Психология общения это

Психология общения (стр. 1 )

Томский государственный университет

Кафедра социальной и гуманистической психологии факультета психологии

Общение, если не вдаваться в подробности теорий и концепции, которые нам предстоит рассмотреть в данном пособии, это обмен информацией. Человек, являясь представителем высших животных, живет в биполярной структуре, определяемой двумя категориями контактов: контакты с природой (деятельность, потребление, культивирование) и контакты с живыми существами (взаимодействие, обмен, общение – суть «продолжение себя в другом»). Общение, как обмен информацией между участниками совместной деятельности может быть охарактеризовано как коммуникация. Общаясь, люди обращаются к языку – одному из важнейших средств общения, однако взаимодействие общающихся – это обмен не только словами, но и действиями, поступками, которые предполагают восприятие общающимися друг друга. Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый актуальными потребностями.

Предмет психологии общения (с точки зрения ) это исследование самого общения в его становлении и динамике, его механизмов и средств как части деятельности общения. И, наконец, что особенно важно – анализ взаимоотношений общения с другими видами деятельности человека, прежде всего с практической и познавательной деятельностью.

Ограничивая предмет психологии общения, мы можем выделить (по ) следующие основные проблемы: психологические функции общения; формирование и функционирование механизмов и средств общения в их зависимости от функций общения, от особенностей личности и от других психологических факторов; взаимоотношение общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями личности.

В последние десятилетия возник целый ряд практических областей психологии общения, остро нуждающихся в теоретических и практических разработках. Это и оптимизация деятельности средств массовой информации и пропаганды: радио, телевидение и т. д. реклама, психология публичного выступления; и существующая проблема использования общения как важнейшего источника информации об особенностях личности, ее эмоциональном состоянии говорящего; и в областях судебной, военной, космической психологии, а также для медицины и психиатрии.

I. Структура и функции общения.

Общение является основной формой специфического взаимодействия человека с другими людьми, которые выступают как члены единого сообщества; именно в общении (прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно, в вербальной или невербальной форме) реализуются социальные отношения людей.

Содержание общения всегда будет составлять информация о наличии потребности в расчете на ее удовлетворение с помощью кого-либо.

Целями общения могут служить различные мотивационные конструкты, поэтому нам проще рассматривать их через соответствующие функциональные задачи, связанные с общением как таковым:

1. Задачи прагматического характера – взаимодействие в совместной деятельности.

2. Функциональные задачи, отвечающие за формирование и изменение психического облика человека.

3. Задачи «подтверждения/ не подтверждения», отвечающие за возможность познать, утвердиться или подтвердить себя через общение.

4. Функциональные задачи организации и поддержки межличностных отношений (от сугубо деловых до интимно-личностных).

5. Задачи, связанные с функционированием внутриличностной сферы (внутренняя речь, внутриличностный диалог).

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны:

· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

· интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

· перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Кроме того, выделяются следующие формы общения:

· Полный психологический контакт (лицом к лицу)

· Использование антропологических средств общения (жесты, мимика, речь)

· Наличие обратной связи

· Отсутствие полного психологического контакта

· Опосредованность, использование технических средств общения (письмо – бумага, азбука Морзе)

(общение с самим собой)

4. Общение в сновидениях

Говоря о видах общения, необходимо отметить, что обычно они делятся на

1. Межличностное общение (от 2х до 15-17 человек)

2. Межгрупповое (более 15-17 человек до »100)

4. Общение с самим собой (внутренний диалог или аутокоммуникация)

Средства общения бывают Вербальные (речь, знак) и Невербальные (поза, мимика, интонация)

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

II. Коммуникация, коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Мы можем сказать, что если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась, или, чтобы убедиться в успехе коммуникации, нам необходимо иметь обратную связь о том, как люди нас поняли. Важно то, что в феномене и понятии коммуникации главное – это передача информации, имеющей жизненный смысл. В нашем случае – это передача смысла себя, акцентирующая децентрацию личностной структуры, ее «несамодостаточность» и «несамотождественность», а значит ориентация на самореализацию и саморазвитие в пространстве коммуникативного мира человека (). При этом коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми ().

Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

На сегодняшний день весь накопившийся опыт создания и развития коммуникативных теорий можно обобщить в таблице 1.

III. Типы общения, виды коммуникации и стратегии поведения при межличностном общении:

Общение типологизировано через три взаимно противопоставленных концепта, рассматривающих варианты взаимоотношений: Императив; Манипуляция; Диалог (см. таб. 2).

Авторы, основные теории коммуникации и их содержание

С о д е р ж а н и е

Семантические системы внутри мифа: язык-объект и миф-метаязык. И та и другая системы являются знаками, т. е. наделены функцией «означивания».

В модели коммуникации лежат две идеи: диалогичность (как потребность личности) и карнавальность ( как подмена «верха» – «низом»)

Блумер; Кун, Мак-партлэнд; Я. Морено

в символическом интеракционизме

Концепции взаимности, согласованности и совместимости на основе принятия ролей

Анализ через дискурс вещей – т. е. вещественная коммуникация (коммуникация через или с помощью вещей) как понимание символического объекта (для чего, с какой целью это можно использовать)

Коммуникация описывается через контекст, через который проходят виды символических действий (П. Бурдье. Социология политики. М., 1993). При этом коммуникация становится «действующей силой», позволяющей реализовать влияние и власть.

Бъюдженталь; Франкл; И. Ялом; К. Ясперс

Концепт о возможности обретения и утверждения аутентичного самоопределения и смыслообразующей свободы в подлинной самоопределяющейся (экзистенциальной) коммуникации и самотрансценденции

Описание коммуникации через категории Количества (насколько информативен вклад участников), Качества (наличие правдоподобности и доказательности), Отношения (релевантеность) и Способа (двусмысленность, ясность, незатянутость).

С. Гингер, А. Гингер; И. Полъстер, М Польстер; Л. Фестингер

Концепции диссонанса, баланса сплоченности и согласия при оценке сочетания (фон – фигура)

Феноменология уровней духовного единства соответственно уровням спектра измененных альтернативных состояний сознания, которыми через «трансцендентальную функцию» субъекты погружаются в трансперсональную коммуникацию по мере «просветления», или раскрытия, включенности, реинтегрированности в трансперсональную (смысловую, духовную) реальность как объективную и первичную относительно реалий физического мира

Концепция коммуникации, как движение: контакт – агрессия – дистанция – власть.

Коммуникация строится через понятие режиссуры. Именно режиссер должен уметь книжный текст переводить на язык формы, мимики и жестов.

Бытийная базовая потребность личности в контекстной связи и дистанцированности от чуждой разрушающей контактности.

Келли, Тибо, Хоманс

Концепция выученного обмена, сравнения, справедливости, контроля

Концепция нейтральности, контенирования чувств как способа работы с проекциями, переносами, контрпереносами

В основе коммуникации лежит вопрос о принципе порождения нового сообщения (Ю. Лотман. Культура и взрыв. М., 1992). На это влияют создатель (автор), его аудитория, их представления о тексте (которые могут не совпадать).

Концепция эмпатического понимания, конгруэнтного личностного ситуативного и безоценочного принятия и самораскрытия

На основе исследований Ч. Пирса (создателя семиотики), человек рассматривается как животное, использующее нечто в качестве знака (семиозис). Прагматическая коммуникация определяется через отношение знаков к интерпретаторам.

В структуре волшебных сказок выделяются элементарные составляющие «функции» (не привязанные к какому-либо персонажу), число функций последовательно и ограничено.

Коммуникация создает культуру и цивилизацию, подавляя естественные инстинкты культурными нормами.

Феномен игры является обязательным и одновременно до конца не понятым качеством человеческого существования. Именно игра является предтечей любой эффективной коммуникации.

Фундаментальный феномен человеческой культуры формирующий и отражающий социальный мир личности.

В основе концепции лежит положение о «остранении», т. е. об умении взглянуть на известный предмет как на абсолютно незнакомый. В этом состоит функция культуры

При возникновении желания отдавать себе отчет о роли слов, как знаков общения, мы сталкиваемся с двумя направлениями – многозначностью интерпретаций этих слов и однозначностью (Г. Шпет. Герменевтика и ее проблемы. М., 1989). Значит необходимо разграничить значения (т. е. многозначный набор интерпретаций) и смысл (то единственное понимание, которое возникло в контексте коммуникации).

Архетип, в виду своей «принуждающей» силы, идущей от бессознательного» усиливает эффективность сообщения – оптимизируя и развивая коммуникацию (. Попытка психологического истолкования догмата о Троице. М., 1995).

В статье «Лингвистика и поэтика» выделил факторы речевой коммуникации:

Каждому фактору соответствует определенная функция, выполняемая языковыми формами. Эмотивная (экспрессивная) сосредоточена на выражении отношения адресанта к адресату. Конативная – повелительная форма отношения к адресату. Фактическая – целью которой, является поддержание контакта. Поэтическая (эстетическая) сориентирована на сообщении. Метаязыковая – отвечает за код. Референтная основывается на контексте.

Исходя из данной в таблице 1. типологии мы можем сделать вывод и о способах построения коммуникативного пространства. В общем контексте мы следовали модели элементарного коммуникативного пространства по , которая была модифицирована нами в результате исследований по воспитанию толерантных качеств личности и показана на рисунке 1. При этом ось ординат – определяется понятием «уровни общения», а ось абсцисс – определяется понятием «фазы общения».

Обзоры сервисов Pandia.ru

Справочная информация

Общество

Бизнес и финансы

Досуг

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Психология общения – виды и формы общения

Общение является неотъемлемой частью жизни, и оно отражает процесс взаимодействия, предназначенный для установления контакта между людьми. Неправильное восприятие передаваемой информации приводит к тому, что между оппонентами возникает непонимание.

Специалисты в этой области используют разные определения такого термина, как «общение». Это понятие объясняют, как сложный коммуникативный процесс, который включает в себя обмен информацией и понимание одного человека другим. Считают его еще процессом становления отношений и проявлением жизни целого общества. Каждое из существующих определений имеет право на существование. Основные функции общения в психологии: коммуникативная, познавательная, психологическая, информативная и креативная.

Специалисты выделяют несколько форм, которые отличаются по нескольким признакам. Используется классификация, основанная на организационный аспект, так выделяют: индивидуальные и групповые беседы, коммуникация по телефону, совещание, переговоры, собрания и другие. Виды и формы общения в психологии зависят от задачи контакта и от связи между людьми.

  1. Примитивное. Дает возможность понять стоит ли продолжать диалог или же лучше игнорировать оппонента.
  2. Формально-ролевое. Учитывается социальный статус и беседа ориентирована на результат.
  3. Деловое. Необходимо, чтобы установить связи, чтобы эффективно решать задачи.
  4. Манипулятивное. Используют, чтобы получить желаемое за счет другого человека.
  5. Светское. Психология общения основана на определенных рамках и на ограниченных целях.
  6. Духовное. Присутствует желание узнать о человеке больше личной информации. Это самый тесный вид разговорного взаимодействия в психологии.

Многие недопонимания между представителями разных полов связаны с недопониманием. Связано это с разными типами мышления и другими особенностями, которые отличают мужчин и женщин. Для мужчин важно среди информации, которую они получают во время общения, уловить суть, позволяющую приступить к действиям и реализовать задуманное. Дамы больше делают акцент на рассуждения, основанных на возможностях, чувствах и т.д. Психология общения мужчины и женщины базируется на некоторых особенностях, которые стоит учитывать для налаживания контакта.

  1. Для представителей сильного пола важно получить какое-то решение или сделать вывод, для них практически не существует такого понятия, как «выговориться».
  2. Для мужчины привычно обсуждать одну тему в конкретной беседе, в то время как дамы могут перескакивать на разные вопросы с огромной скоростью.
  3. Для налаживания контакта нужно смотреть собеседнику в глазах.
  4. Для мужчины важна суть, поэтому какие-либо подтексты они не замечают.

Успех в бизнес сфере невозможен без умения налаживать контакт с разными людьми. Правильно выстроенный диалог, учитывающий правила этикета, индивидуальность собеседника и детали конкретной ситуации, указывает на то, что человек является опытным переговорщиком. Психология эффективного общения в деловой сфере учитывает несколько характерных особенностей.

  1. Информационная подкованность о собеседнике. Важно знать о своем партнере его вкусы, менталитет, темперамент и другие особенности.
  2. Этичность. Психология общения должна основываться на искренности и доброжелательности. Прежде чем принять решение, необходимо взвесить предполагаемую пользу и вред.
  3. Коммуникативная культура. Важно не только правильно выражать свои мысли, но контролировать логику собеседника.
  4. Умение располагать собеседника. Есть разные приемы, которые ненавязчиво помогают вызвать у оппонента симпатию. Например, использование дружеского тона или уместных комплиментов.

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы. Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная. Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы. Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность.

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем. Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно. Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту. Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить. Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда. Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

  1. Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности. Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
  2. Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
  3. Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
  4. Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
  5. Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Для достижения поставленных целей многие люди используют методы психологического воздействия на окружающих. Самый распространенный вид – манипуляция, позволяющая контролировать поведение и чувства собеседника. Она является осознанной, когда человек понимает суть воздействия, рассчитывая на определенный результат, и неосознанной. Психология манипуляции в общении рассматривает, как одни из часто используемых методов воздействия. В качестве фактора влияния выбирают: любовь, страх, неуверенность в себе, чувство вины, жалости и гордости.

Всемирная сеть позволила людям, находящимся в разных точках мира, общаться. Опасность такого взаимодействия заключается в том, что часто человек может общаться с подставным лицом, а еще один минус связан с тем, что часто реальные отношения заменяются виртуальными. Существуют психологические особенности общения в интернете, которые сформировались с течением времени.

  1. Анонимность. Отсутствуют психические барьеры, которые в реале часто сдерживают людей в общении.
  2. Добровольность. Каждый человек сам определяет с кем разговаривать, а с кем нет.
  3. Информативность. В сети можно узнать о собеседнике много информации, но подтвердить ее удастся только после личной встречи.

В психологии общения в интернете используется три основных вида построения диалога. Деловой тип выбирают для передачи рабочей информации и разрешения разных вопросов. Многие компании ведут бизнес через интернет. Чаще используется неформальное общение в социальных сетях, на сайтах знакомств и на других подобных ресурсах. Следующий тип – игровое общение, используемое для взаимодействия во время игр и групповых переписок.

Благодаря проведенным исследованиям ученые смогли определить особенности взаимодействия людей, когда они разговаривают. Доказано, что во время диалога собеседники не могут постоянно смотреть друг другу в глаза и это занимает примерно 60% общего времени. Теория нейролингвистического программирования выдвигает предположение, что по движению глаз во время беседы можно понять, какие образы возникают в его сознании. Психология общения, интересные факты о которой регулярно пополняются, определила, что для человека одинаково важен как физический, так и вербальный контакт.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Психология общения

Каждый из нас является частью общества и принадлежит к различным социальным группам. Жизнь человека немыслима без общения. Ежедневно он вступает в огромное количество коммуникативных процессов, взаимодействуя с домашними, коллегами, знакомыми, друзьями и малознакомыми людьми.

Одни люди с легкостью становятся центром внимания окружающих, воспринимаются ими как душа компании, другим же сложно находить общий язык даже с близкими людьми.

Это особый раздел в психологии, занимающийся исследованием особенностей разнообразных видов общения, установления определенных правил и закономерностей.

По одной из классификаций выделяется три вида общения: деловое, интимное и дружеское. Однако в основе всех лежит одно – в ходе коммуникации происходит обмен не просто информацией, но и эмоциональным состоянием и чувствами.

Общение – это, прежде всего, психологическая категория. Разработана масса определений этого термина. Их трактовка будет определяться контекстом, спецификой научных подходов, взглядами на ту или иную проблему. Итак, общение – один из видов психической деятельности и система отношений человека к внешнему миру. Это многогранный, непростой процесс зарождения и развития межличностных контактов.

Его катализаторами выступают потребности общей деятельности. В ходе нее осуществляется взаимный обмен информацией, построение единой линии поведения. Продуктивное общение подразумевает восприятие и понимание другой личности.

Общение подразумевает наличие 3-х разноплановых аспектов этого процесса:

  • Коммуникативная составляющая – обмен данными, знаниями.
  • Интерактивная часть отражает обмен действиями.
  • Перцептивный компонент заключается в восприятии участником общения личности другого и достижении на этой основе готовности к пониманию партнера.

1. Опосредованное – является формой неполноценного психологического контакта, то есть общение протекает при помощи Интернета, по телефону и так далее.

2. Непосредственное – это взаимодействие по типу «лицом к лицу». Здесь появляется также и визуальный контакт. Оно в свою очередь подразделяется на два вида: формальное и неформальное.

  • Первый тип основан на реализации какой-то роли, скажем, «начальник — подчиненный». Его разновидностями выступают функциональное, деловое или ролевое взаимодействие.
  • Неформальное взаимодействие доверительное, близкое, дружеское.

3. Диалогическое общение – оно протекает меж двумя индивидами.

  • Знаковое или вербальное общение. Оно опосредовано словами. Основное значение имеет специфика речи: темп, тембр, интонация, чистота, стиль.
  • Невербальное общение. Здесь средствами передачи информации выступает язык тела, пространственное расположение и так далее.

Невербальные средства взаимодействия чрезвычайно важны, хотя бы потому что, через этот канал передается больший объем информации. Следовательно, очень важно уметь «читать» подобные сигналы.

Немой язык поз, мимики и жестов, существует даже дольше, нежели речь. Возникло даже предположение, что она развивалась как дополнение жестикуляции. Затем, когда человек овладел речью в совершенстве, невербальные способы общения оказались вытеснены на второй план.

Однако давно доказано, что бессловесные способы предоставления информации более правдивы, поскольку практически не подчиняются воле сознания. Именно поэтому мудрые люди больше верят мимике, движениям и реакциям глаз, нежели словам своего собеседника.

  1. Наблюдательность. Внимательно проанализировав поведение и внешность своего собеседника, можно выделить некоторые его сущностные особенности. Стиль его одежды, манера жестикуляции, особенности речи и поведения могут нам многое рассказать о нем. Это позволит сделать некие выводы относительно этого человека. Следовательно, будет проще подобрать оптимальную модель взаимодействия и найти с ним взаимопонимание.
  2. Совершенствование коммуникативных навыков. В ходе общения личность постепенно оттачивает свои коммуникативные способности. В последующем ей будет проще взаимодействовать даже с малознакомыми и незнакомыми людьми. Она начинает интуитивно подстраиваться под своего партнера, избирая нужную стратегию.
  3. Саморазвитие. Человек, стремящийся расширять свой кругозор, и узнавать новое будет интересен другим. Ведь разговор с ним обещает стать увлекательным. С ним можно вести дискуссии на разные темы, как правило, у таких людей вырабатывается собственная позиция по отношению к тем или иным вопросам.
  4. Умение держать под контролем собственные эмоции, и способность улавливать эмоциональное состояние партнера. Огромный поток информации передается именно невербальным путем. Способность к эмпатии (то есть наличие умения воспринимать внутреннее состояние другого) крайне востребована в рамках успешного общения. Поскольку такой индивид будет в ходе коммуникации учитывать эмоции и настроение своего собеседника, перестраиваясь при этом в нужное русло.
  5. Необходимо действовать в соответствии с правилами и нормами этикета, установленными в обществе. Поскольку они приняты среди широкого круга лиц, а человек, который им придерживается, будет восприниматься как воспитанный, адекватный и надежный.

Приведем еще несколько маленьких хитростей успешного общения, разработанных гениальнейшим психологом Д. Карнеги:

  • обращайтесь к собеседнику по имени – людям это нравится;
  • демонстрируйте искренний интерес к партнеру по общению;
  • искренне улыбайтесь – это очень располагает к себе;
  • будьте способны не только высказываться, но и внимательно слушать;
  • признавайте значимость другого и важность его успехов.

Знание тонкостей и нюансов общения, умение улавливать внутреннее состояние собеседника и способность подбирать верную стратегию позволят вам получить от общения то, что вы хотите.

Будьте уверены в себе, совершенствуйтесь и развивайтесь, тогда вы станете личностью притягательной для окружающих.

Психология общения

Задачи прагматического характера – взаимодействие в совместной деятельности.

Функциональные задачи, отвечающие за формирование и изменение психического облика человека.

Задачи «подтверждения/ не подтверждения», отвечающие за возможность познать, утвердиться или подтвердить себя через общение.

Функциональные задачи организации и поддержки межличностных отношений (от сугубо деловых до интимно-личностных).

Задачи, связанные с функционированием внутриличностной сферы (внутренняя речь, внутриличностный диалог).

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны:

коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Кроме того, выделяются следующие формы общения:

Полный психологический контакт (лицом к лицу)

Использование антропологических средств общения (жесты, мимика, речь)

Наличие обратной связи

Отсутствие полного психологического контакта

Опосредованность, использование технических средств общения (письмо – бумага, азбука Морзе)

(общение с самим собой)

Общение в сновидениях

Говоря о видах общения, необходимо отметить, что обычно они делятся на

Межличностное общение (от 2х до 15-17 человек)

Межгрупповое (более 15-17 человек до ?100)

Общение с самим собой (внутренний диалог или аутокоммуникация)

Средства общения бывают Вербальные (речь, знак) и Невербальные (поза, мимика, интонация)

С о д е р ж а н и е

Семантические системы внутри мифа: язык-объект и миф-метаязык. И та и другая системы являются знаками, т.е. наделены функцией «означивания».

В модели коммуникации лежат две идеи: диалогичность (как потребность личности) и карнавальность ( как подмена «верха» – «низом»)

Блумер; Кун, Мак-партлэнд; Я. Морено

в символическом интеракционизме

Концепции взаимности, согласованности и совместимости на основе принятия ролей

Анализ через дискурс вещей – т.е. вещественная коммуникация (коммуникация через или с помощью вещей) как понимание символического объекта (для чего, с какой целью это можно использовать)

Коммуникация описывается через контекст, через который проходят виды символических действий (П. Бурдье. Социология политики. М., 1993). При этом коммуникация становится «действующей силой», позволяющей реализовать влияние и власть.

Бъюдженталь; Франкл; И. Ялом; К. Ясперс

Концепт о возможности обретения и утверждения аутентичного самоопределения и смыслообразующей свободы в подлинной самоопределяющейся (экзистенциальной) коммуникации и самотрансценденции

Описание коммуникации через категории Количества (насколько информативен вклад участников), Качества (наличие правдоподобности и доказательности), Отношения (релевантеность) и Способа (двусмысленность, ясность, незатянутость).

С. Гингер, А. Гингер; И. Полъстер, М Польстер; Л. Фестингер

Концепции диссонанса, баланса сплоченности и согласия при оценке сочетания (фон – фигура)

Феноменология уровней духовного единства соответственно уровням спектра измененных альтернативных состояний сознания, которыми через «трансцендентальную функцию» субъекты погружаются в трансперсональную коммуникацию по мере «просветления», или раскрытия, включенности, реинтегрированности в трансперсональную (смысловую, духовную) реальность как объективную и первичную относительно реалий физического мира

биопсихологическая (в частности, в этологии)

Концепция коммуникации, как движение: контакт – агрессия – дистанция – власть.

Коммуникация строится через понятие режиссуры. Именно режиссер должен уметь книжный текст переводить на язык формы, мимики и жестов.

Бытийная базовая потребность личности в контекстной связи и дистанцированности от чуждой разрушающей контактности.

Келли, Тибо, Хоманс

Концепция выученного обмена, сравнения, справедливости, контроля

Концепция нейтральности, контенирования чувств как способа работы с проекциями, переносами, контрпереносами

В основе коммуникации лежит вопрос о принципе порождения нового сообщения (Ю. Лотман. Культура и взрыв. М., 1992). На это влияют создатель (автор), его аудитория, их представления о тексте (которые могут не совпадать).

Концепция эмпатического понимания, конгруэнтного личностного ситуативного и безоценочного принятия и самораскрытия

На основе исследований Ч. Пирса (создателя семиотики), человек рассматривается как животное, использующее нечто в качестве знака (семиозис). Прагматическая коммуникация определяется через отношение знаков к интерпретаторам.

В структуре волшебных сказок выделяются элементарные составляющие «функции» (не привязанные к какому-либо персонажу), число функций последовательно и ограничено.

Коммуникация создает культуру и цивилизацию, подавляя естественные инстинкты культурными нормами.

Феномен игры является обязательным и одновременно до конца не понятым качеством человеческого существования. Именно игра является предтечей любой эффективной коммуникации.

Фундаментальный феномен человеческой культуры формирующий и отражающий социальный мир личности.

В основе концепции лежит положение о «остранении», т.е. об умении взглянуть на известный предмет как на абсолютно незнакомый. В этом состоит функция культуры

При возникновении желания отдавать себе отчет о роли слов, как знаков общения, мы сталкиваемся с двумя направлениями – многозначностью интерпретаций этих слов и однозначностью (Г. Шпет. Герменевтика и ее проблемы. М., 1989). Значит необходимо разграничить значения (т.е. многозначный набор интерпретаций) и смысл (то единственное понимание, которое возникло в контексте коммуникации).

Архетип, в виду своей «принуждающей» силы, идущей от бессознательного» усиливает эффективность сообщения – оптимизируя и развивая коммуникацию (К.Г. Юнг. Попытка психологического истолкования догмата о Троице. М., 1995).

В статье «Лингвистика и поэтика» выделил факторы речевой коммуникации:

Похожие:

Социально-психологические знания и умения, полученные студентами, в дальнейшем будут востребованы в учебных курсах, непосредственно.

Специальность 19. 00. 01-общая психология, психология личности, история психологии

Формирование общеучебных умений; обобщить представления учащихся о целях и формах общения; расширить представления о целях речевого.

Определение: психология – на сегодняшний день существует «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» Ефремовой.

В процессе освоения учебной дисциплины ставится цель и задачи: сформировать технику и приемы эффективного общения в профессиональной.

Но от лидера сейчас требуется и умение вести группу к чему-то новому, не повторять старое, привычное, а искать продуктивные решения.

Программа вступительного экзамена на вторую ступень высшего образования для получения степени магистра по специальности 1-238003.

Иностранный язык, так же как и родной, выполняет две важнейшие функции познания и общения, причём общения межнационального, межгосударственного.

Настоящие Правила распространяются на все форумы официального сайта компании Инфо-Бухгалтер

В процессе освоения дисциплины ставится цель и задача овладения обучающимися практическим опытом применения техники и приемов эффективного.

Источники:
Психология общения (стр
Психология общения (стр. 1 ) Томский государственный университет Кафедра социальной и гуманистической психологии факультета психологии Общение, если не вдаваться в подробности теорий
http://pandia.ru/text/77/413/55500.php
Психология общения – виды и формы общения
Психология общения – виды и формы общения Общение является неотъемлемой частью жизни, и оно отражает процесс взаимодействия, предназначенный для установления контакта между людьми.
http://womanadvice.ru/psihologiya-obshcheniya-vidy-i-formy-obshcheniya
Психология общения 1
Что представляет собой общение? Каковы его виды и средства? Какие секреты помогут выстроить с другим человеком конструктивные взаимоотношения?
http://pererojdenie.info/recepty-zdorovya/psixologiya-obshheniya.html
Психология общения 2
Тип: Учебно-методическое пособие; Size: 0.64 Mb.; Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый актуальными потребностями
http://odtdocs.ru/psihologiya/6190/index.html

CATEGORIES
Share This