Психологические особенности общения

Возрастные особенности общения

При рассмотрении проблемы потребности в общении мы установили, что в числе первых социальных потребностей, развивающихся у человека, выступает потребность в общении. Данная потребность служит ведущим фактором психического развития человека (по Л. С. Выготскому, М. И. Лисиной) на протяжении всей его жизни от младенчества до пожилого возраста.

В связи с разнообразными видами общения исследователи выделяют ряд мотивов, связанных с потребностью в общении. Например, Ю. Б. Гиппенрейтер выделила три основные группы мотивов:

– познавательные мотивы (потребность во впечатлениях);

– деловые мотивы (потребность в активной деятельности);

– личностные мотивы (потребность в признании и поддержке) [1] .

Именно эти потребности, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, можно проследить у новорожденного и в первые два года жизни, когда ребенок активно овладевает речью. Развитие речи главным образом связано с потребностью в общении в данном возрастном периоде. Так, у ребенка первых двух месяцев жизни проявляется специфическая реакция, особое внимание на человеческую речь – слуховое сосредоточение. Уже на третьем месяце жизни у ребенка фиксируются собственные голосовые реакции на речь взрослого в виде "комплекса оживления". В этом возрасте исследователи наблюдали первые эмпатические реакции у детей, что свидетель

ствует о развитии эмоциональной сферы ребенка вследствие развития его речи [2] .

В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать интонацию, наступает фаза эмоционального общения ребенка. Эмоциональное общение – это общение с помощью выразительных движений, соответствующих эмоциональному состоянию: поз, мимики, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т.д. [3] Дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

Примерно на шестом месяце жизни ребенок начинает ориентироваться и на ритмику взрослой речи, пользоваться "псевдословами", которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. Наряду с эмоциональными реакциями в качестве средств общения появляются действия с предметами – возникает предметное общение. Предметное общение – это общение ребенка со взрослыми, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета [3] .

Позже, после 6–8 месяцев, у ребенка начинает проявляться новый тип общения со взрослыми – ситуативно-деловое. Ситуативно-деловое общение подразумевает общение ребенка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само совместное действие [3] .

Как отмечает М. И. Лисина, у детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет – в сотрудничестве [6] . Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл.

К концу первого года жизни у детей появляется устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. В этом возрасте ребенок может "заражаться" отрицательным эмоциональным состоянием близкого (вместе с ним плакать и огорчаться, жалеть расстроенного, обиженного человека), он способен показывать свое сочувствие и сопереживание. К концу первого года жизни ребенок уже начинает произносить слова, усваивает семантику слова.

В начале второго года жизни активно пополняется словарь ребенка, появляется связная речь (предложения). Общение со взрослыми чаще носит форму обращений. В работе А. А. Реан приводятся результаты исследований С. С. Харина детей 2–3-летнего возраста [7] .

Процентное распределение обращений детей ко взрослым по их содержанию составляет: доля предметных обращений – 50%, деловых – 30, эмоционального плана – 20%. Таким образом, деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, составляют 80% от общего количества обращений ребенка ко взрослому [8] .

Кроме того, в возрасте двух лет у ребенка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу. Говоря об общении ребенка со взрослыми, ученые выделили основные функции:

– осознание своего опыта;

– систематизация и накопление жизненного опыта;

– определение способа решения жизненных задач (поиска выхода из различных ситуаций).

Для детей ясельного возраста взрослый – это партнер но игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл [6] .

Со второго года у детей расширяется и общение со сверстниками. Однако выбор партнера для общения у них недостаточно устойчивый. Так, Л. Н. Галигузова установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли [10] .

К трем годам жизни у ребенка существенно изменяется потребность в общении – одно из проявлений "кризиса трех лет". Согласно Л. С. Выготскому, в этом возрасте поступки ребенка мотивируются не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками (их круг значительно возрастает) превращается в социальное взаимодействие. При этом ребенок начинает осваивать правила и нормы взаимодействия в группе.

Стоит отметить и выраженные индивидуальные различия коммуникативных способностей ребенка, которые начинают ярко проявляться именно в данном возрастном периоде. При формировании "образа себя" ребенок начинает опираться на представления о своих возможностях и личный опыт взаимодействия и общения с другими людьми.

У 4-летних детей одной из ведущих потребностей становится общение со сверстниками, при этом сохраняется потребность в общении со взрослыми. Для ребенка 3–5 лет взрослый – это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл [11] .

В возрасте примерно 4–6 лет у детей наблюдается социально- психологический феномен дружбы. Дружба – глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. Среди основных функций дружбы ученые называют: 1) развитие самосознания; 2) формирование чувства причастности; 3) связь с обществом себе подобных [12] .

Для детей 5–7 лет взрослый – это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении становится богаче и разнообразнее, при этом меняется значение взрослого как объекта общения.

В дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня (по Е. Ф. Рыбалко) [13] . Так, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка (младший дошкольный возраст), вступающего в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющего товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников по-разному обосновывают свою избирательность в общении со сверстником. При этом присутствует мотивация эмоционального характера: "Потому что нравится с ним играть" и крайне редки функциональные причины: помощь, забота о другом [3] .

В качестве специфических особенностей общения дошкольников со сверстниками А. Г. Рузская выявила следующие:

1) большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, специально не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование;

2) чрезвычайные эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми;

3) нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности;

4) преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще [15] .

Подводя итог особенностей развития общения в дошкольном возрасте, обозначим разнообразные формы общения, которые проявляются в первые семь лет жизни ребенка [16] .

1. Ситуативно-личностная форма (0–6 месяцев) – общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Проявляется в "комплексе оживления", т.е. сложной реакции младенца на появление в его ноле зрения матери или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоционально-экспрессивные формы активности.

2. Ситуативно-деловая форма (6 месяцев – 3 года) – общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми. Данная форма общения после 4 лет (4–6-й годы жизни) изменяет свое содержание. Сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый (развивается сюжетно-ролевая игра). Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника, возникает деловое сотрудничество, и появляются конкурентные, соревновательные отношения.

3. Эмоционально-практическая форма общения (2–4-й годы жизни) проявляется, когда ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера.

4. Неситуативно-познавательная форма (3–4 года) – общение разворачивается на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром. Это возраст "почемучек".

5. Внеситуативно-личностная форма (4 года – 6–7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира (для познания самого себя, других детей и человеческих отношений).

6. Внеситуативно-деловая форма общения (6–7-й годы жизни) проявляется в частых речевых обращениях к сверстнику, имеет внеситуативный характер (дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других). Такое общение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деятельности), при этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил занимают значительное место. В общении детей сохраняется конкурентное начало, но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления – желания, предпочтения, настроение.

Содержание потребности в общении в первые семь лет жизни ребенка может быть очень разнообразным. Перейдем к следующему возрастному периоду – младшему школьному возрасту.

В возрасте 6–7 лет ребенок попадает в школьную среду, которая является для него новой социальной ситуацией развития. У ребенка продолжает расширяться круг общения со сверстниками за счет приобретения новых навыков социального взаимодействия с ними. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников сохраняется, что может служить основой таких отношений, как "ложное товарищество" или "круговая порука". В младшем школьном возрасте общение нередко базируется на внешних факторах: "живем по соседству", "моя мама знает ее маму", "в спальне кровати рядом были" и т.д.

В школьном возрасте А. А. Реан и Я. Л. Коломенский выделили первый и второй круги общения [17] . Так, в первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора, во второй – те, с кем ребенок иногда общается, и те, кого он избегает.

В возрасте 9–10 лет, когда ребенок переходит из начальной школы в среднее звено, у него теряется интерес к общению со взрослыми, как правило, он переключается на общение с одноклассниками. Такое общение носит в основном гомосоциальный характер, т.е. дети предпочитают общество сверстников своего пола. Общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба [18] . Согласно исследованиям А. А. Реан, к 9 годам интерес к общению со взрослыми типичен для 46,5% детей, а к 10 годам он падает до 14,1%, при этом наблюдается явное снижение интереса к родителям [19] .

В подростковом возрасте общение со сверстниками достигает максимума (11–13 лет). При этом в основе общения – желание помочь товарищу и качества партнера по общению: "волевой", "честный", "смелый" и т.п.; хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т.п. У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: "вместе мечтать", "вместе строить разные планы в жизни". Подростки особенно уделяют внимание "популярным" учащимся. С возрастом устойчивость в выборе партнера общения повышается (примерно до 7 класса), а в 8 классах этот фактор выбора проявляется только у 20% школьников [20] .

Практики отмечают у подростков достаточно выраженное стремление к стихийно-групповому общению (в неформальных группах). Причиной выступает частая неудовлетворенность потребности в социально ориентированной форме общения. Как правило, в качестве факторов, привлекающих подростков в неформальные уличные группы общения, выступают: 1) недостатки в организации досуга; 2) плохие взаимоотношениям с родителями; 3) отсутствие взрослых; 4) свобода действий; 5) эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола; 6) пребывание в уединенных местах; 7) шумные прогулки по улицам и совместные проделки; 8) возможность употребления запрещенных средств (сигареты, наркотики, алкоголь) [21] .

В пубертатный период проявляется потребность в аффилиации (принадлежности) к какой-нибудь группе. Группа людей, пользующихся уважением и особым значением для подростка, называется референтной группой. Именно в ней подросток может поделиться возникающими проблемами, которые понятны таким же, как он, разделить общие интересы и увлечения. Таким образом, общение со сверстниками становится более содержательным и глубоким, формируются и развиваются эмоционально-насыщенные формы (дружба и любовь). Общение в данном возрастном периоде все больше приобретает гетеросоциальный характер, молодые люди осваивают гендерные роли (соответствующее поведение и содержание), социальные нормы и ценности [18] .

В юношеском возрасте происходит обновление мотивов, расширяется круг общения и его цели. При этом теряет приоритет внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола и со взрослыми. Наблюдается усиление потребности во взаимопонимании с другими людьми: у юношей – с 16% в 7 классе до 40% в 9 классе, у девушек – соответственно с 25 до 50%, что связано с формированием самосознания [3] .

В период ранней взрослости отмечается специфика развития общения, связанная с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием семьи, воспитанием детей, планированием и проведением досуга. В этом возрасте возникает новый комплекс эмоций: эмоции близости как основы любви, родительских отношений, радость от общения с ребенком, интерес к нему и восхищение им, чувство привязанности и взаимного доверия [19] .

В пожилом возрасте сферы общения сужаются: может исчезнуть деловое общение (выход на пенсию), уменьшается интенсивность семейного общения (или заменяется телефонными разговорами).

Многие пожилые люди теряют своих близких, становятся вдовцами (около 17%) или вдовами (примерно 32%), вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, переживая одиночество. Одиночество – одна из форм дефицитного общения [26] . В качестве компенсации в этом случае большую роль приобретает общение с приятелями или подругами (с ровесниками), с соседями по подъезду или по улице.

На всем протяжении развития личности (и ее социализации) общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, оно как определяет характер деятельности, так и само определяется ею. В первые семь лет жизни развитие общения идет очень высокими темпами, при этом происходит изменение содержания потребности в общении. В подростковом возрасте происходит углубление и совершенствование, изменение направленности общения. Во взрослости общение более тесно связано со спецификой профессиональной деятельности. В пожилом возрасте роль общения для человека имеет огромное значение, выступая ведущей деятельностью (что связано с возрастными особенностями человека), оно приобретает новые оттенки и содержание.

Психологические Особенности Общения. Общение Разговор.

Тема — Психологические Особенности Общения » Общение Разговор.

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности, интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него.

Когда человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, "прочитывают" переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

По своему знаку отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с определенным человеком.

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности, которые обязательны для успешного общения). Это способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.

Межэтнические отношения — это не только отношения между народами и группами — соперничество или сотрудничество, но и отношения к группам, народам, которые проявляются в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков.

Межгрупповое восприятие — взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного.

Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы — проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

Понятие и сущность общения. В психологии имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми. Например:

· общение – это процесс передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения является достижение взаимопонимания (А.Г. Ковалев);

· общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А.Н. Леонтьев);

· общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются коллективистские свойства группы

· общение – это обмен информацией, а также взаимодействия людей и их взаимоотношения (Б.Д. Парыгин);

· В. Г. Крысько определяет общение как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц;

· Г. М. Андреева подчеркивает, что общение предполагает отношение между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом. Обмен информацией обязательно подразумевает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось воздействие на другого с целью изменения его поведения;

· В. В. Знаков указывает, что общением называется такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними. При совместной деятельности подразумеваются ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи.

Таким образом, большинство психологов подчеркивают субъективно-субъективный подход к проблеме общения, выделяя взаимосвязь общения и деятельности. В отечественной психологии этот подход реализуется исходя из теоретических и практических разработок Б.Ф. Ломова и его сотрудников. Здесь общение – особая форма активности субъекта, когда в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, развивается система отношений “субъект – субъект(ы)”.

По содержанию общение может быть:

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

когнитивное (обмен знаниями)

кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями)

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми ими потребностями.

По средствам общение может быть непосредственным(с помощью естественных органов человека) и опосредованным (природные предметы – палка культурные – знаковые системы, печать, радио), прямым и косвенным

Общение проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми, с общностями. Культурноисторические и профессиональные шаблоны поведения помогают человеку усвоить национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, чего от него можно ожидать. Они связаны с личностью партнера. Здесь не только познание другого человека, но и самопознание. В результате формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. В этих условиях информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При обмене информацией люди не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом, как указывал А.Н. Леонтьев, выработать общий смысл. А это возможно только в том случае, когда информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Чтобы не возникало коммуникативных барьеров, общающиеся должны научиться “говорить на одном языке”. (В следующих темах мы рассмотрим этот важный аспект.)

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций, чувств, настроения в личных контактах партнеров. Она проявляется в выразительных движениях субъектов общения, их действиях. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Конативная сторона (поведенческая) служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Следует обратить внимание на функции общения. Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального контакта. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации. В лекции мы остановимся на классификации В.Г. Крысько.

В целом можно остановиться на двух основных функциях общения: социальной и психологической.

· организацию совместной деятельности;

· управление поведением и деятельностью;

Психологическая функция общения подразумевает:

· обеспечение психологического комфорта личности;

· удовлетворение потребности в общении;

Эти функции тесным образом взаимосвязаны. Эффективность общения во многом будет зависеть от межличностных, психологических компонентов. Поэтому важное значение имеет знакомство с психологической структурой общения.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. (0.006 с) .

Психологические особенности общения

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

Когда человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с определенным человеком.

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения). Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев).

Межэтнические отношения — это не только отношения между народами и группами — соперничество или сотрудничество, но и отношения к группам, народам, которые проявляются в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков.

Межгрупповое восприятие — взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:

, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;

характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

Согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах, народах являются этнические стереотипы.>

Стереотип — это мнение о личностных качествах группы людей. Эти мнения о другой группе могут быть точными или неточными, чрезмерно обобщенными, но содержащими зерно истины. Чтобы упростить картину мира, мы постоянно обобщаем: британцы скрытные; американцы нацелены на достижение успеха; евреи — изворотливые; сербы и чеченцы — жестокие и т.п. Согласованность стереотипов проявляется в том, что они присущи достаточно большому числу людей в пределах социальной общности и имеют высокую степень единства этих представлений среди членов этнической группы.

Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы — проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов (В.С Кукушин, Л.Д. Столяренко).

Таким образом, содержание этнопсихологических феноменов определяется проявлением национально-психологических особенностей, обуславливающих специфику функционирования психических процессов и состояний, общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей конкретных этнических общностей.

Дорошенко В.В. (МОСУ) Психологические особенности общения.

Источники:
Возрастные особенности общения
Возрастные особенности общения При рассмотрении проблемы потребности в общении мы установили, что в числе первых социальных потребностей, развивающихся у человека, выступает потребность в
http://studme.org/49640/psihologiya/vozrastnye_osobennosti_obscheniya
Психологические Особенности Общения
Психологические Особенности Общения. Общение Разговор.
http://mywebpro.ru/otnosheniya/psihol-osob-obschen-obschen-razg.html
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ Понятие и сущность общения . В психологии имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми. Например: · общение – это процесс передачи
http://studopedia.org/10-51733.html
Сколько стоит написать твою работу
Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в различных сферах участвующих в общении лиц.
http://xreferat.com/77/2685-1-psihologicheskie-osobennosti-obsheniya.html

CATEGORIES