Тема любви в отцы и дети

Совет 1: Тема любви в романе «Отцы и дети»

  • Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

    Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

    Источник:
    Совет 1: Тема любви в романе «Отцы и дети»
    👍 Тема любви пронизывает все творчество Ивана Сергеевича Тургенева.
    [link]http://www.kakprosto.ru/kak-851509-tema-lyubvi-v-romane-otcy-i-deti[/link]

    Тема любви в отцы и дети

    И. С. Тургенева «Отцы и дети» Тема: Испытание любовью. (Проблема человеческих ценностей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети») Цель урок

    Урок литературы в 10 классе

    Тема: Испытание любовью.

    Цель урока: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая героя любовью к женщине.

    Развивающие цели: умение высказывать и аргументировать свое мнение, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

    Воспитательные цели: воспитывать любовь к литературе и родному языку, воспитывать интерес к русскому реалистическому роману, воспитывать терпимость к чужому мнению, культуру общения.

    ^ Цели ученика : обогащение собственного жизненного опыта, самореализация себя как личности, овладение приемами и методами дискуссии, научиться анализировать и обобщать приобретенные знания.

    Задачи: продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям, учиться обосновывать оценку прочитанного, обратить внимание на психологические приемы писателя в оценке героев и их поступков, погрузить учащихся в литературоведческий анализ текста, который способствует формированию собственной точки зрения.

    ^ Тип урока : формирования знаний.

    Вид урока: урок-дискуссия.

    Оборудование: мультимедийный проектор, портрет Е.Базарова и А.Одинцовой, иллюстрации к роману, текст, учебник, аудиозапись романса на слова И.С.Тургенева «Утро туманное», плакат (на слайде) с правилами регламентированной дискуссии.

    ^ Методические приемы : беседа, дискуссия, комментарии учителя и учащихся, анализ текста.

    Словарь урока: Реализм как направление в литературе-

    ^ Эпиграфы к уроку : Я уж и так слишком долго вращался в чужой для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте и мне плюхнуться в мою стихию («Отцы и дети», глава 26)

    «Спящее, холодное сердце» (А.Одинцова)

    Вступительное слово учителя.

    (Из истории игры, Франция, слайды)

    Я предлагаю начать урок с ассоциативной разминки, возродим эту тургеневскую игру. Кстати, рисунки, которые вам предложены, сделаны в далеком 19 веке рукой великого мастера слова – Тургенева. Ваша задача дать свою характеристику, потом сравним с характеристиками самого Тургенева.

    (Ассоциативная разминка, слайды)

    С игрой вы справились, характеристики были разными, а теперь, наоборот, по описанию портрета попробуйте угадать героя романа. Итак, литературный коллоквиум, даст возможность вспомнить персонажей.

    Персонажей вы знаете, а это значит, что.

    Дочитаны последние страницы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», определение которому дал литературный критик Ник.Страхов: «Писатель имел цель во временном указать на вечное и написал роман . всегдашний. Как вы понимаете эти слова – «всегдашний роман»?

    Один из исследователей «Отцов и детей» писал: «Нигилизм нашел свою судьбу там же, где гегельянство – у ног женщины». И действительно, у Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью. Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни интеллигентских настроений. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит и демократ-нигилист Евгений Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического, чего нельзя было бы проверить опытным путем. Каковы взгляды Базарова на вещи, которые нельзя потрогать.

    Учитель. Давайте вспомним, какой он Базаров, до встречи с Одинцовой? Мне бы хотелось, чтобы в вашем монологе о Базарове прозвучало его отношение к искусству, природе, поэзии. Ну и конечно, отношение к любви. Дома вы готовили сообщения о взглядах Базарова на вечное.

    (Примерные ответы учащихся)

    Как же смотрит Базаров на природу? Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Ьазаров обедняет человеческую жизнь. Как решается эта проблема. (В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты)., с.97

    Поэзия: «Порядочный химик. ». Он не знает Пушкина. И не потому, что против, а потому, что прогрессивная молодежь 19 века не хотела тратить время на то, что по их словам, не приносит практическую пользу стране.

    Итак, это взгляды его на искусство, природу, а как он смотрит на любовь

    Зачитайте высказывания Базарова.

    Учитель. Из этих высказываний следует вывод, что у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Помните, как вел себя Павел Петрович в своей любви к Княгине Р. ). Он положил свою жизнь на охи, вздохи и страдания по неразделенной любви.

    Ответ учащегося: Одинцова до встречи с Базаровым (слайд). Глава:

    Беседа по вопросам.

    1. И вот на балу у губернатора Базаров с Аркадием встречают Анну Сергеевну.

    (Сочетание герцогини, дворянки с чисто русскими, национальными чертами: достоинством, спокойствием, добротой и силой. Первые тургеневские строки о ней: «спокойно и умно глядели ее глаза, какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.» По контрасту с лжеэмансипированными Кукшиной и Ситниковым Анна Сергеевна представлена на балу у губернатора неторопливой, неговорливой («сама она говорила мало, два раза тихо засмеялась), с достоинством осанки, в непринужденном разговоре с неким сановником». Кажется не без умысла Тургенев заставляет нас вспомнить хрестоматийные стихи:

    Кто там в малиновом берете

    Она была нетороплива,

    И ситуация сходная, и почти точный портрет Анны Сергеевны Одинцовой, со знаком плюс.

    Невозможным, по его представлениям и убеждениям, сочетанием в женщине независимости, красоты и ума: «По моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды». Перед его глазами было первое живое опровержение его представлений; первое, но не последнее.

    ^ 2. Только ли внешность привлекла Базарова.

    Она интересная собеседница, спорит, не соглашается с Базаровым (Спор, глава 16 об антропологической теории, если все барышни предпочитали французские любовные романы, то женщина, способная отличать антропологию от анатомии любви, наверное, заслуживает уважения со стороны умных незаурядных мужчин. Неудивительно, что Базаров нашел в ней, в женщине, собеседницу, с которой мог говорить о «вещах полезных», начиная с устройства российского общества (плохого устройсва) и продолжая вопросами медицины, ботаники, живописи, музыки, наконец, проблемами психологии, счастья, любви, будущности самого Базарова. Трудно представить себе, с кем из обитателей этого романа мог бы Евгений Васильевич столь уважительно вести беседы о действительно важных проблемах. о женщинах и говорить нечего: ни Катя, ни Феничка, ни карикатурная Кукшина не могут соперничать с Одинцовой ни по интеллекту, ни многим другим критериям.

    ^ 3. Как ведет себя герой, впервые полюбив?

    ^ 4. Какие чувства испытывают Аркадий и Базаров, находясь рядом с Одинцовой?

    ^ 5. Скажите, прав ли Писарев, утверждая, что у Анны Сергеевны был зародыш чувства, но она не дала ему развиться.

    6. Но почему они не остались хотя бы друзьями? В чем причина краха их отношений? Почему прелестная и умная женщина, добившаяся признания от сурового отрицателя любви, не ответила ему тем же, не вышла за него замуж?

    Базаров раздваивается между философской системой демократа и романтической билибердой, он и любит Одинцову и ненавидит одновременно. Материалист Базаров душит Базарова-романтика.

    Одинцова по многим причинам не могла пойти с Базаровым в горькую, терпкую, вольную жизнь. Почему? Базаров – нигилист, человек, чуждый ее миру. Он не верил в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров – выходец из низов, в материальном положении – бедняк, будущий лекарь. Даже если бы она полюбила его, она бы не пошла с ним в его жизнь, слишком другую. Базаров был прав: между вами и мной такое расстояние. Да расстояние социальное, мировоззренческое, психологическое, материальное и тому подобное. Но мы знаем немало случаев, когда люди успешно преодолевают это расстояние при одном условии – при условии взаимной большой любви Была ли такая любовь у прекрасной аристократки?

    Одинцова боится потерять свободу. Оба героя слишком властны, самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в любви кто-то должен уступать.

    4)Вывод: Базаров, полюбив, бежит от любви, потому что считал ее предрассудком, чепухой, но любовь, мстя за себя, поставила героя в драматическое положение – ему отказали, его любовь безответна. Оба героя испугались любви, потери независимости.

    ^ 7. Почему трагедия Базарова дана на фоне любви Аркадия и Кати. Какова их функция в замысле автора?

    Тургенев любит сравнения (помните, мы говорили на первых уроках, что писатель тонкий психолог) и мягкие, изящные контрасты. Именно поэтому любовь Базарова показана на фоне разгорающейся любви Аркадия к Кате. Писатель приводит нас в сад, где Аркадий объясняется в любви к Кате. Тщательно подбирая канцелярски-газетные обороты, он мямлит: «. вопрос. до которого я еще не касался. желаю посвить все мои силы истине. я полагаю, что обязанность всякого честного человеа. это чувство относится некоторым образом. некоторым образом, заметьте до вас. »

    Аркадий свою страсть к Анне Сергеевне сначала заменил на спокойную дружбу с Катей, которая затем переросла в любовь.

    Оба (Катя, и Аркадий) одинаково ровные, романтичные натуры. Базаров и Анна Сергеевна их просто подавляли. Отвергнув деспотизм сестры и друга, они становятся сами собой.

    Базаров и Анна Сергеевна почувствовали себя стариками, рационализм и гордость состарили их до времени.

    ^ 8. Нужно ли было Базарову умирать?

    Демократ Базаров вторгался в жизнь самоуверенно, его материалистический скальпель отсекал все жизненное (природу, искусство, любовь), пока именно скальпель не поразил его самого.

    Перед лицом смерти отступили и медицина, и физиология, оставив Базарова наедине с собой. Умирающий Базаров прост, человечен. Базаров-атеист свое спасение видит в родительской любви-молитве.

    3) Перед смертью человек не может лгать, сдерживать свои истинные чувства, и Базаров отдает себя во власть романтической любви. Она победила. Прощание с А.С. чисто пушкинское «Вы молоды, прекрасны, и должны жить долго». (У Пушкина: «Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам бог, любимой быть»

    Одинцова же пришла к Базарову, умирающему от холеры, точно так же как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему ритуальный поцелуй. И что особенно горько, что Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее фразой: это по-царски.

    Как же Базаров изменился за это время? Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но настолько сильным, он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его.

    Появление в романе такого персонажа, как Одинцова, позволило не только опровергнуть некоторые ошибочные взгляды, но и раскрыться лучшим чертам Базарова: способности любить, уважать женщину, сохранять чувство собственного достоинства в трудной ситуации, сдержанности, скромности, честности и прямоте, пробудило его интерес к отдельному человеку, заставило по-иному взглянуть на мир: «Может быть, вы правы, может быть, точно, всякий человек — загадка». Да, как ни печально, любовь не всесильна, о и поражение в любви, столь же непредвиденное, как и ее возникновение, не прошло даром для Базарова. Он, несомненно, по-человечески возвысился в глазах читателя, стал ближе ему.

    ^ Можно ли предположить, что будь бы Б. жив, остались незыблемыми его принципы по отношению к природе, искусству, любви?

    Смысл финального реквиема.

    Вывод: Тургенев в эпилоге полемизирует с отрицанием поэзии и любви. Великому спокойствию «равнодушной природы» он противопоставляет всесильную, святую любовь родителей, их слезы. Природа, любовь и смерть непобедимы человеком.

    (Прослушивание записи романса на слова И.С.Тургенева «Утро туманное». ( во время прослушивания придумайте вопрос Базарову)

    Тургенев назвал вас Евгением так же, как Пушкин Онегина. Это случайность или вы встречались? (Евгений означает

    Как вы относитесь к обществу «Гринпис»? и т.д.

    Что мне больше всего понравилось на уроке.

    В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему?

    Что мне не удалось (выполнить) и почему?

    Добился ли я своей цели?

    Какие вопросы я задал бы учителю, товарищу, автору, главному герою произведения?

    Игра эта не случайна, посмотрите на портреты Е.Базарова И А.С.Одинцовой, представьте, что роман вами еще не читан, а потом сравним с характеристиками из бессмертного тургеневского романа.

    «. боевой генерал 1812года, полуграмотный, грубый, не злой человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией, постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль»? (Отец Николая Петровича Кирсанова)

    «. барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто клетчатых панталонах. мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждет сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»? (Николай Петрович Кирсанов)

    «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями. обнаженная красная рука. ленивый, но мужественный голос, лицо длинное и худое, с широким лбом»? (Евгений Васильевич Базаров)

    «. человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро»? (Павел Петрович Кирсанов)

    «. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детско-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»? (Феничка)

    «. человек небольшого роста, в славянофильской венгерке. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица»? (Сын откупщика Ситников)

    «На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове. »? (Авдотья Никитишни Кукшина «эмансипированная женщина»)

    «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила достоинством своей осанки»? (Помещица Анна Сергеевна Одинцова)

    «. девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами»? (Катя, сестра Одинцовой)

    «. высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца»? (Василий Иванович Базаров)

    «. кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке»? (Арина Власьевна, его жена, мать Базарова)

    Начертить схему рокового кольца.

    Сегодня мы продолжаем работу с текстом романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в основе которого лежит острый социальный конфликт «нового человека» с обществом, роман имеет и психологическое звучание, а потому является социально-психологическим. Даны совершенно реальные проблемы 60-х годов (роман написан в 1861 году, время действия – 1855-1861гг). Это роман, в котором явно проявляются черты реализма. Давайте вспомним, чем реализуется реализм в литературе.

    Демократ — сторонник демократии

    Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм.

    Символизм – направление в лит-ре и искусстве конца 19 нач. 20 века , проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах.

    Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи.

    Источник:
    Тема любви в отцы и дети
    Тип: Урок ; Размер: 197.04 Kb. ; Цель урока: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая героя любовью к женщине
    [link]http://do.gendocs.ru/docs/index-60058.html[/link]

  • CATEGORIES