Социальные проблемы отношений между поколениями

Социальные проблемы отношений между поколениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя

Тип работы: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

на тему:« Социальные проблемы отношений между поколениями »

ст.гр. НАП-09 ________________Р.Э. Денисюк

д.т.н. проф. каф. _______________И.И. Крижановская

Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий

1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий

Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье

2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье

2.2 Конфликт, его причины и типологизация

Список использованной литературы

Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.

Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).

Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.

В ХХІ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно-почтительного к нетрадиционному, не характерному для украинского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идёт об абсолютно безразличном отношении, как на государственном, так и на бытовом уровне.

Самостоятельно изучить социальные проблемы отношений между поколениями.

    1. Рассмотреть проблемы взаимоотношение старшего и младшего поколений;

2.Рассмотреть теоретико- методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий;

3. Рассмотреть проблемы взаимоотношений поколений в семне.

Раздел І. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий

1.1 Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий.

Цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли – ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность – это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости – период, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

Понятие «поколение» включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразный «субъект», мы, конечно же, поступаемся различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно с этим подчёркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на одни и те же вещи.

Итак, поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованиями – национальными, половыми и классовыми.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

В социологической литературе имеются два полюса трактовки межпоколенных отношений:

1. В современном обществе существует большая разница между поколениями и этот доходящий до противоположности разрыв увеличивается.

2. Представления о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Встречается также точка зрения, согласно которой подобные взгляды на взаимоотношения поколений существует лишь в спекулятивных глобальных теориях. Данную точку зрения опровергают эмпирические исследования, которые показывают, что межпоколенные отношения являются отношениями «селективной преемственности».

Это ведёт к напряжению в институте семьи, с которым себя всё-таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над жилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворённой потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает желание оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством. И, в большинстве случаев, желает жить раздельно со своими родственниками.

Под поколением в семье понимается условная социально-возрастная совокупность людей, одинаково удалённых в родственном отношении от общих предков (родители, дети, внуки), образующих по отношению к ним одинаковую степень родства по прямой линии. Поколением также называют потомство супружеской пары (или совокупности супружеских пар) по степеням родства.

Раздел ІІ. Проблема взаимоотношений поколений в семье

2.1 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье

Соответственно, межпоколенные конфликты в семье — это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т. п.), а также между членами семьи, которые постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам, например, между усыновителями и усыновленными, приемными родителями и детьми.

Конфликт трактуется в отечественной социологии как столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами или социальными группами; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей и социальных институтов.

Представляется, что данные определения вполне применимы к семейным межпоколенным конфликтам.

Семья, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры, в современной отечественной социологии рассматривается как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Семейные отношения — это отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а семья представляется единством супружества, родительства и родства.

К этому необходимо, на мой взгляд, добавить, что семья может включать в себя отношения, основанные не только на браке и родстве, но и на усыновлении (удочерении). Хотя юридически последнее приравнивается к кровному родству, фактически таковым не является. Поэтому, с позиций конфликта поколений, кровное родство или усыновление (удочерение)

Под семейным конфликтом понимаются определенные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, посредством которого они разрешаются. Семейные конфликты включают в себя конфликты между супругами, родителями и детьми, конфликты с представителями старшего поколения. Семейный конфликт возникает по поводу выполнения семьей ее функций, психологической структуры семейных отношений, определения семейных целей и задач развития на каждой стадии жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным ценностям членам семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами семьи как расхождение, столкновение их интересов, целей, потребностей и т. д..

2.2 Конфликт, его причины и типологизация

Конфликт между поколениями социологами рассматривается как возникновение противоречий и столкновение интересов представителей разных поколений по причинам как возрастных различий, так и различий социально-экономических интересов и условий жизни разных поколений, противоположности их идейно-политических взглядов, принадлежности к разным субкультурам.

Нельзя не считаться с фактом огромного многообразия межпоколенных конфликтов в семье. Поэтому, с методологической точки зрения, при социологическом анализе конфликтов поколений в современной семье необходима их типологизация, которая может осуществлять по многим основаниям. Рассмотрим некоторые из них.

По специфике субъектов межпоколенные конфликты могут быть внутриличностными (которые протекают в сознании индивида без ярко выраженных проявлений в его взаимодействии с другими сторонами конфликта); межличностными (между конкретными представителями различных поколений); между личностью и группой (например, между пожилым человеком и семьей его сына или дочери); социально-психологическими (между малыми социально-психологическими группами поколений, например, между молодой и родительской семьями); социальными (между семейными поколениями как представителями поколений в обществе).

Источник:
Социальные проблемы отношений между поколениями
Автор работы: Пользователь скрыл имя Тип работы: реферат МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
[link]http://myunivercity.ru/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8/28602_1186074_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html[/link]

Социальные проблемы отношений между поколениями

Возраст и поколение в контексте конфликтологии. Конфликт поколений: стабильность, изменчивость и конструктивная функция. Определение функций конфликта в обществе. Ответственность за социальное, физическое и материальное состояние пожилых членов общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Второе поколение» классиков социологической конфликтологии, их учения; исследование конфликта в рамках школы социал-дарвинизма. Функциональная и конфликтная модель устройства общества как закономерная и естественная характеристика социальных отношений.

Понятия «возраст» и «поколение». Причины возникновения и обострений противоречий между представителями разных поколений. Межпоколенные конфликты в современной российской семье. Методы их исследования. Негативные и позитивные последствия конфликтов.

Проблемы геронтологического насилия в современной российской жизни, основные типы и присущие им признаки. Кадровая политика в отношении лиц пожилого возраста. Старшее поколение как фактор экономического развития страны. Образ пожилых в современной России.

Основные концепции конфликта в социологии. Механизм социального конфликта и его функции. Конфликт и его особенности в условиях современного российского общества. Негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.

Социальные процессы в российском обществе, возникающие в результате взаимодействия поколений. Социологическое исследование видов гражданской идентичности россиян. Анализ психологических характеристик различных поколений, их карьерных ориентаций.

Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения, выявление причин данного конфликта. Факторы, из-за которых молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Пути выхода их «межпоколенного» конфликта, роль общества в решении данной проблемы.

Понятие социальной технологии. Актуальность и значимость социального обслуживания пожилых людей. Социальные проблемы пожилых людей в современном российском обществе. Характеристика технологий социального обслуживания, определение эффективности.

Неравенство между слоями общества. Социальная дифференциация общества. Разделение общества на социальные группы, которые занимают разное положение в обществе. Социальное неравенство в роли стимулятора человека к саморазвитию и достижению своих целей.

Выявление проблем, с которыми сталкивается человек при наступлении пенсионного возраста. Типы старости и социальное время пенсионеров. Положение пожилых людей в обществе. Трудности пожилых людей. Бедность и состояние здоровья. Взаимоотношения с родными.

Характеристика понятия конфликта и определение его роли в современном обществе. Типология конфликтов и основные причины их возникновения в социальной работе. Поведенческие реакции личности на конфликт. Анализ конфликта между руководителем и сотрудниками.

Источник:
Социальные проблемы отношений между поколениями
Возраст и поколение в контексте конфликтологии. Конфликт поколений: стабильность, изменчивость и конструктивная функция. Определение функций конфликта в обществе. Ответственность за социальное, физическое и материальное состояние пожилых членов общества. Социология, реферат
[link]http://revolution.allbest.ru/sociology/00227143.html[/link]

Социальные проблемы отношений между поколениями

Возраст и поколение в контексте конфликтологии. Конфликт поколений: стабильность, изменчивость и конструктивная функция. Определение функций конфликта в обществе. Ответственность за социальное, физическое и материальное состояние пожилых членов общества.

Историческое развитие конфликта поколений на уровне общества и семьи. Значение социологических исследований определяющих факторов причин обострения противоречий между поколениями. Специфика конфликта поколений России, усугубление его в современном мире.

Понятие конфликта и его трактовка различными учеными. Аспекты отношений между поколениями: социальный, экономический, политический, культурный, бытовой и пр. Пирамида потребностей А. Маслоу: ее основная мысль, описание, недостатки и положительные стороны.

Естественная смена поколений как постоянное воспроизводство культурных различий. Отношение общества к старикам как показатель его цивилизованности. Конфликт поколений как конструктивный с точки зрения развития гуманизма и ценности каждого возраста.

Социальное положение пожилых людей. Тенденция к росту численности пожилых и престарелых. Психологические особенности пожилых людей как объект социальной работы. Одиночество людей пожилого возраста как социальная проблема. Психология старческого возраста.

Значение конфликта в общественной жизни. Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, этапы и фазы конфликта. Источники обострения конфликтов между большими группами, природа человека и социальный конфликт. Конфликт потребностей.

Понятие социального конфликта, характеристика основных источников. Процесс классификации по разным признакам. Определение субъектов и главных функций. Стадии протекания социального конфликта, пути их разрешения. Идеолог конфликтологии – Эмиль Дюркгейм.

Трансформации традиционных семейных норм и ценностей в современном обществе. Обзор причин конфликтных взаимоотношений поколений в семье. Механизм социальной регуляции конфликта в семье. Анализ особенностей реализации государственной социальной политики.

Теоретический анализ конфликта — одна из фундаментальных проблем конфликтологии. Конфликт как борьба противоположностей. Интересы — главное понятие, необходимое для анализа общественного конфликта. Материальная и духовная жизнь людей — источник интереса.

Основные причины и факторы, вызывающие проблему взаимоотношений между поколениями. Смена типов преемственности, отношения к традиции. Изменение характера труда в индустриальном обществе в результате ускорения темпов научно-технического прогресса.

Формирование в современном российском обществе социального противоречия между элитой, представляющей различные группы новых собственников, и огромной массой народа. Основные концепции конфликта в социологии. Роль и функции конфликта в развитии общества.

Источник:
Социальные проблемы отношений между поколениями
Возраст и поколение в контексте конфликтологии. Конфликт поколений: стабильность, изменчивость и конструктивная функция. Определение функций конфликта в обществе. Ответственность за социальное, физическое и материальное состояние пожилых членов общества. Социология и обществознание, русский язык
[link]http://allbest.ru/o-2c0a65625a3bc68b5d53a88421306d37.html[/link]

CATEGORIES