Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной школы.

Ключевые слова: инклюзия; дети с ОВЗ; социализация; семья; службы ранней помощи.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из приоритетных направлений системы образования России. Но в современных условиях система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику и становится всё более открытой, единообразной и преемственной.

Российское правительство и общественность стали уделять образованию «особых» детей более пристальное внимание после принятия в 1994 г. на Всемирной конференции по образованию Саламанкской Декларации (г. Саламанка, Испания, которую подписали 92 государства, в том числе и Россия. В декларации раскрывались принципы, политика и практическая деятельность в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями, и инклюзивный подход был провозглашён главным направлением развития современного образования, позволяющей данной системе гибко приспосабливаться к особенностям и потребностям каждого ребёнка.

Симптоматично, что на современном этапе развития специального образования отмечается серьёзное переосмысление сущности понятия «интеграция», вводится новый термин – «инклюзия». Речь идёт о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей в Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для всех детей, в котором имеются разные образовательные маршруты. Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, которые ориентированы на ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей.

В статье В. И. Лопатиной [1] указано, что методологической основой инклюзивного образования является постулат: «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка. Основываясь на этом принципе, мы можем говорить, по крайней мере, о четырёх ведущих категориях детей, требующих создания оптимальных образовательных условий для реализации их законных прав:

— дети с ограниченными возможностями здоровья;

— дети из различных культурных и конфессиональных групп;

— дети из социально неблагополучных семей.

Но, как пишет в своей статье Дорохова Е. С. [2] Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании» предоставляют право на образование каждому, не останавливаясь на инвалидах отдельно, что в целом соответствует концепции интегрированного образования. Но, по сути, не все граждане с особыми образовательными потребностями могут воспользоваться этими правами. В социальной и образовательной сфере инвалиды, в том числе и дети с особыми образовательными потребностями, сталкиваются с трудностями, которые постепенно вытесняют их за пределы общей системы образования и обычных социокультурных отношений.

Одной из проблем в специальном образовании является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает навешивание «социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [3]:

— полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

— психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включится в социальные отношения общества.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и т. д.)

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает [4]:

— развитие духовных и физических способностей детей;

— поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

— облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

— содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

— обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

— установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

А также важную нишу в успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья занимает семья, в которой они воспитываются. Ведь, одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения.

Проблема заключается в том, что параллельно с процессом социализации ребёнка протекает процесс ресоциализации (т. е. повторной социализации) его родителей. Данные процессы обусловлены биологическим (учёт характера инвалидизирующей патологии, уровня функциональных нарушений и т. д., социальным (учёт условий социально-средового окружения) и психологическим (учёт личностных особенностей родителей и их потребностей) фактором.

Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребёнка. «Отвержение» выражается отсутствием интереса к ребёнку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребёнка думать, что «он плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате, у детей формируется пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

Негативное влияние на развитие психики больного ребёнка оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребёнком, жалеют его, стараются всё сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации. [5]

Родители как и их дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Для оказания такой помощи в России создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям. Службы ранней помощи детям с ОВЗ помогают родителям получить те знания и умения, необходимые для выявления и развития способностей ребёнка и предупреждения возможных осложнений, также оказывают практическую помощь детям и семьям.

Основными задачами этих служб является:

— выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи;

— своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребёнка раннего возраста;

— квалифицированная помощь семье ребёнка с ОВЗ;

— методическая помощь педагогам ДОУ в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми имеющими ОВЗ.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они будут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья и других людей.

1. Лопатина, В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования/ В. И. Лопатина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №6. – С. 11-15

2. Дорохова, Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е. С. Дорохова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. — №1. – С. 27-33

3. Фирсов М. В. Теория социальной работы. – М.: Владос, 2001

4. Филонов Г. Н. Специальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М.: ИСП РАО, 1995.

5. Геворкян, А. Р. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А. Р. Геворкян, О. А. Донцова – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2014/Psihologia/5_157696.doc.htm

Доступность качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Конкурс-фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга-2014» Конкурс-фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Радуга» на протяжении многих лет давал возможность детям-инвалидам реализовать.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Индекс цитирования научной работы подсчитывается автоматически.»> Индекс цитирования научной работы : 0

Просмотров научной работы: 5005

Комментариев к научной работе: 1

Поделиться с друзьями:

С каждым годом численность детей с особыми потребностями на территории Российской Федерации увеличивается. Согласно Федеральной службе статистики, на 1апреля 2013 года в России насчитывалось 573 тысячи детей-инвалидов, на 1 января 2014 года- 582 тысячи, а на 1 января 2015 года уже 590 тысяч. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [11].

В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и обучаются не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, домах-интернатах и коррекционных школах. Однако ни одно из данных учреждений не решает проблему социальной изоляции детей с ограниченными возможностями здоровья от сверстников.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [7].

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства по сравнению с другими детьми. А это означает, что у ребенка с особыми потребностями нарушается процесс социализации.

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» — земли, средств производства и т.п. Применительно к человеку он нашел отражение в работе американского социолога Ф.Г. Гиддинса «Теория социализации» (1887). В ней термин «социализация», применяется в значении близком к современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни [6, с. 47].

Социализация- процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта [6, 43].

Современные исследователи (А. В. Мудрик, С. А. Козлова) рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:

— адаптация к социальному миру;

— интеграция и принятие социального мира как данности;

— дифференциация — способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем [12, с. 64-65].

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и ограниченности практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Каждый вид аномального развития имеет свои специфические особенности, однако для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. По этой причине дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении, в частности при изучении родного языка, чтении, выработке различных навыков и умений, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств.

До настоящего времени государственная социальная политика ориентирована в основном на изоляцию детей с ограниченными возможностями и содержание их в стационарных учреждениях интернатного типа. Основой данного традиционного подхода выступает то, что в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения таким детям якобы можно создать оптимальную среду для развития, обучения и воспитания [4, с. 128]. Подобные образовательные учреждения позиционируются как социализирующие. Однако, практика показывает, что далеко не каждый выпускник данного учреждения продолжает обучаться в профессиональном училище. И, конечно же, не все имеют возможность трудоустроиться после окончания обучения в коррекционном учреждении по специальности, полученной в нем.

Поступая в специализированные учреждения, дети с первых же дней начинают отставать в развитии от своих сверстников. Это происходит в силу тяжести интеллектуального нарушения, имеющегося у ребенка [2, с. 22]. Также у детей пропадает надобность принимать решения за себя самого, забываются правила поведения в определенных жизненных ситуациях, теряются или же не формируются умения и навыки, необходимые в жизни, протекающей вне стен коррекционного учреждения.

В современном обществе достойное и качественное образование является одним из немногих гарантов, обеспечивающих интеграцию и социализацию ребенка в обществе.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, говорится о «создании условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях…» [8].

Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии [9].

Интегрированный характер взаимодействия здоровых детей и подростков с особыми потребностями подразумевает совместное пребывание на определенной территории в одно и то же время, а также участие во всех видах совместной деятельности. Подобное образование называется инклюзивным или включенным.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [13, с. 28].

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [3, с. 80].

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.​ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.​ Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.​ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.​ Все люди нуждаются друг в друге;

5.​ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.​ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.​ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.​ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [5, с. 8].

Данные принципы позволят ребенку с особыми потребностями, группе здоровых детей и классному коллективу взаимодействовать друг с другом исключив непонимание.

Основным условием для возникновения межличностных отношений выступает совместная деятельность. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий. Целостная система отношений со своей структурой и динамикой начинает складываться в ходе возникновения ролевой игры. По мере ее развития все более заметными становятся структурные компоненты межличностных отношений, включающие в себя функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, которые постепенно начинают выполнять роль регуляторов во взаимоотношениях с людьми [10, с. 45].

Функционально-ролевые отношения проявляются в раз​личных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, про​дуктивной и др.) и разворачиваются в ходе усвоения ребен​ком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого или же само​стоятельно в неформальных группах. Они позволяют ответить на вопросы: «в какой конкретной совместной деятельности они возникают» и «что они отражают?».

Эмоционально-оценочные отношения дают возможность понять: соответствует ли поведение детей в группе социаль​ным нормам, какие эмоции оно вызывает, что нравится или не нравится им в сверстниках. Основная функция эмоцио​нально- оценочных отношений в детской и подростковой груп​пе — осуществление коррекции поведения сверстника в соот​ветствии с принятыми нормами совместной деятельности.

Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл, значение — «для ме​ня». При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои соб​ственные, ради которых они, принимая различные социаль​ные роли, действуют.

То есть, включаясь в различные виды деятельности и вы​полняя соответствующие роли, дети и подростки не только познают мир взрослых, но, прежде всего, учатся взаимодей​ствовать с людьми, осваивая, таким образом, нормы чело​веческих отношений [1, с. 194].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Учреждения, оказывающие учебную и воспитательную функции, не в полной мере справляются с одной из наиболее важных для данной категории детей проблемой — неспособность и нехватка сил для интеграции в обществе. Для того, чтобы они не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях.

Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2003. – 368с.

Жаворонков, Р.Н. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) [Текст]/ Р.Н. Жаворонков // Человек и труд. — 2005. — № 9. — С. 22-28.

Гусева, Т.Н. Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ [Текст]/ ред. Т.Н. Гусева; сост. Т.П. Дмитриева. – М.: Школьная книга, 2010.- 80 с.

Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ОВЗ// Социологические исследования. – 2004. — №7. – С.127-132.

Карпенкова, И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение

ребенка с особенностями развития: Метод. пособие/ Под ред. М. Л. Семенович. — М.: Теревинф, 2010.

Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебн. пособие [Текст]/ Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.s367.zouo.ru/index.php?id=1422 (дата обращения 22.10.2015)

О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы [Текст]: указ презид. РФ от 2012-06-01 № 761: принят Гос. Думой Фед. собр. РФ 1 июня 2006 г. [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70183566 (дата обращения 30.11.2015)

Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) [Текст]: постановление от 1999-06-02 №:4019- II ГД: принят Гос. Думой Фед. собр. РФ 2 июня 1999 г.// Законодательство Российской Федерации. М.: Проспект,-2013.

Поликашева, Н.В. Формирование социального опыта у детей и подростков/ Н.В. Поликашева// Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты.- 2014.- №1.- С. 43-52.

Положение инвалидов в РФ [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 22.10.2015)

Шевчук, Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении [Текст]/ Л.Е. Шевчук// Дефектология. — 2004. — № 6. — С. 28-31.

Шипицына, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.Шипицына //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004.- №2. – С. 7 – 9.

Источники:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
http://www.maam.ru/detskijsad/socializacija-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja-v-uslovijah-inklyuzivnogo-obrazovanija.html
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
VIII Студенческий научный форум — 2016
http://www.scienceforum.ru/2016/1933/23471

CATEGORIES