильностью в эмоциональном отношении. Периоды доброжелательности чередуются с конфликтами.
  8. Изоляция. Супруги не имеют общих точек соприкосновения, не интересуются партнером, каждый живет своей жизнью.

Кроме перечисленных основных типов, ряд специалистов выделяет еще некоторые подвиды. Например, бикарьерная семья – это семья, в которой оба супруга большую часть времени посвящают работе, однако при этом они чтут семейные ценности, что и делает возможным существование их брака. Виды семейных отношений могут меняться в разные периоды времени.

Психология отношений между мужем и женой

Семейные отношения всегда имеют некоторую динамику, которую супруги определяют вместе. Если мужчина и женщина будут стремиться к обретению понимания, им удастся сделать отношения гармоничными. Существование под одной крышей невозможно без взаимных уступок. В таком случае каждый решает, что для него важнее: отстаивание собственных интересов или пребывание рядом с любимым человеком.

В отношениях между супругами важно умение обсуждать возникающие проблемы, уметь говорить о своих переживаниях, эмоциях и чувствах, интересоваться реакциями партнера. Ведение открытого диалога приведет к росту каждого участника пары. Недомолвки, подавленные эмоции, невысказанное недовольство постепенно приведет к разобщению мужа и жены.

Отношения деградируют постепенно. Чем раньше партнеры осознают, что их связь не приносит им удовлетворения, тем выше шанс что-то изменить в них в лучшую сторону. Если предпринятые попытки не привели к взаимопониманию, не следует держаться за такие отношения. Каждый партнер вправе рассчитывать на то, чтобы найти человека, с которым ему будет комфортно.

Распространенные причины внутрисемейных конфликтов

Супружеские отношения часто сопровождаются различного рода недопониманием. Оно может быть вызвано следующими причинами:

  • партнеры имеют низкий уровень психосексуальной совместимости;
  • кто-то из супругов не чувствует уважения со стороны партнера, его чувство собственного достоинства ущемлено, не удовлетворяются какие-либо важные потребности;
  • нехватка заботы, любви, внимания и т. д.;
  • эгоцентризм мужа или жены;
  • отсутствие взаимопонимания в вопросах ведения хозяйства, воспитания детей и других вопросов отвлеченного плана;
  • несхожесть увлечений, мировоззрений, отсутствие общих ценностей и ориентиров.

Отношения в семье могут попасть под влияние внешних факторов. Например, процессу отчуждения может способствовать постоянная занятость жены или мужа, нестабильность материального положения или его резко ухудшение, отсутствие собственного жилья и т. д.

Динамика семейных отношений может зависеть от того, на каком этапе развития находится брак. В кризисные периоды количество факторов, влияющих на развитие отношений, увеличивается.

Кризисы семейной жизни по годам

У каждой пары на некоторых этапах совместной жизни наблюдаются сложные периоды. Психологи выделили несколько важных периодов, когда риск возникновения кризисов увеличивается.

Кризис первого года

В первый год совместной жизни в семье определяется, кто займет лидерскую позицию. Новобрачные узнают друг друга лучше, открывают новые стороны характера в партнере. Идеализированный образ разрушается, на его место выходит человек, с присущими ему достоинствами и недостатками. Этот период легко переживают те пары, которые вступили в брак осознанно, обдуманно. Поспешное решение создать семью нередко приводит к разводу.

Кризис по истечении 3-5 лет

Через 3-5 лет в семье появляются дети. Образ жизни, к которому привыкли оба партнера, сильно меняется. Наибольшие трудности с приспособлением к новому жизненному укладу испытывает мужчина. Он страдает от таких неудобств, как постоянно плачущий младенец, нервная супруга, присутствие в доме помощников, например, бабушки, нехватка денег и т. д.

На этом этапе супругам важно понять и поддержать друг друга. Только путем компромиссов можно преодолеть трудности и укрепить отношения.

Кризис 7-ми лет

Семья и отношения после совместного семилетнего проживания проходят проверку рутиной и однообразием. В к этому времени партнеры хорошо изучили друг друга. Семейный уклад организован, материальная база стабильна, обязанности распределены, согласованы методы воспитания и пр. Каждый день похож на предыдущий. Скука может вызвать недовольство мужа или жены.

Если проявление недовольства, попытки внести в жизнь разнообразие со стороны мужа или жены не вызвали энтузиазма, страдающий от рутины партнер может начать искать удовлетворение своих потребностей на стороне. Чаще всего мужчины покидают семью после 7 лет жизни с женщиной.

Кризис 14-ти лет

Наиболее сложные психологические проблемы в семье возникают на 14 год совместной жизни. На этот период приходится переходный возраст ребенка, родители же приближаются к кризисным 40 годам.

Не все родители готовы принять изменения, происходящие с их детьми. Они не понимают замкнутости, угрюмости своего ребенка, его новых увлечений, не принимают его взглядов на жизнь. Попытки как-то воздействовать на подрастающее поколение, часто остаются безрезультатными, что приводит к непониманию и конфликтам.

Супруги испытывают трудности и внутриличностного характера. Они начинают переосмысливать свои достижения в карьере и нередко приходят к выводу, что их успехи невелики, потому что много времени и сил отнимала семья. Недовольство собой, ребенком приводит к разладу в семье.

Кризис 25-ти лет

Психология семьи свидетельствует о том, что после 25 лет брака мужчины часто уходят от жены. Это обусловлено физиологическими процессами, которые наблюдаются у женщин. Наступление климакса, влияющего на гормональный фон, снижение сексуальной активности, создает много проблем в интимном плане, т. к. для мужчин сфера секса становится особенно важной. Они пытаются доказать, что они молоды, сильны и полны энергии.

Стремление самоутвердиться заставляет мужчин искать партнершу для секса на стороне. Ситуация может усугубиться, если к этому времени дети выросли и покинули родительский дом. Чтобы сохранить семью на этом этапе, супругам нужно быть особенно внимательными друг к другу, стараться удовлетворять возникающие потребности. Если этот кризисный период удастся преодолеть, партнеры выйдут на новый духовный этап развития.

Психология отношений между родителями и детьми

Психология семейных отношений жены и мужа должна исключать какое-либо целенаправленное воздействие на ребенка в целях поиска у него поддержки. Нельзя использовать его в качестве инструмента для манипуляций. Психика детей уязвима, и участие в конфликтах между супругами нанесут непоправимый урон.

Найти взаимопонимание с ребенком можно в том случае, если относиться к нему как к равному, к человеку, имеющему свои потребности и взгляды. Нужно научиться слышать его слова, научиться принимать его точку зрения.

Важно не стесняться открыто проявлять чувство любви к детям. Объятия, поцелуи являются неотъемлемой частью в близости родителей и детей.

Нельзя ограничивать свободу ребенка, упрекать его или пытаться манипулировать. Следует избегать негативных эмоций, обвинений, поскольку это заставит ребенка искать понимание в общении со сверстниками или с какими-либо взрослыми людьми, влияние которых не всегда может оказаться положительным.

Общение в семье должно основываться на принципах равноправия и взаимоуважения.

Простые правила построения хороших отношений: советы психолога

Психология брака и семьи включает некоторые общие рекомендации, придерживаясь которых можно будет сохранить брак даже в период кризиса. Для этого необходимо:

  • уважать партнера и его родственников;
  • регулярно проявлять благодарность и внимание;
  • уметь прощать, уступать, идти на компромисс;
  • не замечать мелких недостатков любимого человека;
  • быть готовым к ведению диалога;
  • уметь слушать партнера и пробовать меняться.

Типы семейных отношений
medru.su

Типы семейных взаимоотношений и воспитания
статья на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Типы семейных взаимоотношений и воспитания

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений , являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория детей дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Для выбора наиболее приемлемого стиля семейного воспитания рассмотрим все имеющиеся виды стилей воспитания и последствия их применения.

1. Авторитарный стиль семейного воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.

2. Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.

В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.

3. Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.

Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.

4. Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

5. Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

6. Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка .

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – «уход от реальности» . Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
nsportal.ru

Типы семейных отношений

Вы будете перенаправлены на Автор24

Типы семейных взаимоотношений

В семьях в процессе жизнедеятельности складывается определенная система воспитания. Она включает в себя понимание целей воспитания, четкая формулировка задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания. Часто родители даже не воспринимают такой семейный уклад как систему воспитания. Выделяется четыре тактики семейного воспитания, которые соответствуют четырем типам семейных взаимоотношений:

  • диктат,
  • опека,
  • невмешательство,
  • сотрудничество.

Семейный диктат проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи инициатив и чувства собственного достоинства у других.

Безусловно, родители должны предъявлять требования к ребенку, ориентируясь на цели воспитания, нормы морали и конкретную ситуацию. При этом приказ и насилие не должны становиться средствами общения с ребенком. Как правило, такой способ воздействия вызывает сопротивление ребенка и ответную реакцию в виде лицемерия, обмана, вспышек грубости, ненависти. Родители могут сломить такое сопротивление, но вместе с этим оказываются сломленными ценные качества личности: самостоятельность и чувство собственного достоинства, инициативность и вера в себя. Серьезные проблемы в формировании личности ребенка могут быть спровоцированы авторитарностью родителей, игнорированием интересов ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, которые касаются непосредственно его.

Еще один неоднозначный тип отношений – опека. Это система отношений, в которой родители удовлетворяют все потребности ребенка, ограждают его от забот и трудностей, принимая их на себя. При таком подходе к воспитанию вопросы об активном формировании личности затмеваются угождением ребенку. Родители не подготавливают детей к столкновению с реальным миром и его проблемами. Такие дети оказываются неприспособленными к коллективной жизни. В переходном возрасте излишне опекаемые дети подвержены регулярным срывам. Часто проявляется протест против чрезмерной родительской опеки. Опека в своих формах является противоположностью диктату. Но при этом несет не меньше отрицательных влияний на воспитание ребенка. Результат диктата и опеки совпадает и проявляется в отсутствии у детей самостоятельности, инициативы, отрешенности от проблем семьи и социума.

Межличностные отношения в семье могут строиться на признании возможности независимого существования взрослых от детей, применяется своеобразная тактика «невмешательства». Такой тип семейных отношений предполагает существование мира взрослых и мира детей, которые не должны пересекаться. Такая позиция присуща пассивным в плане воспитания родителям.

Самым эффективным с точки зрения воспитания является – сотрудничество. При этом типе взаимодействия в семье межличностные отношения подчинены общим целям и задачам, совместной деятельности. Таким образом, становится возможным преодолеть эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, в которой взаимоотношения строятся на сотрудничестве, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Стили семейного воспитания

Из типов семейных отношений вытекают стили семейного воспитания. Они играют огромную роль в формировании самооценки ребенка.

Выделяют три стиля семейного воспитания:

  • демократический,
  • авторитарный,
  • попустительский.

Демократический стиль воспитания, стиль «согласия», учитывает интересы ребенка. Демократичные родители культивируют в поведении ребенка самостоятельность и дисциплинированность одновременно. Они предоставляют ему право быть самостоятельным в определенных областях своей жизни; не ограничивая его прав, параллельно требуют выполнения обязанностей. Контроль, в таких семьях основывается на теплых чувствах и разумной заботе. Формирование взрослости и развитие при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

При авторитарном стиле, так называемом стиле «подавления» родители навязывают свое мнение ребенку и не учитывают его желания. Авторитарные родители требуют беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять причины своих указаний и запретов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, часто не корректно. Дети в таких семьях замыкаются, и их доверительное общение с родителями становится не возможным. Часть детей, при таких отношениях, идут на конфликт, многие приспосабливаются и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Сложнее ситуация, когда родители равнодушны и жестоки. Дети таких родителей относятся к людям с недоверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

В случае попустительства ребенок предоставлен сам себе.

Развитие самосознания детей зависит от особенностей семейного воспитания. Дети с адекватным представлением о себе воспитываются в семьях, где им уделяют много времени. Адекватная самооценка формируется у ребенка, когда его положительно оценивают, но завышают оценку относительно сверстников. Этих детей часто поощряют, но не подарками, а наказание проявляется в виде отказа от общения. Дети с заниженной самооценкой развиваются в семьях, где с ними не занимаются, требуют безоговорочного послушания, низко оценивают и часто упрекают, наказание применяют при посторонних, не ожидают от них успехов.

Условия воспитания в семье влияют на адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Неадекватность может проявляться в виде заниженной или завышенной самооценки. Заниженная самооценка формируется у детей из семей, где принято порицание и постановка завышенных задач. Ребенок ощущает, что он не соответствует требованиям, которые предъявляют к нему родители.

Завышенная самооценка формируется у ребенка, которого часто хвалят и достижения регулярно отмечают материальными подарками. Система требований в таких семьях слишком мягкая.

Для формирования адекватного представления о себе требуется взвешенная система наказания и похвалы. Недопустимо восхищение и похвала ребенка при нем. Подарки за достижения не должны быть регулярными. Жесткие наказания не применяются в воспитательном процессе.

Дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, получают от родителей внимание к своей личности, сочетаемое с достаточной требовательностью. Родители таких детей не прибегают к унизительным наказаниям и хвалят ребенка, когда он этого заслуживает. Дети с пониженной самооценкой испытывают дома большую свободу, часто граничащую с бесконтрольностью и равнодушием родителей к детям и друг к другу.

В семейных взаимоотношениях задается исходный уровень притязаний ребенка. Дети, обладающие высоким уровнем притязаний, ориентируются только на успех. Их планирование будущего оптимистично. Дети с низким уровнем притязаний не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях. Как правило, они не стремятся достичь более высокого уровня обучения.

В зависимости от отношений в семье у ребенка может сформироваться чувство тревожности. Высокая тревожность возможна при постоянном недовольстве учебой, уровнем достижений со стороны родителей. Возникает страх сделать что-то плохо или неправильно. Такой же результат можно получить, если родители предъявляют завышенные и нереальные требования к ребенку.

Нарастание тревожности порождает низкую самооценку и снижение уровня достижений, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе провоцирует желание, не задумываясь следовать указаниям взрослого, боязнь проявить инициативу.

В результате не правильных отношений внутри семьи у ребенка может проявляться демонстративность в поведении. Ребенок испытывает повышенную потребность в успехе и внимании к себе окружающих. Демонстративность является результатом недостаточного внимания со стороны взрослых к детям. Задача родителей – исключить при общении с ребенком нотации и назидания, менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Если для ребенка с высокой тревожностью проблема заключается в постоянном неодобрении взрослых, то для демонстративного ребенка в недостатке похвалы.

Типы семейных отношений
spravochnick.ru

Типы семейных отношений

Семейные отношения можно разделить на две основные категории. Гармоничные семьи, в которых ели и возникают проблемы, но решаются они сообща, и супруги хорошо общаются между собой. Дисгармоничные семьи – это те семьи, в которых проблем много и они не решаются вовремя, трудности становится проще игнорировать. Такие семьи могут разрушиться в любое время.

Гармоничные семьи также могут быть разделены на 4 типа:

1. Традиционные семьи. В данных семьях супруги стремятся к продолжению рода и стабильности. Однако в таких отношениях есть и свои недостатки. Все семьи традиционного типа похожи одна на другую, стараются вписаться в общество любыми способами. Как правило, в семьях всё связано только с бытом. Творчество и свобода полностью отсутствуют.

2. Зависимые семьи. В данных семьях на первом месте у одного из супругов стоит удовлетворение потребностей другого. Здесь создаётся иллюзия любви друг к другу и появляется страх потерять партнёра.

3. Партнёрские семьи. В таких семьях супруги развиваются вместе, у них есть желание самореализации через семейные отношения. Супруги стремятся к открытости, взаимопониманию и поддержке.

4. Гармоничные семьи. Партнёры в таких семьях готовы идти на компромисс, открыты друг другу. В семьях такого типа взгляды на различные вещи могут быть одинаковыми.

А вот у дисгармоничных семей насчитывается аж 8 видов:

1. Внешне спокойные семьи. Внешне отношения в таких семьях можно назвать идеальными, однако, сами супруги так не чувствуют. Они находятся в постоянном напряжении и не удовлетворены семейной жизнью. Как правило, в семьях такого типа отсутствует общение и совместное времяпровождение.

2. «Вулканические» семьи. В данных семьях супруги не привыкли держать всё в себе и выставляют свои чувства напоказ. Ссоры и расставания – частые гости, однако за бурными ссорами следуют столь же бурные примирения.

3. «Семьи-санатории». В семьях такого типа можно наблюдать повышенную тревогу и заботу об одном человеке. Супруг старается принять на себя все проблемы и всю ответственность, чтобы избавить от лишних хлопот другого. Со стороны может показаться, что такая семья является санаторием для одного из супругов.

4. «Семьи-крепости». В таких семьях принято считать, что окружающий мир несёт угрозу. Поэтому супруги как бы замыкаются в своих отношениях и отстраняются от внешнего мира. В семьях-крепостях все проблемы принято приписывать именно внешнему миру.

5. Демонстративные семьи. Все отношения в таких семьях наиграны, всё делается на публику. В отличие от первого типа семей, в демонстративных семьях не существует никаких устоев и ответственности.

6. Семьи «третий-лишний». В таких семьях супруги настолько привязаны друг к другу, что не желают делиться любовью своего партнёра с кем-либо ещё. Как правило, дети в таких семьях либо отсутствуют, либо совершенно заброшены.

7. Семьи с кумиром. Это некий аналог «семей-санаториев». Отличаются они лишь недостатком взаимопонимания и любви между супругами, вся любовь и забота направлена на ребёнка.

8. «Семьи-маскарады». В таких семьях родители находятся в постоянном противостоянии друг другу, супруги всё время соперничают между собой. А зрителем и одновременно участником данного спектакля становится ребёнок.

Типы семейных отношений
zhenskoe-mnenie.ru

CATEGORIES
Share This