Система обучения

Виды и системы обучения

Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию. В разных научных исследованиях и учебных пособиях по педагогике выделяются различные виды обучения (рисунок).

Ещё один вид обучения — программированное обучение — появился в 1950-1960-е гг. Его основоположником является американский психолог Б. Скиннер. Программированное обучение основано на кибернетическом подходе, согласно которому. — обучение рассматривается как сложная динамическая (подвижная, иизменяющаяся) система;

— управление системой осуществляется с помощью посылки команд ученику (непосредственно учителем или с помощью технических средств) и получения обратной связи (т.е. информации о ходе обучения);

— информация, полученная по обратной связи, оценивается учителем (оценка) и самим учеником (самооценка). Основные принципы программированного обучения: • подача учебной информации небольшими, легко усваиваемыми, порциями;

• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции информации;

• предъявление правильного ответа для самоконтроля;

• формулирование дальнейших указаний для ученика в зависимости от результата (правильности / неправильности ответа). В программированном обучении используется два структурных способа построения программ: линейный и разветвлённый. По линейной программе все учащиеся работают над порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предусматривает выбор индивидуального пути освоения целостной учебной информации самим учеником.

Понятие системы обучения и ее основные компоненты

Понятие системы обучения и ее основные компоненты. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений

Говоря о системах обучения, мы должны учитывать неоднозначность подходов к этому понятию. Наряду с термином «система обучения», довольно часто мы встречаем понятие «педагогическая система» (Подласый И.П.), «дидактическая система» и т.д.

Как подчеркивает Б. Ф. Ломов, идея системного подхода не нова. Разработка теории функциональных систем предпринятая П. К. Анохиным, позволила использовать системный подход в педагогике, а затем и в психологии ( Ф. Ф. Королев, М. А. Данилов, В. М. Малинин и др.).

Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и взаимодействующих между собой. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов.

Однако с точки зрения П. К. Анохина системой можно назвать только такой комплекс избирательного вовлечения составляющих, где взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленых на получение фокусированного полезного результата.

Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.

Многочисленные подходы к определению понятия «система обучения» можно объединить в две группы. В первой группе определений в качестве существенного признака указывается целостность (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова), во второй группе – система рассматривается как «совокупность элементов вместе с отношениями между ними» (Н.В. Кузьмина).

Н.В. Кузьмина определила педагогическую систему как “упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчиненное целям воспитания и обучения. Систему составляют структурные и функциональные компоненты.

“Структурные компоненты педагогической системы являются базовыми элементами, характерными только для педагогических систем”. Таких компонентов шесть:

· цель – “важнейший компонент любой педагогической системы, обусловливающий сам факт ее создания”;

· учебная информация, “которая должна стать предметом усвоения теми или иными людьми”;

· средства педагогической коммуникации, “с помощью которых организуется деятельность учащихся по усвоению учебной информации в зависимости от целей педагогической системы”;

· учащиеся – “определенный контингент людей, испытывающих потребность в определенной подготовке, образовании или воспитании”;

· педагоги, “соответствующие целям системы, владеющие определенной информацией, средствами коммуникации, вооруженные психологическими знаниями об объекте педагогического воздействия”;

· результат – знания, умения, навыки, сформированные у учащегося к окончанию срока функционирования системы, т.е. к моменту выпуска.

“Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи . структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся . ”. Выделяют следующие функциональные компоненты педагогической системы:

· гностический, включающий действия, связанные с процессом накопления новых знаний о системе и ее компонентах в процессе решения педагогических задач;

· проектировочный, включающий действия, связанные с перспективным планированием задач и способов их решения;

· конструктивный, связанный с отбором и композиционным построением содержания учебной и воспитательной информации;

· коммуникативный, включающий действия по установлению педагогически целесообразных взаимоотношений между участниками педагогического процесса;

· организаторский, связанный с реализацией педагогического замысла конкретной организацией взаимодействия участников процесса;

· коррективный, связанный с перестраиванием деятельности педагогической системы в зависимости от уровня ее успешности.

По мнению же В.П. Беспалько «система — это любой процесс, происходящий в определённых условиях, в совокупности с этими условиями». Причём В.П. Беспалько считает, что педагогическая система, являясь системой замкнутой, перестраивает деятельность остальных компонентов в зависимости от требований социальной системы, предъявляемых хотя бы одному из её элементов, который в данный момент и будет системообразующим.

Педагогический процесс протекает в педагогической системе (ПС) — объединении компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый opedek (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

«Педагогическая система — очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржуазной или социалистической), — пишет проф. В. П. Беспалько, — представляется в настоящее время следующей взаимосвязанной совокупностью вариантных элементов:

  • учащиеся;
  • цели воспитания (общие и частные);
  • содержание воспитания;
  • процессы воспитания (собственно воспитание и обучение);
  • учителя (или ТСО — технические средства обучения);
  • организационные формы воспитательной работы»

И.П. Подласый выделяет несколько иные и функциональные компоненты системы обучения:

· дидактический компонент (цели, содержание, способы, формы обучения и т.д.);

· гноссеологический компонент (система познаний учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя);

· психологический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;

· киберенетический аспект, отражающий все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное – управление усвоением информации;

· социологический компонент, отражающий отношения между участниками учебного процесса;

· организационный компонент, отражающий учебный процесс в системе интелектуального труда.

П.И.Пидкасистый определяя систему как множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями, предлагает следующую схему системы обучения

Системообразующими понятиями ( цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат). Переменными составляющими ( содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения). Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является совместная предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения.

Педагогические системы отличаются по видам, а наиболее устоявшиеся виды этих систем называются типичными. Виды и типы используются для характеристики разных подходов к организации и осуществлению учебного процесса. Основные виды и типы педагогических систем (по И.П. Подласому):

— древняя (шумерийская, египетская, китайская);

— греческая (эллинская, римско-греческая, римская);

— средневековая (догматическая, схоластическая);

— новые (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютеризованного обучения);

— новые зарубежные (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно- программированного, компьютерного обучения, дистанционного обучения с помощью Internet и т. п.).

В современной школе используются три относительно обособленных вида обучения, которые отличаются между собою рядом важных признаков:

· объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, репродуктивным.

· программированное и компьютерное обучение.

Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные его методы, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным. Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Этот древний вид обучения не утратил значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Объяснительно-иллюстративное обучение экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки, среди которых — преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Традиционное обучение обладает рядом противоречий (А.А. Вербицкий). Среди них одним из основных является противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах "основ наук", и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры.

Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология его не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно:

  • этап создания проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения (учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся);
  • этап разрешения проблемы («закрытый этап») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации;
  • этап приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний («открытый этап»). Он завершается возникновением «озарения» («Я знаю, как сделать!»).
  • этап решения проблемы,
  • этап верификации (проверки) полученных результатов,
  • этап сопоставления с исходной гипотезой,
  • этап систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, представителей "нового воспитания", которые пытались противопоставить догматическому заучиванию готовых знаний "активные" методы обучения.

Во второй половине XIX — начале XX в разработка различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся привела к внедрению в преподавание отдельных учебных методов:

эвристического (Г. Армстронг);

опытно-эвристического (А.Я. Герд);

лабораторно-эвристического (Ф.А. Винтергальтер);

метода лабораторных уроков (К.П. Ягодовский);

естественно-научного обучения (А.П. Пинкевич) и др.

Название «программированное обучение» происходит от термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог, В. И. Чепелев и другие ученые.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения

Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы Н. Краудера:

· Линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ — линейные).

· Разветвленная программа программированного обучения кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматривает дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности.

Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа).

В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном варианте этот тип обучения базируется на так называемой теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина (Гальперин П.Я., 1998) и теории кибернетики. Перечисленные выше системы обучения реализуются в рамках различных образовательных учреждений. Рассмотрим их типологию.

Система обучения

Кла?ссно-уро?чная систе?ма обуче?ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

Истоки классно-урочной формы обучения можно обнаружить в древних цивилизациях и в эпоху античности, например, агогэ — спартанская система воспитания, где форму класса представляли «агелы» — отряды.

Классно-урочная форма обучения, основанная на учебном плане и плане организации обучения «один класс — один год», возникла в начале 16 века в Европе. Например, городская школа реформатора Иоганна Агриколы (учебный план Эйслебена) (1527), разработанная гуманистом и педагогом Филиппом Меланхтоном система организации немецких школ и университетов (Саксонский устав) (1528), Страсбургская гимназия Иоганна Штурма (1537), Вюртембергский учебный план швабского реформатора Иоанна Бренца (1559) и т. д.

Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.

Основные признаки классно-урочной системы обучения: [1]

  • все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;
  • содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;
  • учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;
  • для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;
  • по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);
  • изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;
  • определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.

Термин «классно-урочная система» впервые ввел российский ученый Милослав Александрович Балабан [2] . Впервые книга была опубликована в 1992 году в газете «Первое сентября». В ней автор проанализировал историю возникновения классно-урочной системы и предложил противопоставить ей систему «iкола-парк», в которой одновозрастные классы, обязательные уроки и программы заменяются парк-студиями, открытыми для детей разных возрастов.

Классно-урочная система обучения является одним из проявлений группового способа обучения — общественно-исторической формации организации обучения, которая доминирует в мире в течение нескольких веков. [3]

Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учёта множества социальных факторов, воздействующих на ребёнка, невозможность творческого саморазвития ребёнка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.

Многочисленные реформы классно-урочно-предметной системы: мангеймская, дальтоновская, метод проектов, метод комплексов, система Френэ, школа Дьюи, модульная система и т. д., пытались преодолеть основной недостаток классно-урочно-предметной системы — неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы.

Самая решительная модернизация классно-урочной системы (Браун, Трамп, Пархерст и другие) основывалась на ином подборе содержания. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами (Килпатрик, Линке, Декрол и др.), сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали классно-урочно-предметную систему в определённых социально-политических и экономических условиях.

Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам. [4]

  1. ^ Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010. С. 43-44.
  2. ^ Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М.: Первое сентября, 2001. – 208 с. – ISBN 5-8246-0069-4
  3. ^ Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М. Педагогика 1989. 159 с.

Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:

система обучения — mokymo sistema statusas T sritis svietimas apibreztis Paziuru i mokini, mokymo turini, metodus, organizavima, mokyklos ir mokytojo vaidmeni visuma, lemianti tam tikra mokymo teorija, pvz.: koncentrine mokymo sistema (J. A. Komenskis), pragmatine… … Enciklopedinis edukologijos zodynas

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — система основных положений (принципов), определяющих содержание, формы и методы обучения … Профессиональное образование. Словарь

Классно-урочная система обучения — Классно урочная система обучения  преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие… … Википедия

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — (от лат. complexus связь, сочетание), способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (напр., области детских интересов и склонностей, знакомства с определённым кругом жизненных… … Российская педагогическая энциклопедия

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — БЕЛЛ ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Система обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Была предложена независимо друг от друга английскими… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Белль-Ланкастерская система обучения — или метод взаимного обучения название учебной системы, на основании которой лучшие ученики под наблюдением учителя обучают слабейших, так что является возможность обучать весьма большое число учеников одновременно, в одной и той же учебной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Саганская система обучения — австрийская школьная система. Разработана И.И. Фельбигером, аббатом монастыря в Загане (отсюда название). С.с.о. была закреплена в школьном уставе для Силезии (1765) и принята в австрийских землях и владениях с 1774. При С.с.о. в каждом малом … Педагогический терминологический словарь

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — КЛАССНО УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ. Организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок, а содержание обучения в каждом классе… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

РУССКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛУ, РУССКИЙ МЕТОД — ист. операционная система обучения (получила международную известность во второй половине 19 в.), основанная на выделении четко описанных составляющих трудовых навыков (операций и приемов), которые изучались и отрабатывались поэлементно.… … Профессиональное образование. Словарь

технологическая система обучения — Система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения. [ГОСТ Р 52653 2006] Тематики информационные технологии в образовании EN learning technology system … Справочник технического переводчика

Источники:
Виды и системы обучения
Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию. В разных научных исследованиях и учебных пособиях по педагогике выделяются различные
http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-216
Понятие системы обучения и ее основные компоненты
Понятие системы обучения и ее основные компоненты. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений Говоря о системах обучения, мы должны учитывать
http://studopedia.ru/8_124272_ponyatie-sistemi-obucheniya-i-ee-osnovnie-komponenti-sovremennie-modeli-organizatsii-obucheniya-tipologiya-i-mnogoobrazie-obrazovatelnih-uchrezhdeniy.html
Система обучения
Кла?ссно-уро?чная систе?ма обуче?ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%BE-%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 . Смотреть что такое «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ» в других
http://methodological_terms.academic.ru/1810/%D0%A1%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%9C%D0%90_%D0%9E%D0%91%D0%A3%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF

CATEGORIES