Работа социального педагога с одаренными детьми

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённость — это высокий уровень развития каких-либо способностей. Одарённость бывает различной:

— социальная (лидерская), она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье;

— художественная (музыкальная, изобразительная, сценическая);

— психомоторная — исключительные спортивные способности;

— академическая проявляется в необычных способностях учиться;

— интеллектуальная — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты;

— творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонно мышлении.

Бывает скрытая одарённость, которая почти открыто не проявляется. Это:

— фанатики — дети, увлечённые каким-либо одним делом (компьютерные фанатики);

— лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;

— скромники — дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя;

— невротики и психопаты, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;

— чудаки (странные) — спокойные мягкие дети, они не любят конфликтов.

Общим для одарённых детей является потребность в знаниях. Одарённый ребёнок ищет общения со взрослыми, так как они понимают его, восхищаются им. Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивыё могут скандалить по пустякам.

Одарённый ребенок в семье — её гордость. Но чаще всего одарённость ребёнка в семье остаётся незамеченной. Это если ребёнок первый в семье или все дети талантливы, никто из них не выделяется, их воспринимают как обычных. Однако не все родителя гордятся одарённым ребёнком. Нередко они не хотят, чтобы ребёнок выделялся, а был «как все». Идеально, когда родители вовремя заметят одарённость и будут помогать ему. Иногда родителя «вымучивают» талант, что опасно для физического и духовного развития ребёнка.

Родители отмечают одарённость ребёнка чаще всего, замечая употребление сложных слов, раннюю речь, раннее усвоение счёта или чтения, хорошую память и огромное любопытство, быстрое воображение и восприятие. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей и создать условия для их развития.

Одарённые дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка, где ставят сверхзадачи.

Социальному педагогу, работая с одарёнными детьми следует:

— помнить, что как бы не был одарён ребёнок, его нужно учить, приучить к усидчивости, трудиться, самостоятельно принимать решения;

— анализировать своё отношение к этому ребёнку, чтобы выбрать правильный путь взаимопонимания с ним;

— помочь родителям развивать индивидуальные задатки, направлять к специалистам, организовывать консультации, осуществлять контакт между педагогами и родителями;

— воспитывать в детях терпение и ненавязчивость, т.к. одарённые дети, как правило, нетерпеливы в общении, демонстрируют собственные знания, поправляют ошибки других;

— помнить, что такому ребёнку необходима огромная загрузка, с дошкольного возраста приобщать к труду.

prerek.ru

«Особенности работы социального педагога с одаренными детьми»

Министерство общего и среднего профессионального образования Ростовской области

ГОУ СПО «Зимовниковский педагогический колледж»

Руководитель: Плотникова О.А.

ГЛАВА 1. Одаренные дети как объект психолого-педагогического исследования………………………………………………………….

§ 1. Основные теоретические подходы к рассмотрению и изучению проблемы одаренных детей………………………………………….

1.1 Понятие одаренности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..

1.2 Классификация видов одаренности……………………………..

§2 Исторический аспект исследования проблем одаренности……

§3 Психолого-педагогический инструментарий диагностики одарённых детей……………………………………………………………………

§ 4 Особенности воспитания и обучения одарённых детей………

4.1 Проблемы одаренных детей…………………………………….

4.2 Специфика работы с одарёнными детьми………………….…

4.3 Профессионализм педагога в работе с одаренными детьми…..

§5 Нормативно-правовая база социального педагога с одарёнными детьми…………………………………………………………………..

§6 Работа педагогов с одарёнными детьми в образовательных учреждениях……………….

5.1 Организация работы с одарёнными детьми в школах России…………………………………………………………………..

5.2 Организация работы с одарёнными детьми в Ростовской области.

§6 Условия успешной работы с одарёнными детьми…………….

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации работы с одарёнными детьми в общеобразовательной школе…………….

2.1 Методологический аппарат исследования…………………..……

2.2 Организация и методика опытно-экспериментального исследования по работе с одаренными детьми………………………………..………

2.3 Методические рекомендации классному руководителю и родителям по работе с одарёнными детьми………………………………………..

— 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

— 75 % выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались

нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

— почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

— по крайней мере, 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.

Ученые (И. Ньютон, Д’Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны. Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди – ученые, художники, управленцы – имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а, следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.

Совершенствование современного общего образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Актуальность практической работы специалистов с одарёнными детьми объясняется необходимостью формирования творческого потенциала молодого поколения, профессиональной элиты страны.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Учёные утверждают, что 99% людей используют возможности своего мозга всего лишь на 4%. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности неординарного мышления и поведения. И именно, высоко одарённые люди способны внести свой вклад в развитие общества.

В зону риска по признаку одарённости попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения. Следует также отметить, что последние имеют наряду с социально-лидерской и другие специальные виды одарённости (например, интеллектуальную), возможно, поэтому они и получают высокий авторитет у сверстников и педагогов.

Проблему одарённых детей, их особенности рассматривали отечественные и зарубежные учёные, такие как: Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Б. Клаус, Дж. Рензулли, С. Риз, Ж.Ш. Терансье, Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадрикова, Е.С. Белова, В.С. Юркевич и др.

Изучить теоретические подходы к рассмотрению и изучению данной проблемы.

Проанализировать опыт работы педагогов с данным контингентом детей.

Разработать систему работы с одаренными детьми, в зависимости от типа одаренности.

Апробировать на практике разработанную программу взаимодействия с данным контингентом детей.

Разработать рекомендации педагогам и родителям по работе с одарёнными детьми.

1. Теоретические – изучение педагогической, методической, специальной литературы по проблеме.

2 . Эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, наблюдения, анализ результатов деятельности.

3. Экспериментальные – психолого-педагогическая диагностика, педагогический эксперимент.

4. Социологические – анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе (теоретическая часть) рассматриваются основные теоретические подходы к изучению проблемы одаренных детей, понятие, классификация, история исследования детской одаренности в психолого-педагогической литературе, представлен диагностический инструментарий, выделены особенности воспитания и обучения данной категории детей, их проблемы, опыт работы педагогов с данным контингентом детей по России и Ростовской области, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ОУ, различных служб.

Во второй главе (практическая часть) описывается экспериментальное исследование по теме дипломной работы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент), представлены методические рекомендации классным руководителям, учителям и родителям по работе с одарёнными детьми. В заключении сделан вывод о подтверждении гипотезы. В приложении представлены диагностические методики, разработки занятий, тренингов.

В качестве источников применялась социально-педагогическая, психологическая и методическая литературы разных авторов, всего 29 источников.

Глава I. Одарённые дети как объект психолого-педагогического исследования

§1. Основные теоретические подходы к рассмотрению и изучению проблем одарённых детей

1.1 Понятие одаренности в психолого-педагогической литературе

Корень слова «одарённость» — «дар», следовательно, произнося это слово, уже допускается, что в психике есть что-то дарованное. И признаём, таким образом, что психика содержит нечто такое, что не воспитано, не выучено, не заработано, не заслуженно.

«Одаренные дети – национальная гордость. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы» [20, с.76].

Ещё в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить её никто не заставит. В какой-то мере это можно отнести к ученику: ведь обучение есть, прежде всего, процесс самообучения, и учителя в школах должны создавать мотив учения и помогать детям самостоятельно достичь высоких результатов.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, выявили, что нестандартно мыслящих людей: взрослых – 2%, подростков – 11% , 7-летних – 17% , 6-летних – 37%. Просматриваемая тенденция уменьшения одаренных людей с возрастом свидетельствует о том, что огромное значение на развитие творческих способностей, одаренности ребенка играет школа. Работа с одарёнными детьми требует глубокого понимания сущности одаренности. Существует множество подходов к рассмотрению данной проблемы. Приведём некоторые из них.

Л.С. Выготский писал: «…если мы знаем, как из слабости возникает сила, из недостатков – способности, то мы держим в своих руках ключ к проблеме детской одаренности».

«Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения,– считал А.Г. Маклаков.

Богоявленская Д.Б., Брушинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. в своей «Рабочей концепции одарённости» понятие «одарённость» трактуют как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов» [30, 11] .

Циркина С.Ю. под одарённостью понимает «качественное своеобразие сочетания способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов» [29, 6].

В научно-методичесской литературе (Н.А. Мечинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) одарённость определяется как значительное, по сравнению с возрастными нормами, опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных (музыкальных, художественных и других).

По мнению Титовой С.В. «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [23, 45].

Наиболее удачным следует считать определение одаренности, предложенное К.К.Платоновым. Он утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

В практике школьного обучения одарёнными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей, интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и другой. Или тех детей, которые выделяются яркими, очевидными достижениями в той или иной деятельности.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. («Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога».

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

В настоящее время психологи признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным успехам, но и по внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором обнаруживается одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке, несколько позднее — в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других, как правило, проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей (Лейбниц, Галуа, Гаусс).

Различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления их признаков, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит путем сравнения различных показателей со средней возрастной нормой.

Так, способности некоторых детей превышают средний уровень способностей их сверстников, однако в незначительной мере. Их одаренность далеко не всегда бросается в глаза. Однако они имеют, тем не менее, ее основные отличительные признаки и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами. Другие проявляют весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие склонности. Их одаренность, как правило, очевидна для окружающих. Наконец, существуют дети, которые настолько превосходят по своим способностям среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить об их исключительной, особой одаренности. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Вместе с тем они часто составляют «группу риска», поскольку имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

Учитывать степень выраженности одаренности весьма важно, так как существуют определенные закономерности в ее проявлениях и динамике в зависимости от ее уровня. Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации ее видов. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Интерес представляет классификация видов одарённости, разработанная отечественными психологами:

Общая одарённость (касающаяся всех сторон психической жизни ребёнка).

Специальная одарённость (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

Актуальная одарённость (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

Потенциальная или скрытая одарённость (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определённых условий).

Специальная одарённость в свою очередь имеет несколько характерных типов:

Академически одарённые и интеллектуально одарённые;

Спортивно и физически одарённые;

Творчески и художественно одарённые.

Академически одарённые – успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности.

Интеллектуально одарённые – всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это дети с врождёнными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандарт учебной задачи чаще всего не интересны.

Социально-лидерски одарённые – легко приспосабливаются к новым ситуациям, имеют тенденцию руководить играми или занятиями других детей.

Творчески одарённые дети – оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен.

Спортивно и физически одарённые дети – имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем и выносливостью.

В образовательной деятельности часто рассматриваются три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Знание видов классификации одаренности дает возможности социальным педагогам в своей работе учитывать категории одаренности, осуществлять индивидуальный подход к детям, уделять им особое внимание с учетом специфических особенностей одарённости каждого.

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

«* ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

социальную, иначе лидерскую;

художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую;

психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;

академическую, которая проявляется в необычной способности к учению.

интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;

творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.

лОдаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчив74, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все).

/Охарактеризованные качества одаренных детей требуют к ним особого подхода, и не случайно одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.

В этих школах учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ребенка. Где ему должны быть поставлены сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям. „ *-‘

Работа педагога в такой школе — сложный и тяжелый труд, так как одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного, мышления преодолевать барьер зазнайства.

Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей можно выделить:

фанатов, увлеченйых каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;

лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;

скромников — детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;

невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;

чудаков или странных — спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, воспитателей.

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ

Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Но часто одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Особенно если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Однако не все родители гордятся своим ребенком. Нередко они не хотят, чтобы он чем-то выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его талантливость.

Но встречается и другая ситуация, когда родители «вымучивают» талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное физическое здоровье можно поправить, но трудно восстановить здоровье духовное.

Родители замечают одаренность ребенка чаще всего по раннему развитию речи, употреблению сложных слов, раннему усвоению счета или чтения. У него цепкая память, быстрее восприятие и богатое воображение, он любознателен.

1-Задача родителей — вовремя заметить проявление талантливости у своих детей и создать условия для ее развития. При этом важно адекватно относиться к такому ребенку, не следует выделять его среди других детей, так как это может вызвать негативную реакцию с их стороны, а у самого ребенка могут развиться такие отрицательные черты характера, как зазнайство, заносчивость, пренебрежение к людям.

Родителям следует учитывать также и то, что у разных детей разная энергия развития, и подчас отстающие в развитии дети впоследствии перегоняют своих более продвинутых сверстников. Здесь как всегда важно соблюдение меры: недопустимы ни чрезмерное давление на ребенка, ни самотек в его воспитании и развитии. Любовь к детям, чуткость и такт помогут родителям определить эту меру.

Ответственность в работе с одаренными детьми лежит не только на семье, но и на воспитателях детских садов, учителях, психологах, социальных педагогах, которые, представляя интересы государства и ребенка, помогают родителям в воспитании будущих ученых, деятелей культуры и искусства.

МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Социальный педагог организует для родителей консультации специалистов с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителями. Он организует творческий труд детей, в частности принимая участие в создании Домов детского творчества (обычно на базе Домов пионеров), где в самых разнообразных видах деятельности реализуются творческие возможности талантливых ребят.

Так, в клинском Доме детского творчества существует школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4 лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Они собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают родители.

Кружковцы готовят проведение таких народных праздников, как День Ивана Купалы, Масленица, Рождество. Дом детского творчества посещают 2 тысячи ребят. Отчет работы кружка — это концерты перед населением и ярмарки детских поделок.

Одна из проблем одаренных детей — школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимания учителей и не вызывать негативной реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявлять таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются.

Но даже если учитель заметил способности ребенка, ему некогда заниматься с ним на уроке. Его он спрашивает реже, чем остальных учеников, поскольку уверен, что этот ребенок знает урок. Такой ученик предоставлен сам себе, он как бы на особом положении. В результате он отторгается от ученического коллектива, у него формируются отрицательные черты характера, снижается успеваемость.

Образование, необходимое одаренному ребенку, можно обеспечить только гибкими методами обучения. Более приспособлена для этого система сельской малокомплектной школы, где дети разного возраста учатся в одном классе. В городских школах уже сейчас практикуются экстернатное или ускоренное обучение по одному или двум предметам, посещение учащимися вузовских лекций по тем предметам, по которым они преуспевают.

Об ускоренных классах в начале XX в. писал русский философ В.В.Розанов: «. даровитый ученик не устает вовсе, не устает никогда трудиться над возбуждающим его дарование предметом». Он считал, что в развитии таланта помогут специальные учебники, специально подготовленные творческие учителя и рационально организованный учебный процесс.

В ряде школ практикуется перевод одаренных детей в более старший класс, однако здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физически и социально остаются в своем возрасте. Отсюда неврозы, беспомощность в общении, оторванность от быта, жизненных проблем. Кроме того, ребенок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервную и психическую перегрузку.

Если со стороны учителей-предметников есть показания для перевода ребенка в более старший класс, социальный педагог должен внимательно ознакомиться с этим ребенком, проконсультироваться с психологом и только тогда давать родителям совет о его дальнейшем обучении.

Социальный педагог предлагает родителям обратить внимание на следующие моменты:

• достаточно ли ребенок физически развит, чтобы вместе со старшими детьми принимать участие в их играх и занятиях? Если нет, у него может сложиться о себе мнение как об отстающем, причем не только физически, но, возможно, и умственно. Учителя могут вскоре забыть его истинный возраст и неадекватными требованиями усилят это его негативное переживание;

• обладает ли он достаточными умственными способностями, чтобы на равных играть со старшими детьми? Если он всегда играет в группе роль младшего и соответственно себя ведет, то дети, скорее всего, исключат его из игры, а это его огорчит;

• достаточно ли он социально зрел, чтобы проводить в школе весь день в обществе старших детей? Пять дней в «еделю тю восемь часов в день вести себя так, как будто ты старше, чем ты есть, — это требует немалого усилия. Стоит ли возлагать такую ношу на плечи ребенка на все школьные годы?

Как правило, даже для самых одаренных детей досрочный переход в старший класс — это не самое лучшее решение. Гораздо полезнее бывает обеспечить им дополнительную нагрузку как в школе, так и вне ее.

Развитие и обучение одаренных детей требует создания специальных учебных заведений — лицеев и гимназий для одаренных, специальных классов в массовых общеобразовательных школах. Здесь могут осуществляться и индивидуальный подход, и ускоренное обучение.

В завершение темы приведем текст доклада известного отечественного педагога-дефектолога В.П.Кащенко (1870—1943) на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в декабре 1910 г.

НУЖНО ЛИ ВЫДЕЛЯТЬ ДАРОВИТЫХ ДЕТЕЙ ИЗ ОБЩЕЙ МАССЫ ШКОЛЬНИКОВ?

. Итак, речь идет о даровитых детях наших учебных заведений. Следует ли оставлять их в этих учебных заведениях, или их надо выделять? Вот вопрос, интересующий нас.

Для решения этого вопроса обратим внимание на отношение школы к своим питомцам. Самым существенным недостатком здесь можно отметить то, что наша школа не считается, да и не может считаться, с индивидуальной психологией каждого ребенка. Требования ее рассчитаны на силы и способности предполагаемого среднего ученика, ученика со средними способностями, естественно поэтому, что они не годятся по ту или другую сторону средней нормы. Поэтому, если еще можно сказать, что школа удовлетворяет своих средних учеников, то утверждать это совершенно невозможно, когда дело касается даровитых и слабых учеников.

Почему это так? Современная школа имеет дело с крайне разнородной массой учеников: вы найдете все степени по качеству и количеству интеллектуального развития, перед вами пройдет учащийся с общим высоким дарованием или дарованием в той или иной области, здесь же посредственность, здесь же различные формы умственной дефективности.

Школа берет на себя огромную ответственность: она должна развить все способности до их возможного высшего уровня.

Такое положение будет до тех пор, пока школа не захочет облегчить сама себя, произведя дифференциацию в среде своих питомцев. Такая дифференциация отчасти уже существовала в Западной Европе, Америке, Японии, где в нормальную (элементарную) школу не принимают детей, у которых можно подозревать ту или иную форму умственной дефективности; этих последних помещают либо в так называемую вспомогательную школу, либо в закрытое учебно-воспитательное заведение, физически дефективные дети также выделяются в специальные школы или заведения.

Наконец, существует еще более детализированная дифференциация в форме мангеймской системы; в последней кроме нормальной и вспомогательной школ существует как переход также и так называемая повторительная, куда попадают дети, представляющие средний тип между учащимися нормальной и вспомогательной школ.

Результатом этого является то, что, с одной стороны, нормальная школа значительно облегчает свою задачу; с другой стороны — значительно улучшает положение своих неуспевающих учеников, так как и вспомогательная, и повторительная школы больше считаются именно с их психологическими и физиологическими особенностями.

Кого же из детей можно признать за даровитого ребенка? Делаю попытку ответить на этот вопрос, сознавая всю его трудность, лишь для того, чтобы в общих, несколько грубых чертах отметить своеобразность психологической организации даровитого и показать, как трудно ему, а часто и невозможно, мириться с укладом и требованиями нашей современной школы.

Под дарованием надо разуметь некоторые свойства интеллекта и также другие стороны нашего душевного склада, в силу которых данный индивид производит эффект в той или иной области с минимальной затратой труда и энергии. Или, другими словами, даровитый субъект-такой, который при той же затрате энергии в данной области сделает больше, чем средний по способностям; в этом заключается совершенство (превосходство) даровитого. Какие моменты психики играют наибольшую роль при таком совершенствовании, до сих пор мы не можем сказать с определенностью.

Надо, однако, предположить, что даровитость, главным образом, относится к области интеллекта и представляет собой как бы особую напряженность и живость интеллектуальных процессов. Обладая, по-видимому, большой способностью сосредоточивать внимание в определенной области, обладая более совершенной апперцепцией [непрерывная связь старого материала с новым, установление связей новых знаний со старыми], даровитые дети лучше воспринимают впечатления и претворяют их в представления и понятия.

. Кроме непосредственного восприятия громадную роль у некоторых играет эмоциональная сфера и воображение, которое открывает им целый мир новых образов; работа воображения бывает при этом до такой степени напряженной, что эти образы .принимают характер как бы галлюцинаций даже без того, чтобы данный субъект затрачивал большие усилия для этого; недаром великие музыканты, поэты нередко жалуются, что их преследуют музыкальные мелодии, поэтические образы и картины.

Так, известный художник Н.Рерих говорит, что часто помимо его воли перед ним возникала во всей полноте задуманная им картина. Наконец, для творчества даровитого человека характерна также наличность большего, интенсивно выраженного к творчеству интереса, который может перейти в беззаветную любовь. Гончаров вынашивал своих Обломова и Райского по несколько лет, не переставая любить их.

Обратимся теперь к даровитым детям в школе. Вероятно, каждый помнит, что в среде его школьных товарищей был хотя бы один такой даровитый. Большей частью такие даровитые дети, юноши, однако, учатся из рук вон плохо и нередко считаются худшими учениками в классе. Здесь кстати будет процитировать Н.И.Пирогова, который так хорошо знал школьное дело и который в своей статье «Школа и жизнь» пишет: «Сколько учеников слывут в школе тупоголовыми, а в жизни оказываются умнее своих учителей». Нелишне будет вспомнить исторические примеры. что Наполеон считался одним из последних учеников Бриенской военной школы. Гениальный Ньютон и в средней школе, и в высшей считался за малоспособного. Известный натуралист Александр Гумбольдт также отставал в школе от своих сверстников.

Одним из видных свойств даровитых является оригинальность мышления, которая не мирится ни с каким притязанием школы подчинить ее правилам и требованиям, выработанным по иному масштабу. Зачастую мышление это выражено определенно направленным интересом. В то время, как школа требует от него одинакового участия во всех занятиях, начиная от латинской грамматики и кончая естественной историей, его мысль витает в какой-нибудь определенной области, и школа только мешает этой работе мысли: только подавляетее.

. При наличности разностороннего дарования данные субъекты легко справляются с задаваемой им школьной работой. К их способностям предъявляются слишком минимальные требования; способности их не упражняются, ум не приучается пользоваться ими. Требования школы должны быть больше согласованы с силами ученика; не посягая на его самостоятельность и оригинальность, должны побудить эти силы производить весь тот полезный эффект, на который они способны, чем приучить данный организм в нужный вызванный жизнью момент живо ответить на данное раздражение, — это и есть приучение индивида к управлению своими силами вообще и своими дарованиями в специальной области, в частности.

И вот такой недовольный школьным преподаванием ученик начинает самостоятельно заниматься, так как школа ему только мешает. Предоставленный самому себе, он не всегда получит необходимую общую подготовку, не выработает в себе работоспособность, но, увлекшись какой-нибудь отраслью знания или искусства, сделается дилетантом, недоучкой.

Общее образование необходимо, и только на фоне этого общего образования могут получать дальнейшее полное развитие дарования в тех или иных областях. Мы только настаиваем на необходимости привести в гармонию эти дарования с общим развитием. На этом основании школа должна приноровиться к своим одаренным воспитанникам, иными словами, для них должна быть создана специальная школа, которая принимала бы во внимание своеобразие их организации. Такая школа должна иметь особую программу, настолько гибкую и подвижную, чтобы модифицироваться в каждом отдельном случае. Повторяем, современная общая школа — для учеников со средними способностями, но не для одаренных.

. Сколько талантов погибает в пучине случайностей русской жизни. Положим, Ломоносов, Горький, Шаляпин выбились из этой пучины, но ведь им помог случай, который не всегда приходит вовремя.

То положение, что гений всегда пробьется, в корне неверно. Между тем на этом пути даровитому приходится затрачивать, может быть, лучшие элементы своего дарования, и он подчас губит их безвозвратно.

Далее противники приводят такое возражение, что не следует удалять даровитых детей из общей школы, так как этим последняя как бы лишается ее лучших элементов, которые оказывают плодотворное влияние на остальных средних. Но позвольте, что же это за аргумент? За что вы хотите приносить в жертву даровитых детей посредственности? Это, по меньшей мере, оригинальное использование неразвернувшихся дарований на пользу процветания среднего индивида. Можете чем хотите поднимать дух соревнования в классе, но только не глушите зачатков великих, быть может, дарований, которым вы должны дать возможность развернуться во всю ширь и мощь. Они с лихвой возместят вам принесенную им жертву.

Что касается до таких аргументов. что I. в классах специальных школ было бы больше опасности переутомления ввиду большого разнообразия дарований учеников или что II. для характера ребенка было бы вредно сознание, что он принадлежит к избранным. Оба эти аргумента также несостоятельны.

Переутомление устраняется уменьшением до минимума числа учащихся в классе, сознание же превосходства над остальными больше угрожает в общей школе, ибо там данный ученик постоянно убеждается в этом превосходстве над своими посредственными товарищами; в специальной же школе преимущество одного ученика будет уравновешиваться преимуществом другого.

Слышим мы соображения и такого рода, что, мол, как же отобрать таких детей, где данные, на которых при этом надо базироваться?

Эти соображения не должны нас останавливать. В истории лечебной педагогики можно найти очень ценные указания и факты по этому поводу.

С другой стороны, и в настоящее время, еще без разработанной методики, есть возможность в известных случаях бесспорно сказать, что данный ученик представляется даровитым.

В. Освальд в своей книге «Великие люди», психологически разобрав биографии нескольких известных исследователей, не без основания указывает, что характерным свойством великих людей наряду с самостоятельностью и оригинальностью мышления является раннее созревание. В наличности этого фактора мы действительно убеждаемся на многих примерах. Не говоря уже о таких известных, как Дж. Ст. Милль, уже в 9-летнем возрасте владевший латинским и греческим языками, как Лермонтов, начавший писать стихи с 10 лет, и т.п., при более внимательном наблюдении за даровитым ребенком мы очень часто более или менее правильно можем представить себе, куда направлено его дарование.

Как должна быть устроена специальная школа, кому это поручить, откуда взять учителей и учеников, как выделять их из общей массы школьников, с какого возраста, какую установить программу, учебный план — эти вопросы считаю важными, но не останавливаюсь на них, чтобы не уклониться в сторону. Пока важно осознать необходимость такой дифференцировки и создания специально организованных школ.

Итак, интересы даровитого ребенка требуют, чтобы его взяли из неблагоприятной для его развития общей школы и поместили в специально созданную для него школу. Надо помнить, что всякое великое дарование, получившее правильное и максимальное развитие, представляет большое социальное благо, поскольку оно служит дальнейшему культурному прогрессу. . «Человечество движется вперед благодаря избранным», — говорит Бине, поэтому обществу выгодно, чтобы избранные повсюду культивировались надлежащим образом. Ребенок с высшими умственными способностями есть сила, которой нельзя дать погибнуть.

Печатается по изд.: Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. — М., 1990. — С. 480-467.

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1989.

Вроно Е. Несчастливые дети — трудные родители. — М., 1997.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. — М., 1990.

Клименко В.В. Психологические тесты таланта. — Харьков, 1996.

Психология одаренных де! ей и подростков/ Под ред. И.С.Лейтеса. — М., 2000.

Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1973. Фридман Джоан. Ваш умный ребенок. — М., 1996. Фридман И. Себя как в зеркале я вижу. — М., 1996. ‘

Еще по теме РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

«* ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ:

Методы работы социального педагога с одаренными детьми

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Одаренные дети.pptx» можно в zip-архиве размером 508 КБ.

«Одарённость» — Определение склонностей. Творческая одарённость. Форма проявления. Ускорение обучения. Музыкальная одарённость. Анатомо-физиологические особенности. Виды активных форм организации обучения. Метод кейсов. Специфика одарённости. Критерии. Специализация полушарий. Степень сформированности. Широта проявлений.

«Одарённые личности» — Цели урока. Можно развить способности, но чрезвычайно развитые способности не всегда желательны. Что такое самооценка. Ницше- считал, что сверхчеловеки творят историю. Стать гением. Одаренные дети. Дети должны превосходить родителей, но стать гениальным по желанию родителей нельзя. Эйнштейн менделеев п. Гоген аксаков.

«Формы и методы работы с одарёнными детьми» — Развитие учительского потенциала. Направления инициативы. Устаревшие технологии обучения. Ментальные карты. Достижения учащихся во Всероссийской олимпиаде. Дистанционное обучение. Современные формы и методы работы с одаренными детьми. Достижения учащихся. Классификация В.В.Гузеева. Есть ли выход. Внешняя сторона процесса.

«Работа с одарёнными детьми» — Совершенствование исследовательских навыков. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. Факультативы. конференция. Профильные спецкурсы. Творческий этап. «Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.

«Программа работы с одарёнными детьми» — Образовательная политика Японии. США. Пессимист. Мотивация на результат. Математик. Средовые факторы. Два лагеря. Способность видеть различные решения. Френсис Гальтон. Интеллект. Креативность. Ценность нации. Высокие творческие способности. Модель интеллектуального климата. Главный сайт. Опрос. Интеллект не является характеристикой.

«Работа школы с одарёнными детьми» — Основные мероприятия по реализации направлений проекта. Работа по выявлению и развитию индивидуальных способностей одаренных детей. I направление. Планирование проекта. Цели проекта: Проблема проекта: Ожидаемые результаты проекта. Практическая часть проекта. Ресурсы проекта. Работа с педагогами в целях повышения квалификации по работе с одаренными детьми.

Всего в теме «Одарённые дети» 13 презентаций

Источники:
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ Одарённость — это высокий уровень развития каких-либо способностей. Одарённость бывает различной: — социальная (лидерская), она не вызывает
http://studbooks.net/755888/pedagogika/rabota_sotsialnogo_pedagoga_odaryonnymi_detmi
prerek.ru
prerek.ru «Особенности работы социального педагога с одаренными детьми» Министерство общего и среднего профессионального образования Ростовской области ГОУ СПО «Зимовниковский
http://prerek.ru/safia/osobennosti-raboti-socialenogo-pedagoga-s-odarennimi-detemi/main.html
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ~ * ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: Одаренность — это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Различают одаренность: социальную, иначе лидерскую; художественную — музыкальную, изобразительную, сценическую; психомоторную, определяющую … — —
http://texts.news/pedagogika-lektsii-sotsialnaya/rabota-sotsialnogo-pedagoga-odarennyimi-detmi-24317.html
Методы работы социального педагога с одаренными детьми
Содержание: Методы работы социального педагога с одаренными детьми., Слайд: 37, Презентация: Одаренные дети.pptx, Тема: Одарённые дети, Урок: Педагогика
http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/odarennye-deti-252781/metody-raboty-sotsialnogo-pedagoga-s-odarennymi-detmi-37.html

CATEGORIES