Способы защиты от манипуляции

Будь на волне! Будь с нами!

МАНИПУЛЯЦИИ нам встречаются повсюду — на работе («Вы мой лучший сотрудник! Как же хорошо, что на вас всегда можно положиться!

Вы же меня не подведете, выйдете дополнительно завтра на работу?»), в магазине, в транспорте, дома, в разговорах, переписках, как с близкими людьми («Конечно, теперь тебе мать не нужна, даже не позвонишь, не поможешь старому человеку! А ведь я всю жизнь в тебя вложила! Ради тебя только жила!»), так и с совершенно незнакомыми («Куда же вы смотрите. Ваш ребенок ест слишком много сладкого — без зубов останется; слишком легко одет — заболеет; делает, что хочет, избалованный — на шею сядет!»).

Большинство людей об этом ничего не знает и воспринимает такую форму взаимодействия как норму («Все же так делают, вот и я»). Соответственно, в основном, манипулируют НЕОСОЗНАННО (хотя бывает и по-другому, конечно), без специального злого умысла и мыслей типа: «Вот у меня есть цель, сейчас я проанализирую слабые точки противника, подберу самый подходящий приемчик и использую этого лоха так, чтобы мне за это ничего не было, а цель была достигнута!» Нет.

Просто, в большинстве своем, мы рождаемся в манипулятивных семьях, а потом растем и взрослеем в такой же среде, поэтому перенимаем то, что видим. И зачастую других, более экологичных, моделей влияния и не знаем, то есть просто не понимаем, как можно взаимодействовать по-другому.

Этому, к сожалению, не учат ни дома, ни в школе. И как ПРОТИВОСТОЯТЬ манипуляциям мы тоже не знаем, мы даже не замечаем, когда это происходит, просто чувствуем разной степени дискомфорт и стремимся поскорее от него избавиться, давая манипулятору то, что идет вразрез с нашими интересами.

Конечно, это не проходит для жертвы бесследно, остается ОСАДОК и чувство использованности, и это не может не сказываться на отношениях с манипулятором и на восприятии себя. Чем чаще мы позволяем с собой такое обращение, тем более неуверенными в себе мы становимся, безвольными и бесправными жертвами, не имеющими своих желаний и потребностей.

Хорошая новость в том, что противостоянию манипуляциям можно научиться! На это потребуется время, смелость действовать по-другому и работа по освоению новых НАВЫКОВ и привычек. Но это того стоит! Сколько пробуждается внутренней силы, которая затыкалась с каждым проглатыванием наживки манипулятора!

Ну что, вдохновились? Теперь начнем менять свою реальность!

Для того, чтобы защищать себя, необходимо признать свои ПРАВА и научиться ими пользоваться.

право на любые чувства и желания

право на заботу о себе и близких

право просить (и даже несколько раз!)

право отказываться, если что-то не подходит

право ошибаться и получать последствия

иметь свое мнение

право защищать себя и свои интересы

право вести себя не так, как от тебя ожидают или хотят

право не отчитываться за свое поведение

право чего-то не знать, не понимать и даже не интересоваться!

право не нуждаться в оценках других и в их одобрении

При этом важно помнить и учитывать, что все остальные люди имеют те же права, что и вы!

Также хорошо бы узнать свои слабые места, которые обычно используют манипуляторы, чтобы получить от вас, что им нужно. Это могут быть различные жесткие убеждения о себе и о мире, о том, кто что и как должен делать, это наши зависимости, ценности, потребности, желания, это чувства и состояния — страх, вина, жалость, тщеславие, любовь, доверчивость и прочее, это низкая самооценка и вечная погоня за одобрением.

Только осознавая свои, так называемые, МИШЕНИ, можно с ними что-то делать и становиться менее уязвимыми.

Хорошо, допустим, общая база готова, мы знаем свои права и стали более уверенными в себе, наши убеждения стали более гибкими и мы теперь лучше управляем своими чувствами, они нас не захватывают целиком, и мы можем принимать решения более трезво.

Но что же ответить манипулятору, как построить с ним диалог так, чтобы и скандал не устроить и свои интересы отстоять?

Во-первых, нужно научиться в контакте вовремя замечать появление ощущения ДИСКОМФОРТА, которое сигнализирует нам о том, что что-то идет не так, есть какая-то неясность, путаница, как в словах и действиях собеседника, так и у нас внутри.

Во-вторых, чтобы не принимать необдуманных решений из этого состояния, необходимо себя из него вывести. Проще всего это сделать, физически выйдя из контакта с манипулятором. В зависимости от ситуации и от типа ваших отношений, можно сказать, например, что вам нужно выйти успокоиться, подумать или подышать, потому что вам нехорошо, а может вы хотите в туалет или вам нужно срочно сделать звонок.

Оставшись наедине с собой, желательно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, можно немного встряхнуться, выпрямить спину и, таким образом, войти в более уверенное состояние, в котором уже можно посмотреть на ситуацию немного со стороны, предположить, чего добивается ваш визави, почувствовать и осознать свои интересы, вспомнить о своих правах и наметить стратегию дальнейших переговоров.

И вот теперь уже, в-третьих, можно выбрать и применить одну из техник неагрессивного вербального ответа на манипуляцию. Тип реакции, в зависимости от ситуации, может быть разным: иногда достаточно просто отбить манипуляцию, иногда стоит вывести манипулятора на чистую воду, то есть вскрыть его скрытые намерения и сделать их явными, или же нашей целью может стать перевод разговора в конструктивное русло, если важно о чем-то договориться, а также можно использовать юмор, чтобы и себя в обиду не дать, и обстановку разрядить, и лицо всем сохранить.

Всего этого можно добиваться, например, с помощью конкретизирующих вопросов, проясняющих намеки и необоснованную критику:

«Что ты имеешь ввиду?»

«Что конкретно ты от меня хочешь?»

«Что именно я сделал неправильно?»

Или, наоборот, можно сделать вид, что мы совсем не замечаем никакого подтекста и реагировать лишь на то, что слышим:

Посмотри на себя! На кого ты похож!? (подтекст — «Ты грязный, как свинья, устыдись и стань чистюлей»)

Ты знаешь, мне кажется, я очень похож на маму. А ты как думаешь?

На манипулятивные просьбы лучше очень лаконично отвечать одно и то же, как заезженная пластинка, чтобы быстро стало ясно, что вас здесь не пробить.

Некоторые ситуации можно утрировать и доводить до абсурда:

Почему до сих пор на столе нет еды? Сколько можно ждать!

О, прости и смилуйся мой белый господин! Виновата я, не вели казнить!

Или находить ложные причинно-следственные связи и прояснять их:

«Денег тебе не дам, но это не значит, что я тебя не люблю, это не связанные вещи».

Конечно, еще есть много разных способов отстаивания своих интересов в ситуациях скрытого влияния. Также каждый может сам найти или придумать свои.

Способы защиты от манипуляций в общении

— взгляды, убеждения, верования;

— восприятие мира вещей, людей, явлений и отношений;

— способ мышления, особенности поведения, привычки, умения, навыки, квалификация;

— психические состояния, эмоции и чувства.

— на предметном: мои мысли, мои идеи, мой род занятий;

— на операционном: моя работа, мой стиль деятельности, мой индивидуальный способ ее выполнения;

— на кинесическом: мой кабинет, моя комната, мой рабочий стол, моя половина стола, мой автомобиль, пятачок под ногами в переполненном транспорте и т.д.;

— на личностном: то, что важно для меня (отсюда «не лезьте в душу»).

— генерализация, то есть обширные обобщения: (а) на группы людей — «Нужны серьезные люди. Но ведь они студенты» — скрытая генерализация. «Студенты не могут быть серьезными людьми»; (б) во времени — «всегда», «постоянно», «вечно»;

— скрытое указание на общепринятые нормы: «Вы даже не удосужились прочитать», — воздействует сильнее, чем просто: «Прочитайте».

— маскировка под пресуппозиции, неявные допущения: «Несмотря на их социальный статус, их все-таки послали вместе в командировку», — этим говорится, что «У них «такой» статус»;

— неопределенный референтный индекс: «В редакции считают …», «Бытует мнение …», «Считают, что …»;

— умножение действий, имен, ситуаций: «Ох, уж эти мне школьники …», «Из-за чего у нас кассиры увольняются?»

— «коммуникативный саботаж». Предыдущая реплика игнорируется, а в ответ вводится новое содержание: «Я могу получить документ?» — «Вы что, объявления не читаете?»;

— двусмысленность: «Будете хорошо учиться, получите именную стипендию», — затем можно сказать, что старания были недостаточны;

— замещение субъекта действия: «Предки не простят нас…»,«Какое у нас сегодня настрой?»

— замещение эмоционально-оценочных реалий нейтральными коррелятами, и наоборот: «сток» вместо «вещи, вышедшие из моды», «букинист» вместо «подержанные кем-то книги»;

— косвенные предположения, включенные в информационный обмен языковыми средствами: «Как вы понимаете, я ничего не решаю здесь», — допущение «Вы сами понимаете» именуется как очевидное;

— модальные операторы долженствования и возможности: «Женщины должны быть благочестивыми»;

— неконгруэнтность сообщения – одновременная подача противоречащих друг другу мыслей; тогда адресат вынужден выбрать одно из подаваемых сообщений.

— точно и ясно держать в памяти свои главные интересы;

— реально осознавать свои приоритеты, направленные на определенную перспективу;

— четко понимать разницу между подлинными обязательствами в пользу интересов собеседника и пустыми обещаниями ему.

Источники:
Будь на волне! Будь с нами!
Статья о манипуляциях в нашей жизни: откуда они берутся, какими бывают, почему мы не умеем им противостоять и к чему это приводит. Также в ней описывается,…, эзотерика , самопознание, карта таро, гороскоп, тесты, психология
http://www.navolne.life/post/sposoby-zashity-ot-manipulyacij
Способы защиты от манипуляций в общении
Психология и развитие личности.
http://bbcont.ru/psychologies/sposoby-zaszity-ot-manipulyacii-v-obszenii.html

CATEGORIES