Роберт мертон социальная теория и социальная структура

socioline.ru

Роберт Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 880 стр.

ISBN: 5-17-029089-6, 5-9713-0703-7, 5-9762-0143-1

Роберт Кинг Мертон — выдающийся социолог XX столетия, один из крупнейших представителей структурно-функционального анализа, основатель социологии науки, автор более чем 20 монографий.

«Социальная теория и социальная структура» — основная работа Мертона — переиздавалась более 30 раз и переведена на 12 языков.

Хотя в этой книге я во многом опираюсь на труды социологов прошлого, в ней речь идет не об истории социологической теории, а о систематической сути определенных теорий, с которыми сейчас имеют дело социологи. Разница между ними весьма существенная. И все же их часто смешивают в учебных программах и публикациях. Фактически социальные науки вообще, за все большим исключением психологии и экономики, склонны объединять современную теорию с ее историей в гораздо большей степени, чем такие науки, как биология, химия или физика.

Комментарии

Очень полезный сайт.

Большущее спасибо создателям сайта)) Отлично все сделали: и контент, и поиск, и дизайн) Побольше бы таких сайтов)))

Спасибо за Ваш сайт!

отличная книга! Спасибо!

отличная книга, огромное спасибо))

согласна со всем выше сказанным книга и впрямь отличная, огромное спасибо))а главное скачать быстро и бесплатно))

Большое спасибо за ваш сайт. Очень часто выручает. Здесь много нужных для образования книг. Очень удобно им пользоваться, дизайн отличный, меню, навигация. Сразу видно, что делался для посетителей, и за это очень благодарю!

Функциональная социология Р. Мертона

Роберт Кинг (р. 1910) — американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (с 1957). Учился в Гарвардском университете. Докторская диссертация: «Пуританизм, пиетизм и наука» (1936). В 1940-е был содиректором (с П. Лазарсфельдом) Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Основные работы: «Наука, техника и общество в Англии 17 в.» (1938); «Социальная теория и социальная структура» (1957, 1968); «О теоретической социологии» (1967); «Социология науки» (1973); «Структурный анализ в социологии» (1975); «Подходы к изучению социальной структуры» (1975) и др.

В ранний период творчества на Мертона заметно влияние идей М. Вебера, особенно его работы «Протестантская этика и дух капитализма», и Дюркгейма, что оправдано исследовательской установкой Мертона на преодоление эмпиризма американской социологии через синтез ее с европейской традицией. Тема науки (как социального института со специфическими ценностно-нормативными регулятивами) — одна из сквозных у Мертона, заложившего основы американской социологии науки. В качестве «институциональных императивов» науки выделял: универсализм (любое знание открыто для критики и оценки), общность («коммунизм») — доступность результатов исследования для анализа др. учеными, бескорыстность (исследования подвергаются контролю на предмет мотивации деятельности исследователей), организационный скептицизм (блокирование тенденций к абсолютизации и догматизации концепций и подходов).

С конца 1940-х можно говорить о втором периоде творчества Мертона, характеризующемся развитием структурно-функциональной теории. Мертон создал свой вариант концепции, которую в отличие от функционального императивизма Парсонса квалифицируют как функциональный структурализм (Дж. Тернер). Мертон подверг структурный функционализм критике изнутри, пересмотрев (с позиций «организационного скептицизма») его основные методологические установки и теоретические положения. С позиций социологии знания и науки Мертон выдвинул тезис о том, что любые общие теории являются лишь теоретико-методологическими ориентациями, т.е. по сути, философскими концепциями, не предназначенными для эмпирической работы. Попытки построения всеобъемлющей социологической теории не имеют под собой оснований. С другой стороны, остается необходимость теоретического ориентирования эмпирической практики.

В этой связи Мертон предложил в 1948 году программу создания теорий среднего уровня (ранга). Они, согласно Мертону, позволяют в рамках структурно-функционального анализа ввести ограничения на организационные построения теории и концептуализировать исследовательскую практику. Отсюда стратегия упорядочения понятийного аппарата, который должен позволять отделять «существенные» социальные явления от «несущественных». «Организационный скептицизм» позволил Мертону вскрыть и три неэксплицированных (а, соответственно, достаточно не обоснованных) постулата структурного функционализма:

1) постулат интеграционного единства социальных систем: все виды социальной деятельности и элементы культуры стандартизируются и являются функционально нагруженными внутри социального или культурного целого (функция при этом рассматривается как вклад элемента в тотальность системы); Мертон смещает акцент с тотальности на дифференцированность систем, на анализ многообразия типов, форм, сфер и уровней социальной интеграции, степень которой можно установить только эмпирически;

2) постулат функциональной универсальности социальных вопросов (все социальные и культурные элементы системы выполняют эксплицированные функции через целерациональные стратегии действий); Мертон поставил под сомнение как эксплицированность функций, так и тотальность целерациональных стратегий действия;

3) постулат неизбежности функциональной проблематики в анализе социальной реальности (в силу того, что все является частью чего-либо, что существуют незаменимые функции, требующие вполне конкретных форм, и т.д.); Мертон выдвинул тезис о том, что реквизит функций должен устанавливаться эмпирически в конкретных социокультурных контекстах (отсюда, в частности, анализ инверсий культурных образцов). На основании проделанного анализа им был сделан вывод (который иногда называют теоремой функционального анализа Мертона): точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может по-разному выполняться. Отсюда задачи уже «структурного фукционализма» на выделение в тотальностях общества:

1) социальных форм (систем и их частей);

2) типов влияния форм на уровень непосредственной жизни;

3) процессов, вызывающих к жизни именно эти формы, а также методологическая установка на разделение причин и функций.

Если классический «фукциональный императивизм» (Парсонс) вычленяет особенности социальных феноменов (через их функции) в структурных контекстах, то подход Мертона «оборачивает» это отношение. Структура характеризуется через: а) организованность рядов социальных отношений; б) регулярность (периодичность) этих отношений; в) наличие в ней глубинного (неэксплицированного) уровня отношений; г) сдерживание (инициирование этих отношений системами норм и культурных образцов). Тогда статус и функция приписываются элементу через его локализацию в структуре как:

1) нормативность (ожидаемость поведения по предписанному образцу);

2) потенциальность (определенность возможных вариантов выбора стратегии поведения, наличных ресурсов, легитимных способов достижения целей);

Мертон ввел представление о дисфункциях системы — негативных последствиях воздействия одной части системы на другую (дисфункции — показатель степени интегрированности той или иной системы). Мертон ввел понятие баланса функциональных и дисфункциональных следствий, которые вытекают из реализации того или иного образца, институционально закрепляемого в системе (в действительной норме функциональные следствия перевешивают дисфункциональные). Мертон ввел, для онтологизации своей «теоремы», понятия «функциональные эквиваленты» и «функциональные альтернативы», т.е. предложил исходить из вариабельности организационного воплощения социальных структур, удовлетворяющих конкретной функции. Мертон, наконец, ввел различение явных и скрытых (латентных) функций. Последние не интенциональны и не осознаваемы, они проявляются через непрограммируемые и не контролируемые участниками следствия их рационализированных действий. В результате Мертон динамизировал структурно-функциональный анализ, рассматривал социальные изменения и их направленность как отдельную задачу социологического изучения. В итоге были созданы теория ролевого конфликта, развитая Козером, и мертоновская версия концепции социальной аномии Дюркгейма. Изменения социальной структуры — следствия адаптивных процессов воспроизводства системы на уровне повседневной жизни и трансформационных процессов общества, ведущих к установлению нового социального порядка. В результате социальных изменений в системе происходит накопление дисфункций (проблема допустимого порога, перехода нормативно-допустимого в патологическое) и инноваций (проблема изменения мерности и эталонности, т.е. механизмов нормирования). Дисфункции вызываются: рассогласованностью элемента, побочными следствиями и эффектами структурных действий, разладом в подсистеме. Отсюда возможности нарастания аномии в системе и роста девиантного поведения, когда культурные нормы (цели) начинают расходиться с институциональной их поддержкой (санкционированием) системы. Отклонение, следовательно, — любое отступление от линии конформистского поведения. Развитие концепции Мертона явилось одним из важнейших содержательных этапов в эволюции структурно-функционального метода в социальной философии и социологии.

Роберт Мертон. Социальная структура и аномия — файл 1.doc

    Смотрите также:
  • Роберт Мертон. Социальная теория и социальная структура[ документ ]
  • Социальная структура и социальная стратификация[ лекция ]
  • Доклад — Ценности и нормы науки[ реферат ]
  • Понятие аномии в работах Мертона[ лабораторная работа ]
  • Социальная структура общества[ лабораторная работа ]
  • Аномия как социальный феномен[ документ ]
  • Социальная структура общества[ лабораторная работа ]
  • Социальная структура общества[ лабораторная работа ]
  • Суханова К.Л. Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества[ документ ]
  • по социальной философии[ лекция ]
  • Краткий словарь по философии[ справочник ]
  • Борьба Руси с Татаро-монгольским нашествием[ документ ]

Мертон Р. Социальная структура и аномия //

Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966.

Перевод с французского Е.А.Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий.

Издательство "Прогресс".C. 299-313

Прежде чем приступить к обсуждению вопроса о связи между этими альтернативными реакциями и другими фазами социальной структуры, следует указать, что лица могут переходить от одной альтернативы к другой по мере того, как они вовлекаются в различные виды социальной деятельности. Эти категории относятся к адаптации личности к определенной роли в специфических ситуациях, а не к личности in toto 14 [15]. Анализ развития этого процесса в различных сферах поведения усложнил бы проблему настолько, что мы не смогли бы рассмотреть ее в рамках данной работы. В связи с этим мы сосредоточим наше внимание прежде всего на экономической деятельности в широком смысле слова, на «производстве, обмене, распределении и потреблении товаров и услуг» в нашем конкурентном обществе, в котором богатство приобрело в высшей степени символическое значение. Наша задача заключается в том, чтобы вскрыть некоторые из факторов, оказывающих воздействие на индивидуума, с тем чтобы заставить его прибегнут к некоторым из этих логически возможных альтернативных реакций. Выбор этих реакций, как мы увидим, далеко не случаен,

или читателя в отношении этической желательности координации

целей и средств, как фаз социальной структуры, следует согласиться

с тем, что недостаточность такой координации ведет к аномии.

Поскольку одной из наиболее общих функций социальной организации является создание основы для прогнозируемого и регулируемого поведения людей, эффективность этой функции все более ограничивается по мере того, как разъединяются указанные элемен-

Источники:
socioline.ru
socioline.ru Роберт Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 880 стр. ISBN: 5-17-029089-6, 5-9713-0703-7, 5-9762-0143-1 Роберт Кинг Мертон — выдающийся
http://socioline.ru/pages/r-merton-sotsialnaya-teoriya-i-sotsialnaya-struktura
Функциональная социология Р. Мертона
Функциональная социология Р. Мертона Роберт Кинг (р. 1910) — американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (с 1957).
http://studbooks.net/685920/sotsiologiya/funktsionalnaya_sotsiologiya_mertona
Роберт Мертон. Социальная структура и аномия — файл 1.doc
Название: Роберт Мертон. Социальная структура и аномия; Файл: 1.doc; Дата: 16.11.2011 16:46; Размер: 126kb.
http://gendocs.ru/v3633/%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD._%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%B8_%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F

COMMENTS