Социальная адаптация личности

Социальная адаптация личности

Изучая становление личности в процессе взаимодействия человека и его окружения, его социализацию, психологи обращают все больше внимания на те аспекты активности личности, которые направлены на ее адаптацию к той социальной среде (группа, организация, общество в целом), в которой протекает эта активность.

Задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Адаптация к группе является одним из важнейших условий успешного становления личности. Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Традиционно процесс социальной адаптации рассматривался психологами как два противоположных уровня: адаптация максимальная и дезадаптация. Но недостаточность такого подхода явилась шагом к углублению понимания данной проблемы, следствием чего был поиск промежуточных вариантов степени адаптированности.

Процесс адаптации разворачивается во времени, проходя несколько этапов и затрагивая практически все компоненты личности.

Изменения, происходящие в личности, можно отследить на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

Эмоциональный компонент, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния. Он описывает общее эмоциональное состояние человека и его отношение к изменившейся ситуации.

Когнитивный компонент определяет степень информированности личности о ситуации, степень ориентировки в возникающих проблемных ситуациях. Он включает в себя все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.

Поведенческий или практический компонент, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике. На этом уровне рассматривается активность индивида, направленная на преобразование ситуации. При этом активность может выражаться в виде внешнего поведения, а может выступать в форме внутренней активности, направленной на преобразование собственной личности.

В процессе социальной адаптации, при последовательном переходе с одного этапа на другой различные компоненты (эмоциональный, когнитивный и поведенческий) приобретают неодинаковую значимость. Нагрузка как бы переносится с одного уровня на другой в зависимости от тех задач, которые приходится решать личности в процессе построения новой системы взаимодействия со средой. Хотя грани между последовательными стадиями процесса могут быть достаточно размыты, однако компонент, который несет наибольшую нагрузку на определённом этапе, как правило, более ярко выражен. По распределению внутренних ресурсов личности между эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентами можно определить этап процесса адаптации личности в конкретный момент.

В едином процессе социальной адаптации выделяются пять взаимосвязанных этапов:

1) первичная реакция на изменения;

3) внутренняя переработка и осмысление;

4) действия, направленные на изменение;

5) продуктивное взаимодействие.

Остановимся на кратком описании названных этапов.

1. Первичная реакция на изменения

Необходимость в адаптации возникает в том случае, когда в жизненной ситуации личности происходят достаточно существенные изменения. Новая ситуация часто предъявляет к личности такие требования, к которым она ещё не готова:

требования к профессиональным качествам, умениям и навыкам, необходимость применения новых моделей поведения, требования изменить ранее сформировавшееся отношение к известным явлениям или объектам. Если человек не имеет ресурсов справиться с вновь возникшими проблемными ситуациями, он переживает более или менее выраженное состояние фрустрации.

Обычно первый этап процесса адаптации к новым требованиям среды эмоционально насыщен. Как правило, преобладают отрицательные эмоции, хотя в отдельных случаях изменения могут сопровождаться и положительными, даже эйфорическими переживаниями. Ориентация в ситуации слабая, новые требования незнакомы, не хватает знаний и опыта для того, чтобы справиться с возникшей проблемной ситуацией. Поведенческая активность может быть достаточно бурной, может проявляться слабо. Но в любом случае поведение характеризуется спонтанностью и, скорее, реактивностью, чем целенаправленной произвольной активностью. Действия направлены, прежде всего, на восстановление былого равновесия, на возвращение системы взаимодействия в прежнее состояние.

Условием нормального протекания процесса адаптации является принятие изменившейся ситуации, точнее, самого факта изменений. Тогда интенсивность эмоциональной реакции снижается и происходит переход ко второму этапу процесса,

На втором этапе ещё остается общее состояние дискомфорта, часто отмечаются проявления тревоги. Отношение к происходящему обычно неоднозначное, амбивалентное, подвержено колебаниям. Такое состояние побуждает индивида к активному целенаправленному поиску, сканированию и анализу ситуации. Значение поисковой активности для адаптации общепризнано и отражено в ряде работ . Наличие этапа ориентировки дает преимущество живым системам, способным к активным поведенческим проявлениям и обладающим неким запасом поведенческих реакций, которые могут целенаправленно отбираться в зависимости от особенностей ситуации.

Основной задачей второго этапа процесса адаптации является адекватная ориентация в ситуации. Человек начинает активно собирать информацию, позволяющую прояснить ситуацию. Резко повышается чувствительность к релевантной информации. Человек пытается выяснить требования, предъявляемые к нему со стороны среды, способы поведения и реагирования, адекватные ситуации, анализирует свои возможности сквозь призму возникших требований. На этом этапе информированность, осведомленность личности прогрессивно возрастают. Если этап пройден удачно, человек становится обладателем знаний, которые дают возможность подойти к решению возникших проблемных ситуаций.

При нормальном течении процесса общая преобразующая активность на втором этапе существенно снижается. Спонтанное реактивное поведение, не приведшее к положительным результатам на первом этапе, приостановлено, для планомерной активности ещё не хватает готовности и знаний: человек как бы «затаился».

Таким образом, основная нагрузка на втором этапе ложится на когнитивный компонент, который призван обеспечить личности запас знаний, необходимых для налаживания взаимодействия. Когда собрано достаточное количество информации, ситуация прояснилась, изучены требования среды и собственные возможности, индивид вступает на третий этап процесса адаптации.

3. Внутренняя переработка и осмысление

Третий этан приобретает особое значение именно для процесса социальной адаптации человека. Это определяется спецификой самой социальной среды, а также особенностями социального взаимодействия.

Следовательно, третий этап — этап внутренней переработки и осмысления — можно назвать центральным звеном процесса социальной адаптации личности, отражающим именно специфику взаимодействия сознательной личности и социальной среды (Характерно, что в процессе биологической адаптации подобный (аналогичный) этап полностью отсутствует).

Данный этап служит связующим звеном между этапом ориентировки, который играет подготовительную роль и этапом собственно преобразующих действий. Основная задача личности состоит в том, чтобы, проанализировав собранную информацию, сознательно выбрать правильную стратегию поведения, позволяющую создать новую систему взаимодействия. Именно серьезные изменения во внутриличностном плане обеспечивают быструю перестройку внешнего поведения. Часто это связано с переоценкой ценностей, определением своего места во взаимодействующей системе. На третьем этапе должно произойти окончательное принятие изменившейся ситуации.

Для данного этапа характерен высокий уровень внутренней активности: устанавливается внутренняя позиция личности, определяется стратегия поведения, начинают формироваться новые поведенческие стереотипы. Это тот момент духовного и личностного развития, когда человек временно стремится ограничить контакт со средой, концентрируя усилия на внутренней работе, та стадия, которая не раз отмечалась в терапевтической практике, как необходимый этап для разрешения личностного кризиса и как толчок к изменению всей системы взаимоотношений с миром. В зависимости от характера и степени первоначального изменения ситуации взаимодействия внутренняя работа может быть более или менее глубокой и интенсивной

Говоря о роли сознания и самосознания на третьем этапе социальной адаптации, следует отметить, что именно при условии сознательного контроля изменения сохраняют вариативность и допускают смену стратегии поведения, именно сознательный анализ позволяет избежать лишних неудачных проб при столкновении с действительностью и избавляет личность от случайных ошибок .

В целом, характеризуя особенности третьего этапа, можно отметить, что наличие полезной информации снижает эмоциональную напряженность, обычно общее состояние характеризуется умеренной комфортностью. Отношение достаточно устойчиво, хорошо дифференцированы положительные и отрицательные стороны ситуации. Имеющаяся информация также характеризуется детальностью и дифференцированностыо. На третьем этапе когнитивная обработка заключается в интерпретации собранной информации, в результате которой она укладывается в систему внутреннего опыта. Основная нагрузка как бы распределена между двумя уровнями, позитивным и поведенческим: на основе когнитивной обработки и внутреннего осмысления формируются стратегии будущего адаптивного поведения.

Когда позиция определена, стратегия сформирована, происходит переход на четвертый этап.

4. Действия, направленные на изменение

Таким образом, наибольший вес на четвёртом этапе приобретает поведенческий компонент, и основное значение здесь отводится активным преобразовательным действиям. Успешность прохождения этапа во многом зависит как от адекватности избранной стратегии поведения, так и от самой способности личности к произвольной целенаправленной активности.

Для данного этапа характерно избирательное восприятие информации: информация, не соответствующая сложившемуся ранее представлению о ситуации, преимущественно игнорируется. Закрепляются стереотипы восприятия и поведения. Общее состояние может колебаться, окрашиваясь то в позитивные, то в негативные тона в зависимости от успешности предпринимаемых действий.

Если стратегия выбрана правильно и ее удалось реализовать, ситуация взаимодействия уравновешивается, приобретая новые качества, и процесс адаптации переходит на свой завершающий, пятый этап.

5. Продуктивное взаимодействие

Пятый этап характеризуется собственно состоянием адаптированности индивида. Для него характерно состояние комфорта, эмоциональной стабильности и уравновешенности. Общий тон эмоциональных переживаний положительный и не отличается экстремальным характером. Отношение к ситуации также устойчиво и позитивно. Адаптационный процесс завершает свой цикл, и основной вес опять переносится на эмоциональный компонент. Действительно, чаще всего состояние адаптированности связывают с общим позитивным состоянием индивида: ощущением комфорта и удовлетворенности.

Однако эмоциональное благополучие является не единственным критерием адаптированности. Называя данный этап этапом продуктивного взаимодействия, необходимо отметить, что на самом деле процесс адаптации может иметь два отличающихся друг от друга исхода. Мы выходим на одну из самых острых проблем теории адаптации: проблему противоречия между гомеостатическим идеалом адаптированной системы, стремлением к покою и равновесию и идеалом вечного движения как условия жизни, стремлением живой системы к новой информации, изменению и развитию. Широко распространённая гомеостатическая модель ставит целью адаптации оптимальное приспособление к среде и состояние покоя для индивида; модель развития (или системная социальная адаптация,) — построение новой, более совершенной системы взаимодействия со средой и самореализация для индивида в продуктивной творческой деятельности.

На пятом, заключительном этапе социальной адаптации могут реализоваться обе модели взаимодействия. Итог во многом зависит от первоначальной установки индивида на приспособление (равноценно индивида к среде или среды к индивиду) или установки на оптимизацию самого взаимодействия, достижение более высокого уровня функционирования в контакте со средой

Охарактеризуем особенности заключительного этапа адаптации для той и другой модели.

Несмотря на общий положительный эмоциональный фон, характерный для заключительного этапа процесса, при реализации разных моделей имеют место существенные различия на уровне когнитивных и поведенческих характеристик. В первом случае достижение состояния покоя и умиротворенности приводит к общему снижению степени функционирования личности. Внешняя поведенческая активность, как правило, умеренная и направлена преимущественно на поддержание достигнутого равновесия. То есть опять, как и на первом этапе, характеризуется реактивностью. Хотя общая информированность хорошая, однако, чувствительность к новой информации снижается, возникает риск формирования жестких стереотипов восприятия и поведения.

При реализации второй модели удаётся так преобразовать изначальную неудовлетворительную ситуацию взаимодействия, что индивид и среда (или партнер) образуют теперь новую систему, где каждый занимаем свое место, и общее функционирование системы имеет некоторый положительный эффект ни сравнению с изолированным функционированием индивида и противостоящей ему среды. При оптимальном построении системы взаимодействия человек реализуется в продуктивной деятельности, которая одновременно приветствуется средой (или партнером). Как правило, этот процесс сопровождается усложнением организации обеих сторон. Все приобретения, актуализированные на предыдущих этапах, закрепляются в активном арсенале личности, повышая её общую адаптивность. Характерно, что идея постепенного накопления адаптивных ресурсов в результате последовательного ряда адаптации уже не раз излагалась в контексте теории адаптации.

При оптимальном разрешении каждый новый адаптивный процесс повышает общий уровень функционирования личности и, совершенствуя ее внутреннюю организацию, делает личность всё более независимой от колебаний внешней среды. Если итогом адаптивного процесса является лишь подстройка к новым условиям среды, обусловленная тенденцией к покою, человек обречен на постоянные реадаптации. Таким образом, гомеостатическая модель способна обеспечить лишь ситуативную адаптацию к ограниченной среде, в то время как системная повышает адаптивный потенциал личности, способствуя общей адаптации .

В целом особенности протекания и длительность каждого этапа могут быть различными и зависят:

1) от характеристик среды, с которой необходимо взаимодействовать;

2) от интенсивности изменений,

3) от общей адаптивности личности;

4) от особенностей личности, позволяющих наиболее успешно функционировать на определённых этапах процесса.

А так протекание процесса социальной адаптации зависит от того, какой тип адаптационного процесса будет использовать человек. Выделяют четыре основных типа:

1. направленности вектора активности «наружу» соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе.

2. Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личностью себя, коррекцией своих социальных установок и привычных инструментальных, поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде.

И, в общем-то, неизвестно, какой тип дается легче с энергетической (физической) и с эмоциональной (психологической) точки зрения: изменение среды или себя.

3. В случае неприемлемости для личности, по каким — либо причинам двух рассмотренных вариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды с высоким адаптационным потенциалом для данной личности. Последнее обстоятельство (для данной личности) является принципиально важным. Потому, что понятие «адаптационный потенциал среды» всегда должно рассматриваться в субъективном контексте.

4. В действительности существует еще один тип адаптационного процесса. Причем, он как раз и является наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Этот тип называется вероятно-комбинированным. Он основан на использовании всех вариантов «чистых» типов.

Выбор того или иного варианта осуществляется в результате оценки личности успешности адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При выборе стратегии личностью оцениваются:

1. требования социальной среды — их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.

2. потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе.

3. цена физических и психологических усилий при выборе стратегии изменения среды или изменения себя.

Оценка этих параметров часто происходит в свернутом виде или даже на неосознанном, интуитивном уровне.

Типы адаптационного процесса формируются в зависимости от индивидуально — психологических особенностей личности.

Социальная адаптация личности

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

1) общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

2) социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

3) сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Сложность механизма социальной адаптации проистекает оттого, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией». В современных российских условиях позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.

Адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как:

• когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;

• эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.;

• практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.

Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.

Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.

Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.

Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.

В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.

Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.

Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».

Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.

Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.

Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.

Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.

Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.

В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.

Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия и. т. д. ), в следствии чего маленький взрослеющий в этом обществе , подражающий этому обществу человек сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Никто не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и. т. д. зачастую подают неоднонаправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

Необходимо со всей определенностью подчеркнуть, что предупреждение отклоненного поведения, алкоголизма, наркомании и. т. д. у детей и подростков не может быть заключено в рамки ведомственных, психиатрических возможностей и должно решаться путем создания системы, объединяющей меры медицинского, правового и педагогического характера, воспитанию института семьи. Таким образом, деятельность по профилактике и коррекции отклоненных поведений у детей и подростков будет наиболее эффективной, если меры, предпринимаемые для этого, будут: носить комплексный характер; включать профилактику Отклоненного поведения в целом; учитывать индивидуально-личностные особенности; ориентированы на устранение причины отклонений в поведении; включать работу с микросоциальным окружением подростков.

Причем технологии психокоррекции у детей должны быт представлены методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы, в комплексе с семейной терапией, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы должны быть направлены на осознание маленьким взрослеющим человеком себя как полноценного здорового члена современного общества.

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. и др. Семейное консультирование. М., 1998.

2. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006

3. Социальная работа : учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2011.

4. Волков Ю. Г. Социология. Учебник. М. Альфа-М-ИНФРА-М, 2010

5. Осадчая Г.И. Лекции по социологии. М., 2008

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку.

Понятие адаптации личности

Понятие «адаптация» используется в настоящее время в разных областях знания (биология, философия, социология, социальная психология, этика, педагогика, экология и др.). Первоначально термин «адаптация» (от лат. «приспособление») использовался в биологии как приспособление строения и функций организма к условиям существования и привыкания к ним. В частности, в теории «естественного отбора» Ч. Дарвина подчеркивалось возникновение новых видов путем изменения и приспособления организмов к соответствующим условиям среды. Человек, как часть животного мира, унаследовал от животных приспособительные способности, которые запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важным фактором самосохранения человека.

Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, физиологический, психологический, социальный. Универсальность сущности человека как социального существа в том, что он является и самосознающим и чувствующим субъектом, и одновременно практическим, предметно-действующим, преобразующим и среду, и себя [10, c.82].

Превращая природное в социальное, создавая искусственную природу — культуру — человек создает, формирует фундамент социальной адаптации. Таким образом, на основе универсальности биологической адаптации у человека возникают механизмы социальной адаптации, формирующиеся на базе его видовых особенностей — наличия сознания, социальной среды обитания, трудовой деятельности, социального общения. Отсюда — универсальность адаптации человека как социально-биологического существа, который и приспосабливается к среде и приспосабливает ее к себе, являясь тем самым, «адаптивно-адаптирующей системой». Это выражает активный и двуединый характер человеческой деятельности, которая, благодаря возникновению культуры, является универсальным преобразующим механизмом.

Культура выступает как надбиологический регулятивный, жизнеобеспечивающий и воспроизводящий механизм человеческой деятельности, то есть как особый адаптивный механизм общества. Специфика социальной адаптации человека в том, что приспособление к окружающей среде осуществляется внебиологическим способом — путем универсального преобразования внешнего мира. Адаптивно-адаптирующая система человека включает в себя не только биологические механизмы адаптации, но и в первую очередь социальные механизмы адаптации — они позволяют либо изолировать от вредного воздействия среды, либо преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала рациональному биологическому и социальному развитию человека.

Все отмеченные выше уровни (виды) адаптации человека тесно взаимосвязаны, но имеют в ряде случаев относительную независимость. Отдельные из них могут доминировать в определенных условиях или на определенном этапе жизни человека.

В отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией понимается принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать. Учитывая эту теснейшую взаимосвязь и единство основного содержания социального и психологического уровней адаптации целесообразно говорить о единой социально-психологической адаптации личности [1, c.75].

Социально-психологическая адаптация является важнейшим механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При этом возможны ряд вариантов социально-психологической адаптации в зависимости от особенностей этих взаимодействующих систем:

1. Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды (микросреды) и положительно направленной личности;

2. При несоответствии микросреды и личности по установкам, требованиям — ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации:

а) в случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные нормы, идеалы, ценности;

б) в случае если личность имеет положительную направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы [6, c.104].

Психологическая адаптация как основной механизм социализации личности сама по себе представляет сложную систему и включает следующие элементы:

1) когнитивные, психические процессы — ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и пр.;

2) эмоционально-чувственные процессы и состояния;

3) волевые процессы, имеющие выход в практику поведения [1, c.76].

Процесс социально-психологической адаптации включает 2 стороны — объективную и субъективную. Объективная заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс развития механизмов адаптации. В нем принимают активное участие окружающая социальная среда (родители, друзья и т.д.), а так же различные социальные институты (система образования, воспитания, средства массовой информации и пр.). Субъективная сторона состоит в том, что процесс социально-психологической адаптации человека связан с его половозрастными особенностями, личными качествами, взглядами, убеждениями и т.д. И здесь во многом проявляется активная роль личности, ее желание или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности [4, c.396].

Отсюда эффективность социальной и психологической адаптации человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная среда — семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т.д.) и субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).

Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Ее можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать свое отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения [5, c.613].

Среди разнообразия понимания адаптации как социально-психологического процесса можно выделить следующие подходы: адаптация как приспособление, адаптация как удовлетворенность, адаптация как функция развития личности. Первый подход сводит адаптацию к реакции на раздражающее воздействие и рассматривается на уровне упрощенной бихевиористской схемы «стимул — реакция»; второй подход напрямую связывает адаптацию с потребностной сферой человека; третий подход рассматривает адаптацию в структуре внутреннего стремления человека как неотъемлемую функцию [6, c.53].

Некоторые авторы, пишущие об адаптации, напрямую соотносят адаптацию с процессом перевода общественных ценностей в ценности личные; другие полагают, что в процессе адаптации человек реализует только те устремления, которые у него уже есть. Есть обобщающий эти взгляды подход, который предполагает в процессе адаптации наличие субъективных и объективных обстоятельств, позволяющих личности продуктивно, без внешних и внутренних конфликтов, осуществить профессиональную и жизненную деятельность, удовлетворяя при этом свои «социогенные потребности». В целом в исследованиях по адаптации в настоящее время наметилась интеграционная фаза, стягивающая известные концепции в единую теорию адаптаций.

Главная особенность жизненного процесса адаптации у человека состоит в том, что адаптация возникает, как правило, как вынужденный процесс, источник которого находится вне человека. Дестабилизирующие факторы или проблемная социально-психологическая ситуация нарушают социальную устойчивость, вызывают психическое напряжение, поэтому адаптационный процесс традиционно связывают также с потребностями самосохранения, обеспечения основной деятельности, приведения себя к норме общего развития в балансе личностного и общественного.

В структуру социальной адаптации входят такие компоненты как субъекты (индивиды, адаптанты), факторы (комплекс условий и обстоятельств — политических, правовых, экономических, социально-исторических, культурных, психологических, медико-биологических) и объекты (фрагменты реальности, имеющие непосредственное отношение к субъекту и процессу адаптации). Динамический аспект адаптационного процесса (адаптогенез) предполагает рассмотрение его пространственно-временных характеристик. При этом предлагаются разделения этапов адаптации по качественным основаниям на следующие [3, c.284]:

1) уравновешивание (как стадию взаимной терпимости индивида и среды);

2) псевдоадаптацию (как стадию, сочетающую внешнюю приспособленность к обстановке с внутренне отрицательным отношением к ее требованиям и нормам отношения);

3) приноровление (как признание основных ценностей новой ситуации, связанное со взаимными уступками);

4) уподобление (как результат психологического переориентирования индивида, выраженный в трансформации прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией).

Существует и другое разделение, где этапы названы так: ориентировочный (ознакомление со средой), оценочный (интенсивная критическая и отборочная деятельность) и совместимости (преодоление разобщенности вплоть до свободного ориентирования в новой социокультурной среде) [11, c.94].

Интересное для социальной психологии наблюдение сделано социологом Л.В. Корель, которое предполагает, что при большом количестве социально и психологически значимых изменений у индивида первый этап может проходить в виде социального и даже психологического шока, а после стадии мобилизации адаптивных резервов будет формироваться «ответ на вызов среды». Если же «социальный шок» не сможет запустить процессы мобилизации, то это вынудит индивида к поиску глубинных адаптивно-эволюционных механизмов, что в определенной среде не всегда приведет к благоприятному адаптивному исходу [14, c.128].

В противовес динамическому аспекту адаптационного процесса выделяется аспект его устойчивости и инертности. Объяснение этому парадоксу адаптации может быть дано такое: относительная стабильность и инертность процесса адаптации связана с происходящей в ее рамках глубокой модификацией системы ценностей, которая сама по себе есть достаточно устойчивый компонент личностной структуры человека. В психологическом смысле основой стабилизации считают мотивационно-волевые процессы, протекающие в направлении реализации значимых для субъекта адаптации целей.

Механизмом социальной адаптации считается последовательность: «потребности — актуализация потребностей — удовлетворение потребностей — возвышение потребностей». В общем адаптационный процесс развивается между актуализированными и удовлетворенными потребностями. Считается, что именно в этой схеме отражается тактика социально-психологического развития личности. Но в психологии известно разделение потребностей на уровни; сообразно этому делению адаптация тоже может быть уровневой: поведенческой и ментальной. Между ними существует безусловная связь и в то же время они могут быть совершенно автономными. Адаптация может начинаться как на поведенческом, так и на ментальном уровнях, они могут протекать симметрично или асимметрично.

Типологию поведения человека в ситуации адаптации по степени вовлеченности человека в процесс адаптации разные исследователи представляют по-разному. Ч. Моррис предложил рассматривать «пассивную» (ведомость факторами среды), «самостоятельную» (независимость от факторов, но умение подавлять собственные импульсы) и «активную» (попытки изменить факторы более, чем самого себя) формы поведения человека [13, c.307].

Р. Мертон предложил пять адаптивных технологий в зависимости от сочетания культурных целей и социально-одобряемых средств их достижения:

конформизм (согласие с целями общества и законными средствами их достижения),

инновация (согласие с целями, но отвержение средств),

ритуализм (изменение целей при использовании известных средств),

ретреализм (полный отказ от целей и средств общества),

мятеж (отказ от целей и средств при одновременном привнесении новых целей и средств) [14, c.135].

В качестве психологической типологии такое разделение предлагает различать:

адаптационный потенциал личность сотрудник

человека-адаптанта как маргинала (субъекта эмоционально напряженного, но ориентирующегося на психокультурные модели социального поведения),

эгоцентриста (социально и психологически автономного субъекта),

дефензива (субъекта, утратившего интерес к психокультурным нормам жизни),

инфантила (полностью отказавшегося от самостоятельности и функционирующего в рамках социальной стереотипии субъекта),

харизматика (компенсирующего недостатки нового социокультурного фона манипулятивным использованием своего психо-социального статуса).

В целом известные теории и концепции сообразно степени социально-психологической приемлемости процесса адаптации конкретного человека в обществе свидетельствуют об адекватной и неадекватной адаптации. Сложность и неоднозначность эффективности процесса адаптации для самого адаптанта также очевидны: не всегда адекватная с точки зрения общества адаптация может привести к удовлетворительным для самого субъекта результатам. Выбор неадекватного вида адаптации может быть для субъекта вынужденным, при этом он может превратиться и в суррогатный (иллюзорный с точки зрения общества, например, использование в целях адаптации виртуальные миры алкоголизма, наркомании, сверхценных идей и т.п.). Социально-патологическое поведение субъекта адаптации может создать самому субъекту ложное ощущение освобождения от бремени непосильных для него новых социально-психологических условий [16, c.49].

В связи с изложенным, можно представить направления социальной адаптации, которые могут иметь вид социально-психологического прогресса (инновации), идеоадаптации (конформизм), социально-психологического регресса (деградации) и ухода от действительности (эскейпизма). Любое из этих направлений может считаться успешным с точки зрения удовлетворенности субъекта адаптации, но только социально-психологический прогресс принят как общественно-адекватный процесс, обеспечивающий воспроизводство социальной структуры, ее непрерывное качественное и количественное развитие, а также развитие субъектов социальной адаптации.

Трудовая адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. В данной ситуации возможны 3 пути развития событий [15, c.162]:

личность в большей степени повлияет на трудовую среду, а влияния трудовой среды окажутся незначительными,

среда окажет большее воздействие на личность, при этом возможно изменение поведения личности,

сопоставимое взаимное влияние личности и среды друг на друга.

Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация — двухсторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется:

в его поведении,

в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве),

в усвоении социальной информации и ее практической реализации,

в росте всех видов активности (трудовой, общественно-политической, познавательной),

удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.)

Виды трудовой адаптации [15, c.165]:

1. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.

3. Общественно-организационная адаптация — означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.

4. Культурно-бытовая адаптация — участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации, члены которой связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом.

5. Психофизиологическая адаптация — это процесс освоения человеком совокупности условий труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технологии, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не может не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко реагирует на любые изменения субъективно воспринимаемых им санитарно-гигиенических норм комфорта, ритма труда и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы, связанные с санитарно-гигиеническими нормами комфорта, весьма актуальны.

Также трудовая адаптация делится на [12, c.87]:

первичную (при первоначальном вхождении работника в производственную среду);

вторичную (при смене рабочего места без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях среды).

Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.

В процессе трудовой адаптации работник проходит следующие стадии:

1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.

2. Стадия приспособления — на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.

4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т.д. [16, c.59].

По характеру идентификации различают 3 категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полностью идентифицированные. Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. Как правило, это ядро составляют не подхалимы, а наиболее квалифицированные и добросовестные работники.

Факторы трудовой адаптации — это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на субъективные и объективные. Объективные — это факторы (в трудовой организации — связанные с производственным процессом), которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда, механизация и автоматизация производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.

К субъективным (личностным) факторам относятся [13, c.312]:

социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);

социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудится, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя и способность формировать у других чувство ответственности и т.д.);

социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования и т.д.).

Таким образом, скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от одного до трех лет. Неумение войти в трудовую организацию, адаптироваться в ней, вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.

Социальная адаптация

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений). Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

• общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

• социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот,, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

• сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.

Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы.

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени соци-етальной системы. Ее важнейшими компонентами выступают разнообразные экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает элементы экономической культуры и должна опираться на них. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он неизбежно обращается к нормам политической культуры.

Адаптация к духовно-нравственным изменениям связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовательной сфере связана с культурой образования, в профессиональной сфере — с профессиональной культурой, в досуговой сфере — с культурой досуга и т. д. Сложнее с адаптацией к социальным изменениям. Она имеет отношение не к какой-либо одной культуре, а к нескольким, поскольку социальные изменения имеют комплексный характер и могут дифференцироваться в зависимости от той или иной социальной сферы человеческой жизнедеятельности .

Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностной системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления разногласий взаимоотношений. Адаптация выступает в качестве разновидности общественных отношений, процессов, деятельности и социальных институтов, оптимизирующих и направляющих ее развитие. Главные цели адаптации как общественного феномена — преодоление дисфункций социальной системы, гармонизация взаимосвязей социального субъекта с элементами среды.

Одним из основных условий адаптации россиян к современной социально-экономической обстановке являются адекватные изменения в сознании людей — выбор новых стратегий экономического поведения, готовность нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение. Происходят ли подобные изменения? Есть основания утверждать, что у известной части населения не происходят. Более того, изменения в экономике и структуре массового сознания часто носят разнонаправленный характер. Переход на новые образцы экономического поведения, адекватные рыночным отношениям, сильно тормозится инерцией социально-психологических установок населения на патернализм государства, на прежнюю систему социальных гарантий, мало связанных с объективными результатами трудовой деятельности работников. По-прежнему, у большинства трудоспособного населения проявляется ориентация на социально-экономическую зависимость.

На уровне отдельного человека подобные установки ведут к социальной дезадаптации трудоспособного населения. Ориентация на получение помощи извне не стимулирует активную экономическую деятельность. Такие люди не вписываются в систему рыночных отношений: зависимая, социально инфантильная личность имеет мало шансов найти себе нишу в нынешних экономических условиях. Общество же заинтересовано в том, чтобы как можно больше граждан превратились из «социально подопечных» в самостоятельных «людей возможностей». Свободная и независимая личность — это центральная фигура гражданского общества.

Установки трудоспособных людей на социально-экономическую зависимость являются дисфункцией как для личности, так и для общества в целом, препятствуя, в первом случае, полноценной социальной адаптации, в последнем — модернизации и становлению гражданского общества.

Социальной адаптации россиян мешает и анемическое состояние современного общества. Согласно классическому определению, аномия представляет собой результат конфликта или рассогласования между «культурной» и «социальной» структурами, выражающийся, прежде всего, в невозможности достичь «определяемых культурой целей» нормальными, законными, установленными обществом, средствами, и побуждении к поиску иных — девиантных — способов удовлетворения потребностей.

Отход от законных общественных способов удовлетворения потребностей и псевдоадаптация к девиантным формам поведения (которые как ни странно в современных условиях порой лучше обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные и одобряемые нравственностью нормы поведения), имеет пагубное значение для российского общества и потребует решительных контрмер, специализированных социальных технологий для решения этой злободневной проблемы.

В изменяющихся условиях жизнеобеспечения российского общества появляется необходимость модификации содержания одних социальных норм и выработки других. Задача совершенствования системы жизнеобеспечения россиян требует углубленного изучения механизмов поддержания и видоизменения социальной организованности с помощью механизма создания новых социальных норм и регуляции с их помощью человеческой деятельности.

Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально-полезных отношений с социальными субъектами (группами и отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Психологическая адаптация — усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая стороны адаптации находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Сложность механизма социальной адаптации проистекает от того, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Социальная адаптация формируется по двум основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить разновидности социальной среды: (С+) — микросреда с положительной направленностью, (С-) — микросреда с отрицательной направленностью. Характеристики личности можно представить: как (Л+) — личность, характеризующаяся положительной направленностью, устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями и (Л-) — личность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.

Успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л-h)] — это первый тип взаимодействия личности и среды.

Третий тип механизма взаимодействия осуществляется тогда, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, которые закрепляют отрицательную антиобщественную направленность личности, т. е. человек устойчиво остается в асоциальной или преступной среде.

Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией» . В современных социальных условиях России позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.

Адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.),но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как:

a. когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;

b. эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.;

c. практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Эффективность, конечный результат адаптации определяются объективными показателями достижений и субъективной удовлетворенностью своими достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, занимающийся эмоциональным самочувствием личности.

Для решения задач социальной адаптации престарелых и инвалидов важное значение имеют повышение качества медицинского, бытового и психологического обслуживания, организация их досуга и посильной трудовой занятости. Важной формой социальной адаптации инвалидов является трудовая терапия, создание возможности трудоустройства, создание среды позитивного общения.

Для достижения социальной адаптации бывших заключенных необходимо осуществление многих аспектов: обеспечение возможности трудоустройства, бытового обустройства (жилье, прописка), производственная адаптация в трудовом коллективе, семейно-бытовая адаптация, восстановление положительных социальных связей, прерывание связей с преступным миром, искоренение или нейтрализация девиантных форм поведения и антисоциальных особенностей личности.

Проблемы социальной адаптации и профессиональной переориентации встают перед многими безработными, мигрантами и другими слоями населения, утратившими привычный социальный статус.

Жизненно важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства, воспитанников детских домов. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

Медикаментозная и психологическая коррекция может играть существенную роль в решении задач социальной адаптации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации насилия, либо работающих в экстремальных и социально-негативных условиях (работники правохранительных органов, спасательных служб и пр.)

Таким образом, конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. — СПб., 1994.

Гусев ГА. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних. — М., 1993.

Корель Л.В. Классификация адаптации. Словарь основных понятий. — Новосибирск, 1996.

Проблемы социальной работы. — Ростов н/Д, 1996.

Силласте Г.К. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. — М., 1995.

Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. Б.Я. Жукова. — М., 1997.

Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. AM. Панов, Е.И. Холостова. — М., 1997.

Теория и методика социальной работы. Ч. П. — М., 1994.

Спасибо за подробное изложение темы! Намереваюсь использовать Ваш материал в дипломной работе. Подскажите, пожалуйста, фамилию автора статьи. На сайте данные автора не нашла.

Источники:
Социальная адаптация личности
Социальная адаптация личности Изучая становление личности в процессе взаимодействия человека и его окружения, его социализацию, психологи обращают все больше внимания на те аспекты активности
http://studbooks.net/1301113/psihologiya/protsess_sotsialnoy_adaptatsii_lichnosti
Социальная адаптация личности
Социальная адаптация личности Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов
http://megaobuchalka.ru/7/4179.html
Понятие адаптации личности
Понятие адаптации личности Понятие «адаптация» используется в настоящее время в разных областях знания (биология, философия, социология, социальная психология, этика, педагогика, экология и
http://studwood.ru/767707/menedzhment/ponyatie_adaptatsii_lichnosti
Социальная адаптация
Социальная адаптация Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через
http://soc-work.ru/article/281

CATEGORIES