Специфика молодежной субкультуры

Молодежные субкультуры

Современная культура и субкультура

Молодежные субкультуры и движения. Обзор всех субкультур

Молодежные субкультуры и движения объединяют группы подростков, имеющих свои общепринятые символы, язык общения, атрибуты и ритуалы. Именно наличие этих составляющих представляет собой суть подростковых объединений.

Понятия «субкультура» и «движение».

Из определения субкультуры следует, это особая сфера, имеющая отличимые ценности, нормы морали и традиции, а также скрытые от общественности убеждения, которые беспрекословно должны соблюдать все ее сторонники. В основном молодежная субкультура переходит в идейное понятие, несравнимое с относящейся к ней культуре. Ее поклонники демонстрируют единство через отличимый стиль одежды, поведение, а также символику. Поэтому изучение субкультуры начинается с понимания атрибутики, символизма одежды и понимания музыки.

В свою очередь музыкальные субкультуры довольно чувствительны к внешним изменениям, которые могут привести к ее тотальной ликвидации. Хотя музыкальная мода имеет свой срок, по истечению которого направление переходит на новый уровень, либо полностью исчерпывает себя.

Молодежное движение – это группа людей, имеющая определенные правила поведения и привычки. Его представители имеют схожие взгляды, мировоззрение и понимание мира, цели и интересы. Исходя из перечисленного, становится понятно что «субкультура» и «движение» слова характеризующие друг друга. Поэтому говоря о молодежных группах и объединениях, используют эти определения в равной мере.

Многообразие молодежных субкультур и движений

В продолжение темы о неформальных моложенных субкультур и движений давайте поговорим о некоторых направлениях современной молодежи, привлекающей к себе особое внимание и неподдельный интерес. Из всего разнообразия выделим некоторых представителей и немного остановимся на них.

Хипстеры – субкультура сформировалась среди поклонников джазовой музыки. Ее сторонники активно интересуются зарубежным искусством и культурой, артхаусом и современной литературой.

Рейверы – субкультура основана на любителях ночных вечеринок, драйве танцевальной музыки и безграничных развлечений. Рейверы, т. е. тусовщики, люди, увлеченные клубной жизнью, зажигающие своим присутствием танцполы, не знающие другой жизни кроме вечеринок.

Риветхеды – сторонники движения по своей сути неординарные люди. Он видят красоту там, где обычный человек наблюдает лишь страдания и разрушения. Собственная атрибутика в виде респираторов или сварочных очков позволяет сторонникам неординарно выделяться в толпе.

Металлисты – данная субкультура сосредоточена вокруг сопутствующей музыки, пропагандирующей независимость и уверенность в себе.

Альтренативщики – субкультура, исключающая какие либо ценности, правила и даже границы. Основная ее составляющая – музыка, в которой может упоминаться как о политике, так и о сексе.

Эмо – субкультура . имеющая не только свой стиль, но и мировоззрение, которые должны неуклонно соблюдать все ее сторонники.

Трейсеры – движение, основанное на спортивно – экстремальном увлечении подростков. В основу его формирования легли боевые искусства, акробатика и скалолазание.

Ультрас – молодежное движение, активно поддерживающее спортивные команды.

Фурри – движение, объединяющее любителей анимации, стремящихся к перевоплощению в образы животных.

Яппи – молодежное движение, направленное на успешное формирование личности и активного делового образа жизни.

Специфика молодежной субкультуры
scenekid.ru

Молодежь, как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры

Материал по теме” Молодежь, как социальная группа, особенности молодежной субкультуры” предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Молодежь, как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры»

Тема: Молодежь, как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Особенности социального положения молодежи
– Переходность положения.
– Высокий уровень мобильности.
– Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
– Активный поиск своего места в жизни.
– Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
– возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
– самоорганизация и независимость от официальных структур;
– обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей;
– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
– выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

1. Социально – демократический портрет молодежи

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.

Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.

Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.

Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы.

2. Молодежные субкультуры

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в ХХв, в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Молодежная субкультура носит развлекательно-реактивный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не ценности национальной культуры. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.

Один из первых вопросов, который возникает перед исследователем, — это вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур. Достаточно часто последние — хиппи, панки, рэйверы или стиляги — представляются следствием копирования западных образцов.

Что же было источником конструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры начиная со стиляг конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Многие отечественные молодежные субкультуры – явление органическое, а на привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и ментальности.

Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

Влияние молодежных субкультур (хиппи) на территории России стало проявляться во второй половине 60-х – начале 70-х гг. Но применительно к указанному периоду нельзя говорить о специфических региональных особенностях этой и другой молодежных субкультур.

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в России. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х – началу 70-х гг., вторая – к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов.

Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «фенички», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию.

multiurok.ru

О специфике современной субкультуры молодежи Текст научной статьи по специальности « Прочие социальные науки»

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Андросов А.А.

В статье выявлена специфика современной молодежной субкультуры , проанализированы его нормы и ценности, а также составлена классификация субкультур.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Андросов А.А.

Текст научной работы на тему «О специфике современной субкультуры молодежи»

рассмотрел такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Итог формирования личности можно долго обсуждать существует множество аспектов структуры личности. Моим мнением личностью является каждый человек, он формируется с возрастом человека с его опытом в обществе на работе, в учебе, в семье, и с другими людьми. Социализация происходит в несколько этапов становления личности, таким образом, на тему личности можно долго обсуждать, каждый человек является особенной личностью, нет одинаковых, все уникальны и в этом заключается наш стиль и образ жизни.

1. Борисова УС. Этническая самоидентификация представителей народа саха // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. конф., 31 октября 2013 г.: в 26 частях. – Тамбов, 2013. – С. 59-61.

2. Игнатьев В.И. Моргунов /ред. В.М. Гальперин. – М.: Омега-Л; СПб.

3. Солодникова И.В Социализация личности в зрелом возрасте: опыт интерпретации // Социологические исследования. – 2007. – № 2. – С. 1, 2, 15.

О СПЕЦИФИКЕ СОВРЕМЕННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Финансово-экономический институт Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова,

В статье выявлена специфика современной молодежной субкультуры, проанализированы его нормы и ценности, а также составлена классификация субкультур.

Ключевые слова: молодежная субкультура, нормы, эстетика, специфика.

Всем известный факт, что молодежь во все времена составляла особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая молодежная культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного человека.

В сегодняшнем мире существует очень много различных молодежных субкультур и неформальных организаций разного характера. В этой статье рассмотрим некоторые из них. Но прежде, чем начать, выясним, что означает термин субкультура. Субкультура – (лат. sub – под и cultura – культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) – понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).

Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Согласно специалистам по молодежной культуре, например, по С.И. Ле-виковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами: во-первых, она представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней. Вхождение же молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон); во-вторых, молодежные субкультуры возникают на основе тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.

Молодежные субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), а также общее мировоззрение для своих членов. Имидж для представителя субкультуры – это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга -неологизмы.

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.

Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов молодежных субкультурных групп.

В обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры, широко проявляется театрализация.

Созданию и функционированию собственного языка, знаков и символов отдельных молодежных субкультур свойственен игровой момент. Так же он характерен для молодежных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в виде те-атрализированных акциях, шоу, перфомансах, хеппингах, манифестациях, фестивалях.

В демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субкультур находит свою актуализацию артизация. Молодежная субкультура практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам. Она также мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения.

Говоря о специфике молодежной субкультуры нужно упомянуть ее плюрализм. Существует несколько классификаций или типологий молодежных субкультур. По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

1. увлечение современной молодежной музыкой;

2. устремление к правопорядковой деятельности;

3. активно занимающиеся определенными видами спорта;

4. околоспортивные (различные фанаты);

6. защитники окружающей среды.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

1. романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, байкеры);

2. гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

3. криминальные («гопники», «люберы»);

4. анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

В научной литературе социологи также отмечают разделение молодежных субкультур на расовой основе [4, с. 113-127]. Например, в США на школьную успеваемость черных учениц старших классов не оказывает доминирующего влияния представление о подражании белым. Большей частью различия в успеваемости черных учениц обусловлены различиями их референтных групп. Поведение черных школьниц, иногда скрывающих, а иногда

демонстрирующих свои успехи в учебе, объясняется, с одной стороны, желанием избежать обвинений в союзничестве с доминирующим белым большинством, а с другой стороны, желанием противостоять культуре белого большинства вне школы и в школьных достижениях. Хотя у них есть друзья среди белых учениц, все они больше привязаны к черной референтной группе, к своим черным подругам. Черные ученицы чаще настроены продолжить образование в традиционно черных колледжах и университетах.

Также американские исследователи Т.К. Грентем и Д.Й. Форд при изучении проблем самосознания и психологического самочувствия представителей культурных меньшинств, а именно школьников афро-американского происхождения, обратились к известной теории развития УИ. Кросса (1971 г.) -«теории нигросцены» или «процесс превращения в черного». Согласно этой теории, школьники афро-американского происхождения могут иметь 6 типов самосознания:

По мнению Кросса, самосознание индивидуума может застрять на одной из промежуточных стадий развития и тогда оно деформируется. Роль образования и воспитания состоит как раз в том, чтобы учащиеся стали би-или мультикультурными.

Социолог З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику субкультурного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1. со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы);

2. с социальной позицией;

3. с образом жизни;

4. с альтернативным творчеством (официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие).

Также молодежные движения можно разделить на следующие группы:

1. Связанные с музыкой (рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура).

2. Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы).

3. Связанные со спортом (спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры).

4. Связанные с играми, уходом в другую реальность (ролевики, тол-киенисты, геймеры).

5. Связанные с компьютерными технологиями (хакеры).

6. Враждебно или асоциально настроенные группы (панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты).

7. Религиозные объединения (сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты).

8. Группы современного искусства (графиттеры, брейк-дансеры, про-современные художники, скульпторы, музыкальные группы).

9. Элита (мажоры, рейверы).

10. Антикварные субкультуры (битники).

11. Субкультура масс или контркультура (гопники).

12. Социально-активные (общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты).

И наконец, типология молодежных субкультур, разработанная С.И. Ле-виковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:

1. группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);

2. группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

3. группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);

4. эстетствующие группы («митьки»);

5. группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);

6. криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы).

На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других.

По мнению В.Н. Лупандина, формирование и развитие молодежной субкультуры характеризуется заимствованием элементов чужеродной культуры, которые под воздействием социокультурных особенностей того или иного общества обретают специфические национальные черты. Особенность отечественных молодежных субкультур, состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

Проанализировав источники, можно прийти к выводу, что первостепенная причина ухода подростка в молодежную субкультуру – это потребность в друзьях, конфликты дома и в школе, протест против формализма взрослых. Важно понимать, что с одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Проблемы могут возникнуть в том случае, если

еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. На этой стадии родители и социальные службы обязаны направить молодого человека.

1. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. Энциклопедия социологии. – Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

2. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

3. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. – 2002. – С. 79-87.

4. Борисова УС. Афроамериканцы: к исследованию социообразователь-ных проблем // США. Канада. Экономика – Политика – Культура. – 2009. -№ 10. – С. 113-127.

5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры – М.: Ин-т социологии РАН, 2000. – 262 с.

6. Прудинник Т. Форма без содержания: кто такие хипстеры? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www.interfax.by.

СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Военный университет Министерства Обороны РФ, г. Москва

Работа написана по актуальной для военной науки теме и посвящена исследованию проблемы нравственно-патриотического воспитания военнослужащих России. Автором произведен теоретический анализ исторических, а также современных аспектов проблематики, связанных с нравственными ориентирами молодежи.

Ключевые слова воспитание, патриотизм, Отечество, военнослужащие, молодежь.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только любовь к Родине, это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны, а также конкретные направленные на это действия.

Проблема патриотического становления и воспитания молодежи является значимой для российского, так и для любого другого государства. Это

cyberleninka.ru

Особенности молодежной субкультуры в современной России

Изучение основных понятий и истории возникновения молодёжных субкультур; причины их появления. Сопоставление понятия “субкультуры” и “контркультуры”. Ознакомление с основными музыкальными, имиджевыми, политическими и мировоззренческими направлениями.

Министерство образования и науки России

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Пензенский государственный университет”

Кафедра “Коммуникационный менеджмент”

Особенности молодежной субкультуры в современной России

студент 1 курса

Проверил: Милаева О.В.

  • Пенза, 2014 год
  • Введение
  • 1. Основные понятия и история возникновения молодёжных субкультур
  • 2. Причины появления молодёжных субкультур
  • 3. Виды молодёжных субкультур
    • 3.1 Музыкальные субкультуры
    • 3.2 Имиджевые субкультуры
    • 3.3 Политические и мировоззренческие субкультуры
  • Заключение
  • Библиография

молодежный субкультура контркультура имиджевый

“Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…” (Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.).

Молодежная субкультура довольно интересное и многогранное понятие в современной жизни. Я выбрал эту тему по многим причинам. Во-первых, я сам являюсь представителем нескольких субкультур, как и мои друзья. Во-вторых, эта тема как никогда актуальна.

Все чаще понятие “молодежная субкультура” используется учеными-социологами и психологами для объяснения различных общественных процессов и явлений.

Они пытаются объяснить поведение юных неформалов с помощью культурных, психологических причин, проблемы отцов и детей и т.д. Это доказывает тот факт, что эта проблема является многогранной и сложной, и для нее не существует универсального и простого объяснения.

Целью моей работы является рассмотрение субкультуры как один из способов самовыражения молодежи.

Для этого нам потребуется следующее:

1) сопоставить понятия “субкультуры” и “контркультуры”

2) рассмотреть классификацию разных видов субкультур

3) изучить виды субкультур.

1. Основные понятия и история возникновения молодёжных субкультур

Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Для нашего исследования интерес представляет следующее определение: “Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении”.

В широком смысле под субкультурой понимается составная часть официальной культуры, определяющая ценности, менталитет и стиль жизни ее обладателей. Но ни в каком толковом словаре не дадут точного определения этого понятия.

Для обозначения социально-культурных установок, которые противопоставлены официальной культуре использует понятие “контркультура”. Контркультура не просто не соответствует нормам доминирующей культуры, но и противостоит ей, идет не во соответствии с господствующими нормами.

Контркультура – специфический вид культуры. Она пытается идти против устоев, норм, морали и создает собственный мир и свою культуру. Особенно популярная она среди молодежи, начиная с 1960-х годов, с появления хиппи и панк культур.

С 60-х годов XX века молодежную субкультуру стали связывать с контркультурой, в которую она и начала превращаться, когда появился некий общий враг в лице официальной культуры.

2. Причины появления молодёжных субкультур

Появление социальной молодежной культуры объясняется целым рядом факторов, основными из которых являются:

1. Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

2. Недостатки системы воспитания и образования.

3. Различия между поколениями, проблема “отцов и детей”, неблагополучные семьи.

4. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

5. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

При этом многие исследователи считают, что присоединение к какой либо субкультуре является нормальным явлением для подростка. И.П. Башкатов полагает, что “вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не “нормальные” сверстники, а такие же как они, “отверженные” подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы”.

Выбор конкретной неформальной группы для подростка считается несвободным, так как часто этот выбор зависит от того, какая субкультура доминирует на территории проживания данного индивида.

Причины вступления подростков в группы:

– непонимание родителей – 24%.

Среди прочих были названы:

– стремление к защищенности;

– эмоциональная насыщенность общения;

– стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Быть причастным к какой-либо субкультуре нормально для подросткового возраста: человек пытается понять себя, свои возможности, найти свой путь. И есть второй фактор: молодежь, как наиболее чуткая и мобильная социальная группа, пытается развиваться в сфере досуга со всеми его негативными и позитивными последствиями.

3. Виды молодёжных субкультур

3.1 Музыкальные субкультуры

К представителям самых ранних музыкальных субкультур можно отнести рокеров. Рокеры появились в 50-е-60-е годы XX века, в эпоху рок-н-ролла, когда на пике популярности были такие исполнители, как Елвис Пресли, Чак Берри и т.д. Вначале рокеров объединял один принцип – езда на мотоцикле, они могли разгоняться до 160км/ч на улицах Лондона, а потом уже появился стиль.

Рокеры, пожалуй, единственное течение, которое предусматривает лишь позитивное положение к музыке.

Другая сторона рокерской субкультуры – злоупотребление алкоголем, наркотиками и сигаретами, именно такой способ они выбрали для отрешения от реального мира. Но не смотря на это, песни рок течения полны философского смысла, которые могут изменить жизнь людей или хотя бы заставить задуматься. В идеале, рокер – начитанный человек с нестандартным философским мышлением, продукт которого он накладывает на музыку.

Также к ранним музыкальным субкультурам можно отнести панков. Данная субкультура возникла в 70-е годы прошлого века в Канаде США, Австралии. Ее характерными чертами являются любовь к панк музыке и критика общества и его привычек, убивающих его.

Панки отличаются эпатажным поведением и ярким стилем. Многие красят волосы в неестественные цвета и зачесывают их в так называемый ирокез. Часто панки делают татуировки.

Одной из самых трагичных современных субкультур является готичная культура. Эта культура имеет свое восприятие и взгляд на смерть и жизнь. Она не призывает к смерти, ее носителям близко одиночество и отрешение от этого мира, что у них ассоциируется со смертью.

Характерный внешний вид готов:

– чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда;

– чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр);

– высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (NewRock, Swear);

– чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры);

– чёрные повязки на руках (запястьях);

– контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;

– серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.

Одним из предков готов являются эмо. По-моему, это самая бессмысленная субкультура, целью которой является впадение в депрессию и склонность к суициду. Характерными чертами являются пирсинг, розовые и черные цвета, татуировки, яркий макияж.

3.2 Имиджевые субкультуры

Натуризм – течение, в основе которого лежит максимально сближение человека с природой, их гармония, характеризующаяся практикой совместной наготы для оздоровления тела и развития уважения людей друг к другу и природе.

Натуристы проповедуют здоровый образ жизни. Для них нудизм является частью мировоззрения. Таким образом, они считают, человек становится свободным, избавляется от своих страхов и комплексов.

Также к имиджевым субкультурам относятся стиляги, субкультура, образцом для которых является стиль Запада. Они отличаются своеобразным сленгом, одеждой, которая бывает нелепой, отрицанием норм советского общества и цинизм.

3.3 Политические и мировоззренческие субкультуры

Скинхеды (“бритоголовые”) – экстремистское молодежное течение, не объединенное в рамках какой либо определенной организации, а состоящее из нескольких отельных группировок.

Эта экзотическая форма субкультуры зародилась в России в 1990-х годах. Особую популярностью течение скинхедов пользовалось в Москве, Томске, Санкт – Петербурге, Красноярке и т.д. Интересно то, что российские скинхеды переняли у своих западных единомышленников только форму одежды ( тяжелые ботинки, цепи, лысина, тату), не обращая внимания на идеологию и менталитет.

Как известно, за рубежом это движение подразделяется на правых ( националистов) и левых ( скинхедов) . В соотношении они равны, но поведение и стиль правых более заметен. В нашем случае массу бритоголовых составляют либо скинхеды, либо футбольные фанаты.

На данный момент в России представлено три поколения скинхедов, которые отличаются друг от друга по поведению, привычкам, идеологии и менталитету.

К первому поколению относят, так называемых, ветеранов скинхед движения, которые в данном течении уже 30 лет, с начала 1990 года. Их отличают мода и буржуазный образ жизни. Для большей наглядности можно представить одну из поговорок, характерную для этого круга лиц: “Тот не “скинхед”, кто меньше, чем на “штуку” “баксов” одет”. Неотъемлемые моменты жизни таких “скинхедов”: посещение различных концертов и употребление дорогого пива.

Второе поколение можно назвать средними скинхедами, их отличает членство в различных политических партиях и объединениях. “Скинхеды”, сотрудничающие с российскими партийными организациями объединились, в основном, вокруг “Народной национальной партии”, “Русского действия” Константина Касимовского, “Общество “Нави” и т.д.

И третье поколение составляю подростки 13-14 лет, которые не понимают ни идеологии. ни целей данного движения. Часто это поколение формируется под влиянием более старших скинхедов и не имеет собственного мнения.

Субкультура молодежи – свой мир подростков 10-20 лет, который характерен своими ценностями, привычками, нормами, менталитетом и отличен от мировоззрения и культуры взрослых.

Данная субкультура, которая является одним из способов социализации подростка, имеет неоднозначное и противоречивое влияние на молодежь. С одной стороны, она отчуждает их от общей, господствующей культуры, с другой – помогает человеку найти свой путь в жизни, примерив большое количество социальных ролей.

Проблема в том, что подросток и его интересы ограничены его сферами досуга: музыкой, модой, развлечениями. Субкультура молодежи носит развлекательный и потребительский характер и не производит ничего полезного для общества. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

В своей работе я постарался рассмотреть основные причины и виду молодежных субкультур. Именно в городе есть большое количество возможностей вступления молодежи в одно из молодежных неформальных течений. Субкультура не зло и не благо дл человека, оно неотъемлемая часть жизни общества и всей культуры в целом.

1. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М.,1990 г.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.

3. Запесоцкий А., Фаин А. “Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных объединений” Москва ПРОФИЗДАТ, 1990.

4. Козлова А.Г., Гаврилова М.С. Молодежная культура и ценности будущего. СПб., 2001.

5. Куницина В.Н., Какринова Н.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2001.

6. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы/ “Социс” -2010. – №15. – с. 94.

7. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.

8. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебник. СПб., 1996.

9. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79-87.

10. Ольшанский Ф.Д. “Неформалы: групповой портрет в интерьере” Москва “Педагогика” 1990

11. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000;

12. Щепанская Т. Антропология молодёжного активизма // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб.: Норма, 1999. С. 262 – 302.

Подобные документы

Фэндом и возникновение молодежных субкультур. Примеры субкультур: музыкальные и арт-субкультуры. Интернет-сообщество и интернет-культуры. Индустриальные и спортивные субкультуры. Контркультуры, взаимоотношения субкультур. Панки, эмо, хиппи, риветхед.

курсовая работа [94,1 K], добавлен 20.12.2010

Состояние современной молодежной субкультуры, причины ее возникновения, классификация, характеристика типов, их внешний вид, символика и атрибутика. Мировоззренческая, ценностно-ориентационная и переориентационная составляющие молодежной субкультуры.

реферат [56,6 K], добавлен 11.10.2009

Понятие субкультуры как части общественной культуры, отличающейся от преобладающей. Социальные группы – носители субкультуры, ее основные признаки и характеристики. Характер молодежных субкультур в Советском Союзе. Разновидности современных субкультур.

презентация [2,4 M], добавлен 01.06.2015

Появление и развитие феномена молодежной субкультуры. Эзотерическая, эскапистская и урбанистическая культура, созданная молодыми людьми. Классификации и типологии молодежных субкультур. Создание и функционирование собственного языка, знаков и символов.

реферат [37,5 K], добавлен 17.06.2013

Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Специфическая система норм и ценностей каждой социокультурной общности. Культура сословий и современных социальных групп. Определение и сущность маргинальной культуры, субкультуры, контркультуры.

реферат [31,2 K], добавлен 29.03.2011

Молодежная субкультура как форма самовыражения молодых людей, роль имиджа в их образе жизни. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры. Семантические аспекты имиджа и понятие манифестации. Символика внешнего имиджа молодежных субкультур.

курсовая работа [38,4 K], добавлен 21.10.2009

Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие “субкультура” как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

реферат [18,8 K], добавлен 17.04.2009

Различные определения культуры. Фэндом (фанатство) и возникновение субкультур. История и характеристики термина. Распространенные и крупные субкультуры. Появление и принцип образования контркультуры. Взаимоотношения и генетические связи субкультур.

реферат [16,4 K], добавлен 13.01.2012

Факторы, определяющие специфику российских молодёжных субкультур. Характеристика и анализ субкультурных феноменов в современной России. Люберы как одна из молодежных групп криминального характера. Основные особенности развития хип-хоп культуры в России.

реферат [42,9 K], добавлен 06.11.2012

Общая характеристика современных политических процессов России и их влияние на общественно-культурную ситуацию в стране. Феномен молодежной субкультуры. Основные признаки неформалов. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса (на примере Москвы).

курсовая работа [39,3 K], добавлен 23.04.2011

stud.wiki

Российская специфика молодежных субкультур

Молодежные субкультуры для России – явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в современном понимании. Ребенок сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.

Как утверждает Ф. Гайда, подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно – каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной государственной идеологии или национальной идее, чувство ответственности прививалось с пеленок, а оно почти всегда отгораживало от непатриотического или эгоистического поведения.

Освобожденные в 1762 году от обязательной службы дворяне, быстро проникшиеся чувством собственной исключительности, субкультуры, однако, не образовывали. Кроме того, субкультура – явление преимущественно городское, а Россия в целом оставалась обществом аграрным. В начале XIX века молодое дворянство восприняло английский дендизм, но субкультурой это вряд ли назовешь: молодых денди в столицах были единицы. Налицо имитация западного образца [4].

Все это лишний раз подтверждает факт влияния на образование тех или иных молодежных течений условий окружающей действительности и общественных факторов. Распад традиционных общественных связей всегда порождает неформальные объединения. Появляется необходимость отличаться от всего вокруг, и сразу же находится выход – новая социальная реальность.

Субкультурная активность молодежи зависит от многих факторов: от уровня образования (более выражено стремление присоединиться к той или иной субкультуре у лиц с низким уровнем образования), от возраста (в основном это молодые люди 16-18 лет), от места жительства (как уже было сказано, неформальные движения больше характерны для городской среды с её обилием социальных связей).

Брешин А.А. дает следующее деление субкультур [2]:

1) по социально-правовому признаку:

· социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам;

· просоциальные или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности;

2) по направленности интересов:

· увлечение современной молодежной музыкой;

· околоспортивные – различные фанаты;

· защитники окружающей среды;

3) по групповому признаку:

· по образу жизни – «системники» (хакеры, блоггеры, геймеры);

· по способам времяпрепровождений;

· по социальной позиции – экокультурные (Green Peace);

· по творческой направленности (художники, поэты, музыканты и т.д.).

Выделенные типы классификации субкультур различаются по степени выраженности феноменов межгрупповой дифференциации и базируются на выделении одного социально значимого признака, на котором строится классификация.

В общем, молодежные субкультуры, под которыми понимается гомогенная возрастная группа людей, объединенных формальными или неформальными признаками, имеют свою специфику. У членов группы обнаруживается целый ряд общих черт. Определяющей общей чертой является возраст. Наряду с ним выявляются и другие общие черты: такие, например, как пол, социальная роль, социальное происхождение, соседские отношения и, наконец, образ мыслей и формы поведения. При такой трактовке субкультура понимается как любое неформальное молодежное объединение, которое имеет несколько основных уровней [5].

Обычно первый уровень – это сама группа молодых людей, объединенных общими интересами (к такой, например, относится субкультура флэш-моб). Второй уровень – это группы молодежи, принципиально отрицающие общественные ценности, выступающие за построение общества с иными ценностями, декларируемыми их субкультурой (скинхеды, панки). Третий уровень – молодежь, решительно отвергающая любой порядок и все существующие ценности (анархисты).

Можно выделить основные характеристики современных молодежных субкультур: кратковременность, наличие своеобразных правил поведения в обществе, минимализм в символике, строгий внутренний самоорганизующийся характер.

Однако на современном этапе в обществе присутствуют и такие субкультуры, которые не просто являются формой самореализации молодежи, но и представляют собой уникальное социокультурное и психологическое образование, отличающееся от ранее возникших и до сих пор имеющих место в мире субкультур склонностью к художественно-театральным постановкам (флэш-мобы) и граффити (райтеры) как уникальной формой уличного искусства. Из этого можно сделать вывод о том, что появление новых субкультурных образований в нашей стране обуславливается не только стремлением революционных образом перевернуть настоящий ход вещей или полностью абстрагироваться от действительности, но и стремлением позиционировать себя и молодежь в целом как самостоятельную и деятельную массу людей, готовых к объединению и поддержанию благоприятного климата в обществе.

Также важно отметить, что субкультурную молодежь в основном представляют люди из достаточно благополучных и состоятельных семей. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться, как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень скоро оказывается в неформальной молодежной организации, в группе равных. В таком случае молодежная субкультура превращается для молодого человека в своего рода игру, отсутствие которой у многих людей в молодости оборачивается в будущем неумением «вписываться в общество».

Как отмечает Светлана Игоревна Левикова, доктор философских наук, для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов [5]:

· отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая реакция эмансипации и негативизма);

· попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

· поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая реакция группирования).

С предпосылками молодежной субкультуры имеют дело в нескольких случаях, обычно в следующих:

· в семье, где имеет место излишний контроль родителей или, наоборот, предоставление подростку сверхсвободы, как уже отмечалось ранее;

· в формальной группе (организации), к которой принадлежат молодые люди (как правило, в учебном заведении);

· в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (опыт страха, боли, убийства, крови, потери товарищей), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в мирную жизнь, в которую возвращается;

· среди безработных, а также временно или частично занятых.

Стоит отметить, что появление молодежных субкультур в России по большей части связано с влиянием Запада. Однако в российской среде некоторые из субкультур являются простым заимствованием, а другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. Яркий пример тому – российские скинхеды (нацисты, расисты и т.д.), возникшие как движение в начале 90-х годов ХХ века. Хоть они и близки к западным аналогам по форме, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны. В целом, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов.

По мнению Владимира Андреевича Лукова, российского культуролога и литературоведа, российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость в традиционном для Запада понимании, определяют три фактора.

Первый – социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В последние годы молодые люди с низким уровнем денежных доходов составляли около 20% населения, а своей возрастной группе – почти 28%. Доля же безработной молодежи насчитывала около 37%. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур [7].

Второй фактор – особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности еще в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор – аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки преобладали повсеместно, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Этот драматический факт имеет непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России [7].

Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Именно эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

Вообще, основой любой субкультуры всегда является утопия – представление о возможностях некой группы людей объединиться и совместными усилиями перевернуть окружающий мир. Это может быть мировая революция и всемирная коммуна, технократическое будущее и победа национальной сборной в мировом чемпионате. Вопрос только в масштабах сознания, а его, как известно, можно расширять различными способами. Для субкультур это задача крайне важная.

Ф. Гайда пишет, что студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты. Иногда они оказывались слишком сильными. В итоге все заканчивалось разочарованием. По мере сужения горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в таком состоянии вечно, это ведет к его подчинению и разрушению. Личность постепенно затрется, выгорит, а иллюзорное единство с единомышленниками разрушится [4].

Поводя итог, можно сказать, что субкультура – это то, что дает возможность человеку выразить себя как сильную, независимую личность. Она предоставляет молодежи все то, чего им не хватает в повседневной жизни. Однако нельзя забывать о том, что, в конечном счете, можно получить лишь полное отрешение от общества как такового, замкнуться в себе и навечно остаться в роли игрока в идеальный мир.

studbooks.net

4.2 Особенности молодежной субкультуры

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе молодежную субкультуру следует рассматривать в нескольких плос­костях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации. Состояние молодежной культуры, как счи­тает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами: 1

Системный кризис, затронувший социальную струк­туру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономи­ке, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. По­иск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер куль­турной самореализации молодого человека.

Современная российская культура сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного раз­вития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознает­ся органами управления. С другой – коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам массовой культуры так же не может не отразиться на системе установок, ориентациях и культурных идеалов молодого человека.

Попытки реализации целостной программы гумани­тарной социализации в государственном масштабе не увен­чались успехом. Сегодня единая система гуманитарного вос­питания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь не­многочисленные группы молодежи крупных российских го­родов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дис­циплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным цен­ностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации.

Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, не­устойчивости желаний, нетерпимости, дерзости. Именно эта спе­цифика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую тера­певтическую функцию – преодоления социального отчуж­дения. Естественно, в подобных группах складываются соб­ственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприяти­ем действительности и юношеским нонконформизмом.

Кроме того, говоря об особенностях молодежной субкультуры в России, необхо­димо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий, а так же усиливающееся ценностное и имущественное расслоение мо­лодежи.

Несмотря на известную неоднородность, молодежной субкультуре в России присущ ряд специфических черт, отличающих ее от других культурных проявлений. К таковым относятся:

Преимущественно развлекательная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) функцией, досуг выполняет и рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге – «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

«Вестернизация» культурных образцов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематическими стереотипами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы переносятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство ставится главной отличительной чертой молодежной субкультуры как на уровне поведения молодых людей, так и на уровне восприятия культурных норм.

Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же с престижной иерархией ценностей в данной субкультурной группе, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

Внеинституционалъная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения – наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В среде молодежных субкультурных групп по большей части отсутствует этнокультурная самоидентификация. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, тогда как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.

Стоит отметить, что указанные выше характеристики в большей или меньшей степени присущи молодежной субкультуре в целом. Однако степень их проявления может существенно варьироваться в зависимости от типа молодежной субкультуры.

studfile.net
CATEGORIES
Share This