Рубинштейн психология

Основы общей психологии, Рубинштейн

Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высших педагогических учебных заведений и университетов.

Во второе издание настоящей книги я внёс лишь небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более чёткую и последовательную реализацию её исходных установок.

Подготовка настоящего второго издания этой книги к печати проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы в те дни были сосредоточены на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого ещё не видел мир. Майданек. Бухенвальд. Освенцим и прочие «лагери смерти», представшие теперь перед взорами всего человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих мучений людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло, казалось, и представить себе даже самое извращённое человеческое воображение.

От составителей 2

Предисловие ко второму изданию 4

Предисловие к первому изданию 5

Глава I. Предмет психологии 7

Природа психического 7

Психика и сознание 15

Психика и деятельность 19

Психофизическая проблема 22

Предмет и задачи психологии как науки 27

Глава II. Методы психологии 37

Методика и методология 37

Методы психологии 38

Самонаблюдение. 42 Объективное наблюдение 46

Экспериментальный метод 49

Глава III. История психологии 54

История развития западной психологии 54

Психология в XVII-XVIIIвв. И первой половине XIX в. 54

Оформление психологии как экспериментальной науки 61

Кризис методологических основ психологии 64

История психологии в СССР 77

История русской научной психологии 77

Советская психология 87

Глава IV. Проблема развития в психологии 94

Развитие психики и поведения 103

Основные этапы развития поведения и психики 107

Проблема инстинкта, навыка и интеллекта 107

Индивидуально-изменчивые формы поведения113

Глава V. Развитие поведения и психики животных 132

Поведение низших организмов 132

Развитие нервной системы у животных 133

Образ жизни и психика 136

Глава VI. Сознание человека 142

Историческое развитие сознания у человека 142

Проблема антропогенеза 142

Сознание и мозг 145

Развитие сознания 152

Развитие сознания у ребенка 159

Развитие и обучение 159

Развитие сознания ребенка 170

Глава VII. Ощущение и восприятие 189

Элементы психофизики 192

Психофизиологические закономерности 195

Классификация ощущений 197

Органические ощущения 201

Статические ощущения 206

Кинестетические ощущения 207

Кожная чувствительность 207

2.и 3.Температурные ощущения 209

4.Прикосновение, давление 211

Обонятельные ощущения 214

Вкусовые ощущения 215

Слуховые ощущения 217

Локализация звука 222

Теория слуха 225

Восприятие речи и музыки 227

Зрительные ощущения 231

Ощущение цвета 232

Смешение цветов 233

Психофизиологические закономерности 235

Теория цветоощущения 239

Психофизическое действие цветов 240

Восприятие цвета 241

Природа восприятия 243

Константность восприятия 252

Осмысленность восприятия 253

Историчность восприятия 257

Восприятие и направленность личности 258

Восприятие пространства 259

Восприятие величины 265

Восприятие формы 265

Восприятие движения 267

Восприятие времени 270

Память и восприятие 277

Органические основы памяти 280

Ассоциации представления 286

Теория памяти 286

Роль установок в запоминании 292

Реконструкция в воспроизведении 303

Сохранение и забывание 307

Реминисценция в сохранении 311

Виды памяти 315

Уровни памяти 315

Типы памяти 317

Природа воображения 320

Виды воображения 324

Воображение и творчество 326

«Техника» воображения 330

Воображение и личность 333

Природа мышления 335

Психология и логика 338

Психологические теории мышления 339

Психологическая природа мыслительного процесса 343

Основные фазы мыслительного процесса 348

Основные операции как стороны мыслительной деятельности 351

Понятие и представление 356

Основные виды мышления 362

О генетически ранних ступенях мышления 368

Развитие мышления ребенка 372

Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 373

Первые обобщения ребенка 377

«Ситуативное» мышление ребенка 379

Начало активной мыслительной деятельности ребенка

Обобщения у дошкольника и понимание им отношений

Умозаключения ребенка и понимание им причинности

Отличительные особенности ранних форм детского мышления 380

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 394

Суждения и умозаключения 396

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 400

Теория развития мышления ребенка 404

Речь и общение. Функции речи 414

Различные виды речи 424

Речь и мышление 428

Развитие речи у детей 431

Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 431

Структура речи 436

Развитие связной речи 438

Проблема эгоцентрической речи 445

Развитие письменной речи у ребенка 447

Развитие выразительной речи 450

Теория внимания 455

Физиологические основы внимания 458

Основные виды внимания 459

Основные свойства внимания 462

Развитие внимания 469

Различные виды действия 485

Действие и движение 487

Действие и навык 495

Глава XIV. Деятельность 507

Задачи и мотивы деятельности 507

Психологическая характеристика труда 516

Труд изобретателя 518

Труд ученого 522

Труд художника 525

Природа игры 529

Теория игры 535

Развитие игр ребенка 537

Природа учения и труд 540

Учение и познание 542

Обучение и развитие 544

Мотивы учения 545

Освоение системы знаний 548

Глава XV. Направленность личности 566

Установка и тенденции 566

Глава XVI. Способности 584

Общая одаренность и специальные способности 589

Одаренность и уровень способностей 593

Теории одаренности 595

Развитие способностей у детей 599

Эмоции и потребности 602

Эмоции и образ жизни 605

Эмоции и деятельность 610

Выразительные движения 618

Эмоции и переживания личности 624

«Ассоциативный» эксперимент 626

Виды эмоциональных переживаний 627

Эмоциональные особенности личности 638

Природа воли 642

Волевой процесс 649

Патология и психология воли 659

Волевые качества 663

Глава XIX.Темперамент и характер 670

Учение о темпераменте 670

Учение о характере 678

Глава XX. Самосознание личности и ее жизненный путь 694

Самосознание личности 694

Жизненный путь личности 701

Список научных трудов 738

Список работ 742

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Рубинштейн психология

Серге?й Леони?дович Рубинште?йн (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии) [3] , действительный член АПН РСФСР (1945).

Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940, 1946) [4] . Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии (1942). Основатель кафедры и отделения психологии при философском факультете МГУ (1943), а также первой в стране организации психологов, созданной под эгидой АН СССР — Сектора психологии Института философии АН СССР (1943). В конце 1940-х годов в ходе антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных постов. Вошёл в первый состав редакционной коллегии журнала «Вопросы психологии».

Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна (1894—1963). В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. Наторп. В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях.

«Допсихологический» период: Одесса, 1920-е годы Править

Благодаря отзыву Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1922 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. — внештатный профессор ИНО. Этот период был успешным [ источник не указан 1525 дней ] для его научной деятельности, «период его становления как психолога».

Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годы Править

В 1930 г. переехал в Ленинград и, по приглашению Басова М. Я. [ источник не указан 2218 дней ] , возглавил вспомогательную кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена. В разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии на кафедре физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1939 году коллективом сотрудников ЛГПИ был выдвинут депутатом Ленсовета [5] . До октября 1942 г. работал в ЛГПИ. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны: с марта по октябрь 1942 г. живёт и работает в Кисловодске [6] . В 1942 году за работу «Основы общей психологии» (1940) был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки (премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года).

Второй «психологический» период: Москва, 1940—1950-е годы Править

Рубинштейн С

Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он — автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического.

Основы онтологии, логики и психологии.

В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа С.Л.Рубинштейна. В них содержится оригинальная философско-психологическая концепция человека как субъекта, разработанная на основе новаторского принципа детерминизма.

Дан анализ многих зарубежных и отечественных, психологических и физиологических теорий. Эта концепция Рубинштейна является существенной частью современной психологической науки.

Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки.

Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали "Основы. " настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов.

Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность

В фундаментальном труде выдающегося советского ученого обобщаются достижения по основным областям исследований мировой психологической науки. Особенно современной представляется авторская трактовка мотивов поведения человека и задач его деятельности, единства этой деятельности, теоретического и морального сознания.

В томе I обсуждаются такие проблемы, как предмет, методы и история психологии, филогенез сознания, ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь.

Во втором томе фундаментального труда выдающегося советского психолога исследуются проблемы эмоций, воли, действия и деятельности, личности и ее направленности, влияния этой направленности на жизненный путь индивида.

Прослеживая творческую эволюцию С. Л. Рубинштейна, составители этой книги используют обширный архивный материал из его наследия. В этом томе содержится статья, раскрывающая современное значение труда С. Л. Рубинштейна, приводится список его публикаций.

Важнейший советский психолог С. Л. Рубинштейн выдвинул и разработал ряд ценных методологических и теоретических положений, имеющих важное значение для советской психологической науки.

В книгу включены избранные труды автора. Она состоит из двух частей: в первой помещены статьи разных лет, во второй полностью публикуется монография «Человек и мир», написанная автором в последние годы его жизни.

Работа "Человек и мир", написанная автором в последние годы его жизни, посвящена "проблеме всех проблем" — месту человека в мире.

Источники:
Основы общей психологии, Рубинштейн
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Основы общей психологии. Автор: Рубинштейн С.Л. 2002. Представлено критическое обобщение достижений советской и мировой психологической науки на середину XX века. Данная книга — один из основных учебников по общей психологии в России, остающаяся таковым уже более полувека. Это последнее «авторское» издание данного учебника; последующие издания (3-е 1989 года, 4-е 1998 года), — под редакцией учеников С. Л. Рубинштейна, — являются, хотя и частично дополненными
http://nashol.com/2011062256727/osnovi-obschei-psihologii-rubinshtein.html
Рубинштейн психология
Серге?й Леони?дович Рубинште?йн (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии) [3] , действительный член АПН РСФСР (1945).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Рубинштейн С
Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он — автор первой в СССР оригинальной
http://www.koob.ru/rubinshtein/

CATEGORIES