Самоорганизация личности

Самоорганизация личности

Возникает глобальная проблема сохранения человеческой личности как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту задачу иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее. Впервые в истории человечества, как отмечает Г.В. Залевский, возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности, основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и вырабатываемые в культуре [5].

На протяжении всей истории развития человечества научная мысль развивала свои представления о движущих силах и законах мироздания, о вероятности его познания, его практического освоения, о влиянии на человека внешних и внутренних сил, способствующих самосовершенствованию личности, о соизмерении человека и природы, о бытии человеческой жизни. Желание человека описать и объяснить картину мира прослеживается с древних времен. Первые эмпирические исследования создали первоначально примитивный образ картины мира, постепенно человек оформил свои впечатления, наблюдения, опыты в первые научные знания. Эпохальные социокультурные изменения, научные открытия в мире способствовали изменениям индивидуально-психологических особенностей человека как личности. Происходило и новое понимание природы человека.

На наш взгляд, понимание основных системообразующих принципов развития личности невозможно без обращения к синергетическому подходу, как новому постнеклассическому направлению интеграционных исследований, предметом исследования которого являются процессы становления новых свойств и качеств, явлений самоорганизации и нелинейных эффектов в сложноорганизованных, открытых, неравновесных системах. Синергетика обосновывает положение о том, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, необходимо только способствовать их собственным тенденциям развития.

Именно образование, опирающееся на объяснительные признаки синергетического подхода, действует как стимулирующее, пробуждающее к открытию себя, сотрудничеству с самим собой и другими людьми в рамках различных обучающих проектов, способствующих самообразованию и саморазвитию. Мы рассматриваем новую синергетическую парадигму как образование новой самоорганизации человека. Идеи самоорганизации становятся основой нового стиля мышления. Следует заметить, что явления самоорганизации в процессах личностного становления и развития определяются как наиболее перспективное направление в синергетике. Нами предложена новая модель диагностики в образовании, представляющая собой открытую систему, способную приводить к реализации внутренних потенций субъектов образования. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил, творческого потенциала личности; параметры мыслительной деятельности не устанавливаются; вопросы имеют обобщающий характер и способствуют пробуждению самостоятельности мышления. Теория самоорганизации, формируя новое мировидение и философию, попадает в самый эпицентр общечеловеческих проблем мироосмысления.

Обращаясь к понятию самоорганизации, следует отметить, что современные представления об этом понятии носят междисциплинарный характер. Комбинации различных идей и подходов концепции самоорганизации формируют ядро так называемых наук о жизни, которое известно также как теория сложности [1, 9, 11].

В истории развития науки оформление мировидения, миропонимания или «картины мира» наиболее критически представлено через следующие периоды: классический – механическая картина мира; неклассический – квантово-релятивистская картина мира; постнеклассический – синергетическая картина мира. Далее мы попытались кратко представить анализ вышеуказанным периодам.

Прежде чем рассмотреть особенности классического периода развития, необходимо обратиться к истокам зарождения научного знания – к доклассическому периоду развития науки, который длился более чем двадцать столетий. Уже в рассуждениях античных мыслителей имелись первые представления о системности в природе и обществе, об упорядоченности и целостности бытия. Особая роль отводится таким первоэлементам, как огонь, вода, земля, воздух, которые рассматривались ими как «кирпичики» единого Целого. Философы древности полагали, что эволюция идет в единственно возможном направлении – в сторону усложнения всего сущего, созидания нового.

Важным этапом расцвета и распространения науки связаны с именами Галилея, Декарта, Лейбница, Ньютона и других ученых и мыслителей. В этот период можно обнаружить обращение к вопросам системности в рамках философии таких ученых как Г. Гегель, Г. Лейбниц, Ф. Шеллинг. Формировалось общее представление об универсуме как сложной целостной системе, создавался и уточнялся понятийный аппарат для его описания. Категориальная сетка описания малых систем была санкционирована философией механицизма в качестве философских оснований науки этой эпохи. Как простую механическую систему рассматривали не только физические, а и биологические и социальные объекты. Парадигма классической науки основное внимание уделяла устойчивости, порядку, однородности, равновесию – параметрам, характеризующим замкнутые системы и линейные соотношения [10]. Освоение саморазвивающихся систем предполагает новое расширение смыслов категории «причинность». Она связывается с представлениями о превращении возможности в действительность. Целевая причинность, понятая как характеристика саморегуляции и воспроизводства системы, дополняется идеей направленности развития [16].

Мыслителями нового и новейшего времени отмечалась первостепенная роль социальной среды в самоорганизации человека с одной стороны как позитивная (Т. Гоббс, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, А. Маслоу, Э. Келли, К. Роджерс и др.), с другой – как негативная (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, Ортега – и – Гасет, Г. Марсель и др.). Представители экзистенциального направления отмечали социум как чуждую и враждебную силу по отношению к человеку, подавляющую в нем все конструктивное. Шведский естествоиспытатель К. Линней построил классификацию живого мира, которую мы используем до настоящего времени. Ч. Дарвин создал эволюционную теорию, концептуальные идеи которой, изменчивость, наследственность и естественный отбор. В этот период ученые разных отраслей знания обращались в основном к исследованию отдельных сторон, особенностей, свойств системы. Такой подход, с одной стороны, давал возможность сосредоточить внимание на исследовании конкретных вопросов. С другой – он не мог быть продуктивным, поскольку не давал возможности раскрыть глубокие закономерности, присущие широкому классу взаимосвязанных явлений. Можно утверждать, что для классики свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нем разумного порядка и гармонии, универсальных методов познания, всеобщих принципов развития истории, доступных рациональному постижению.

Следующим этапом развития науки, нового мировосприятия, квантово-релятивистской картины мира считается неклассический этап в развитии науки. В этот период происходит целая серия революционных перемен в различных областях знания. Как признак перехода в новую неклассическую методологию мышления появляются «многомерные человеческие миры», обеспечивающие возможность многомерного бытия человека, анализируются «жизненные миры» разной сложности, выделяются особым образом организованные «жизненные пространства» [7]. На неклассическом этапе развития человечества целостная и завершенная научная картина мира отсутствует. Есть только неполная картина. Ее принципы: переход от синтеза (целостных представлений) к анализу, т.е. изучению Мира заново, постепенному собиранию нового знания, поиск путей к построению новой картины Мира, взамен разрушившейся старой; относительность (все относительно – время, красота, истина, добро, зло и т.д.); отсутствие разделения возможного и невозможного (т.к. нет целостных и завершенных представлений, а следовательно, нет основания определить, что возможно, а что нет?); плюрализм мнений, а не единое видение мира (т.к. истина относительна, и «все может быть»). Неклассическая наука не смогла ответить на множество вопросов, связанных с пределами познаваемости мира, единства разных типов взаимодействий, пределом делимости материи и многих других. Человек в неклассическую эпоху оказывается растерян, запутан, пассивен (не знает, куда идти и что делать?), т.к. «все относительно». Плюрализм усугубляет состояние растерянности людей, состояние утраты ценностей и общих ориентиров. Каждый человек вынужден полагаться на самого себя и искать свой собственный экзистенциальный путь [14].

По сравнению с классической наукой эпоха неклассической науки расширила пределы познания, перевела его на новый, более сложный уровень, но, как и классическая наука, она оказалась ограниченной и бессильной в создании подлинно единой научной картины Мира. Необходимо отметить, что для большинства авторов из всех предшествующих периодов характерен общий недостаток: линейный подход, в котором развитие рассматривается как поступательный процесс, движение от низшего к высшему, завершающее социальной зрелостью индивида.

Современная постнеклассическая наука, начиная с 60-х годов ХХ века, доминирующими объектами исследования ставит сложные саморазвивающиеся системы. Постнеклассическая парадигма ориентирует исследователя на анализ феноменов становления, развития и самоорганизации явлений познаваемой реальности. Она предполагает рассмотрение объектов в их исторической перспективе, учитывая синергетические, кооперативные эффекты их сосуществования и взаимодействия. Важнейшей задачей исследователя становится теоретическая реконструкция изучаемого явления в максимально широком контексте его связей и опосредований с целью воссоздать в языке науки его целостный и системный образ. Даже в первом приближении описать основные параметры предметного поля современной постнеклассической науки не представляется возможным, поскольку она простирает свои познавательные усилия практически на все сферы реальности, включая природу, социокультурные системы и сферу духовно-психических феноменов [2].

Для современной науки свойственна междисциплинарная ориентация и проблемно ориентированный научный поиск, объектами которого чаще становятся уникальные природные и социальные комплексы, в структуру которых входит и сам человек, например, экосистемы (включая биосферу в целом), медико-биологические и биотехнологические объекты, системы искусственного интеллекта и т.д.

К основным принципам постнеклассической эпохи можно отнести: принцип перехода от анализа к синтезу (обобщения, появлению целостных представлений и целостной картины Мира). Этот принцип проявляется в междисциплинарности синергетики; принцип абсолютности, от плюрализма к единству; принцип определенности, устраняющий хаос и неопределенность представлений, и задающий рамки возможного, в связи с появлением новой, целостной картины Мира [14].

Важное значение для становления постнеклассической парадигмы оказало развитие таких научных направлений как эволюционный универсализм, биология и физиология активности, синергетика, системный подход (П.Л. Моисеев, Л. фон Серталапфи, И.Р. Пригожин, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Г. Хакен, В.И. Арнольд, Р. Том, А.А. Самарский, С.П. Курдюмов, М.В. Волькенштейн, Д.С. Чернявский, Ю.А. Данилов, Б.Б. Кадомцев, С.В. Петухов, Ю.М. Романовский и др.). Объединяющей идеей здесь выступает преодоление раздробленности современного научного знания, выход к целостному видению мира. Утверждается приоритет глубинных человеческих интересов и ценностей. В качестве объектов междисциплинарных исследований рассматриваются системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Учитываются такие свойства реальности как нелинейность, спонтанность, динамичность, неравновесность. На передний план выдвигаются интеграционные формы исследовательской деятельности; происходит усиление процессов взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Наука становится ориентированной на понимание и диалог. Происходит вытеснение позитивистского образа, отказ от соответствующей методологии, что находит отражение и в гуманитарных дисциплинах. Новые тенденции в философии науки постнеклассического периода позволили пересмотреть отношение к природе и социальному миру, к оформлению новейших идеалов человеческой деятельности и пониманию перспектив развития человека, его ценностных пределов, инновационных смыслов. Возникла необходимость в новых воззрениях, подходах и методах исследования столь сложных явлений при учете интеграционных тенденций в естественных и гуманитарных науках. Следует заметить, что большой вклад в корректировку принципов научного познания внесли К. Поппер, И. Лакатос [12]. К. Поппер отметил, что принцип верификации надлежит дополнить понятием фальсифицируемости, которое является необходимым условием признания новой теории. И. Лакатос, в свою очередь, считал, что ни один эксперимент не является решающим и достаточным для опровержения теории.

Итак, новая техногенная цивилизация предполагает не просто новое осмысление мира, но и иные подходы его изучения, которые объясняются возникновением другой системы ценностей [7]. Возникают новые смыслы в пространственно-временных описаниях больших, саморегулирующихся систем. В ряде ситуаций требуется наряду с представлениями о «внешнем» времени вводить понятие «внутреннего времени» (биологические часы и биологическое время, социальное время). Применительно к саморазвивающимся системам выявляются новые аспекты категорий пространства и времени. Наращивание системой новых уровней организации сопровождается изменением ее внутреннего пространства-времени. В процессе дифференциации системы и формирования в ней новых уровней возникают своеобразные «пространственно-временные окна», фиксирующие границы устойчивости каждого из уровней и горизонты прогнозирования их изменений [16].

Размышления о возможном устройстве жизни человека, отождествление антропологического с логическим, социальным и психологическим смыслами породили новые теоретические концепции понимания и исследования человека. При понимании человека как продукта общественных отношений, слепка общества, в котором он живет, совокупности общественных отношений действительная природа человека растворяется в многообразии социальных явлений (экономических, политических, производственных и др.). Сегодня формируется некий новый нетрадиционный взгляд объяснения развития личности, который сродни синергетическому видению мира [5, 7, 8].

Рецензенты:

Зубова Л.В., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, г. Оренбург;

Назаров Н.В., д.п.н., профессор кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, г. Оренбург

[link]fundamental-research.ru[/link]

Самоорганизация личности для успешной карьеры

Самоорганизация личности для успешной карьеры

В достижении профессиональных высот основополагающим фактором, формирующим линии успеха, является самоорганизация личности.

Четкие и продуманные действия помогают постепенно продвигаться вперед, сводя к минимуму неудачи в делах, на работе и в личной жизни.

Занимайтесь самоорганизацией деятельности путем работы над собой

Жизнь каждого человека состоит из характерных привычек, под воздействием которых мы совершаем поступки и принимаем решения. Соответственно, для достижения видимых изменений, нам необходимы рычаги воздействия, направленные на область привычек.

Чтобы понять, какими путями мы можем повлиять на себя самого, давайте разберемся с термином “привычка”.

Привычка – это регулярное повторение действия, носящего периодический характер. Действия, совершаемого интуитивно, на подсознательном уровне. Воспитание привычек – дело благодарное и полезное. Главное, не перепутайте, какие привычки надо воспитывать, а от каких либо постепенно отказываться либо трансформировать их в выгодные вам.

Привычки, от которых зависит самоорганизация личности традиционно подразделяются на два типа:

  • вредные привычки.Пример – банальная привычка откладывать будильник, благодаря которой, все мы однажды опаздывали, получали выговор или не успевали выполнить важные дела.
  • полезные привычки.Полная противоположность. Организм, привыкший к выбранному жизненному ритму, имеет естественную саморегуляцию. Так, в один прекрасный день, забыв завести будильник, вы сможете проснуться, благодаря привычке вставать в определенное время, которую усвоил организм.

Развитие самоорганизации, первым делом, должно быть обращено на борьбу с вредными привычками и переводом их в разряд полезных.

Распорядок дня как способ достичь успеха в карьере

Если окунуться в историю и изучить биографии влиятельных деятелей мировой культуры, мы сможем выделить одну забавную закономерность – самоорганизация деятельности у них возведена в культ. Так, Уинстон Черчилль не мог работать, не поспав после обеда. Конечно, если мы все дружно начнем, уподобляясь Черчиллю, спать днем, пользы от этого будет мало. Однако в его поведении был не сразу заметный смысл.

Организм, привыкший к строгому распорядку дня, функционирует как часы. Следствие этого – полная нормализация обменных процессов, которая приводит к значительному улучшению мозговой деятельности. Исходя из этого, четкий распорядок дня с пунктами, удобными конкретно для вашего организма – ключ к плодотворной работе, помогающий достичь успеха в карьере.

Для его формирования достаточным периодом является цикл из 21 дня. Составьте график вашей активности и следуйте ему на протяжении этого срока. При выполнения плана вы получаете полную готовность организма к переходу на существование в соответствии с графиком, а так же маленькие бонусы, в виде которых проявляется его благодарность: улучшение внешнего вида, бодрость, здоровое пищеварение и прочие радости жизни.

Развитие самоорганизации и тонкости процесса

Что касается вопроса о том, как построить карьеру, и здесь самоорганизация способна помочь решать задачи позиционирования себя на работе, получения повышения, построения крепких отношений с сотрудниками и руководством.

К плюсам четкой самоорганизации относятся:

Пунктуальность.

Ваше умение приходить вовремя, делать работу в срок, четко соблюдать дедлайны и своевременно сдавать проекты наверняка по достоинству будет оценено на работе. Наше подсознание является программируемым, а самоорганизация – ключ к формированию личности.

Улучшение здоровья.

Пункт, хоть и не первостепенный, однако являющийся приятным дополнением. Работая над самоорганизацией, мы формируем четкую работу биологических часов и обменных процессов, и, как следствие, настраиваем организм на здоровое функционирование.

Повышение умственной деятельности и работоспособности.

Это следствие первых двух пунктов. Развитие умственной активности – ключевой фактор для повышения профессиональных навыков и построения карьеры.

Для построения успешной карьеры,

придерживайтесь определенного плана и выполняйте следующие требования:

  • Не отступайте, не отвлекайтесь от разработанной схемы действий и не откладывайте запланированные дела.
  • Устраните факторы, мешающие выполнению поставленной задачи.

Важно! Непривычный четкий режим непременно потребует психической разгрузки.

В качестве самоличного поощрения, радуйте себя после каждого успешно выполненного дня. Посмотрите сразу 2 серии любимого сериала, купите что-то, о чем давно помышляете, встретьтесь с друзьями.

Эти советы помогут вам сформировать главное преимущество вас как личности среди конкурентов.

Самоорганизация личности
[link]piter-trening.ru[/link]

Самоорганизация личности с помощью сотрудничества и противостояния давлению в отношениях Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коханец Анатолий Иванович

Психологам и педагогам сферы образования предлагаются алгоритмы формирования личности учащегося, успешной в сфере совместной, социальной деятельности.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коханец Анатолий Иванович

Self-organization of the personality through co-operation and confrontation in relationships

Psychologists and pedagogues in the sphere of education the algorithms of formation of personality of a student, successful in the field of joint and social activity.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация личности с помощью сотрудничества и противостояния давлению в отношениях»

САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДАВЛЕНИЮ В ОТНОШЕНИЯХ

Анатолий Иванович Коханец, практический психолог-консультант психологического центра «Личность» г. Астаны, НЛП-мастер, доцент психологии университета «Туран», a.kohanets@yandex.ru

• развитие личности • саморегуляция поведения • сотрудничество • противостояние агрессии и манипулированию

В предыдущей статье1 автором была представлена часть рекомендаций по формированию самоорганизации личности в индивидуальной деятельности (самостоятельности и целеустремлённости). Здесь предлагается содержание тренингов для возможной практики формирования самоорганизации в совместной, социальной деятельности (сотрудничества, устойчивости к агрессии и манипулированию).

Сотрудничество понимается как внутренняя готовность личности к взаимодействию с другими людьми и успешная его реализация на основе признания равенства интересов, взаимного поиска правил их удовлетворения и обязательности.

Устойчивость к внешнему давлению — внутренняя готовность противостоять агрессии и любому манипулированию при сохранении внутреннего равновесия во взаимодействии с другими людьми, способность к нормальному поведению и взаимодействию с ними в таких условиях.

Признаки незрелости, неблагополучия в межличностных отношениях — обида, раздражение, упрёки, избегание.

Моя обида означает, что я не прошёл свою половину пути в их налаживании, не признаю свободы партнёра и действую как инфантильный ребёнок: «Я хочу, — значит, вы должны!» Это одностороннее требование, отказ в равноправии — главный враг и разрушитель отношений.

1 Коханец А.И. Формирование самоорганизации личности — её самостоятельности и целеустремленности/ ж-л «Школьные технологии» 2015. № 5.

Равноправность в личных отношениях означает, что никто ничего никому не должен и делает что-то для другого человека только по собственному желанию, только тогда, когда сам принял на себя соответствующее обязательство. Интересы, чувства, желания сторон одинаково ценны, при этом мои не важнее, чем его (её).

Моё раздражение, упрёки, обида — это сигнал для меня о том, что я:

• не ищу согласованного решения, приемлемого для обеих сторон, не умею договариваться, отстаивать свои интересы и быстро сдаюсь;

• не проявляю уважения, не хочу считаться с интересами, желаниями и чувствами партнёра по совместной деятельности;

• или же пытаюсь навязать ему что-то, не считаясь с тем, нужны ли ему эти мои «хлопоты».

Раздражение, упрёки со стороны партнёра по совместной жизни или деятельности — это сигнал мне о том, что я, возможно, озабочен только своими желаниями и интересами, пренебрегаю его интересами, не проявляю внимания и готовности выяснять и удовлетворять их.

Ни у кого нет плохих намерений, но разные желания и ожидания. Не имеет значения то, какие у меня были намерения, важно только то, что получилось в результате.

В конфликте все правы, но каждый видит только свою часть правды. Поэтому не следует снова и снова объяснять, доказывать свою правоту (оспаривая, тем самым, правоту партнёра). Это воспринимается как

пренебрежение его интересами, нежелание слышать его часть правды, и спор всё больше ожесточает и разделяет обе стороны. Нужно спокойно и доброжелательно выяснять, что стоит за требованиями и неудовлетворёнными ожиданиями партнёра: «Какой интерес? Для чего ему это нужно?» Затем, признавая их, нужно довести до него свою часть заинтересованности, искать и предлагать способы удовлетворить его интерес, не ущемляя своих интересов.

Объяснять причину своего поведения нужно только в том случае, если у вас обоих есть общая цель и вы вместе над ней работаете, то есть когда вы оба сосредоточены на том, что вас объединяет. Если такой установки у сторон нет, то имеет место конфликт — противопоставление интересов, и объяснение своей правоты только обостряет противоборство.

Моя ответственность означает согласие с тем, что «всё, что происходит — результат моих собственных действий». Если результат отношений с другими людьми меня не удовлетворяет, нужно спросить себя: «Что и как я сделал не так? Какие мои действия или бездействие привели к тому, что получилось? Что мне нужно изменить в своём поведении?»

Я стараюсь делать всё, что в моих силах и возможностях; и принимаю всё, что от меня не зависит, — спокойно, без обиды и чувства раздражения, не обвиняя себя, других людей, судьбу и т.п.

Упрёки, понукания, « Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Спасибо. Я тоже думаю, что она мне идёт. Спасибо. Не зря же я три часа потратила на парикмахерскую! (Вы поняли, что это искренний комплимент и принимаете оценку, сопровождая её самораскрытием и улыбкой.)

— Правда? Я не понимаю, что в ней такого особенного. Спасибо за комплимент, но я и сама ещё не поняла, хороша ли она. (Вы распознали лесть как способ манипулирования вами и вежливо отклоняете её — вы сами себе судья).

Другой приём — « Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

[link]cyberleninka.ru[/link]

Сущность, структура и содержание самоорганизации личности как психологического явления

Появление понятия «самоорганизация» связано с активным развитием системных принципов изучения реальности в ХХ веке, которые описывал в своих работах А.А. Богданов, посвященных тектологии [10], в концепции «Общей теории систем» Л. Берталанфи [9], в разработке методов системного исследования объектов различной природы и др. Следовательно, были выделены два ключевых подхода к изучению систем: эмпирическое исследование реальных систем и теоретическое моделирование возможных систем, которые позволили выявить характеристики не только физических систем, но и информационных систем, социальных и других систем. Признание изоморфизма структуры и функционирования систем разной природы предполагает существование самоорганизующихся процессов в живых системах.

В рамках синергетического подхода самоорганизация выступает как процесс упорядочения в открытой системе благодаря скоординированному взаимодействию многих элементов ее компонентов, как способность системы преднамеренно реорганизовать функцию или структуру путем изменения старых и организации новых связей между ее элементами, как целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложных динамических систем.

Подобно понятию «самоорганизация деятельности», существуют понятия, относящиеся к группе «личностные процессы личности». Наиболее близкими к ним являются — «саморегуляция умственной деятельности» и «самоуправление личности» [25, с.99]. Сознательная саморегуляция — это систематически организованный процесс внутренней психической деятельности человека, чтобы инициировать, создавать, поддерживать и управлять различными типами и формами добровольной деятельности, которые непосредственно влияют на достижения целей. Самоуправление связано с установлением целей субъектом деятельности, с прогнозом отдаленных результатов.

Структура «самопроцессов» личности включает различные компоненты. Ю.А. Цагарелли отмечает, что «структуру саморегуляции составляют: самооценка, самоконтроль, самокоррекция и самонастройка» [61, с.221], т.е. действия, связанные с рефлексивным компонентом деятельности. Н.М. Пейсахов включает в структуру способности к самоуправлению: самоконтроль и коррекцию, в качестве ключевых этапов. Структура саморегуляции, согласно В.И.Моросановой, состоит из планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, гибкости и независимости, которые охватывают весь процесс деятельности. Многие компоненты, описанные А.Д. Ишковым содержат голографическую модель самоорганизации деятельности, которая включает постановку целей, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекцию и волевые усилия [21, с. 152-154].

На основании анализа можно сделать вывод, что на уровне деятельности самоорганизация учитывается на всех этапах деятельности в форме умения ставить цели, устанавливать последовательность действий и оценивать их результаты. Следовательно, можно выделить наиболее важные элементы самоорганизации деятельности: действия, связанные с постановкой целей и анализом условий работы, планированием мероприятий, выполнением плановых и добровольных мероприятий, мониторингом результатов деятельности и исправлением ошибок.

Структура самоорганизации личности как системы качеств разнородного характера определяется структурой личности как психологической категории. В российской психологии понятие структуры личности развивается достаточно глубоко. Наиболее распространенные подходы основаны на соотношении природных и социальных качеств личности. В концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонов описывает следующие уровни: «- социально обусловленные свойства личности (направленность, моральные качества, мировоззрение);

— индивидуально приобретенный опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычек);

— особенности психических процессов (внимание, воля, чувства, память др.);

— биологически обусловленные свойства личности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности)» [45, с. 9].

У личности есть следующие структурные компоненты: психологические характеристики естественного происхождения и характеристики, определяемые системой общественных отношений, в которую входят субъект, структура ценностных ориентаций, мотивы, интересы. Обобщая анализ работ по структуре личности, можно сделать вывод, что:

— Структура личности имеет иерархическую организацию, основанную на отношениях между поведенческой и ценностно-смысловой сферами личности.

— Структурные уровни личности не существуют автономно и связаны межструктурными связями.

— Межструктурные отношения носят интегральный характер и определяют целостность личности.

Таким образом, можно выделить следующие критерии самоорганизации личности: — организация деятельности, — ценностная ориентация на самоорганизацию деятельности, — сформированные интегральные свойства, способствующие самоорганизации, — соответствие интегральных свойств характеристикам деятельности.

В современных исследованиях изучается уровень активности самоорганизации личности, в частности индивидуальная система организации процесса собственной активности человека. Существующие методы диагностики самоорганизации направлены на изучение способности субъекта осуществлять свою деятельность, в то время как показатели самоорганизации как процесса изменения, развития и усложнения системы, источником которой является субъект деятельности, в настоящее время не описано. Комплексный подход к пониманию организации структуры личности определяет содержание самоорганизации личности как совокупности естественных и социально приобретенных свойств, содержащихся в сознательных чертах воли и интеллекта, мотивах поведения и действиях, реализуемых в организации. В контексте представления новых требований к студенту как объекту исследовательской деятельности происходит изменение содержания самоорганизации человека. В частности, студенческие исследования активизируют развитие определенных личностных качеств и ценностей. Поэтому можно предположить, что уровень самоорганизации личности на этапе профессиональной подготовки связан с характеристиками исследовательской деятельности студентов, проявляющимися в форме стиля деятельности.

[link]studopedia.ru[/link]

CATEGORIES