Соотношение темперамента и характера

Взаимосвязь темперамента и характера с другими свойствами личности

Александр Гапоненко, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Темперамент и способности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания и сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Б.М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки:

  1. индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности;
  3. способность несводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.

Исходя из данных признаков, дается следующее определение способностей. Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).

Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.

Темперамент и направленность личности. Направленность личности — это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка. Психологическая установка — это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Она проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации.

Темперамент и мотивация. Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних и внешних причин психологического характера. О том, каким образом мотивационная сфера личности проявляется в учебной деятельности, можно судить из следующего примера: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях. Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории. Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, быстро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается на своих действиях и может так работать в течение длительного времени, без перерыва. Анализируя все эти проявления, следует признать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом. Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории. Он не может сосредоточиться на предмете, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно отвлекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результатов, как по математике».

Разновидностью мотивации деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться успехов или избегать неудач.

Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности разработана Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого.

В общем, темперамент, характер, способности и мотивация личности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические особенности составляют предмет психологии индивидуальных различий.

Характер и его особенности

Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств.

Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны. В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.

Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.

Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности.

Наряду с темпераментом определенная связь характера существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности, мотивация, воля. В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера.

Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы:

  1. Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и др.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и т. п.
  2. Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм и др.
  3. Черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; или противоположные по значению качества — недобросовестность, безответственность, пассивность и др.
  4. Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам: аккуратное и бережное отношение человека к своим вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т. п.

Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость, твердость — мягкость, цельность — противоречивость. Сила характера — это та энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей. При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера предполагает упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т. п., в то время как мягкость характера проявляется в приспособлении к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в нахождении разумных компромиссов в житейских ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида. Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера.

Однако сколько бы ни был точным и удачным портрет человека, его характер наиболее полно может быть описан на основании его привычных действий и движений. Сознательные и преднамеренные действия и поступки являются основой для описания характерологических особенностей индивида.

Национальный характер связан с традиционными формами реакций народа на соответствующие житейские ситуации, с установившимися нормами поведения и деятельности. Это также и совокупность способов реагирования в общении, сложившаяся на основании социальных ценностей как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Исходя из этого В.А. Сухарев и М.В. Сухарев под национальным характером понимают нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Следует отличать национальный характер от национального стиля, под которым понимается манера поведения, типичная для жителей той или иной страны. Так, китаец, живущий в США, в известной мере сохраняет черты, присущие китайскому национальному характеру, однако стиль его будет скорее всего американским. Этому способствуют система ценностей и условия, в которых работает человек, а также то, гражданином какой страны он себя считает.

Вот что говорят В.А. и М.В. Сухаревы, например, о шведском характере: «Главной чертой шведского характера является трудолюбие. Шведы довольно осторожны и обычно неохотно высказывают свое мнение. Несколько скучнее других европейцев и замкнутее их. Шведов считают неконтактными и некоммуникабельными людьми. Возможно, сам климат Швеции оказывает влияние на изолированность людей, способствует развитию различных психозов. Шведы боятся показать свои эмоции другим, особенно душевные страдания. Они не любят говорить о себе. Но это не снобизм, не остатки аристократизма, это просто неконтактность. Для иностранца — наихудшая пытка находиться в шведской гостиной среди людей, не говорящих ничего интересного, быть оглушенным наступившей тишиной, знать, что следует что-то сказать, но бояться это произнести не так, как надо. Если швед начнет говорить, его трудно остановить, но заставить его говорить почти невозможно».

А вот выдержка из описания национального характера американца:

«Американцы не любят чопорности, предпочитают удобную повседневную одежду, обращаются друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении. Они любят соревнования, ценят достижения, рекорды. Хотя их поведение вполне естественно, со стороны оно может показаться властным, навязчивым».

Существует множество классификаций характера. Американский психолог Эрнст Хартман предложил строить классификацию характеров по признаку толщины защитных барьеров человека. Такие барьеры для одних слишком проницаемы, для других — почти «неприступны». Те, кто по результатам теста имеет тонкие психические границы, чаще других страдают, например, от громких звуков, яркого света и т. п., они более чувствительны и во взаимоотношениях. Лица со слишком толстыми границами психики часто испытывают затруднения в контактах с окружающими. На бытовом уровне эти психические границы именуются «толстокожесть — тонкокожесть». У «тонкокожих» и у «толстокожих» есть свои преимущества и недостатки. В общении «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» — довольно странные личности, чудаки.

hr-portal.ru

Соотношение понятий «Темперамент» и «Характер»

Вы здесь

Наряду с понятием «темперамент» в психологии широко используется и понятие «характер» (от греч. charakter – «черта, признак, печать, чеканка»). Под последним подразумевают устойчивые индивидуальные особенности личности, скла-дывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни – ведущие, другие второстепенные, при этом они могут либо гармонировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере).

Среди черт характера наряду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретаемыми в процессе социализации человека чертами личности, называются и экстраверсия – интроверсия, считающиеся свойствами темперамента. Отсюда возникает вопрос: каково же соотношение между темпераментом и характером?

Как отмечают А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1957), вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:

  1. отождествление темперамента и характера;
  2. противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений;
  3. признание темперамента элементом характера;
  4. признание темперамента основной природой характера.

Автором первой точки зрения является Э. Кречмер, который, выводя темперамент из особенностей телесной конституции по существу отождествляет его с характером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и « характер» (Р. Кеттелл ).

В российской психологии близкие взгляды разделял А.Ф. Лазурский (1923), который практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопрояв-ления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер – это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов, 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.

Этой же точки зрения придерживается Н.Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер и последний находится в антагонистических отношениях с первым. По мнению автора, развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом.

Д.В. Ермолович (1991) тоже не отождествляет темперамент и характер. Первый он связывает с сочетанием свойств темперамента, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, а второй – с акцентуацией черт, о которой пишут К. Леонгард и А. Е. Личко.

Третья точка зрения обозначена И. П. Павловым.

Наконец, сторонники четвертой точки зрения (Л. С Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л. С Выготскому, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают темперамент ядром характера, его неизменной частью в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.

Сложность окончательного решения этого вопроса обусловлена отсутствием четкого понимания того, что же собой представляют и темперамент, и характер, какие свойства относятся к тому и другому.

В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если обобщение происходит за счет общности всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), мы имеем дело с темпераментом; если в основании лежат динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

В. М. Русалов (1985, 1986) предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Оно:

  1. не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает их формальный аспект (является независимым от смысла, цели, мотива);
  2. характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
  3. универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
  4. рано проявляется в детстве;
  5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
  6. значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной);
  7. является наследуемым.

Последний признак вряд ли следует считать обоснованным. Скорее речь должна идти о врожденности свойства, а не наследуемости.

psyera.ru

Соотношение темперамента, характера, личности.

Все высказывания на эту тему можно разделить на четыре группы.

На протяжении всего времени изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма. Гиппократ описал 4 типа темперамента исходя из физиологических представлений того времени ( четыре основных жидкости – кровь – сангвинический, слизь – флегматический, желтая желчь – холерический и черная желчь – меланхолический). Далее были попытки выявить различные психологические «портреты» различных типов (И.Кант).

Учение о темпераментах шло по двум основным линиям: физиологической и психологической.

Развитие физиологической линии – последовательная смена представлений об органических основах темпераментов. Примеры: химический состав крови, ширина кровеносных сосудов, особенности обмена веществ и т.п. И.П.Павлов: «учение о типах нервной системы»: ввел понятия генотип – пророжденный тип НС, фенотип – склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип связал с понятием темперамента, фенотип – характера.

В настоящее время темперамент – динамические аспекты поведения. Выделяют три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность – характеристика взаимодействия с окружающей средой: инертный, пассивный, спокойный, инициативный, активный, стремительный. В моторной: темп движений, быстрота, ритм, общее количество. Эмоциональная: впечатлительность, чувствительность и пр.

Хотя понятия темперамент и характер в психологии различаются, четкой границы между ними не проводится. Темперамент продолжает пониматься как природная основа или динамическая основа характера.

В узком смысле: совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.

Черты характера – те существенные свойства человека, из которых с определенной логиков и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними другие.

К характеру относятся не все устойчивые свойства личности, а те, которые выражают его направленность, которые определяют его действия

Юнг: экстравертированный и интровертированный.

Кречмер: циклоидный и шизоидный.

Характер может быть более и менее выражен. Зона абсолютно «нормальных характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций) и зона сильных отклонений характера (психопатии).

Критерии психопатий Ганнушкина:

1) Относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни)

2) Тотальность проявлений характера (и на работе, и дома, и на отдыхе)

3) Социальная дезадаптация

Темперамент – динамическая характеристика всех проявлений личности, а также чувственной основой характера. Образуя основу свойств характера, свойства темперамента не предопределяют их, они претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходных свойства могут привести к различным свойствам. Например: честность, доброта, вежливость, лживость, жадность, грубость. Однако в зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному.

В истории сложилось несколько подходов к разделению понятий темперамента и характера (с) Ковалеи и Мясищев:

1.Отождествление темперамента и характера (Ружицкий и Кречмер);

Кречмер выводит темперамент из особенностей телесной конституции; отождествляет темперамент и характер личности. Отбрасывает социальные качества.

Лазурский:практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике (характеризует врожденный запас физических и духовных сил). Эндопроявления выражают внутренние, субъективные отношения между психофизиологическими элементами данной личности, но в то же время связаны с индивидуальными особенностями ЦНС.

Минусы теории: роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности Þ идея фатальной предрасположенности индивида к тому психологическому складу, кот. уготован ему наследственно заданным телосложением.

2.Противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений (Викторов и Вирениус)

П. Викторов: Темперамент – врожденная первичная реакция личности; характер – проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией («вторичной индивидуальностью») возникает антагонизм. Образующаяся в опыте жизни вторая реакция тормозит первую (врожденную реакцию) Þ характер и темперамент являются антагонистами друг друга.

К этой позиции также приближается Н.Д. Левитов. Он считает, что темперамент не входит в характер и что характер находится в антагонистических отношениях с темпераментом. Развитие личности совершается по пути «преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера» и т.п.

Минусы теории:намечая две ступени развития личности или две основы личности сторонники этой теории только противопоставляют их, упуская из виду их единство.

3. Темперамент – элемент характера (Кейра, Гундобин, Городецкий, Гобчанский, М. Рубинштейн и др.)

Приверженцы этой позиции рассматривают темперамент как необходимый элемент, как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие от самого характера как изменяющейся категории.

Третья точка зрения обозначена И. П. Павловым.

Тип есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности животного — генотип. Но так как животное со дня рождения подвергается разнообразнейшим влияниям окружающей обстановки, на которые оно неизбежно должно отвечать определенными деятельностями, часто закрепляющимися наконец на всю жизнь, то окончательная наличная нервная деятельность животного есть сплав из черт типа и изменений, обусловленных внешней средой, фенотип, характер (19516, с. 334).

Типы темперамента И.П. Павлова строятся на основе типов нервной системы. И.П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа.

4. Темперамент – основная природа характера (Румянцев, Л.С.Выготский, Е.П.Ересь, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.Н.Корнилови др.)

Эти авторы рассматривают темперамент как врожденную основу характера и личности.

Выготский: темперамент – наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса.

С.Л. Рубинштейн: темперамент образует основу характера.

Павлов: темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого – другие.

В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если обобщение происходит за счет общности всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), мы имеем дело с темпераментом; если в основании лежат динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

В. М. Русалов (1985, 1986) предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Оно:
1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает их формальный аспект (является независимым от смысла, цели, мотива);
2) характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
3) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
4) рано проявляется в детстве;
5) устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
6) значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной);
7) является наследуемым.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Соотношение темперамента и характера

ХАРАКТЕР – «каркас» личности, система наиболее устойчивых отношений и способов поведения, общения и деятельности. Характер выполняет роль как бы амортизатора, своеобразного буфера между личностью и средой, поэтому он во многом средой определяется (формируется в деятельности и общении).

Поступок Привычка Характер Судьба

Если темперамент – это просто особенность, то характер – почти судьба. Характер человека (в отличие от темперамента) имеет оценочное значение. Это значит, что он затрагивает интересы других людей. Существует выражение «бесхарактерный человек», употребляемое в житейско-психологическом смысле по отношению к человеку, лишенному внутренней определенности, действия которого не несут на себе печати их хозяина.

Пожалуй, наиболее остро он воплощен в образе существа с планеты Марс из известных «Марсианских хроник» американского фантаста Бредбери. В этих хрониках есть удивительная новелла «Марсианин» – рассказ о существе, которое лишено собственной личности, личностной определенности и самостоятельности. Марсианин постоянно меняется в зависимости от желаний того человека, в сферу влияния которого он попадает.

Приспособленчество человека, лишенного нравственной устойчивости и убеждений не вызывает симпатий.

Но было бы большой ошибкой считать, что личность – это некое твердокаменное изваяние, над которым не властны ни годы, ни обстоятельства. Существуют даже мнения, что личность – это инстанция преодоления любой наличной структуры (Эльконин), что она есть нечто неизменное в изменениях (Бердяев).

Все дело в том, что именно изменяется в человеке, а что остается неизменным.

Личностные свойства, в большей степени обусловленные биологическими факторами, которые выступают в интегративной форме в виде темперамента и задатков (задатки – природная основа способностей), – это наименее изменчивый аспект личности. Но сами по себе природные особенности человека не определяют содержательный аспект личностного – ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Указанные свойства личности поэтому более пластичны, изменчивы и практически полностью зависимы от социального опыта.

Знать характер человека – это значит знать те существенные для него черты, из которых вытекает и которыми определяется весь образ его действий. Характер – это общий строй человека. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека. Наиболее существенным и показательным выражением характера является способ поведения человека. Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности:

  • · в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость);
  • · в отношении к делу (ответственность или безответственность, трудолюбие или леность);
  • · в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность).

Можно также сказать, что характер человека – это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека. Ключ к формированию характера – в побуждениях и мотивах деятельности. Исходное здесь – это отбор и закрепление нужных мотивов путем их генерализации (распространения на многие случаи жизни) и стереотипизации (формирование динамического стереотипа / привычки). Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности.

В психологии устоявшаяся типология характера отсутствует. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела и объяснял характер врожденными факторами. В психоанализе Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению конфликтных ситуаций.

Одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был выдающийся анатом и педагог Лесгафт.

Лесгафт пользовался тремя понятиями: темперамент, характер, тип. При этом, согласно Лесгафту, темперамент – это “степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение”. Под характером он понимал “проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и твердо установленных разумом”.

Бывает, что определенная черта или система черт наиболее выражены у человека. Тогда говорят об акцентуации характера.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА – понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний.

Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Выделяют следующие основные типы акцентуаций характера:

Данные типы акцентуации не проявляются постоянно. Человек может и должен совершенствовать свои характерологические особенности.

Психопатии – это класс акцентуаций, к которым относятся шизоидный, эпилептоидный и истероидный типы.

Шизоид. На первом плане психического облика находится отчужденность от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойственна замкнутость, погруженность в мир внутренних переживаний и мыслей, которые нередко оторваны от повседневности и как бы противопоставлены ей. Отмечаются экстравагантность поведения, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и сопереживания подчеркивает впечатление холодности, черствости. Эти черты могут усиливаться в результате быстрой истощаемости интереса к межличностному взаимодействию.

Эпилептоид. Характеристический признак – периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Асимметрия в межличностных отношениях проявляется в следующем: считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения. Отмечается склонность к обстоятельным, детальным, неторопливым разъяснениям и раздражение, когда прерывают, не дают досказать, торопят. Успешно справляется с работой, требующей тщательного, пунктуального выполнения инструкций.

Истероид. Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцентризм: жажда постоянного внимания к своей особе со стороны окружающих, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения к себе, предпочитая негодование или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия. Не обладая достаточной стеничностью, способностью подчинять других, может на непродолжительное время занимать лидирующее положение в группе за счет способности выражать нарождающиеся настроения. Перед трудностями пасует, особенно если нет шансов сконцентрировать внимание на своей персоне. Психологически доминирующая черта проявляется и во внешнем облике, который весь ориентирован на привлечение внимания: ажитация, бросающиеся в глаза одежда, украшения, громкий смех, разнообразные голосовые модуляции. Социальные контакты хотя и обширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют эгоцентрическую ориентацию.

Ряд признаков, употребляемых в отношении темперамента и характера, являются сквозными. Например, мы говорим “сильный характер”, “сильный темперамент”. Но смысл этих квалификаций различен. “Сильный темперамент” означает выносливый, способный переносить нагрузки, меняющиеся в широком диапазоне, сохраняющий работоспособность. Сильный характер имеется у человека, способного противостоять всякого рода соблазнам на пути следования к намеченной цели.

Еще одним параметром такого рода является направленность. Смысл ее также меняется, говорим ли мы о направленности характера или о направленности темперамента. Операционально эти различия позволяют учитывать специально разработанные диагностические процедуры, позволяющие дифференцировать экстраверсию/интроверсию, экстернальность / интернальность, экстрапунитивность / интропунитивность. Соответствующими признаками и должны быть дополнены описанные нами типы темперамента и характера.

Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны Юнгом для дифференциации типов направленности либидо. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают “жизненную энергию” субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от самого себя, к принижению значимости явлений внутреннего мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на явлениях внутреннего мира, которым придается высшая ценность, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднения в социальной адаптации.

Параметр экстернальности / интернальности основывается на представлении о возможности различной локализации механизмов самоконтроля: во внешнем или внутреннем личностном пространстве. Если человек принимает ответственность за событиия, происходящие в его жизни, на самого себя, объясняя их своими намерениями, своими способностями, своими поступками, то говорят о наличии у него интернального локуса контроля. Если же у него доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающим обстоятельствам; судьбе, случаю), то это свидетельствует о наличии у него эктернального локуса контроля.

Параметр экстрапунитивности/интропунитивности выступает важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности, т.е. тогда, когда на пути удовлетворения значимых для человека намерений неожиданно встречаются преграды, когда разрушаются привычные стереотипы поведения. При экстрапунитивном типе реагирования ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям, внешним обстоятельствам, им же вменяется обязанность ее ликвидации. При интропунитивном типе реагирования человек принимает ответственность за возникшую ситуацию на себя, стремится выйти из ситуации за счет изменения самого себя, своих установок, своих намерений.

Итак, личность вступает в отношение к характеру как чему-то внешнему, с чем волей-неволей приходится считаться при выборе путей достижения главных жизненных целей. Часто приходится встречаться с людьми, которые сетуют на свой несносный характер, но вряд ли удастся найти хотя бы одного человека, который бы жаловался на свою личность. И не случайно некоторые люди, поставившие своей целью перестройку характера, тратят на это целые годы. Подобные отношения между личностно-смысловой сферой, т. е. планом содержания личности, и характером, планом выражения личности, инструментального проявления личности как субъекта деятельности, недвусмысленно свидетельствуют о существовании единства, но не тождества личности и характера.

m.studwood.ru

Соотношение темперамента и характера

Связь параметров темперамента и черт характера не линейная, то есть нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут присущи тому или иному типу темперамента при завершении процесса социализации.

К свойствам характера принято относить:

1) силу – слабость (энергичность в достижении цели – нерешительность и др.);

2) твердость – мягкость (упорство – приспособляемость и пр.);

3) цельность – противоречивость (направленность ведущих черт на достижение цели – частая смена ведущих и второстепенных черт и др.).

РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений.

Черты характера формируются на трех уровнях:

– физиологическом (на основе темперамента),

– социальном (под влиянием социума),

– на уровне сознания (сам формирует характер).

Сензитивный период становления характера – возраст 2-3 до 9 лет. Черты характера формируются постепенно. В раннем детстве складываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им, и определяются тем, как мать общается с ребенком. Позднее формируются черты, связанные с трудом (трудолюбие, аккуратность, ответственность и др.). В этом процессе важно подкрепление со стороны родителей и взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. Здесь происходит частичная перестройка характера – компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что от него требует школа. Если же семейное воспитание вступает в противоречие со школьным, то начинается ломка характера.

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юношеском возрасте – нравственные, мировоззренческие. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания.

Характер истерический – повышенная эмоциональность и впечатлительность, жажда признания, аффективно-мотивационная лабильность и пр.

Лабильность (лат. labilis – подвижный, нестойкий). Нестабильность функционирования, непостоянство, значительные колебания в амплитуде тех или иных проявлений.

Характер шизоидный – ориентация на внутренние ощущения и переживания, замкнутость, нелюдимость, необщительность, неспособность переживать яркие эмоции и пр.

Характер эпилептоидный – эмоциональная ригидность, склонность застревать на каких-либо эмоциях, педантизм, склонность следовать нормам.

Характер психостенический – застенчивость, смущение, нерешительность, робость, мнительность и пр. Вариантом этого типа характера является тревожный (озабоченность критикой в свой адрес и др.).

Характер астенический – уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях других, повышенная эмотивность и др.

Эмотивность (лат. emoveo – возбуждать) – повышенная чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными. Синоним – эмоциональность.

Характер паранойяльный – чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам со стороны окружающих, подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих и др.

К нарушениям характера относят психопатии. Чтобы отличить акцентуации характера от психопатий, П.Б. Ганнушкин выделил три критерия:

1) Характер может считаться патологическим, если он относительно стабилен во времени, то есть мало меняется в течение жизни. «Каков в колыбельке, таков и в могилку».

2) Тотальность проявления характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: на работе, на отдыхе, и среди знакомых и среди чужих.

3) Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывают либо он сам, либо окружающие его люди, либо и те и другие.

Психопатии могут быть разные, их названия порой совпадают с акцентуациями.

Характеры людей многообразны. Множество черт характера и огромное число их сочетаний делают характер человека неповторимым, уникальным. Однако характер человека может приобрести некоторые индивидуальные качества, которые воспринимаются окружающими как «тяжелый», «жесткий», «железный», «мягкий», «золотой» характер.

СПОСОБНОСТИ

Слово «способный» означает годный к чему-либо, к какой-либо деятельности. Один из видных исследователей способностей в отечественной психологии Б.М. Теплов выделил три признака способностей.

Во-первых, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способности только те особенности, которые имеют отношение к деятельности. В-третьих, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые приобретаются в упражнениях, хотя и обуславливают быстроту их приобретения. Отсюда вытекает и определение способностей.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью. (Что может личность).

Природные особенности (рост, длина пальцев, и т.п.) не относятся к способностям, так как не являются психическими свойствами, хотя и могут способствовать их формированию.

Показателями способностей могут быть:

1) темп продвижения в овладении деятельностью;

2) широта переноса формирующихся психических качеств;

3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов выделял три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную.

Отсюда можно заключить, что для реализации этих функций необходимы коммуникативные, регуляторные и познавательные способности. Способности обеспечивают более быстрое и качественное приобретение навыков и умений в какой-то одной деятельности или в нескольких деятельностях. Наличие способностей позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых и сложных условиях жизни, творчески осваивать все новые и новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию всех его психических процессов и свойств личности.

Биологической основой способностей являются задатки.

Задатки способностей – врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, анализаторов, развития первой и второй сигнальных систем.

Однако задатки не гарантируют развития способностей. То, на сколько они проявятся и оформятся в способности, зависит от условий индивидуального развития и соответствующей деятельности.

По наличию способностей нельзя сказать, каковы были задатки. Задатки многозначны и могут реализовываться в разных типах способностей (например, слух – в музыкальных, акустических, экстрасенсорных и пр.).

Сложные способности имеют несколько задатков (например, задатками коммуникативных способностей являются: высокая лабильность нервной системы, хороший слух и преобладание первой сигнальной функции).Лабильность нервной системы – изменчивость, адаптивность, неустойчивость.

Границы задатков шире, чем могут развиться на их основе способности (рис. 3.3.2.).

Рис. 3.3.2. Границы задатков (по Лангмейеру).

Первое экспериментальное исследование способностей было выполнено Ф. Гальтоном (выдающийся английский ученый). В 1883 г. вышел его труд «Исследование человеческих способностей». Гальтон был убежден, что представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально превосходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантливы и умны, чем мужчины.

Однако экспериментальные данные, выполненные на выборке в 10 тыс. человек, показали ошибочность его теоретических взглядов. Дальнейшие исследования Гальтона привели к попытке решить основные задачи психологии способностей.

1. Развитие способностей и их детерминации. Основным звеном детерминации Гальтон считал соотношение наследственности и среды.

Этот вопрос до сих пор окончательно не разрешен. Одни ученые считают, что способности наследуются, и убедительно это доказывают, другие отдают предпочтение среде и также убедительно это доказывают.

Более разумным на данном этапе является третье мнение о коэволюции природного и социального в происхождении и развитии способностей. Выдвигается положение, что генотип содержит в себе в свернутом виде информацию об историческом прошлом человека и программу его индивидуального развития, адаптированную к специальным социальным условиям жизни. Любая характеристика индивида является продуктом генофонда и прошлого опыта.

2. Взаимосвязь специальных и общих способностей. Гальтон полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов, можно определить уровень творческой одаренности человека.

3. Создание методов измерения способностей. Он считал, что тесты сенсорного различения могут служить для измерения интеллекта.

4. Способности и деятельность.

В отечественной психологии проблема способностей исследовалась довольно широко (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов и др.). Б.М. Теплов показал, что помимо успеха в деятельности, способности детерминируют скорость и легкость овладения той или иной деятельностью. Эта мысль фиксируется в формулах:

Другой взгляд на понятие способностей представлен в работах В.Д. Шадрикова. Он считает, что способности являются общими для разных деятельностей, и выделяет мыслительные, восприятия, памяти и т. д., и не существует «педагогических», «кулинарных», «музыкальных» и прочих способностей. Но большинство отечественных ученых склонны выделять общие и специальные способности вслед за Тепловым.

Классификацию видов иногда называют структурой способностей. Способности человека весьма разнообразны.

1. По числу и характеру деятельностей, для которых необходимы, способности делятся на:

а) общие, необходимые для любой деятельности (умственные, учебные, коммуникативные и пр.);

б) специальные, необходимые для выполнения одной конкретной деятельности (математические, музыкальные и др.).

Общие и специальные способности всегда взаимосвязаны. Специальные способности не достигают высокого уровня без определенного уровня развития общих способностей (например, не обладая учебными способностями, нельзя стать способным математиком).

2. По составу, строению:

а) элементарные (ощущения, глазомер, музыкальный слух),

б) сложные (учебные, трудовые, общения и др.).

3. По значимости деятельности:

а) ведущая, занимающая главное значение в деятельности,

б) вспомогательные, подчиненные.

4. По уровню развития:

а) репродуктивные (способность действовать по образцу),

б) творческие (способность создавать новое).

Репродуктивные и творческие способности взаимосвязаны. Творческие способности не достигают высокого уровня без определенного уровня репродуктивных, а в репродуктивных способностях всегда есть элемент творчества. Среди творческих способностей выделяют два уровня:

2) гений (гениальность).

С уровнем развития способностей связано особое понятие – одаренность.

Способности коммуникативные – способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Способности репродуктивные – способность копировать деятельность, осваивать ее по образцу, инструкции.

Способности специальные – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности (музыкальной, художественной, литературной и т.д.)

Способности творческие (креативные) – креативность (лат. creatio – созидание) – общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Талант – высокий уровень развития способностей, чаще специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Талант достигает высоких результатов общего значения но в пределах уже известных идей и направлений (М.В. Суворов, Л.С. Выготский).

Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности, делающая ее выдающейся в соответствующей области или сфере деятельности. Гений создает новые оригинальные пути в разных областях знания и с высоким уровнем предвидения (Леонардо Да Винчи, Циалковский, А.С. Пушкин). Гениальность является общественной оценкой достижений личности.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровней и своеобразие его деятельности. Одаренность включает внутренние предпосылки (задатки) и индивидуальные свойства личности (характер, склонности и др.). Она дает возможность способностям развиваться в разных направлениях.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Способности обладают свойством компенсации, то есть при недостаточном развитии одной способности (например, памяти) цели достигаются благодаря развитию другой (например, мышления).

Для развития способностей важно иметь склонность заниматься данной деятельностью. Особенно важно учитывать склонности личности в профориентационной работе.

Известный отечественный специалист в области психологии труда Е.А. Климов выделил пять видов склонностей:

Сейчас при решении задач профориентации прежде определяют склонности индивида по специальному тесту. Склонность – предрасположенность к чему-либо.

К факторам, влияющим на развитие способностей, относят:

Способности развиваются более всего в той деятельности, для которой они предназначены. Они могут развиваться и в сходных видах деятельности, а также в деятельности, которая требует разнообразных способностей (например, игра). Более всего значима ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Но развитие способностей происходит не само по себе, поэтому деятельность ребенка необходимо организовать.

Исследования психологов показали, что у каждой способности есть свой «золотой» возраст – сензитивный период, в котором ребенок наиболее чувствителен к освоению той или иной деятельности (например, артистический период – 5 лет, к овладению чтением дети более чувствительны в 5-7 лет и т.д.). Валено, чтобы взрослые знали эти периоды и не пропустили их для выявления и развития способностей.

Успех в деятельности определяют также и свойства личности, такие как трудолюбие, настойчивость, самокритичность, которые следует развивать.

Для развития способностей важна и внешняя среда – материальные условия, общение, образ жизни, система воспитания.

Слабость одной способности может компенсироваться развитием другой (например, мнемическая и умственная способности).

Деятельность ведущая – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

В онтогенезе выделяют виды ведущей деятельности:

1) непосредственное общение младенца со взрослыми;

2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

3) сюжетно-ролевая игра у дошкольников;

4) учебная деятельность младших школьников;

5) общественно полезная деятельность подростков;

6) профессионально-учебная деятельность в ранней юности;

7) трудовая деятельность в период взрослости (зрелости).

Сензитивные периоды развития (лат. sensus – чувство, ощущение) – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивные периоды – это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики – процессов и свойств. Сензитивные периоды не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.

Что касается общих способностей (познавательных, учебных, общения), то нарушения заключаются в их низком или крайне низком уровне развития. А относительно специальных способностей можно утверждать, что нарушение – это их отсутствие.

Типологические особенности человека оказывают влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей.

Преобладание первой или второй сигнальных систем позволяет выделить три типа личностей:

– художественный тип (с преобладанием первой сигнальной системы),

– мыслительный (с преобладанием – второй),

– смешанный (с примерным равенством развития этих систем).

Отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художественного» характерно целостное восприятие, а для «мыслительного» – дробление ее на отдельные части, в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характернее абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, аффективностью, а для мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Эти различия влекут за собой и склонности к разным видам деятельности и развитие разных способностей.

Соотношение темперамента и характера
megaobuchalka.ru

CATEGORIES
Share This