Психология семейных отношений

Все о психологии

Как показывает статистика, число неблагополучных семей возрастает из года в год. Основными причинами являются: алкоголизм одного из супругов, нарушение коммуникативной связи между супругами, возникновение неудовлетворенных потребностей в любви, уважении и признании, что приводит в напряженности, возрастанию эмоционально-личностных расстройств, утрате чувства безопасности и любви, нарушению личностного роста каждого из супругов. В такой ситуации довольно отчетливо прослеживается изменение демографической ситуации (а именно падение рождаемости и увеличение однодетных семей); увеличение числа разводов (каждая третья семья распадается в первые годы совместной жизни) и рост неофициальных (гражданских) браков.

Семья – это колыбель духовного рождения и воспитания нового человека. За счет разнообразия отношений в семье, непосредственности и обнаженности чувств, а также их проявления, внимания к ребенку и складывается наиболее благополучная среда воспитания, а также нравственное и эмоциональное воспитание личности. Именно в раннем детстве начинается развиваться личность. Все возникающие кризисные ситуации в семье приводят к конфликтам и имеют свои определенные закономерности, которые и рассматривает психология семейных отношений .

Психология семьи рассматривает любой конфликт, как столкновение и противоборство, возникающее между людьми, проживающими вместе, которые несовместимы друг с другом, в результате чего не могут удовлетворить потребности другого супруга. Каждый участник конфликта вполне адекватно осознает собственные цели и мотивации, получаемые от проявления конфликтных ситуаций. Как правило, провоцирование конфликтных ситуаций в семье связано с желанием и потребностью удовлетворения собственных нужд и потребностей, а также нужд и потребностей другого супруга, а также создания условий, отвечающих данным потребностям. Причин возникновения конфликтов достаточно много:

  • Неудовлетворенность потребности в значимости и ценности,
  • Неуважительные отношения,
  • Неудовлетворение сексуальных потребностей,
  • Депрессии, психические напряжения,
  • Финансовые разногласия,
  • Неудовлетворение потребностей в обустройстве домашнего очага, питании и прочих благ,
  • Отсутствие взаимоподдержки и помощи,
  • Различные взгляды на интересы.

Психология семьи и семейных отношений позволяет реально подойти к решению данной проблемы, что позволяет избежать ряда проблем и ошибок, которые наиболее часто возникают в семье. Для поддержания стабильности и благополучия в семье необходимо:

  • Реально рассмотреть все существующие противоречия до вступления в брак, поскольку затем они только усилятся;
  • Не нужно строить иллюзий – это убережет вас от лишних разочарований;
  • Трудности нужно не избегать, а пытаться решать совместными усилиями – это сделает семью более крепкой и стабильной, вы научитесь приходить к двустороннему компромиссу;
  • Научиться предугадывать и узнавать о потребностях и желания другого супруга и многое другое.

Источник:
Все о психологии
Семья – это колыбель духовного рождения и воспитания нового человека. За счет разнообразия отношений в семье, непосредственности и обнаженности чувств, а также их проявления, внимания к ребенку и скла
http://www.edu-psycho.ru/psihologiya-semeynyh-otnosheniy-konflikty-v-seme.html

Жизнь в браке: ожидание и реальность

Вступая в брак, люди редко готовятся к сложностям совместной жизни и зачастую оказываются безоружными перед ее суровыми проявлениями. Сегодня мы узнаем о самых распространенных проблемах и заблуждениях, с которыми могут столкнуться супруги.

Наш эксперт психолог Светлана Башмакова развенчает все стереотипы, связанные с жизнью в браке.

Выходить замуж нужно как можно быстрее, чтобы партнеры не приелись друг другу

Ожидание: первое время партнеры демонстрируют только свои положительные качества, а истинная суть человека становится понятной только через время. И если «настоящее лицо» второй половинки очень отличается от идеального образа, созданного в букетно-конфетный период, супругов ждут серьезные проблемы – ведь к новому персонажу надо будет привыкнуть.

В реальности: все неприятные открытия следует сразу обсуждать. Объясняйте партнеру, что именно вас не устраивает, прислушивайтесь к тому, что не устраивает его. Установите рамки, которых вы оба будете придерживаться, чтобы не нарушать принципы партнера. Обязательно найдите общую цель, к которой вы будете стремиться, иначе противоречия и взаимная неудовлетворенность могут разрушить ваши отношения.

Ожидание: многие думают, что после брака партнеры и их привычки изменятся, что отношения станут качественно новыми, однако это не так. Да, предсвадебная суета, подарки и веселье могут на какой-то срок оживить чувства, но затем быт и ежедневные заботы очень быстро поглотят даже эти всплески радости.

В реальности: не нужно искать в браке спасение от скуки в отношениях, лучше задумайтесь над тем, что можно сделать, чтобы снова разжечь огонь. Возможно, вы настолько привыкли друг к другу, что не считаете нужным говорить комплименты, дарить подарки, восхищаться победами своего партнера. Постарайтесь уделять больше внимания любимому человеку и не жалейте времени и сил на то, чтобы удивлять и радовать его.

Если один из партнеров не хочет вступать в брак, другой должен разбудить в нем ответственность

Ожидание: желание вступить в брак – не вопрос ответственности или долга, а трезвое решение, поэтому принимать его нужно добровольно. Брак под давлением не приносит удовольствия, поскольку заставляет человека отказываться от своих интересов в угоду партнеру.

В реальности: признайте факт того, что каждый вправе самостоятельно решать, нужна ли ему свадьба, и если ваше мнение не совпадает с желанием партнера, то постарайтесь взвесить, насколько для вас вопрос критичен. Поговорите с ним откровенно, узнайте, чем он аргументирует свое решение, и проявите уважение к его точке зрения. Если он не планирует семью, а вы только об этом и думаете, возможно, стоит освободить место для того человека, который хочет того же, что и вы.

Ожидание: появление ребенка – это всегда кризис для отношений, результат которого невозможно предсказать заранее. Поэтому никто не сможет однозначно сказать, следует ли примерять новые для себя роли супругов и родителей одновременно.

В реальности: присмотритесь к своему партнеру, и если чувствуете в нем готовность быть достойным помощником в воспитании ребенка, смело идите в ЗАГС! Но если есть какие-то колебания и сомнения, лучше немного подождать. Ни в коем случае нельзя связывать свою жизнь с недостойным человеком только по причине беременности – именно из-за таких ситуаций многие родители винят детей в собственной неудачной жизни.

Источник:
Жизнь в браке: ожидание и реальность
Психолог развенчает все стереотипы, связанные с жизнью в браке.
http://www.wday.ru/seks-otnosheniya/psihologiya/jizn-v-brake-ojidanie-i-realnost/

Психология отношений мужчины и женщины

Ни для кого не является великим секретом то обстоятельство, что психология взаимных отношений мужчины и женщины существенно различимы. Женщины считаются более романтичными, для них в жизни расставлены определенные приоритеты, большинство из представительниц прекраснейшей половины человечества стремятся к тесным семейным отношениям и к последующему рождению детей.

Мужчины же призваны быть завоевателями, их увлекает гонка жизни, в которой они обязательно должны выйти победителями. Саму жизнь мужчины и женщины также воспринимают по-разному.

По своему физическому строению мужчины всегда сильнее женщин, но они уступают последним в моральных чувствах. Представители сильнейшей половины человечества часто не могут выдержать эмоциональных потрясений жизни, хотя никаким образом не показывают свои чувства. Психология мужчин заключается в том, чтобы скрыть свои эмоции в глубине своей души, а на людях казаться всегда сильным и уверенным в себе.

Психология отношений с партнершами настроена таким образом, чтобы удивлять и покорять своих избранниц своими качествами, дарованными мужчине свыше. Немалую роль здесь играет прекрасная фигура или брутальный внешний вид. К сожалению, мужчины стремятся пробраться в те глубинки души у женщины, которые им кажутся наиболее отчужденными.

Пока у них есть интерес, они пытаются сделать все возможное, чтобы очаровать и обезоружить своих избранниц. Но вот в личностных отношениям мужчинам не присуща лояльность или гибкость, они в редких ситуациях идут на уступки и делают что-то наперекор своим желаниям. Многие представители сильнейшей половины человечества могут легко обидеть свою спутницу, ведь они уверенны, что им многое позволительно всего лишь за то, что они родились мужчинами.

Психология мужчин сложна, она скрыта от посторонних глаз, поэтому раскрыть ее бывает достаточно сложно.

Каждый человек имеет положительные и отрицательные стороны своего характера, но отличительными особенностями в психологии личностных отношений мужчины и женщины являются следующие аспекты:

  • желание всегда быть победителем;
  • честолюбие;
  • склонность к обобщению;
  • стремление к постоянному успеху;
  • тяга быть лидером;
  • преобладание логического склада мышления;
  • отличная способность умело ориентироваться во времени и в любом пространстве;
  • направление интересов в техническую сторону;
  • умение воспринимать все события в их естественном целом;
  • склонность к романтике.

В большинстве случаев представителям сильной половины человечества дан природой темперамент холерика. Холерикам больше свойственна пессимистичность в действиях, они раздражаются по малейшим пустякам, в общении всегда резки, проявляют напористость, твердость и непреклонность.

Психология мужчин объединяет их в том, что они бывают агрессивными, дерзкими, энергичными, нетерпеливыми, резкими, волевыми. Психология семейных отношений построена таким образом, что мужчины показывают себя всегда главными в доме.

Например, при виде грязной посуды они не раздражаются, а моют испачканные тарелки сами. Позже они высказывают спутнице жизни, что им пришлось заниматься ненужными делами, тем самым показывая, что он является лидером.

В мужчинах присутствует гордость за самих себя, часто они словами и действиями показывают, что они находятся на высшей ступени жизни от женщин. Помимо гордости им присуща и тщеславность. Мужская психология устроена таким образом, что они редко с большим требованием относятся к себе и к окружающим их людям. Самое главное, это чувствовать собственный комфорт и совершенно не важно, как они выглядят при этом.

Мужская психология не позволяет указывать кому-либо на их собственные недостатки, особенно, если это делается прилюдно. Представителям сильнейшей половины человечества всегда важно казаться себе и окружающим идеалом, лишенных всяческих отрицательных качеств. Если кто-либо тыкает в него пальцем и говорит, что что-то не так, то мужчин это не столько раздражает, сколько они теряют уверенность в собственном идеале. Конечно, критиковать мужчин необходимо, но в каждой критике обязательно должны присутствовать и нотки похвалы. В этом случае они задумаются над своими действиями и постараются сделать себя еще лучше, чем им кажется, что они есть.

Психология отношений мужчин и женщин различна, в семейной жизни очень важно понимать друг друга и воспринимать такими, как есть. А вот пытаться переделать спутника жизни или искоренить какие-либо черты в его характере — это сделать первый шаг к разрыву отношений.

Психология мужчин устроена таким образом, что они воспринимают все обстоятельства такими, как они есть. А вот женщинам свойственна воздушность, поэтому часто кажется, что они идут совершенно непонятным путем и решают возникающие проблемы только по понятной им самим лишь логике.

Самое главное для женщины — это счастливый брак и прекрасные дети. Психология семейных отношений у них построена таким образом, что взаимоотношения внутри семьи доставляют либо счастье, либо душевные страдания. Основной ошибкой женщины является то, что они пытаются во всех случаях идеализировать не только себя, но и своего партнера. Женщинам сложно понять, что человеку свойственно иметь отрицательные стороны характера, также им противоречит то, что люди могут ошибаться.

На сегодняшний день психология семейных отношений выглядит остро. Все дело в том, мир несколько поменялся в своих приоритетах, поэтому семья и брак уже не так важны для людей, но вот взаимные отношения все же должны присутствовать.

Рассмотрим, какова психология отношений у женщин в некоторых ситуациях.

В современной жизни многие женщины предпочитают иметь отношения именно с женатыми людьми, нежели со свободными и одинокими. Почему так происходит? Женатый человек внушает уверенность, у него имеется определенный опыт, и он умеет быть главой семьи, что так важно для женщин.

Кроме всего, женатые люди полны жизненных сил, при встрече с новой избранницей, они обретают особый шик. Психология мужчин в данном случае направлена на интерес, пока им интересна женщина, они стараются выглядеть в ее глазах достойно. Еще одно положительное качество для женщин в данном случае в том, что женатые люди имеют хороший материальный достаток и не скупятся на подарки и различные романтические сюрпризы. Имеются и отрицательные стороны таких отношений: ревность к семейным отношениям, одиночество женщины, невозможность совместного отдыха и т. п.

У всех супругов психология отношений различна, в некоторых аспектах они согласны друг с другом, а в некоторых возникают противоречия. В некоторых ситуация семейная жизнь вызывает огорчения. Романтика влюбленных заканчивается, когда им приходится столкнуться с бытовыми проблемами. Семейные отношения должны пройти длительный путь для достижения понимания.

Очень редко женщины бывают довольны браком. Семья и брак всегда представлены у них в идеальном варианте, а на деле приходится решать множество возникающих проблем. Мужская психология семейных отношений в данном случае проста: они достигли того, чего желали и теперь способны жить спокойно. Но женщинам всегда необходима подзарядка, как моральная, так и романтическая.

После того, как возлюбленные начинают жить вместе, супруг становится уверенным в своей позиции. Психология мужчин не направлена на то, чтобы стараться изменить свою избранницу, как правило, чтобы вступить в брак, они все тщательно продумывают. В семейных отношениях муж всегда более предсказуем, чем женщина. Но в семейных ссорах мужчина резок, чем способен обидеть женщину.

Супруг будет видеть жену беззащитной и нуждающейся в поддержке только тогда, когда она сама покажет ему в этом необходимость. Сильные личности часто ссорятся, их семейная жизнь наполнена обидами и темпераментными ситуациями. Психология отношений, где муж — глава, а жена — подчиненная, более благоприятна, так как такой брак долговечен и более нравится мужчинам.

В настоящей современности разновозрастные браки не редки. Разница в возрасте часто составляет около 20-ти лет. В таких отношениях старшая женщина становится наставником для своего супруга, она его многому учит и во всем помогает. Мужская психология в этом случае проста, ему необходима забота не сколько женщины, сколько «мамы».

Источник:
Психология отношений мужчины и женщины
Психология отношений у женщин и мужчин различна. Мужчины желают быть лидерами, а женщинам важна забота. Семейные отношения между ними имеют частые проблемы.
https://godsvadba.ru/family/psixologiya-otnoshenij.html

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ.

1. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ О СЕМЬЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЕМЬИ И БРАКА

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Ба-хофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.

Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).

Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).

Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).

Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).

Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).

Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

Национальные особенности семейных отношений

До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество трактовалось исследователями как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с соответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п.

В этнографии накоплен обширный материал, отражающий национальные особенности отношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей жены, детей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спартанец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здоровые мальчики.

В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Большое значение придавалось свадебной церемонии, чрезвычайно дорогой, расписанной до мелочей. Авторитет отца был исключительным, дети подчинялись только ему. Женщина считалась частью имущества мужа.

Наука располагает обширной информацией о влиянии христианства на институт семьи во многих странах мира. Церковная доктрина освящала моногамию, сексуальную чистоту, целомудрие, предавала анафеме многоженство и многомужество. Однако на практике духовенство далеко не всегда следовало церковным канонам. Церковь превозносила девственность, воздержание при вдовстве, добродетельное супружество. Браки христиан с иноверцами считались греховными. Либеральное отношение к ним было лишь в период раннего христианства, поскольку считалось, что с помощью брака христианин может обратить в истинную веру еще одного заблудшего.

На раннем этапе христианства супружество считалось частным делом. В дальнейшем закрепилась норма вступления в брак с согласия священника. Даже вдова не могла снова выйти замуж без его благословения.

Церковь диктовала и правила сексуальных отношений. В 398 г. Карфанесским собором было принято решение, по которому девушка должна была хранить девственность три дня и три ночи после свадьбы. И только впоследствии было разрешено вступать в половые сношения в брачную ночь, но только при условии уплаты церковного сбора.

Формально христианство признавало духовное равенство женщины и мужчины. Однако в действительности положение женщин было приниженным. Лишь некоторые категории женщин – вдовы, девственницы, служащие в монастырях и больницах – имели авторитет в обществе, находились на привилегированном положении.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» – литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

В 20–50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П. А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А.Алешина, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемил-лер и др.).

Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

С возникновением христианской модели семьи (XII–XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» – написано в «Домострое». Главные обязанности детей – абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница – старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII–XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным – они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX–XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

В восточных и южных национальных окраинах дореволюционной России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство, неограниченная власть отца над детьми. У некоторых народов существовал обычай брать калым – выкуп за невесту. Нередко родители заключали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив или купив жену, муж становился ее полноправным владельцем. Участь жены была особенно тяжкой, если она попадала в семью, где у мужа уже имелось несколько жен. В мусульманских семьях среди жен существовала определенная иерархия, порождающая соперничество и ревность. У восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществлялся он очень легко: муж просто выгонял жену.

У многих народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя и полигамии. Люди находились под сильным влиянием шаманов.

Современные исследования семейно-брачных отношений

В настоящее время проблемам супружества – родительства – родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И.Алешиной, В. Н.Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

Психология семейных отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.

Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика – потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика – ее воспитательные возможности.

Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, про-креация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).

Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно – 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система – прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.

Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.

Важный методологический принцип – синергетический – позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.

В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ.

Критериями дифференциации психотерапевтических подходов к работе с семьей являются:

· «единица» анализа семейного функционирования и проблем семьи. В рамках атомистического аддитивного подхода такой «единицей» может стать любой член семьи как уникальная и неповторимая личность. В этом случае семья рассматривается как совокупность взаимодействующих личностей, определенным образом сочетающихся друг с другом. Жизнедеятельность семьи есть результат простой суммации действий всех ее членов. В рамках системного подхода единицей анализа является семья как целостная система, имеющая функционально-ролевую структуру и характеризующаяся определенными свойствами. Каждый человек в семье, сохраняя себя как личность и не растворяясь в ней, приобретает качественно новые свойства, открывающие возможности личностного роста и саморазвития. Семья рассматривается как полноценный субъект жизнедеятельности и развития;

· учет истории развития семьи, временной ретроспективы и перспективы. Соответственно, можно выделить два основных подхода: генетико-исторический и фиксация на актуальном состоянии семьи без учета ее истории;

· направленность на установление причин возникновения проблем и трудностей жизнедеятельности семьи, ее дисфункции. Здесь также можно говорить о двух подходах, составляющих в известном смысле дихотомию. Первый, каузальный подход направлен на выстраивание причинно-следственных связей и установление роли условий и факторов, влияющих на характеристики функционирования семьи. Второй, феноменологический подход переносит акцент на анализ сюжетно-событийного ряда жизни семьи с намеренным игнорированием причин, оставшихся в ее прошлом. «Неважно, какие именно причины привели к трудностям, испытываемым семьей. Причины – были вчера. Трудности – переживаются сегодня». Важно найти пути и средства преодоления этих трудностей – вот основной принцип работы с семьей сторонников феноменологического подхода.

Руководствуясь перечисленными выше критериями, можно выделить определенные подходы в работе с семьей.

Семейная психотерапия, основанная на опыте (К.Витакер, В.Сатир), делает акцент на личностном росте, достижении автономии, свободе выбора и ответственности как цели психотерапии. Дисфункция семьи производна от нарушений личностного роста ее членов и сама по себе не должна быть мишенью воздействия. Межличностные отношения и взаимодействия составляют условия для личностного роста тогда, когда коммуникация оказывается открытой и эмоционально насыщенной. Причины возникновения трудностей в коммуникации оказываются незначимыми, работа концентрируется на пересмотре убеждений и ожиданий, стимулировании их изменений.

Системный подход. Структурная семейная психотерапия (С.Минухин) как одно из наиболее авторитетных направлений в семейной психотерапии основывается на принципах системного подхода. Семья рассматривается как целостная система, в качестве основных ее характеристик выделяется структура семьи, распределение ролей, главенства и власти, границы семьи, правила коммуникации и повторяющиеся ее паттерны как причин семейных трудностей, которые, прежде всего, усматриваются в дисфункциональности семьи и разрешаются в реорганизации семейной системы.

Нарушения поведения и эмоциональноличностные нарушения одного из членов семьи, согласно структурной семейной психотерапии, есть индикатор дисфункции семьи как единого целостного организма. Внимание терапевта центрируется на происходящих в семье процессах в настоящее время, без далеких экскурсов в прошлое.

Несмотря на существенные различия перечисленных подходов во взглядах на причины и пути преодоления проблем. Можно выделить общие цели семейной психотерапии:

· повышение пластичности ролевой структуры семьи – гибкости распределения ролей, взаимозаменяемости; установления разумного баланса в решении вопросов власти и главенства;

· установление открытой и ясной коммуникации;

· разрешение проблем семьи и снижение выраженности негативных симптомов;

· создание условий для развития Я-концепции и личностного роста всех без исключения членов семьи.

В отечественной науке интенсивное развитие семейной психотерапии началось в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Основоположником семейной терапии в России считают И.В. Маляревского, который в своем лечении психически больных детей и подростков исходил из необходимости специальной работы в рамках «семейного воспитания» с родственниками больных детей. Значительную роль в становлении отечественной семейной психотерапии сыграли ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева – В.К. Мягер, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, Т.М. Мишина.

История семейной психотерапии столь тесно переплетены и взаимообусловлены, что это дает основание ряду исследователей и практиков считать семейное консультирование разновидностью семейной психотерапии, имеющей отличительные признаки, границы и объем вмешательства.

Источник:
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  1. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ О СЕМЬЕ И
http://kursak.net/psixologiya-semejnyx-otnoshenij-teoreticheskie-osnovy-semejnogo-konsultirovaniya-razvitie-praktiki-semejnogo-konsultirovaniya-podxody-v-rabote-s-semej/

CATEGORIES
Share This