Структура психологии

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни:психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:

  • во-первых, опирается на житейский психологический опыт;
  • во-вторых, извлекает из него свои задачи;
  • в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.

Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.В качестве основных методологических принципов психологии называют:


Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания. В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.

Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии. Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:


В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.

В психологических исследованиях широко используется гакже самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:


Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;

Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:


Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;

Естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу Р.Лазурскому;

Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;

констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов:


Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;

Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

  1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;

психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;

этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:


Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;

Возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений;

Современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

Субъект и объект исторического процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;

основная производительная сила общества — субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания.

Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке.

Преодолеть междисциплинарную разобщенность в понимании человека, создать общую картину его мира возможно только рассматривая его как некую систему. В своей книге «Человек как предмет познания» Б.Г.Ананьев указывает: «Человекознание — это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического».

Отечественный психолог Б.Ф.Ломов писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими — через медицинскую психологию, с педагогическими — через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими — через инженерную психологию, и т.д.

Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.

  1. В чем заключаются основные различия между научным и ненаучным психологическим знанием?
  2. В чем особенности психологии как самостоятельной науки?
  3. Что является предметом психологического познания?
  4. Каковы основные методы исследования в психологии?
  5. Каково место психологии в структуре современной науки?

  1. Гиппеирейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лекц.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М, 1992. Гл. 2.
  3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 1.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  5. Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Психология человека М, 1995.

Структура психологии

В соответствии с классификацией философа Б. М. Кедрова психология образно локализуется в центре треугольника, вершинами которого являются философские, социальные и естественные науки. Такое серединное положение психологии объясняется тем, что в «центре внимания психологов всегда остается человек — главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика».

Несмотря на то что психология относится к числу молодых наук, сегодня она имеет обширный комплекс научных дисциплин в своей структуре, десятки из которых преподаются в высшей школе (и не только в высшей) в качестве учебных предметов. Не претендуя на исчерпывающий анализ, дадим краткую характеристику некоторым из дисциплин включенным в структуру психологии. В связи с логикой развития психики укажем сначала на сравнительную психологию как отрасль, имеющую в качестве своего предмета филогенез психической жизни, т.е. развитие психики в животном мире, сопоставление стадий, уровней этого развития с психической организацией человека. К числу ветвей рассматриваемой отрасли относятся палеопсихология — психология ископаемых животных, зоопсихология и антропогенетическая психология, с некоторыми положениями которых мы познакомились в первой главе.

Психология труда занята психологическими аспектами трудовой деятельности, организации труда, вопросами профессиональной подготовки. Внутри этой отрасли выделяется инженерная психология, разрабатывающая проблемы согласования характеристик человека-оператора и машины. Заглянув в кабину современного самолета и приняв во внимание, что многочисленные приборы и другие средства управления не размещены случайно, можно в первом приближении представить себе значение данной науки. Отметим также авиационную психологию, основным предметом которой являются особенности поведения и деятельности человека в условиях полета, и космическую психологию, исследующую состояния и активность человека в условиях невесомости, сенсорной изоляции и пространственной дезориентации.

В структуре психологии выделяют также социальную психологии, которая имеет своим предметом психические явления, существующие во взаимодействии людей, психологические особенности групп, как больших (общественно-экономические классы, нации, политические партии, профессиональные объединения), так и малых (школьный класс, студенческая группа, экипаж, приятельская компания). Данная психология изучает особенности людей, обусловленные их принадлежностью к той или иной группе, общественные настроения, межличностные отношения и психологический климат в группах, психологическую совместимость между людьми, восприятие и понимание человека человеком и др.

Дифференциальная психология концентрирует свое внимание на индивидуально-типологических различиях между людьми, на их особенностях, на человеческой индивидуальности. Особое значение здесь приобретают понятия, помогающие объяснить указанные различия, — это «темперамент», «характер», «способности», «профессиональные склонности», «стиль деятельности» и др. Достижения этой отрасли знаний востребованы практикой обучения, воспитания, лечения, профориентации и др.

Возрастная психология исследует онтогенез психического развития, закономерности смены одного периода развития человека другим, основы возрастной периодизации, качества личности, обусловленные возрастом, резервы развития в том или ином возрасте. Внутри данной отрасли существуют такие подразделения, как детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.

Педагогическая психология — одна из наиболее развитых отраслей в структуре психологии. Она концентрирует внимание на психологических закономерностях усвоения людьми общественно-исторического опыта — научного, производственного, нравственного, художественного и т. д. К числу ее основных ветвей относят психологию обучения, которая исследует проблемы качественного усвоения учащимися знаний и умений, развития их мышления, мотивации учения, культивирования совместных форм учебной деятельности, психологию воспитания, т.е. становления личности в условиях учебно-воспитательного процесса, развития общественно ценных качеств личности, а также психологию педагогической деятельности, изучающую ее структуру и развитие, стиль, уровни и др.

Психология аномального развития включает в свою структуру патопсихологию, исследующую отклонения психической активности при различных видах мозговой патологии, олигофренопсихологию, сосредоточенную на психическом развитии, связанном с врожденными дефектами мозга, тифлопсихологию, изучающую психику человека с полностью или частично нарушенным зрением, сурдо-психологию, исследующую развитие психики человека с аналогичными нарушениями слуха.

Существует немалое количество прикладных отраслей психологической науки, сопряженных с теми или иными видами деятельности: медицинская психология, психология спорта, психология торговли, политическая психология, юридическая психология, военная психология и др. Есть междисциплинарные отрасли: психофизиология, психогенетика, психолингвистика и др.

Однако пока мы ничего не сказали об общей психологии. Это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития психики, о принципах, методологии и методах исследования психических явлений, о содержании основных понятий психологической науки. Общая психология постепенно становится все более целостным знанием, сближаясь с представлением о теоретической психологии. Человек, профессионально приобщающийся к психологии, должен сначала освоить понятийный аппарат общей психологии и уже затем восходить к профессионально значимым формам психологического знания.

Еще ярче процесс интеграции структуры психологии проявляется в формировании новых отраслей психологии на стыке традиционных. Так, на первый взгляд космическая и социальная психологии далеко отстоят друг от друга. Однако факт, что космические полеты стали не только продолжительными, но и групповыми, вызвал необходимость в интеграции этих отраслей. И теперь можно говорить о социальной космической психологии как особой области знаний. Развитие психологического знания идет не только по отраслям, но и по значимым для людей проблемам, что, по-видимому, может рассматриваться как главная причина процесса интеграции.

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ

Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Содержание отдельных психологических дисциплин

Теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности)

Наука, возникшая на стыке двух наук, — психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями

Особенности изменения психики по мере развития и взросления человека

Закономерности обучения и воспитания

Психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью

Особенности взаимодействия людей и психологию целых групп и больших масс людей. Психологические явления и процессы,обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям

Разрабатывает методы, позволяющие изучать психику человека, причем делать это максимально обосновано и достоверно

Занимается поиском и совершенствованием методов лечения людей психологическими методами, без применения фармакологических препаратов

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

Структура современной психологии

Расширение и обогащение структуры психологии. Сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Главные задачи психологии трудовой деятельности на современном этапе. Место медицинской психологии в клинической медицине.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Структура современной психологии

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии. Сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т.д.).

Взаимоотношение психологии и труда как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира строятся на основе ряда принципиальных положений о сущности психологии трудовой деятельности:

— она направлена не только на облегчение труда человека, но и стремится сделать его более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим удовлетворение и материальный достаток;

— она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду (идея господства человека над природой, техникой, другими людьми спорна, а иногда и абсурдна);

— она отражает существенную изменчивость и значительные индивидуальные различия состояния психики, свойственные разным людям в трудовой деятельности.

Главные задачи психологии трудовой деятельности на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда.

Психология трудовой деятельности имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом отраслями психологической науки. Таковы:

— инженерная психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Она возникла и развивалась в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий, компьютеризации всех звеньев производства и управления, мобильной связи и минимизации затрат всех видов ресурсов, при широком использовании гибких технологий;

— авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов. Ее основные проблемы: изучение структуры деятельности авиационных специалистов, закономерностей взаимодействия людей с авиатехникой; исследование влияния факторов полета на психическое состояние, на межличностные отношения; формирование пригодности профессиональной и психологической адаптации членов экипажа к условиям деятельности; анализ причин аварий, и пр.;

— космическая психология, исследующая психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации, при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма, и т.п. Особое значение в космической психологии приобретают вопросы взаимодействия космонавтов, коллективной организации их труда и отдыха, проблемы прогноза эффективности деятельности экипажа, а также проблемы взаимоотношений и общения членов коллектива, психологической совместимости, формирования группового настроения;

— медицинская психология — это область психологии, которая изучает закономерности функционирования психики в условиях возникновения и течения заболевания, лечения больных людей и использования психологических факторов в лечебном процессе, профилактической и гигиенической работе медицинского персонала.

Медицинская психология направлена на решение теоретических и практических задач, связанных с укреплением и поддержанием психологического здоровья населения, предупреждением заболеваний, диагностикой патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением многих вопросов экспертизы, социально-трудовой реабилитации здоровых и больных людей, а также с изучением психологических особенностей профессиональной деятельности медицинского работника.

Место медицинской психологии в клинической медицине определяется объектом исследования этих наук — больным человеком, который при любом заболевании имеет измененную психику. Психологические особенности поведения врача при том или ином заболевании, коррекция психики в процессе лечения больного, психотерапевтическое влияние на больного — основные точки соприкосновения этих наук. Медицинская психология связана со всеми медицинскими специальностями (терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, гигиена и др.), имеет при этом некоторые специфические подходы, и, соответственно, играет большую роль в подготовке врачей любого профиля;

— юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирования или деформации личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную, или исправительно-трудовую, психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.;

— военная психология — отрасль прикладной психологии, которая исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных военнослужащих, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.;

— психология спорта — отрасль психологии, изучающая и разрабатывающая психологические основы физического воспитания и спортивного мастерства. Психологическая подготовка спортсмена наряду с его физической, технической и тактической подготовкой во многом определяют успех его выступления на соревнованиях. В связи с этим возникают задачи изучения особенностей спорта по сравнению с другими видами деятельности, выделения основных психологических функций и качеств личности, которые играют решающую роль в различных видах спорта, а также выяснения психологической структуры знаний, которые должны быть усвоены в ходе обучения и тренировки.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований;

— психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. Стержневым задачей психологии торговли является изучение поведения и взаимоотношений продавцов и покупателей. В условиях рыночной экономики ее значение возрастает.

В последнее время началась разработка проблем психологии научного творчества (особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического восприятия — область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.

Психология художественного творчества изучает высшие законы функционирования психики творца. Это — особая дисциплина, вмещающая и исследование любви, и изучение таинства истинного философствования, и постижение психологических основ религиозной жизни человека. Через изучение этого высокого предмета только и можно понять, как следует гармонично развивать собственных детей, улаживать всевозможные конфликты и придерживаться индивидуального духовного пути.

2. Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития:

— возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека».

Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача — изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Одна из центральных проблем возрастной психологии — проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.

— психология аномального развития, или специальная психология, — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития. Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с нарушениями речи, детей с задержками психического развития и других категорий детей с отклонениями в развитии.

Значение специальной психологии определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной ориентации;

— сравнительная психология — отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни, носит общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку, например, относящихся к разным культурам, национальностям, возрастным группам, обладающих разным социально-экономическим статусом, здоровых и больных и т.д.

В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям, пчелам, птицам, собакам лошадям, обезьянам) в настоящее время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и психологии — этологии.

3. Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием социальная психология.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем:

— социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, проблемы психологии классов, наций, психология религии.

— социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация, коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми, проблема сохранения авторитета старших и т.д.

— социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности). Личность человека является объектом социальной психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в которую входит личность, и т.д. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением установок личности, их динамики, перспектив личности.

Указанные три круга проблем социальной психологии не могут, разумеется, быть противопоставлены или рядоположены друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными — с другой, техническими — с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек — главное действующее лицо мирового прогресса.

Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

Я думаю, что из всего вышеизложенного видно, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности и механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию — с техникой, через педагогическую психологию — с педагогикой и т.д.), во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечается сближение социальной психологии и психологии труда.

1. Введение в психологию (Под общ. ред. Петровского А.В.) М.: Академия, 1996 — 496 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: ЭКСМО, 1994 — 566 с.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. (ред.) Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1999 — 384 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008 — 538 с.

5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004 — 378 с.

6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. Дружинина В.Н. — СПб.: Питер, 2001 — 656 с.

7. Творогова Н.Д. Психология (лекции для студентов мед. вузов). — М.: ВУНМЦ, 2008 — 376 с.

Источники:
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей
http://kpip.kbsu.ru/ps/glava1.html
Структура психологии
В соответствии с классификацией философа Б. М. Кедрова психология образно локализуется в центре треугольника, вершинами которого являются философские, социальные и естественные науки. Такое
https://psyera.ru/5114/struktura-psihologii
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ
Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру (табл. 1.3). Таблица 1.3. Содержание отдельных психологических дисциплин Название дисциплины Что изучает Общая психология Теоретические основы психологии, определяет основные
https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1006-struktura-psixologii.html
Структура современной психологии
Расширение и обогащение структуры психологии. Сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Главные задачи психологии трудовой деятельности на современном этапе. Место медицинской психологии в клинической медицине.
https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00201526_0.html

CATEGORIES