Социальные функции семьи

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Семья и её основные функции

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Семья и её основные функции

1.2 Социальные функции семьи

2. Социометрический оптос, процедура и этапы проведения.

2.2 Социологический опрос

3. Проблема и последствия курения среди молодежи.

3.2 Курение как проблема и болезнь

С термином “социология” каждый из нас встречается неоднократно.

В современной жизни она у всех “на слуху”. Но что представляет собой социология как наука?

Термин “социология” производная от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — слово, понятие, учение. Социология — наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается большим количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Объектом той или иной науки является часть субъективной или объективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат исследовательских действий.

Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество являеться объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.

Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей , получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания , его особенности связаны с понятием социального ,социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической науки — социальные закономерности.

Социология — наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

Для изучения поставленной проблемы в выборе тех или иных приемов определяющую роль играют методологические посылки, принципы.

Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Метод — анкетный опрос. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

Социология исследует не сами по себе функции, как бы важны они не были, а социальное явление, которое выступает через осуществление конкретной функции, в ней проявляется сама целостность системы.

Социальное явление тем и сложно, что оно представляет собой момент действия субъекта через конкретную функцию.

Системно-функциональный анализ позволяет проникнуть в реальную социальную ситуацию и познать социальное явление.

1. Семья и её основные функции

1.1. Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии — социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов — основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов — авторитарная или совместно равноправно — эгалитарная.

1.2 Социальные функции семьи:

Функции семьи — это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

— воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

— воспитательная функция — социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

— хозяйственно-бытовая функция — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

— экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

— сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

— духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

— социально-статусная — предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

— эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества.

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли — это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

1.3. Функции семьи — способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Образ жизни семьи — интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи — это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для системации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

Семейно-брачная идеология — совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.

Успешность брачно-семейных отношений — интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

Этапы жизненного цикла семьи — категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.

Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов.

2. Социометрический оптос, процедура и этапы проведения

Раскроем это понятие, т.к. оно является для социологии ключевым.

Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни. Вот что такое — социальное.

Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

Методологией называют систему принципов научного исследования.

Как прийти к такому теоретическому выводу?

— изучить социальную структуру общества;

— определить показатели жизненного уровня общества и его социальных общностей;

— изучить динамику изменения этих показателей за определенный период; (измерить их);

— изучить реакцию людей, отдельных общностей на изменение уровня жизни, смену показателей;

2.2 Это есть методология: система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техники и методов сбора и обработки данных.

Метод — анкетный опрос:

— Часть открытых вопросов

— Часть закрытых вопросов (предложены варианты возможных ответов)

— эти два способа образуют технику данного анкетного опроса.

— Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора данных,

Цель исследования — выявить состояние этой проблемы на данный момент времени, в нашем городе.

Задача соцопроса — собрать как можно больше информации о проблеме с помощью социологического опроса.

Целостность, выражая однокачественность целого и его элементов, является необходимой характеристикой объективной реальности определенного качества.

Целостность раскрывает нам все взаимодействия целого и необходимость этих взаимодействий.

Следовательно, правильно понять социальное явление возможно лишь через комплексный охват действия всех многообразных сил и зависимостей.

Таким образом, комплексный подход представляет собой продуманную,

Расчет выборочной совокупности.

Итак, комплексный подход в социологии выражает необходимость учета взаимодействий социального явления в его конкретном состоянии, который позволял бы в наибольшей степени выявить целостность исследуемой реальности.

Системно-функциональный анализ в социологии раскрывает диалектику целого и части.

Системный анализ, системный подход есть необходимая составная часть диалектико-материалистического метода.

2.3 Таким образом следует еще раз подчеркнуть, что суть системного подхода (анализа) в социологии заключается в том, чтобы в изучении социального явления в его конкретном состоянии строго и последовательно исходить из знания целостности социального процесса и социальной организации и рассматривать исследуемый социальный объект как необходимый орган или элемент общественно-политической системы.

Взаимоотношение системы, ее органов и частей фиксируется как функциональная зависимость и в общем плане может быть представлена как системно-функциональная характеристика целого.

Социология исследует не сами по себе функции, как бы важны они не были, а социальное явление, которое выступает через осуществление конкретной функции, в ней проявляется сама целостность системы.

Социальное явление тем и сложно, что оно представляет собой момент действия субъекта через конкретную функцию.

Системно-функциональный анализ позволяет проникнуть в реальную социальную ситуацию и познать социальное явление.

3. Проблема и последствия курения среди молодежи

Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака — от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид — другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым.

Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиалетовый лучи, которые выжны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин.

У детей , матери которых курили во время беременности , имеется предрасположенность к припадкам .Они значительно чаще заболевают эпилепсией .Дети ,родившиеся от курящих матерей , отстают от своих сверстников в умственном развитии .

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной — сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, растройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение и школьник несовместимы . Школьные годы — это годы роста как физического , так и умственного . Организму нужно много сил , чтобы справиться со всеми нагрузками . Как известно , навыки , привычки , усвоенные в школьном возрасте , самые прочные .Это относиться не только к полезным , но и к вредным привычкам .Чем раньше дети , подростки , юноши , девушки познакомятся с курением и начнут курить , тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

3.2 Последствия курения

Если человек курит, то он должен знать о влиянии курения на организм. Табачный дым содержит три очень вредных для организма вещества: смолу, никотин и окись углерода.

Смола в виде клейких отложений закупоривает и раздражает верхние дыхательные пути и легкие, приводя к развитию таких заболеваний, как хронический бронхит и эмфизема, а в ряде случаев — рак легких, почти не встречающийся у некурящих людей. Токсические компоненты смолы, кроме того, всасываются и поступают в кровеносное русло, а затем выводятся с мочой. Известно, что наличие таких раздражающих веществ в мочевом пузыре способствует развитию рака мочевого пузыря.

Никотин — сильное наркотическое вещество — действует на нервную систему, повышая частоту сердечных сокращений и риск развития аритмии сердца.

Окись углерода, поступая в кровеносное русло из табачного дыма, снижает способность эритроцитов доставлять кислород к клеткам организма и таким образом усиливает проявление различных заболеваний системы кровообращения. Кроме того, окись углерода, по-видимому, активно участвует в формировании веществ, которые могут закупоривать артерии и вызывать тяжелые поражения сердца и нарушение кровообращения в нижних конечностях.

О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать , что табак мешает умственной работе .Опыты показали , что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза :’Капля никотина убивает лошадь’.Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну , а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались : видно , я крепче лошади , сколько никотина потребил , а жив ! Утешали себя : табачный дегодь остается на фильтре.

Врачи также выяснили , что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960 годов , стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований .И люди ужаснулись ! Оказывается : если человек курит в день от 1 до 9 сигарет , то сокращает свою жизнь ( в среднем ) на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет , то на 5,5 года ; если выкуринных 20 до 39 сигарет — на 6,2 года.

Установили, что люди начавшие курить до 15 летнего возраста , умирают от рака легких в 5 раз чаще , чем те которые начали курить после 25 лет.

Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией , в 12 — инфарктом миокарда , в 10 раз — язвой желудка и в 30 раз раком легких .

Нет такого органа , который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь , половые железы и кровеносные сосуды , головной мозг и печень.

Ученые выяснили ,что курение в ДВА раза опаснее для растущего организма , чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет , если ее выкурить сразу , а для подростков полпачки.Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуринных двух трех сигарет из-за резкого отравления жизненно выжных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.

Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше , а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже , так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются .Вот почему у курящих ребят слабеет память , вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.

Ученые выяснили , что в табаке содержится масса ядовитых веществ . Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте .

В течение нескольких лет ученые проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.

Источник:
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Семья и её основные функции
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Семья и её основные функции 1.2 Социальные функции семьи 2. Социометрический оптос, процедура и этапы проведения. 2.2 Социологический опрос 3.
[link]http://www.f-mx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/semya_i_eyo_osnovnye_funkcii.html[/link]

Социальные функции семьи

По существу, семья появилась на Земле задолго до возникновения человека, человеческого рода. Зарождающийся человек просто использовал возникшую в животном мире форму сожительства для собственного самосохранения, выживания. Уже биологическая особенность воспроизводства человека (более длительный период формирования человеческого ребенка по сравнению с детенышем животных до приобретения им навыков, умений, возможности самостоятельного обеспечения себя всем необходимым для жизни) обусловила необходимость такой организации жизни, такой формы сообщества, когда беспомощный ребенок вместе с его матерью мог бы обрести надежную защиту со стороны своего рода, «большой семьи».

Впоследствии по мере развития человеческого общества постепенно возникли, вычленились, развились и новые функции семьи, связанные с материальными и духовными, социальными процессами, происходящими в обществе. На каждом историческом этапе та или иная функция семьи обретала различную значимость — большую или меньшую. В то же время все они постоянно находились во взаимосвязи и взаимозависимости, часто помогая одна другой, а иногда, впрочем, и мешая друг другу. Да и ныне строго различить и разграничить одну семейную функцию от другой достаточно трудно. Например, выполнение материальных функций оказывается в определенных условиях необходимым для осуществления семьей духовных функций (обучение, воспитание детей), но реализация духовных функций является непременным условием осуществления материально-производственных функций.

В семьях крестьян и ремесленников, а также некоторых других общественных групп это явление сохранилось и после ликвидации феодальных отношений. Но в целом с переходом к капитализму, с возникновением крупных фабрик и заводов производительный труд уже в значительной мере отпочковался, отделился от семьи. Собственно, даже управленческую деятельность, процесс управления своими фабриками и заводами капиталисты постепенно все более и более поручали специально подготовленным управляющим, менеджерам, выходцам не только из других семей, но и из других социальных групп, классов. Преобладающее значением XVII—XIX вв. в буржуазной семье получила функция накопления материальных благ и передачи их по наследству.

Правда, это «искусство» может оказаться со временем не менее производительным, чем нынешний самый производительный (и самый изнурительный в условиях низкого уровня механизации) семейно-подрядный труд. Дело в том, что компьютерное обучение с раннего возраста, распространение персональных компьютеров, появление телевизоров со стереоскопическим, а может быть, и голографическим изображением, с расширением возможностей телепроекции на экран чертежей, текстов, схем, рисунков из электронных банков информации, техническое моделирование, конструирование, изобретательство могут в значительной степени перекочевать из конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов непосредственно в семью. И тогда это будет по существу диалектический «возврат к старому», к превращению семьи в основную производственно-трудовую ячейку общества, но уже на новой основе, в новой форме и с новым содержанием.

Вторая часть производительной деятельности семьи относится уже к производству подрастающего поколения.

Однако воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный момент, то есть не только рождение, но и воспитание и обучение его. Ныне уже вполне достоверно установлено, что в этом отношении семья никакими общественными учреждениями адекватно заменена быть не может. Именно в теплой благоприятной атмосфере семьи ребенок естественным образом и наиболее эффективно получает первую социализацию своей личности, обретает основы собственной личности.

Но поскольку репродуктивная, как и материально-производственная, экономическая деятельность семьи самым тесным образом связана с жизнью общества, они в значительной мере соприкасаются. Уже в Древнем Риме, во времена императора Августа, появились первые законы, направленные на стимулирование рождаемости в семье. Они создавали, обеспечивали определенные льготы для всех римских граждан, имеющих детей, и в то же время некоторые материальные и социальные ограничения для бездетных и холостяков.

Да и в период учебы ребенка в школе, затем в среднем или высшем учебном заведении, во время работы на производстве воспитательная функция семьи не отмирает, воспитательное воздействие на юное поколение не прекращается. И человек, выросший в нормальной семье, в своих поступках, как правило, руководствуется не только мнением всего. общества или членов своего трудового коллектива, но в значительной мере и мнением своих близких. Это нередко помогает ему уберечь себя от неблаговидных действий, опрометчивых поступков.

Естественно, форма, тактика этой регулятивной деятельности со временем претерпевают все большие изменения. Общая тенденция здесь та же, что и во всём обществе: переход от авторитарного, командно-бюрократического стиля управления к либеральному, демократическому, от метода командования к методу убеждения, рекомендации, совета и т. д. Особую роль играет сначала официальный, потом функциональный, а затем и личный авторитет членов семьи: прежде всего родителей, а также старших братьев и сестер. Хотя и поведение родителей может в значительной степени корректироваться мнением детей и их действиями.

По мере гуманизации общества все более возрастает значение фелицитологической функции семьи. В какой-то мере она объединяет в себе все остальные функции, но в то же время является самостоятельной, и, на наш взгляд, должна быть выделена не только научно, социологически, но и индивидуально-психологически. В том смысле, что эту функцию следовало бы осознать и целенаправленно осуществлять в каждой семье. «Фелиците» в переводе с латинского на русский язык означает «счастье». Следовательно, фелицитологическая функция означает создание условий для счастья каждого члена семьи. Но выполнять эту функцию может только дружная, благополучная, культурная, полноценная в морально-психологическом отношении семья.

Источник:
Социальные функции семьи
Социальные функции семьи
[link]http://medn.ru/semiy/semya-i-brak-chto-takoe-istoriya/sotsialnyie-funktsii-semi.html[/link]

Социальные функции семьи

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Социальные функции семьи не остаются неизменными, вместе с развитием института семьи они меняются. Под социальными функциями понимаются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья, т.е. деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Специфика социальных функций семьи состоит в том, что они имеют общественное и индивидуальное значение, т.е. они одинаково важны как для человека, так и для общества. В этом их уникальность. Определим основные социальные функции брака и семьи.

Регулирование сексуальных отношений – упорядочивает сексуальные отношения на основе того, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких обстоятельствах должны вступать в половые отношения.

Репродуктивная функция (воспроизводство населения)– через семью налажена система замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

Социализация. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, контролируют действия, закладывают основы владения устной и письменной речью. Поскольку основным механизмом социализации является культура, реализация этой функции семьи напрямую связана с уровнем культуры её и общества.

Забота и защита: семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в период взросления. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.

Социальное самоопределение: узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же слою, расе, этносу, религиозному объединению, к которому относится родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида, лежит в основе его самоидентификации.

Хозяйственно-экономическая: приготовление пищи, уборка помещений, покупка продуктов, т.е. ведение домашнего хозяйства, организация быта семьи.

Важным является вопрос о том, как современная российская семья выполняет социальные функции (предлагаем более подробно рассмотреть материал по данной проблеме на практическом занятии).

3. Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

Современная семья переживает глубокий кризис. Справедливости ради, следует сказать, что семейный кризис носит глобальный характер, присущ всем развитым странам, возник не в последние годы. Корни кризиса кроются в тех радикальных преобразованиях, которые произошли в Европе и Северной Америке под влиянием индустриализации. Современный социально-экономический спад лишь обнажил семейный кризис, но не привнес в него ничего принципиально нового. Изменился сам образ жизни людей в современных обществах, современная цивилизация привела к утрате высокого и значимого в прошлом места семьи в социальной структуре общества. Специфика российской ситуации лишь накладывается на общемировые тенденции:

Современная модель семьи связана с четким разделением дома и работы. В урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, когда домашний быт постепенно передается несемейным учреждениям (прачечные, химчистки, кафе и т.д.).

Идет процесс снижения брачности (исчезает ранняя и сплошная брачность), увеличения доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей в этих сожительствах. Увеличивается доля сознательного одиночества.

Заметнее стал переход от закрытой к открытой системе выбора супруга: личный выбор индивида имеет приоритет перед родительским, хотя и при сохранении зависимости от них, соблюдении имущественных интересов, закрепляемых брачным контрактом.

Происходит переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из 3-х поколений, к нуклеарной, включающей родителей и их детей. Увеличивается доля престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей.

Растет доля «осколочных» семей с одним родителем и детьми. Около трети семей в России – неполные, в основном материнские.

Семья становится малодетной и однодетной. Коэффициент рождаемости в российской семье -1,34 (с учетом вступления в репродуктивный период многолюдного поколения 80-х гг.), что изменить ситуацию депопуляции не может.

Увеличение числа семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «не своего» ребенка.

Увеличение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов.

Исчезают традиции пожизненного брака, растет число разводов, причем, в России – большая часть по инициативе женщин. На 1000 браков приходится более 700 разводов. Россия занимает первое место в мире по числу разводов, хотя численность населения существенно меньше, чем в других странах. Возникла серийная, или веерная, моногамия, когда человек в течение жизни многократно вступает в брак.

Система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма». Ценности фамилизма (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости) по мере модернизации размываются, становятся менее устойчивыми и престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений. Растет число адюльтеров, т.е. супружеских измен.

Современная семья становится конъюгальной, супружеской (в триаде «супружество – родительство – родство» супружество оценивается выше других составляющих), причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида. Люди ищут в семье прежде всего личного счастья.

Появление альтернативных форм брака и семьи, в которых не заинтересовано общество, но заинтересован человек, например, незарегистрированные браки (сожительства), однополые браки и другие.

Когда в современном обществе растет уровень жизни, потребления, комфорта, семья перестает быть условием выживания человека; в кризисных условиях, напротив, именно семья позволяет пережить трудности.

Усиливается взаимовлияние социальных институтов. К примеру, образование становится непрерывным, люди под его влиянием в течение супружеской жизни меняются, и это нередко приводит к межличностной несовместимости.

Как показали социологические исследования, в России контрацепция и новые технологии рождения детей (первые дети «из пробирки» уже повзрослели и сами стали родителями) существенно трансформируют сексуальное и репродуктивное поведение современного человека.

Проблема абортов стала не только медицинской, но и социальной. По числу абортов Россия занимает первое место в мире: на каждого родившегося ребенка приходится три аборта (больше, чем в странах с миллиардным населением). Низкая общая и сексуальная культура общества сформировала «наплевательское» отношение к здоровью женщин.

Обострилась проблема устойчивости семейно-брачных отношений. Развод – это способ прекращения брака при жизни супругов. Свобода развода налагает на супругов величайшую ответственность за судьбу семьи. Еще Монтескье заметил, что ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: мужчина и женщина легко переносят тяготы семейной жизни, ибо знают, что могут покончить с ними. Право развода на то и дается, чтобы им не пользоваться. А если и пользоваться, то только в самом крайнем случае, когда исчерпаны все и всякие возможности сохранить семью.

Предпосылками для поддержания высокого уровня разводимости являются:

свобода расторжения брака, зафиксированная в правовых нормах;

относительная экономическая независимость женщин;

существование брачного рынка и возможностей создать другую семью;

увеличение продолжительности брака, которая за сто лет, в среднем, удвоилась, а это увеличивает вероятность возникновения более частых и качественно иных конфликтов;

сокращение браков, заключенных по религиозному обряду;

рост урбанизации, региональной мобильности;

перемены в роли женщин;

дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции.

В качестве выводов акцентируем главную мысль: развитие брака и семьи имеет социальный характер. Переход общества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному трансформировал социальные институты брака и семьи. То, что происходящие изменения оцениваются учеными в понятиях «крах», «кризис» семьи, нуждается в пояснении. Есть две теории. Первая считает, что под влиянием эволюции общества семья переживает дезорганизацию, но она не означает гибель семьи. На обломках традиционалистской семьи возникают новые альтернативные семейные структуры, которые будут освобождены от старых проблем. Новые потребности семьи должны поддерживаться и учитываться государственной семейной политикой.

Вторая теория говорит не о кризисе, а о крахе института семьи, который исчерпал себя и не выполняет свои функции: дети не рождаются, беспрецедентны отказы от детей и даже их убийство, рост семейной девиации в самых разных формах. Ученые считают, что термин «семья» в сложившейся ситуации следует заменить термином «домохозяйство» (который, кстати, употреблялся в дореволюционной России в последних переписях населения).

Все точки зрения имеют право на существование, но они все-таки не объясняют проблему до конца. Очевидно, это связано со сложной системой отношений между человеком и обществом. Человек в семейной сфере стремится к тому, чего ему хочется, а не к тому, что является общественно-полезным, или не имеет отрицательных последствий глобального характера.

Институт семьи существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечает каким-то глубоко личным потребностям людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института.

Чтобы определить семейную политику, нужно осмыслить, проанализировать современную семейно-брачную ситуацию. В России нет семейной политики, а есть лишь разрозненные меры материально-денежной помощи семье, которые служат целям популизма и сохранения власти. Примером тому служит бесславно закончившийся год семьи, на материнский капитал претендует лишь половина из планировавшегося государством числа семей и пр. Речь должна идти о разработке семейной государственной политики как основы преодоления институционального кризиса семьи.

Вопросы для самоконтроля.

Почему усилился интерес к проблемам брака и семьи?

Брак и семья – это одно и то же? Какие типы семьи и брака Вам известны?

Какова сегодняшняя оценка идеи научного коммунизма: «семьи не будет»?

Как Вы относитесь к перспективе гибели семьи? Обоснуйте свою точку зрения.

Какие исследования по социологии семьи вам известны?

Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей // Социс. – 2009. №3.

Бурова С.Н. Тенденции исследования семьи в советский и постсоветский периоды // Социс. 2008. №12.

Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социс. 2006.№11.

Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социс. 2008. №9.

Егорова Н.Ю. Современная российская семья: основные тенденции // СГЗ. 2008. №4.

Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России // Мир России. 2007. №4.

Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социс. 2009. №12.

Современная студенческая семья. Отчет по результатам социологического исследования. Екатеринбург, 2010.

Сорокина Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе // Социальная политика и социология. 2007. №2.

Хайруллин Р.З. Готовность современной молодежи к семейной жизни // Социальная политика и социология. 2009. №3.

Источник:
Социальные функции семьи
Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Социальные функции семьи не остаются неизменными, вместе с развитием института семьи они меняются. Под социальными
[link]http://studfiles.net/preview/3536783/page:39/[/link]

Социальные функции семьи

Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья- социальная ячейка общества.

Социальные функции семьи:

· репродуктивная (биологическое продолжение рода);

· воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе);

· хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи); .

· духовно-эмоциональн ая (развитие, личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе);

· досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов);

· сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей).

При изучении семейной структуры она рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и форм её организации.

В зависимости от форм брака:

моногамная семья — состоящая из двух партнёров;

полигамная семья — один из супругов имеет несколько

• полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх;

• полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

• однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих ( гетеросексуапьных ) контактов;

• разнополая семья — пару составляют мужчина и женщина. В зависимости от количества детей:

В зависимости от состава:

1. Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок.. такая семья может быть, в свою очередь:

— полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок.

— неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

— составной — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.

2. Сложная семья, или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их . мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

· родительская — это семья, в которой человек рождается;

· репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

• матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;

• патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

• неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

· авторитарный типа воспитания;

· либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм);

· демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям).

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество), и собственность обычно переходит по мужской линии.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:

1. период добрачного ухаживания;

2. молодая брачная пара без детей;

3. семья с маленькими детьми;

4. семья с детьми-школьниками или подростками;

5. отделение детей от родителей;

6. супружество в позднем возрасте.

Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость .

К основным функциям семьи можно отнести:

· репродуктивную — биологическое воспроизводство

· воспитательную — духовное воспроизводство населения.

Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

· хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

· экономическо-материальную — поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

· функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

· функцию социального контроля

ответственность членов семьи за поведение членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Нормально функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, таки каждого ее члена.

Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Источник:
Социальные функции семьи
Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья- социальная
[link]http://gburdcz.narod.ru/SUS/13.htm[/link]

CATEGORIES