Степень конфликтности

все практики_заочники / программа практики_5кф_2015 / методики для практики / Приложение 3_Степень конфликтности

Степень конфликтности

Инструкция: Оцените по 7-балльной системе, насколько у Вас проявляется каждое из представленных ниже свойств. Отметьте крестиком соответствующие оценки в таблице.

Обработка данных и интерпретация результатов: Соедините отметки (крестики) на каждой строке и постройте график. Отклонение влево к середине (цифра 4) будет указывать на склонность к конфликтности, вправо – на склонность избегать конфликтных ситуаций. Подсчитайте общее количество баллов. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность. Сумма 11 – 15 баллов свидетельствует на склонность избегать конфликтных ситуаций. Сравните собственную оценку (по графику и баллам) и оценку, данную Вам другими.

Уклоняется от спора

Свои доводы сопровождает тоном, не терпящим возражений

Свои доводы сопровождает извиняющимся тоном

Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать

Считает, что проиграет, если будет возражать

Не обращает внимание на то, что другие не понимают доводов

Сожалеет, если видит, что другие не понимают его доводов

Спорные вопросы обсуждает в присутствие оппонента

Рассуждает о спорных проблемах в отсутствие оппонента

Не смущается, если попадает в напряженную обстановку

В напряженной обстановке чувствует себя неловко

Считает, что в споре надо проявлять характер

Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

Не уступает в спорах

Уступает в спорах

Считает, что люди легко выходят из конфликта

Считает, что люди с трудом выходят из конфликта

Если взрывается, то считает, что без этого нельзя

Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

studfile.net

Конфликтность как психологическая проблема Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бекмаганбетова Галия Гусмановна

В статье представлен анализ содержания определения конфликтности, предложены подходы к разработке ее структуры, выделены факторы, влияющие на конфликтность личности в младшем школьном возрасте.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бекмаганбетова Галия Гусмановна

Текст научной работы на тему «Конфликтность как психологическая проблема»

Конфликтность как психологическая проблема

Г.Г. Бекмаганбетова КОНФЛИКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Преамбула. В статье представлен анализ содержания определения конфликтности, предложены подходы к разработке ее структуры, выделены факторы, влияющие на конфликтность личности в младшем школьном возрасте.

Изучение конфликтности личности в настоящее время ак1уально и получило новые возможности исследования в связи со сложно разрешимыми вопросами проблемы толерантности толерантности. Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осознания контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по разнообразным вопросам общественной и личной жизни. И это создает новые возможности для исследовательской работы в оСласти конфликтов.

Обращение к литературе показало, что понятия конфликта и конфликтности практически не разделяются. Это объясняется тем, что конфликтность наиболее ярко проявляется именно в ситуации конф, икта. Но все же эти понятия необходимо четко разграничивать. Конфликт — лто столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или группы людей, связанных с острыми эмоциональными переживаниями (Гришина Н.В.). В нем бывают вынуждены участвовать и неконфликтные люди. Что же касается конфликгности личное ги, то она сопровождает человека всегда. Такой человек способен сделать из любой ситуации конфликтную. Поэтому мы считаем важной проблему изучения конфликгности и сейчас рассмотрим содержательное наполнение данного термина.

Анализ научных источников показал, что конфликтность в основном рассматривается как состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликта (Петровская Л.А.); как количество и интенсивность конфликтных диадных взаимодействий (-

Рыльская Е.А.); как неосознаваемая или частично осознаваемая установка личности на конфликт (Лабунская В.А.).

Интересным в методологическом отношении является взгляд на исследуемую проблему Е.П. Ильина [б]. Конфликтность, по его мнению, не определенное эмоциональное свойство человека, а совокупность эмоциональных свойств, включающая в себя вспыльчивость, обидчивость и мстительность. Необходимо подчеркнуть, что до настоящего времени конфликтность ь гакой форме не исследовалась и этому свидетельствует обращение к психолого-педагогической литераторе, которое позволяет увидеть, что каждый элемент, включенный в определение конфликтности, изучался не в совокупности. Автор отмечает, что вспыльчивость обычно носит кратковременный характер, а обидчивость одно из самых разрушительных чувств. E.H. Корнеева Г9] считает, что обидчивость усиливает отрицательные переживания, внешние события перестают существовать, становятся малозначимыми, а отчетные реакции на них поражают окружающих враждебным, конфликтным отношением. И вследствие не прощеной обиды развивается мстительность, причиной которой является обидчивость личности. Таким образом, мы считаем важным коррекцию перечисленных элементов для снижения уровня конфликтности в более раннем периоде, а именно в младшем школьном.

Принципиальным с точки зрения исследования конфликтности является изучение участников конфликтного противоборства и, в частности, конфликтных личностей. Понятие конфликтной личности было введено в работах A.A. Бодалева, А.Н. Сухова [ 11 ]. По их данным, конфликтной называется личность, которая является инициатором негативных и деструктивных конфликтов. Большинство исследователей конфликтный тип личности связывают с возрастным кризисом. А.Н. Алексеева Л.И. ьожович выделяют в процессе психического развития человека стабильные периоды и периоды кризисов и отмечают, что именно критические периоды сопровождаются проявлением негатив-

© Г.Г. Бекмаганбето»-, 2007

них черт в поведении и деятельности.

По мнению Л.И. Божович [31 конфликтность — это явление, свойственное возрастному кризису, обостряется в случае депривации новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности

А.Н. Алексеева [1] в своей диссертационной работе подчеркивает, что конфликтность часто встречается в те периоды, в которых происходит овладение ребенком социальн»ми ролями. К этим периодам она относит: адаптацию ребенка к условиям детского сада, переход от раннего детства к дошкольному, освоение роли школьника, подростковый возраст.

Таким образом, изучение подходов к данной проблеме позволяет сформулировать определение конфликтности, которым мы будем пользоваться в нашем исследовании. Конфликтность -это сложный феномен, который может проявляться на разных уровнях взаимодействия, состоит из компонентов, преобладание одного из которых определяет вариативность се проявления.

Изучение подходов к структуре конфликгно-сти, выделению ее компонентов показало что на данный момент также нет определенного, четкого взгляда.

Изучение работ позволяет предположить, что исследование конфликтности осуществляется благодаря следующим походам- мотивацион-ному, когнитивному, деятельностному и организационному. Одним из первоначальных исследователей мотивационного подхода является М. -Дойч, изучавший модели кооперативного и конкурентного поведения. Кооперативное поведение М. Дойч характеоизовал как направленное на содействие и заинтересованность в успешном решении проблемы для участвующих сторон. Во взаимоотношениях при таком подходе преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию. При конкурентном поведении, напротив, устанавливается атмосфера недоверия, подозрительности, отчуждения, а то и враждебности. Формируются негативные установки в отношениях Г4].

Когнитивный подход сосредоточился на исследовании конфликта в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности на ее поведение. Взаимодействия субъектов в социальной ситуации может быть понято, интегрировано с позиции их субъективного отражения, то

есть благодаря анализу их восприятия, осознания, рефлексии, оценки и так далее. Анализ конфликтности с позиции когнитивного содержания позволяют изучить эмоциональную сторону взаимоотношений в конфликте, выявить субъективное восприятие происходящего [5].

Деятельностный подход к анализу конфликтности позволяет дать анализ уровню эффективности деятельности индивидов. Исследователи, изучающие активность субъектов отмечают, что если в группе доминируют деловые противоречия, конфликт завершается без разрыва межличностных отношений и не переходит в сферу личностных столкновений. Объективные условия оказывают влияние на межличностные отношения. Они опосредуют развитие когнитивных процессор в которых происходит взаимодействие индивидов [7].

Организационный подход достаточно широко применяется исследователями при анализе конфликтов- прежде всего при анализе конфликтов в сфере управленческих отношений (между руководителями и подчиненными, служащим и клиентом и так далее). Организационный подход является плодотворным при изучении производственных конфликтов, конфликтов, возникающих в коллективах [10].

В диссертационном исследовании А.И. Сорокина [13] выделяег для определения степени развития конфликтных проявлений ряд критериев, которые позволят обнаружить уровень сфор-мированности того или иного компонента, входящего в его состав. В этом плане в качестве соответствующих компонентой конфликтных проявлений выступаю»: чувственный, мыслительный и деятельностный.

Рассмотрим каждый из чих. Чувственный компонент определяет развитие эмпатии и способности воспринимать и сопереживать взрослому или сверстнику по совместной деятельности, оппонировать. Мыслительный компонент, показывающий уровень развития мышления соответственно возрасту, иключаетв себя представления. знания, а также такие качества, как рассудительность, сосредоточенность, дивергент-ность. Деятельностный компонент определяет уровень развития в соответствии с возрастом и проявлением знаний в ведущей деятельности.

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению структуры конфликтности, мы пришли к заключению о том, что к струк-

Вестник КГУиу Н А. Некрасова, 2007, Том 13

Конш щктность как психологическая проблема

■дурным компонентам конфликтности будут относиться:

— гностический (когнитивный или информационный) компонент, который включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (например, ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение), и наиболее ярко проявляется в феномене понимания и взаимопонимания партнеров по общению. При конфликтности данный компонент включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию:

— аффективный (эмоциональный, эмотив-ный) компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и реакциях, которые могут быть зафиксированы в виде положительных и отрицательных эмоций эмоциональной чувствительности, конфликтности и так далее. Данный структурный компонент конфликтности определяет состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных л конфликтных ситуациях;

— поведенческий (практический) компонент — это результаты деятельности и поступки, мимика, жестикуляция, пантомимика, речь. Определенное сочетание экспрессивных элементов в структуре поведения партнеров придает внешний рисунок конфликтным взаимоотношениям.

Мы уже упоминали выше, что конфликтность неооходимо исследовать в оолее раннем периоде, то есть в младшем школьном. В возрастной психологии младший школьный возраст традиционно принять считать «правильным возрастом», когда ребенок открыт влиянию взрослых, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки, когда ребенок сам готов рассказать взрослому о своих переживаниях. И в целом конфликты не являются как, например, в подростничестве, отличительной чертой данного Еозрастного периода. М.В. Матюхина, Т.С. -Михальчик, К.Т. Патрина [2] считают, что общий эмоциональный тонус младших школьников, преобладающее настроение ■ жизнерадостное, бодрое. На уроке или на перемене в играх они оживленны, веселы. Это и является, подчеркивают авторы, возрастной нормой их эмоциональной жизни.

Но в то же время, А.Д. Воронова [12] отмечает, что в младшем школьном возрасте одним из распространенных запросов школьному психологу со стороны учителя является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми драчливыми. Таким образом, автор называв, признаки, присутствующие в определении конфликтной личности, не прибегая к данному термину.

В работе Н.В Клюевой, Ю.В. Касаткиной [8] отмечается, что существует много факторов, способствующих развитию конфликтности у детей. Возможно, конфликтным детям не хватает в семье внимания и заботы, и они стремятся оказаться в центре, а драка — хороший способ привлечения внимания. Конфликтность может быть следствием эгоистичности ребенка. Если дома — малейшее его желание сразу выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. Конфликтность развивается и тогда, когда ребенок дома «заброшен». Чувства, накопившиеся в душе, он выражает в ссоре. А, может быть, ребенок видит, как водители постоянно ссорятся, и просто начинает подражать им. В любом случае, с конфликтным поведением детей, подчеркивают авторы, можно и нужно бороться.

Таким образом, в результате исследования конфликтности, как психологической проблемы, мы пришли к следующим выводам:

1) в настоящее время в исследованиях уделяется большое внимание теории конфликта, и меньше изучению особенностей конфликтности, хотя, зачастую, как показывает практика, именно повышенная конфликтность лежит в основе деструктивных конфликтов;

2) конфликтность это сложный феномен, который может проявляться на разных уровнях взаимодействия, состоит из компонентов, преобладание одного из которых определяет вариативность ее проявления;

3) имеющиеся в психологии данные позволяют выстроить некоторую общую концепцию, где можно определить место и своеобразие проявлений конфликта и конфликтности как свойства личности. Но в тоже время, мы видим что оолее четкое определение конфликтности и тем

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетикц № 4. 2007

более конкретная структура конфликтности остаются вне теоретического и практического анализа. На наш взгляд, структурными компонентами конфликтности являются гностический, аффективный, поведенческий;

4) существует множество классификаций и моделей поведения взрослых людей в конфликте, при которых понятие конфликтности используется часто. Но в то же время недостаточное внимание уделяется изучению данной проблемы на различных этапах онтогенеза. Мы считаем важной изучение конфликтности, как психологической проблемы, в более раннем периоде, то есть в младшем школьном возрасте.

1 Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтных ситуаций: Дисс. . канд. психол. наук — Л., 1983

2. Битянова М.Р. Социальная психология -М., 1994.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Дойч М, Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива /.’ Социальный конфликт: современные исследования Рефера-

тивный сборник. — М ИСАН, 1991.

5. Изард К.Е. Эмоции человека. — М.: МГУ, 1980.

6 Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб : Питер, 2001.

7. Исследования по проблемам возрастной педаюгической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. — М., 1985.

8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению -Ярославль, 1997 -С 144-158.

9. Корнеева E.H. Если в семье конфликт -Ярославль Академия развития; Академия Холдинг, 2001.

10. Коряк Н.М. Ьлияние самооценки на поведение в конфликте Ч Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе. — Новосибирск, 1998.

11. Основы социально-психологической теории / Под ред. Бодалева \.А. и Сухова А.Н. — М., 1995.

12. Практическая психология образования / Под ред. И.В Дубровиной. — М., 1997.

13. Сорокина А. И. Конфликгные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: Дисс .какд. психол. наук.-Уфа, 2001.

cyberleninka.ru

Тест «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М.Рамендик)

Опросник предназначен для выявления степени конфликтности личности в процессе деятельности. Приступая к работе с тестом, испытуемые должны дать самооценку личностных поведенческих качеств, которые проявляются в различных жизненных ситуациях. При ответе на каждый вопрос необходимо выбрать один из трех предложенных вариантов ответов, отмечая его букву (А, Б или В) в регистрационном бланке.

При обработке результатов опроса необходимо перевести полученные ответы в баллы по соответствующей таблице. Суммируя баллы, мы получим числовое выражение уровня конфликтности испытуемого. Уровни конфликтности: сверхнизкий; низкий; средний; высокий; сверхвысокий.

Конфликтность в данной методике означает низкую способность к самоконтролю эмоций, агрессивность, неуступчивость, грубость

Текст методики Д.М. Рамендик «Определение уровня конфликтности индивида»

Инструкция: При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его.

Например: 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – в и т. д.

1.Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

2.Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

б) ответить затрудняюсь

3.Кто вы в большей степени?

4.Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

5.Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще советовался бы с людьми.

6.В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

7.Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

б) скорее всего да

8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

б) скорее всего да

9.Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

в) нетерпимость критики других

10.Кто вы в большей степени?

в) генератор идей

11.Каким человеком считают вас ваши друзья?

12.С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

13.Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

14.Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в) излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования уровня конфликтности

Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

dip-psi.ru

Типы конфликтных личностей по степени конфликтности

Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей :

1 .Конфликтная личность демонстративного типа. Стремится постоянно быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Ее отношение к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Человек подобного типа легко себя чувствует в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам. Но хорошо приспосабливается и к конфликтным ситуациям другого рода. Преобладает эмоциональное поведение, рациональное начало выражено слабо. Планирование своей деятельности осуществляет от случая к случаю и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации спора чувствует себя неплохо. Часто сам оказывается источником спора, но сам таковым себя не считает.

2.Конфликтная личность неуправляемого типа. Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно. В запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения в коллективе. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения своей собственной значимости. Во многих своих неудачах склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, полезных для будущего. 3 .Целенаправленно конфликтный тип личности. Рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта. Склонен к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях. Рационально действует в конфликтной ситуации, способен просчитывать возможные варианты ее развития, трезво оценивает сильные и слабые стороны в позициях сторон. Владеет хорошо отработанной техникой общения в горячем споре. Представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.

Билет 91. Наиболее распространенными поведенческими стратегиями в конфликтных противоборствах являются пять ниже охарактеризованных:

1).“Страус”. Носитель такого поведения затруднительно чувствует себя в конфликтной ситуации и предпочитает вести себя так, как будто ничего не случилось, никакого конфликта не существует. Такое поведение в конфликтной ситуации затрудняет ее разрешение, поэтому основная задача во взаимодействии с этим контрагентом — это заставить его признать, что конфликт реально существует. При этом желательно все время в развертывании конфликтной ситуации удерживать инициативу и активно навязывать партнеру свои альтернативы решения проблемы, и нравится это “страусу” или нет, он будет вынужден реагировать на это.

2). “Уходящий в сторону”. Человек, придерживающийся такой стратегии, стремится перенести конфликтное противостояние в другую сторону, где он не полномочен заниматься спорными проблемами. Эффективный единственный ответный ход в таком случае — не давать сбить себя с пути. Для этого необходимо спокойно и твердо возвращаться к критической точке противостояния. В рассматриваемой ситуации важно овладеть инициативой, возвращая внимание к конкретной проблеме, ставшей объектом конфликтного соперничества, и предлагая свои варианты разрешения конфликтной ситуации.

3). “Мул”. Столкнувшись с конфликтом, человек, придерживающийся такой стратегии поведения, занимает неповоротливую, упрямую позицию. Он сопротивляется любой попытке достижения компромисса и упрямо настаивает на своем. В конфликтном взаимодействии с “мулом” нужны большая терпимость, выдержка и энергия. В столкновении с таким контрагентом эффективно действует метод “пряника” в сочетании с методом “кнута”. Суть заключается в том, чтобы в своем стремлении решить проблему быть упорным не менее чем противоборствующий с вами “мул”, и в то же время проявлять достаточную гибкость, не превращая конфликтную ситуацию в бесплодное столкновение самолюбий. 4). “Петушок”. Речь в данном случае идет о таком человеке, который ради того, чтобы избавиться от конфликтной ситуации сейчас, готов на словах пойти на любое решение, в том числе и на невыгодное для себя. Однако в такой ситуации не следует торопиться, так как подобного рода контрагент с такой же резкостью способен отказаться от своего решения, как и принять его. Самое важное в столкновении с таким контрагентом — вынудить его спокойно подвести итоги достигнутых договоренностей, подкрепить принятую им позицию парой аргументов, которые он сам не принял во внимание, и по возможности подтолкнуть его скрепить достигнутое соглашение своей подписью. Это заставит его более ответственно и строго относиться к своим словам и обещаниям и выполнять компромиссное решение, если оно будет достигнуто.

5). “Паровой каток”. Такая стратегия свойственна чаще всего людям “решающего” психотипа и чаще всего встречается среди лиц, находящихся на более или менее высоких ступенях служебно-должностной иерархии. Люди подобного типа склонны пробивать дорогу к намеченной цели через любые препятствия. В движении к ней такой индивид с готовностью использует различные методы давления, в том числе запугивания и угрозы, чтобы вынудить партнера принять его условия. Самое главное в противостоянии такому контрагенту — отказаться попадать под его влияние. Самое лучшее здесь — спокойная упорная настойчивость. Очень важно при этом — не позволять запугивать себя, не поддаваться на угрозы и не давать втягивать себя в спор на повышенных тонах. Необходимо со спокойствием и настойчивостью давать понять партнеру, что важные для вас ценности поставлены на карту в конкретном взаимодействии с ним, поэтому вы так просто не намерены уступать оказываемому на вас давлению.

Билет 92.Особенности взаимосвязи группы и коллектива

Билет 93. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.
Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельнос­ти. Эта общность обладает рядом существенных призна­ков:
— внутренней организацией, которая состоит из ор­ганов управления, социального контроля и санкций;
— групповыми ценностями, на основе которых раз­вивается социальное чувство общности, выражае­мое словом «мы», а также формируется обществен­ное мнение группы;
— собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;
— групповым давлением, т. е. воздействием на пове­дение членов группы;
— общими целями и задачами деятельности;
— стремлением к устойчивости благодаря механиз­мам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;
— закреплением традиций, символики (знаки, одеж­да, флаги и т. д.).
Каждое из самых малочисленных подразделений орга­низации состоит из ограниченного числа сотрудников, работающих под началом одного руководителя (которого мы называем главой подразделения), причем все они выпол­няют аналогичные или сходные функции или все работа­ют ради выполнения одной задачи.
Немногочисленная группа людей, которые каждоднев­но работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обыч­но по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т. е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опа­сениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятиями, семейными и социальными проблемами и т. д. Между членами этих небольших, построенных на межличностных отношениях, социальных групп часто складываются прочные узы дружбы, которые простира­ются на всю их социальную жизнь далеко за пределы орга­низации. Отдельные члены группы обычно отождествля­ют себя со своей группой, так что они исповедуют ценно­сти, принятые в группе, как свои собственные. Группа I становится неким продолжением самого индивидуума. В I группе складывается представление о том, что есть правильное поведение ее членов.
Когда индивидуум приходит в организацию и если он » не отождествляет себя с той рабочей группой, в которой оказался, не принимает дисциплину группы, то он так и останется посторонним и будет окружен атмосферой враж­дебности или, по меньшей мере, безразличия.
В большей или меньшей степени почти все служащие отождествляют себя не только со своими непосредствен­ными первичными трудовыми коллективами, но и с бо­лее крупными подразделениями организации, в которые такие рабочие группы входят как составные части.
Большинство людей значительно сильнее приверже­ны своей непосредственной рабочей группе, нежели бо­лее крупному подразделению, и обычно они решительно не соглашаются признаться даже сами себе, что то, что хорошо для их рабочей группы, не всегда хорошо для орга­низации в целом.
Третья группа лиц, чья лояльность направлена ско­рее на крупные, нежели на более мелкие подразделения организации, это те, кто занимает руководящие должно­сти.
Основной «центр притяжения» лояльности такого че­ловека — это руководящий аппарат организации, куда входит данный руководитель, а не рабочая группа, состо­ящая из его подчиненных. Его лояльность также может быть довольно равномерно распределена между этими двумя группами. Человек, который хочет, чтобы его кол­леги по работе любили и хорошо о нем думали, воспри­мет нормы поведения, которые коллектив стремится при­вить ему, и будет стараться защитить и поддержать груп­пу и ее ценности. Его лояльность целям — например, кон­кретным организационным
задачам, принятым его группой, — в значительной мере вторична, и она изме­нится, если изменится лояльность им самой группы.
Важные условия для формирования социальных групп в общем случае заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и что они работают над решением общих про­блем или ради достижения общих целей. Существуют и другие факторы, которые усиливают тенденцию к фор­мированию социальной группы. Наиболее важными пред­ставляются следующие: общее отождествление вне ра­мок организации; сходный образ мышления; символы и эмблемы; лидерство.

Билет 94. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО – моральное и социально-психологическое состояние общественного (корпоративного) сознания, когда осознается общность взглядов на основополагающие ценности определенным сообществом. Ц.– о. е. предполагает рассмотрение нескольких составляющих: ценностей как основы и объекта стремлений (ориентаций) субъектов, единства как цели и результата стремления определенного коллектива (сообщества), ориентаций как механизма (или его элемента) приближения к цели. В обществе Ц.– о. е. имеет следующие признаки: а) признание населением (коллективом, корпорацией) общих ценностей; б) согласованность мнений об общем и особенном в восприятии ценностей; в) целостность общественного сознания; г) общее представление о целях, перспективе общества; д) устойчивые взаимосвязи значительного числа людей в сообществе, авторитетность социальных норм, чувство ответственности членов перед сообществом (Д. Б. Икрамов, В. М. Капицин, 2003). Ц.– о. е. коллектива, общества оказывает прямое влияние на конфликтность взаимоотношений в социуме. Степень Ц.– о. е. и его динамика позволяют прогнозировать конфликты. Сознательная работа руководителей социума по повышению Ц.– о. е. способствует не только профилактике конфликтов, но и повышению качества деятельности организации, общества. Ядром Ц.– о. е. выступают нравственные, а не профессиональные ценности.

Билет 95. Особенности групповой работы

Особенность групповой работы в том, что каждый участник группы имеет свой уникальный жизненный опыт, и он может быть в чем-то более успешен, чем остальные. В группе создаются условия, в которых каждый её участник может проявить себя, создаются условия благоприятные для эффективного взаимодействия между членами группы, позволяющие каждому участнику глубже понять себя, осознать собственные установки и неадекватные стратегии поведения, являющиеся причиной жизненных трудностей и получить поддержку в стремлении сделать свою жизнь более радостной и гармоничной.

Билет 96. Социально-психологический тренинг и его специфика.

Рассматривая С.-п. т. как «психологическое воздействие на уровне группы в рамках оказания помощи психически здоровым людям» (Петровская Л. А., 1982), они относят к нему тренинг сенситивности, группы личностного роста и др. Такое расширение понятия С.-п. т. если и оправдано методологически (всякий групповой процесс является социально-психологическим феноменом, методические и технические приемы заимствуют друг у друга различные виды тренинга), то вряд ли целесообразно, поскольку вносит терминологическую путаницу. Устоявшийся у нас в стране термин С.-п. т. введен немецкими психологами для обозначения программ, направленных на приобретение социально-психологического опыта и повышение социально-психологической компетентности в процессе группового взаимодействия. Групповые методы такой ориентации имеют и другие названия: активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение, лабораторный тренинг и др. Общая цель С.-п. т. — повышение компетентности в сфере общения — конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен С.-п. т., он может приобретать различные формы. Все многообразие этих форм условно можно разделить на 2 больших класса: 1) ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков, например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и др.; 2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, например коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Билет 97. Тренинги личностного роста

Тренинги личностного роста — тренинги, способствующие личностному росту личности.

Напомним, личностный рост — это увеличениепотенциала личности, происходящее вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой. См.→

Нередко тренинги личностного роста относят к психотерапевтической деятельности. В этом есть определенный резон, но в целом это не верно.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 22 | Нарушение авторских прав

lektsii.net
CATEGORIES
Share This