Социальная работа в современном обществе

Введение

Актуальность темы работы состоит в том, что в условиях развития рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, вынужденных переселенцев, безработных и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

В современное время, в России, сфера социальной работы является важным партнером государства и агентом проведения им своих социальных реформ. Вот почему качество социальной деятельности во многом зависит от уровня профессионализма тех, кто выполняет свои функции в рамках данной отрасли. Специалисты по социальной работе могут трудиться в различных организациях и службах социальной защиты населения, в консультационных и реабилитационных службах и центрах, в службах занятости населения, в центрах профориентации, в органах государственного управления, местного самоуправления.

Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами социальной работы.

В работе рассматриваются факторы, обусловливающие современное функционирование системы социальной работы.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Социальная политика в современном мире осуществляется, прежде всего, государством. Государство, является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей.

Существуют два важных момента:

1. На протяжении истории на роль государства высказывались различные точки зрения. Существование различных типов государств, форм правления, устройства, видов политических режимов обусловливает и различие методов воздействия государства на общественные, в том числе и социальные процессы. Для современных государств в одних странах характерно решение проблем социальной защиты населения преимущественно государством, в других странах — иными, в том числе частными, благотворительными и другими институтами.

2. Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.

Особенностью современного российского государства является и то, что оно выступает феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие российского общества. В нынешнее время, состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях: а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах); б) окончательный отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе; в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью, сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого и у второго путей развития. Ханжин Е.В. Социальная адаптация детей-инвалидов //Социальная работа, 2005, № 1, С.34-36

Можно высказать и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя, имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) — это именно так.

Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительно большинство и реально она осуществляется в отношении большинства населения, ибо ныне оно представлено наименее защищенными, «слабыми» слоями общества.

Сущность условий функционирования новой системы социальной работы в России может быть понята, исходя из антропологических особенностей, определенного сочетания моделей жизнедеятельности как значимых социальных практик, формирующих, отражающих и выражающих базовые мотивы, предпочтения и вкусы в отношении предметов, ценностей и людей. В основе её находится субъектно-деятельностная концепция образа жизни, принципы которой можно сформулировать следующим образом:

2. В центре субъектно-деятельностного подхода личность, которая относится к тому или иному социальному или социально-психологическому типу, продуцирующему вполне определенный способ или стиль жизни. Согласно же марксистской традиции, социальные качества личности порождаются способами производства своего материального бытия, способами труда, производства предметов существования, которые являются не только и не столько способами воспроизводства физического состояния индивидов, сколько основными способами реализации и выражения жизни, предполагающими определенные особенности личности, соответствующие тому, что, в какой форме, для чего и как она производит. Это общий методологический принцип, применяемый нами для определения личностей определенных типов (социальных и социально-психологических), «производящих» различные способы и стили жизни (в том числе альтернативные).

Идентификация этих типов осуществляется посредством определения того субъективного смысла, который деятель вкладывает в свою деятельность; посредством выделения субъекта деятельности по мотивационно-деятельностным характеристикам, отражающим современные базовые установки личности в процессе производства своего материального бытия, определяющие стратегическое поведение личности в жизни (выбор жизненного пути, характера или сферы деятельности).

3. Образ жизни не есть нечто статичное. Это процесс как сознательный, так и стихийный. Сознательный в том, что люди сами выбирают модели жизнедеятельности. Стихийный в том плане, что результат «борьбы» этих моделей далеко не всегда предсказуем. Взаимодействуя между собой, образуя устойчивые сочетания конкретных типов жизнедеятельности, они формируют вполне определенные доминантные, эмпирически фиксируемые черты личности, семьи, мотивации, труда, образцы самоидентификации, восприятия и отношения к миру, из которых выкристаллизовывается реальный образ жизни общества в целом.

Для описания и объяснения этой логики социального взаимодействия в научный оборот введена система понятий, отражающих интегративные и дезинтегративные процессы в жизнедеятельности людей, ее статику и динамику. Она состоит из узнаваемых, но далеко не тождественных понятий: образ, способ и стиль жизни, которые нередко употребляются как синонимы, хотя таковыми в действительности не являются. Их соотношение практически не освещено в научной литературе, и они никогда и нигде не рассматривались в качестве системной триады, переходящих друг в друга категорий, отражающих диалектику объективного и субъективного, общего, особенного и единичного, позволяющих моделировать образ жизни как изменяющуюся и вместе с тем функционирующую систему.

Образ жизни — устойчивые формы социального бытия, совместной деятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных отношений, формирующиеся в соответствии с генерализованными нормами и ценностями, отражающими эти отношения. Он возникает в результате реализации и последующей объективации тех или иных многообразных способов и (или) стилей жизни, появления модальной личности, воспроизводящей определенное отношение к миру, характерное для доминирующих моделей жизнедеятельности и консолидирующее основные сегменты социального пространства.

Наиболее общие черты образа жизни являются типичными чертами общества в целом. Именно они, несмотря на значительную дифференциацию по способам и стилям жизни маркируют отличие одной цивилизации от другой. И именно в этом смысле мы говорили и говорим о социалистическом и буржуазном, христианском и мусульманском, американском и советском образе жизни.

Итак, образ, способ и стиль жизни, различаются как по объему (широте) отражающих ими явлений и процессов, так и по характеру (общественные, социальные, социально-психологические); по своим социальным функциям (социализация, социальное и личностное самоопределение) и субъекту (модальный тип личности, личности определенных социальных и социально-психологических типов). Здесь, надо обратить внимание еще на один аспект анализа: образ и стиль жизни могут выступать и реально выступают в качестве противоположностей. Образ жизни выражает существенную для данного общества связь, проявляющуюся в «доминантной форме интеграции», способах организации и функционирования совместной жизнедеятельности. Стили же жизни в силу своей относительной автономности независимости от социально-экономических и социально-политических условий нередко являются носителями и выразителями другой существенной связи и в этом смысле являются главным источником изменений в образе жизни Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа:Учебное пособие. 2е изд. М.: Издательскоторговаякорпорация «Дашков и Кo», 2008 — С.77.

Это разные полюса анализа, которые не должны рассматриваться отдельно или в качестве слабо, не совсем ясно как Связанных компонентов единой системы, а только как диалектически взаимосвязанные, реализующиеся через свое другое (способ жизни) и на его основе. Таким образом, способы жизни выступают не просто в качестве звена, опосредующего отношение образа и стилей жизни, но как их объединяющее начало; а процесс познания сущности образа жизни (от анализа стилей к способам жизни; а от них к складывающейся характеристике образа жизни как единства в многообразии) совпадает с общим направлением процесса познания от изучения единичного, к обнаружению особенного и раскрытию общего. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С.53

Поэтому, первое направление сравнительного анализа — выявление элементов устойчивости и динамизма в советском и сегодняшнем образе жизни, а также факторов, определяющих эти тенденции. Второе — рассмотрение образа жизни с точки зрения механизмов интеграции и дезинтеграции. Дезинтегрированные состояния, конгломерат, противостояние различных элементов и моделей образа жизни характеризуют как становление нового, так и распад старого его качества. Третье — отслеживание адаптационно-инновационных тенденций. И, наконец, еще один важный критерий социальных изменений — толерантность и нетерпимость к иным способам жизни.

Далее будут рассмотрены особенности практики социальной работы в России под действием факторов социальной стратификации.

Роль социальной работы и социального работника в трансформационном постсоветском обществе

Еще более усложняется и усугубляется положение индивида, который вместе с глубокими изменениями, происходящимися в мире, переживает все трудности и невзгоды качественной трансформации своего общества. Что касается современных постсоветских обществ, то они, пребывая уже достаточно длительное время в условиях глубочайшей трансформации, так же как и другие в подобных ситуациях, не могут не испытывать дисфункциональные напряжения. Таким образом, постсоветские общества находятся в аномичном состоянии, что подразумевает разлад общественной и моральной регуляции. Но ситуацию «усугубляет еще и то, что трансформация общества происходит на фоне криминализации общества. Криминализация общества — эта такая форма аномии, когда стирается сама возможность различия социально позитивного и негативного поведения, «действия» 3 . Преступный социальный мир уже не находится на социальной обочине, он — на авансцене общественной жизни, оказывает существенное воздействие на все ее грани. Разрушаются позитивные социализирующие возможности общества, ускоряется подготовка резерва преступного мира, что обусловляет все большее вовлечение в антисоциальные действия молодежи, подростков. происходит атомизация, индивидуализация обществ, теряется чувство коллективногщ единства и, соответсвенно, надежда социальной солидарности, поддержки и самой «помощи». Большинство людей остается один перед сложными проблемами. Если раньше государству кое как «удавалось» социальное обеспечение граждан, защита их социальных прав, обеспечение [124] занятостью, то сегодня, хотя постсоветские граждане приобрели свободу, оказались одиноки при решении сложных пробле, для чего у большинства из них не оказалось ни опыта, ни умения.

Нам понадобился этот анализ глубокой трансформации, происходящейся в современном обществе и, в частности, в постсоветском пространстве для того, чтобы показать роль социальной работы и социального работника, который органически объединяет в себе как «работу», так и «помощь», помогает личностям, индивидам решать в свою пользу стоящие перед ними социальные проблемы. Кроме этого, социальная работа является механизмом социального контроля, который способен защищать и реабилитировать социальные нормы и ценности, определяющие нормальные взаимоотношения человека и общества и успешно преодалеть даже положение криминализированной аномии.

Как отмечалось выше, этот список неполный. но все таки вырисовывается, что в современных развитых западных странах почти невозможно найти какую нибудь сферу человеческих отношений, [125] в которую социальный работник не смог бы вмешаться и оказать содействие или помощь. Естественно, это вмешательство имеет и положительные и отрицательные стороны, на что обращал внимание французский философ Мишель Фуко, считая эту службу еще одним проявлением и институтом власти для тотальной слежки и контроля.

По мнению М. Фуко «социальная работа является частью более крупного механизма, механизма надзора-исправления, столетие за столетием непрестанно охватывающего новые области. Наблюдать за индивидами, их исправлять (в обоих смыслах этого слова) означает наказывать и воспитывать их» 4 . Да, социальная работа является определенным механизмом социального контроля и власти, который способствует сохранению статус-кво, но это — не главная его цель и назначение; это, в первую очередь, помощь индивиду или группе, которая сама не способна восстановить нарушенное равновесие и снять напряжение, изменить ситуацию, отрегулировать ее соответственно своей цели.

Социальная работа и социальный работник выполняют роль посредника, медиатора между индивидом и социальными институтами, особенно тогда, когда индивид сам не способен выработать новые привычки и навыки, удовлетворить возросшие потребности измененной социальной среды, выискивать индивидуальные и социальные ресурсы и, соответственно, избежать социальную дисфункцию.

Таким образом, генеральной целью социальной службы является:

  1. Выработка, усиление и развитие в индивиде навыков решения стоящих перед ним проблем;

Исходя из этого социальная работа, в первую очередь, направлена на индивида, который часто оказывается в невыгодной, проблемной, безвыходной жизненной ситуации. Профессиональный социальный работник может содействовать индивиду в осознании проблемы, в поисках путей и средств ее решения. Социальная работа является специальным, односторонним видом помощи. В повседневной жизни мы привыкли к мысли, что «помощь» — двухсторонняя. «В принципе, в контексте каждодневного действия, в «помощи» заложена суть ответного сослуживания, двухсторонности. Но социальная работа — такая «организованная помощь», которая не требует от адресата ответных действий» 5 .

Поэтому социальная работа — не благотворительность, а организованная помощь государства, социальных или общественных организаций с целью укрепления солидарности, чтобы социальные отношения не приняли такие уродливые формы, которые вызывают отчуждение индивидов от общества и вырывание их из социального контекста. Нас, в первую очередь, интересует социальный труд и социальные службы не как механизмы власти, а как ориентированная на индивида организованная помощь. Именно хорошо организованные социальные службы способны сегодня оказать помощь рядовым гражданам постсоветских стран, которые больше не способны, в силу происходящих в этих обществах глубоких трансформаций, адаптироваться к новым экономическим, политическим и социальным реалиям.

На примере Грузии можно сказать, что власть бросает на произвол судьбы дело социального обеспечения граждан. Под предлогом борьбы против коррупции и быстрого проведения радикальных реформ, тысячи граждан остались без работы и функций. Крупный бизнес слаб, а что касается малого и среднего бизнеса, они представлены лишь торговлей; Власть много говорит о содействии малому и среднему бизнесу, но реально дело обстоит наоборот. Большинство оставшихся без работы людей не может взяться даже за малый бизнес. Получение кредита — для использования его [127] в качестве начального капитала — наталкивается на труднопреодолимые барьеры. Несмотря на то, что уже 15 лет, как мы утверждаем рыночную экономику, большинству людей нелегко разобраться в новой ситуации. У них нет не только начального капитала, но и навыков эффективной организации бизнеса.

Ослабление политического надзора со стороны государства способствовало усилению многих дисфункционных антисоциальних явлений: катастрофические масштабы приняли наркомания, проституция, ограбления, мошенничество. Упразднен институт участковых инспекторов, ослабла роль школы и, что печальней всего, социализирующая роль самой семьи. Развелось много бродяг, несовершеннолетних преступников, проституток, попрошаек, катастрофически падает рождаемость, а на этом фоне растет число разводов, также велико число людей, состоящих во внебрачных связях, число одиноких матерей и многое другое.

Разрешение стоящих перед индивидом таких проблем невозможно только в надежде на благотворительость (тем более тогда, когда не очень крепка традиция благотворительности и самих творителей этого блага не очень-то много). Здесь решающее слово принадлежит хорошо организованной помощи, или социальным службам и профессиональным социальным работникам.

Особенности социальной работы в России

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа.

Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации, сопровождающие затянувшийся переходный период, привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и «групп риска» (алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители и проститутки, бомжи, профессиональные нищие и др.). Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей и в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества, в частности всех основных параметров, характеризующих так называемое качество населения: образовательный и профессиональный потенциал, здоровье, духовно-нравственный потенциал. Все это явилось следствием характерного для нестабильных переходных периодов состояния аномии, т. е. временного разрушения нормативных структур, при котором люди, привыкшие руководствоваться традиционными нравами и обычаями, уже не могут жить по-старому, но еще не выработали или не освоили новых образцов действий, взаимодействия, поведения. В результате увеличивается численность маргинальных, неадаптированных членов общества, большинство которых не способно к самоорганизации.

В этой связи социальная работа, идеологической сутью которой можно считать рациональный альтруизм, призвана помогать им как в плане их собственного выживания, так и в перспективе упорядочения более широкого социокультурного контекста, причем с упором не только и не столько на улучшение материального благосостояния нуждающихся в рамках государственной или частной благотворительности, но в первую очередь на их активную социализацию и адаптацию к меняющимся жизненным условиям.

Как отмечает Е.И.Холостова, главными целями социальной работы является стремление улучшить как само качество социальных отношений, так и достичь большей социальной справедливости. Особую актуальность приобретает регулирующая роль государства в выработке и осуществлении мер, способных противbдействовать явлениям стихийности и незащищенности, обеспечить социальную защиту граждан, достойный уровень их существования и жизнедеятельности в обществе. В то же время это является проблемой выработки стратегии социального развития в целях стабилизации социальных отношений и государственности как таковой, что и составляет основную цель социальной политики.

В последней редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики должности «специалист по социальной работе» выделяются следующие его функции:

— аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);

— диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);

— системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);

— активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

— действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);

— организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);

— эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства)4.

Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др.

Социальная работа относится к «помогающим профессиям», и в мировой практике одним из ее фундаментальных методологических и организационных принципов является подход, который обозначается как системно-комплексный, целостный, или холистический. В контексте данного подхода конкретная личность или явление рассматриваются целостно и как нечто большее, чем сумма отдельных частей, а проблемы видятся в более широком спектре, чем на уровне специфических симптомов. В рамках системно-комплексного подхода осуществляется интеграция социальных, социокультурных, психологических и физических влияний на индивидуума.

Содержание самого понятия социальной работы предполагает взаимодействие между человеком и окружающей средой, поэтому клиента всегда необходимо рассматривать в его социальном окружении, социальной среде его обитания, и, как отмечает Е.И.Холостова, социальный аспект общественных отношений присутствует везде, где осуществляется социальная деятельность, возникают взаимодействия индивидов и групп индивидов.

В практике социальной работы выделяются три уровня преобразовательной деятельности: внутри общества как целого (макроуровень); внутри сообществ и социальных институтов (мезоуровень); в рамках семей и индивидуумов (микроуровень). При этом, как указывает X. Сведнер, важно всегда иметь в виду, что каждая попытка вмешательства в социальную систему ради проблем депривации и деструкции на индивидуальном уровне должна также быть атакой на структурные и текущие проблемы, находящиеся за этими индивидуальными проблемами. В противном случае последние будут возникать вновь и вновь, в то время как социальные перемены достигаются только благодаря преобразовательной работе, проводимой одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях.

Социальная политика и социальная работа в условиях России идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических факторов.

Социальная политика является по своей идеологии патерналистской. Патернализм по определению делит участников взаимодействия на покровителей и одариваемых, причем последние обязательно оказываются в униженном положении, независимо от того, какой практикуется вариант патернализма — либеральный (благотворительность, гуманитарная помощь) или строгий (карательный).

Авторство «социальной модели» (иногда ее обозначают как «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным образом самим клиентам социальных служб, начавшим во многих странах постепенно объединяться в различные ассоциации и движения. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом), причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия, вытекающие из его проблем, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано главным образом позицией и поведением других людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией и психологическим климатом, в том числе стигматизацией и инвалидизацией).

Одна из конечных целей социальной политики и социальной работы связана с концепцией независимой жизни, которая рассматривает человека и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей, и ориентируется на устранение физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью специальных служб, методов и средств. Очевидно, что именно в сфере социальной работы, предполагающей, по определению, профессиональную поддержку, защиту и помощь социально уязвимым и неблагополучным категориям населения, должны быть предоставлены условия для их социальной реабилитации, адаптации и интеграции.

С другой стороны, независимая жизнь представляет собой наличие альтернатив и возможность выбора, который человек может сделать при помощи социальных служб, причем критерием независимости является не степень его дееспособности и самостоятельности в условиях отсутствия помощи, а качество жизни в условиях предоставляемой помощи. В свою очередь, понятие помощи включает в себя ее характер, способ оказания, контроль и результат.

Иногда бывает трудно принимать помощь, но и не менее трудно успешно ее оказывать. В связи с вышеизложенным важны не только содержание и технологии социальной работы, но и ее психологическая окрашенность. Одним из самых распространенных и, по-видимому, наиболее адекватных для «помогающих профессий» типа социальной работы и недирективной консультативной психологии является гуманистический подход (К. Роджерс и др.). Согласно этому подходу, для нормального существования человека, что предполагает формирование его высокой самоценности, необходимы активизация внутренних ресурсов позитивного развития личности («личностного роста»), гуманность и возможность выбора. С другой стороны, с позиций экзистенциальной психологии одним из важнейших стремлений личности является обретение смысла своего существования, и для человека важнее не то, что с ним случилось, а свое отношение к случившемуся (В. Франкл).

С этой точки зрения весьма важной задачей социального работника является перевод клиента из позиции объекта социального воздействия (социальная и личностная пассивность, внешний локус контроля, отказ от самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичность мышления и поведения и пр.) в позицию способного к саморазвитию, активного и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двусторонних отношений «социальный работник — клиент» последний должен быть стимулирован на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений. Но в условиях отечественной практики социальному работнику гораздо легче принимать решения самому, опираясь на существующие нормативы и формальные критерии, что приводит к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и его зависимости от социального работника.

Следует также отметить, что с новейшей историей России связана такая особенность значительной части менталитета населения, как виктимность. Многие люди ощущают себя жертвами «палача»-правительства или конкретных его персонажей, демонстрируют реакции агрессии или обиды и, в соответствии с механизмами системного психотерапевтического подхода, виктимизируют обидчика, вызывая у него чувство вины и становясь, в свою очередь, его «палачом» (яркая иллюстрация — «плачущие» премьер-министры, которым население обычно «мешает работать»).

В связи с этим социальным работникам принадлежит жизненно важная роль в стимулировании людей на достижение их целей и обеспечении равного доступа к качественному и независимому образу жизни в обществе, что, в свою очередь, должно позволить социально уязвимым категориям населения (а также людям, подвергшимся тем или иным видам насилия) не чувствовать себя психологически стигматизированными и инвалидизи-рованными жертвами. Наделение клиентов необходимой для этого силой включает в себя шесть ключевых элементов: контроль и выбор, идентичность, участие и консультирование, технология, информация и ресурсы.

Конкретные усилия, согласно «социальной модели», должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их проблемами, но и на изменения в обществе. Однако в отечественной практике социальная работа сводится в основном к сбору и первичному анализу данных об индивидуумах и семьях с особыми потребностями и распределению различных видов материальной помощи — денег, лекарств, еды, одежды и т.д. В результате многие психосоциальные потребности клиентов/семей часто удовлетворяются не в полной мере, а их личностные ресурсы не активизируются, что снижает возможности социальной адаптации и реабилитации.

Кроме того, в отличие от многих стран, в отечественной теории и практике социальной работы фактически отсутствует в целостном виде профессиональный этический кодекс, в результате чего не эксплицируются важнейшие профессиональные ценности, в том числе антидискриминационная направленность социальной работы (т. е. борьба с эйджизмом, сексизмом, инвалидизмом и пр.). Недостаточно развиты специализированные практические направления и методы «социальной терапии» для таких, например, ситуаций, как пренебрежение детьми и насилие в семье, утрата и горе, девиантное и делинквентное поведение и пр., что частично обусловлено своего рода социальной мифологичностью и табуированностью данной тематики; практически отсутствуют групповые формы социальной работы, в том числе организация ассоциаций клиентов со сходными проблемами и групп самопомощи.

Эффективность социальной работы (а также ее экономическая рентабельность) снижается и из-за того, что различные ее направления курируются чуть ли не десятком различных министерств и ведомств, имеющих свое собственное финансирование:

так, Министерство общего и профессионального образования РФ занимается детьми с учебными трудностями, Министерство внутренних дел РФ — несовершеннолетними правонарушителями, Министерство здравоохранения РФ — больными, инвалидами и наркотически зависимыми людьми, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ — людьми, пострадавшими от природных и техногенных катастроф. Министерство труда и социального развития РФ — социальным обеспечением и поддержкой различных социально уязвимых групп населения. Сферы деятельности и объекты частично перекрываются (например, различными аспектами медико-социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов занимаются как минимум три из вышеперечисленных министерств), однако говорить о целостном подходе и межведомственном взаимодействии пока еще рано, хотя в последнее время в этом плане наметились определенные позитивные тенденции и сдвиги.

Проблема усугубляется тем, что стремительно развивающаяся как профессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированных специалистах. Несмотря на то, что на сегодняшний день подготовка и переподготовка социальных работников осуществляются на базе примерно 80 государственных, а также большого числа негосударственных образовательных структур, из тридцати с лишним тысяч российских социальных работников, как было отмечено министром социальной защиты населения РФ на декабрьской (1995 г.) Всероссийской конференции по вопросам подготовки кадров для социальной сферы, пока еще только 6% получили специальную профессиональную подготовку. Обычно сотрудники социальных служб имеют какое-либо высшее образование (чаще всего гуманитарное) плюс прошли курсы переподготовки, в наиболее распространенном варианте носящие краткосрочный характер и ориентированные главным образом на организацию, финансирование и менеджмент социальных служб. Еще более остро эта проблема стоит в отношении сотрудников негосударственных благотворительных организаций, занимающихся, по сути, социальной работой.

Подготовка специалистов в области социальной работы официально была учреждена в нашей стране вместе с введением специальности и начала осуществляться в 1991—1992 гг. В государственном образовательном стандарте представлены, на первый взгляд, все необходимые для качественной подготовки специалистов дисциплины, как общеобразовательные, так и специальные. Однако в условиях отсутствия целостного подхода в методологии самой социальной работы процесс обучения принимает эклектичный характер и не обеспечивает должного уровня междисциплинарных взаимосвязей.

В образовательных программах для социальных работников и в самом учебном процессе отсутствует такой компонент, как подготовка к работе в многопрофильных бригадах (командах), не предполагается проведение междисциплинарных конференций и семинаров, что отражает межведомственную разобщенность в существующей практике социальной работы и не позволяет реализовать принципы системно-целостного подхода. Наконец, учебные планы, программы и сам процесс обучения носят академизи-рованный характер, и удельный вес тренинговых занятий по отработке психосоциальных технологий работы с различными типами случаев, а также полевой практики чрезвычайно низок.

Социальная работа в современном обществе

Название работы: Тенденции изменения практики социальной работы в современном обществе

Предметная область: Социология, социальная работа и статистика

Описание: Такой теорией и является теория социальной работы что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите слабых общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социологоориентированных и психологоориентированных теорий которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР.

Дата добавления: 2013-08-13

Размер файла: 18.17 KB

Работу скачали: 7 чел.

Тенденции изменения практики социальной работы в современном обществе

По мере дифференциации научного знания, увеличения числа специальных дисциплин, направленных на изучение отдельных аспектов взаимодействия человека с обществом, средой обитания, механизмов формирования и развития личности, все отчетливее обнаруживается необходимость в общей теории, которая могла бы стать основой адекватного понимания логики жизнеосуществления человека, формирования, осуществления и реабилитации его жизненных сил.

Такой теорией и является теория социальной работы, что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите «слабых» общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социолого-ориентированных и психолого-ориентированных теорий, которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем.

Становление СР как професс деят-ти произошло на рубеже 19-20 вв.: в 1899г. появ. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР. Возникновение СР как професс деят-ти связано с воплощением идей Джейн Адамс и Мери Ричманд. Адамс основала Чикагскую школу социологии, основала движение «сеттльментов» — образованные люди переселялись в бедные кварталы, осн. идея – необходимо изменять саму среду, чтобы искоренить бедность и несчастья.

Ричманд представила свой метод СР – индивидуальный метод, основанный на американской идеологии индивидуализма: бедность – болезнь, неспос-ть индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступает в роли больного, задача соц работника «соц врачевание» инд-да и подготовка подопечного к самостоятельному решению проблем. В основе СР медицинская модель, в процессе взаимодействия соц раб-ка и клиента работа ведется на основе следующей цепочки: изучение – диагноз (соц диагноз) – лечение (соц терапия). Самое важное в СР – постановка правильного соц диагноза и оказание помощи. Соц диагноз – оценка личности клиента и его соц положения.

К наиболее известным школам ТСР относятся:

— диагностическая шк. Возникла в нач. 20в. В качестве модели подготовки спец-тов использовали мед модель, но позже применяли идеи теории Фрейда: его теории психического детерминизма бессознательных процессов, значение переживаний раннего детства. Поэтому сосредоточили внимание на внутреннем мире клиента, а соц среда отодвинулась на второй план. Акцент делался на диагнозе, на сборе инфо о детстве клиента, оценке его личности, а оценка соц ситуации клиента имела вторичное значение. Отношения между соц работником и клиентом носили авторитарный характер. Задачей СР становилось лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в адаптации его к окружающей среде. Соц работник выступает в качестве эксперта, на котором лежит ответственность за изменение клиента.

Т.о., происходит переход к современному пониманию сущности СР и отказ от авторитарных и формальных отношений. В отличие от идей первой школы, представители второй считали, что поскольку клиент знает себя лучше, то только он способен поставить диагноз проблеме, а не его професс помощник, который может только способствовать этому процессу. Задача спец-та принять на себя ответ-ть за процесс оказания соц помощи и за формирование таких отношений между клиентом и соц раб-ком, кот. приведут к желаемым изменениям. Бернер и Юнссон отмечают, что истоки функциональной школы идут от гуманистической психологии к понятию Маслоу о самоактуализации, представлениям Карен Хорни о том, что человек внутренне всегда стремится к позитивному и находится в состоянии постоянного роста и развития.

Концепция соц действия в СР (Костнер и Кункель) каждый человек – носитель двух начал биологич и соц-го. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в соц аспекте регулируется символами – язык, ценности, нормы, а как биологич существо для человека характерна волюнтаристичность. СР необходимо не только знание теорий и методов СР, но и представления об обществе, потребностях соц групп, законодательстве, культурных и этнических различиях клиентов. Вместе с тем, соц раб-к может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, если он учитывает не только соц статус, но и другие соц характеристики: индивидуально-психологические, биологические, социальные, которые определяют его поведение в тех или иных ситуациях. Поэтому СР не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, испытывающими психологические проблемы или находящимися в ТЖС.

Принципы Эльберфельдской школы: осн. пр-п – индивидуализация помощи, привлечение к активному участию в помощи малообеспеченным слоям граждан.

Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе. Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: «Социальная работа — это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей» .

В теоретических аспектах современных исследователей сохраняется интегративный и междисциплинарный характер. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия,

антропология, юриспруденция и др.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Определенный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, в основе которой — разрешение конфликта между потребностями и возможностями клиента с реальной социальной средой .

Наибольший интерес может представлять теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии. Распад системы социально-культурных и социально-бытовых отношений, переход к рыночной экономике породили в бывших социалистических странах необходимость создания новой системы социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной работы, ориентированном на создание соответствующих социальных связей по месту жительства.

Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как «социальное государство», зафиксированного в Конституции ФРГ 1949 г. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния. Параметры социального государства-услуговый, правовой, налоговый.

Данное понятие характерно не только для немецкоязычных стран (Sozialstate), в англоязычных версиях употребляется понятие «общество всеобщего благосостояния/благоденствия) (Welfar State)». Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.

Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.

Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия. Это зависит от национальных и исторических особенностях развития страны, бюджетно-страховых принципов финансирования социальной работы, степени развития социального законодательства, что подтверждает уникальность и невозможность какого-либо слепого копирования и переноса зарубежного опыта на отечественную почву.

Источники:
Введение
Введение Актуальность темы работы состоит в том, что в условиях развития рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, вынужденных переселенцев, безработных и
http://studbooks.net/702097/sotsiologiya/usloviya_razvitiya_sovremennoy_sotsialnoy_raboty
Роль социальной работы и социального работника в трансформационном постсоветском обществе
[page=122] Общество на протяжении своего существования переживает трансформации, только разными темпами. Даже общества традиционного типа, правда, очень медленно и еле заметными темпами, но все-таки меняются. А начиная с Нового времени, когда капиталистические экономические отношения и свободное предпринимательство твердо укрепились на Западе, ускорились изменения, происходящиеся в обществе. Социальная среда, социальные ситуации, в которых приходиться работать и жить индивидам, усложняются в силу изменений и затруднительна адаптация к ним.
http://anthropology.ru/ru/text/berdzenishvili-na/rol-socialnoy-raboty-i-socialnogo-rabotnika-v-transformacionnom-postsovetskom
Особенности социальной работы в России
Особенности социальной работы в России В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие
http://soc-work.ru/article/290
Социальная работа в современном обществе
Такой теорией и является теория социальной работы что со всей очевидностью вытекает из ее характера как системы видов деятельности по защите слабых общественных групп. Теория социальной работы составляет органическую часть тех социологоориентированных и психологоориентированных теорий которые связывают социальную теорию в целом с прикладными исследованиями этого круга проблем. Учеб заведения по подготовке соц работников и возникла необходимость разработки теоретических основ СР.
http://5fan.ru/wievjob.php?id=25447

COMMENTS