Социальная работа с пожилыми людьми холостова

Технологии социальной работы с пожилыми людьми (2)

2.3 Технология социальной реабилитации пожилых людей

Беседа с клиентом. Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент напряженно думает).

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать работнику какой-то «ключ». Надо обращать внимание на несоответствия и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений. Рассмотрим последние аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы. Если не принимать эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается негативная реакция со стороны клиента.

Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально. Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы. Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д., так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них поспешные выводы.

Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросы в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего. Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.

Умелое использование вопросов — это нечто мало изученное в практике социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения. Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы привести к изменению.

Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами: симпатия или понимание — попытка видеть мир глазами другого человека; уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней; конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему; знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя; искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом; сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Особую трудность для начинающих социальных работников представляют умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и, соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать. Исходя из этого, при работе с клиентами социальному работнику можно дать следующие рекомендации: необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека; иметь навык межличностного общения; умело задавать вопросы; пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таким образом, изучив данный раздел видно, что социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий — все это далеко не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.

Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей. Рассмотрим модели, разделяющие цели и средства. Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более широкий подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их. Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.

Оценочный анализ — это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных.

Исходя из этого можно рекомендовать: развивать в себе самоконтроль при рассмотрении полученных данных; быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо; рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.

Ведение записей. Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг. Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться. Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.

Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; кратко-, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах.

Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

Четвертым документом является информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, «обед на колесах», дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого года.

Таким образом, социальные работники должны уметь предусматривать новые потребности тех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономических условиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализации таких потребностей. Насущно необходима исследовательская работа для определения природы и масштабов потребностей, обеспечения эффективности программ и их экономичности без ущерба для качества, стимулирования новых видов услуг.

В ходе подготовки и написания курсовой работы были сделаны следующие выводы.

1. В определении феномена старости можно наблюдать следующие теории: теория разъединения; теория активности; теория возрастной стратификации; теория наименования; теория социальной девиации; темпоральная теория старости; старость как механизм трансмиссии культуры; теория субкультуры; теория геронтологической трансцендентальности.

2. Принципы социальной работы в отношении пожилых граждан следующие: принцип независимости; принцип участия; принцип ухода; принцип реализации внутреннего потенциала; принцип достоинства.

3. В социальной работе с пожилыми гражданами можно выделить следующие технологические задачи:

— выявление среди граждан пожилого возраста тех, кто нуждается в социальной поддержке (используется технология социальной диагностики);

— определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке (социальное консультирование);

— привлечение государственных и общественных организаций для совместной деятельности в отношении пожилых граждан (социальное посредничество и социальное партнерство);

— предоставление различных видов услуг разового или постоянного характера пожилым гражданам, нуждающимся в этом (социальное обслуживание);

— обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых граждан (социальный патронат);

— предоставление бесплатной культурно-бытовой, юридической, медицинской и т.п. информации (социальное информирование);

— оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и в том числе инвалидам (социальное обслуживание на дому);

— организация натуральной гуманитарной срочной и адресной помощи социального характера (социальная помощь).

4. В отношении граждан пожилого возраста в Российской Федерации реализуются традиционные так и инновационные технологии социальной работы. Среди традиционных можно выделить: социальное обслуживание (в пяти формах), социальное обеспечение (в форме пенсий и пособий), социальная помощь (адресная и срочная). К инновационным технологиям относятся: технология ухода, поезда милосердия, дома ветеранов.

В заключение отметим, что основное правило практики социальной работы состоит в том, что используемые в ней технологии из разряда инновационных, переходят в разряд традиционных после многократной апробации. И, тем не менее, перечень инновационных технологий постоянно расширяется.

1 Альперович В. Социальная геронтология /В.Альперович. — Серия "Учебники и учебные пособия". — Ростов н/Д. Феникс, 1997 — с. 576

2 Баранова М.Н. Неврозоподобные состояния в общесоматической практике /М.Н. Баранова, Е.В. Черносвитов. — Тбилиси, 1990. – 240с.

3 Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. – М., 1999. — 75с.

4 Дементьева Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан /Н.Ф.Дементьева, Э.В. Устинова – М.: ЦИЭТИН, 1991. — 135с.

5 Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340с.

6 Елютина М.Э. Социальная геронтология: Учебное пособие /М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова. – М.: ИНФРА-М. – 2004. – 157 с.

7 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2002. — 560 с.

8 Доброневский Ю. Социальная защита пенсионеров в условиях перехода к рыночным отношениям. Социальное обеспечение /Ю. Доброневский, Г. Игнатов. – 1990. — №1.

9 Дыськина А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан /А.А. Дыськина, Э.И. Танюхина. — М.: Логос, 1996. — 223 с.

10 Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития. Семья в России /В.И. Жуков. — 1996г. — №1. — С.31-46.

11 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / И.Г. Зайнышев – М.: ГИЦ ВЛАДОС, МГСУ. 2000. – 237 с.

12 Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций /В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. — М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. — 432 с.

13 Конституция Российской Федерации. — М.: «Юридическая литература», 1995. – 97с.

14 Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции /П. Кропоткин. Т.7. – СПб. — 1987. – 350 с.

15 Лексин В.Н. Общая теория реформ. Теория и практика организации проведения реформ /В.Н.Лексин, А.Н.Шевцов. – М., 1995. – 123 с.

16 Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. — Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. — №32, Ст.3198.

17 О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. — Федеральный закон от 02.08.1995 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1995, №32, ст.3198.

18 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник /П.Д. Павленок. –М.: Инфра. 2003. – 395 с.

19 Ромм М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие. Ч. I /М.В. Ромм, Т.А. Ромм. — Новосибирск. – 1999 г.

20 Ромм М.В. Теория социальной работы: Учеб. Пособие. Ч. II /М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – 112 с.

21 Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

21 Степанов В.К. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых / В.К. Степанов. М.: Стройиздат, 1989. — 213с.

22 Толстой Л. О старости /Л. Толстой. — СПб. 1906. – 180 с.

23 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

24 Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч./Е.И. Холостова. М.: Cоциально-технологический институт, 1999. – 320 с.

25 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296 с.

26 Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник /Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001. — 400с.

27 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.

28 Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Е.В. Черносвитов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304 с.

Социальная работа с пожилыми людьми

Герпатрия: Учеб. пособие / Под ред. Д. Ф. Геботарева, В. В. Фролъкиса и др. М., 1990.

Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001.

Лабиринты одиночества. М., 1989.

Медицинские и социальные проблемы в геронтологии // Материалы международного семинара по проблемам пожилых. Самара, 1996.

Основы социально-медицинской работы, учебное пособие / Под ред. Е. А. Сигиды. М., 1998.

Популярная энциклопедия пожилого человека. Самара, 1997.

Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995.

Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М., 1997.

Руководство по геронтологии / Под ред. Д. Ф. Гебота-рева, В. В. Фролъкиса. М., 1978.

Социальная геронтология: современные исследования: Сб. рефератов. М., 1994.

Социальное обеспечение и его роль в решении проблемы дальнейшего подъема благосостояния народа. М., 1989.

Социальная работа с пожилыми / Под ред. Е. И. Холос-товой. М., 1995.

Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е. И. Холо-стовой. М., 1995.

Старость и ее закономерности. М., 1963.

Старость. Популярный справочник / Пер. с польск. М., 1996.

Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка. М., 1995.

Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие в вопросах и ответах / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1996.

Теория социальной работы / Под ред. Л. Г. Гусляковой, Е. И. Холостовой. М., 1997.

Энциклопедия социальной работы / Пер. с англ.: В 3 т. М., 1993—1994.

Вопросы для самоконтроля 20

Вопросы для самоконтроля 38

пожилых людей 38

Типология временной перспективы 46

Типология дефицита социальных отношений 47

Вопросы для самоконтроля 51

Вопросы для самоконтроля 57

Вопросы для самоконтроля 65

Пенсионное обеспечение граждан старшего поколения 65

Единовременные и иные выплаты 68

Повышение пенсий, исчисленных с применением 70

индивидуального коэффициента пенсионера 70

Совершенствование законодательства и меры 71

по реформированию пенсионной системы 71

Вопросы для самоконтроля 74

Вопросы для самоконтроля 84

Вопросы для самоконтроля 96

Вопросы для самоконтроля 107

Вопросы для самоконтроля 121

Социальное обслуживание 122

Вопросы для самоконтроля 137

Вопросы для самоконтроля 151

Направления в организации длительного ухода 152

Проблемы ухода в семье 154

Направления в финансировании длительного 156

Системы, которые финансируют больничный 157

уход из медицинского страхования 157

Финансирование длительного ухода из обычных 158

Последние реформы в финансировании 163

длительного ухода 163

Реформы в странах с системой здравоохранения, 163

основанной на налогах 163

Реформы в странах с системой здравоохранения, 165

основанной на социальном страховании 165

Вывод: выбор цепей и способов реализации 168

систем длительного ухода 168

Вопросы для самоконтроля 169

Использование навыков консультирования 170

Социальная работа с пожилыми людьми

№ 77.99.02.953.Д.002261.04.01 от 26.04.2001.

Изд. лиц. ИД № 06473 от 19 декабря 2001 г.

Подписано в печать 04.04.2003. Формат 60×84 1/16. Печать офсетная.

Бумага газетная. Печ. л. 18,5. Тираж 3000 экз. Заказ 1116.

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К

129347, Москва, Ярославское ш., д. 142, к. 732.

Для писем: 129347, Москва, п/о И-347

Тел./факс: (095) 182-93-01, 182-11-79, 182-42-01, 182-01-58

E-mail: sales@dashkov.ru -отдел продаж

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ»,

140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403.

1 Мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше.

2 См.: табл. 1 «Численность и возрастной состав населения России по данным всесоюзных переписей населения, тыс. чел. и табл. 2 «Динамика возрастного состава населения России, %».

3 См.: табл. 3 «Естественное движение населения России».

4 Бовуар С. Старость (Эссе). М., 1970. С. 46.

6 Принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году, Резолюция 46/91.

7 По рекомендации 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1990 года, A/RES/47/5. С. 5.

8 Исследования геронтологов относительно возможностей пластичности у пожилых людей убедительно свидетельствуют о реальности такой стратегии. См., например: Bromley D. В. Behavioural Gerontology, CMcherter, Jria Wlky & Sons, 1994.

9 В материале настоящего сборника в разделе о социальной практике достаточно подробно изложены возможности новейших технологий для организации социальной работы с пожилыми людьми.

10 Кон И. С. В поисках себя. М., 1982.

11 См.: Болтенко В. В. Изменения личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: Изд-во МГУ, 1980.

12 Данные приведены из Государственного доклада о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001. С. 9—17.

13 Данные приведены из Государственного доклада о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001. С. 53—63.

14 Данные приведены из Государственного доклада о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001. С. 39—52.

15 См. Кячкин А. В. Особенности стиля жизни пожилых людей // Пожилой человек: проблемы возраста в аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995. С. 21—23.

16 Подробнее см.: Социальная геронтология: современные исследования (Реферативный сборник). М., 1994. С. 74—78.

17 См.: Киселев С. Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты пожилых людей в Российской Федерации // Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. Самара, 1996. С. 16.

18 См.: Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001. С. 64—101.

19 Подробнее см.: Ефимова Е. И. Суицидальное поведение в пожилом возрасте // Пожилой человек: возраст и аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995. С. 53—56.

20 Данные приведены из Государственного доклада о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2001. С. 157—168.

21 Технология взята из кн. Мэгги Комли. Учиться слушать: Азбука общения для работающих с пожилыми людьми / Пер. с англ. М. Нехорошева. М., 1999.

22 В дальнейшем мы будем использовать термин «эмпатия» и производные этого слова наряду со словом «сочувствие», рассматривая их как слова близкие, но не тождественные по значению.

23 Empathy (Shorter Oxford Dictionary) — сила проникновения в индивидуальность другого, в целях понимания объекта проникновения.

24 Adapted from Truax & Carkhuff, Towards Effective Counselling and Psychotherapy — Training and Practice (Aldine, 1967).

25 Elisabeth Kutbler-Ross, On Death and Dying (Tavistock/Routledge, 1970). 284

Социальная работа с пожилыми людьми холостова

Помощь государства стареющим гражданам можно назвать официальной, формальной помощью, содержание которой описано в уже указанных федеральных законах; помощь семьи и друзей можно рассматривать как неофициальную, частную социальную помощь стареющим людям. Существует еще и добровольная социальная помощь, которая, в частности, и подразумевает создание групп самопомощи.

Следует заметить, что, по различным оценкам, в США, например, от ¼ до⅓ всех пожилых людей в той или иной форме добровольно оказывают помощь, различные услуги людям,

нуждающимся в них. Обратимся к опыту именно этой страны хотя бы потому, что это страна добровольных ассоциаций, о чем еще в начале прошлого века писал А. де Токвиль, потрясенный тем, что ни в одной стране мира принцип ассоциации не применялся так успешно и не охватывал столько людей, как в Америке.

Члены добровольных ассоциаций работают бесплатно. Здесь отсутствует система принудительной власти. Множество пожилых людей добровольно оказывают помощь соседям, знакомым, родственникам, большинство же пожилых людей привлекаются к такой деятельности посредством различных программ помощи, разрабатываемых государственными учреждениями, учебными заведениями, другими организациями.

Объединения, разрабатывающие подобные программы, преследуют и собственные цели — стремятся повысить свой престиж, авторитет в районе, городе, штате. Виды помощи, оказываемой добровольцами, весьма разнообразны: помощь на дому, сопровождение к врачу, покупка и доставка на дом продуктов, изготовление различных приспособлений, облегчающих жизнь престарелых и инвалидов в собственных квартирах, занятие с детьми в интернатах для страдающих от каких-либо умственных, физических или эмоциональных расстройств или просто с детьми, отстающими в

развитии, работа с пациентами в больницах, домах-интернатах, центрах дневного пребывания, помощь в организации досуга, развлечений для пожилых людей и т.д.

Обычно добровольцы затрачивают на выполнение своих обязанностей от 6 до 20 часов в неделю. Организация, разработавшая программу, и ее спонсоры оплачивают расходы добровольцев на транспорт и обслуживание своих подопечных; в дни работы им предоставляется бесплатный обед. Иногда для добровольцев организуются вечера отдыха, пикники, им вручаются сувениры или небольшие денежные вознаграждения, а раз в год они проходят бесплатное медицинское обследование.

Изъявившие желание работать в программе «Приходящие бабушки и дедушки» (одной из самых крупных программ) проходят 40-часовую подготовку до начала работы и затем ежемесячно -еще по 4 часа. Обычно пожилые люди-добровольцы используются в области, в которой они являются специалистами.

Большое внимание уделяется привлечению пожилых людей к работе с молодежью по программе «Поколения вместе». Цель -создание возможности для совместного времяпровождения, взаимного обогащения в результате такого общения знаниями, передачи опыта и умений пожилых людей, расширения взаимопонимания.

Американская ассоциация пенсионеров — крупнейшая в США организация пожилых людей (насчитывающая около 30 млн. человек) — разрабатывает и осуществляет программы помощи недавно овдовевшим людям с целью помочь им адаптироваться к новому для них состоянию одиночества (обычно этим занимаются люди, которые сами испытали подобное горе).

Развитие добровольной сети социальной помощи — с одной стороны, своего рода вызов профессионалам, а с другой стороны, огромное поле деятельности для этих же профессионалов, желающих сотрудничать с добровольцами. Важную роль в решении подобного рода задач играют связь с общественностью и групповая работа.

Что касается России, то взаимопомощь и здесь была бы естественным принципом решения человеческих проблем, однако развитию движения добровольцев в нашей стране препятствуют отсутствие сотрудничества между различными общественными и государственными организациями, дублирование их деятельности, отсутствие координации, единого информационного пространства, несовершенство правовой базы в области взимания налогов и защиты от произвола чиновников, преступных элементов, нехватка финансовых средств (нередко общественные инициативы финансируются зарубежными странами и фондами).

Социальные работники должны быть осведомлены о наличии подобных учреждений в своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя туда нуждающихся. Не следует также забывать, что в настоящее время различные группы поддержки нуждающихся организуются при религиозных организациях различных конфессий.

Наряду с расширением сети групп добровольной помощи, оказываемой пожилыми людьми, необходимо всячески развивать систему профессиональной помощи стареющим людям. Специализация в этой области требует серьезной подготовки. Деятельность государственных организаций социальной защиты пожилых людей базируется на уже упоминавшихся законах, в которых достаточно подробно расписаны основные виды социального обслуживания пожилых людей (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарах, центрах дневного пребывания и т.п.). Соответствующие статистические данные, анализ основных видов услуг, предоставляемых пожилым людям, даны в Настольной книге специалиста по социальной работе 1 .

На разных этапах жизни человека, в разных жизненных ситуациях может доминировать или субъективное, или объективное

начало. Человек становится клиентом социальных служб, как правило, в ситуации доминирования объективного начала, т.е. доминирования пассивности, неизменности, стабильности, одномерности существования и т.д.

Действительно, если в недалеком прошлом человек занимался активной трудовой деятельностью, был инженером, водителем автобуса, учителем, слесарем и т.д., то в пожилом возрасте каждый становится пенсионером, «освобождаясь» порой даже от ролей отца или матери, ибо иногда дети и даже внуки умирают раньше родителей и прародителей. В связи с этим стареющие люди лишаются значимого для них общения, поддержки, даже смысла жизни и нуждаются в помощи. Задача социального работника — приложить максимум усилий для стимулирования, актуализации субъективного начала в человеке. Необходимо оказывать таким людям помощь в освоении новых и актуализации старых ролей- порой организуя группы самопомощи, клубы пожилых людей, издавая специализированные газеты, журналы и т.п.

Клубная работа, получившая широкое распространение, -один из методов социально-психологической помощи стареющим людям.

Клубы, т.е. своеобразное объединение людей, имеющих одинаковые социальное положение, политические или религиозные взгляды, были известны со времен Древнего Рима. Поначалу это были учреждения, рассчитанные исключительно на мужчин, затем появились клубы для женщин, юношей и девушек. Существуют различные формы клубной работы.

Клубы для пожилых людей начали появляться после второй мировой войны. В некоторых социальных службах насчитывается несколько таких клубов: «Любители романсов», «Просвещение», «Любители животных» и др. Задача клуба — удовлетворить разнообразные духовные потребности его участников.

Территорию вокруг клуба любители садоводства могут использовать для того, чтобы продемонстрировать свои способности. Здесь же можно разместить скамейки и столы под тентами. На самочувствие пожилых членов клуба может оказать благоприятное влияние и дизайн помещения клуба.

Мебель в клубе должна иметь нормальную высоту — с низких и мягких кресел пожилым людям трудно вставать. Наиболее подходящими являются полумягкие стулья с удобными сиденьями и спинками, снабженными поручнями. В состав оборудования входят также шкафы для различных материалов, пластинки, книги, проектор, проигрыватель, настольные игры, стойка с ежедневной прессой.

По некоторым данным, оптимальное количество членов клуба — 40-50 человек. Некоторые клубы выдают членские билеты и собирают членские взносы; тайным голосованием избирается правление клуба (из 6-7 человек), перевыборы проводятся ежегодно.

Клуб для пожилых людей должен наладить связь с местной общественностью, избирая различные формы сотрудничества. Одновременно он может стать центром, в котором решаются различные вопросы, касающиеся пожилых людей.

Программа занятий спланирована и приспособлена к потребностям стареющих людей. Наиболее популярные формы занятий -просветительские лекции, встречи с интересными людьми, коллективное чтение книг и журналов, работа различных кружков (театрального, вокального, вязания и др.). Большое внимание уделяется туризму, организации экскурсий.

В ряде клубов создается секция социальной помощи, задача которой — выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях.

На наш взгляд, именно клубы пожилых людей могут стать эффективным средством возрождения групп самопомощи. Вовлечение пожилых людей в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием социального работника, может, бесспорно, принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки и интерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других. Иначе говоря, в данном случае имеет место «эффект группы».

Однако далеко не каждый пожилой человек стремится стать членом клуба, а некоторые физически не в состоянии прийти в клуб. В этом случае основные задачи социального работника следующие:

  1. выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании;
  2. установление и поддержание связи с трудовым коллективом, в котором ранее работали ветераны войны и труда и инвалиды;
  3. налаживание контактов с комитетами Красного Креста, советами ветеранов войны к труда, другими общественными организациями для оказания шефской помощи одиноким пенсионерам;
  4. содействие в оформлении необходимых документов при установлении опеки или попечительства, а также помещении в дома-интернаты или территориальные центры;
  5. предоставление разнообразных услуг одиноким пенсионерам (доставка на дом обедов, полуфабрикатов, сдача вещей в химчистку, стирку и т.п.);
  1. выполнение просьб, связанных с перепиской с родственниками, друзьями, выполнение других разовых поручений;
  2. организация погребения умерших одиноких пенсионеров.

Исключительное значение в повышении эффективности социальной работы с пожилыми людьми имеет самообразование, самопознание социального работника.

Социальный работник должен учитывать, что психика пожилых людей неустойчива и им зачастую присуща раздражительность. Разговаривая с таким клиентом, необходимо ощущать уверенность в себе; стул, на котором сидит социальный работник, должен быть выше стула, предназначенного для клиента. При желании сорвать свой гнев на клиенте следует расслабить плечи и сделать три глубоких медленных вдоха и выдоха, сфокусировав внимание на счете; можно также попытаться воспринимать клиента как маленького ребенка, требующего внимания и участия.

Строгость и требовательность — это качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, эти качества не должны трансформироваться в жестокость или жесткость. Очень важно, чтобы социальный работник относился критично к качеству своей работы,

не преувеличивал своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критицизм, неуверенность в себе, усталость могут препятствовать продуктивной деятельности социального работника. Общаясь с клиентом, социальный работник должен все время отмечать положительные сдвиги: позитивное подкрепление — мощный стимул для самоорганизации клиента.

Вежливость, приветливость, тактичность — обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Позитивный эмоциональный настрой социального работника, наличие у него чувства юмора способствуют выходу клиента из депрессивного состояния. Важным является также умение говорить и слушать, не только получая информацию от клиента, но и постигая его внутренний мир, его скрытые побуждения. Для этого очень полезно развивать навыки саморефлексии.

В заключение отметим, что социальные работники должны уметь предусматривать и новые потребности тех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономических условиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализации таких потребностей. Насущно необходима исследовательская работа для определения природы и масштабов потребностей, обеспечения эффективности программ и их экономичности без ущерба для качества, стимулирования новых видов услуг.

  1. Каковы характеристики социально-демографической общности пожилых людей?
  2. Какие социальные теории старения вам известны?
  3. Какова нормативно-правовая база социальной работы с пожилыми людьми?
  4. Каковы особенности деятельности групп самопомощи?
  5. Каковы особенности общения с пожилыми клиентами?
  1. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — Тюмень, 1995.
  2. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. -М., 1980.
  3. Пожилые: Словарь-справочник по социальной работе. — М., 1997.
  4. Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга специалиста по социальной работе. — М.: Институт социальной работы, 1996.
  5. Старость: Популярный справочник /Под ред. Л.И. Петровской. -М., 1996.

Социальная работа с пожилыми людьми /Настольная книга специалиста по социальной работе. — М.: Институт социальной работы, 1996.

Социальная работа с пожилыми людьми холостова

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Индекс цитирования научной работы подсчитывается автоматически.»> Индекс цитирования научной работы : 0

Просмотров научной работы: 4201

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Увеличение численности пожилых людей во всем населении становится важной социально-демографической направленностью в сущности всех развитых стран. Как устроить жизнь престарелого человека добродетельной, заполненной интенсивной работой и наслаждением, как освободить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить нехватку общения, как ублаготворить его необходимости и интересы — эти и иные вопросы беспокоят в реальное время общественность всего мира.

Перемены в жизни человека в старости, связанное прежде всего с прекращением или ограничением трудовой деятельности, подрывают жизненные устои человека. Социальная помощь также требуется тем, у кого преобразовываются ценностные ориентиры, образ жизни и общение, а также возникают различные затруднения, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Эти проблемы становятся значительными в современных условиях, когда старые виды и способы социальной обеспеченности стали неподходящими, а новая система социальной защиты только создается.

Холостова Е.И. дает такое определение: «Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку. В настоящее время принято выделять такие формы социального обслуживания, как стационарное, полустационарное, нестационарное социальное обслуживание и срочная социальная помощь» [3, с.699].

Многие годы система социального обслуживания пожилых граждан была представлена только стационарными учреждениями социального обслуживания. В нее входили дома – интернаты для престарелых и инвалидов общего типа и частично психоневрологические интернаты. По различным оценкам и результатам исследований, можно судить, что среди проживающих в таких учреждениях насчитывается до 40 – 50% пожилых людей с нарушениями психики. С конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, когда в стране на фоне прогрессирующего старения населения резко ухудшилось социально – экономическое положение значительной части граждан, в том числе лиц пожилого возраста, возникла острая потребность в переходе от прежней системы социального обеспечения к новой – системе социальной защиты населения [3, с.699].

Технологии социальной работы с пожилыми людьми ориентированы на их социальное обслуживание, которое в России осуществляется на основании Федерального закона от 4 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», Постановления Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»[1, с. 912].

К числу учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям, относят: геронтологические центры, социальная помощь на дому, центры социального обслуживания населения, особые дома для престарелых, центры психолого-педагогической помощи, стационарные организации социального обслуживания, отделения дневного нахождения.

Характер социального обслуживания пожилых людей: социально-медицинское обслуживание на дому; неотложное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, смягчение социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

В социальной работе с пожилыми людьми решаются следующие задачи: -предупреждение причин, вызывающих проблемы пожилых людей; — поддержание практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможностей самореализации и самовыражения пожилых людей. Предотвращения социальной изоляции, отстранения от активной жизни; — соблюдение равенства и учета возможностей пожилых людей при получении социальной помощи и услуг; — разделение подходов к решению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их состояние; — раскрытие индивидуальных потребностей пожилых людей в социальной помощи и обслуживании; — адресность при предоставлении социальных услуг с преимуществом содействия пожилым людям в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; — применение новых технологий социальной работы, которая направлена на удовлетворение потребностей пожилых людей.

Одной из главных целей социальная защита ставит избавление от нищеты престарелых людей, оказание материальной помощи, поддержании адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

Список использованной литературы:

1. Волгина, Н.А. Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 943 с.

2. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 560 с.

3. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова,– 6-е изд. – М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 860 с.

4. Холостова, Е.И. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. — 478 с.

Источники:
Технологии социальной работы с пожилыми людьми (2)
Беседа с пожилым человеком, ведение документации, качество жизни пожилых людей как социальная проблема, особенности социальной работы с лицами пожилого возраста, пенсионное обеспечение, пожилые люди как социальная общность, система учреждений социального обслуживания, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальная работа, старость, технологии социальной работы , страница 4
http://works.doklad.ru/view/vCFQmFRk1U4/4.html
Социальная работа с пожилыми людьми
Е. И. Холостова, доктор исторических наук, профессор, Президент Академии проблем социальной работы, ведущий ученый в разработке различных аспектов социальной работы
http://dogmon.org/socialenaya-rabota-s-pojilimi-lyudemi.html?page=22
Социальная работа с пожилыми людьми холостова
Психология коммуникации
http://psy-top.ru/holostova/94-sovtech.html
Социальная работа с пожилыми людьми холостова
VII Студенческий научный форум — 2015
http://www.scienceforum.ru/2015/943/9578

CATEGORIES