Психология общения лекции

Лекции — Психология общения — файл Тема 1.1. Общение.doc

Доступные файлы (8):

Тема 1.1. Общение.doc

Общение и его функции.

Общение и общительность.

Общение и деятельность.

Для человека не существует

Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулиро­вания основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происхо­дит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной дея­тельности, особенно связанной с людьми и передачей информа­ции, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

^ В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние людьми друг друга.

Данное определение выделяет основное содержание обще­ния, рассмотренное Г.М. Андреевой (схема 1), а именно: переда­чу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).

Схема 1. Составные элементы категории общения

^ Можно выделить пять основных его функций

реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности

проявляется в процессе формирования и развития человека

реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя

организация и поддер­жание межличностных отношений

осуществляется на разных уровнях — от интимно-личностных до деловых

реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога

^ Функция подтверждения в процессе общения дает возмож­ность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем суще­ствовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различ­ных знаков внимания. Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих пси­хических заболеваний, прежде всего шизофрении.

^ Организация и поддержание межличностных отношений для любого человека связано с оцениванием людей и установле­нием определенных эмоциональных отношений — либо позитив­ных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к дру­гому человеку может быть выражено в терминах «симпатии — ан­типатии», что накладывает свой отпечаток не только на личност­ное, но и на деловое общение.

^ Внутриличностная функция рассматривается как универ­сальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности чело­века состоит в том, что оно является средством организации со­вместной деятельности людей и способом удовлетворения по­требности человека в другом человеке, живом их контакте.

Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления.

Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляет общение между людьми.

Использование языка с целью общения людей называют речью.

В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды: (схема 3).

По контакту с собеседником общение может быть непосред­ственным и опосредованным.

Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и об­щаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид обще­ния является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

^ Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в си­туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опо­средованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым.

^ Мас­совое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение на­блюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опо­средованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуни­кации.

По критерию равноправия партнеров в межличностном об­щении (схема 4) выделяют два типа: диалогическое и монологи­ческое.

Типы межличностного общения

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стрем­ление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные от­ношения. Оно может быть императивным и манипулятивным.

^ Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опреде­ленным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалиро­вана.

^ Манипулятивное общение — форма межличностного об­щения, при которой воздействие на партнера по общению осуще­ствляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личност­ную.

В ролевом общении люди действуют, исходя из занимае­мого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче­никами, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение рег­ламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.

^ Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуаль­ных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Вербальное общение происходит посредством речи,

невербальное — с помощью па-ралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще­ния определяются общей культурой взаимодействующих объек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (схема 5).

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика­ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Та­кое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Вопрос 3. Общение и общительность

^ Потребности в стимуляции удовлетворяются, когда обще­ние инициирует активность человека, его стремление к действи­ям, поднимает эмоциональный тонус.

Потребность в событиях приносит удовлетворение от полу­чения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.

^ Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, ко­гда человек встречает знакомых людей. При узнавании происхо­дит социальное подтверждение личности со стороны других лю­дей, тем самым поддерживается его самоидентификация.

^ Потребности в достижениях и признании связаны с пози­тивным переживанием чувства собственного достоинства чело­века, с уважением и самоуважением.

^ Потребности в структурировании времени удовлетворя­ются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедея­тельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Полноценность общения определяется количеством потребно­стей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отноше­ния участников взаимодействия друг к другу. При этом позитив­ными факторами являются принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.

^ Характеристики личности, способствующие успешности общения

К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдатель­ность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.

^ Для каждого периода возрастного развития человека харак­ терен ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин), в зависимо­сти от которого складывается и определенный тип общения.

В младенчестве общение — ведущий вид деятельности. Взрос­лый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, по­средством речи помогает сориентироваться в окружающем мире.

В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком проис­ходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладе­ние предметами, формируется речь ребенка.

В дошкольный пери­од детства сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками.

Младший школьник преимущественно занят учебной деятельно­стью, соответственно и общение включено в данный процесс.

Для подростка большую роль играет интимно-личностное обще­ние, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности.

Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер об­щения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения ме­жду людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способст­вующим достижению высоких уровней общения. К ним относятся:

умение понять позицию другого в общении, проявить ин­терес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

умение интерпретировать и «читать» его внутреннее со­стояние по нюансам поведения, владение средствами невербаль­ного общения (мимика, жесты);

умение встать на точку зрения ученика;

умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

владение средствами, усиливающими воздействие (рито­рическими приемами);

преимущественное использование организующих воздей­ствий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплини­рующими;

преобладание демократического стиля руководства;

умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педа­гогической ситуации.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Чтобы разобраться в том, что такое общение, надо подробнее рассмот­реть все его стороны, особенности, проблемы и т.д. Этому и бу­дут посвящены следующие главы.

^ Практическая работа № 1

Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.

Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо меро­приятии?

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конфе­ренцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избе­жать?

Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что лю­дям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вер­нуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?

Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотре­нию конфликтных ситуаций?

У вас есть собственные критерии оценки произведений литерату­ры, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не при­емлете, это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точ­ки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?

Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов.

Задание 2. Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответст­вующие вашему стилю ведения беседы.

А. Начало разговора зависит от:

собеседника, если он первый с вами заговорил;

ситуации, если она требует от вас активности;

цели, если она предусматривает совместное действие.

Б. Начало разговора зависит от:

вашего желания общаться с этим человеком;

вашего настроения вне зависимости от ситуации;

вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.

искренне интересуетесь мнением собеседника;

задаете вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами

внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника.

Б. Для поддержания разговора вы:

рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей;

делитесь своими проблемами;

рассказываете о своих увлечениях, интересах.

отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику;

ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника;

будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже

Б. Завершая разговор, вы:

являетесь инициатором его прекращения;

прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована;

можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к со­беседнику.

Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А, то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попро­буйте найти новые способы ведения беседы.

Задание 3. Напишите 7-10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 10-балльной системе.

^ Упражнения для групповой работы

^ Упражнение 2. Завоевать внимание

^ Упражнение 3. Центр общения

Что необходимо учитывать при принятии группового решения?

Какие приемы можно использовать для того, чтобы стать центром общения?

1. Напишите программу саморазвития на опреде­ленный период времени (чему хочу научиться, чего хочу достичь?).

Записывайте философские изречения, цитаты, вы­сказывания, которые помогают в понимании себя и других людей.

ЛЕКЦИЯ 9 Психология общения. Структура общения Коммуникативная сторона общения — обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЗахар Говендяев

Презентация на тему: » ЛЕКЦИЯ 9 Психология общения. Структура общения Коммуникативная сторона общения — обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона.» — Транскрипт:

1 ЛЕКЦИЯ 9 Психология общения

4 Коммуникативная сторона общения — обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона – организация взаимодействия между общающимися индивидами Перцептивная сторона общения — процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению

5 Вербальная коммуникация Средства- Речь

7 Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую(жесты, мимика, пантомимика) 2) пара- (система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическую(включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения) – зоны общения 4) визуальный контакт

8 (П.Экман) FAST – Facial Affect Scoring Technique

9 Типы взаимодействия(интеракций) кооперация и конкуренция согласие и конфликт приспособление и оппозиция ассоциация и диссоциация

11 Перцептивное общение эффект ореола («гало-эффект») эффект новизны и первичности эффект стереотипизации

1 НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2 Функции невербальной коммуникация (1) 1.Передача / дополнение / разъяснение вербальной информации 1. Передача / дополнение.

В процессе деятельности люди вступают в общение друг с другом В результате деятельности люди общаются, производя некий продукт, поэтому общение можно.

Понятие общения. Структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения.

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. План. 1.Коммуникация или общение. 2.Средства общения. 3.Невербальное общение. 4.Особенности общения в современном мире.

Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.

С РЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. П РЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛИ Л АНЦОВА Л.В. Ю РКОВА М.Ю. Ф ИЛИППОВА Р.А. МОУ СОШ 19 Г.В ЫШНИЙ.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Общение как обмен информацией. План урока 1. Коммуникация, или общение. 2. Средства общения. 3. Невербальное общение. 4. Особенности общения в современном.

Виды межкультурной коммуникации Вербальная Невербальная Паравербальная.

М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.

Экстралингвистическая система. Невербальное общение Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой « добавки » к вербальной.

1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.

К лекциям по дисциплине «Культура делового общения» д.соц.наук, проф. Л.И.Найденовой Методы вербального и невербального воздействия.

Общение как обмен информацией Общение сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной.

Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. Основные аспекты в понимании взаимодействия: отождествление общения и взаимодействия, интерпретация и того и другого как.

ОБЩЕНИЕ 1.Общение как обмен информацией 2.Общение как взаимодействие 3.Общение как понимание.

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников.

Общение как обмен информацией. Урок учителя обществознания МОУ «Школа36» Самохиной Татьяны Викторовны.

Институт специальной педагогики и психологии «Формирование безбарьерного социокультурного пространства при инклюзивном обучении средствами психологического.

Еще похожие презентации в нашем архиве:

MyShared.ru — крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!

С РЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. П РЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛИ Л АНЦОВА Л.В. Ю РКОВА М.Ю. Ф ИЛИППОВА Р.А. МОУ СОШ 19 Г.В ЫШНИЙ.

Психология общения (15)

Понятие и виды общения

Общение – процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров. Общение играет важную роль в формировании, развитии психики человека, а так же становления культурного поведения.

По содержанию выделяют:

Деловое общение – часть продуктивной деятельности, которая служит для повышения качества этой деятельности.

Личностное общение – связанно с психологическими проблемами внутреннего характера, с интересами и потребностями, которые затрагивают личность.

По форме выделяют:

Вербальное общение – есть только у человека, речь.

Не вербальное общение – мимика, жесты, пантомимика, телесные контакты.

В психологии выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми.

Интерактивная сторона – взаимодействие, взаимовлияние.

Перцептивная сторона общения – восприятие друг друга партнерами по общению.

Коммуникатор – инициатор общения.

Реципиент – принимающий партнер по общению.

Коммуникация предполагает, что люди не только обмениваются информацией, но и формируют в процессе общения новые представления, идеи. В зависимости от степени готовности к общению выделяют: открытую, закрытую и одностороннюю коммуникацию.

Коммуникативные способности – умения и навыки общения с людьми, которые стали органической частью личности.

Причины неэффективной коммуникации:

Стереотипы – упрощенные мнения относительно лиц или определенных ситуаций.

Пренебрежение фактами – привычка делать вывод без достаточного количества фактов.

Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит своим собственным взглядам.

Плохие отношения между людьми.

Отсутствия внимания и интереса собеседников.

Ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения.

Неверный выбор стратегии и тактики общения – придание особой роли словам и не учет других компонентов общения.

Слова составляют 7% общения, звуки и интонации 38%, не речевое взаимодействие 55%.

Значение и смысл слов и фраз.

Речевые и звуковые явления – высота голоса, тональность ,темп речи.

Выразительные качества голоса – хмыканье, эканье и так далее

К невербальным средствам относятся:

Кинесика – изучает внешние проявления чувств и эмоций (мимику, жесты, пантомимику)

Такесика – изучает прикосновения к ситуации общения (рукопожатия, дотрагивания, поцелуи, объятия).

Праксимика – расположение людей в пространстве при общении.

Мимика – движение мышц лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Больше всего информации несут глаза, брови, губы.

Жесты при общении тоже несут много информации и дополняют общение движениями рук и другими телодвижениями.

Оценивая жестикуляцию необходимо помнить о культурных различиях людей (болгары – да и нет).

Пантомимика – моторика всего тела, поза, осанка, походка.

Зоны межличностного общения (пространства):

Интимная зона – 0-45 см зона близких, знакомых людей, детей и родственников (доверительность, негромкое общение).

Персональная зона – 50-120 см зона друзей, коллег по работе. Предполагается визуальный и голосовой контакт.

Социальная зона – 1.20-4 м зона для общения с группой людей, для деловых переговоров, официальных встреч.

Публичная зона – длиннее 4 м для общения с большим количеством людей. Конференции, митинги.

При визуальном общении используется специфическая знаковая система, которая называется контакт глаз. Взгляд может быть деловым (в район лба), светский взгляд (направлен на треугольник образованный глазами и губами), интимный взгляд (проходит через линию глаз и опускается до района шеи). Движение глаз является показателем модальности человека. Усвоенная техника взгляда остаётся у человека на всю жизнь.

Интерактивная сторона общения – связанна с выработкой стратегии, тактики, техники взаимодействия людей, организации совместной деятельности и достижения взаимопонимания.

Позитивная – кооперация, приспособление, согласие.

Негативная – конкуренция, конфликт, оппозиция.

Приемы позволяющие добиваться эффективности общения

Установление обратной связи

Установления контакта (рукопожатие)

Прием поддержания контакта (улыбка, комплименты)

Активизация партнера по общению (диалог)

Приемы завершения контакта (способы создания благоприятного впечатления)

Перцепция – восприятие и понимание другого человека и самого себя в процессе общения и установление взаимопонимания и взаимодействия.

Механизмы социальной перцепции:

Идентификация – представление себя другим.

Рефлексия – осознание человеком, того, как он воспринимается партнёром человека.

Аттракция – особый вид социально-психологической установки на другого человека, который содержит в себе какой-то эмоциональный компонент.

Барьеры общения – психологические факторы, которые приводят к искажению информации или блокировки информации.

Фонетический барьер – непонимание некоторых звуков, отдельных слов, отдельных фраз, невнятная или быстрая речь. (Дипломат Талерант)

Семантический – нарушение стиля, несоответствие формы и содержания.

Приемы структурирования информации:

Логический барьер – неприятие одним участником общения логики и аргументов другого.

Избегание – уклонение от контактов с партнером по общению.

Размещено на реф.рф

Это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации должна быть понят как процесс обмена информацией.

Специфика в процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

1. Каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, коммуникация должна быть изображена как интерсубъектный процесс. По этой причине в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но и активный обмен ею. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята? но и понята? осмыслена. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. По этой причине в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

2. Обмен информацией предполагает влияние на поведение партнера. Коммуникативное влияние — это психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения или представлений. Воздействие должна быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, ?.?. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, ?.?. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для этого используют термин ??тезаурус?? — общая система значений, принимаемых вс?еми членами группы. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности бывают тому причиной. По этой причине у общающихся должно быть одинаковое понимание ситуации общения.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. ??? носят социальный или психологический характер.

Это бывают социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий и различное мировоззрение и миропонимание. Такого рода барьеры порождены принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам. Вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер.

??? могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, к примеру, чрезмерная застенчивость, скрытность, присутствие у кого-то черты, получившей название ??некоммуникабельность??, или в силу неприязни по отношению друг к другу, недоверия.

Информация, исходящая от коммуникатора, должна быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь должна быть различной: активизация, ?.?. побуждение к действию в заданном направлении; интердикция, ?.?. побуждение, не допускающее, определ?енных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Средства коммуникации. Речь.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее вс?его теряется смысл сообщения. При помощи речи реализуются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид ??разговора?? представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер.

Диалог — ??? активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров.

Невербальная коммуникация.Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кин?етическую, которая включает в себя жесты, мимику, пантомимику, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кин?етическая система — отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела: рук (жестикуляция) лица (мимика), позы, (пантомимика).

Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных.

Общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. К примеру, в различных национальных культурах оказывается неоднозначным употребление одних и тех же жестов. (При общении русского и болгарина, утвердительный или отрицательный кивок головой, воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской речи это отрицание, и наоборот).

Сегодня выделилась особая область исследований — кин?есика, которая изучает место оптико-кин?етической системы знаков в коммуникации. Так, к примеру, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы — 20, мексиканцы -180).

Паралингвистическая система — это система вокализации, ?.?. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, темп речи. Эти дополнения усиливают значимую информацию.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса также несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, к примеру, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта? символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определ?енное значение отрицательного порядка. К примеру, приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В дипломатии разработаны различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.

Проксемика — это пространственная и временная организация общения, Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику ??пространственной психологией??, исследовал первые формы пространственной организации общения, им предложена особая методика оценки интимности общения на базе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, к примеру, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

Место взаимодействия в структуре общения.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В случае если коммуникативный процесс рождается на базе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать ??обмен действиями??, спланировать общую деятельность. Интерактивная сторона фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному ??подает?? себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. В случае если стиль сформирован на базе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не должна быть гарантирован.

Типы взаимодействий.Наиболее распространенным является дихотомическое дел?ение вс?ех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Две основные черты совместной деятельности: а) раздел?ение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого. Важным показател?ем ??тесноты?? кооперативного взаимодействия является включенность в него вс?ех участников процесса.

Что касается другого типа взаимодействий — конкуренции, то здесь чаще вс?его анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются вс?еми: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, ??инцидент?? (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно исходя из типа конфликта. Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Так, в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта? называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу ??на личности??, чем и порождает стрессы. Стоит сказать, что для него характерно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний. Другая черта — ??эскалация?? конфликта означает наращивание напряженности, включение вс?е большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента? так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения, компромисс, здесь реализуется с большими затруднениями.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более вс?естороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения. Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Перцептивная сторона общения. Термин ??социальная перцепция?? впервые был введен Дж. Брунером в 1947 ?. Это процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

В случае если представить себе процессы социальной перцепции в полном объёме, то она включает в себя различные варианты не только объекта? но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к ??своей?? группе; другого индивида, принадлежащего к ??чужой?? группе; свою собственную группу; ??чужую?? группу. Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена; восприятие группой представителя другой группы; восприятие группой самой себя, наконец, восприятие группой в целом другой группы.

Применительно к общению цел?есообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или о восприятии человека человеком). Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой базе его поступков.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения.Поскольку человек вступает в общение вс?егда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как данный другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения,

Термин ??идентификация??, буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на базе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией. Здесь имеется в виду стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмоциональная ее природа проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько ??продумывается??, сколько ??прочувствуется??.

Процесс понимания друг друга связан с явлением рефлексии. В психологии общения под рефлексией принято понимать осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это знание того, как другой понимает меня, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Содержание и эффекты межличностного восприятия.

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на базе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на базе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показател?ей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной ??желательности?? или ??нежелательности??. В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: под социально ??желательным?? принято понимать поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально ??нежелательное?? поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдател?ем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: ??плохим?? людям вс?егда приписываются плохие поступки, а ??хорошим?? — хорошие.

Важным является вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Более вс?его исследованы три таких ??эффекта??: эффект ореола, эффект новизны и первичности, а также стереотипизация.

Сущность ??эффекта ореола?? состоит в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определ?енных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определ?енным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ??ореола??, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, напротив — общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты ??первичности?? и ??новизны??. Впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: первое впечатление имело решающее значение. Такой эффект получил название ??эффекта первичности?? и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует ??эффект новизны??, который состоит по сути в том, что последняя, ?.?. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

Термин ??социальный стереотип?? был введен У. Липпманом в 1922 ?. Это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным ??сокращением?? при взаимодействии с этим явлением. Стереотип возникает на базе достаточно ограниченного прошлого опыта? в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, к примеру принадлежности его к какой-то профессии.

Межличностная аттракция.Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определ?енные отношения. На базе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, ?.?. не??????? качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда данный ??другой?? оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Важную роль в формировании симпатии играет сходство характеристик субъекта и объекта восприятия, близость партнеров по общению, частота встреч и др.

Процесс аттракции есть возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.

Выдел?ены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Лекция 8. Психология общения — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Лекция 8. Психология общения» 2014, 2015.

Источники:
Лекции — Психология общения — файл Тема 1
Название: Лекции — Психология общения; Файл: Тема 1.1. Общение.doc; Дата: 23.12.2008 13:30; Размер: 189kb.
http://www.studmed.ru/docs/document6908/content
ЛЕКЦИЯ 9 Психология общения
Структура общения
http://www.myshared.ru/slide/672482/
Психология общения (15)
Общение – процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен информацией, а так же влияние и воздействие на поведение, активность и деятельность партнеров. Общение играет важную роль в формировании, развитии психики человека, а так же становления культурного поведения.
http://works.doklad.ru/view/12RduVv6FaM.html
Психология общения лекции
Размещено на реф.рф Это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации должна быть понят как процесс обмена информацией. Специфика в процессе обмена информацией, когда
http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/375044_lekciya_8_psihologiya_obscheniya

CATEGORIES