Секрети пам яті

В чём секрет идеальной памяти и какие объекты мы запоминаем лучше всего

  • отрывок
  • книги
  • мозг
  • память

В чём секрет идеальной памяти и какие объекты мы запоминаем лучше всего

Андрей Сафронов учит других тренировать память. По его словам, ему достаточно 15 минут, чтобы запомнить данные десяти человек: имена, город проживания, возраст, интересный факт из жизни и номер телефона. В книге «Суперпамять за семь шагов», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер», он рассказывает, какие упражнения улучшат вашу способность запоминать.

Представьте, что вы находитесь в аудитории. Перед вами белая доска и проектор, вокруг много разных людей, которые, как и вы, сидят за партами в ожидании лектора. Спустя какое-то время, когда все опоздавшие нашли свободные места и уселись, вышел седовласый учёный и произнёс: «Я благодарен каждому, кто согласился принять участие в этом эксперименте. Сейчас мы будем показывать вам слайды ярких картинок с интервалом в одну секунду, всего один раз. И таких картинок будет 10 000. Ваша задача — запомнить как можно больше. В идеале — все! Непростая задачка, согласны?»

Кстати, как вы думаете, сколько картинок вам удалось бы запомнить? Когда я задаю этот вопрос своим студентам, то в ответ частенько получаю лишь улыбки. И я их понимаю. Но такой эксперимент действительно был, я ничего не придумал, и проводили его в 1970-х годах. Участникам пролистали 10 000 картинок, а затем провели тестирование — показали слайды с двумя картинками, старой и новой, где нужно было сделать выбор. Картинки были разной тематики («слон — клавиатура», «машина — веник»). Результатом было узнавание более 80% увиденного.

На этом учёные не остановились и позднее провели похожий эксперимент, только картинок было всего 2500, а тестирование более сложным — в конце эксперимента показывали слайды из двух картинок, которые между собой отличались незначительной деталью, например колокольчики с узким и широким язычком, диваны с горизонтальной полоской и вертикальной, купюры номиналом $5 и $1. Но, несмотря на это, участникам удалось вспомнить (внимание! Барабанная дробь!) около 90% увиденного. Впечатляюще?

Благодаря этому эксперименту мы можем сделать вывод: мозг очень хорошо работает именно с картинками (далее картинки мы будем называть словом «образ»). Это и есть главный секрет идеальной памяти. То есть, чтобы хорошо запоминать, нужно абсолютно любую информацию уметь представлять в виде образов.

Квадрат идеального образа

Не все образы одинаково полезны, поэтому нужно придерживаться некоторых правил при создании хорошего образа (от этого зависит качество запоминания).

Первое и самое главное правило: образ должен быть детальным. Чем детальнее он будет, тем больше мозг задействует ресурсов, тем лучше и крепче запоминание.

Второе правило: образ должен быть большим. Представьте себе машину в конце улицы, в конце дли-и-и-нной улицы. Какая она? Как пятнышко. А теперь представьте, что вы стоите возле машины. Что поменялось? Ну, во-первых, она стала заметно крупнее, не так ли? Но самое главное, когда она стала крупнее, она стала детальнее. А вы же помните первое правило?

Третье правило: образ должен быть ярким, цветным и необычным. В книге «Маленькая книжка о большой памяти» Лурия описывает опыт запоминания известного мнемониста Соломона Шерешевского, который с лёгкостью мог воспроизводить длинные последовательности слов спустя день, неделю, месяц, год и даже 15–16 лет (!) после первичного запоминания. Бывали редкие случаи, когда Соломон пропускал пару слов. Причиной тому было то, что образы сливались с обстановкой, в которой он их размещал. Чтобы этого не повторялось в будущем, он придумал «выделять» предметы — делал большими и подсвечивал их, то есть делал яркими и необычными, чтобы при воспроизведении точно ничего не пропустить. Нам нужно делать то же самое.

9 советов психолога, как развить у ребёнка силу воли

Четвёртое правило: образ должен быть объёмным. Если я попрошу вас представить квадрат, то нарисованный квадрат на доске — плохой образ, а вот картина в виде квадрата Малевича — хороший. То есть представляйте такие образы, которые можно обнять. Для простоты запоминания можно записать эти правила на углах квадрата. Угла четыре, значит, и правил тоже четыре.

Упражнение да Винчи

Леонардо, чтобы развить свою память, делал следующее упражнение: брал какой-то предмет, рассматривал его со всех сторон и потом зарисовывал. Затем, вечером перед сном или рано утром после пробуждения, он подолгу рассматривал в воображении этот предмет и сравнивал с лучшей из своих зарисовок. И так до тех пор, пока образ в голове не становился максимально детальным и похожим на эскиз.

Сейчас мы будем делать похожее упражнение, чтобы научиться представлять детальные образы. Алгоритм действий:

  • Возьмите любой предмет, например мобильный телефон.
  • Рассматривайте его в течение семи-десяти секунд, стараясь запомнить как можно больше деталей.
  • Отложите телефон в сторону и в своём воображении постарайтесь максимально детально воспроизвести всё, что удалось запомнить (потратьте на это не более 30 секунд).
  • Ещё раз возьмите телефон, отметьте, что не вспомнили, отложите в сторону и опять в своём воображении постарайтесь увидеть предмет, но только уже детальнее.
  • Проделайте шаги 3–4 несколько раз.

Задание-минимум: проработайте по этому алгоритму три предмета.

Задание-монстр: проработайте следующий список слов (просто читайте слово и представляйте его в своем воображении с разных сторон): «компьютер», «колонка», «шкаф», «вилка», «валик», «машина», «велосипед», «собака», «ручка», «кошелёк», «ваза», «открытка», «бутылка», «кролик», «цветок», «расчёска», «мяч», «резинка», «коробка», «спичка».

Отлично! Мы выяснили главный секрет идеальной памяти и уже немного потренировались, теперь давайте разберём три основы.

Первая основа — воображение

Все наши знания в голове хранятся не в виде слов, цифр или образов, а в виде связей между нейронами. И наш мозг запоминает только связи. Пример: представьте чашку…

Скорее всего, вы увидели чашку не просто на белом фоне, а в каком-то месте, например на столе, в кафе, в руках и т. п. То есть у чашки есть какая-то связь с местом или предметом, и именно эту связь и фиксирует наш мозг. Поэтому сейчас мы с вами будем учиться создавать связи между двумя образами, используя своё воображение, по следующим правилам.

  • Оба образа должны быть примерно одинакового размера. Например, если попадается пара слов «медведь — танк», то представляем медведя не маленьким, как игрушка, а большим, таким же, как танк.
  • В первую очередь обращаем внимание именно на связь между образами, то есть видим, как образы взаимодействуют друг с другом.
  • Нельзя представлять один предмет внутри другого (как матрёшка). То есть если медведь сидит В танке, то это неправильная связь. Но если медведь сидит НА танке и что-то с ним делает — хорошая.

Давайте потренируемся и создадим связи между следующими парами слов, пока что вместе со мной:

Представьте, что медведь залез на танк и начал гнуть ствол. Рассмотрите в своём воображении эту картинку. Кстати, на связывание образов рекомендую тратить не более пяти секунд.

Теперь представьте, как слон схватил хоботом большой веник и пошёл подметать вольеры. Рассмотрите эту картинку в течение пяти секунд.

Представьте, как в крышу машины вы вкручиваете огромную лампочку. А когда закрутили до конца, то лампочка загорелась.

Представьте себе столб. Представили? Отлично, теперь представьте, что на этом столбе висит лошадь, причём висит держась зубами. Пару секунд рассмотрите эту картинку.

Кошку оденьте в платье.

Представьте, что вы стреляете из пистолета, а вместо флажка (как это обычно бывает в мультиках) вылетают ромашки.

На колонку наденьте сапог.

Представьте, что собака разговаривает по телефону. И представьте, что вы заходите домой и видите, как олень запутался в тюле.

А теперь проверяем себя. В таблице написано только одно слово, и вам рядышком нужно вписать его пару.

Ну как? Если вы всё хорошо представили, то результат 10 из 10. Причём смотрите, у нас не было задачи запоминать эти пары слов, я попросил вас просто сделать связи, но слова эти всё равно запомнились. Магия какая-то, правда? Именно так и работает наша память.

Кстати. Лучшие связи получаются через секс (предметы целуются, например), насилие (один предмет протыкает другой), юмор (смешные и необычные связи). Почему так? В 1933 году было описано такое явление, как эффект Ресторфф, которое гласит: объекты, выделяющиеся среди других, лучше запоминаются.

Представьте себе пасмурный день. Все люди идут в серых плащах с чёрными зонтами, и вдруг вам попадается человек в ярком жёлтом дождевике. Всё ваше внимание направится на этот объект. А там, где повышенное внимание, всегда отличное запоминание. То же самое со связями.

Если вы будете делать привычные и сильно логические связи, то для мозга это как ещё один человек в сером среди серой толпы, но если связь необычна, то она как тот самый человек в жёлтом. Плюс можно делать связи-мутанты. Хороший пример такой связи — котопёс.

Следующую десятку парочек сделайте самостоятельно, используя все полученные знания.

[link]mel.fm[/link]

Как развить память? 12 секретов, которые улучшат Вашу память

«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:

1. Улучшите процесс запоминания

При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.

2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно

Бывают моменты, когда забыли телефон партнера, или имя и отчество человека, с которым предстоит важная встреча и т. д. Не спешите открывать блокнот, чтобы просто прочесть нужную информацию. Попробуйте вспомнить это сами. Эта информация уже лежит «на полочке в вашей голове», стоит только найти её.

3. Создавайте похожие образы

Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. Мозгу будет легче это сделать.

4. Проговаривайте полученную информацию

Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.

5. Займитесь арифметикой

Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.

6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня

Перед сном, по истечении дня, прокрутите в голове все его детали. Что вы делали на протяжении всего дня, что бы вы предприняли чтобы улучшить некоторые моменты. Вспомните свой день в обратном порядке. От теперешнего момента и до пробуждения. Поверьте, это непростая задачка! Задайте вопрос: «Какое решение, сделанное мной сегодня, было самым эффективным?».

7. Читайте больше книг!

Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.

8. Учите стихи и отрывки текста

В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.

9. Не вздумайте зубрить!

Помните, как в школе/ университете мы могли вызубрить нужную нам информацию, чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.

10. Повторяйте

Но повторять пройденный материал всё-таки стоит. Не зубрить, а именно повторить — освежить в памяти. Как говорят: «Повторение – мать учения». Повторяйте полученную информацию. Каждый день, в течении, например, 5 дней. Повторяйте то, что узнали. Эта информация отложится в долговременной памяти, и вы с лёгкостью сможете её оттуда достать.

11. Не ленитесь

Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.

12. Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти. А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою жизнь. Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек. Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим. Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% — от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

Было полезно? Ставьте «мне нравится», мы будем знать, что вам полезно и подготовлю больше статей про развитие разных навыков.

Секрети пам яті
[link]geniusmarketing.me[/link]

Помнить всё: секреты памяти от Г. Эббингауза

Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз был неравнодушен к памяти. Он изо всех сил изучал как, почему и сколько мы запоминаем. Что же он такого полезного узнал?

Начал он с того, что нарисовал кривую забывания. Многочисленные исследования показали: у же в течение первого часа мы забываем до 60 % всей полученной информации, а через 10 часов в памяти остается 35 % от изученного. Затем процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % материала, который мы пытались запомнить.

Кривая получилась грустная. И очень полезно было бы знать, что мы можем сделать, чтобы в нашей памяти оставалось чуть больше информации. Эббингаузу удалось выяснить вот какие важные закономерности:

— осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее
То есть просто зубрить куда менее полезно, чем понять, что именно мы зубрим. Так что обязательно рассказывайте коту то, что изучаете, и активно обсуждайте материал с другими живыми существами.

— с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается
Собственно, кривая именно об этом нам и говорит: бОльшую часть информации мы запоминаем сразу, а вот чтобы доучить оставшееся придётся постараться.

— заучивание в целом эффективнее заучивания по частям
Так происходит потому, что мы создаём логические и ассоциативные связи не только с тем, что уже знаем, но и внутри нового материала. Проще говоря, память работает лучше, если мы понимаем, что из чего следует и куда ведёт.

— если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.
Это используют в особо хитрых учебных программах: слушателей просят после каждого учебного дня писать эссе на тему «как знания, полученные на сегодняшних лекциях, я смогу применить в своей жизни».

Для лучшего запоминания нам нужно подумать: а как эта информация пригодится мне на практике? Например, эта статья может быть вам очень полезна, если дочитаете её до конца. Ведь чуть ниже будет рецепт запоминательного успеха)

Зная о памяти достаточно много, Эббингауз разработал специальные схемы запоминания и щедро поделился с нами добытой информацией. Выяснилось, что нужно повторять материал не просто «много раз», а делать это через определённые промежутки времени.

Представляю вашему вниманию две такие схемы. Первая пригодится тем, у кого есть всего 2 дня на запоминание, вторая — тем, кому нужно всерьёз и надолго запомнить изучаемый материал:

Если есть два дня на запоминание:

первое повторение — сразу по окончании чтения;

второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

третье повторение — через 8 часов после второго;

четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

Если нужно запомнить надолго:

первое повторение — сразу по окончании чтения;

второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение — через 1 день после второго;

четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;

пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения

[link]www.b17.ru[/link]

Секрети пам яті

Сегодня многие жалуются на недостаточные возможности своей памяти, забывчивость и неумение обходиться без многочисленных девайсов даже в самых простых ситуациях.

У нас хорошие новости: если ваша память оставляет желать лучшего, ее можно натренировать.

Вам в помощь — полезные советы, лайфхаки и мнемотехники, которые мы собрали в этом посте. Поверьте: ваш мозг способен на большее!

«Фитнес для мозга», который еще называют когнитивными тренировками, отлично воздействует на умственную деятельность. Специальные упражнения могут значительно увеличить объем рабочей памяти, развить внимание, увеличить скорость мышления и его гибкость.

Каждый день 15‑20 минут проводите трудную, но интересную тренировку для мозга. Как именно? Самый эффективный и быстрый способ — решение задач типа n-назад, многочисленные вариации которых есть в интернете.

Также вы можете играть в шахматы, решать судоку, запоминать тексты и картинки. Постарайтесь заучивать хотя бы по одной песне или стихотворению в неделю.

Нам по природе надлежит всегда учиться и приобретать новые навыки. Современные исследования показывают, что таким образом мы создаем изменения в структурах мозга, генерируя новые нейронные цепи. Это прямо влияет на улучшение когнитивных функций, в том числе памяти.

Изучайте что-то новое каждую неделю. Необязательно за один раз усваивать новое знание или навык. Достаточно узнать пару фактов о предмете, который вас интересует. Помните: наш мозг способен на чудеса. И когда мы не используем его, то теряем его возможности.

Освоение иностранного языка можно рассматривать как самостоятельный метод, направленный прежде всего на развитие интеллекта.

Освоение языков вызывает рост некоторых участков головного мозга — тех, которые отвечают за концентрацию, память, обработку пространственной информации и выполнение сложных интеллектуальных задач.

Научные открытия в этой области (а их немало) говорят о том, что познавательный статус человека тем выше, чем больше языков он знает.

Исследования показывают, что регулярные медитации активизируют формирование новых нейронов в гиппокампе и других отделах головного мозга, отвечающих за память и обучение.

В ходе одного эксперимента, проведенного в Вашингтонском университете, участники, регулярно занимавшиеся медитацией, показали лучшую способность к сосредоточению и запоминанию информации, чем остальные.

Чтобы ощутить на себе пользу медитации, делайте упражнения каждый день. Начните с занятий по пять минут, а затем постепенно увеличивайте их продолжительность.

Физическая активность позитивно влияет на наш интеллект. Занятия аэробикой способствуют активизации поступления кислорода в клетки мозга. Это стимулирует его работу, улучшает память и способность к сосредоточению.

В ходе экспериментов, проведенных в 2007 году Скоттом Смоллом из Национальной академии наук США, установлено, что по итогам трехмесячной интенсивной программы физической подготовки (четыре раза в неделю, один-два часа в день) у ее участников на 30 % увеличилось формирование новых нейронов в гиппокампе — отделе мозга, отвечающем за память.

Во время ночного отдыха мозг остается активным. Он обрабатывает полученную за день информацию и переводит ее из кратковременной в долговременную форму. Когда сна человеку не хватает, процесс нарушается, что отрицательно влияет на нашу способность к обучению и запоминанию.

Достаточный сон очень важен для мыслительной активности человека. Ученые уже не раз это доказывали. Например, одно из исследований показало, что дети с более высоким коэффициентом умственного развития каждую ночь обычно спят на минут дольше, чем их сверстники со средним показателем.

Еще одна вещь, с который вы можете подружить свой мозг, — это хорошее питание. Основные правила просты: плотный завтрак, побольше фруктов и овощей, поменьше сахара и алкоголя.

Особенно важно хорошо питаться тем, кто испытывает повышенные умственные нагрузки. Подумайте сами: хоть по весу мозг и составляет лишь 2 % от тела, он забирает в среднем около 20 % энергии.

Хорошо, что известны особенно полезные для мозга продукты. Вот они: жирные рыбы (лосось); орехи (грецкий орех); ягоды (черника); горький шоколад; зеленые овощи (шпинат); чай (зеленый); куриные яйца; авокадо; тыквенные семечки; злаки (цельнозерновой хлеб).

При недостаточной концентрации информация не будет усвоена и не дойдет до хранилища памяти. Это прекрасно иллюстрирует следующий эксперимент. Включите телевизор и найдите что-то для вас интересное. Затем в течение двух минут постарайтесь запомнить список из 10 слов. Проверьте себя.

А теперь попробуйте выучить десять любых слов, когда телевизор выключен. Легче? Большинство людей обнаруживает, что результаты гораздо хуже, когда их отвлекают.

Итак, без внимания невозможно ничего запомнить. Если вы хотите, чтобы информация осталась в голове, вам нужно максимально на ней сосредоточиться. Для этого необходимо создать благоприятную обстановку (исключить отвлекающие факторы) и освободить сознание от посторонних мыслей.

Мотивация лежит в основе любого произвольного запоминания. И при прочих равных условиях именно ее сила определяет качество памяти.

Мнемотехники — это просто поддержка, помощь. А вот без заинтересованности, понимания своих ценностей и полезности того, что вы хотите запомнить, будет действительно трудно удержать информацию в голове.

То, что мы считаем значимым, запоминается намного быстрее и легче. Поэтому задавайте себе вопросы (например, перед чтением): «Зачем мне нужна эта информация? Какую еще пользу она принесет?»

Допустим, вам нужно прочитать статью или запомнить какие-то тезисы из книги, а интереса нет. Сохранять концентрацию в таком случае очень трудно.

Как же себя заинтересовать? Попробуйте представить, что текст, который вы читаете, написал ваш враг! Если вы ищете ошибки и неточности, то заметно лучше концентрируетесь и больше запоминаете.

Тот же самый прием можно использовать, когда вы слушаете лекцию и не можете на ней сосредоточиться: попробуйте начать искать противоречия в словах выступающего.

Похожий прием — пообещать себе пересказать текст после того, как он будет прочитан. Вы начнете читать, пропуская несущественную информацию и удерживая внимание на самом важном, что достойно упоминания при пересказе.

Мозг анализирует сигналы окружающей среды с помощью разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, поступившая сразу от нескольких сенсорных систем, запоминается лучше. Воспользуйтесь этим!

Например, вы можете подключить зрительную память. Рисуйте схемы с необходимой информацией, изучайте иллюстративный материал и пытайтесь придумать яркие визуальные образы. Чтобы задействовать осязание, представьте текстуру объектов, которые вам необходимо запомнить.

Если вам лучше всего запоминаются звуки, произносите слова вслух. Можно также слушать аудиолекции. А как насчет обоняния? Ученые проводили эксперимент, в котором дети обучались в классе со специфическим ароматом. Экзаменационная комната обладала таким же запахом. Результаты этой группы оказались выше, чем у остальных.

Хорошая память совершенно необходима актерам. Для некоторых ролей требуется выучить до 50 страниц текста! Как им это удается? А вот как: вместо того чтобы зубрить всю роль целиком, актеры сначала учат только две или три страницы. Убедившись, что эта часть текста хорошо усвоена, они делают перерыв, а потом приступают к изучению следующих нескольких страниц.

Таким образом, если нужно запомнить много информации, будет лучше разбить изучение на этапы: скажем, заниматься по часу в день в течение трех дней более эффективно, чем попытаться выучить все за три часа подряд.

Организация критически важна для памяти. Перегруппировка, классификация, структурирование информации — все это способы ее упорядочения. Кроме того, необходимо связывать новые сведения с уже полученными знаниями.

Чем лучше информация организована, тем легче ее запоминать (выучивать) и вспоминать.

Старайтесь находить порядок даже там, где его вроде бы нет. Например, если вы разделите список покупок на группы товаров в соответствии с магазинами, где они продаются, вам будет проще запомнить его.

Общеизвестно, что заучивать, а потом повторять, как попугай, — совершенно не эффективный способ. И это действительно правда. Чтобы надолго сохранить в памяти информацию, нужно понимать, о чем идет речь.

Непонятные идеи быстро забываются. Поэтому, чтобы улучшить память, нужно осознать смысл того, что вы собираетесь запомнить.

Задавайте вопросы самому себе. Вникайте в суть, ищите логику и закономерности изучаемого предмета. Понял — значит запомнил.

Этот метод эффективен, когда нужно удержать в голове список вещей, которые не связаны друг с другом. Просто попробуйте составить из набора слов некую историю. Чем она глупее, тем лучше.

К примеру, вам нужно запомнить следующие слова: кукла, зипеди-дуу-да, высоко, рука, жвачка, зеленый, ведро, два, летать, пластик, скорость, упал, тяжелый, клей, пол. Сделать это будет гораздо легче, если вы сочините историю:

«Однажды жила-была ПЛАСТИКовая КУКЛА с ДВУМЯ ЗЕЛЕНЫМИ РУКАми. Одна из них УПАЛа, поэтому пришлось ее приКЛЕИть с помощью ЖВАЧКИ. „ЗИПЕДИ-ДУУ-ДА, — сказал я. — Интересно, сможет ли она теперь ЛЕТАТЬ?“ Но она была слишком ТЯЖЕЛОЙ и не взлетела ВЫСОКО, а приземлилась в ВЕДРО на ПОЛу на большой СКОРОСТИ».

Этот прием основан на особенностях нашего восприятия: мы лучше запоминаем информацию, если она привязана к определенному месту. Скажем, вы хотите запомнить список покупок (пельмени, майонез, помидоры и так далее). Сначала надо выделить несколько знакомых вам локаций — пусть это будут спальня, коридор, туалет, кухня и балкон.

Мысленно переместимся в спальню. Представьте, как кладете пельмени на подоконник и солнце сквозь стекло подогревает их до уровня готовности. Можно обедать. Но с майонезом вкуснее. Выдавите всю пачку (также на подоконник) — и приступайте к трапезе.

Выходим в коридор. Пельменями вы не наелись — сделаем салат. Мысленно нарежьте прямо на пол помидоры и огурцы. Заправкой послужит подсолнечное масло. «Наливаем» его столько, чтобы пространство заполнилось по щиколотку. Потренируйтесь сами! Так можно запоминать любую информацию. Главное — переводить ее в яркие образы и связывать с уже известными местами.

Метод ассоциаций весьма эффективен, поскольку позволяет нам превращать слова и идеи в образы, которые запоминаются гораздо легче.

Допустим, вам нужно закрепить в памяти слово «коллизия». Оно обозначает «столкновение». Запомнить звучание и смысл можно при помощи одного примера. Речь идет об архитектурном памятнике Рима Колизее.

Наверняка в числе ассоциаций у вас всплыли гладиаторские бои, а это не что иное, как столкновение противников.

На всякий случай можно придумать еще одну ассоциацию: представьте, как в Колизее во время боев произошло столкновение двух колесниц. Удар был таким мощным, что они разлетелись в щепки.

Мозг любит слышать рифмы, поэтому они так часто встречаются в рекламных слоганах, например: «Молоко вдвойне вкусней, если это „Милки Вей“». Такие фразы остаются в голове надолго.

По той же причине рифму используют во всевозможных памятках. Вот, к примеру, известный стишок про число Пи:

Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Идея проста: если вам нужно что-то запомнить, посмотрите, можно ли это зарифмовать.

Хотите легко запоминать любые комбинации цифр? Вот отличный способ. Подберите образы людей и действий (или предметов) на первые 100 чисел — от 00 до 99. Например, 00 — это Дед Мороз и снежок; 01 — Шумахер и автомобиль; 07 — Джеймс Бонд и классический костюм; 45 — Гитлер и танк.

Когда вам попадется длинное число, разбейте его на группы по четыре цифры и запомните как последовательность образов.

Например: 4545 0100 0701 3. Каждую группу описываем ситуацией. Первые две цифры — образ человека, а вторые две — образ предмета или действия. 45 45 — Гитлер едет в танке; 01 00 — Шумахер бросает снежок; 07 01 — Джеймс Бонд садится в машину.

Что делать с последней цифрой? У нас есть 03, но нет просто 3. Для таких случаев нам понадобятся еще десять образов: 0 — яйцо, 1 — карандаш, 2 — лебедь, 3 — грудь и так далее.

Повторение, проверка и многократное воспроизведение информации существенно улучшают запоминание.

Чтобы запомнить информацию на долгий срок, нужно пять повторений: сразу после запоминания; через 20 минут; через день; через две недели; через два месяца.

Конечно, все зависит от конкретных целей и временных рамок. Так, если надо подготовиться к экзамену за одну неделю, то повторения можно организовать следующим образом: 1. Сразу после запоминания (понедельник). 2. Через 20 минут (понедельник). 3. Через день (среда). 4. Через шесть дней (воскресенье).

[link]blog.mann-ivanov-ferber.ru[/link]

Секреты хорошей памяти

Поделиться:

Секреты хорошей памяти. Солоинк Логик.

Несколько случайных текстов из книги.

7.1509. К вопросу кто, на что и зачем учился.

Чтобы запоминать бесполезную и ненужную информацию требуется очень хорошая память и, как следствие, такая память захламлена кучами бесполезного мусора. Гораздо правильнее и проще запоминать то, что любишь, а значит, интересное. Старайся учиться тому, что любишь.

Необходимым фактором удержания пассивного внимания является развитие предмета внимания. Необходим поток информации.

Делая на каждом шагу всё новые и новые выводы, ты будешь постоянно укреплять своё внимание.

Интерес к предмету поддерживается через нахождение новых оригинальных выводов о нём. Косные, невежественные и шаблонные умы не способны порождать новых выводов, и оттого не в силах долго фокусировать внимание.

Точка ассоциативного запоминания должна быть тройной и подкрепляться эмоцией.

Чтобы запомнить объект, построй к нему как можно больше ассоциативных связей со старым объектам, и чувственно эмоциональным зонам.

Память не слабеет. Слабеет способность сосредотачивать и терпимость выдерживать напряжение ума.

10.16174. Система памяти.

Порядок и систематизация информации позволяет её лучше запоминать.

Чтобы улучшить память, сделай свою диету постной и пресной, воздерживайся от острых удовольствий и радостей. Так ты повысишь свою чувствительность и внимательность.

Когда ты избавляешься от сильных удовольствий, вкусов и прочих эмоций, у тебя происходит снижение порога чувствительности и твоя чувствительность повышается. Ты начинаешь различать мелкие детали. Ты становишься внимательным. Внимательность это любовь. Внимательность позволит увидеть тебе красоту, и красота подарит тебе радость и энергию.

Сдержанность это сосредоточенность, когда ты делаешь какое-то дело, ты должен думать только о нём.

Секрет хорошей памяти в том, чтобы победить в себе жадность и алчность. Нужное следует учить долго, не гоняясь за количеством. То же самое касается денег и любых других дел.

Запоминая цитаты, сосредоточься на запоминании одного ключевого слова, автора, номера, смысла своими словами и самого текста.

Причина плохой памяти это жадность. Жалко тратить силы и время на запоминание не очень нужного.

Особенно хорошо запоминаются тексты, стихи и цитаты, которые восхищают и радуют тебя своим смыслом и красотой.

Стратегия такая: сначала изучаешь всё поверхностно, чтобы увидеть целое, а потом всё детально. Сначала лес, а потом деревья. Деревья в рамках леса запоминаются лучше.

10.15719. Ноль и восьмёрка.

Легко пришло, легко ушло. Не старайся легко выучить и запомнить иностранный язык. Выучить и забыть это всегда ноль. Лучше очень медленно, тяжело и по чуть-чуть, но навсегда.

Оно и голодное, и сытое брюхо к учению глухо. Учение требует умеренного здорового питания с минимум сладкого, солёного и жирного.

Чем больше ты найдёшь замечательных ассоциаций, тем лучше ты запомнишь.

Запоминай важное для себя на других языках. Перевод мысли это полезная работа. Чем больше произведённая работа, тем лучше запоминается.

Чтобы запомнить цифру или дату, нужно в уме совершать с ней математические операции, или преобразовать цифры в цвета, или животных, и представить себе эту картину.

Вслух и про себя это разное. Проговаривай запоминаемые тексты вслух, так ты вовлечёшь в процесс уши, язык и массу других частей тела.

10.16327. Хорошая память радостна.

Познавая радостно, ты больше запомнишь. Удивляйся и восхищайся. Познание радостно, чем больше твоя радость, тем лучше память.

Когда заучиваешь наизусть тексты, старайся совмещать это с движениями, кивками головы, артикуляцией, взмахами руками и др. Чем больше движений, тем лучше запоминается.

Слово не есть комплекс звуков, но есть комплекс ассоциаций. Чем богаче ассоциации, связанные со словом, тем легче его запомнить и употреблять.

Забывание это то же самое, что и разрушение в реальном мире. Мысли забываются, вещи разрушаются. Чтобы не забывалось, нужно строить хорошо, медленно, тщательно и ремонтировать постоянно. Чтобы не разрушалось, нужно повторять постоянно, поддерживать внимание и не торопиться, делая всё медленно и тщательно.

К процессам мышления и запоминанию нужно подходить так же как к строительству в реальном мире. Забывание это разрушение. Строить нужно медленно и тщательно, постоянно используя построенное, обновляя и ремонтируя его.

Если текст плохо запоминается, попробуй его спеть.

Неструктурированная, лишняя и неосмысленная информация в голове человека приводит к зависанию и плохой работе мозга.

Забывание это процесс убегания от противоречия. Не в силах разрешить противоречие, мозг предпочитает забыть о нём. Для улучшения памяти следует культивировать в себе смирение и целостность парадокса, состоящего из двух, противоречащих друг другу частей информации.

Секрети пам яті
[link]snob.ru[/link]

CATEGORIES