Рубинштейн психология
Основы общей психологии, Рубинштейн
Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высших педагогических учебных заведений и университетов.
Во второе издание настоящей книги я внёс лишь небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более чёткую и последовательную реализацию её исходных установок.
Подготовка настоящего второго издания этой книги к печати проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы в те дни были сосредоточены на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого ещё не видел мир. Майданек. Бухенвальд. Освенцим и прочие «лагери смерти», представшие теперь перед взорами всего человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих мучений людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло, казалось, и представить себе даже самое извращённое человеческое воображение.
От составителей 2
Предисловие ко второму изданию 4
Предисловие к первому изданию 5
Глава I. Предмет психологии 7
Природа психического 7
Психика и сознание 15
Психика и деятельность 19
Психофизическая проблема 22
Предмет и задачи психологии как науки 27
Глава II. Методы психологии 37
Методика и методология 37
Методы психологии 38
Самонаблюдение. 42 Объективное наблюдение 46
Экспериментальный метод 49
Глава III. История психологии 54
История развития западной психологии 54
Психология в XVII-XVIIIвв. И первой половине XIX в. 54
Оформление психологии как экспериментальной науки 61
Кризис методологических основ психологии 64
История психологии в СССР 77
История русской научной психологии 77
Советская психология 87
Глава IV. Проблема развития в психологии 94
Развитие психики и поведения 103
Основные этапы развития поведения и психики 107
Проблема инстинкта, навыка и интеллекта 107
Индивидуально-изменчивые формы поведения113
Глава V. Развитие поведения и психики животных 132
Поведение низших организмов 132
Развитие нервной системы у животных 133
Образ жизни и психика 136
Глава VI. Сознание человека 142
Историческое развитие сознания у человека 142
Проблема антропогенеза 142
Сознание и мозг 145
Развитие сознания 152
Развитие сознания у ребенка 159
Развитие и обучение 159
Развитие сознания ребенка 170
Глава VII. Ощущение и восприятие 189
Элементы психофизики 192
Психофизиологические закономерности 195
Классификация ощущений 197
Органические ощущения 201
Статические ощущения 206
Кинестетические ощущения 207
Кожная чувствительность 207
2.и 3.Температурные ощущения 209
4.Прикосновение, давление 211
Обонятельные ощущения 214
Вкусовые ощущения 215
Слуховые ощущения 217
Локализация звука 222
Теория слуха 225
Восприятие речи и музыки 227
Зрительные ощущения 231
Ощущение цвета 232
Смешение цветов 233
Психофизиологические закономерности 235
Теория цветоощущения 239
Психофизическое действие цветов 240
Восприятие цвета 241
Природа восприятия 243
Константность восприятия 252
Осмысленность восприятия 253
Историчность восприятия 257
Восприятие и направленность личности 258
Восприятие пространства 259
Восприятие величины 265
Восприятие формы 265
Восприятие движения 267
Восприятие времени 270
Память и восприятие 277
Органические основы памяти 280
Ассоциации представления 286
Теория памяти 286
Роль установок в запоминании 292
Реконструкция в воспроизведении 303
Сохранение и забывание 307
Реминисценция в сохранении 311
Виды памяти 315
Уровни памяти 315
Типы памяти 317
Природа воображения 320
Виды воображения 324
Воображение и творчество 326
«Техника» воображения 330
Воображение и личность 333
Природа мышления 335
Психология и логика 338
Психологические теории мышления 339
Психологическая природа мыслительного процесса 343
Основные фазы мыслительного процесса 348
Основные операции как стороны мыслительной деятельности 351
Понятие и представление 356
Основные виды мышления 362
О генетически ранних ступенях мышления 368
Развитие мышления ребенка 372
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 373
Первые обобщения ребенка 377
«Ситуативное» мышление ребенка 379
Начало активной мыслительной деятельности ребенка
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений
Умозаключения ребенка и понимание им причинности
Отличительные особенности ранних форм детского мышления 380
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 394
Суждения и умозаключения 396
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 400
Теория развития мышления ребенка 404
Речь и общение. Функции речи 414
Различные виды речи 424
Речь и мышление 428
Развитие речи у детей 431
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 431
Структура речи 436
Развитие связной речи 438
Проблема эгоцентрической речи 445
Развитие письменной речи у ребенка 447
Развитие выразительной речи 450
Теория внимания 455
Физиологические основы внимания 458
Основные виды внимания 459
Основные свойства внимания 462
Развитие внимания 469
Различные виды действия 485
Действие и движение 487
Действие и навык 495
Глава XIV. Деятельность 507
Задачи и мотивы деятельности 507
Психологическая характеристика труда 516
Труд изобретателя 518
Труд ученого 522
Труд художника 525
Природа игры 529
Теория игры 535
Развитие игр ребенка 537
Природа учения и труд 540
Учение и познание 542
Обучение и развитие 544
Мотивы учения 545
Освоение системы знаний 548
Глава XV. Направленность личности 566
Установка и тенденции 566
Глава XVI. Способности 584
Общая одаренность и специальные способности 589
Одаренность и уровень способностей 593
Теории одаренности 595
Развитие способностей у детей 599
Эмоции и потребности 602
Эмоции и образ жизни 605
Эмоции и деятельность 610
Выразительные движения 618
Эмоции и переживания личности 624
«Ассоциативный» эксперимент 626
Виды эмоциональных переживаний 627
Эмоциональные особенности личности 638
Природа воли 642
Волевой процесс 649
Патология и психология воли 659
Волевые качества 663
Глава XIX.Темперамент и характер 670
Учение о темпераменте 670
Учение о характере 678
Глава XX. Самосознание личности и ее жизненный путь 694
Самосознание личности 694
Жизненный путь личности 701
Список научных трудов 738
Список работ 742
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:
Рубинштейн психология
Серге?й Леони?дович Рубинште?йн (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии) [3] , действительный член АПН РСФСР (1945).
Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940, 1946) [4] . Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии (1942). Основатель кафедры и отделения психологии при философском факультете МГУ (1943), а также первой в стране организации психологов, созданной под эгидой АН СССР — Сектора психологии Института философии АН СССР (1943). В конце 1940-х годов в ходе антикосмополитической кампании в Советском Союзе подвергся критике и был снят с ряда административных постов. Вошёл в первый состав редакционной коллегии журнала «Вопросы психологии».
Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна (1894—1963). В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. Наторп. В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях.
«Допсихологический» период: Одесса, 1920-е годы Править
Благодаря отзыву Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1922 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. — внештатный профессор ИНО. Этот период был успешным [ источник не указан 1525 дней ] для его научной деятельности, «период его становления как психолога».
Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годы Править
В 1930 г. переехал в Ленинград и, по приглашению Басова М. Я. [ источник не указан 2218 дней ] , возглавил вспомогательную кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена. В разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии на кафедре физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1939 году коллективом сотрудников ЛГПИ был выдвинут депутатом Ленсовета [5] . До октября 1942 г. работал в ЛГПИ. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны: с марта по октябрь 1942 г. живёт и работает в Кисловодске [6] . В 1942 году за работу «Основы общей психологии» (1940) был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки (премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года).
Второй «психологический» период: Москва, 1940—1950-е годы Править
Рубинштейн С
Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он — автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического.
Основы онтологии, логики и психологии.
В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа С.Л.Рубинштейна. В них содержится оригинальная философско-психологическая концепция человека как субъекта, разработанная на основе новаторского принципа детерминизма.
Дан анализ многих зарубежных и отечественных, психологических и физиологических теорий. Эта концепция Рубинштейна является существенной частью современной психологической науки.
Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки.
Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали "Основы. " настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов.
Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность
В фундаментальном труде выдающегося советского ученого обобщаются достижения по основным областям исследований мировой психологической науки. Особенно современной представляется авторская трактовка мотивов поведения человека и задач его деятельности, единства этой деятельности, теоретического и морального сознания.
В томе I обсуждаются такие проблемы, как предмет, методы и история психологии, филогенез сознания, ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь.
Во втором томе фундаментального труда выдающегося советского психолога исследуются проблемы эмоций, воли, действия и деятельности, личности и ее направленности, влияния этой направленности на жизненный путь индивида.
Прослеживая творческую эволюцию С. Л. Рубинштейна, составители этой книги используют обширный архивный материал из его наследия. В этом томе содержится статья, раскрывающая современное значение труда С. Л. Рубинштейна, приводится список его публикаций.
Важнейший советский психолог С. Л. Рубинштейн выдвинул и разработал ряд ценных методологических и теоретических положений, имеющих важное значение для советской психологической науки.
В книгу включены избранные труды автора. Она состоит из двух частей: в первой помещены статьи разных лет, во второй полностью публикуется монография «Человек и мир», написанная автором в последние годы его жизни.
Работа "Человек и мир", написанная автором в последние годы его жизни, посвящена "проблеме всех проблем" — месту человека в мире.
Источники:
Основы общей психологии, Рубинштейн
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Основы общей психологии. Автор: Рубинштейн С.Л. 2002. Представлено критическое обобщение достижений советской и мировой психологической науки на середину XX века. Данная книга — один из основных учебников по общей психологии в России, остающаяся таковым уже более полувека. Это последнее «авторское» издание данного учебника; последующие издания (3-е 1989 года, 4-е 1998 года), — под редакцией учеников С. Л. Рубинштейна, — являются, хотя и частично дополненными
http://nashol.com/2011062256727/osnovi-obschei-psihologii-rubinshtein.html
Рубинштейн психология
Серге?й Леони?дович Рубинште?йн (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии) [3] , действительный член АПН РСФСР (1945).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Рубинштейн С
Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он — автор первой в СССР оригинальной
http://www.koob.ru/rubinshtein/