Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому

Интерактивная сторона общения.

Общение – сложные процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деят. и включающий обмен информацией, стратегию взаимодействия, восприятие и понимание другого чел.

Интерактивная сторона общения связана с организацией совместной деятельности людей и выработкой стратегии и тактики поведения.

Стратегия – то,что ведет к конечному результата.

Тактика – совокупность способов и приемов достижения результата.

Томас и Килмен выделяют 5 стратегий преодоления конфликтов в общении:

Стратегия поведения определяется соотношением собственных и чужих интересов.

1)конкуренция — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2)Избегание – не желания взаимодействовать, отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

3)Сотрудничество — участники заинтересованы в партнерстве и стараются полностью удовлетворить интересы друг друга.
4)Приспособление – взаимодействие неизбежно и идет принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

5)Компромисс – уступаю и частично достигают своих целей обе стороны.

Ролевое взаимодействие. Манипулятивный и гуманистический стили общения.

Роль –способ поведения соответствующий определённому положению, которое занимает индивид в системе общественных отношений.

Каждый человек выполняет множество ролей, они бывают врожденные и приобретенные. +транзакция Берна Манипулятивное общениевозникает при совместной деятельности.Предполагает, чток партнеру относятся как к средству достижения целей. Влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цели:

Ø добиться контроля над поведением и мыслями другого человека;

Ø предложить наиболее выгодные для себя в данный момент идеи и цели, выдав их за результат собственных размышлений собеседника,

Ø изменить точку зрения партнера.

Причиной манипулятивного поведения является внутренний конфликт человека с самим собой. Существует манипулятивная деформация личности в случаи постоянных успехов в этом общении человек начинает считать его единственно правильным(учителя, психологи, бизнесмены). Приёмы: Заражение — навязывание, побуждение, обесценивание позиции другого, запутывание, запугивание, провокации,лесть, ложь, демонстрирование беспомощности. Гуманистическое общение.Это личностное, доверительное общение, позволяющее удовлетворить потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Форма – диалог. Партнер воспринимается как равный, имеющий право на свое мнение и взгляды, отношение к нему безоценочное, целостное.

Цель: взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

20. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты социального восприятия. Перцепция — это функция познания, проявляющаяся в восприятии и преобразовании чувственной информации.

Восприятие –процесс формирования целостного образа предмета в результате деятельности анализаторов.

Механизм –средство.

Ø Стереотипизация – это создание относительно устойчивого и упрощенного образа соц.объекта., посредством обобщения личного или общественного опыта.

Ø Эмпатия – проникновение в чувственные переживания другого человека.

Ø Рефлексия- процесс самопознания. Позволяет взглянуть на себя глазами партнера.

Ø Аттракция — особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку(любовь,дружба).

Ø Каузальная атрибуция — способность воспринимать и давать оценку действиям одних людей, исходя из анализа причин и мотивов поведения других людей.(Суждение по себе)

Ø Индефикация – отождествление себя с другими, попытка стать на их место.

Эффекты(ошибки) восприятия:

Ø Эффект ореола — общее положительное или отрицательное впечатление о человеке в целом переносится на его неизвестные черты.

Ø Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

Ø Первичности(в случае с незнакомыми людьми) – первичная информация более значима, чем вторичная.

Ø Новизны(с знакомыми людьми) – вторичная, новая информация о человеке более значима.

Ø Внутригрупповой фаворитизм – «свои» кажутся лучше «чужих»

Ø Проецирование – приписывание своих +качеств человеку, который нам нравится и -, который не нарвится.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 214 ;

[link]studopedia.net[/link]

Ответ: в стремлении личности к самоактуализации

Ведущей социально-психологической проблемой когнитивистского направления является

проблема принятия решения

проблема свободы воли

Ответ: проблема принятия решения

Социальная установка — это

динамическое состояние личности, определяющее его склонность воспринимать социальные объекты, ситуации заданным образом

обобщенные устойчивые представления о социальных объектах

состояние организма реагировать на стимулы определенным образом

механизм понимания и оценки людьми друг друга

Ответ: обобщенные устойчивые представления о социальных объектах

__________ качества, непосредственно формирующиеся и проявляющиеся в совместной деятельности и общении, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе.

Ответ: социально-психологические

Термин «социальный интеллект» был введён в психологию…

Ответ: Э. Торндайком

Структура социальной компетентности не включает:

коммуникативную и вербальную компетентность,

социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию,

эго-компетентность и собственно социальную компетентность;

Ответ: словесно-логическое мышление.

Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта является:

Ответ: Дж.Гилфорд

Установите соответствие между направлениями социальной психологии и идеями, лежащими в их основе

социальное поведение как функция научения

социальное поведение есть результат интерпретации человеком опыта

предопределяющая роль детского опыта в социальном поведении взрослого

личность есть функция социального взаимодействия

Ответ: психоанализ- предопределяющая роль детского опыта в социальном поведении взрослого,бихевиоризм_ социальное поведение как функция научения, когнитивизм

— социальное поведение есть результат интерпретации человеком опыта, интеракционизм- личность есть функция социального взаимодействия

Установите соответствие между основными социально-психологическими понятиями и их характеристиками

результат социальной категоризации себя как члена определенных социальных групп

система знаний и умений, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться в различных социальных ситуациях

осознание себя как мужчины или женщины

Ответ: гендерная идентичность- осознание себя как мужчины или женщины, социальная идентичность- результат социальной категоризации себя как члена определенных социальных групп, социальная компетентность- система знаний и умений, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться в различных социальных ситуациях

ДЕ 3. Социальное взаимодействие

Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний при _________ стиле общения.

Ответ: демократическом

Функциональная единица взаимодействия – акт, по мнению Мида, состоит из четырех фаз

фаза встречи, фаза узнавания, фаза уточнения ситуации, фаза действия, фаза завершения

фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения

фаза убеждения, фаза соглашения, фаза принятия решения, фаза действия

мотивация, интеракция, оценка результатов, эмоциональный отклик

Ответ: фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения

При каком из перечисленных типов взаимодействия все субъекты взаимодействия достигнут своих целей

Ответ: при сотрудничестве

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется

Ответ: соперничество, конкуренция

Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется

Ответ: компромисс

Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется

Ответ: компромисс

Отсутствие стремления как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого, называется

Ответ: избегание

Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению называется

ответ: коммуникативным барьером

Человек развивается как личность благодаря такой функции общения, как

Ответ:формирующая

К каким средствам невербальной коммуникации относятся взгляд, мимика, пантомимика, жесты

Ответ:оптико-кинетические

Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе общения является

[link]megalektsii.ru[/link]

Ответы на тесты по теме Психология

Для более эффективного поиска следует вводить 2-3 ключевых слова из вопроса .

Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические закономерности:

взаимодействия людей в толпе; влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание; отношений массы и элиты

Значение психологии народов заключается в том, что:

в рамках этой концепции обосновывается существование коллективной психики и сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию; в этой теории показано существование феноменов, которые порождены не индивидуальным, а коллективным сознанием

Вывод о том, что различные формы социальной психики являются качественно новым образованием, а не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, был впервые сформулирован:

в психологии народов

Вопрос о статусе социальной психологии в настоящее время решен следующим образом:

вопрос о статусе продолжает быть дискуссионным; социальная психология является частью психологии

Целевые установки:

определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности; связаны с конкретными действиями; связаны со стремлением человека довести до конца начатое дело

Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:

Ведущей социально-психологической проблемой когнитивистского направления является:

проблема принятия решения

Непосредственными создателями психологии масс были:

С. Сигеле и Г. Лебон

Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:

изменяет условия и обстоятельства общения; обнаруживает существующие противоречия

В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что:

людей вместе (в обществе) удерживает стадный инстинкт; механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животных; причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами

Специфика межличностного информационного обмена определяется:

влиянием пространственно-временного контекста на содержание информации; возникновением коммуникативных барьеров; многоуровневостью передачи информации; наличием процесса психологической обратной связи

Опосредованное общение – это:

нет правильного ответа

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:

В рамках интеракционизма коммуникация рассматривается, прежде всего, как:

обмен символами и выработка единых значений и смыслов

Интенсивное общение между обучаемыми, в ходе которого каждый участник может увидеть и оценить коммуникативные возможности других и самого себя, выступает основным средством

Комплекс социально-психологических мер, с помощью которых у руководителя создается максимально благоприятное психическое состояние, а у коллектива — психологическая атмосфера, способствующие продуктивности их деятельности, — это управленческой деятельности социально-психологическое .

Руководитель и другие носители тех или иных социально-психологических функций — это ____________________ социальной психологии управления.

Из перечисленных подструктур, в организационную структуру коллектива входят:

производственная; психологическая; социальная

Такие формы воздействия как просьба, убеждение, совет, одобрение применяются, когда руководитель стремится использовать свой авторитет

Системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой протекает организаторская деятельность данной личности — это организаторский .

[link]polyphis.ru[/link]

Психология управления: учебное пособие (35 стр.)

1) на конструктивный конфликт – приводит к разрешению противоречия;

2) деструктивный конфликт – противоречие не разрешается, происходит генерализация, эскалация конфликта (наращивание напряженности).

По особенностям протекания:

1) открытый конфликт – чаще на деловой основе, мотивы открыто обсуждаются;

2) скрытый конфликт – на основе взаимоотношений, напряжение не устраняется, переходит в деструктивный.

По локализации противоречия:

1) внутриличностный конфликт;

2) межличностный конфликт;

3) конфликт между личностью и группой;

4) межгрупповой конфликт.

Конфликты можно также классифицировать по типу причины.

I. Конфликт ценностей.

Возникающие разногласия касаются смысловых аспектов взаимодействия. Например, его участники могут по-разному понимать смысл и цели деятельности и существования организации. Направляемые разными доминирующими ценностями модели поведения участников взаимодействия приходят в противоречие друг с другом. Это совсем не означает, что разные ценности неизбежно приводят к конфликтам. Люди могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения, несмотря на различие ценностных представлений. Конфликт возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей.

II. Конфликт интересов.

Среди конфликтов интересов, как представляется, целесообразно различать два варианта.

1. Ресурсный конфликт возникает, когда цели участников конфликтной ситуации совпадают: они претендуют на какие-то ограниченные ресурсы – территорию, финансы, материальные предметы, одну и ту же должность и т. д. Они стремятся к одному и тому же, но в силу единичности или ограниченности ресурсов их интересы противоречат друг другу.

К этому виду конфликтов относятся все конфликтные ситуации, затрагивающие проблемы распределения (например, конфликты, связанные с финансами или снабжением) или возникающие на почве соперничества за обладание чем-то, например, должностью.

2. Мотивационный конфликт возникает, когда у партнеров разные интересы или мотивы. В отличие от первого варианта конфликта интересов, здесь цели партнеров взаимно противоречивы, однако руководитель и подчиненный зависят друг от друга в этой ситуации, и им придется как-то решать данную проблему.

III. Конфликт средств достижения целей.

Участники взаимодействия могут разделять общие ценности и общие цели, но иметь разные представления о способах их достижения. Конфликт средств достижения целей возникает и при различии ценностей и целей. Люди мирно сосуществуют, имея различные ценности, но если способы реализации целей, избранные одними участниками взаимодействия, наносят ущерб другим, возникают разногласия. Можно спокойно относиться к тому, что кто-то рядом с вами совершенно безразличен к работе, но когда он пытается часть своей работы переложить на вас, возникает конфликт.

Конфликт часто разгорается постепенно. Если начать работу по его разрешению на ранних стадиях возникновения противоречия, можно избежать генерализации конфликта.

«Сигналы» разгорающегося конфликта:

1) споры, ухудшение отношений;

2) напряжение – излишние эмоции;

5) дискомфорт – «что-то не так».

Структура конфликта

1. Конфликтная ситуация – объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон.

2. Объект конфликта – реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора.

Стороны конфликта (участники). Каждая из сторон имеет:

а) внешнюю позицию в конфликте – мотивировку, которая открыто предъявляется;

б) внутреннюю позицию – она скрыта не только от оппонентов, но часто не осознается и самими участниками (рис. 23).

Рис. 23. Структура конфликта

Этапы динамики конфликта

Первый этап. Возникновение конфликтной ситуации (противоречия).

Противоречия – это результат развития организации как системы. Возникновение противоречий – закономерный процесс, и избежать его невозможно.

Второй этап. Осознание конфликта.

Конфликтная ситуация, т. е. объективное противоречие, не всегда осознается участниками конфликта. Причиной чаще всего является включение психологических защитных механизмов. Но именно представление участников о конфликте, а не сама реальная ситуация, определяет их поведение.

Варианты отношений между образами конфликтной ситуации и реальной действительностью [Петровская, 1977, 2007] следующие.

1. Адекватно понятый конфликт. Конфликтная ситуация объективно существует, и стороны адекватно понимают противоречия, оценивают себя и ситуацию.

2. Неадекватно понятый конфликт. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с искажениями.

3. Конфликт для сторон не существует психологически: объективная конфликтная ситуация не осознается участниками как таковая.

4. Ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но отношения сторон ошибочно воспринимаются как конфликтные.

5. Ситуация отсутствия конфликта. Конфликтность отсутствует и объективно, и на уровне осознания.

Осознание конфликта часто происходит в результате возникновения инцидента.

Инцидент – ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия:

а) открытый инцидент разворачивается как серия действий;

б) скрытый инцидент происходит на уровне осознания.

Третий этап. Переход к конфликтному поведению.

В конфликтной ситуации ее участники оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации:

1) путь «борьбы», направленной на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого;

2) уход от конфликта;

3) ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.

Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта.

Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия (авторы К.У. Томас и Р. Килмен) берет за основу степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера и на основании этих двух переменных выделяет пять видов стратегий (рис. 24).

1. Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку.

2. Приспособление (уступчивость) – в противоположность конкуренции означает принесение собственных интересов в жертву ради другого человека.

3. Уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

4. Компромисс, характеризующийся тактикой второстепенных уступок.

5. Сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации, поведением партнеров, а также его собственными личностными особенностями. Было бы неверным однозначно рассматривать какие-то из упомянутых стратегий как неэффективные; в конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации. Это не означает, однако, что, анализируя «цену» тех или иных решений, мы не можем выделить среди них приоритетные. Наиболее оптимальным Томас считал вариант сотрудничества, который предполагает полное удовлетворение интересов обеих сторон. В случае, когда полное удовлетворение всех требований невозможно (а такие ситуации встречаются часто), предпочтительна стратегия компромисса.

[link]mir-knig.com[/link]

SOWY.RU

Для кадровиков, психологов…

Тест Томаса: поведение в конфликте

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас использует двухмерную модель регулирования конфликтов (рисунок):

• первое измерение — кооперация (учет интересов других людей, вовлеченных в конфликт);
• второе измерение — напористость (настойчивость в защите собственных интересов).

Автор выделяет следующие варианты:

• соперничество (конкуренция) — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
• приспособление — принесение собственных интересов в жертву ради другого (противоположность соперничеству);
• компромисс — готовность поступиться своими интересами и частично учесть интересы другого;
• избегание — пассивная стратегия, при которой отсутствует стремление, как к кооперации, так и к достижению собственных целей;
• сотрудничество — поиск решения, учитывающего интересы обеих сторон.

Инструкция: Вам предлагается 30 пар суждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. В каждой паре имеются два варианта (А и Б), из которых Вы должны выбрать тот, который в большей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе.

Отвечайте на вопросы быстро, не задумываясь. Здесь не может быть правильных или ошибочных ответов: люди различны, каждый высказывает свое мнение.

В тесте используется термин «другой» — это вовлеченный в конфликт человек, заинтересованный в его разрешении.

Ключ к тесту

Обработка и интерпретация результатов теста

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому начисляется один балл, затем суммируются баллы в каждой колонке. Эти показатели определяют предпочитаемый тип (стратегию) поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Доминирующим считается тип/типы поведения, набравший(ие) максимальное количество баллов.

Разработчик теста считает, что:

• при выборе стратегии избегания конфликта ни одна из сторон не получает выигрыша;
• при выборе стратегии конкуренции, приспособления или компромисса в выигрыше оказывается только один из участников (другой — проигрывает), либо проигрывают оба (идя на компромиссные уступки, не реализуют всех возможностей ситуации);
• при выборе стратегии сотрудничества выигрыш получают обе стороны.

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
[link]sowy.ru[/link]

CATEGORIES