Сказкотерапия три поросенка

«Игра – драматизация сказки «Три поросенка»

Рекомендации разработки открытого занятия и самоанализ для педагогов дополнительного образования художественно — эстетического направления.э

Просмотр содержимого документа
««Игра – драматизация сказки «Три поросенка»»

Қостанай қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің аула клубы» МКҚК

ГККП «Дворовый клуб акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

Открытое занятие кружка

«Приглашение к творчеству» по теме

«Игра – драматизация сказки «Три поросенка»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования дворового клуба «Жулдыз» Тургунова А.И.

Игра-драматизация по сказке «Три поросенка»

Закреплять умение детей играть роли персонажей художественных произведений.

— Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно);

— Развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики.

— Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, закреплять и уточнять значения слов;

Вызывать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников;

— Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, чувство уважения друг к другу.

Дидактический материал, наглядное пособие на занятии: костюмы героев сказки; декорации; афиша, музыкальное сопровождение, текст сказки, раскраски по теме.

Ход открытого занятия.

1. Организационный момент.

Педагог: Давайте своими улыбками друг другу подарим хорошее настроение! А хорошее настроение обязательно предполагает хорошую игру, и я предлагаю поиграть в игру «Собираем добрые слова» (ребята вспоминают добрые слова и перебрасывают друг другу мяч) .

Б) Разминка: Упражнение «Шумный Ба-бах»:

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах!

И, заслышав этот звук

В ветках спрятался Тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок.

(Ребята шагают, высоко поднимая ноги, громко топают. Руки поднимают вверх домиком, пальцы правой руки бегут по поднятой вверх левой руке, на словах Цок-цок – хлопок)

В чащу кинулся Прыг-скок,

Чик чиришка в листья – порх!

Шебуршенок в норку – шорх!

(Прыгают как зайчик: присесть, руки сделать замком, сесть на пол, взяться руками за носочки ног)

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

(Дети сидят на полу по-турецки, грозят указательным пальчиком)

2. Мотивационный момент.

Я не просто педагог, я – Волшебник, у меня есть волшебная палочка, которая поможет отправиться в сказочное путешествие! Вы сегодня будете моими помощниками, и вместе мы расскажем и покажем сказку для наших замечательных гостей. На нашем пути встретятся интересные задания, с которыми мы с Вами обязательно справимся! Итак, волшебство начинается!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Педагог: Предлагаю Вам вспомнить сказку, которою вы уже знаете и, надеюсь, любите. Ее героями являются маленькие, розовенькие поросята.

Вы догадались, как называется эта сказка? (Ответы детей)

— Правильно ребята! Эта английская сказка «Три поросенка». Ее перевел с английского языка Сергей Михалков, чтобы мы могли ее прочитать. Давайте вспомним сюжет сказки.

Знакомство с текстом сказки:

— чтение по книге (активное слушание)

Жили-были три поросенка, НИФ-НИФ, НУФ-НУФ и НАФ-НАФ. Летом они веселились, бегали и играли. Я предлагаю Вам закрыть глазки и представить себе веселое лето, где Вы радуетесь солнцу, бабочкам, цветам!

Но все заканчивается, и на смену лету пришла осень,, и поросятам стало холодно.

Давайте покажем, как им было холодно! Замечательно!

Поросята решили построить каждый себе дом! Давайте вспомним какие?

Отвечайте, пожалуйста, по очереди полными ответами!

Игра «Опиши дом»(показ картинок)

( Из чего сделан дом? (Дом какой: легкий, желтый, соломенный) Как он может качаться на ветру?

А этот дом из чего? (Из веток, непрочный, холодный, дырявый) Покажем какой он неустойчивый!

Домик НАФ-НАФА какой, опишите его? Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь крепко за руки. Прочный, крепкий дом!

Давайте представим, как братцы строили свои дома! Из соломы, из веток, из кирпича или камней!!

Построили братья свои домики и стали опять веселиться! И как Вы думаете, кого они разбудили? Конечно, волка! А волк какой?

Давайте покажем злого, страшного, голодного, опасного волка.

Посмотрите друг на друга, у кого самый страшный волк.

— громче рычит «р-р-р»

— зубами клацает, страшно скалится;

— глазами вращает, брови хмурит;

— щеки надувает, от ненависти чуть не лопается.

— А теперь давайте покажем, как испугались поросята?!

— сжались в комочек, застыли;

— брови подняли вверх;

— глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелится;

— голову втянули в плечи;

— задрожали, зубами застучали;

— слова сказать не можем

— Брр! Как страшно!

Волк помчался за поросятами. И поросята разбежались по своим домикам!

— К какому первому домику подбежал волк? Что он стал делать? Давайте вместе подуем как волк, вдыхаем в себя воздух через нос и выдыхаем через рот! Теперь вместе со мной! Сломал волк дом? И младший брат спрятался в домике у среднего! — — Второй домик из веток, под более сильным напором волка тоже сломался! Покажите, как сломался? Очень хорошо!

— Куда братцы побежали? А третий домик устоял, хоть волк изо всех сил дул на него. Что тогда сделал волк? Поросенок открывает котел, и волк в него падает, обжигается, и убегает.

— Мы с Вами вспомнили сказку, а сейчас я своей волшебной палочкой превращу Вас в героев сказки. И мы покажем эту замечательную сказку!

— Сейчас, я прошу Вас встать, перейти на нашу волшебную сцену как настоящие актеры! А теперь я буду читать, а Вы показываете своих героев вот здесь…

Три веселых дружных брата.

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали. (веселье поросят)

Вскоре осень наступила,

«Нужно строить всем дома:

Скоро к Вам придет зима».

Из соломы домик свой

Младший сделал под сосной.

Крышу легкую сложил,

Зимовать под ней решил.

Средний тоже не дремал:

Дом из веток собирал.

Думал в шалаше зимой

Жить холодною порой.

Ну а старший брат трудился

И, конечно, не ленился

Из камней он строил дом,

Чтобы жить спокойно в нем.

Камни долго подбирал,

Стены крепкие собрал.

Сделал, окна, крышу, дверь.

Будет теплым дом теперь.

На полянку волк пришел,

Из соломы дом нашел.

Дунул сильно – и у дома

Улетела вся солома.

Младший тут же убежал,

К шалашу, где средний спал,

Волк шалаш решил сломать…

К старшему пришлось бежать,

Волк увидел третий дом

И полез в трубу на нем..

— Ребята, как же так, волк упадет и обожжется. Вам не жалко его? Так как я волшебница, то сделаю его добрым и дружелюбным.

— Ребята, подойдите все ко мне на «ковер мира». Звери выходят из своих домиков, садятся на ковре.

— Это «ковер мира». У вас возникла большая ссора, вы можете сесть на него и поговорить друг с другом, так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Помогите волку помириться с поросятами. Что можно им посоветовать? У кого есть предложения? Выслушиваются предложения детей. Все звери мирятся, и проводится примирение под считалочку «Мирись, мирись, больше не дерись….».

— Теперь я вас обратно превращаю в своих помощников..

Рефлексия: Упражнение «Отдых на полянке»

Ребята закрывают глазки, звучит приятная музыка. Ребята представляют себя на природе. Всем снится один и тот же сон, ласково светит солнышко, дует ветерок. Шепчутся ласково листочки деревьев. Звенят тихо колокольчики, приятно пахнут цветы. Я сейчас дотронусь волшебной палочкой, и вы уже не герои сказки, а мальчики и девочки.

— Что Вы сегодня делали, как помощники волшебника! Если у Вас сейчас хорошее настроение улыбнитесь, пожалуйста!

Педагог дополнительного образования дворового клуба «Жулдыз» Тургунова Айнакуль Ирхановна

Самоанализ открытого занятия по теме:

«Игра – драматизация по сказке «Три поросенка», , проведенного ПДО Тургуновой А.И.

Тема занятия: «Игра – драматизация по сказке «Три поросенка»

Тип занятия: театральная постановка

ТДЦ занятия, ее обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении триединой дидактической цели урока:

— продолжать учить детей создавать выразительный образ в игре- драматизации средствами выразительности (интонация, мимика, пластика движений, проводить самоанализ собственной деятельности;

— развивать способности к творческому перевоплощению, умение свободно держатся при выступлении, развивать у детей память.

-воспитывать интерес к игре-драматизации, доброжелательность, чуткость,

дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью занятия: Форма проведения — театральная деятельность. По признаку основного способа проведения – метод «погружения» в среду художественных образов, метод стимулирования к активному усвоению актерских навыков, практичный и вопросный методы, словесный, актерская и ролевая игра, ситуация успеха, прием похвалы, поддержки, сравнения. Определенное внимание было уделено самостоятельной работе учащихся, потому что ожидалось пронаблюдать индивидуальность каждого ребенка.

Дидактический материал, наглядное пособие на занятии: костюмы героев сказки; декорации; афиша, музыкальное сопровождение игра «В этом зале все друзья»

музыкальное сопровождение (запись плюсовка детской песни «Сказка детства», «Если долго, долго, долго…»), текст песни, текст сказки, раскраски по теме.

Контроль усвоения ЗУН учащихся: занятие состоит из нескольких этапов, первый из которых помог настроить обучающихся на позитивный лад; затем проводилась артикуляционная разминка. Следующий этап- игровой, цель которого- развитие внимания, наблюдательности, координации движений. Далее идет представление сказки, используется прием — подсказка Сказочницы. Он не требует предварительной подготовки. Роли раздаются на месте. И последний этап занятия — рефлексия. Этот этап также не требует предварительной подготовки. Ребята логически и творчески завершают занятие.

Психологическая атмосфера на занятии.

Контакт и обратная связь – обязательное условие проводимого занятия, иначе, зачем оно? Ребята были настроены эмоционально и психологически, прекрасно реагировали на все моменты занятия, считаю, что ожидания ребят оправдались. Особенно оживились ребята при инсценировании сказки, роли распределились легко, но при обыгрывании появились стеснения, терялась выразительность речи, ребята теряли свой «образ».

Результаты занятия:

Считаю, что цели и поставленных задач занятие достигло, так как позитив ребят, их заинтересованность свидетельствуют об этом. При анализе своего занятия использовала личное наблюдение, собеседование с детьми.

Перспективы деятельности: Проведенное занятие является очередной ступенью для воспитания театральной культуры, интереса и желания узнавать все тонкости театрального искусства. Поставленные цели соответствуют общей цели воспитания – создание условий для мотивации ребенка на достижения успеха в различных сферах.

Уделить больше внимания на раскрепощение ребят, вхождение в образ и игру в этом образе.

kopilkaurokov.ru

Конспект игрового занятия «Три поросенка»

Конспект игрового занятия для детей ясельной группы (1-й младшей группы), тема: «Три поросенка»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку и смотреть кукольный театр, эмоционально воспринимать содержание, сопереживать героям.
Расширить знания детей о животном свинье.
Обогатить пассивный и активный словарь детей словами по данной теме.
Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах.
Учить детей отсчитывать заданное количество предметов (1 и 3).
Совершенствовать навыки наклеивания, лепки, рисования пальчиками.
Учить детей выполнять словесную инструкцию.
Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, чувство ритма, координацию движений.

Оборудование:

Куклы для кукольного театра «Три поросенка».
Изображенное на листе бумаги схематичное изображение домика из геометрических фигур, эти же геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Силуэтные изображения поросят с бабочками на груди разных цветов. Кроватки в виде кармашков этих же цветов.
Листы-фоны с изображением леса, поляны, дорожек, цветные изображения волка, трех поросят и их домиков.
Коррегирующая дорожка, пеньки, скамейка, тоннель.
Картинка с изображением поросят и свиньи.
Листы-фоны с изображением корыта-кормушки, желтый пластилин, вырезанные изображения поросят, клей.
Расскраска «Кукуруза», пальчиковые краски желтого и зеленого цветов.
Соленое тесто красного цвета. Формочка для вырезания печенья в виде сердечка.
Картинка с изображением двух тарелок, у одной три поросенка, у другой — один; желуди.
Картинка с нарисованными кукурузными листьями разного размера, цветные силуэты кукурузных початков этих же размеров.
Металлофоны.
Аудиозаписи: «Ехал поросенок на рассвете», «Нам не страшен серый волк».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Игровая ситуация «Театр»

Сегодня мы с вами отправляемся в театр, расставляйте стульчики и усаживайтесь поудобнее. Сегодня в нашем театре вы увидите сказку «Три поросенка».

(Проводится показ кукольного театра «Три поросенка»).

Конструирование «Домик для поросенка»

Дети выкладывают геометрические фигуры на схематичное изображение домика из этих геометрических фигур.

Дидактическая игра «Уложи поросят в кроватки»

Дети вкладывают картонные фигурки поросят в кармашки-кроватки. Подбирая соответствующие цвета (желтая бабочка у поросенка — желтая кроватка).

Дидактическая игра «Разложи сказку на картинке»

На картинку фон дети выкладывают изображения домиков и поросят. Затем волка. Сдувают домики из соломы и из веточек.

Динамическая пауза «Ехал поросенок на рассвете»

Детям раздают в руки рули и они проходят-проезжают по дороге (коррегирующая дорожка, между пеньками, по скамейке, в тоннеле) под одноименную песню.

Беседа «Кто такие поросята?»

А кто такие поросята? Чьи они детки? Поросята — дети своих родителей. Их маму зовут свинья, а папу — хряк. У мамы свиньи бывает очень много деток. (Показ картинки). Детки очень любят кушать, поэтому много сосут маминого молочка. Да и взрослые весь день ищут, чтобы им покушать. Кормят свиней, хряков и поросят самой разной пищей, даже той, что не доели люди.
Свиньи, хряки и поросята живут в специальном домике — свинарнике. Но любят выходить на прогулки. Свиньи очень умные. Хорошо видят и чувствуют запахи.

Дидактическая игра «Накорми поросят желудями»

Сколько поросят стоит возле синей тарелочки? Один поросенок. А сколько поросят стоят возле красной тарелочки? Трое поросят. Накормите поросят желудями. Одному поросенку положите в тарелочку один желудь. А сколько желудей нужно. Чтобы накормить трех поросят? Нужно положить им в тарелочку три желудя.

Изобразительная деятельность «Поросята у кормушки»

Дети наклеивают поросят на лист бумаги с нарисованной кормушкой, затем на плоскость кормушки налепливают кусочки желтого пластилина — корм для поросят.

Дидактическое упражнение «Большая и маленькая кукуруза»

Дети раскладывают кукурузные початки внутрь листьев соответственно величине.

Рисование пальчиками «Кукуруза»

Дети оставляют точечные отпечатки на початке кукурузы, и закрашивают пальчиком листья.

Музыкально-ритмическое упражнение «Нам не страшен серый волк»

Дети играют на металлофонах под одноименную песенку.

Лепка «Кулон для мамы»

— Совсем скоро придет время поздравлять мам с праздником женщин, поэтому сегодня мы начнем готовить подарок для мамы.

Из соленого теста красного цвета дети делают толстую лепешку, вырезают из нее сердечко (формочкой для печенья) и делаю отверстие тыльной частью карандаша (для ниточки).Сердечки-кулоны оставляются для просыхания. Через некоторое время на просохшие кулоны наносится слой прозрачного клея с блестками, а на самом празднике дети вдевают в отверстие на кулоне ниточку, родители помогают завязать узелок, и после этого кулон преподносится маме в подарок.

Сказкотерапия три поросенка
vospitatel.com.ua

РАЗВЛЕЧЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ ПО СКАЗКЕ «ТРИ ПОРОСЕНКА»

Программное содержание:

— закреплять умение пересказывать художественное произведение,

-приучать детей отвечать полным предложением,

— развивать связную речь детей, умение рассуждать,

— воспитывать любовь к художественным произведениям.

Предшествующая работа: чтение сказки «Три поросенка»

Оборудование и материалы: домик, маски по сказке «Три поросенка»,портрет писателя С.Михалкова, картинки с изображением домиков поросят (соломенный, из прутьев, из камня), музыкальное сопровождение : музыкальный отрывок из сказки «Три поросенка», волшебная палочка.

Ход ООД .

Вводная часть.

Посмотрите, как много сегодня у нас гостей, давайте с ними поздороваемся. Сегодня я не просто воспитатель, а как вы думаете кто, если у меня в руках волшебная палочка? Правильно я сегодня волшебница. А вы сегодня будете моими помощниками, и вместе с вами мы расскажем и покажем сказку для наших гостей.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

А чтобы узнать, какую сказку мы сегодня покажем, вы должны отгадать загадку.

Носик круглый пятачком, им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком, вместо туфелек – копытца,

Трое их – и до чего же братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

Эту сказку вы уже знаете, и надеюсь, она вам очень нравится. Ее героями являются маленькие пухленькие и розовенькие поросята.

Как же называется эта сказка? Правильно, «Три поросенка».

Ребята эта сказка английская, ее с английского языка для нас перевел Сергей Михалков, чтобы мы смогли ее прочитать.

Давайте вспомним содержание этой сказки.

2.Основная часть.

Жили были три поросенка, Ниф- Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Летом они веселились, бегали и прыгали. Я предлагаю закрыть вам глазки и представить себе веселое лето, где вы радуетесь солнцу, бабочкам, цветам.

Но все заканчивается и на смену лету пришла осень, и поросятам стало холодно.

— Давайте покажем как стало холодно поросятам. Молодцы!

— Поросята решили построить себе дом! Давайте вспомним, какие они и посмотрим на коврограф. Какие домики вы здесь видите? ( из соломы, из прутьев, из камня)

— Давайте представим себе что братцы поросята построили себе и домики и стали опять веселиться. А как вы думаете кого они могли разбудить? Правильно волка.

К какому первому домику побежал волк? ( к домику из соломы)

Что он сделал? ( начал дуть) . а что стало с домиком?( сломался домик). И поросенок Ниф-Ниф убежал к своему братцу Нуф-Нуфу.

Второй домик был из чего? Правильно из прутьев. Что сделал волк теперь. Правильно он начал дуть. Он дунул один раз , но домик устоял. Тогда он дунул второй раз и домик сломался. Тогда братцы поросята убежали к своему третьему братцу поросенку Наф-Нафу. Что сделал волк? ( ответы детей) .

А теперь давайте немного отдохнем. Физкультминутка.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать

На носочки надо встать.

А теперь я взмахну волшебной палочкой, и вы превратитесь в героев сказки.

Повертелись , покрутились и в героев сказки превратились.

3.Драматизация сказки совместно с воспитателем.

Дети исполняют танец поросят и поют песенку.

Нам не страшен серый волк, нам не страшен серый волк,

Где-то бросит серый волк , серый глупый волк.

Поросята говорят все вместе .Мы веселые ребята

Любим бегать и играть

Любим солнце и лужок

Посмотри на нас дружок.

— Я Ниф-Ниф , а я Нуф-Нуфа , ну а я Наф- Наф друзья будем мы дружить всегда.

Ведущая. Вот солнце заслонило тучи, и похолодало.(поросята показывают как стало холодно)

-Нужно домик нам построить (вместе)

— Я построю себе домик из соломы (Ниф-Ниф)

— А я построю себе домик из прутьев.(Нуф-Нуф)

— Ну а я построю себе дом из камня (Наф-Наф)

И поросята начали строить себе домики. Как только они их построили они пошли в гости к своему братцу Наф-Нафу.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф: Поиграй-ка с нами вместе

Вместе бегать интересней.

Наф-Наф: Поиграю я потом, когда построю себе дом.

И поросята пошли веселиться на лужок. Но вдруг поросят услышал волк.

Волк: Что я вижу — поросята,

Будет ужин мне ребята.

Воспитатель. Поросята испугались и побежали в свои домики. Волк подбежал к домику из соломы. Волк дунул на него и домик из соломы рассыпался. И поросенок убежал к своему братцу.

Волк подошел к домику из прутьев. Постучал, но ему никто не ответил. Тогда волк начал дуть. Он дунул один раз, но домик устоял. Тогда он дунул еще раз и домик из прутьев поломался. И поросята побежали к своему старшему брату Наф-Нафу.

Волк подошел к домику из камня и постучал. Но ему никто не ответил. Тогда волк решил залезть на крышу и в трубу. Волк залез в трубу, и упал, в кипящий котел обжег бока и убежал в лес.

А поросята вышли на полянку и запели свою песенку (дети поклонились).

Давайте похлопаем нашим актерам.

А теперь я взмахну своей волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей, и вернемся в свою группу и сядем на стульчики.

Уважаемые гости на этом наше занятие окончено . Всем спасибо.

blog.dohcolonoc.ru

Сказкотерапия три поросенка

Войти через uID

Игра предназначен а для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Занятия по сказке «Три поросенка» способствуют развитию мышления, творчест­ва, воображения и речи. Однако для того чтобы способствовать эффективному детскому развитию, нужно уметь знакомить ребенка со сказкой. Недостаточно просто прочитать сказку, задать какие-то вопросы и начать читать следующую. Необходимо более подробно остановиться на содержании сказки, по воз­можности разыграть ее и смоделировать ключевые фрагменты.

Сказка «Три поросенка» позволяет познакомить детей с дейс­твием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака), которое одновременно распространяется на разные группы предметов. Это действие является одним из первых мыслительных действий, развиваю­щихся в дошкольном возрасте. С его помощью ребенок может наблюдать различные изменения, происходящие в окружающем мире (например, как на улице высыхают лужи после дождя: сначала в луже много воды, затем воды становится меньше, и в конце концов, она высыхает), и группировать различные объ­екты (например, по прочности: непрочный дом, более прочный и очень прочный).

Действию сериации не свойственна наглядность, поэтому ос­воить его детям младшего дошкольного возраста непросто. Для того чтобы продемонстрировать ребенку наличие сериационных отношений в сказке, необходимо смоделировать произведение, то есть передать его содержание с помощью наглядно представ­ленных отношений между достаточно простыми объектами.

Действие сериации помогает ребенку осваивать причинные отношения в сказке «Три поросенка», что является важной стороной его интеллектуального развития.

Ознакомление со сказкой «Три поросенка» осуществляется в течение 8 занятий.

Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления детей с содержанием сказки. Благодаря умело поставленным вопросам у взрослого есть возможность сосредоточить внимание ребенка на тех или иных моментах сказки, которые в противном случае могут быть попросту пропущены.

Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы познакомимся со сказкой „Три поросенка». Это очень интересная сказка. Хотите ее послушать?»

По мере рассказывания взрослый показывает соответствую­щие сюжетные картинки. После прочтения сказки воспитатель задает вопросы по ее содержанию.

— Почему Наф-Наф предложил братьям построить теплый дом?

— Какой дом построил Наф-Наф? (Если дети испытывают затруднения при ответе на вопрос, то нужно показать им дом на картинке.)

— Какой дом построил Ниф-Ниф? (Из соломы.)

— Какой дом построил Нуф-Нуф? (Из веток.)

—У кого из поросят был самый прочный дом? (УНаф-Нафа.)

— У кого из поросят был непрочный дом? (У Нуф-Нуфа.)

— У какого поросенка был самый непрочный дом? (У поро­сенка, которого звали Ниф-Ниф.)

Последние три вопроса воспитатель задает детям еще раз, но только в обратном порядке.

—Домик Ниф-Нифа был самый прочный или нет? (Нет.)

Если ребенок правильно ответил на вопрос, взрослый должен похвалить его и сказать: «Молодец, правильно, домик Ниф-Нифа самый непрочный».

Аналогичные вопросы воспитатель задаст про домики Нуф- Нуфа и Наф-Нафа.

Затем воспитатель задает следующие вопросы:

— Чей домик волку удалось разрушить быстрее всего?

— Чей домик волк разрушил не так быстро?

— Чей домик волк так и не смог разрушить?

— Почему волк легко разрушил домик Ниф-Нифа? Потому что он был построен из. (соломы).

— Почему волк не так легко разрушил домик Нуф-Нуфа? Потому что он был построен из. (веток).

— Почему волку не удалось разрушить домик Наф-Нафа? Потому что он был построен из. (камней).

В конце занятия взрослый обращает внимание детей на тот факт, что чем прочнее дом, тем труднее его сломать; объясня­ет, что для того чтобы сделать что-то действительно важное и серьезное, нужно много работать.

В ходе этого занятия дети должны научиться располагать картинки в соответствии с сюжетом сказки.

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изобра­жены фрагменты сказки, и говорит: «Сейчас я буду читать сказку, а вы будете показывать мне картинки». По ходу чтения дети показывают соответствующие картинки. Если дети допускают ошибки, педагог прерывает чтение, обсуждает с дошкольниками содержание эпизода и показывает подходящую картинку.

Затем воспитатель просит детей выложить картинки в соответс­твии с последовательностью сюжета. После того как дети выполнят задание, взрослый еще раз читает сказку, а дошкольники вновь по мере чтения показывают соответствующие картинки.

Взрослому неоднократное чтение сказки может показаться скучным и ненужным. Однако чтобы дети могли удерживать в памяти всю последовательность событий, необходимо много раз воспроизвести сюжет произведения. Обычно дети охотно слушают сказку несколько раз и с удовольствием выбирают соответствующие сюжету картинки, поскольку выполнение этой посильной задачи вызывает у дошкольников гордость за успешное действие.

В конце занятия воспитатель предлагает следующую игру. Он специально неправильно располагает одну из картинок, отражающих последовательность сюжета, и просит детей найти «картинку, которая лежит не на своем месте». Можно усложнить эту игру, убрав одну из картинок и предложив детям угадать, «какой картинки не хватает». Такие задания учат детей понимать последовательность, в которой разворачивается сюжет сказки, и сериационные отношения между объектами.

На данном занятии отрабатывается умение детей замещать персонажей сказки с помощью предметов-заместителей.

Воспитатель берет карточки с изображениями домиков и ге­роев сказки, показывает их детям и просит обратить внимание на то, что изображения на карточках отличаются по цвету.

Далее взрослый предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка». Он просит детей угадать, как зовут поросят, изображенных на картинках, и показать, где чей домик. Если дети испытывают трудности, следует напомнить им, что у Ниф-Нифа домик из соломы, у Нуф-Нуфа — из веток, у Наф-Нафа — из камней.

Воспитатель показывает три разноцветных прямоугольника и просит детей угадать, где чей домик. Затем он предлагает детям разноцветные круги и выясняет, какой из этих кругов может обозначать Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа, Наф-Нафа, а какой — се­рого волка. Если дети не могут ответить на вопрос, взрослый помогает, обращая внимание на цвет кругов.

В ходе занятия круги и прямоугольники можно располагать в разной последовательности, чтобы удостовериться в умении детей правильно находить отличительные признаки персонажей (цвет). Задание выполняется до тех пор, пока дети не научатся легко находить нужного персонажа.

Особое внимание следует уделить серому кругу, замещающему волка. Нужно продемонстрировать детям, что этот круг больше других кругов.

Если в ходе этого занятия дети не освоят умение замешать персонажа сказки наглядной моделью, следует повторить занятие.

На этом занятии дети должны научиться строить и «читать» простые модели сказки, что является необходимым условием успешного развития детского мышления.

Воспитатель выкладывает перед детьми три цветных прямо­угольника и четыре цветных кружка и говорит: «Давайте поста­раемся запомнить сказку с помощью этих прямоугольников и кружков. Что может обозначать в сказке красный прямоуголь­ник? (Если дети испытывают затруднения, взрослый помогает найти ответ: «Домик Наф-Нафа».) А что обозначают желтый и зеленый прямоугольники? (Домики Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа). Далее воспитатель берет четыре цветных кружка и напоминает детям, что они обозначают поросят и волка.

Следующий этап этого занятия связан с моделированием фрагмента сказки: взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо отрывка произведения и просит построить его модель. Например, фрагмент, где волк сдувает соломенный домик, моделируется следующим образом: слева на некотором расстоянии от желтого прямоугольника кладется желтый и зеленый круги, а справа — большой серый круп

При моделировании фрагментов сказки, в которых волку удается сдуть домик, соответствующие прямоугольники распо­лагаются горизонтально, а при моделировании фрагментов, в которых волк не может сдуть домик, прямоугольники кладутся вертикально.

После того как дети построят соответствующую модель, вос­питатель просит их воспроизвести содержание этого фрагмента (ответить на вопрос о том, что изображено на модели).

В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в сле­дующую игру. Взрослый показывает им какую-нибудь модель, например, три разноцветных кружка, расположенных справа от красного прямоугольника (красный кружок находится рядом с прямоугольником, а желтый и зеленый круги расположены на некотором расстоянии от прямоугольника), и просит показать картинку с изображением соответствующего фрагмента сказки.

На данном занятии дети учатся инсценировать действия пер­сонажей сказки, что способствует развитию их воображения.

Взрослый обращается к детям: «Я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать ее героев».

Воспитатель читает сказку до слов: «Наф-Наф не стал их уговаривать, а взялся за работу и начал строить прочный дом из камней». Педагог просит детей показать, как Наф-Наф строил дом (как приносил тяжелые камни, складывал их и т.д.).

Затем воспитатель читает следующий фрагмент и предлагает детям изобразить действия персонажей. Следует обратить внимание детей на то, что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили свои домики быстро, без особого труда. Желательно, чтобы при разыгрывании сказки дети воспроизводили общий характер поведения героев: волк сильный, ходит уверенно, говорит громким, грубым голосом, а поросята — т р усливые, говорят тоненьким голосом.

В ходе данного занятия отрабатывается способность детей пересказывать сказку по ее модели, что способствует развитию творчества дошкольников.

Воспитатель моделирует какой-нибудь фрагмент сказки и просит детей рассказать, что изображено на модели. Если дети испытывают затруднения, взрослый спрашивает, что означает каждый из элементов.

Начинать занятие надо с модели, которая составляется из красного прямоугольника и красного круга. (Наф-Наф строит дом.) Следующая модель строится из желтого прямоугольника и желтого круга. (Ниф-Ниф строит дом.) И так далее.

Для успешного пересказа сказки по модели воспитатель должен помогать детям «читать» ее, называя характеристики предметов и персонажей («прочный», «непрочный»).

При выполнении этого задания следует учитывать речевые возможности детей (не могут сформулировать предложение, способны только завершить его), строить занятие таким образом, чтобы дошкольники не испытывали больших затруднений.

На данном занятии воспитатель продолжает отрабатывать умение детей пересказывать сказку по ее модели.

Воспитатель последовательно показывает детям карточки с изображением кругов и прямоугольников и просит назвать персонажей, которых они замещают.

Затем взрослый предлагает детям рассказать сказку: «Я буду выкладывать прямоугольники и кружки, а вы будете помогать мне».

Взрослый начинает рассказывать: «Жили-были три поросенка, три брата. Их звали Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

Однажды самый умный из поросят Наф-Наф сказал своим братьям:

—Скоро наступят холода. Нам нужно построить теплый дом.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не захотели ему помогать:

—Мы еще повеселимся, а если будет нужно, мы сами пос­троим себе домики». Здесь взрослый выкладывает красный прямоугольник и красный круг и говорит: «Наф-Наф не стал их уговаривать, а взялся за работу и начал строить. » Воспитатель делает паузу и ждет, когда дети скажут «прочный дом из камней». Если дети произносят только слово «дом», нужно задать вопрос: «Какой дом построил Наф-Наф: прочный или нет?»

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выложить модель сказки и пересказать по ней произведение (при необхо­димости взрослый помогает). В результате у детей складывается целостное представление как о содержании сказки, так и о ее структуре, они оказываются в состоянии переходить от анализа структуры к наполнению ее содержанием и, наоборот, от со­держания к структуре.

На данном занятии детям, которые уже освоили пересказ сказки по се модели, воспитатель предлагает выбрать роль од­ного из персонажей и разыграть произведение. Для обозначения роли лети получают медальон с изображением соответствующего персонажа (медальоны изготовляются из круглых картинок, к которым привязывают ленточки).

При разыгрывании сказки важно, чтобы дети передавали интонацию и громкость голоса персонажа. Взрослый, который выполняет роль ведущего и читает текст сказки, должен следить за очередностью появления героев.

В домашних условиях не обязательно разыгрывать всю сказ­ку—можно ограничиться каким-либо ее фрагментом. В этом случае ребенку дается (роль) только одного персонажа.

В результате данного занятия закрепляется умение детей при­менять действие сериации в рамках конкретного содержания. Ребенок начинает понимать, что серия «непрочный — прочнее— прочный» связана с серией «ненадежный — надежнее — очень надежный» или «страшно— не очень страшно— совсем не страшно» и т.д. Кроме того, следование роли (а, следовательно, и тем правилам, которые она определяет) ведет к развитию про­извольности— важного направления в становлении личности ребенка.

xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai

Три поросёнка как модель мировой экономики

О том, что в сказках содержится намёк, из которого могут извлечь урок добры молодцы, это мы знаем по словам поэта. Но это мы знаем в общем и целом.
Дело в том, что именно конкретное знакомство с самыми простыми и незамысловатыми сказочками открывает такие бездны смысла, что можно только ахнуть

Вооружившись лупой анализов различного типа, обратимся к знакомой многим с детства сказке «Три поросёнка». О чем она? Вопрос кажется праздным только на первый взгляд.
Как и множество ей подобных, эта сказка рассказывает об. экономике. То есть о том, что кормило людей, обеспечивало всем необходимым
О насущном. Этому не стоит удивляться

На авторство сказки о трёх поросятках претендуют многие народы. Это не ново, да и не удивительно, так как смысл многие этнические культуры человечества воспринимают в целом. Но вот конкретный язык и конкретная культуры этноса, у которого свой коллективный опыт в истории, выражают этот смысл в присущей только им системе значимостей.
Поэтому, если присмотреться ко множеству этнокультурных «поросят», можно заметить существенные сюжетные различия

Например, английские три поросёнка все втроём сначала строят соломенный домик, а уж после того как его сдувает злой волк, переходят к следующим этапам строительства: сперва все вместе сооружают деревянный, а уже в конце — каменный

Нам больше по душе русский народный вариант сказки, где каждый поросенок строил свой дом. Кроме того, в этом есть конкретный исторический и экономический смысл, о котором мы скажем позднее

Поросят-строителей зовут так: «Наф-наф», «Ниф-Ниф» и «Нуф-нуф»(по крайней мере так формулировал их С.Михалков) Некоторые источники, особенно в интернете, где каждый норовит написать так, как хочет, и фольклор ему не указ, эти имена можно встретить в разной сюжетной последовательности. На самом деле правильна именно эта цепочка гласных «а-и-у» по фонологическим причинам, о которых предстоит еще сказать несколько слов

Звуки, возникающие в человеческой речи, а мы знаем их два вида — гласные и согласные, способны передавать как некий смысл, который исторический вкладывался в естественном языке в процессе означивания, так и эмоциональную оценку. А поскольку речь складывалась сначала из отдельных звуков, только потом возникали сочетания, а означивание начиналось с эмоционального выражения своего отношения к происходящему, лишь потом обретало когнитивную потребность, можно предположить, что в речи людей сперва выделялись гласные звуки, хорошо приспособленные для того чтобы передавать человеческие эмоции, имеющие важное жизненно значение: гнев, удивление, радость

Напротив, согласные звуки больше подходят для передачи смысла. Поэтому самое древнее письмо даже не требовало себе огласовки, так как служило религиозным текстам, где главное — не эмоции, а рациональное значение

Появление в речи звуковых сочетаний связано с ее синтетическим характером: здесь есть и смысл и эмоциональное отношение людей к этому смыслу

Итак, гласные звуки в естественном языке, который фиксирует собой речевые значимости в коллективном опыте поколений, несут именно чувственный опыт

При этом слог, который становится словом, он возникает не как сочетание отдельных звуков, а как целое.
Начинается слогоформирование с такого явления как звукопись, то есть фонетическое подражание. Чему можно подражать в речи? Да прежде всего природе, в который человек жил, от которой зависел и которую внимательно наблюдал — причем именно с точки зрения своих практических потребностей, а не абстрактно

Можно предположить, что сдвоенные имена поросят есть звукопись того двойного похрюкивания, которое типично для свиней. Всё-таки персонажи — поросята
Но свиньи не специфицируют свою хрюканье строго определенными гласными. Другое дело сказка
У людей гласные плюс к своей чувственной значимости, несут еще и семантическую нагрузку

Этимологический и семантический анализ

Начнем с конкретных персонажей в сюжете и предметов действия.
То, что сказка о трёх поросятах посвящена проблемам экономики, заметно сразу по её ясно выраженной морали труда: кто больше трудиться, у того и больше успеха, причем выживает тот, кто трудится лучше других, кто предусмотрительнее других
Труд, хотя и включает в себя физическую работу, есть больше чем просто работа, труд есть действие сознательное, направленное на определенную цель

Но вот антагонизм персонажей — он ведь тоже далеко не случаен. Поросята и волк. Другие образы этой сказке не подходят

Поросята — во-первых, это потенциальные свиньи. Свинья — образ типичного потребителя, а ведь экономика начинается с потребления. А кто такой поросенок, как ни свинья, но еще не опытная, нуждающаяся в обучении, в горьком опыте жизни?
Кроме того, поросёнок, как известно, любимая жертва и пища волка. Не будем слишком строги к автору сказки.
У волков немало всяких жертв и множество любимых блюд. Но ведь сказка говорит языком конкретных образов, здесь под образами животных подразумеваются явления человеческой жизни, лишь отчасти похожие на природу. У сказочного волка, если учесть кто такой этот волк (а об этом мы скажем попозже)- поросята составляют его любимый рацион: сами они еще глупые и неопытные, а мясцо у них нежное.

Почему три поросенка не просто занимаются производством, как принято в экономике, а строят себе именно домики?
Дом — есть первое, что необходимо для жизни, и что защищает от природных опасностей. От крепости дома зависит жизнь поросят самым прямым образом
Дело в том, что дом — это символ экономики. Даже само слово «экономика» в своих греческих семах означает «закон домашнего хозяйства»

Но вот наконец самый любопытный вопрос: что мы видим в образе злого волка экономики, который пытается сдуть своим зловонным дыханием домашние хозяйства (а также хозяйства целых государств)? Сила его дыхания — кризисы, потрясающие самые основы экономических систем. Но сам волк?

Вспомним древнюю пословицу: homo homus lupus est. Кто человек человеку, как пессимистично считали древние римляне? Правильно — волк, то есть дикий зверь, хищник, жестокий и беспощадный, стремящийся набить свою утробу любой ценой

Заметим, что в самой природе животное плотоядное и хищное — не совсем одно и тоже. Точнее сказать, это разные области смысла, которые лишь частично совпадают
Например, саранча, которая плодится не по дням , а по часам, не плотоядна, но это хищник, способный уничтожить жизнь в целых ареалах. А плотоядные животные, если не расплодились в ареале чрезмерно, являются хищниками лишь по отношению к тем животным, которых сумели поймать и съесть. Для всего экологического баланса в ареале плотояды также необходимы, как и другие. У них нет хищнического поведения в отношении ресурсов всей среды

Итак, хищничество — не столько сама плотоядность, сколько превышение потребительской меры. Для человечества это тесно связано также с проблемой локального перенаселения, которое поглощает ресурсы среды, причем выборочно, поскольку чрезмерно скапливается на участке информационной плотности

Так что, человек человеку волк не всегда, иначе общество не могло бы и выжить. Но «быстрый продукт» экономики — неконтролируемы рост потребностей превращает человека в зверя, в хищника на поисках жертвы, который погубил немало экономических систем. Дело в том, что жертвы хищника меньше всего способны к творческому труду. Можно насилием заставить человека работать. А сознательно трудиться — нет

Философско-экономический и фонологический анализ

Три экономические системы, о которых рассказывает нам история героической борьбы поросят с волком, возникали в истории этносов постепенно, они представляют собой ни что иное как диалектику времени: соломенный домик Наф-Нафа — это тезис, деревянный Ниф-Нифа — антитезис. А вот каменный дом поросенка по имени Нуф-Нуф, с помощью которого злого волка удалость обессилить и прогнать — идеальная экологическая, экономическая и экономическая модель общества, о которой люди мечтают уже очень давно

Рассмотрим все три составляющих подробнее

Тезис (экономическая конъюкция)- этот метод хозяйства наиболее уязвим под ветром кризиса, под напором волка. Возник он раньше других. Это плановая экономика

Первое, что люди начале делать в своем домашнем хозяйстве, то есть после неолитической революции — планировать свои ресурсы. Да и понятно — почему: когда ресурсов мало, их расход нуждается в строгом учете, а получение средств к жизни нуждается в планировании
В слова Наф-Наф отчетливо звучит «а» — первый звук в алфавитном строе, а кроме того — слог «на»
В плановой экономике (потому она — конъюнкция, то есть объединение значимостей) человек соединяет в целое два экономических цикла: производство и потребление. А это целое есть причинно-следственная цепочка, где будущее основано НА ресурсах прошлого. Вот он какой, этот Наф-Наф

В этом процессе центральным звеном является производство, а не ценнообразование, так как в планировании исходят из некой усредненной модели потребления. Вот в чем слабость этого «соломенного домика»: стоит плановой экономике, стимулирующей производство, стать успешной, в ней возникает «быстрый продукт», мощно стимулирующий потребление: на вкусный запах является хищный потребитель, в человеке просыпается зверь (волк или зрелая свинья, подрывающая рылом дуб, на котором созревают её жёлуди)

И домик плановой экономики сносит моментально. Сколько раз мы это проходили в истории.

Рыночная экономика возникает гораздо позже плановой: после появления государств, денежного оборота и товарно-денежных отношений
При этом следует учесть, что так как речь идет о втором этапе развития общественного сознания, он первый этап не только отрицает как его антитезис, но и содержит в себе. Поэтому не бывает «чистого рынка», любой рынок требует себе элементов плановой экономики. Вопрос только в мере управления со стороны государства
В этом отношении типичная модель плановой экономики наших дней — немецкая, это «золотая середина» между двумя крайностями: в США участие планирующего государства в рынке минимально, а в России максимально

В рыночной экономике Ниф-Нифа мы слышим звук «И» — знак дизъюнкции: разделения. Действительно, рынок отделяет производство от потребления, так как это разные критерии ценного: в производстве важна стоимость, а в потреблении ценность, и у каждого — свои обороты, присущие им циклы
Что же согласует эти циклы в рынке? Процесс ценнообразования. Именно это и есть то слабое звано, которое сокрушает кризис, вызванный дыханием Волка: когда рушится система ценностей общества, разрушается гармония цен

Мы очень кратко рассмотрели два типа экономической системы. Им присуще также различная иерархия кризисов. Плановую экономику поражает сперва кризис труда, а потом кризис денег. Рыночную же наоборот: сперва сокрушается стоимость денежного эвквивалента, а потом обесценивается и труд

Идеал общества — экономика Нуф-Нуфа

Идеалов было много. Какой взять в качестве примера?
Возьмём коммунизм. Что есть его идеологема: «от каждого по способностям, каждому по потребностям»?

Способности — то, что людям дано и потом развито, что определяет профессиональный путь надолго, и есть нечто устойчивое. Это элемент плановой экономики в синтезе
Потребности — непредсказуемая, рыночная стихия (вот он, камень претковения для марксистских теорий)
Поэтому синтез антагонистичных тезисов невозможен, он эклектичен без целого. И этим целым является постоянство сознательного труда, которого ни одно общество в мире так и не могло достичь при наличных противоречиях между телом человека и его душой

В слове Нуф-Нуф мы слышим звук «У». Мы видели, что ни конъюнкция (слог «на») ни тем более дизъюнкция (слога «ни») противоположности в стоимости и ценности не может соединить: для этого сознание должно быть ЦЕЛЫМ
Человек при его двойственности тела и души не целен. Он лишь находится У тех ценностей, которые цельны. Что значит У в этом смысле? Это хорошо знают те взрослые, У которых есть дети, нуждающиеся в опеке, содержании, воспитании
Так и мы на содержании, на воспитании у Бога, у природы. На нужен горький опыт преодоления кризисов.
Идеальная экономическая система нам только снится.

proza.ru
CATEGORIES
Share This