Развитие подростка

7 вещей, которые должен знать о взрослении каждый подросток (и его родители)

Переходный возраст может застать врасплох подростка и его родителей. Пережить этот период намного проще, понимая, что именно происходит с телом и настроением. Мы собрали несколько полезных мыслей из книг «Как взрослеют мальчики» Фила Уилкинсона и «Как взрослеют девочки» Аниты Найк, затрагивающих важные для подростков темы, на которые не принято говорить.

Всему свое время

Одни девочки растут быстрее остальных, у других раньше увеличивается грудь. Юноши также соревнуются в том, кто быстрее вытянется, у кого раньше изменится голос или вырастут усы. На самом же деле — всему свое время. И большинство изменений заложены генетически, их не ускорить и не замедлить.

В 9-10 лет девочки внезапно вытягиваются и становятся выше своих одноклассников. Но это не надолго — в течение ближайших лет мальчики прибавят в росте до 40 сантиметров! Рост происходит неравномерно: некоторые подростки сначала набирают вес, а затем активно растут. Часто руки и ноги становятся длиннее первыми, а у мальчиков может резко увеличиться размер ноги. Всё это временно, и примерно к 16 годам полноценное превращение подростка в женщину или мужчину закончится.

Что с моей кожей?

Прыщи и угри могут сильно испортить жизнь подросткам обоих полов. Они так часто досаждают в переходном возрасте из-за повышенной выработки тестостерона в этот период. Сальные железы производят слишком много сала, которое закупоривает поры и вызывает прыщи.

В аптеках продается много средств для ухода за кожей в подростковом возрасте. Можно попробовать подобрать их самому или обратиться к дерматологу, если высыпаний слишком много. Важно не ковырять прыщи — станет только хуже.

У мальчиков высыпания могут появиться на шее, груди и спине. Это тоже нормально. Девочкам же часто досаждают растяжки. Они появляются, потому что тело растет очень быстро.

Личная гигиена

По мере взросления подростки сталкиваются с еще одной напастью — повышенным потоотделением. На самом деле достаточно соблюдать всего несколько правил, чтобы неприятный запах больше не беспокоил. Каждый день необходимо принимать душ и после этого пользоваться дезодорантом. Нужно обязательно следить за чистотой белья и одежды. Иногда эти правила личной гигиены не помогают, тогда на помощь придет врач, который назначит специальные антиперспиранты.

Нельзя забывать и о том, что гениталии тоже потеют, поэтому нужно каждый день мыть их с мылом.

Волосы повсюду

Еще один признак взросления — появление волос там, где раньше их не было. Прозрачный пушок на руках и ногах становится гуще и темнее, волосы появляются под мышками и на лобке. Это хорошо, ведь у волос на теле много важных функций: они охлаждают тело в жару, задерживая на себе пот, согревают, когда холодно. Еще они защищают наиболее чувствительные части тела.

У мальчиков волосы также начинают расти внизу живота, на груди, иногда на плечах и спине. В 12-13 лет начинают расти усы, затем бакенбарды и борода. Цвет и количество волос определяются генами, и повлиять на них нельзя.

Некоторые женщины предпочитают избавляться от волос на теле с помощью бритвы или воска, но это решение принимается индивидуально. Юноши также принимают решение — брить бороду и усы или нет. Некоторым нравится гладкая кожа, другие предпочитают оставить растительность на лице.

Важно помнить, что волосы быстро отрастают обратно, поэтому рано или поздно придется брить лицо каждый день.

Новые эмоции

В переходном возрасте подростки чаще начинают думать о сексе и испытывать влечение к тем, о ком раньше даже не думали. Это могут быть одноклассники или знаменитости. Тут не о чем беспокоиться — новые мысли совершенно естественны. При этом никто не обязан ходить на свидания и целоваться, если не готов к этому. Бывает так, что подростки не испытывают ни к кому особых чувств — это тоже нормально.

Гормональная буря, сопровождающая переходный возраст, вызывает постоянные перепады настроения. Подростки бывают угрюмыми, раздражительными, плаксивыми. Негативные эмоции быстро сменяются радостью, смехом, чувством влюбленности.

Девушки и юноши сами устают от таких скачков, но надо помнить, что виноваты в них гормоны, и это не навсегда. Как только перестройка тела завершится, настроение станет более стабильным.

Самооценка образ тела

Временные изменения тела в переходном возрасте могут серьезно расстроить: мальчики и девочки то кажутся себе слишком низкими, то недостаточно худыми, прыщи тоже не добавляют уверенности в себе. Важно помнить, что все это временно. Тело меняется стремительно, а реальность зачастую не так ужасна, как кажется.

Низкая самооценка может застигнуть подростка врасплох, но мы — это не только то, как мы выглядим. Вот несколько правил, которые помогут сохранить уверенность в себе:

  1. Важно помнить о своих сильных сторонах. Это могут быть достижения в спорте или учебе, личные качества.
  2. Нет смысла сравнивать себя с другими, это занятие принесет лишь страдания. Внешность знаменитостей тоже не идеальна. Их фотографии ретушируют, в реальности они выглядят по-другому.
  3. Если причина неуверенности в себе — токсичные подруги или ролики в соцсетях, им не место в жизни подростка.
  4. Главное, верить в себя и не бояться пробовать новое. Низкая самооценка не должна помешать идти вперед и развиваться.

Личные границы

В определенный момент подростки начинают устанавливать личные границы: не хотят переодеваться при посторонних, предпочитают общество сверстников семье, не хотят делиться всеми мыслями с родителями. Это естественно, поэтому нужно обсудить изменения и постараться, чтобы всем было комфортно.

Взрослым часто труднее привыкнуть к переменам, иногда они бывают неделикатны, обсуждая внешность ребенка или по привычке заходя в ванную, пока ребенок хочет уединиться. То же могут делать братья или сестры. Спокойный разговор поможет убрать эти недоразумения.

Развитие подростка
dailybaby.ru

Развитие подростка

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Избранные записи

Что с ними происходит? Особенности подросткового периода.

Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание, зрелый возраст и, к сожалению, старение. При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период. Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?

Физиологические изменения

В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре», имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.

Противоречия в изменениях

В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка»: человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.

Гормональная перестройка организма

Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы: у мужчин – яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин – яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки – сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Внешние изменения

Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков. Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще – голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки – сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.

Психологические особенности подросткового периода

Часто родителям кажется, что детство – самый беззаботный и легкий этап жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:

  • подросток становитсяэмоционально нестабильным, вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
  • подросток определяется со своейполовой идентификацией, начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
  • подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя, начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой социальной роли;
  • подросток кардинально изменяет свое самосознание – он начинает иначе мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.

Задачи подросткового периода

Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи, которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток – уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.

Внутренняя позиция подростка

Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка. В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс, который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?

Что может помочь?

Во-первых, подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу, напомнить им, что они становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
Во-вторых, важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку, что происходит в его жизни. Знание, что многие процессы обусловлены резкой перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям. Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость позиции – основные проблемы данного возрастного этапа — все это следствия гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих, подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых. Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец, главная помощь – это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу. Только так вы сможете сохранить доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же – остаются.

Другие полезные статьи:

kkmg.livejournal.com

Календарь развития ребенка: старший подростковый возраст 14–16 лет

Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.

Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». Психологи называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.

Физическое развитие ребенка

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.

Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

Интеллектуальное развитие

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

8 правил поведения с подростком 14–16 лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение личных границ взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

6. Не критикуйте его друзей и подруг

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

8. Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения

Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Развитие подростка
www.ya-roditel.ru

Подростковый возраст

Медицинский эксперт статьи

Подростковый возраст — это период, начинающийся приблизительно в возрасте 10 лет и продолжающийся до конца старшего школьного возраста или до 21 года, во время которого дети подвергаются значительным физическим, интеллектуальным и эмоциональным изменениям. Помочь ребенку пройти этот период является нелегкой задачей как для родителей, так и для медицинских работников.

К счастью, подростки обладают хорошим физическим здоровьем, однако психосоциальные проблемы широко распространены, так что даже нормальные личности борются с противоречиями в собственной индивидуальности, автономности, сексуальности, межличностных отношениях. «Кто я, куда я иду, как я связан со всеми этими людьми в моей жизни?» — вот основные вопросы, занимающие мысли большинства подростков. Многие поведенческие отклонения, которые начинаются в подростковом периоде (например, курение, использование наркотиков, насилие), являются возможными причинами летальности в более позднем возрасте.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13]

Физическое развитие подростков

Все органы и системы, равно как организм в целом, подвергаются наибольшему росту в подростковый период; наиболее яркие изменения происходят с молочными железами у девочек, половыми органами и оволосением у подростков обоих полов. Даже если этот процесс протекает нормально, ребенку необходима эмоциональная поддержка. Если же сроки нарушаются, особенно у мальчиков при позднем развитии или у девочек при раннем, вероятно развитие дополнительного эмоционального стресса. Большинство мальчиков, которые медленно развиваются, имеют конституциональную задержку и в последующем нагоняют сверстников. Однако необходимо обследовать ребенка, чтобы исключить патологические причины.

Подростки требуются в помощи организации рационального питания, физических упражнений, образа жизни, особое внимание следует уделять значению разных видов деятельности, таких как спорт, искусство, социальная деятельность, а также роли общественных служб в жизни отдельных людей. Относительная потребность организма в белке и калориях (г или ккал/кг массы тела) прогрессивно снижается с конца первого года вплоть до окончания подросткового периода, в то время как абсолютная потребность возрастает. В конце подросткового периода потребность в белке составляет 0,9 г/(кг х сут); средняя потребность в энергии — 40 ккал/кг.

Сексуальность подростков

В дополнение к адаптации к изменениям, происходящим в их организме, подростки должны привыкнуть к роли взрослых мужчин и женщин и не поддаваться сексуальному влечению, которое может быть очень сильными. Нужно определить отношение к самому себе, равно как и отношения с противоположным полом; перед некоторыми подростками встает вопрос о сексуальной самоидентификации. Немногие элементы человеческого опыта сочетают физические, умственные и эмоциональные аспекты так глубоко, как сексуальность. Крайне важно помочь подростку в здоровом формировании сексуальности, включая вопросы морали и создания семьи.

Интелектуальное развитие подростков

Когда подросток сталкивается с более сложными заданиями в школе, он начинает определять для себя области, какие ему даются легче, а какие — тяжелее. Груз принятия решения о будущей карьере возрастает, и у многих подростков нет ясно очерченной цели, хотя постепенно они определяют сферы, которые им интересны и в которых они талантливы. Родители и врачи должны быть в курсе возможностей подростка, должны помочь ему сформулировать реалистичные ожидания и быть готовыми определить препятствия к обучению, которые требуют коррекции, такие как проблемы с усвоением знаний, с вниманием, напряженной обстановкой в школе.

Эмоциональное развитие подростков

Эмоциональный аспект является самым тяжелым, часто подвергающим испытанию терпение родителей, учителей и врачей. Эмоциональная лабильность встречается очень часто, как и фрустрация, которая появляется из-за попыток развиваться сразу во многих направлениях. Основная масса конфликтов развивается из-за стремления подростка иметь больше свободы, что сталкивается с сильнейшим инстинктом родителей защитить своего ребенка от неприятностей. Общение может быть затруднено даже в стабильных семьях, и ухудшается, если родители разведены или сами испытывают эмоциональные проблемы. Врачи могут значительно помочь, предложив подросткам и их родителям разумную, реальную помощь и поддержку в налаживании взаимоотношений внутри семьи.

[14], [15]

Медицинские проблемы в подростковом периоде

Хотя подростки страдают теми же болезнями, что и более младшие дети, в целом они являются здоровой группой. Подростки должны продолжать прививаться по рекомендованному графику). Многих в этом возрасте беспокоят юношеские угри; этой проблемой необходимо заниматься, поскольку она снижает самооценку. Травмы очень распространены в подростковом периоде, причем наиболее часто это спортивные или автомобильные травмы. Насилие, иногда с использованием оружия, является ежедневной угрозой в определенных группах подростков.

Ожирение является одной из наиболее частых причин посещения подростковых клиник. Большинство случаев ожирения связано с избыточным питанием, часто в сочетании с малоподвижным образом жизни. Генетическая предрасположенность также распространена, и уже установлены гены, ответственные за ожирение. Определение индекса массы тела (ИМТ) рассматривается как важный аспект оценки физического развития. Первичные эндокринные (например, гиперкортицизм, гипотиреоз) или метаболические причины ожирения встречаются редко. Гипотиреоз в качестве причины должен быть исключен и может быть предположен при значительной задержке роста. Если у ребенка маленький рост и у него отмечается гипертензия, следует предположить синдром Кушинга. Из-за ожирения все чаще у подростков отмечается сахарный диабет второго типа. Несмотря на большое число существующих подходов, лечение ожирения является одной из самых сложных проблем.

Инфекционный мононуклеоз особенно характерен для подросткового возраста. Важной проблемой становятся заболевания, передающиеся половым путем, у девочек распространены инфекции мочевой системы (ИМС). Некоторые эндокринные расстройства, особенно патология щитовидной железы, часто встречаются у подростков, равно как и нарушения менструальной функции. Железодефицитные состояния относительно часто встречаются у девочек подросткового возраста. Хотя и нечасто, но также могут встречаться онкологические заболевания, такие как лейкоз, лимфома, опухоли костей, головного мозга.

Психосоциальные нарушения в подростковом периоде

Врачи должны помнить о высокой частоте психосоциальных нарушений, которые возникают во время этого сложного периода жизни. Депрессия встречается часто, и ее следует активно выявлять. Суицид и особенно суицидальные попытки встречаются часто. Тревожное расстройство часто проявляется в подростковом возрасте, так же как эмоциональная лабильность. Именно в подростковом возрасте может проявляться дебют имеющегося психического заболевания. Нарушение отношения к пище, особенно у девочек, встречается часто. Некоторые пациенты идут на экстраординарные меры, чтобы скрыть анорексию или булимию.

Проблемы в школе, особенно если они связаны со сложностями усвоения материала или проблемами с вниманием, могут быть разрешены врачом, который должен работать в тесном сотрудничестве со школьным персоналом и родителями. Изменение окружающей обстановки, а иногда и медикаментозная терапия могут значительно улучшить положение старающихся студентов.

Постоянную озабоченность вызывает злоупотребление психоактивными веществами, что представляет психосоциальную проблему. Крайне распространено употребление алкоголя и курение, затем идут марихуана и другие наркотические вещества.

Врач, которому удалось выстроить открытые, доверительные отношения с подростком, часто может сам определить эти проблемы, может предложить поддержку и практический совет, а также может получить согласие подростка на более углубленное обследование, если это необходимо.

m.ilive.com.ua

Подросток — это какой возраст? Физиологические и психологические особенности подросткового возраста

  • 7 Ноября, 2019
  • Психология личности
  • Анжелика Бральди

Довольно часто поведение и поступки ребенка взрослые оправдывают фразой: «Он же подросток». «Это какой возраст?» — подобный вопрос возникает у всех, кто сталкивается со сложностями в общении с детьми. Действительно, кого можно считать подростком? Бунтующего против всего на свете 16-летнего «недоросля»? Или же 11-летнего ребенка, отстаивающего свое право гулять с друзьями допоздна?

Каждому родителю необходимо знать, с чем именно он сталкивается. Со сложностями, вызванными взрослением, перестройкой организма или же с самым обычным хулиганством. Разобраться в этих нюансах необходимо для того, чтобы правильно выстроить свое поведение в отношении поступков ребенка. Не лишним будет знать, что именно подразумевается в психологии под понятием «подростковый возраст».

Что это такое?

Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».

Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.

Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.

Когда начинается и заканчивается?

Подросток — это какой возраст? Современная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. На то, какими будут рамки, ограничивающие этот период, влияют следующие факторы:

  • страна или же регион, в котором живет ребенок;
  • национальность и пол;
  • культурные особенности;
  • социальные условия.

В общем же, максимальные рамки подросткового периода – это возраст от 10 до 19 лет. Разумеется, далеко не каждый человек на пороге двадцатилетия является подростком, и не каждый ребенок начинает взрослеть с десятого года жизни. В среднем же подростком считается человек, находящийся в возрасте от 12 до 17 лет. Однако то, с какого возраста ребенок считается подростком, зависит от индивидуальных особенностей его развития.

Как разделяют период взросления?

Что же касается разделения периода взросления на отдельные этапы, то Организацией объединенных наций принята такая классификация:

  • ранний – от 10 до 14;
  • поздний – от 14 до 19.

Именно такого разделения придерживаются в большинстве стран, и оно является общепринятым, международным.

Разумеется, имеются и иные варианты разделения взросления на отдельные этапы. Например, в Советском Союзе считалось, что младший подростковый период – это 12-14 лет, а поздний – 15-17.

Что происходит в психологии тинейджеров? Главные особенности

Психологические особенности подростков неразрывно связаны с изменениями, происходящими в их теле и сознании. Это крайне противоречивое время, наполненное быстро происходящими переменами, с которыми вчерашние дети не всегда могут справиться.

Главные особенности психологии в этом возрасте соотносятся со взрослостью. Это тенденция к ней и ее чувство. Принято считать, что для тинейджеров младшего возраста характерно наличие тенденции к взрослению. Для тех, кто постарше, соответственно, свойственно чувство, ощущение собственной взрослости.

Именно от того, что ощущает подросток, и зависит его поведение, манера разговаривать, поступки.

Тенденция к взрослению — что это?

Первая главная особенность психологии тинейджера – это тенденция ко взрослости. Что это означает? То, что подросток хочет быть взрослым и стремится продемонстрировать это всеми возможными средствами.

Именно при наличии тенденции, но при отсутствии осознания, ощущения взрослости тинейджеры начинают грубить, нарушать установленные правила и в целом бунтовать. Для этого психологического этапа характерно осознание прав на что-либо при полном отсутствии чувства ответственности.

Чувство взрослости: чем оно характеризуется?

Когда взрослые задаются вопросом: «Подросток — это какой возраст?» — то, как правило, они просто хотят узнать, когда же их ребенок успокоится и вновь станет милым, добрым и хорошим. Однако тинейджеры перестают хулиганить и грубить вовсе не тогда, когда заканчивается переходный возраст, а в тот момент, когда в их сознании тенденция к взрослению меняет на ощущение. То есть как только к подростку приходит чувство взрослости, его поведение кардинально меняется.

Чем характеризуется это чувство? В первую очередь, осознанием ответственности за собственные поступки и слова. Во вторую очередь появляется понимание ценности вещей и значения денег. Тинейджеры уже не стремятся просто хулиганить и бунтовать против существующих правил, они пытаются подработать, сэкономить карманные деньги для приобретения чего-либо. Также они более последовательны в своих пожеланиях, высказываемых родителям в отношении подарков к праздникам.

Во сколько лет дети становятся подростками, имеющими чувство взрослости, а не тенденцию к ней? Ответа на этот вопрос не существует. Развитие личности протекает индивидуально и во многом зависит от того, в каких условиях живет ребенок.

Как меняется физиология?

Подростки 12-16 лет по-разному не только ведут себя, но и выглядят. Что же происходит в их организме? Тело начинает взрослеть, меняться точно так же, как и сознание. Некоторые изменения проходят постепенно, другие же словно появляются из ниоткуда, пугая тинейджеров.

В переходном периоде начинается и заканчивается половое созревание. В это время у девочек начинаются месячные, и устанавливается менструальный цикл. У юношей возникают поллюции, случается самопроизвольная эрекция. Конечно же, появляются и вторичные половые признаки.

Помимо изменений, связанных с репродуктивной системой, идут и другие процессы. Меняется голос, появляются волосы на теле. Внутри организма устанавливается новый гормональный баланс, меняется и обмен веществ. Физиологические особенности подростков заключаются в том, что в их телах одновременно проходит большое количество различных процессов, что может негативно отразиться на функциональности внутренних органов. К примеру, может нарушиться сердечный ритм, периодически наблюдаться расстройство кишечника или же почечная дисфункция. Однако наиболее часто встречается нарушение жирового обмена, из-за чего волосы становятся сальными, а лицо покрывается угрями.

Но при наличии наследственной склонности к серьезным заболеваниям в переходном возрасте следует проявлять повышенную осторожность и регулярно проходить медицинские осмотры.

Каковы особенности психического развития в переходном возрасте?

Подросток — это какой возраст с точки зрения психического развития? В чем его важность? К сожалению, многие родители не осознают того, что в переходном возрасте формируется не только мужское или же женское естество, но и психика человека.

Психологи выделяют три ключевые, главные характеристики переходного периода:

  • социальное развитие;
  • деятельность;
  • новообразования.

Под социальным развитием в этом возрастном периоде понимается в первую очередь общение со сверстниками. Если в детстве у человека в приоритете было мнение родителей, бабушек и дедушек, педагогов, то в отрочестве ситуация меняется. Наиболее важное значение в этом возрасте имеет мнение сверстников и ребят немного постарше. Именно их одобрения ищет тинейджер.

Что понимается под деятельностью? Психологические процессы, происходящие при повседневных занятиях. Например, в школе тинейджер сравнивает себя с другими, у него формируется представление о собственной личности. Осваивая какой-либо предмет, подросток оценивает его уже не на уровне интереса, а с позиции того, готов он этим заниматься или нет.

Новообразования – это все те психические процессы, которые не были свойственны ребенку, но появились в сознании тинейджера. То есть к ним следует отнести как интерес к противоположному полу, так и понимание ценности вещей, денег.

Подростковые страхи

Специфические страхи – это тоже возрастные особенности. В старшем подростковом возрасте дети, как правило, боятся следующего:

  • не быть собой;
  • неудач, провалов, казусов;
  • наказаний и осуждения со стороны сверстников;
  • физического несовершенства или же уродства;
  • одиночества;
  • отсутствия перспектив и возможностей для самореализации.

Каждый из этих страхов в той или иной степени присущ всем тинейджерам. Задача родителей заключается не в том, чтобы разубедить подростка, а в том, чтобы не зафиксировать его внимание на конкретном переживании, не превратить юношеский страх в фобию.

Достаточно парадоксально то, что на этапе младшего подросткового периода, тинейджеры почти не испытывают страха перед самостоятельной жизнью, а, наоборот, всячески стремятся к ней. Однако как только тенденция к взрослости меняется на ее чувство, этот страх тут же возникает.

Развитие подростка
psychbook.ru

Развитие подростка

Подростковый период — это переход из детства во взрослое состояние. Не существует чётко определённых возрастных пределов, однако обычно он определяется от начала пубертатного периода до 18-летнего возраста. В нашей стране проживают 7 млн подростков, что составляет 12-13% всей популяции.

Переход из детского состояния во взрослое заключает в себе множество биологических, психологических и социальных изменений:

I. Ранний этап подросткового периода.
— Биологические изменения детей подростков:
Ранний пубертат
У девочек — развитие молочных желёз, начало резкого ускорения роста
У мальчиков — увеличение яичек, начало роста гениталий

— Психологические изменения детей подростков: конкретное мышление, однако начинают развиваться представления о морали и осознание своей половой принадлежности

— Социальные изменения детей подростков: раннее эмоциональное отделение от родителей, начало выраженной идентификации себя среди сверстников, раннее исследовательское поведение, например, подростки могут начать курить

II. Средний этап подросткового периода.
— Биологические изменения детей подростков:
У девочек — завершение скачка роста, менархе (начало менструаций), изменение формы тела
У мальчиков — продуцирование спермы, мутация голоса, начало резкого ускорения роста.
Акне.
Стеснительность.
Увеличение потребности во сне

— Психологические изменения детей подростков: абстрактное мышление, однако всё ещё сохраняющее «бронебойность», улучшение вербальных навыков, может развиваться страстное следование определённой идеологии (религиозной, политической)

— Социальные изменения детей подростков: продолжающееся эмоциональное отделение от родителей, интерес к сверстникам противоположного пола, ранние профессиональные планы

III. Поздний этап подросткового периода.
— Биологические изменения детей подростков: у мальчиков — завершение полового созревания, продолжается увеличение роста, силы и оволосения тела

— Психологические изменения детей подростков: сложное абстрактное мышление, выявление различия между законом и нравственностью, улучшение контроля над импульсивностью, дальнейшее развитие самоосознания, дальнейшее развитие или отказ от идеологических воззрений

— Социальные изменения детей подростков: социальная автономность, могут формироваться близкие отношения, дальнейшее получение образования или трудоустройство, может начаться или продолжить формироваться финансовая независимость

Если изменения, связанные с половым созреванием, происходят раньше или задерживаются, то могут возникнуть сложности.

Когда терапевты имеют дело со всеми проблемами подросткового возраста, в процессе оказания медицинской помощи могут возникать проблемы. За теми, кто младше 16 лет, наблюдают педиатры; те, кто старше 16 лет, наблюдаются терапевтами взрослой сети и хирургами.

Однако удобства в педиатрических отделениях, например, детские палаты, могут быть приспособлены под нужды в большей степени маленьких детей, чем подростков, в то время как подростки могут быть ошеломлены клиническими состояниями, встречающимися в палатах для взрослых, и ожидаемой от них независимостью.

Развитие подростка
meduniver.com

CATEGORIES
Share This