Совесть что делает

Психология совести. Вина, стыд, раскаяние (Е. П. Ильин, 2016)

Как уже было сказано ранее совесть тесно связана с душевным состоянием человека. Её проявление и то, что она будет испытывать (муки/угрызения) или какой она будет (нечистой/спокойной) напрямую зависит от поступка, каких-либо действий совершённых человеком. Как правило, к этому чувству взывают, когда человек совершил что-то плохое («Совесть у тебя есть?»). Для большего понимания того, о чём мы говорим, разместим выражения об этом чувстве на шкале окраски поступка от ужасного до правильного.

Другими словами, это индикатор понимания плохого поступка, и если всё сделано как следует, правильно — совесть успокаивается. А теперь обсудим подробнее как понять каждое из этих выражений.

Совесть — это… Определение понятия, значение слова совесть

СОВЕСТЬ
– это чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.

– это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.

– это внутренняя оценка человеком своего поведения, самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных (умных и глупых, правильных и неправильных и т.п.) поступков.

В словаре Ожегова

СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несет за это моральную ответственность). Надо и с. знать (о чем-н. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг.). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся). * Свобода совести (офиц.) — право исповедовать любую религию или быть атеистом. На совесть (сделать) (разг.) — добросовестно, хорошо. Сработано на совесть. Для очистки совести (разг.) — чтобы не обвинять потом себя в чем-н. По совести, по совести говоря, вводи, ел. — говоря откровенно. || прил. совестный, -ая, -ое (устар.).

Понятие «совесть»

Слово «совесть», видимо, происходит от «со-ведать», то есть «знать вместе с другими». Подразумевается знание о себе. Личность подконтрольна своей совести, которую не так-то просто «уговорить», «успокоить», если некто «слышит» ее осуждающий голос, испытывает угрызения совести. Можно попытаться заглушить в себе ее голос, можно на время «забыть» о ней, но полностью искоренить ее невозможно. Тот, кто живет не по совести, испытывает глубокий внутренний разлад, который, оставаясь даже неосознанным, так или иначе, нередко весьма серьезно, а иногда пагубно, сказывается на его душевном и телесном здоровье.

Смысл выражения «угрызения совести»

Угрызения совести не так страшны, как муки. Это их меньшая степень. Человек испытывает угрызения совести, когда понимает, что сделал что-то неправильное. Он винит себя и теряет к себе уважение, потому что понимает, что этот поступок не совпадает с его моральными принципами. И это неверное деяние необязательно должно быть очень значимым и серьёзным.

Многие люди чувствуют угрызения совести даже по самым пустяковым причинам. Например, сказав что-то неприличное в разговоре или, думая, что обидели кого-нибудь неаккуратно сказанным резким словом и так далее.

Истоки совести

Феномен совести подтверждает, что нравственность является органической частью человеческой личности, и поэтому можно считать вполне обоснованным определение человека разумного вместе с тем как человека морального. Люди нравственны в разной степени, но вряд ли можно найти психически нормального человека, абсолютно лишенного каких-либо моральных начал. Органичность нравственности для человека ярко выражается в том, как проявляется переживание чувства стыда: он краснеет, ему становится жарко, душно, он не знает, куда себя деть, отводит глаза и т. п.

Совесть

Фильм «Доктор Хаус»

Ты возьмешь сейчас 1 конфету себе или позже 2 конфеты — себе и подруге?

Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.

Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.

Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Нужна ли совесть?

Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.

Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.

А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.

Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.

Как пользоваться совестью

Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.

Как это осуществлять?

  • Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
  • Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило. Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).

Функция (роль) совести

Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести.

Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным.

Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.

Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.

Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали.

А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации.

одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания, чувственного переживания и волевого усилия в психике человека. Совесть «включается» только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их («морально невинен»), то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от моральных ценностей, нужно их знать и принимать как личностно значимые. Совесть наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности («чистая» и «нечистая» совесть), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести, муки совести).

Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.

Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.

Значение слова «совесть»

Можно долго рассуждать о том, что совестью не является. Но что же значит это слово — совесть. Что такое совесть? Каково её определение? Каково происхождение слова «совесть»? В самом слове — ключ к разгадке этого загадочного явления, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни изучить с точки зрения науки.

Слово «совесть» состоит из двух слов: «со» и «весть». Это означает — «совместная весть». И возникает вопрос: совместная с кем? Версий может быть много, но как один из вариантов — совместная со Вселенной, со всеми живыми существами в ней. А слово «весть» можно интерпретировать как «знание». Таким образом, слово «совесть» означает «совместное со Вселенной знание».

Знание о чём? Да всё о том же — о добре и зле, о нравственном поведении, о мироустройстве — список можно продолжать бесконечно, но всё это лишь словесные формулы, умственные концепции, философия. А совесть, как уже было сказано, это не книжная формула, а истинное неизменное качество человеческой души.

Порой о человеке говорят: «Ни стыда, ни совести». А можно встретить и ещё более интересный вариант, когда человек этим даже гордится. Одно время были очень модные футболки с надписью «Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего». Так и хочется добавить — «ни мозгов». В самом деле, в современном обществе совесть для большинства давно стала балластом. Потому что она противоречит тем общепринятым концепциям, которые в современном обществе активно насаждаются. К примеру, будет ли совесть помощником на пути человеку, которую принял жизненную парадигму «бери от жизни всё» или вдохновился лозунгом «иди по головам»? Вопрос риторический.

Совесть что делает
[link]gudi1991.ru[/link]

Совестливость как одно из важнейших нравственных качеств личности

Нравственная чистота – величайшая ценность, дающая человеку право быть гордым и считать себя порядочным человеком. Нравственная чистота означает, что человек в любых ситуациях и обстоятельствах остается верным требованиям этической морали, никогда не отступает от них. Механизм регулирования нравственного поведения связан также с такими понятиями, как долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и добро.

Совесть – категория этики, которая обозначает чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и его внутреннюю моральную потребность поступать в соответствии со своими убеждениями о нравственном.

Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, перед обществом.

Разные источники говорят разными слова, но все сводится к одному: совесть — это стыд перед самим собой лучшим.

Голос совести – это преобразованный голос общественных требований к человеку, которые стали для него требованиями собственными. Совесть побуждает человека к одним действиям и предостерегает от других. В сознании совести объединены рациональный и эмоциональный компоненты. Они включают в себя, с одной стороны, понимание ответственности за свое поведение, а с другой – моральное удовлетворение (или страдания), выражающиеся в чувстве радости, гордости (или же стыда и раскаяния) за совершенные поступки. В совести своеобразно отражается ответственность человека перед самим собой, близкими, коллективом, обществом, человечеством. Голос совести является внутренним судьей человека, сознанием его правоты и удовлетворения (или же неправоты и досады, вины и стыда). Совесть может превратиться в самонаказание человека, в стыд, “в своего рода гнев, только обращенный вовнутрь” (К.Маркс), Моральные страдания, которые причиняют поступки, совершенные вопреки совести, бывают сильны. Они не только наказания за совершенную вину, но и предостережение на будущее.

Если у человека совесть не развита, его нельзя назвать свободным; он не может управлять собой сам, а окружающие управляют им с помощью кнута и пряника. Когда же совесть у человека вполне развита, только она управляет человеком, отвращая его от других поступков. Одни древний мудрец сказал: “Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести”.

Надо сказать, что угрызения совести терзают человека только тогда, когда он совершил некий обдуманный поступок. Если человека спровоцировали на заведомо вредное для него и окружающих действие, им овладевает раскаяние. Когда он совершает нечто дурное неумышленно и необдуманно, его охватывает горе. Совесть развивается, если человек анализирует свои поступки и чувства, соотносит свои поступки с тем, что должно, делает правильные выводы и не повторяет совершенных однажды ошибок. Узнает человек, что должно и что не должно делать, не только на практике, но и из книг.

Однажды Аристотеля спросили: “Какая тебе польза от философии?”

Он ответил: “Благодаря ей я по своей воле делаю то, что другие делают из страха перед законами”.

Естественно, что уровень развития совести у разных людей различен, и не каждого человека она побуждает к благородным поступкам. Так, есть люди, которые идут на “сделку с совестью”, оправдывая себя разными обстоятельствами: “Указано сверху”, “Мы люди маленькие” и т.п. Такие люди спокойно пройдут мимо безобразий (“Не нам наводить порядок”), не вступятся за обиженного (“На это есть милиция”), не станут защищать справедливость и даже могут стать соучастниками не благовидных дел.

Развитие у ребенка совести – основа морального воспитания детей в семье. Забота о становлении и укреплении совести будущего гражданина – гражданский долг родителей перед обществом.

Совесть не дается ребенку от рождения в готовом виде. Ребенок наивен и беззлобен, и его помыслы чисты, но, не зная еще моральных норм и не умея их применять для регуляции своего поведения, ребенок сам по себе не обладает совестью. Поэтому и не надо начинать формирование совести с того, чтобы “совестить” ребенка. К сожалению, в обыденном сознании многих взрослых людей закрепилось однобокое понимание “совести”: совесть – то, что не дает человеку покоя после проступка, совесть проявляет себя в “угрызениях”. Взрослым кажется естественным сводить всю работу совести к чувству вины. Но при этом не учитывается особенность детской психики. Детская психика более приспособлена для позитивных, чем для негативных, впечатлений и переживаний. Поэтому совесть, которая только обличает и порицает, превращается во внутреннего прокурора, против самой воли ребенка начинает рассматриваться им как нечто неприятное, нежелательное: естественная жизнерадостность ребенка, оптимизм приводит к тому, что голос совести – прокурора затихает, заглушается в хоре других внутренних голосов. Важно вовремя объяснить ребенку (что не рано сделать уже в 4-5 лет), что совесть может не только ругать, но и хвалить за благородные, великодушные поступки, что совесть – справедливый судья, которого не надо бояться, но с которым надо почаще советоваться.

Маленький Сережа очень расстраивался, когда его называли бессовестным, если он провинится. Он плакал и твердил: “Я не бессовестный!”

Другие слова его как то не трогали. Почему слово “бессовестный” было таким обидным, он не мог понять и объяснить. Что такое “совесть” он не знал и не мог его себе представить. Хотя часто слышал это слово от взрослых. В автобусе даже как-то прочитал: “Совесть – лучший контролер”. А помог ему в этом разобраться рассказ А.П.Гайдара “Совесть”.

– Нина не выучила урока и решила не идти в школу. Нина украдкой прошла в рощу. (Вот тут уже видно как Нине стыдно , что она не пошла в школу).

По дороге ей встретился мальчик с букварем в руке. Нина хотела над ним подшутить, назвав его прогульщиком. Но мальчик так удивленно посмотрел на Нину своими добрыми, доверчивыми глазами и сказал, что его испугала большая собака. Нина пошла провожать мальчика; оставив свои книги и завтрак в роще, потому что поднять их перед малышом ей было стыдно. Собака тем временем вышмыгнула из-за кустов и съела завтрак. Нина вернулась и заплакала. “Нет! Не жалко ей было завтрака. но слишком хорошо пели птицы свои веселые песни над ее головой. И очень тяжело было на сердце, которое грызло беспощадная совесть”.

Для понимания уместно задать следующие вопросы:

– Почему Нина решила не идти в школу?

– Почему Нина прошла в рощу украдкой?

– Как Нина решила подшутить над мальчиком.

– Удалось ли ей это?

– Почему Нина, провожая мальчика, не взяла с собой книги и завтрак?

– Почему, вернувшись в рощу, девочка заплакала?

Можно продолжить разговор о совести, анализируя пословицу: “Есть совесть – есть и стыд; а стыда нет – и совести нет.

В 3–4 классах можно провести беседу “Когда мы так говорим”, используя следующие афоризмы:

Люди с чистой совестью.
Совесть нечиста.
Со спокойной совестью.
Угрызения совести.
Поступать по совести.
Свобода совести.
Этот поступок лежит на его совести.
На совесть делать.
Для очистки совести.
По совести говоря или по совести.
Надо и совесть знать (иметь).
По совести сказать.
И как только у него совести хватило.
Как вам не стыдно.
Совестливый человек.
Без зазрения совести.
Не за страх, а за совесть.
Человек без стыда и совести.
И как вам не совестно.

Иногда в практике использования различных воспитательных приемов воздействия на ребенка родители смешивают воздействия, основанные на страхе, стыде и совести. Совесть не сводится ни к страху, ни к стыду. Угроза наказания – это воздействие, основанное на страхе перед наказанием. Оно может быть эффективным для достижения конкретной цели, но ничего не дает для формирования совести. Угроза публичного осмеяния и осуждения – это воздействие, основанное на стыдливости. Оно тоже может быть эффективным, особенно в отношении горделивого и самолюбивого ребенка, но оно опять, же не воспитывает совесть. Обращение к совести — это обращение к внутренней логике морального сознания человека и к его нравственному чувству, это сравнение поступка ребенка с нравственным идеалом. С помощью принуждения и угроз совесть не укрепляется и не усиливается.

Совесть предполагает преодоление наивного, инфантильного эгоцентризма, умение увидеть себя адресатом собственных поступков – радоваться от собственных добрых дел и страдать от недобрых

Совестливый человек – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо – счастливый человек.

  1. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Беседы на морально-этические темы. Киев. 1984 г.
  2. Горецкий В.Г. Книга для чтения. 1 класс. Москва. 1990 г.
  3. Гребенников И. В., Ковинько А.В. Семейное воспитание. Москва. 1990 г.
  4. Я познаю мир. Психология. Детская энциклопедия. Москва, 2000 г.
  5. Ожигов С.И. Словарь русского языка. Москва. 1987 г.
  6. Татьянченко Н.Ф. Фразеологический словарь русского языка. Москва. 2000 г.

[link]urok.1sept.ru[/link]

Структура и механизм действия совести

В статье приведены сведения о структуре и механизме действия совести на основе библейского, святоотеческого и религиозно-философского учения

СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТИ НА ОСНОВЕ БИБЛЕЙСКОГО, СВЯТООТЕЧЕСКОГО

И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ

«…когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (Рим. 2:14,15).

§1. В христианском учении о человеке предлагаются различные системы классификации сил (возможностей, способностей) души. Вместе с этим, в основном, авторы сходятся во мнении о трех главных силах души, называемых: словесно-разумной (словесной, разумной, умственной, мыслительной); раздражительной (чувственной или чувствующей) и вожделевательной (пожелательной, желательной, страстной), или умом, сердцем и волей. «На эти три силы и указывают святые отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей … Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творении святых отцов Церкви почти всех веков» (1:13). При этом «совесть имеет седалище во всех трех известных психических силах: в познании, чувствовании и воле» (2:2086).

В соответствии с библейским учением, совесть — обличает (Ин. 8:9), свидетельствует (Рим. 2:15; 9:1; 2Кор. 11:12), оскверняется (1Кор. 8:7; Тит. 1:15), судит (1Кор. 10:29), сжигает (1Тим. 4:2), очищается (Евр. 9:14), преследует (Прем. 17:10); — может быть доброй (Деян. 23:1; 1Петр.3:16,21; 1Тим. 1:5,19; Евр. 13:18), непорочной (Деян 24:16), порочной (Евр. 10:22), требовательной (1Кор. 10:28; Рим. 13:5), немощной (1Кор. 8:7,12), спокойной (1Кор.10:27), чистой (1Тим. 3:9; 2Тим. 1:3).

По учению святителя Тихона Задонского совесть — это закон естественный или природный, сходный с законом Божьим, и поступающий не по совести — нарушает закон. При этом совесть — свидетельствует о бытие Бога — Создателя и Судии; является гласом Божьим, отвращающим от зла; свидетельствует о грехах и обличает за них, как и слово Божье; оправдает или осуждает; мучает и терзает за грехи; может не замечать пороков, находясь в грехах; может быть чистой, приносить радость и веру (3).

§2. Рассмотрим теперь более подробно учение о совести. В Быт. 4:11,12 говорится о наказании Господом Каина за убийство им своего родного брата Авеля; в Быт. 6:5 — о великом развращении людей на земле; в Быт. 6:19-23 — о том, что за это развращение, в результате потопа, посланного Господом, «истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли . остался только Ной и то, что было с ним в ковчеге».

Таким образом, в то время, когда кроме Быт. 2:16,17 ещё не было каких-либо иных известных нам Божьих законов (повелений) и, следовательно, не могло быть их нарушения, люди уже подверглись наказанию за личные деяния (убийство и развращение). Кроме того, при отсутствии законов, в Быт. 4:7 говорится о добре и грехе, а в Быт. 6:8 — о том, что «Ной же обрел благодать пред очами Господа», из чего следует, что Ной был праведным.

Заметим также, что Каин в ответ Богу на вопрос: «Где Авель, брат твой?» — сказал: «Не знаю, разве сторож я брату моему?». То есть, Каин не захотел признаться в убийстве своего брата, из чего можно сделать вывод, что Каин сам оценивал свой поступок как плохой. Иначе говоря, у Каина, при отсутствии в то время явных (осознанных) законов, возникло понимание своей вины.

Все это обусловлено наличием основ нравственного закона в совести человека.

В православном богословском словаре о понятии «совесть» говорится: «Воля Божия становится известною человеку двояким способом: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, посредством откровения или положительных заповедей, сообщенных Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанных пророками и апостолами. Первый способ сообщения воли Божией называется внутренним или естественным, а второй — внешним или сверхъестественным … С совестью нельзя переговариваться, условливаться, вступать в сделки: совесть неподкупна … По действиям или отправлениям совесть различают законодательную и судящую (и наказующую). Первая есть масштаб, о который мы измеряем действия свои, а последняя есть результат этого измерения … Развитие и совершенствование совести зависят сколько от образования ума, столько и от усовершенствования воли … Под влиянием страстей и шума мира совесть часто не дослышивается человеком и становится оглушенною … Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке … каждый человек имеет совесть только для себя. А отсюда следует, что я должен остерегаться возвышать свою совесть на степень закона для других и таким образом причинять ущерб свободе совести. Я должен с вниманием и пощадою относиться как к своей собственной совести, так и к совести других людей» (2:2084-2091).

В церковно-славянском словаре совесть определяется, как голос Божий, показывающий Его волю «относительно того, что должно и чего не должно делать человеку» (4:629).

В философском словаре даётся следующее определение совести: «совесть — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону её самосознания» (А.А. Гусейнов) («5:519. См. «Совесть»).

«Когда Бог сотворил человека, — говорит прп. авва Дорофей, — Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, — сие называется совестью, а она есть естественный закон . Последуя сему закону, то есть совести, (ветхозаветные) патриархи и все святые, прежде писанного закона угодили Богу» (цит. по 6).

§3. Таким образом, даже при отсутствии явного (осознанного) закона Божьего, в совести человека, являющегося образом Божьим, даны в неявном (подсознательном) виде основы этого духовно-нравственного закона. Иначе говоря, в совести, как на духовных скрижалях, записан закон Божий. Несоблюдение (нарушение) этого закона (впрочем, как и осознанного закона) — вызывает неприятные, иногда очень мучительные чувства, называемые угрызениями, или мучениями, совести, что и сигнализирует об отрицательной оценке поступка, то есть — о грехе. В богословском словаре об этом сказано так: «Лишь только замыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его…» (2:2086).

И ведь недаром А.С. Пушкин в пьесе «Скупой рыцарь называет совесть «когтистый зверь, скребущий сердце». Л.Н. Толстой сравнивает её действие со стрелкой духовного компаса: «В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы. Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.

Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несет ее, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился» (7. Гл. 2). В.А. Жуковский (1783-1852) в своем стихотворении «Совесть» пишет: «Сколь неизбежна власть твоя, гроза преступников, невинных утешитель. О совесть! Наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!».

Преподобный Григорий Синаит говорит: «Вкусить мучение совести здесь или в будущем не всех удел, а одних тех, кои погрешают против веры и любви. Она, держа меч ревности и обличения обнаженным, без жалости мучит повинных. Кто противится греху и плоти, того она утешает; а кто подчиняется им, того преследует, пока не покаются. И если не покаются, мучение переходит с ними в другую жизнь, и там продлится во веки» (цит. по 8:198,199).

Преподобный Иоанн Лествичник называет совесть неподкупным судьей: «Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть» (9:1. Слово 12, гл. 7). Святитель Феофан Затворник полагает, что «совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия…» (10:40). Митрополит Сурожский Антоний (Блум) пишет: «Священное Писание говорит: нет на свете ничего принудительнее, требовательнее, чем суд совести» (11:285). В Великом каноне Андрея Критского говорится: «Потому и обвиняюсь, потому и осуждаюсь я, злосчастный, своею совестью, строже которой нет ничего в мире» (Песнь 4. Читается в понедельник первой седмицы Великого Поста).

§4. Влияние угрызений совести может быть столь велико, что человек, не выдержав нравственной боли, может даже покончить с жизнью. По словам святителя Тихона Задонского: «За грех содеянный тяжко и люто мучит совесть человека, так что часто человек умерщвляет себя, не стерпя совестного мучения» (цит. по 3:259).

Так Иуда, предавший Иисуса Христа, «раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную . пошел и удавился» (Мф. 27:3-5). Б.И. Гладков при толковании Мф. 27:3-5 пишет: «Он (Иуда — П.Д.) … хотел уйти от своей совести, от ее преследований; но куда бы он не уходил, куда бы не убегал, всюду преследовал его призрак креста; совесть все громче и громче обличала его, угрызения ее становились все мучительнее … он не выдержал этой пытки и, с отчаяния, повесился» (12:638).

Совесть представляет собой «инстинктивное чувство правильного и неправильного, которое порождает ощущение вины. Помимо подсознательного обладания Божиим Законом люди обладают предупредительной системой, которая действует при незнании или нарушении этого закона …» (13:1747. См. пояснение к слову «совесть» из Рим. 2:15).

Поэтому, совесть также можно назвать и духовным инстинктом, который по аналогии с физиологическими инстинктами (например, сохранения индивидуальной жизни и жизни рода) заложен в природе человека и предназначен для сохранения его жизни, но, в отличие от них, предохраняет непосредственно не от физической, а от духовной смерти.

Совесть можно назвать и нашим внутренним ангелом-хранителем, взвешивающим на духовных весах наши желания и поступки (мысли, слова, деяния) с учётом их следствий и наших намерений сердечных, определяющим — правильно ли мы хотим поступить, и направляющим нас на праведный путь.

«Совесть имеет такое значение для нравственно-практической деятельности, какое логика имеет для мышления, или присущие человеку идеи такта, рифмы и т.д. — для музыки, поэзии и т. д.» (2:2086). Основополагающее значение совести признается и в светском мире. Так, например, присяжные заседатели, в соответствии с действующим законодательством, при вынесении своего решения о виновности или невиновности подсудимого должны руководствоваться своими внутренними убеждениями и совестью.

Антоний (Блум), митрополит Сурожский говорит, что «голос совести в нас звучит очень различно: то требовательно, то сурово, как имеющий власть над нами, имеющий право требовать от нас того величия, какое Бог задумал, того величия, ради которого он стал человеком, чтобы нам показать, чем мы не только можем, но должны быть; то голос совести нашей звучит, словно плач матери, которая видит, как губит себя сын или дочь недостойной, порочной, мелкой жизнью, и с плачем просит нас измениться, и ждет, молится, плачет, и на слезы, на мольбу которой мы большей частью не отзываемся. Порой совесть наша звучит, как голос друга, который знает наши пути, знает. на что мы способны, в самом лучшем смысле слова, и знает, как мы отступаем от этого, как мы недостойны своего звания, знает, что мы носим звание человека, как Христос Себя назвал Сыном Человеческим, и что мы так недостойны этого звания. Речь идет именно о человечестве нашем, о том, достойны ли мы называться таковыми, хотя бы зачаточно, хотя бы в том состоянии, в котором мы теперь находимся» (14:266,267).

По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Бог промышляет о людях чрез совесть каждого человека. Совесть — это наш судия нелицемерный: она тщательно смотрит за нашими мыслями и желаниями, словами и делами — ничто от нее не укроется» (15:26).

Австрийский психиатр, психолог и философ Виктор Эмиль Франкл полагает, что с психологической точки зрения религиозный человек — это тот, который воспринимает не только то, что говорится или подсказывается совестью, «но и самого говорящего, то есть его слух в этом смысле острее, чем слух неверующего. В диалоге верующего с собственной совестью — в этом самом сокровенном из всех возможных диалогов — его Бог становится его собеседником» (16).

§5. Таким образом, в совести человека можно выделить пять её аспектов (элементов её структуры):

  • законодательный, — представляет собой эталон поведения (духовные скрижали, на которых написан закон Божий, определяющий, что нужно делать, и что нельзя делать), или, как говорят святые отцы, — закон естественный (внутренний, природный), сходный с внешним законом Божьим;
  • следственный (свидетельский), — представляет собой духовный компас, сравнивающий духовную направленность поведения (поступка) человека с эталоном, и определяющий степень их соответствия (расхождения). Включает в себя критерий сравнения — сердечные намерения. Ибо, «Бог наказывает или увенчивает не само дело наше, но намерение» (святитель Иоанн Златоуст) (цит. по 17:97. См. толкование на слова: «Не творите милостыни вашей пред людьми» из Мф. 6:1,2)

«И Господь … будет воздавать … доколе не воздаст … за дела людей — по намерениям их» (Сир. 35:19-21).

  • судебный, — определяет, в зависимости от степени соответствия (расхождения) поведения человека эталону, а также сопутствующих обстоятельств, степень виновности и наказания;
  • исполнительный, — представляет собой наказание в виде мучительного угрызения совести, терзающего человека, как «когтистый зверь», доставляющего душевную боль и оставляющего душевную рану, требующую лечения — покаяния;
  • результирующий, — представляет собой результат действия совести.

Отметим, что внутренний закон (совесть) не устраняет необходимости внешнего закона (заповедей Божьих), они находятся в согласии между собой.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Какие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых? Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии» (19:97).

Совесть следует отличать от стыда. Совесть связана с внутренней, личной оценкой человеком своих действий, или самооценкой. Для действия совести социум не является необходимым условием. Человек может испытывать состояние тяжелейшей психологической травмы от осознания греховности (предосудительности) своего поступка, даже если никто никогда не узнает об этом поступке, или если человек в дальнейшем будет находиться в полном одиночестве.

Стыд человека, наоборот, связан с оценкой другими людьми его неблаговидных действий. В общем случае, стыд представляет собой чувство смущения перед другими (за свой поступок), или за других (за их действия). «Стыд — это смущение, вызванное прилюдным нарушением принятых в обществе норм либо обнаружением такого нарушения». Точнее, стыд — это смущение, вызванное ожидаемой негативной реакции других людей на неблаговидный поступок. Поэтому, для возникновения стыда социум является необходимым условием.

Совесть и стыд человека в целом и их отдельные аспекты могут меняться в зависимости от экономической, социальной, политической, религиозной обстановки, в которой он находится, а также от морально-нравственных устоев, принятых на данном этапе в обществе, (общественной жизни) и его воспитания.

  • 1. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. / Сост. Прот. Стефаном Кашменским // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. — Вып. 3. — Пермь: Панагия, 2002.
  • 2. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х тт. — Т. 2. — Изд-во П. П. Сойкина, 1992.
  • 3. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит–издат, 2003.
  • 4. Полный церковно-славянский словарь / Сост. свщ. Г. Дьяченко. — М.: Издат. отдел Московского Патриархата, 1993. Репринт с изд. 1900 г.
  • 5. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.
  • 6. Конспект по нравственному богословию. Сост. преподаватель Нравственного богословия Киевской Духовной Семинарии Г. Шиманский, — Киев, 1990.
  • 7. Л.Н. Толстой. Путь жизни. 1910.
  • 8. Добротолюбие / пер. с греч. Святитель Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 5. — М.: Сретенский монастырь, 2004.
  • 9. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. — 1998.
  • 10. Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М.: 1999.
  • 11. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек. — Киев: Пролог, 2005.
  • 12. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
  • 13. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Ар
  • 14. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек. — Киев: Пролог, 2005.
  • 15. На вопросы о Церкви и духовной жизни отвечает святой Иоанн Кронштадтский. / сост. митр. Вениамин (Федченков). — М.: Синтагма, 1996.
  • 16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М, 1990.
  • 17. Толковое Евангелие. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями архим. Михаила в 2-х книгах. Книга 1. Евангелие от Матфея. М.: В Синодальной Типографии, на Никольской ул. 1870. Репринт.
  • 18. Толкование посланий св. ап. Павла: По трудам святителя Феофана Затворника. — М.: Русский Хронографъ, 2002.
  • 19. Толкование посланий св. ап. Павла: По трудам святителя Феофана Затворника. — М.: Русский Хронографъ, 2002.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Совесть что делает
[link]econet.ru[/link]

CATEGORIES