Социально психологические проблемы

Социально психологические проблемы

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Индекс цитирования научной работы подсчитывается автоматически.»> Индекс цитирования научной работы : 0

Просмотров научной работы: 10440

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Социально — психологические проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

Ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Это одна из наиболее острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенностей, отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов. В свою очередь, это приводит к значительному разрушению привычной для человека системы жизнедеятельности, резкому сокращению круга общения и других социальных возможностей .

Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми. Появление этой проблемы в жизни пожилого человека связано с прекращением им активной трудовой и производственной деятельности, разрывом устоявшихся социальных связей и отношений, а также, с устоявшимся, негативным отношением современного общества к пожилому возрасту и к старости. Пожилой возраст сегодня – это фактор, препятствующий восходящей социальной мобильности человека, это основание для несения тех затрат, которые вряд ли окупятся (затраты на социальную помощь пожилым), это дополнительная финансовая, социальная и нравственная нагрузка на общество и людей молодого и среднего возраста.

Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам

Для российского общества решение этих проблем одна из первостепенных задач. В связи с чем очень необходимы и полезны в третьем возрасте привычки социальной активности, полезной для общества и для самого пожилого человека, способствующей его хорошему физическому, моральному и социальному самочувствию.

В социологии социальная активность определяется как способ жизнедеятельности социального субъекта, заключающийся в осознанной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Через социальную активность выражается культура, умения, знания и навыки субъекта, способность охватывать своей деятельностью окружающий мир, изменять его и вместе с ним самого себя.

Социальная активность проявляется в различных сферах: в трудовой, в общественно-политической, в сфере образования, в сфере досуга и быта.

Социальная активность пожилых сгруппирована по двум направлениям:

выполнение повседневной работы в семье;

удовлетворение различного рода своих интересов.

Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества.

Активизация социального поведения пожилых людей предполагает, что пожилые люди выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются такие качества личности, как способность контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни.

В качестве примера приверженности пожилых людей к привычкам социальной активности можно рассмотреть зарубежный опыт.

За рубежом очень развита система создания групп взаимопомощи. Цели и задачи у таких организаций могут быть самые разные: защита прав и интересов членов организации, юридическая помощь, помощь при трудоустройстве, информационно-просветительская деятельность, военно-патриотическая деятельность, психологическая поддержка членов организации, денежная и материальная помощь, культурно-досуговая деятельность, медицинская помощь, продовольственная помощь, скидки на бытовые услуги и так далее.

В качестве примера можно привести Американскую Ассоциацию пенсионеров. История появления организации связана с альтруистической инициативой ее основательницы, Этель Андрус, которая, выйдя на пенсию, не только продолжила вести активный образ жизни, но и стала продвигать идею «продуктивного старения» для других. В 32 года она стала первой женщиной в штате Калифорния, дослужившейся до должности директора школы. Преподавательскую, а потом и управленческую деятельность она успешно совмещала с волонтерской работой, посвящая вечера и выходные благотворительным курсам для бедных.

В 1927 году предметом забот Андрус стали вышедшие на пенсию учителя: размер пенсионных пособий американских педагогов оставлял тех из них, у кого не имелось дополнительных источников средств к существованию, за чертой бедности. В 1947-м году в результате усилий Этель Андрус появилась Национальная отставная ассоциация учителей. 2

Для учителей пенсионного возраста Национальная отставная ассоциация учителей стала прежде всего организацией, через которую они могли приобрести медицинские полисы, но кроме педагогов схожие потребности имелись и у других пожилых американцев.

Исходя из этого, в 1958 году Этель Андрус и Леонард Дэвис решили пойти дальше и создать ассоциацию, объединяющую всех пенсионеров Америки, которая и существует по сей день.

Следующей добровольной программой помощи является Ассоциация «Пионеры телефонной службы Америки», объединяющая свыше полумиллиона добровольцев из числа сотрудников телефонных компаний США и Канады — как работающих, так и ушедших на пенсию. Добровольцы участвуют в реализации 2000 различных коммунальных проектов, работая в больницах, интернатах, школах и т.д. Участвуя в деятельности Ассоциации вместе с работающими коллегами, пенсионеры сохраняют контакты с ними и со своими организациями. Они мастерят для инвалидов различные приспособления, проводят занятия по радиоделу и т.д.

Что касается Германии и Скандинавских стран (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии), то там с целью содействия социальной активности пожилых разработана целая образовательная система для лиц третьего возраста. Сфера образования пожилых людей в этих странах включает в себя государственные, общественные, частные формы обучения, разнообразные как по структуре, так и программам обучения. Наряду с уже имеющимися центрами образования взрослых, государственными, кооперативными, общественными курсами созданы различные новые организационные формы обучения, например при высших учебных заведениях. И не только в форме институтов и факультетов повышения квалификации, но и центров непрерывного образования, народных университетов. 4

В Германии обучающие организации имеются при церквях, партиях, различных союзах и объединениях пожилых людей. 5

Также большую роль в повышении социальной активности пожилых граждан играют различные социокультурные учреждения, такие как клубы.

Главной целью которых является предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно – просветительских потребностей, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Данные клубы организуются по месту работы, преимущественно, при заводах и фабриках (для бывших работников предприятий) , а также по месту жительства (территориальные клубы). Клубная деятельность широко развита в Германии и Великобритании. Посещаемость этих клубов для пожилых очень высока и они являются неотъемлемым элементом активной старости. 6

Отделения Союза пенсионеров существуют в 79 регионах РФ. В Казани на базе Союза пенсионеров работает Университет третьего возраста, который осуществляет образовательные программы по ряду направлений. Любой пенсионер (по старости) имеет право прослушать курс по выбору (от политологии до ландшафтного дизайна) и получить сертификат по окончанию учёбы. В рамках университета проводится программа компьютерного ликбеза, что является очень важным в условиях задачи перехода государственных услуг в электронную форму.

Помимо Университета третьего возраста на базе Союза пенсионеров, в различных регионах РФ действуют достаточно многочисленные Народные университеты, Университеты пожилых и т.д. Таких университетов сегодня не менее 40 в разных регионах страны. Многие из них созданы и функционируют на базе Всероссийского общества «Знание» (например, в г.Челябинск, г.Орел, г.Уфа). Другие созданы инициативными группами при поддержке администрации города (Народный университет для пенсионеров при РОО КРЦП «Мои года – мое богатство» в г.Туймазы14), или по совместной инициативе нескольких заинтересованных групп: «Университет Пожилых «Серебряный возраст» в Санкт-Петербурге создан 2009 году компанией «ЕВМ» и некоммерческим партнерством «Институт обучения через опыт» при поддержке благотворительного фонда «Самарская губерния» и Ассоциации выпускников СамГУ.» 8

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся.

1  Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.[Текст] / Л.П. Кузнецова Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010.- с. 92

2  Ассоциация пенсионеров Америки [Электр. Ресурс] – URL: http://www.pencioner.ru/news/detail/zarubezhnaya_panorama/amerikanskaya_assotciatciya_pensionerov.

3  Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2007. – c.236

4  Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования

пожилых людей в Германии / И.В. Высоцкая // Сибирский педагогический журнал . — 2012. — № 6. — с. 159-

6  Плеханова О.Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей [Текст] / О.Е.Плеханова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. — № 1. — .с. 176-182

Социально-психологические проблемы современного человечества 2.74 / 5 ( 41 )

САНДОМИРСКИЙ МАРК ЕВГЕНЬЕВИЧ — психотерапевт Европейского реестра, кандидат медицинских наук, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии, член комитета по модальностям ППЛ, ЕАП, автор 17 книг, руководитель движения социально-психологической помощи.

«Oпора на коллективизм (коммунитаризм), по крайней мере с психологической точки зрения — важный ресурс устойчивости и развития общества, а также решения индивидуальных проблем граждан.»

— Мы говорим о том, что главная проблема современного молодого человека – духовный вакуум, отсутствие смысла бытия. На Ваш взгляд, что может помочь ему обрести этот смысл, если он оторван от старшего поколения? Откуда он может черпать силы, мысли и идеи? Как выйти из этого тупика?

— Человек обретает зрелость в процессе взаимодействия с другими людьми, который направлен на решение общих задач и требует выйти из «зоны комфорта», сделать усилие над собой, в некотором смысле «прыгнуть выше головы». Но очень важно, чтобы не только один «победитель» поднялся на пьедестал почета, а все участникам вместе шагнули на ступеньку выше, поддерживая друг друга. Когда-то для обозначения такой взаимной поддержки было популярно выражение, заимствованное из лексикона альпинистов: «быть в связке». А на языке науки подобное взаимодействие П.К. Анохин называл «взаимосодействием».

И вот такого-то именно группового взаимодействия-взаимосодействия людям сегодня не хватает. Это вторая тотальная проблема общества – разобщенность, атомизация, хаотизация, разрыв социальных связей. Конечно, подобные негативные социальные явления имеют много причин: образ жизни, дифференциация и урбанизация (точнее, городская миграция населения), кризис семьи, массовое общество, инфантилизация, виртуализация (интернетизация) общения. То, как общество развивается, как оно эволюционирует сейчас (мы говорим не только о России, но и о других странах) – это общество прогрессирующей разобщенности, это общество одиночек.

На Западе существует апологетика индивидуализма, который преподносится как новая ступень эволюции человечества. В США сегодня в моде теория Клайненберга, где постулируется следующее: общество убежденных одиночек – это прогрессивно, семья современному человеку не нужна, его кредо — жить ради себя.

И это не только теория, это еще и социальная практика, своего рода «эпидемия одиночества», поощряемого и внедряемого. Я сталкивался с тем, что в Америке популярностью пользуются «курсы одиночества» – людей учат на тренингах тому, как «правильно» жить в одиночестве, не строить долговременных отношений, и как радоваться и гордиться этим. Даже появляются специальные «университеты одиночества» (конечно, название не должно вводить в заблуждение: одиночество — не профессия, а образ жизни).

Но здесь как раз и проявляется различие России и стран Запада. В последних исторически уже сложилась культура индивидуализма, сейчас происходит лишь его гипертрофия, доведение до крайности. Для России же, исстари жившей в крестьянской общине, на смену которой в советское время пришел так называемый коллективизм, во все времена была характерна общинная ментальность. Это исключительно важный ресурс для выживания людей в трудных условиях, ибо благодаря ему ближайшее социальное окружение воспринимается индивидом как расширенный аналог семьи, как потенциальный источник психологической поддержки.

Oпора на коллективизм (коммунитаризм), по крайней мере с психологической точки зрения — важный ресурс устойчивости и развития общества, а также решения индивидуальных проблем граждан. И те социологические процессы, которые происходят в современном западном мире, связанные с «эпидемией одиночества» и «демонтажем» островков коллективизма, приводят к усугублению многих проблем общества, особенно психологических.

Для нашего же социума подобные процессы просто разрушительны. На фоне прогрессирующего «публичного одиночества» в нашей стране особенно уязвима молодёжь. И это ещё один фактор катастрофического роста социальных эпидемий – наркомании, подростковой агрессивности/ преступности (социальные феномены, связываемые с «поколением жесть»). И поскольку, к сожалению, общество движется именно в эту сторону, нереалистично дожидаться того, что ситуация может улучшиться сама собой.

Противодействовать же такой негативной социальной динамике можно в первую очередь объединением озабоченных, инициативных людей на волонтёрской основе в рамках социальных проектов и общественных движений. Не политизированных, а именно общественных движений, цель которых — выстраивание социальных связей, создание хотя бы островков коллективистских отношений между людьми, «оазисов» гуманизма, где можно «спастись» от одиночества.

— Как может человек научиться этим ценностям? Как он может найти смысл жизни, если у него нет точек опоры, с помощью которых он может анализировать, думать, общаться. И где он найдет общество, которое будет воспитывать в нем правильные ценности?

— Я прибегну к сравнению из другой предметной области — химии (хотя и психологи говорят об «алхимии души»). Для того, чтобы происходили химические реакции, кроме тех веществ, которые в реакцию вступают, порой бывает необходимо ещё некоторое количество вещества, которое должно стать результатом реакции – как бы «затравка», образец. Если его нет – химическая реакция может долго не начаться. Так же и в обществе — если нет «образцов зрелости», то «реакция зрелости» тормозится.

Если в обществе нет образцов правильного (с психологической точки зрения) устройства жизни — «островков» социальной связаности, тех «отдушин», где можно спасаться от одиночества, таких «оазисов», где авторитетами, подсказывающими «делать свою жизнь с кого», являются не медиа-обезличенные персонажи, а конкретные реальные люди, где авторитетно мнение тех, кто рядом, ближайшее окружение, того, что выступает затравкой, образцом для кристаллизации общества, если этого нет, то шансы человека в одиночку «построить» себя приближаются к нулю.

Если он хотя бы в детстве с этим не соприкоснулся, они точно нулевые. Точно так же, как известный феномен детей-маугли. Если в детстве ребёнок не жил среди людей — иначе говоря, существ, которые говорят на человеческом языке и думают по-человечески, если упущено время, необходимое для его формирования и развития, если он попадает в человеческое общество в возрасте после 7 лет, когда уже завершены сензитивные периоды формирования и речи, и операционального мышления, то он никогда уже не станет человеком в полном смысле слова. У него не сформируется человеческое, словесно-логическое мышление.

Да, он сможет выучить несколько десятков слов и пользоваться ими, так же, как могут это делать некоторые приматы (вспомните эксперименты с шимпанзе Уошо), но не более. Так же и здесь – если перед глазами с детства нет образца для подражания — зрелой, социализированной личности, демонстрирующей подлинно человеческое отношение к окружающим, то из ребенка вырастает «социальный маугли». И таких сегодня, увы, появляется немало, причем не только в семьях социально неадаптированных. Скрытые и латентные “социальные маугли” — это те, кто в современном обществе живут по “первобытным”, животным, агрессивным законам. И поскольку таких представителей “поколенья младого” становится больше, происходит рост молодежной преступности.

— Человек, конечно, является существом конформным. Его поведением управляют социальные стереотипы, 2/3 людей предпочитают поступать так же, как остальные. Только 1/3 задумывается, что можно идти своим путём, и только 1/10 часть является нонконформистами. Но следствие конформизма, добровольный отказ от выбора, становящийся тормозом общественного развития — это лишь одномоментный срез общественного мнения, «здесь и сейчас».

Несмотря на конформистскую инертность, общество все же может эволюционировать, и его развитие может направляться сознательно, пассионарными группами. Когда появляется такая группа, сообщество, настойчиво пропагандирующие ценности, идеалы, идущие вразрез с общепринятым мнением, социальными стереотипами — она может «победить» инертность общественного мнения. Конечно, при условии, что а) численность этой группы достигает 10% от тотальной численности сообщества (что показано на примере сетевых сообществ) и б) группа достаточно активна, достаточно пассионарна. И тогда с течением времени такая группа может перестроить общегрупповое мнение и увлечь за собой большинство. Критический порог – это 10%.

— Возможно ли в принципе такое объединение, когда мы объединяемся не против кого-то, а мы объединяемся ради какой-то общей цели?

— Теоретически, конечно, возможно такое «высокосинергийное» объединение, складывающееся не под давлением агрессии, а ради созидательных целей. Практически же для того, чтобы это произошло, нужно совпадение двух условий.

Во-первых, нужны очень увлеченные, страстные, пассионарные (в гумилевском понимании) люди, своим «горением» зажигающие, пробуждающие других. В сегодняшнем обществе их очень мало, их необходимо терпеливо «взращивать» и бережно собирать.

Во-вторых, нужны сами идеи, способные объединить достаточное количество активных, убежденных сторонников — так, чтобы набиралась необходимая «критическая масса», без которой не запускается социальная «цепная реакция» трансляции убеждений и изменений.

— Говорят, чтобы общество изменилось, достаточно одного поколения. Нужно чтобы выросло новое поколение, и тогда постепенно общество будет меняться. Можно ли это сделать благоприятным путём, без страданий? Какие формы, даже форматы нужно внедрить в общество, чтобы это всё воспринималось с желанием, вдохновляло?

— Общество находится на перепутье, для очередного цикла ему явно нужны новые идеи, альтернативные сценарии. Когда мы говорим о том, как это может создаваться целенаправленно, то, с одной стороны, нужны социальные проекты, не декларативного, а прагматического типа. Нужно создавать специализированные социальные сообщества, где люди получают реальную пользу от участия — возможно, не материальную, а эмоциональную, но обязательно ощутимую для них настолько, что она станет значимым мотиватором. Должна быть некоторая психологическая выгода, которую они получат, участвуя в этих сообществах, и поэтому будут туда стремиться. Такие социальные проекты практической направленности — создание “островков” социально-психологической стабильности, конструирование социальной реальности в ограниченных масштабах.

Инструмент номер два – медиа нового типа, не средства массовой информации (СМИ), а средства массовой коммуникации (СМК). Это распределённые медиа, коллективные медиа, на базе социальных сетей. Сюда добавляются виртуальные социальные проекты, которые могут являться реальными барометрами мнений, отражающими то, о чем на самом деле думает значительная часть людей. И они же могут служить инструментами консолидации общества, формирования общественного мнения, а заодно, и мобилизации общества, его пробуждения.

Я думаю, что на сегодня существуют единичные подобные примеры. Они есть, но их мало — это пока еще первые «ласточки».

— Изменить природу человека — исключительно сложная задача. На протяжении всей истории человечества многие титаны мысли и духа пытались ее решить – но, увы… сплошной сизифов труд! Скорее, можно говорить о том, как помочь человеку вернуться к своей истинной, изначальной природе, от которой он отдалился вследствие неестественного образа жизни — как стать самим собой. Для того чтобы посмотреть на задачу реалистично, нужно вначале определиться с тем, какова же истинная, аутентичная природа человека, какова в ней пропорция эгоистической и альтруистической составляющих.

Современное общество не заинтересованно в том чтобы люди перестали быть инфантильными, неразумными эгоистами. Поскольку именно инфантильный эгоист является главным потребителем, главным действующим лицом «общества потребления», на него ориентирована экономика.

— Сейчас в мире наблюдается глобальный экономический кризис. Можно ли таким образом преодолеть сверхпотребление?

— К сожалению, это иллюзия. Люди в сфере потребления действуют не рационально, а эмоционально (показано многими учеными, включая Д. Канемана). Они поддаются соблазну и внушенным иллюзиям, обманывают сами себя — это экономическая сторона инфантильного мышления, можно сказать, финансовая расплата за «детскость».

Экономика так устроена, что опт экономнее розницы — это было, есть и будет. И шампунь в большой расфасовке обойдется дешевле, в конечном счете, чем маленькие пробники ценой в несколько центов. Когда человек приобретает эту «мелочёвку», просто потому, что мало денег в кармане, а купить все равно хочется, он выигрывает в краткосрочной перспективе и проигрывает в долгосрочной.

Проще говоря, экономит сегодня, чтобы, в конечном счете, еще больше заплатить завтра. Понятно, что экономическая ситуация, снижение уровня жизни, заставляет людей умерять потребительские аппетиты. Но только само по себе это вынужденное сдерживание потребления проблему не решит. Нынешний кризис является действительно тотальным, ибо назревал он уже давно, на протяжении всего ХХ века.

— Выход? У меня нет развернутого ответа на этот вопрос, поскольку он находится в компетенции политиков и экономистов, а не социальных психологов.

Лично я думаю, что нас ожидает очень постепенный выход из кризиса, на протяжении десятков лет, передел глобальных рынков и изменение роли транснациональных корпораций в мировой экономике. Все это будет сопровождаться многочисленными драматичными и даже катастрофическими событиями. Войны, кровопролития, локальные экономические кризисы, развал экономической системы, отдельных политических союзов или даже некоторых государств — через всё это человечество вынуждено будет пройти в ближайшие десятилетия. И чем быстрее человечество «повзрослеет», прекратит по-детски неразумно «прожигать жизнь» и природные ресурсы, тем раньше перейдет к действительно устойчивому развитию.

— Сейчас люди все чаще остаются без работы. Это огромная армия, которой нечем заняться. Они уходят в стрессы, депрессии, наркотики, алкоголь, и тем самым теряют почву под ногами. Страдают их семьи, дети и т.д. Можно ли создать систему поддержки для этих людей?

— Система массовой психологической поддержки в нашем обществе сегодня остро необходима. Это так называемая система социальной психотерапии, о необходимости которой говорю и я, и многие мои коллеги, задумывающиеся о такой стороне жизни общества, как душевное здоровье.

В общем-то, все глобальные социокультурные и социально-экономические проблемы, о которых мы уже упоминали (затяжной экономический кризис, рост депрессии, тотальная аномия в обществе, кризис семьи и т.д.), порождают так называемые социальные эпидемии: алкоголизм и наркоманию, агрессивность и преступность (сюда, думаю, надо добавить также отклоняющееся, антисоциальное поведение подростков), деструктивные секты и терроризм. Все это — печальные последствия душевного нездоровья общества. И для решения таких проблем обществу жизненно необходима массовая психологическая помощь, социальная психотерапия.

Если не будет создана, причем достаточно быстро, действительно реальная система ресоциализации «проблемных» слоев общества, их массовой психологической поддержки, социальной адаптации и реабилитации, наше общество может не выдержать давления социальных стрессов – развалиться, дезинтегрировать.

— Ваши пожелания новому поколению. Мы можем резюмировать и сказать следующее, что необходимо воспитывать и давать образование, как молодому поколению, так и всем возрастным категориям? Показывать и давать правильную модель поведения?

— С одной стороны, необходимо повышение психологической культуры общества, такое народное психологическое просвещение или самообразование.

Но с другой стороны, еще и обязательное вовлечение людей в волонтерскую деятельность, направленную на помощь другим людям, но, в то же время, и на проработку личных задач. Необходимость этого обусловлена деятельностной природой личности: лучше всего помочь самому себе в решении психологических проблем человек может, помогая другим.

Кому и в чем он может помогать? Людям со сходным жизненным опытом и близкими проблемами. В ряду последних можно упомянуть:

— помощь подросткам и молодежи в преодолении возрастных трудностей и кризисов;

— работа с пожилыми людьми, помощь пожилым в преодолении кризисов второй половины жизни;

— социальные проекты для молодых матерей, испытывающих трудности с детьми, помощь семьям;

— помощь тем, кто страдает заболеваниями, возникающими на почве стресса (психосоматическими);

— работа с людьми, страдающими болезненными зависимостями, и членами их семей;

— психологическая реадаптация хронически безработных;

— другие проблемы различных групп/ сообществ, связанные с повышением социальной стабильности, толерантности, социально-психологической адаптацией.

Для решения этих проблем в масштабах общества и необходимы долгосрочные социально-психологические проекты, направленные на массовое просвещение людей, обучение навыкам психологической самопомощи, создание групп взаимной психологической поддержки, как офлайновых, так и онлайновых сообществ. Если здоровые силы общества будут объединяться для реализации подобных программ, это сможет стать реальным путем решения животрепещущих социальных проблем, совершенствования общества в целом.

Поделиться

Социальные сети как инструмент создания внутренних связей

6 комментариев

Единственое,что не осветил психотерапевт-кто будет обучать,готовить,вопитывать армию специалистов для того,чтобы вовлечь массы людей в новую форму связей между ними,кто будет формировать новые СМИ и институты-ведь для этого нет и методики и самих людей,ибо никакой выгоды в этом просто нет.Без методики и тех,кто готов её преподавать,-это утопия ,а людей пассионарных мы отлично видим в российских медиа-это люди типа Проханова,которые на самом деле «горят» и готовы утащить в эту топку всё человечество,но сама статья уже движение вперёд-начинает прорисовываться контуры интегрального воспитaния,пока ещё в зачаточном виде,но в правильном направлении.

Обучать и готовить будет каждый, кто поддерживает идею общиности вместо индивидуализма. Я вот занимаюсь волонтерской работой, и если каждый будет хоть какой-то вклад делать, хотя бы начнет уступать место в транспорте беременным и старикам, кормить бездомных животных, интересоваться как дела у соседей, уже мир вокруг изменится.

Интересное интервью, чем-то новым повеяло. Развитие от человека к человеку, когда дается живой пример. Да прям как работу давать и домашнее задание, чем хуже математики-то

Отвечаю Вячеславу…… Армия таких специалистов уже есть в мире. Это специалисты интегрального образования и воспитания, овладевшие методикой «От Я к МЫ»

Всё правильно, но механизм запущен, система работает, фитиль горит, уже ни изминить, если только не начать всё с самого нуля.

Последние исследования

Самые комментируемые

Топ статьи

Еще статьи

«Ад пуст. Все черти здесь». Уильям Шекспир Мы еще никогда не были в таком отчаянном положении. Мрачные факты разложения человеческого общества, суровые и неумолимые,…

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

Ответы к экзамену по социальной психологии — Социально – психологические проблемы педагогической деятельности

Социально – психологические проблемы педагогической деятельности

В исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно вторгается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации. Не случайно поэтому в условиях радикальных преобразований школы, связанных с изменениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба.

Основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие и сами работники школы, и родители, и психологи различных специализаций, прежде всего в области возрастной и педагогической психологии.

Однако среди множества проблем и задач, которые приходится решать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок собственно социально-психологических проблем. Это легко проследить при перечислении основных видов деятельности школьного психолога (Рабочая книга школьного психолога, 19911: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция).

В области психологического просвещения учителей и родителей социальный психолог концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида деятельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой- либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие (Дубовская, Тихомандрицкая, 1994).

В области профилактики акцент на социально-психологические проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками. В данном случае консультационной работе должно предшествовать исследование ситуации, а оно может быть проведено социально-психологическими методами. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социализации (поиски и кризисы идентичности), специфика межгруппового взаимодействия в школе (образы учителя и ученика, их формирование; соотношение модели взаимодействия в коллективе учителей школы и в коллективах классов и т.д.).

Что касается сугубо практической работы, то как и в других сферах общественной жизни, психолог выполняет в школе прежде всего функции консультанта, а также прямого участника некоторых видов психологической деятельности. Для него даны два «объекта», с которыми нужно работать. С одной стороны, школа в целом как некоторая организация. Тогда здесь справедливы все требования, предъявляемые к психологу, работающему в области развития организации: психолог проектирует ситуацию в школе с целью обеспечить оптимальное выполнение ею своих функций. В данном случае он имеет перед собой систему сложных и многоплановых отношений, которые нужно интегрировать. Характер консультаций обращен к этой системе, хотя, конечно, непосредственно они могут быть адресованы и конкретному лицу— директору, завучу, педагогу-предметнику, классному руководителю.

С другой стороны, консультационная работа может быть и принципиально иного типа: она в этом случае направлена на оказание индивидуальной помощи отдельному лицу: ученику, учителю, кому-то из родителей. Здесь психолог выступает в роли, аналогичной консультанту в семейной консультации: он разбирает конкретный случай, помогает человеку ориентироваться в нем, совместно искать решение (Авдуевская, Араканцева, 1994).

Среди многочисленных «житейских» трудностей, по поводу которых психолог дает консультации, есть и трудности, связанные с профессиональной ориентацией. В современном сложном, быстро меняющемся мире проблема профессиональной ориентации приобретает особое значение. Во-первых, потому, что в стране реальной угрозой становится безработица и, следовательно, выбор профессии представляется особенно ответственным. Он требует учета многочисленных факторов: не только характера склонностей и способностей, но и перспектив профессии, наличия рабочих мест в регионе и пр. Во-вторых, потому, что сами формы образования стали более многообразными, и значит, нужно ориентироваться в них с целью лучшего прогноза своей собственной судьбы: выбрать ли для дальнейшего образования старшие классы обычной школы, перейти ли в лицей или избрать какое-либо учреждение для профессиональной подготовки.

В школу мощно вторгаются новые социальные реалии: изменения экономических структур, норм политической жизни, существенные переориентации в мировоззрении. Школьному психологу поэтому предстоит и еще одна сложнейшая работа — помочь ориентироваться ученику в этом меняющемся мире. Родители во многом утрачивают свой авторитет, поскольку их опыт представляется молодежи неубедительным, школа сама как система достаточно инерционна и не всегда оперативно реагирует на социальные изменения. Вместе с тем каждому новому поколению предстоит жить в этом нестабильном мире.

Прикладные социально-психологические исследования в области проблем школы тесно связаны с такими же исследованиями в области семьи.

Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но тем не менее знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества.

Можно выделить несколько классов задач, которые традиционно решаются на практическом уровне в таких организациях, которые получили название «служба семьи» и в которых социальному психологу принадлежит ведущее место.

Перечисленные функции семейной консультации делают очевидной необходимость объединения усилий семьи и школы для обеспечения успешной социализации молодых поколений. За пределами внимания практической социальной психологии не может остаться вопрос о формировании различных молодежных субкультур, часть из которых в последние годы приобретает антисоциальную направленность. К сожалению, ни семья, ни школа пока не в состоянии противодействовать участию молодежи в движении скинхедов, зарождению элементов ксенофобии или способствовать предотвращению хулиганских действий футбольных фанатов. Все эти проблемы включены в более широкий социальный контекст, но ясно одно, что в его рамках существуют и еще не реализованы возможности практического вмешательства и социальной психологии.

Психологическая библиотека

Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака (так называемые «факторы риска»). Результаты отечественных и зарубежных исследований в этой области наглядно отражены в таблице [11].

Прямо коррелирующие со стабильностью брака

Обратно коррелирующие со стабильностью брака

1 . Высшее образование мужа*

2. Социальное положение семьи в целом

3. Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей

4. Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания

5. Взаимное положительное первое впечатление друг о друге

6. Знакомство в ситуации работы, учебы

7. Период ухаживания (год-полтора года)

8. Инициатива о заключении брака со стороны мужчины

9. Принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания

10. Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами

1 . Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин

2. Поздний возраст вступления в брак

3. Превышение возраста жены над возрастом мужа

4. Высшее образование жены

5. Более высокое образование жены, чем мужа

6. Гетерогенность социального положения супругов

7. Городское происхождение супругов или городское происхождение у жены и сельское — у мужа

8. Воспитание в неполной семье

9. Отсутствие братьев (сестер) у будущих супругов

10. Неустойчивость отношений в период знакомства

11. Наличие добрачной беременности

12. Отрицательное отношение родителей к браку

13. Национальная гетерогенность супругов

* О влиянии образования и социального положения семьи существуют неоднозначные данные.

Из приведенной таблицы следует, что собственно социально-психологических факторов немного (из «позитивных» — это 3, 5, 8, из «негативных» — 10 и 12). Однако важно иметь в виду, что вероятность развода в значительной мере зависит не только от социально-демографических характеристик будущих супругов (возраст вступления в брак, уровень образования, структура родительской семьи и пр.), сколько от «преломления» этих параметров в сознании человека, их воплощения в его установках, ценностных ориентациях.

Следующий большой этап жизненного цикла семьи — собственно семейная жизнь, большей частью связанная с рождением и воспитанием детей, которые, в свою очередь, неотделимы от особенностей межсупружеских отношений. Здесь также можно упомянуть о «факторах риска», влияющих на стабильность брака.

Результаты анализа отечественных исследований связи брачных факторов со стабильностью семьи можно представить в виде таблицы [4, 10].

Прямо коррелирующие со стабильностью брака

Обратно коррелирующие со стабильностью брака

1 . Высокие репродуктивные установки женщин

2. Наличие в семье главы

3. Совместное принятие основных семейных решений

4. Равноправное распределение хозяйственно-бытовых обязанностей по уходу за детьми

5. Совместное проведение супругами свободного времени

6. Сходство семейных ценностей

7. Высокая ролевая адекватность

8. Низкая конфликтность в разных сферах жизни

9. Высокое уважение и эмоциональное принятие супругами друг друга

10. Высокая адекватность восприятия супругами друг друга

1 . Употребление алкоголя супругом

2. Расхождение репродуктивных установок мужа и жены

3. Расхождение установок супругов на профессиональную работу жены

4. Расхождение установок супругов на характер главенства в семье

5. Расхождение установок на распределение хозяйственно-бытовых обязанностей

6. Расхождение установок супругов на совместность раздельность домашнего/внедомашнего проведения досуга

7. Негативная оценка друзей-подруг другого супруга

8. Ограниченность общения, увлечений, интересов

9. Отсутствие адаптивного поведения и установок супругов

10. Расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения

11 . Неудовлетворенность сексуальными отношениями

12. Отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга

13. Расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей

Необходимо отметить, что практически все перечисленные факторы успешности брака являются социально-психологическими (описывают установки мнения супругов), и это, видимо, не случайно. Вместе с тем перечень таких факторов, безусловно, неполон. Например, в нем почти никак не представлены дети (говорится только о репродуктивных установках супругов). Возможно, это обусловлено тем, что в качестве объекта исследования в основном выступала молодая семья. Но в таком случае неясен уровень репрезентативности полученных данных для остальных семей. Заслуживает пристального внимания и проблема определения «удельного веса» (важности) выделенных факторов. И наконец, вызывает сомнение надежность некоторых показателей (например, «употребление алкоголя супругом», «наличие в семье главы», «ограниченность общения». ).

Другим социально-психологическим подходом к изучению семьи является исследование супружеской совместимости [12, 13, 14]. При этом выделяются такие ее уровни, как индивидуально-психологический, социально-психологический и социокультурный. Каждый из названных уровней совместимости обладает своей спецификой на разных этапах жизненного цикла семьи.

Согласно концепции С. И. Голода, стабильность брака обеспечивается супружеской адаптированностъю. Последняя, в свою очередь, зависит от таких факторов, как интимность («симпатия, расположенность и эротическая привязанность» [6] супругов) и автономия — относительная независимость супругов друг от друга, предполагающая у них такие потребности и виды общения, которые выходят за рамки супружества.

Выделенные автором характеристики брака (адаптированность, интимность и автономия) варьируют в зависимости от пола супругов и продолжительности их семейной жизни.

Социально-психологический подход к анализу семьи предполагает рассмотрение таких специфических функций, как репродуктивная и воспитательная. Если первая функция семьи достаточно изучена, в частности, исследованы репродуктивные установки супругов, мотивация их репродуктивного поведения и социальной политики в этой области [2, 3], то в отношении второй функции есть некоторые замечания. Во-первых, традиционно о воспитании детей писали педагоги, не особенно утруждая себя приведением надежных эмпирических данных по этой проблеме. Во-вторых, в психологии существует целый ряд методических приемов (рисунок семьи, тест цветовых отношений, тест-опросник родительского отношения и др.), позволяющих оценить различные аспекты детско-родительских отношений, однако все они не интегрированы в рамках сколько-нибудь общей теории. В-третьих, видимо, воспитание детей можно рассматривать как специфический вид руководства — один из традиционных феноменов социальной психологии. Но отечественные исследования этой темы не встречаются.

Таким образом, попытки теоретического социально-психологического анализа супружества и детско-родительских отношений оказались в значительной мере изолированными друг от друга.

Далеко не всякая семья заканчивает свое существование естественным путем, т. е. из-за смерти одного из супругов. Нередко распад семьи происходит вследствие вдовства или развода. Первое мало изучено, что же касается развода, то эта проблема привлекает внимание ученых из самых разных отраслей знания, таких, как демография, социология, история, этнография. Мы попытаемся выделить социально-психологический аспект этой проблемы.

Прежде всего, к называвшимся «факторам риска», влияющим на стабильность брака, следует отнести мотивы развода, которые выявляются главным образом через прямые, закрытые вопросы, обращенные к разводящимся супругам. Ответы молодых разводящихся супругов позволяют говорить о том, что немаловажное значение в процессе принятия решения о разводе (помимо стереотипа о психологической несовместимости) имеют мнения других людей, материальные соображения, возможность лучшего проведения досуга и профессионального роста, злоупотребление алкоголем одного из супругов [17].

Другой важной проблемой развода является его процессуальная сторона. Анализ зарубежных данных по этой проблеме позволяет свести их в таблицу. Большая часть фаз, стадий, этапов развода, приводимых в таблице, носит внутриличностный, индивидуальный характер, но в то же время наблюдаются взаимодействие, перестройка отношений с другими людьми.

Этапы психологического переживания супругами процесса развода

Кризис в супружеских отношениях

Стадия 1: отчуждение, ломка старых привычек

Стадия 2: начало перестройки жизни, охлаждение любви к супругу

Стадия 3: поиск новых объектов любви

Стадия 4: окончательная переадаптация

Стадия 1: отрицание

Стадия 2: чувство утраты и депрессия

Стадия 3: гнев и амбивалентность

Стадия 4: переориентация стиля жизни и идентичности

Стадия 5: принятие факта развода и новый уровень функционирования

Фройланд и Хозман

Фаза 5: принятие (факта развода)

Фаза 1: раздельное проживание

Фаза 2: индивидуализация

Фаза 3: воссоединение (психологической целостности личности)

Стадия 1: разочарование

Стадия 2: эрозия (любви)

Стадия 3: отчуждение

Стадия 4: установление раздельного проживания

Стадия 5: оплакивание

Стадия 6: второе подростничество

Стадия 7: тяжелая работа (по адаптации к разводу)

3. Восстановление психологического равновесия

1 . Амбивалентность чувств к супругу

2. Шок и отрицание

4. Восстановление от развода

1 . Осознание неудовлетворенности

2. Выражение неудовлетворенности

Не менее важной социально-психологической проблемой является межсупружеское взаимодействие в процессе распада брака. Недавно была предпринята попытка выделить позиции разводящихся супругов: «аутсайдеры» — те, кто против развода; «договорившиеся» — ориентированные на развод по согласованию с партнером; «автономисты» — принимающие решение о разводе без учета мнения супруга; «пассивные» — воспринимающие развод как нечто совершившееся помимо их воли [16]. Недостаток этой классификации в том, что строилась она на опросах разведенных супругов из разных семей. Нами (с опорой на идею Дж. Дедерико) разработана и впоследствии подтверждена более сложная типология межсупружеского взаимодействия — объектом анализа выступали разводящиеся супружеские пары, которую можно представить в виде следующей таблицы:

Стили межсупружеского взаимодействия в условиях предразводной ситуации

Принятие решения о разводе

Преобладающая форма конфликтности

Отказ от развода

Открытое обсуждение развода

Наиболее часто у молодых супругов встречаются комплексно-смешанные стили взаимодействия. При этом и мужья, и жены (напомним: опрашивались супружеские пары) рассматривают другого супруга как «провокатора», подталкивающего семью к разводу. И те и другие чаще отмечают у себя вербальную активность, а у супруга — поведенческую. Или же считают, что слова и действия супруга противоречили друг другу («согласилась переехать, но не захотела наладить отношения»; «просил прощения, а потом все начиналось снова. »).

Немаловажный аспект развода — его последствия, которые можно разделить на три относительно независимые группы: для супругов, для их детей и для общества.

Есть основания полагать, что нередко период, непосредственно предшествующий разводу, переживается супругами более тяжело, чем жизнь после развода. Имеются данные зарубежных исследователей о предразводных факторах, усиливающих или ослабевающих эмоциональную «травму развода».

Впоследствии среди разведенных оказываются выше, чем среди людей другого брачного статуса, такие неблагоприятные показатели, как смертность, заболеваемость (физическая и психологическая), уровень самоубийств, количество автокатастроф и т.д. На этот счет есть обширная зарубежная статистика [1], однако не следует сбрасывать со счетов и данные отдельных зарубежных авторов, свидетельствующие об отсутствии связи между фактом развода и эмоциональным благополучием супругов.

Для общества главными функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная. Согласно вполне обоснованному мнению в условиях значительно распространившейся малодетности развод практически не оказывает влияния на уровень рождаемости.

В отношении качества воспитания влияние развода неоднозначно. По крайней мере, сравнение психического благополучия детей из полных семей, в которых супруги удовлетворены браком, и полных конфликтных семей показало, что дети из разведенных семей занимают промежуточное положение между этими двумя группами.

В то же время имеются достоверные статистические данные о так называемой транспоколенной передаче разводимости (более высокая вероятность развода у детей, чьи родители развелись, чем у детей из полных семей).

1. Алешина Ю.Е. Исследование развода в западноевропейских странах и США // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. — М., 1981.

2. Антонов А.И. Социология рождаемости. — М., 1982.

3. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. — М., 1985.

4. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. — 1985. — № 5.

5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

6. Голод С.И. Стабильность семьи. -Л., 1989.

7. Кутсар Д.Я. Качество — интегральная характеристика брака // Стабильность и качество брака. -Тарту, 1982.

8. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. — М., 1989.

9. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. — М., 1986.

10. Мацковский М.С. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. — М., 1988.

11. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Успешность функционирования молодой семьи в крупном городе // Программы социологических исследований молодой семьи. — М., 1986.

12. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 2.

13. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Факторы устойчивости брака // Семья и личность. — М., 1981.

14. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7. — № 2.

15. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990.

16. Седельникова С.С. Позиции супругов и типологические особенности реакции на развод // Социологические исследования. — 1992. — № 2.

17. Солодников В.В. Условия и причины нестабильности молодых городских семей // Становление брачно-семейных отношений. — М., 1989.

18. Солодников В.В. Анализ предразводной ситуации в молодых семьях // Исследования семьи и практика консультационной работы. — М., 1988.

19. Солодников В.В. Дети развода // Социологические исследования. -1988.-№4.

20. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. — 1986. — № 3.

21. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.

Источники:
Социально психологические проблемы
VI Студенческий научный форум (15 — 31 марта 2014 года)
http://www.scienceforum.ru/2014/472/2088
Социально-психологические проблемы современного человечества 2.74 / 5 ( 41 )
В общем-то, все глобальные социокультурные и социально-экономические проблемы, о которых мы уже упоминали (затяжной экономический кризис, рост депрессии, тотальная аномия в обществе, кризис семьи и т.д.), порождают так называемые социальные эпидемии: алкоголизм и наркоманию, агрессивность и преступность
http://www.globosfera.info/2013/03/04/sotsialno-psihologicheskie-problemyi-sovremennogo-chelovechestva/
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
Ответы к экзамену по социальной психологии
http://spargalki.ru/psyhologiya/117-soci.html?start=47
Психологическая библиотека
Психологическая библиотека Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного
http://yurpsy.com/files/biblio/spsy/020.htm

COMMENTS