Сущность педагогического общения

Педагогическое общение: понятие, структура, функции. Стили педагогического общения.

Дата добавления: 2015-07-09 ; просмотров: 4897 ; Нарушение авторских прав

Сущность и специфика педагогического общения.

Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.

Проблема эффективности общения разрабатывалась в трудах ведущих педагогов и психологов. Ей посвящены работы многих известных психологов — А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.).

В общей теории общения выделяют два его вида:

1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

2. Личностно-ориентированное общение,которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностно-ориентировано.

Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание общения, нравственно-психологический уровень его для педагога выступают как заранее заданные. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого.

Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение «втягивает» личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено прежде всего общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.

Характер общения педагога с учащимися обусловлен прежде всего его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также в области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Однако кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния учащихся, а изучать и понимать их.

Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога отрефлексировать (проанализировать) свою позицию как участника общения, в частности то, в какой степени он ориентирован на учащихся. При этом важно то обстоятельство, что познание другого человека усиливает интерес к нему, создает предпосылки для его преобразования.

Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

3.1. Сущность педагогического общения

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в кружке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, родительское собрание, педсовет — это прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.

В центре нашего внимания — профессиональное общение педагог—воспитанник.

Начинающие педагоги сразу замечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь без общения немыслима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профессионально-педагогическому общению, которое предполагает: а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; в) сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана. С опорой на исследования этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на раз-витие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего потому, что общение — важное средство решения учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и вос-питанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Что же такое педагогическое общение?

Как бы вы сформулировали это определение?

Старшеклассники и студенты первого курса педагогического университета на этот вопрос отвечали так:

«Педагогическое общение — это интересные контакты учителя с учениками и их родителями»; «педагогическое общение — это жизнь в школе»; «общение — это когда тебя понимают педагоги»; «педагогическое общение — это хорошие взаимоотношения»; «общение — это сотрудничество»; «общение — это встреча с любимым учителем, с друзьями»; «педагогическое общение — это всегда обмен знаниями, впечатлениями»; «общение — это совместное переживание хорошего и не очень».

Приведенные высказывания содержательны; можно сказать, что в них заключены основные положения, раскрывающие суть феномена.

Теперь приведем определение понятия, данное В.А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым: «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» [1,с. 83].

Из определения следует, что педагогическое общение — процесс сложный.

Сущность педагогического общения

Сущность педагогического общения — раздел Педагогика, ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Педагогическая Деятельность, Как Отмечают Педагоги И Психологи, По Своей Сути.

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в кружке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, родительское собрание, педсовет — это, прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.

В центре нашего внимания — профессиональное общение педагог—воспитанник.

Начинающие педагоги сразу замечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь без общения немыслима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профессионально-педагогическому общению, которое предполагает:

а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием, в) сформированость определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана. С опорой на исследования этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т.е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего потому, что общение — важное средство решения учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Что же такое педагогическое общение?

Как бы вы сформулировали это определение?

Старшеклассники и студенты первого курса педагогического университета на этот вопрос отвечали так:

«Педагогическое общение — это интересные контакты учителя с учениками и их родителями», «педагогическое общение — это жизнь в школе», «общение — это когда тебя понимают педагоги», «педагогическое общение — это хорошие взаимоотношения», «общение — это сотрудничество», «общение — это встреча с любимым учителем, с друзьями», «педагогическое общение — это всегда обмен знаниями, впечатлениями», «общение — это совместное переживание хорошего и не очень».

Приведенные высказывания содержательны, можно сказать, что в них заключены основные положения, раскрывающие суть феномена.

Теперь приведем определение понятия, данное В. А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» [1,с. 83].

Из определения следует, что педагогическое общение — процесс сложный.

Эта тема принадлежит разделу:

Учебное пособие для студентов высш пед учеб заведений А С Роботова Т В Леонтьева И Г Шапошникова и др М Издательский центр Академия. Авторы. А С Роботова гл Т В Леонтьееа гл И Г Шапошникова гл.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность педагогического общения

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Название этого учебного пособия — «Введение в педагогическую деятельность». Первая глава и посвящена ключевому понятию пособия. Содержание данной главы должно ответить на вопрос, что такое педагоги

Как давно возникла эта деятельность? Можно ли ответить на этот вопрос? Ответ может подсказать обращение к истории слов педагогика, педагогический, выяснение их этимологии (этимология

1. Согласны ли вы с утверждением, что феномен педагогическая деятельность намного «старше» этого понятия? 2. Подтвердите, что педагог (учитель, наставник, воспитатель) — поня

Заметки на полях Спросили Александра Великого: — Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца? — Отец подарил мне жизнь бренную, — ответил Александр, —

1. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной? 2. Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы?

Заметки на полях Общество без детских популяций — умирающее общество. Один из признаков общества — воспроизводство себя в новых поколениях. Д. Б. Эльконин Есть десятк

Как мы уже писали ранее, непрофессиональной педагогической деятельностью занимается большой круг людей: родители, бабушки, няни, самые различные взрослые люди, вступающие в отношения с детьми (поуч

1. Только ли от педагога зависит создание благоприятной коммуникативной среды для обучения? Какие обстоятельства могут помешать этому? Можно ли их преодолеть? 2. Как, по вашему мнению, мож

1. Какого учителя в школе вы слушали особенно внимательно? Почему? Вспомните характеристики его речи, закончив предложение: «Его речь была. » 2. Проанализируйте свое устное выступление на

В предыдущем параграфе мы рассказали о педагогической деятельности учителя как основного субъекта этой деятельности. Однако педагогическая деятельность имеет поистине «всепроникающий характер». Объ

1. Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность — это всепроникающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств. 2. Что должно быть общего в людях, заним

Педагог любого уровня образовательной системы является представителем наиболее массовой части гуманитарной интеллигенции. В значительной степени от него зависят судьбы образования, культуры, станов

1. Философский энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 1989. 2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.,1984. 3. Российская педагогическая энцик

В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Итак, первоначально мы договоримся называть профессией

1. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека? 2. Всегда ли родители отдавали детей в школы? Если нет, почему? Кто обучал и во

1. Что следует понимать под классификацией? 2. Какие признаки могут быть положены в основу разных классификаций профессий? Есть ли недостатки в той или иной классификации? Назовите их.

Первичное представление о профессиограмме той или иной профессии дает ее структурное содержание. В [2, с. 96] описаны профессиограммы профессий, включающие следующие разделы — общая характеристика

1. Мысленно представьте себе структуру личности, предложенную К. К. Платоновым (образно в виде модели строения атома, которую вы изучали в школе); изобразите ее схематически (графически), подпишите

Заметки на полях Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. А П Чехов Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди. Я А Каменский

1. Что следует понимать под компетентностью? Под педагогической компетентностью? 2. Какие обобщенные педагогические умения целесообразнее всего рассматривать? 3. Какова структура

Заметки на полях Существуют разные представления о педагогическом мастерстве у разных авторов. Приведем наиболее известные. Какие вам импонируют больше? Почему? Мастерс

1. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995. 2. Психологические характеристики профессии / Сост. Ф. И. Иващенк

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организац

Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками. Что такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к наиболе

1. Какие стили общения и руководства были присущи учителям школы, которую вы окончили? 2. Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руково

Эффективность общения учителя с учениками определяется во многом соблюдением педагогического такта. В Толковом словаре русского языка такт определяется как чувство меры, подсказывающее пра

Рассматривая общение как сущностную основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Общение — это наука или искусство?» Когда мы задали этот вопрос студентам п

1. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. 2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги. — Л., 1991. 3. Леей В. Исповедь гипнотизера. —

Рассматривая общение как сущностную основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Общение — это наука или искусство?» Когда мы задали этот вопрос студентам п

1. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990. 2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги. — Л., 1991. 3. Леей В. Исповедь гипнотизера. —

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций — обучения, образования и воспитания — является личная (индивидуальная) педагогическая культура. Современны

Еще в середине XIX в. в статье «О пользе педагогической литературы» К. Д. Ушинский глубоко раскрыл значение специальных знаний, научной эрудиции для продуктивной профессиональной деятельности молод

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение). Как известно, этика (от греч. ethos — нрав, обыча

Ранее мы говорили о духовных основах личности педагога и его профессионального труда. Но чтобы реализовать на практике этот потенциал, чтобы выполнять созидательную работу по формированию человека,

1. Раскройте сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры. 2. Какие этические нормы взаимоотношений воспитателя с детьми вы считаете наиболее значимыми? 3

Конец XX столетия. Человечество все более осознает себя единым целым: формируется всемирное хозяйство как целостный экономический механизм, развиваются наука и техника, информационные системы и сис

В 60-е гг. XX в. в связи с развитием научно-технического прогресса рядом крупных ученых и государственных деятелей (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, З. Бжезинский, Ж. Фурастье и др.) активно разрабатывалась

Образование в широком смысле слова понимается многими современными отечественными учеными как процесс вочеловечения индивида, преобразование биологического естества человека в зрелую личность, раск

Ребенок растет, семья развивается. Проблемы воспитания детей не только не теряют своей остроты, но зачастую и усиливаются с годами. Многие семьи испытывают трудности в воспитании детей. Как они их

По данным статистики, домашнее дошкольное воспитание получают около 30% российских детей; 40% детей в возрасте от 4 до 7 лет воспитываются в детских садах. Созданная в советское время широ

Ведущее место в системе народного образования занимает общеобразовательная школа. До недавнего времени она была единой для всех регионов страны. Но демократические преобразования общества стали осн

Традиционно это школа элементарной грамотности, постижения детьми 7—11 лет умений чтения, письма, счета, формирования у них связной и выразительной устной и письменной речи, школа начальных знаний

Здесь речь пойдет о школе для подростков, детей 12—15 лет. Если следовать логике гуманистического подхода к образованию, то нужно отчетливо представлять потребности ребят этого возраста. Урок, клас

Период ранней юности — возраст 15—18 лет. В эти годы молодые люди, юноши и девушки, заканчивают обучение в школе и вплотную подходят к необходимости выбора профессии, а также к выбору спутника жизн

В советский период в нашей стране активно функционировали Дома и Дворцы пионеров, детские технические станции и станции юных натуралистов, детские экскурсионные и туристические станции. Эти учрежде

В соответствии с Законом «Об образовании» вслед за получением основного общего образования каждому жителю нашей страны предоставляется возможность получения профессионального — основного и дополнит

Как соотносятся традиции и новаторство в образовательном процессе? Сравнительно-педагогические исследования практики обучения показывают, что несмотря на различие школьных систем в разных странах с

1. Н. И. Пирогов так определил в середине XIX в. положение школы: «Школа сегодня — дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы, и, следовательн

1. Казначеев В. П., Спирин Е.А. Космопланитарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. — Новосибирск, 1991. 2. Ушинский К. Д. Пед. соч.: В 6 т. — М., 1988. — Т. 1

Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многосторонность этого феномена, что было рассмотрено ранее (образование как ценность, как система, как процесс, как результат). Со

Итак, давайте поговорим о том, как вам построить свою деятельность на втором этапе вашего профессионального продвижения — обучаясь в вузе. Несмотря на довольно распространенную среди студе

1. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему? 2. Как складываются ваши отношения с однокурсниками и преподавателями? Что бы вы хотели

В этом параграфе речь пойдет о профессиональном продвижении человека, о путях построения карьеры и личностной профессиональной перспективы. Ученые подчеркивают неравномерность этапов и сту

1. Князева М. Ключ к самосозиданию. — М., 1990. 2. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. — М., 1998. 3. Юнг К. Проб

Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, сходство) — уподобление, усвоение, слияние [I]. Имидж учителя (от англ. image — образ) — эмоционально окра

Опросник Кеттелла[1][1] Инструкция. Перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть отве

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Реклама
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
О Сайте

Информация в виде рефератов, конспектов, лекций, курсовых и дипломных работ имеют своего автора, которому принадлежат права. Поэтому, прежде чем использовать какую либо информацию с этого сайта, убедитесь, что этим Вы не нарушаете чье либо право.

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя от­ветственность за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать», вме­сте с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подго­товку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. До­стойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств: объективно оце­нивать собственные возможности; владеть общей культурой ин­теллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения; ува­жать, знать и понимать студента как Другого, являясь организато­ром учебной деятельности обучаемых, выступая в качестве парт­нера и человека, облегчающего педагогическое общение.

Сущность и особенности педагогического общения раскры­ваются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, А.А.Ле­онтьева, Н.В.Кузьминой, В.А.Кан-Калика, Я.Л.Коломинского, И. А. Зимней; А. А. Реана и других.

Профессионально-педагогическое общение, как утверждает А.А.Лобанов, представляет собой взаимодействие учителя-вос­питателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общест­венности, осуществляемое в сфере его профессиональной дея­тельности; оно выходит за пределы контакта «учитель — ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса. Это понятие несколько шире поня-

1 Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений.

тия «педагогическое общение», используемого в педагогической литературе 1 .

«Педагогическое общение, — отмечает А.А.Леонтьев, — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опре­деленные педагогические функции и направленное (если оно пол­ноценное и оптимальное) на создание благоприятного психоло­гического климата, а также на другого рода психологическую оп­тимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» 2 .

Для того чтобы развести эти два суждения и предупредить раз­ночтение в понятиях педагогическая коммуникация и педагогиче­ское общение, И. И. Зарецкая предлагает следующее: если речь идет о комплексе взаимодействия педагога с различными факторами образовательного процесса — это педагогическая коммуникация; если предметом рассмотрения являются варианты взаимодействия с реальными субъектами, происходит педагогическое общение. Такое разграничение оправдано еще и потому, что в теоретических источниках, характеризующих общение как вид человеческой дея­тельности, встречаются разные подходы к классификации видов общения. В одних случаях классифицируют по цели: общение ради общения, ради приобщения других к своему опыту, своей инфор­мации, опыту и информации другого; ради достижения результа­та совместной деятельности (деловое общение) 3 .

В. Д. Шишов, анализируя сущность педагогической коммуни­кации, выдвигает ряд концептуальных положений. Он трактует педагогическую коммуникацию как «способ организации учебно-воспитательной деятельности на основе приема, усвоения, пере­работки и передачи информации» 4 . Знание научных основ педа­гогической коммуникации, связанной с реализацией информаци­онных процессов, создает возможность для повышения качества рациональных, эмоциональных и волевых компонентов комму­никативной деятельности педагога и обучающихся.

По мнению Ю.М.Иванова, существуют три источника пред­мета общения:

— подсознание, которое обеспечивает автоматическое обеспе­чение жизнедеятельности организма, т.е. инстинкты и эмоции;

— сознание, которое осуществляет аналитическую деятельность;

1 Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. по­

2 Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979. — С. 3.

3 Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. — М.,

4 Шишов В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуника­

ция» // Понятийный аппарат педагогики и образования. — Вып. I. — Екатерин­

бург, 1995. — С. 81.

— надсознание, которое выражается в озарении, воображении, шнунции, творчестве 1 .

Педагогическое общение, по утверждению М. В. Булановой-То­порковой, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяю­щих характер взаимодействия педагога и учащихся 2 .

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано немало подходов к выделению особенностей общения партнеров. Э. Берн описывает пять способов «совместного прове­дения времени», или общения социальной группы, состоящей из двух или большего числа людей: ритуалы; времяпрепровождение; игра; близость; деятельность 3 .

В. Н.Сагатовский выделяет четыре уровня общения: манипу­лирование; «рефлексивная игра»; правовое общение; нравствен­ное общение 4 .

Ю.С.Крижанская и В.П.Третьяков, говоря о стилях общения как наиболее предпочитаемых «способах понимания других лю­дей, коммуникации и действий в общении», выделяют три основ­ных стиля: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. По существу эти стили, определяющие поведение человека при взаи­модействии с другими людьми — партнерами по общению, явля­ются своеобразными уровнями общения 5 .

Педагогическое общение — это «. многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопо­нимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, по­рождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» 6 .

Таким образом, педагогическое общение — это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время под­чиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми 7 .

В педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции, несущие в себе основ­ные черты человеческого общения.

1 Иванов Ю. М. Как управлять собой и влиять на других людей. — М., 1991.

2 Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М.В.Бу­

ланова-Топоркова. — Ростов н/Д, 2002.

3 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.,

4 Сагатовский В.Н, Социальное проектирование: (К основам теории) // При­

кладная этика и управление нравственным воспитанием / отв. ред. В. И. Бакшта-

новский. — Томск, 1980.

5 Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — М., 1999.

6 Педагогика: учеб. пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,

Е.Н.Шиянов. — М., 1998.

7 Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М. В-Бу­

ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Педагогическое общение, по утверждению А.А.Лобанова, вы­полняет практически все основные функции общения, реализую­щиеся в повседневной жизни человека, и в то же время функции педагогического общения имеют только им присущие отличитель­ные особенности.

1. Информационная функция заключается в передаче через об­щение определенной информации житейского, учебно-методиче­ского, поискового, научно-исследовательского и иного характера. Реализация этой функции способствует трансформации накоп­ленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает про­цесс приобщения личности к материальным и духовным ценно­стям общества. В процессе обучения учитель выступает перед уча­щимися как один из основных источников учебной информации в конкретной области науки, литературы, искусства или практи­ческой деятельности. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся.

2. Воспитательная функция педагогического общения занимает центральное место в деятельности педагога, она предполагает при­общение учащегося к системе духовных ценностей, культуре об­щения с людьми.

3. Познание людьми друг друга. Педагогу необходимо знать ин­дивидуальные качества; свойства физического, интеллектуально­го, эмоционального и нравственного развития каждого ученика; мотивацию к учению и труду; отношение к людям и самому себе. Но и учащимся также небезразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и человек. Для них важ­но, кто и как общается с ними. Ведь именно через общение и совмест­ную деятельность педагог и воспитанники познают друг друга.

4. Организация и обслуживание той или иной предметной дея­тельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой. Вплетенное в конкретный вид деятельности общение выступает способом ее организации. Через него педагог получает информацию об эффективности организации познавательной и практической деятельности учеников. Поэтому в педагогическом процессе общение играет особую роль: даже обслуживая какую-либо главную деятельность и как бы выполняя вспомогательную роль, оно существенно влияет на качество этой деятельности.

5. Реализация потребности в контакте с другим человеком. Люди

ищут в общении возможности снять с себя психическое напряже­

ние, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности, по­

делиться с другим человеком своими радостями или заботами.

Примером такого общения являются дружеские контакты, встречи друзей детства, бывших одноклассников. Человек полу-

■ног удовлетворение от самого факта встречи с друзьями, от обме­ни воспоминаниями минувших лет, от возможности сравнить свои Жизненные достижения с успехами своих сверстников.

6. Приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора обще­

нии. Это особенно характерно для общения родителей и детей,

учителей и учащихся, преподавателей и студентов. Миссия родите-

IIей и педагогов заключается в том, чтобы помочь детям и учени­

кам приобщиться к их взглядам, убеждениям, нравственным нор­

мам, т. е. к тому, что является ценностями жизни взрослых.

Современные школьники порой лучше взрослых знают радио­технику, владеют иностранными языками, умеют работать на пер­сональном компьютере, добиваются высоких результатов в спорте и искусстве. В силу этого они способны поделиться со своими наставниками специальными знаниями и умениями, соответству­ющим опытом, передать им свою систему ценностей. Мудрые родители и педагоги с большим интересом принимают на себя роль учеников своих детей, понимая, что благодаря этому между ними возникают дополнительные «точки соприкосновения».

7. Приобщение инициатора общения к ценностям партнера. Дан­

ный процесс представляет собой самовоспитание, т.е. это про­

цесс самоформирования инициатора общения, процесс созида­

ния собственного «Я» через ориентацию на ценности другого че­

ловека. Таким человеком для обучающегося могут быть отец, мать,

учитель, друг, возлюбленный(ая), музыкальный или спортивный

Ориентируясь на значимую для себя личность, учащийся усваи­вает как внешние атрибуты своего кумира (своеобразие одежды, прически, поведения), так и особенности его взглядов и убежде­ний (что сказал, какую позицию в споре занял, что любит, а чего терпеть не может). Через это он как бы присваивает себе ценности другого человека, постепенно приобщаясь к ним.

Если кумиром становится учитель, то ученик усваивает не только внешние атрибуты его поведения, но и его нравственные пред­ставления о таких понятиях, как долг, ответственность, честь. Это еще раз свидетельствует о том, насколько важно для педагога стать значимой личностью для своих учащихся.

8. Открытие ребенка на общение — эту функцию педагогическо­го общения выделяют в своих работах по педагогической техноло­гии В. Ю. Питюков и Н. Е. Щуркова’. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положитель­ном отношении к нему другого человека, в частности учителя.

1 Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997; Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998.

В структуре педагогического общения В.А.Кан-Калик и Н.Д. Никандров выделяют несколько этапов.

1. Прогностический этап — моделирование педагогом пред­стоящего общения с классом, с иной аудиторией в процессе под­готовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрос­лыми.

2. Начальный период общения — организация непосредствен­ного общения с классом, аудиторией в момент начала взаимодей­ствия с ними.

3. Управление общением в развивающемся педагогическом

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование

системы общения предстоящей деятельности 1 .

Человеческие взаимоотношения, в том числе и в образователь­ном процессе, включающем в себя воспитание и обучение, строятся прежде всего на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных как личности и участники процесса обще­ния. При соблюдении этого условия устанавливается межличност­ный контакт, в результате которого возникает диалог, т.е. наи­большая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого.

Н.В.Кузьмина подчеркивает, что остаться в профессиональ­но-педагогической деятельности надолго, на всю жизнь, будущий педагог сможет в том случае, если к началу самостоятельной ра­боты будет иметь развитые коммуникативные, организаторские навыки и научится ответственно относиться к делу 2 .

Эффективность педагогической деятельности во многом зави­сит от стиля общения. Что такое стиль общения? Обратимся прежде к толкованию понятия «стиль».

Известный английский писатель Дж. Свифт говорил, что стиль — это соответственные слова в соответственном месте.

В словаре-справочнике по педагогике стиль определяется как способ, образ жизни и действий человека 3 . По А.А. Бодалеву, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования 4 .

1 Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

2 Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. —

3 Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ.

ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2004.

4 Бодалев А.А. Психология общения // Избр. психол. труды. — 3-е изд. — М.,

Классификации педагогические стилей базируются на разных основаниях:

регламентированный стиль — предусматривает строгое под­разделение и ограничение ролей участников педагогического про­цесса, а также следование определенным шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, — в четкой организации учебно-воспитательной работы;

импровизационный стиль — обладает значительным преиму­ществом, так как позволяет спонтанно находить решение каждой вновь возникшей ситуации. Однасо способности к продуктивной импровизации индивидуальны, гоэтому взаимодействие в этом стиле не всегда возможно.

По критерию роли участников педагогического процесса сти­ли разделяют на авторитарный, демократический и попуститель­ский (А.В.Петровский, Я.Л.Колэминский, В. В.Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

Известный психолог В. А. Кан-Калик утверждал, что общение — предмет деликатный, но научиться ему можно, если очень захо­чешь. «Под стилем общения, — тсал он, — мы понимаем инди­видуально-типологические особешости социально-психологиче­ского взаимодействия педагога и обучающихся» 1 .

Он выделил следующие стили гедагогического общения.

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога по отношению к педагогической теятельности в целом. О таких педагогах говорят: «За ними дети [студенты) буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе штерес в общении стимулирует­ся еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружесксго расположения предполагает увлеченность общим делом. Педаог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не жзлающих попасть в конфликт­ные ситуации.

3. Общение-дистанция — один ш самых распространенных ти­пов педагогического общения. В »том случае во взаимоотноше­ниях постоянно прослеживается шетанция во всех сферах — в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспи­тании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель—/ченик».

4. Общение-устрашение — негапвная форма общения, антигу­манная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибе­гающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание — характерно для молодых преподава­телей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечива­ет лишь ложный, дешевый авторитет’.

В педагогической практике отмечается сочетание нескольких стилей, правда, один из них всегда доминирует.

В. А. Кан-Калик предлагал учителям руководствоваться запове­дями педагогического общения — основными психолого-педагоги­ческими требованиями к организации педагогического общения.

Источники:
Педагогическое общение понятие, структура, функции
Педагогическое общение: понятие, структура, функции. Стили педагогического общения. Дата добавления: 2015-07-09 ; просмотров: 4897 ; Нарушение авторских прав Сущность и специфика
http://life-prog.ru/2_47485_pedagogicheskoe-obshchenie-ponyatie-struktura-funktsii-stili-pedagogicheskogo-obshcheniya.html
Сущность педагогического общения
3.1. Сущность педагогического общения: Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина). Общение — основа, неотъемлемый элемент труда … — —
http://lawbooks.news/pedagogika_920_922/suschnost-pedagogicheskogo-obscheniya-41245.html
Сущность педагогического общения 1
Сущность педагогического общения Педагогика ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c13/3yqv2/p23/
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя от­ветственность за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать», вме­сте с тем
http://allrefrs.ru/2-31858.html

CATEGORIES