Тема отцов и детей в литературе

Проект по литературе (10 класс) на тему: Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса.

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1359

Утверждено на заседании

Директор школы /Новикова Г.В./

Программа дополнительного образования

Проектно-исследовательская работа по литературе

«Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Возраст учащихся: 10 класс

Уровень программы: базовый

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы: Горелкина А. С.,

учитель русского языка и литературы

Данная программа направлена:

  • во-первых, на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к литературе, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира русской классической литературы, формированию стремления к пониманию эмоционального образа восприятия мира; сфера профессиональной деятельности — «человек-художественный образ»;
  • во-вторых, на социальную адаптацию подростков, на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с родителями, на формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование психологических навыков; сфера профессиональной деятельности – «человек-общество», «человек-человек».
  • Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам (Концепции развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.; приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; «Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
  • В программе представлены современные концепции повышения интереса к чтению, актуальные вопросы изучения литературного текста с учетом требований ФГОС по формированию УУД, психологические идеи и актуальные направления развития подростковой и семейной психологии.

Программа предусматривает соединение проектной работы по разноаспектному анализу текста и исследовательской психологической деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся. развития творческого подхода и формирования знаний об основных сферах современной социальной жизни, воспитания социальной компетентности. Формой подведения итогов, конечным продуктом работы проекта может стать презентация с использованием мультимедийных технологий , которая отразит результаты как литературоведческой, так и исследовательской работы, а также инсценирование отдельных эпизодов произведений в соответствии с целью и задачами проекта.

О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить домашние задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития, для ответа на актуальные жизненные вопросы, в том числе связанные с семейными взаимоотношениями?

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом. Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести к психологическим травмам.

Изучение русской классической литературы, разноаспектный анализ литературных произведений:

  • развивает мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка;
  • приобщает детей к общечеловеческим ценностям;
  • создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • способствует интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка, укреплению психического здоровья.

Узнать историю такого явления, как взаимоотношения «отцов» и «детей», углубить знания о произведениях русских писателей и их героях, в судьбах которых семейные взаимоотношения сыграли большую роль, пробудить интерес к литературному быту 19 века, научить учащихся более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы, благодаря которому происходит психологическое и социальное становление личности.

Участники проекта научатся:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

Программа отличается «новоаспектным» анализом текста:

  • принципы отбора содержания – сюжетные линии, герои, эпизоды, отражающие проблему «отцов» и «детей»;
  • ключевые понятия – основополагающие понятия литературоведения, начальные сведения о понятиях психологии;
  • образовательная задача – интерпретированное чтение;
  • построении учебно-тематического плана поэтапное.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на учащихся 10 класса, т. е. подростков 16-17 лет. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». В этом возрасте подросткам нужны понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается благодаря чтению, совместной работы в группе, «представлению» себя на сцене, на основе чего происходит выбор нравственных ориентиров.

Срок реализации программы

Продолжительность образовательного процесса – 1 год, этапы: исследовательская деятельность по современной психологии, разноаспектный анализ текстов литературных произведений, «театральный» этап, презентация, рефлексия.

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально – групповая (3-5 человек).

Продолжительность занятия – 1 час в неделю.

В соответствии с идеологией ФГОС в программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме на основе формирования УУД:

  • личностных — определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • регулятивных – постановка и формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий;
  • познавательных – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, универсальные логические действия;
  • коммуникативных – социальная компетентность, владение всеми видами речевой деятельности.

Способы определения результативности

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ результатов анкетирования, защита проекта, решения задач поискового характера;
  • театральная постановка.

Для отслеживания результативности можно использовать:

  • диагностику личностного роста и продвижения, ведение журнала учета;
  • мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника.
  • начальный — тестирование с выставлением рейтинговых баллов проводится с целью определения уровня домашнего летнего чтения обучающихся;
  • текущий контроль – беседы с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала;
  • промежуточный контроль – мини-проекты с целью определения результатов обучения;
  • итоговый контроль – презентация с инсценированием с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Формы подведения итогов

Документальные формы подведения итогов реализации: дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся, презентация, видео проекта, сценарии театрализованных постановок, фото- и видеогалереи.

  • Практическое литературоведение: что сказал писатель/Авторы: Лебедева М. Л., Коренькова О. Л., Северинец А. К. — Издательство: Феникс, 2015.
  • Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя/Автор: Белянин В. А. — Издательство: Генезис, 2006.
  • И. С. Тургенев в жизни и творчестве/Автор: Якушин Н. И. – Издательство: Русское слово, 1998.
  • Л. Н. Толстой в жизни и творчестве/Автор: Капитонова Л. А. – Издательство: Русское слово, 2000.
  • А. П. Чехов в жизни и творчестве/Автор: Капитонова Л. А. – Издательство: Русское слово, 2000.

Источник:
Проект по литературе (10 класс) на тему: Программа дополнительного образования
Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/09/18/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-proektno

Тема отцов и детей в литературе

В каких произведениях русской литературы звучит тема «отцов и детей» и в чём эти произведения созвучны (или противоположны) «Отцам и детям» И.С. Тургенева?

«Отцы и дети» И.С. ТургеневПроводив Аркадия с насмешливым сожалением и дав ему понять, что он нисколько не обманывается насчёт настоящей цели его поездки, Базаров уединился окончательно: на него нашла лихорадка работы. С Павлом Петровичем он уже не спорил, тем более что тот в его присутствии принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами. Только однажды Павел Петрович пустился было в состязание с нигилистом по поводу модного в то время вопроса о правах остзейских дворян, но сам вдруг остановился, промолвив с холодною вежливостью:

— Впрочем, мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.

— Ещё бы! — воскликнул Базаров. — Человек всё в состоянии понять — и как трепещет эфир, и что на солнце происходит; а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии.

— Что, это остроумно? — проговорил вопросительно Павел Петрович и отошёл в сторону.

Тема «отцов и детей» является наиболее популярной в русской литературе. Ее затрагивает и М.А.Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». В произведении изображаются казачьи семьи, чьи традиции высоко почитались. Главный герой Григорий Мелехов уважал своего отца, тот для него был главным жизненным примером. И даже, когда отец дал указ своему сыну взять в жены Наталью, Григорий, вопреки своей воле, подчинился. Как и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», в шолоховском произведеии также описан конфликт поколений: у Тургенева спор зарождается между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, у Шолохова Григорий конфликтует со свои

Открой безлимитный доступ к 5 000+ эссе и читай их в полном объёме

Доступ будет предоставлен бессрочно.

Источник:
Тема отцов и детей в литературе
Тема
http://neznaika.pro/check/lit-write/10721.html

Тема отцов и детей в мировой художественной литературе

Тема отцов и детей в мировой художественной литературе

5 чел. помогло.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Реферат по литературе

Выполнила ученица 8 класса «Б»

1.1. Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе

2.2.Митрофан Простаков и его пренебрежительное отношение к собственной матери (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Отношения молодых людей стояли под угрозой из-за нежелания отца и матери Марьи Гавриловны выдать дочь замуж за её возлюбленного. Автор показывает, что именно осознанием этого нежелания продиктовано решение героя: «В каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: «Дети! придите в наши объятия».

2.4.Вечный образ короля Лира как воплощение трагедии покинутого отца (В. Шекспир «Король Лир», И.С. Тургенев «Степной король Лир», А.С. Пушкин «Станционный смотритель», К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Источник:
Тема отцов и детей в мировой художественной литературе
Тип: Реферат; Размер: 0.57 Mb.;
http://rudocs.exdat.com/docs/index-11493.html

COMMENTS