Теория личности парсонса

Теория личности парсонса

Толкотт Парсонс (1902 — 1979 гг.) является известным американским социологом, основавшим структурный функционализм и теорию социальных систем.

Исследование Т. Парсонсом социальных систем основано на общей теории социального действия. Основные идеи, связанные с теорией социального действия описаны в его работах «Структура социального действия» (1937), «К общей теории действия» (1951) и «Рабочие тетради по теории действия» (1953).

Задачи, преследуемые общей теорией действия Т. Парсонса:

1. Определение особенностей структуры социального действия;

2. Разработка переменных действия, связанных с ценностными ориентациями субъектов действия;

3. Нахождение требований, предъявляемых к системе действия со стороны внешней среды и со стороны внутренних потребностей развития самой системы;

4. Установление механизмов взаимообмена между основными подсистемами действия;

5. Применение теории действия к рассмотрению социальной эволюции.

Структура элементарного действия, по Т. Парсонсу, включает следующие элементы:

1) действующее лицо или «актор» — отдельная личность или группа;

2) цель, которую преследует действующее лицо;

3) ситуация, подразумевающая условия и средства действия;

4) ценности и нормы, которыми руководствуется действующее лицо (по-другому, нормативная ориентация действия).

В более поздних работах Т. Парсонса действие раскрывается не через условия и средства, а через объекты, которые её составляют. Эти объекты делятся на социальные и несоциальные. Первые, то есть социальные объекты, — это другие действующие лица (личности или группы). Вторые, то есть несоциальные объекты, — это культурные и физические явления, которые не взаимодействуют с действующим лицом.

Т. Парсонс называл свою теорию действия волюнтаристской, то есть такой, где в выборе стратегии поведения важную роль играет фактор свободной воли. С этим фактором связывается у него проблема мотивации. Мотивация у Т. Парсонса ориентируется на улучшение баланса между удовлетворенностью и неудовлетворенностью действующего лица. Познавательная (когнитивная) мотивация направлена на удовлетворение потребностей в знаниях, а эмоциональная (катектическая) проявляется в положительном или отрицательном отношении к другому человеку. Механизмы мотивации направлены на то, чтобы приспосабливать действия отдельных людей к существующему социальному порядку. Они связывают отношения человека и общества.

В ходе изучения структуры действия, Т. Парсонс делает вывод о том, что элементарные действия не могут осознаваться вне социального и культурного контекста. Здесь доминирует понятие социальное действие. Социальное действие, по Т. Парсонсу, является системой взаимодействия, включающей в себя множество действующих лиц, имеющих определенный статус и исполняющих определенные нормами роли. В этом понимается одна из главных систем человеческого действия — социальная система.

Кроме социальной системы Т. Парсонс выделяет систему личности, систему культуры и биологическую систему, которая была рассмотрена выше. Личностная система представляет собой принятие человеком личных целей и решений. Культурная система указывает общие нормы и ценности и осуществляет контроль над их исполнением. Биологическая (или поведенческая) система определяет поведение человека со стороны природных факторов (свойства окружающей среды, наследственность). Данные системы действия, по мнению Т. Парсонса, являются открытыми. Чтобы поддерживать своё существование, они должны удовлетворять четырём необходимым условиям или пререквизитам: адаптации, целеполаганию, интеграции и латентности. Таким образом, каждая система на более низком уровне представлена четырьмя подсистемами, созданными для продолжения нормального функционирования данных систем:

1. Адаптация — каждая система должна приспосабливаться к своему окружению;

2. Целеполагание — каждая система должна иметь средства для достижения целей и задействовать ресурсы системы в процессе достижения этих целей;

3. Интеграция — каждая система должна поддерживать свое единство, пресекая любые отклонения;

4. Латентность — каждая система должна стремиться к сохранению внутреннего порядка.

Отношения между системами и подсистемами внутри них рассматриваются Т. Парсонсом в виде обмена информации, то есть как определенный объём символов, вызывающих изменения в системе принимающей и системе передающей данную информацию. Благодаря обмену информацией, с одной стороны, поддерживается взаимное проникновение одной системы в другую, а с другой стороны — утверждается собственная независимость системы.

Каждая из главных систем контролируется одной из четырёх подсистем, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет наименьшее количество энергии. По-другому, каждая из систем обладает энергетическим потенциалом, который зависит от подсистемы, оказывающей на неё большее воздействие с меньшей затратой энергии. От энергетического потенциала зависит то, какое место она будет занимать среди других систем и то, какое влияние она будет оказывать на другие подсистемы. Среди систем действия наибольшим энергетическим потенциалом обладает система биологического организма. Она создает условия для протекания действия и, в тоже время, оказывает на него наименьшее управляющее воздействие. Система, обладающая наименьшим энергетическим потенциалом — культурная, наоборот, обладает более высоким контролирующим воздействием.

Действие, по Т. Парсонсу, имеет сознательно-рациональный, целенаправленный, избирательный характер. На него оказывают влияние четыре относительно независимых системы действия, каждая из которых выполняет определенную функцию. Однако, при таком подходе, поле выбора оказывается чересчур широким. Эту неопределенность выбора Т. Парсонс пытается преодолеть введением нескольких осей координат, определяющих многомерное пространство выбора действующего лица. Каждая ось представлена крайними значениями, образующими пары переменных, и в реальности, по мнению Т. Парсонса, можно говорить лишь о степени отклонения выбора в ту или в другую сторону. Далее представлены крайние значения оси координат Т. Парсонса:

1. Универсализм — партикуляризм. Объект рассматривается либо, как нечто уникальное, либо с точки зрения общих норм и ценностей. Данная альтернативная пара характеризует критерии, применяемые при принятии решения в конкретной ситуации, показывая, какие стандарты используются — субъективные (одного человека) или согласованные (нескольких человек, группы, общества).

2. Эмоциональность — эмоциональная нейтральность. Степень эмоциональной окрашенности взаимодействия, количество, интенсивность чувств, проявляемых действующим лицом («актором») в определенной ситуации.

3. Достижение — приписывание. Оценка объекта как такового, или с точки зрения его потенциального применения. Данная пара описывает еще одну совокупность критериев принятия конкретного решения: от оценивания лица на основе его природных свойств — расы, пола, возраста и т. д. — до оценивания его с точки зрения качества исполнения им роли. Она показывает, строит ли «действующее лицо» свои отношения с другими лицами на основании их достижений, или же на основании приписываемых им качеств, не связанных с исполняемыми ими ролями.

4. Диффузность — специфичность. Данные критерии объясняют многосторонность и односторонность взаимодействия с объектом; показатель степени вовлеченности в конкретное взаимодействие, определяющий уровень обязанностей действующего лица («актора»): от узких — специфичных, до широких (расплывчатых) — диффузных.

Теория социального действия Т. Парсонса имеет ряд спорных вопросов. Среди них можно выделить три основополагающих момента: доведенная до крайности аналогия с организмом, отождествление человеческой деятельности и поведения системы, а так же интерпретационные формулировки основных положений.

Другой «точкой приложения» критики стало неявно введенное Т. Парсонсом положение о сходстве процесса деятельности индивида и поведения социальной системы, приводящее, по мнению исследователей, к «логически несправедливой телеологии» — приписыванию функции целеполагания системам при описании протекания социальных процессов и их интерпретации.

Незаконность такого «приписывания» выражается в том, что объяснение существования чего-либо функцией, им выполняемой, делает бессмысленной идею причинности, поскольку функция не выполнима до тех пор, пока это нечто не станет существующим. Стало быть, оно появляется для выполнения функции. И если функция — это причина существования, тогда следствие — существование — должно предшествовать причине — функции; в итоге причинно-следственные отношения оказываются перевернутыми.

Проблемы функциональной интерпретации, пожалуй, наиболее ярко были раскрыты Ч. Р. Миллсом, показавшим, что, выбирая отдельные пассажи парсоновских работ и переводя их на «обычный» язык, добавляя ясности, мы не теряем ни одной ценной идеи, а, наоборот, приобретаем новый взгляд на вещи. Он полагает, что «можно было бы превратить 555 страниц «Социальной системы» примерно в 150 страниц простого английского текста. Это не привело бы к существенным изменениям». Поводом суждения послужило то большое значение, которое Т. Парсонс придавал уровню и чистоте абстрактного теоретизирования. Необходимо лишь перевести все понятия на единый терминологический язык, разделить их по уровням, а затем свести в логически согласованную систему.

Вывод: В основе теории социального действия Т. Парсонса лежит системный подход, который разделяет человеческое действие на четыре системы: биологическую, социальную, культурную и личностную. Эти системы выполняют четыре функции: адаптация, целеполагание, латентность, интеграция. Социальное действие имеет ряд крайний значений, в которых заключено многомерное пространство выбора действующего лица.

Парсонс и его теория действия

Толкотт Парсонс (1902-1979 г.г.) родился в Новой Англии в семье пастора.

В начале он проявлял интерес к биологии, но в дальнейшем обратился к политэкономии и социологии. Во время учёбы в Англии, в Лондонской школе экономики, он познакомился с культурно-антропологическим функционализмом Малиновского[1]

Особенное значение для развития мышления Парсонса имело то, что уже Малиновский воспринимал культуру как систему действий. Функционализм ставит перед собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических и культурных феноменов и их многосторонних отношений.

Парсонс выступал против натуралистического позитивизма и влияния Спенсера, что подразумевало не отказ от естественнонаучного ориентированного метода, а, скорее, его углубление и обоснование.

Т. Парсонс интересовался социальными проблемами, а не только теоретическими концепциями, так он занимался проблемами: здравоохранения, системой воспитания, семьёй, социализацией, проблемой власти и влияния, религией, рассовой.

Вданной работе мы кратко рассмотрим теорию которую сам Парсонс называл – "синтезом трёх направлений" – британской социальной антропологии Малиновского и Радклифф-Брауна, социологией Дюркгейма и теорией действия Вебера.

1. Теория действия

Общая теория действия должна служить основой кодификации социально-

научных знаний, руководством для исследования и базой для социализации социальных наук.

Общая теория действия представляет собой понятийные рамки, связанную схему понятий, исходным пунктом которых являются действия людей. Рассмотрим основополагающие понятия теории Парсонса.

Действие – целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира (объекты) и ситуации (деятели и объекты).

Организм – биофизические основы поведения как деятельности, которые связаны с предметами вне организма = поведенческий организм.

Деятель – как Ego – Alter, как эмпирическая система действий = система личности, часть социальной системы.

Ситуация – часть внешнего мира, значимая для анализируемого в этот момент деятеля; часть мира из перспективы Ego.

Ориентация на ситуацию – значение ситуации для деятеля для его планов и стандартов.

Мотивационная ориентация – те аспекты ориентации деятеля на ситуацию, которые связаны с ожиданием вознаграждения и депривации в зависимости от потребности деятеля: когнитивный, катектический, эвалюативный способ мотивационной ориентации.

Ценностная ориентация – аспекты ориентации деятеля в ситуации, которые характеризуются соблюдением норм и стандартов; три способа ориентации: когнитивная, эстетическая, морально-ценностная ориентация.

Социальная система – система действий с одним или большим числом деятелей (индивидами или коллективами), причем для каждого деятеля ситуация определяется существованием других деятелей и происходят взаимозависимые действия, которые "концентрируются" в зависимости от того, насколько велико согласие относительно общих целей, ценностей, нормативных и когнитивных ожиданий.

Система личности – система, состоящая из совокупности действий индивидуального деятеля, причем действия индивида определяются структурой его потребностей и организацией целей и ценностей.

Система культуры – организация ценностей, норм и символов, которые определяют действия деятелей; это не эмпирическая система, как личность или социальная система, а некая абстракция их элементов; образцы культуры состоят из взаимосвязанных элементов, которые образуют системы ценностей, системы верований и системы символов. Они институционализированы в социальных системах и интернализированы в системах личности.

Личность, социальная система и система культуры представляет собой перспективу и объект социологического анализа.

В центре этого находится ориентация деятелей = эмпирических систем действия, это могут быть индивиды и группы, в ситуации, которая охватывает большое количество участников.

Понятийная схема занимается связями между "составными частями" действия в интерактивной ситуации, возникающими структурами и процессами. Для деятелей ситуация состоит из "объектов ориентации", которые можно разделить на:

1. Социальные объекты.

2. Физические объекты. Представляют собой средства и условия для действия, социальными объектами могут быть индивиды и коллективы.

3. Культурные объекты. Являются символическими элементами культурной традиции: идеи и системы верований, символы, ценностные представления, которые обладают регулярностью и постоянством.

Действия включает мотивационный компонент, т.е. деятель всегда относит ситуацию со своими собственными потребностями и целями. Деятель хочет в ситуации получить "награду".

Мотив для теории действия не имеет первостепенного значения. Гораздо существеннее опыт деятеля по определению ситуаций, по организации своих действий. Этот опыт обуславливает то, что деятель не просто реагирует, а вырабатывает систему ожиданий относительно элементов ситуации.

Однако в социальных ситуациях должны быть приняты во внимание возможные реакции других участников ситуации – групп и индивидов, и они должны быть учтены при выборе собственных альтернатив действия.

В социальной интеракции большую роль играют знаки и символы, несущие определённый смысл; они становятся средствами коммуникации между деятелями в определённой ситуации. Опыт социального действия включает, таким образом, и культурный символизм.

Конкретная система социального действия – это интегрированная система элементов действий относительно ситуации, т.е. мотивационные и культурные элементы приводятся в порядок, структура которого образуется системами личности участвующих индивидов, системой культуры, которая пронизывает их действия, и социальной системой интерактивных процессов между деятелями.

В терминологии теории действия личность определяется как организованная система ориентации индивида в своих действиях. Наряду с "мотивированной ориентацией" это "ценностная ориентация" которая возникает посредством интернализации "моделей культуры", и которая имеет прямое отношение к элементам системы культуры.

1.1. Ролевые концепции личности

Парсонс различает пять "типовых переменных действия", т.е. парных понятий, которые определяют полярные типы ориентации в ситуациях, между которыми должен выбрать деятель. Они являются выражением того, что действие объединяет индивидуальную ориентацию с культурными смысловыми связями. В социальной интерактивной ситуации они представляют собой определение взаимных ролевых ожиданий и служат для описания ценностных ориентацией деятелей.

1. Аффектность – нейтральность . Здесь речь идёт о проблеме контроля над аффектами, о дилемме, должен деятель следовать импульсам или нет. Альтернативы формулируются по разному, в зависимости от того, берётся за исходный пункт система культуры, личность или социальная система.

Аффектность / нейтральность в системе культуры указывает на нормативный образец, который предписывает немедленное получение удовольствия или контроль над аффектом. В системе личности это означает предрасположенность индивида в определённой ситуации отдаваться своим чувствам или контролировать их. В социальной системе этим обозначаются соответствующие ролевые ожидания.

2. Ориентация на себя – ориентация на коллектив . Так обозначается дилемма между собственными интересами и обязательствами перед группой / обществом, между личными и общественными интересами. Она определяется как норма и как ролевое ожидание в определённых ситуациях.

3. Универсализм – партикуляризм . Речь идёт о проблеме, проявляются ли в определённых ситуациях общепринятые нормы, стандарты потребностей и ролевые ожидания или же рассчитывают на особые отношения между субъектом и объектом.

4. Достигнутое – приписываемое . В каждой ситуации существует альтернатива, следует ли придавать качествам объекта или его "достижениям" больше значения, т.е. должно ли быть важно, что он, собственно говоря, есть или что он делает. Нормы, потребности или ролевые ожидания в зависимости от ситуации могут быть ориентированы на качества или достижения.

5. Специфичность — диффузность. Здесь возникает вопрос, занимается ли в определенной ситуации деятель сразу только специфическими аспектами объекта или же "непредубежденно" предоставляет объекту возможность действовать и в зависимости от необходимости реагирует на это. Нормы, потребности и ролевые ожидания в определенных ситуациях могут сразу же уменьшить важность объекта или ее увеличить. В каждой ситуации действия содержатся эти пять альтернатив, деятель должен сделать выбор между ними, и его решение ведет к определенной организации этих типовых переменных действия.

Парсонс сформулировал компоненты социального действия как часть системы; они сами также обладают системными свойствами, т.е. личность, культура и интерактивная структура представляет собой не неразделимые единства, а организованные ценности с внутренней структурой, которая, однако, важна лишь до тех пор, пока между её элементами и частями структуры других систем существуют процессы обмена. Структурные элементы формируются как подсистемы вышестоящих систем, т.е. системы личности, системы культуры и социальной системы действий.

Теория Парсонса

Общая теория действия. Личность, социальная система и система культуры. Ролевые концепции личности. Типовые переменные действия. Теория общества как социальной системы. Проблемы интеграции сохранения и развития коллективности. Структура системы общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.) родился в Новой Англии в семье пастора. Вначале он проявлял интерес к биологии, но в дальнейшем обратился к политэкономии и социологии. Во время учёбы в Англии, в Лондонской школе экономики, он познакомился с культурно-антропологическим функционализмом Малиновского

Особенное значение для развития мышления Парсонса имело то, что уже Малиновский воспринимал культуру как систему действий. Функционализм ставит перед собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических и культурных феноменов и их многосторонних отношений.

Парсонс выступал против натуралистического позитивизма и влияния Спенсера, что подразумевало не отказ от естественнонаучного ориентированного метода, а, скорее, его углубление и обоснование.

Т. Парсонс интересовался социальными проблемами, а не только теоретическими концепциями, так он занимался проблемами: здравоохранения, системой воспитания, семьёй, социализацией, проблемой власти и влияния, религией, расовой.

В данной работе мы кратко рассмотрим теорию, которую сам Парсонс называл — «синтезом трёх направлений» — британской социальной антропологии Малиновского и Радклифф-Брауна, социологией Дюркгейма и теорией действия Вебера.

Общая теория действия должна служить основой кодификации социально-научных знаний, руководством для исследования и базой для социализации социальных наук.

Общая теория действия представляет собой понятийные рамки, связанную схему понятий, исходным пунктом которых являются действия людей. Рассмотрим основополагающие понятия теории Парсонса.

Действие — целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира (объекты) и ситуации (деятели и объекты).

Организм — биофизические основы поведения как деятельности, которые связаны с предметами вне организма = поведенческий организм.

Деятель — как Ego-Alter, как эмпирическая система действий = система личности, часть социальной системы.

Ситуация — часть внешнего мира, значимая для анализируемого в этот момент деятеля; часть мира из перспективы Ego.

Ориентация на ситуацию — значение ситуации для деятеля для его планов и стандартов.

Мотивационная ориентация — те аспекты ориентации деятеля на ситуацию, которые связаны с ожиданием вознаграждения и депривации в зависимости от потребности деятеля: когнитивный, катектический, эвалюативный способ мотивационной ориентации.

Ценностная ориентация — аспекты ориентации деятеля в ситуации, которые характеризуются соблюдением норм и стандартов; три способа ориентации: когнитивная, эстетическая, морально-ценностная ориентация.

Социальная система — система действий с одним или большим числом деятелей (индивидами или коллективами), причем для каждого деятеля ситуация определяется существованием других деятелей и происходят взаимозависимые действия, которые «концентрируются» в зависимости от того, насколько велико согласие относительно общих целей, ценностей, нормативных и когнитивных ожиданий.

Система личности — система, состоящая из совокупности действий индивидуального деятеля, причем действия индивида определяются структурой его потребностей и организацией целей и ценностей.

Система культуры — организация ценностей, норм и символов, которые определяют действия деятелей; это не эмпирическая система, как личность или социальная система, а некая абстракция их элементов; образцы культуры состоят из взаимосвязанных элементов, которые образуют системы ценностей, системы верований и системы символов. Они институционализированы в социальных системах и интернализированы в системах личности.

Личность, социальная система и система культуры представляет собой перспективу и объект социологического анализа.

В центре этого находится ориентация деятелей = эмпирических систем действия, это могут быть индивиды и группы, в ситуации, которая охватывает большое количество участников.

Понятийная схема занимается связями между «составными частями» действия в интерактивной ситуации, возникающими структурами и процессами. Для деятелей ситуация состоит из «объектов ориентации», которые можно разделить на:

1. Социальные объекты.

2. Физические объекты. Представляют собой средства и условия для действия, социальными объектами могут быть индивиды и коллективы.

3. Культурные объекты. Являются символическими элементами культурной традиции: идеи и системы верований, символы, ценностные представления, которые обладают регулярностью и постоянством.

Действия включает мотивационный компонент, т.е. деятель всегда относит ситуацию со своими собственными потребностями и целями. Деятель хочет в ситуации получить «награду».

Мотив для теории действия не имеет первостепенного значения. Гораздо существеннее опыт деятеля по определению ситуаций, по организации своих действий. Этот опыт обуславливает то, что деятель не просто реагирует, а вырабатывает систему ожиданий относительно элементов ситуации.

Однако в социальных ситуациях должны быть приняты во внимание возможные реакции других участников ситуации — групп и индивидов, и они должны быть учтены при выборе собственных альтернатив действия.

В социальной интеракции большую роль играют знаки и символы, несущие определённый смысл; они становятся средствами коммуникации между деятелями в определённой ситуации. Опыт социального действия включает, таким образом, и культурный символизм.

Конкретная система социального действия — это интегрированная система элементов действий относительно ситуации, т.е. мотивационные и культурные элементы приводятся в порядок, структура которого образуется системами личности участвующих индивидов, системой культуры, которая пронизывает их действия, и социальной системой интерактивных процессов между деятелями.

В терминологии теории действия личность определяется как организованная система ориентации индивида в своих действиях. Наряду с «мотивированной ориентацией» это «ценностная ориентация» которая возникает посредством интернализации «моделей культуры», и которая имеет прямое отношение к элементам системы культуры.

2. Ролевые концепции личности

Парсонс различает пять «типовых переменных действия», т.е. парных понятий, которые определяют полярные типы ориентации в ситуациях, между которыми должен выбрать деятель. Они являются выражением того, что действие объединяет индивидуальную ориентацию с культурными смысловыми связями. В социальной интерактивной ситуации они представляют собой определение взаимных ролевых ожиданий и служат для описания ценностных ориентацией деятелей.

1. Аффектность — нейтральность. Здесь речь идёт о проблеме контроля над аффектами, о дилемме, должен деятель следовать импульсам или нет. Альтернативы формулируются по-разному, в зависимости от того, берётся за исходный пункт система культуры, личность или социальная система.

Аффектность / нейтральность в системе культуры указывает на нормативный образец, который предписывает немедленное получение удовольствия или контроль над аффектом. В системе личности это означает предрасположенность индивида в определённой ситуации отдаваться своим чувствам или контролировать их. В социальной системе этим обозначаются соответствующие ролевые ожидания.

2. Ориентация на себя — ориентация на коллектив. Так обозначается дилемма между собственными интересами и обязательствами перед группой / обществом, между личными и общественными интересами. Она определяется как норма и как ролевое ожидание в определённых ситуациях.

3. Универсализм — партикуляризм. Речь идёт о проблеме, проявляются ли в определённых ситуациях общепринятые нормы, стандарты потребностей и ролевые ожидания или же рассчитывают на особые отношения между субъектом и объектом.

4. Достигнутое — приписываемое. В каждой ситуации существует альтернатива, следует ли придавать качествам объекта или его «достижениям» больше значения, т.е. должно ли быть важно, что он, собственно говоря, есть или что он делает. Нормы, потребности или ролевые ожидания в зависимости от ситуации могут быть ориентированы на качества или достижения.

5. Специфичностьдиффузность. Здесь возникает вопрос, занимается ли в определенной ситуации деятель сразу только специфическими аспектами объекта или же «непредубежденно» предоставляет объекту возможность действовать и в зависимости от необходимости реагирует на это. Нормы, потребности и ролевые ожидания в определенных ситуациях могут сразу же уменьшить важность объекта или ее увеличить. В каждой ситуации действия содержатся эти пять альтернатив, деятель должен сделать выбор между ними, и его решение ведет к определенной организации этих типовых переменных действия.

Парсонс сформулировал компоненты социального действия как часть системы; они сами также обладают системными свойствами, т.е. личность, культура и интерактивная структура представляет собой не неразделимые единства, а организованные ценности с внутренней структурой, которая, однако, важна лишь до тех пор, пока между её элементами и частями структуры других систем существуют процессы обмена. Структурные элементы формируются как подсистемы вышестоящих систем, т.е. системы личности, системы культуры и социальной системы действий.

Действия складываются из ряда взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, однако вовне выступает как целое и как таковое выступает во взаимодействие с окружающим миром. Поэтому само действие можно считать системой. Теперь перейдём к теории общества как социальной системе.

Система для Парсонса в общих чертах характеризуется взаимозависимостью частей. На основе упорядоченного характера взаимозависимых вариантов система имеет тенденцию к самосохранению, что обычно именуется равновесием системы, если один элемент не вписывается в этот порядок, то либо происходит исключение элемента, либо другие части системы приспосабливаются к нему.

Систему личности и социальную систему Парсонс считал эмпирическими системами, которые настолько разнятся друг с другом, что не могут быть сведены друг к другу. Тем не менее, между ними существует взаимопроникновение, т.е. невозможно себе представить систему личности, не включённую в социальную систему, и социальную систему, которая не является составной частью системы личности.

Социальная система представляет собой в тоже время подсистему действий, поскольку каждое «отдельное действие» складывается из элементов, как системы культуры, так и системы личности, организма и социальной системы. Социальная система возникает через интерактивные процессы, которые, в свою очередь, можно считать взаимозависимостью систем действия.

Социальная система состоит из отношений между деятелями и интеракциями, определяемыми её структурой. Мельчайшей единицей социальной системы является роль, т.е. тот структурный отрезок из ориентации деятеля, который определяет и конституирует его участие в интерактивном процессе на основании дополнительных ожиданий. Роли определяются общепринятыми ценностями представлениями, они являются частью институтов, где они «осуществляют» распределение власти и престижа; они основываются на процессах дифференцирования и распределения, которые, в свою очередь, делают необходимым интегративные процессы.

Проблемы интеграции касаются сохранения и развития коллективности как таковой, и определяется переменными ориентации на себя / ориентации на коллектив и их соотношением. При этом речь идёт о солидарности группы внутри общества и о солидарности всего общества как такового. Интегративная стратегия социальной системы — это институционализация. Интегративный аспект институтов может провялятся, с одной стороны, в нормах, которые ограничивают частные интересы, а с другой стороны, в позитивном акценте на коллективность.

«институты отношений» — которые касаются дифференциации деятелей и ролей, их распределение в системе;

«регулятивные институты» — регулируют распределение средств производства и вознаграждения;

«культурные институты» — охватывают идеологию, религию, символы и приводят их в систему культуры и институты «интегративной структуры», которые непосредственно касаются проведения коллективных интересов и выражения социальной системы как коллективности.

Эти четыре аспекта систем представляют собой в то же время фазы в отношении системы и некоей ситуации и являются функциональными требованиями для сохранения границ системы. Тем самым четыре функциональные проблемы, с которыми сталкиваются малые группы, были обобщены и переосмыслены в функциональные предпосылки, имеющие характер законов для существования и изменения систем действий.

Четырёхмерное пространство поделено двумя осями, осью ориентации цели — средство и осью отношений система — окружающий мир. Функции структурируют систему на подсистемы.

Подсистема А обеспечивает непрерывное структурное изменение в системе и в отношениях с внешним миром. Подсистема G определяет цели системы и средства для их достижения и применяет их. Подсистема L действует в направлении сохранения структуры системы и преодолевает возникшие противоречия и напряжённость. Подсистема I осуществляет интеграцию системообразующих единиц. Таким образом, каждой части структуры соответствует определённая функция, которая должна выполнятся системой.

Парсонс определяет общество как, социальную систему, которую характеризует высшая степень саморавновесия относительно окружающего её мира, другими словами, степень открытости социальной системы «общество» мала. Общество — это сложная социальная система как с вертикальным, так и с горизонтальным дифференцированием.

Социальная общность — это стержень общества; его внутрисоциальной средой является: система ценностей (сохранение институционализированных культурных структур), политическая общественность (форма правления), характер экономики. Внесоциальной средой является система культуры, системы личности и формы действия.

личность общество коллективность парсонс

Структура системы общества

Сохранение структуры и преодоление напряжений (L)

Осуществление цели (G)

В своих работах Парсонс дополнить статистический анализ социальных систем анализом протекания процессов. Процессы в социальных системах вначале представляют собой интеракции. Поскольку социальные системы являются системами действия, интеракции происходят с помощью языковых и неязыковых символов, становятся коммуникациями.

Понятие функции объединяет структуру и процесс с точки зрения системы. Общественное развитие рассматривается как процесс функциональной дифференциации в подсистемах и как процесс интеграции в целях сохранения границ социальной системы, а также её подсистем как функциональной специализации. В таком плане Парсонс анализирует развитие процессов дифференциации в обществе и связанных с ними процессов приспособления, интеграции и обобщения ценностей.

Функции социальных систем не только могут быть привлечены как инструменты для установления структурных элементов, но и сами рассматриваются как процессы: поскольку они, в общем, формализованы в направлении постоянно растущих дифференциации и специализации, они представляют собой принципы эволюционного развития.

Общественная эволюция интерпретируется Парсонсом как кибернетические коммуникационные процессы между обществами, вызванные ростом способности приспособления. Результатом этого становится изменения типа общества с точки зрения формы экономики, режима, общественной структуры и системы ценностей.

Ведущую роль в эволюции общественной системы Парсонс отводит системе культуры, поскольку в кибернетической иерархии она имеет наивысший ранг. Таким образом, он считает культурно-институциональные факторы наиболее самостоятельными и независимыми.

Парсонс считает нормативные элементы более важными для изменения социальных систем, чем материальные интересы. Парсонс придаёт первостепенное значение «общественному объединению» и трактует это как нормативно-институциональную систему, в контексте исторического анализа это понятие.

Развитие системы современных обществ шло по пути трёх революций: промышленной, демократической, образовательной. Эти революции вызвали прогрессивные изменения в принципиально эволюционном развитии. Образовательная революция последовала за промышленной и демократической революциями и дополнила их. Главным её аспектом является равенство шансов, которое увязывает успех с гражданскими правами на свободу и равенство. В центре этой революции находится — университет. Поэтому образовательная революция привела к изменению основ общественного расслоения, которое опирается не на власть и богатство как таковое, а является следствием способностей и образования.

Структурный функционализм выдвигает особую концепцию обоснования социального неравенства. Социальная структура является результатом процесса горизонтальной и вертикальной дифференциации в общественных системах в ходе их эволюционного развития. Она является выражением определённого уровня эволюции, типа общества и его функциональных требований.

В заключении хотелось отметить критическое отношение Парсонса к своей теории и неприемлемости некоторых его постулатов к современности. Для его теории были характерны абстракция и формализм. Парсонс это связывал с развитием современных обществ, особенно с тенденциями американского общества, и считал, что его теоремы могут предложить альтернативную интерпретацию этих явлений. Он объясняет изменение в отношении к религиозным организациям не секуляризацию и падение религиозности, а как дифференциацию; он также признаёт за масс-медиа интегративную функцию, в то же время негативно оценивает массовую культуру.

После двух десятилетий резкой критики и отрицания в конце 80-х гг. вновь появился интерес к теории Парсонса, отчасти с узко исторической точки зрения, отчасти с намерением модифицировать и развить дальше его теорию.

На сегодняшний день большинство ведущих социологов мира признают большую роль Парсонса и его теорий на формирование социологии как науки в целом.

1. Под редакцией Ю.Г. Волкова. Социология. Курс лекций: Ростов-на-Дону. 1999 г.

2. А.И. Кравченко. Социология: М., 1999 г.

3. Харчева. Основы социологии. Учебник: М., 1999 г.

Размещено на Allbest.ru

Сущность и структура общества как системы. Общество как социальная система. Теории индустриального и информационного общества. Индустриализация как социальный процесс. Теория конвергенции и ее две концепции. Социология и проблема типизации общества.

Проблемы развития и функционирования общества, места в нем человеческой личности. Позитивное значение отклонения от социально одобряемых целей и ценностей общества по теории Дюркгейма. Социальные функции и статус. Теории общества Парсонса и Миллса.

Характеристика социальной структуры общества, изучение ее основных элементов: классы, сословия, жители города и деревни социально-демографические группы, национальные общности. Особенности социальной мобильности и анализ проблемы гражданского общества.

Теория М. Вебера и Т. Парсонса о социальных действиях, её влияние на общественно-политическую мысль. Теория структурно-функционального анализа, социальных изменений и конфликтов. Метод социального познания; концепция экономики, политики, религии, права.

Социальная система. Структура и типология общества. Признаки общества как социальной системы. Социальные общности. Идея разделения общества на классы. Социальные институты и их роль в жизни общества. Социальная стратификация, её источники и факторы.

Понятие общества, сферы общественной жизни, человеческая деятельность и ее многообразие. Социальная структура общества и тенденции ее изменения. Социальный статус и социальные роли личности. Политическая система общества, ее структура и пути развития.

Теоретическое обоснование функционирования общества как монографическая постановка системы основных положений обществоведения. Исследование вопросов государственного управления. Континуальная концепция и объективная характеристика состояния общества.

Социальная структура общества, ее концепции и элементы. Проблемы общностей в социальной науке: множества, контактные и групповые социальные общности. Тенденции развития структуры современного общества. Внутренние и внешние факторы интеграции группы.

Сущность концепции единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации. Споры о путях модернизации: соотношение вестернизации и самостоятельного социального творчества. Альтернативная демократическая теория массового общества Д. Белла.

Общие характеристики творчества Николаса Лумана. Становление лумановского функционализма. Понятие общества по Н. Луману. Теория общества как системы. Основные этапы развития системного анализа в социологии. Проблема человека в концепции Никласа Лумана.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Социология молодежи

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Социализации теория Т. Парсонса — система теоретических положений, выдвинутая американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979) и отражающая трактовку социализации с позиций структурного функционализма.

Обычно освещение выдающейся роли Парсонса в создании грандиозной системы структурного функционализма затушевывает его вклад в развитие теории социализации, хотя она и оригинальна, и продуктивна для теорий молодежи. В ней угадывается влияние Б. Малиновского, у которого Парсонс учился в Лондонской школе экономики, здесь есть параллели с идеями П. А. Сорокина, хорошо известного Парсонсу по Гарвардскому университету. Немаловажно, что в 1944 г. Парсонс возглавил в Гарварде социологический факультет, в 1946 г. участвовал в создании факультета социальных отношений, включившего кроме социологии также социальную антропологию и социальную и клиническую психологию (Парсонс возглавлял этот факультет до 1956 г.). Теория социализации, таким образом, формировалась у него на перекрестке тех наук, которые включают социализацию в свое предметное поле, — каждая со своей стороны, в своем аспекте.

Теоретические позиции Парсонса — результат интеграции взглядов М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, многих других видных социологов. Важнейшим вкладом Парсонса в социологию признается создание общей теории социального действия и структурно-функциональной теории социальных систем. «Первый большой синтез», как называл свою теоретическую концепцию Парсонс (Парсонс, 1998: 214), был завершен публикацией в 1937 г. книги «Структура социального действия», которая стала главным поворотным пунктом в его профессиональной карьере. Последующие обобщающие труды Парсонса «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (1951) закрепили за автором приоритет в развитии макросоциологии.

Однако стремление Парсонса к созданию теории общества не раз прерывалось увлечением частными социологическими проблемами, из которых, тем не менее, нередко следовали новые импульсы к широким общесоциологическим обобщениям. Так, после появления «Структуры социального действия» Парсонс обратился к эмпирическим исследованиям некоторых вопросов медицинской практики. Под влиянием полученных результатов, а также серьезного изучения трудов З. Фрейда, а затем Э. Эриксона он разрабатывает оригинальную теорию социализации, которую включает в общую теорию социальных систем.

Американский социолог исходит в анализе социализации из того, что основной характер структуры отдельной личности сложился в процессе социализации на основе структуры систем социальных объектов, с которыми она имела связь в течение своей жизни, включая, конечно, культурные ценности и нормы, институционализированные в этих системах (при этом, по Парсонсу, социализацию не нужно связывать с процессами структурных изменений в обществе, в котором она протекает). Эту группу «систем социализации» Парсонс рассматривает как «референтную группу» систем, связанную с процессом социализации (Парсонс, 1965: 58). Тезис автора заключается в том, что «процесс социализации проходит ряд стадий, определяемых как подготовка к участию в различных уровнях организации общества; только некоторые избранные меньшинства готовятся участвовать с сознанием всей ответственности в более высоких уровнях организации. Системы ориентации, включенные в процесс социализации,… представляют собой особые разновидности организации на соответственных уровнях» (там же: 58–59).

Наиболее существенно в изложенной концепции то, что: 1) процесс социализации связан с непрерывным рядом референтных групп, из чего следует, что структурный анализ «становится важной частью анализа одного из самых «динамичных” социальных процессов — процесса развития личностей» (там же: 65); 2) тип дихотомизации является как важным механизмом размещения людей внутри статус­ной структуры общества, так в то же время и частью процесса образования различных типов личности, кото­рые по-разному приспосабливаются к различным типам роли, из чего следует теснейшая взаимосвязь лич­ности и социальной структуры; 3) общим действующим структурным принципом является «отбор на выживание». «Это означает, — пишет Парсонс, — что процесс дихотомизации возрастной группы отличает одну группу, члены которой более охотно хотели бы остаться на данном уровне социальной иерархии, от другой, члены которой хотели бы перейти на следующую, более высокую ступень. Группа, которая была «повышена”, затем опять становится предметом того же типа отборочного давления и вновь разделяется по тем же принципам. Можно видеть, что этот процесс отбора в общем соответствует личным потребностям «пирамидально” построенной системы, в которой относительно большое число людей «необходимо” на более низких уровнях организации и все меньшее число — по мере продвижения к более высоким уровням. Процесс отбора, включая элемент «мобильности” и элемент классовой принадлежности, таким образом, теснее всего связан с сохранением образцов стратификации общества» (там же).

В соответствии с этой теоретической схемой Парсонс трактует группу равных (peer group) — неформальную группу, принадлежность к которой определяется какими-либо общими социально-статусными характеристиками (пол, возраст, этническая принадлежность, профессия и т. д.). В исследовательской практике понятие группы равных обычно применяется к возрастным группам детей и молодежи, особенно в отношении подростковых групп, где равенство статуса приобретает исключительно важное значение для каждого из членов группы.

Итак, в концепции Парсонса социализация есть процесс, который обеспечивает сохранение и функционирование социальных систем на всех уровнях социальной жизни. Хотя процесс этот относится к личности, его истоки и последствия преимущественно связаны со структурами общества, его институтами.

Теория социализации Парсонса составляет его важнейший вклад в разработку теорий молодежи Ковалева, 1996; Луков, 2007, 2012).

Лит.: Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.; Луков, В. А. (2007) Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания. М. : Флинта : Наука. 144 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Парсонс, Т. (1965) Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы: Американская буржуазная социология середины XX века : сокр. пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Г. В. Осипова. М. : Прогресс. 684 с. С. 25–67; Парсонс, Т. (1998) Система современных обществ. М. : Аспект Пресс. 270 с.; Парсонс, Т. (2002) Очерк социальной системы // Парсонс, Т. О социальных системах. М. : Академ. Проект. 832 с. С. 543–686; Parsons, T. (1964) The Social System. N. Y., 1964. N. Y. : The free press, 1964. 575 p.; Turner, Br. S. Prefice to the New Edition // Parsons, T. The Social System. London : Routledge & Kegan Paul Ltd. 404 p. P. XIII–XXX.

© 2015 АНО «Московский гуманитарный университет». Все права защищены.

111395 г. Москва, ул. Юности, д. 5

тел.: (499) 374-75-95

тел.: (499) 374-70-20

Проект осуществлен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №15-03-12-019в)

Источники:
Теория личности парсонса
Теория личности парсонса Толкотт Парсонс (1902 — 1979 гг.) является известным американским социологом, основавшим структурный функционализм и теорию социальных систем. Исследование Т.
http://studbooks.net/706348/sotsiologiya/teoriya_sotsialnogo_deystviya_parsonsa
Парсонс и его теория действия
Содержание Стр. Введение 1. Теория действия 1.1. Ролевые концепции личности 2. Теория общества как социальной системы Заключение Литература Введение
http://mirznanii.com/a/211034/parsons-i-ego-teoriya-deystviya
Теория Парсонса
Общая теория действия. Личность, социальная система и система культуры. Ролевые концепции личности. Типовые переменные действия. Теория общества как социальной системы. Проблемы интеграции сохранения и развития коллективности. Структура системы общества.
http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00142241_0.html
Социология молодежи
Социализации теория Т. Парсонса — система теоретических положений, выдвинутая американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979) и отражающая трактовку социализации с позиций структурного
http://soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/73-socializacii-teoriya-t-parsonsa.html

COMMENTS