Психологические основы общения

Контрольная работа: Психологические основы общения

Тип: контрольная работа Добавлен 11:20:26 16 июня 2011 Похожие работы

Просмотров: 487 Комментариев: 4 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

НОУВПО «Камский институт

гуманитарных и инженерных технологий»

Факультет «Экономики и коммуникаций»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа на тему

«Психологические основы общения»

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Под термином «коммуникация» понимают обмен или передачу кому-нибудь информации. Однако психологи вкладывают в этот термин более широкое содержание, речь идет не просто о передаче информации, а еще об особенности поведения людей при такой передачи.

В психологии менеджмента под организационными коммуникациями следует понимать формальные и неформальные каналы, формы и способы общения, сложившиеся в ходе решения организационных задач между сотрудниками.

Общение осуществляется посредством знаков. Язык – это система знаков. Общее содержание, которое вкладывают носители языка в данный знак языка, называется его значением. Но каждый человек, кроме общего содержания, вкладывает в знак и особое, специфическое к нему отношение. Смысл – это значение в его субъективной форме, пропущенное через систему мотивов и целей деятельности данного человека или группы людей.

Некоторые виды общения опосредованы социальными ролями. Такое общение называется ролевым. В этом случае люди общаются друг с другом как носители определенных социальных ролей. Противоположный вид общения это общение неформальное. В нем приходится оперировать личностными смыслами.

Организационное общение начинается с того, что работнику ставят определенные функциональные задачи, которые он обязан выполнить. При этом в ходе выполнения своих функциональных обязанностей он может испытывать какую-либо потребность в том, чтобы посоветоваться или что-либо уточнить. Для полноценного общения работник должен располагать целым рядом умений:

1. уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;

2. уметь выстраивать содержание акта общения позиционно;

3. находить адекватные средства для передачи этого содержания;

4. уметь обеспечить обратную связь

Если хотя бы одно звено акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов, общение будет неэффективным.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Психологическая структура общения включает в себя: потребность, вызванную необходимостью общения; цель общения; форму сообщения; тему (содержание) сообщения; код или язык сообщения; тип сообщения; функции общения [4, с. 206].

При анализе общения следует помнить, что системообразующими здесь являются потребность и цель общения. Именно они лежат в основе активности отправителей и получателей сообщений, обладают своими индивидуальными психологическими особенностями и устремлениями, которые могут совпадать или не совпадать с целями организации. Именно потребность и цели лежат в основе этапности общения.

Форма и средства сообщения достаточны многообразны. При этом главным инструментом человеческого сообщения является речь

Тема (содержание) сообщения может носить как официальный, так и неофициальный характер. Официальная информация делится на исходную, координирующую, направляющую, контролирующую и оценочную. Официальная информация может носить конфиденциальный или не конфиденциальный характер. Как правило, она передается в письменной форме, так как это обеспечивает определенность источника информации, ее постоянство и возможность адекватного донесения до адресата. Неофициальная информация курсирует между различными группами работников в соответствии с их межличностными потребностями и интересами.

В процессе коммуникации используется определенный язык. Язык сообщения может носить открытый или закрытый характер, быть директивно-распорядительным и равно ответственным, способствовать или не способствовать взаимопониманию и достижению целей.

Среди типов организационного общения следует выделить деловой, функционально-ролевой, межличностный, традиционный и инновационный.

· Особенностью делового общения является высокая степень регламентированности. В нем заранее задано почти все – от сценария отношений между взаимодействующими сторонами, сути выполняемых ими ролей, норм активности, дистанции отношений до достаточно высокой степени определенности ожидаемых результатов.

· В центре внимания субъектами функционально-ролевого взаимодействия находятся роли и обязанности, выполняемые ими в рамках той или иной организации, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на различные условия, складывающие в организации, и требования, предъявляемые к роли или статусу индивида в ситуации делового общения.

· В межличностных отношениях в центре внимания оказываются личность и даже индивидуальность участников общения. В то же время наиболее высокой и продуктивной формой функционально-ролевых отношений являются личностно-опосредованные деловые отношения. Так же как и наоборот, межличностные по своей природе отношения могут только выиграть, если их дополнить общностью и деловых интересов, и соответствующего этому общения.

· Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано. Но здесь степень регламентации более высока. Цель традиционного общения состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта коммуникации.

· Цель инновационного общения прямо противоположна. Она направлена на разрушение сложившихся представлений и стереотипов, если они препятствуют достижению нового знания. Одной из наиболее популярных и эффективных форм организации инновационного общения является диспут, полемика [4, с. 206].

Общение сотрудников организации выполняет следующие функции:

1. Обмен информацией.

2. Изучение сотрудниками друг друга и налаживание взаимоотношений.

3. Обеспечение самореализации и самовыражения.

4. Организация деятельности.

5. Влияние (воздействие) на других людей.

Их характеристика сводится к следующему

1. Функция обмена информацией. Основная проблема информационного обмена состоит в выработке общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных аспектов обсуждаемой проблемы.

2. Общение – средство познания работниками друг друга. В ходе общения определяется оценка, которая отражает функциональную роль человека в организации и дается на все реакции работников. В результате оценки работник может быть отнесен к различным категориям людей, встречающимся в группах: лидер, деловой, авторитетный, подхалим, марионетка и др.

3. В общении как средстве самовыражения необходимо учитывать, что для достижения поставленной цели работник может использовать информацию о себе, характеризующую как реальные стороны его бытия, так и вымышленные.

4. При организации деятельности главная функция общения заключается в достижении взаимопонимания и взаимосогласия по отношению к целям и способам действий, нормам поведения и другим вопросам, обеспечивающим высокую эффективность труда. Но во множестве взаимодействий, в которые вступают люди, существует и другая сторона, суть которой состоит в дестабилизации совместной деятельности, создании на ее пути преград (конкуренция, конфликты, оппозиция и т. п.).

5. Влияние на другого человека в ходе общения может быть осуществлено с помощью вербальных (словесных), паралингвистических (интонации, паузы, покашливание, громкость речи и др.) и невербальных средств (поза, мимика, жесты и др.).

Существуют различные способы психологического влияния в ходе общения: убеждение, внушение, самовыдвижение (самопрезентация), просьба, принуждение, критика, игнорирование, манипулирование и ряд других.

Рассмотрим некоторые из этих способов.

Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу лиц, имеющее целью изменение их мировоззренческих позиций и решений.

Внушение – сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу лиц, основанное на их некритическом восприятии передаваемой информации, доверии и авторитете к передающему информацию. Средствами влияния при внушении выступают личный авторитет передающего информацию, его уверенное поведение, отчетливая речь, использование условий и обстановки, усиливающих воздействие говорящего.

Самовыдвижении (самопрезентация) – открытое предъявление свидетельства своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству.

Просьба – спорный вид влияния, иногда считающийся разрушительным для того, кто просит. Но со стороны менеджера за формой просьбы могут быть скрыты требования.

Принуждение – требование выполнить распоряжение инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Средства: объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы, без каких-либо объяснений.

Критика делится на:

Конструктивную критику – одно из основных коммуникационных умений руководителя, позволяющего критиковать своих коллег и подчиненных, не наживая врагов, формируя благоприятную психологическую атмосферу в коллективе. Данная форма критики наиболее приемлема в хозяйствующих организациях с демократическим характером отношений.

Деструктивную критику – высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека (группе) в виде осмеяния и «поношения» его дел и поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо». Данный способ относится к неконструктивным видам влияния, так как противоречит потребности человека в осознании своей значимости и силы.

Игнорирование – умышленное невнимание. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения. Однако иногда может выступать как тактичная форма прощения неловкости или бестактности партнера. Средства: демонстративные отвлечения; невыполнение обещаний с отсутствием попыток что-либо объяснить; внезапная смена темы разговора.

Общение подразумевает под собой участие (диалог), как минимум, двух людей. Знание психологической организации диалога очень важны.

Диалог представляет собой наиболее общий случай коммуникации. Например, диалог в процессе переговоров, или дискуссия во время презентации. Общая структура диалога включает четыре этапа, содержание которых раскрыто в таблице.

Основные психологические характеристика этапа

(стимул к действию)

Переход во внешнем аспекте от одного этапа общения к другому соответствует переходу во внутреннем аспекте к более полному осознанию информации, которая становится для ее адресата все более активной побудительной силой (мотивом) и может, в конечном счете, реализоваться в деятельности [2, с. 50].

Важную роль в структурировании общения играет типология вопросов, высказываемых собеседниками в ходе диалога. Вопросы используются для управления процессом общения в контексте:

– задания темы диалога, направления беседы в желаемое русло;

– сбора необходимой информации;

– убеждения собеседника, выявления внутренних противоречий и слабых мест в его аргументации;

– для оживления диалога, активизации собеседника по принципу интерактивности, предоставления ему возможности высказаться.

В ведении диалога главное место занимает речь. Она имеет прямое отношение к силе личного влияния, силе убеждения. Речь можно рассматривать как инструмент управления поведением. Управления, связанного, по сути, с психологическим воздействием, с внушением, т. е. с формированием транса с помощью трансовой функции речи. В качестве психологического воздействия речи можно привести рекламу. В личном общении (с покупателем, партнером) главное воздействие оказывает собственное психологическое состояние коммуникатора. В первую очередь это его убежденность в собственной правоте, в том, что его сообщение произведет должный эффект [2, с. 65].

Одним из видов общения в организации являются переговоры. Переговоры – процесс взаимодействия нескольких взаимозависимых сторон в целях достижения собственных интересов [4, с. 218]. Главным в переговорах является решение проблемы. Но на ее решение оказывают влияние отношение между сторонами, возможности и притязания сторон, влияние личных интересов на интересы команды, эффективность внутригрупповых дискуссий при нахождении консенсуса и др. Поэтому переговоры не сводятся просто к коммуникации, а требуют учета специфики механизмов переговоров.

Можно выделить следующие виды переговоров:

1. Вертикальные переговоры – например, с вышестоящими инстанциями. Они могут быть официальными и неофициальными.

2. Горизонтальные переговоры. Они бывают: а) между членами собственной команды для выработки консенсуса; б) между членами противоположных команд.

3. Несанкционированные (полномочий на проведение которых никто не давал).

4. За расширенным столом – в подкомиссиях, рабочих группах и др.

5. Переговоры на высшем уровне – проходят между руководителями команд для того, чтобы принести своим командам возможные варианты рассмотрения проблем [4, с. 219].

Модели переговоров строятся исходя из сущности переговорного процесса. Наилучшей считается модель, которая укладывается в следующие критерии: переговоры должны привести к разумному соглашению, если таковое возможно; они должны быть эффективными; они должны улучшить или, по крайней мере, не испортить отношений между сторонами.

С точки зрения этих критериев наиболее эффективной является модель, называемая принципиальными переговорами. Метод принципиальных переговоров сводится к следующему:

Первое – люди. Необходимо делать разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. Это означает, что участникам необходимо разбираться с проблемой, а не друг с другом.

Второе – интересы. Необходимо сосредоточиться на интересах, а не на позициях людей.

Третье – варианты. Прежде чем решать, что делать, необходимо выделить круг возможностей.

Четвертое – критерии. Необходимо настаивать на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме. Это дает возможность преодолеть чье-либо упрямство, а усилия партнеров направить на поиск справедливых критериев.

Тактика при проведении принципиальных переговоров: быть мягким в отношении с людьми и твердым в решении вопросов; продолжать переговоры независимо от степени доверия к вам; концентрировать внимание на интересах, а не на позициях; анализировать и обсуждать все предложения; предлагать и обдумывать взаимовыгодные варианты; разрабатывать многие варианты выбора; настаивать на применении объективные критериев или их выработке.

Слово «общение» происходит от слова «общность». Общение тогда продуктивно, когда есть действительная общность – то, что объединяет стороны общения, создает вместо разрозненных индивидуальных «Я» ситуативное «Мы». Это может быть общность их материальных или иных интересов (мотивационная общность), общность информации (когнитивная общность), общность действий – совместная деятельность (поведенческая общность), или общность эмоций (эмпатия). [2, с. 18].

Другими словами, главным принципом эффективного общения является психологическое сближение его участников, создание их совершенно определенной общности.

Для успеха любого рода практической деятельности владение средствами ее осуществления, в данном случае знанием психологических основ общения, имеет важное значение.

1. Пелл А. Как управлять людьми / пер. с англ. – М.: Изд-во АСТ, 2005. – 355 с.

2. Сандомирский М. Е. Психология коммерции: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. зведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.

3. Фишер П., Юри У. Путь к согласию Или переговоры без поражения / пер с англ. – М.: Наука, 1992. – 156 с.

4. Шарухин А. П. Психология менеджмента. – СПб.: Речь, 2005. – 352 с.

Основы психологии общения

Пристальное внимание специалистов современной психологии обращено на проблемы общения людей. Зачастую именно оно способно вырвать человека из объятий скуки, рутины, поднять настроение. Исследованиям общения, как важнейшей потребности индивидуума, посвящены основы психологии общения. Ввиду многоаспектности предмета исследований можно систематизировать основные виды общения в психологии появляются более специфические направления, такие как основы психологии общения.

Когда мы общаемся со знакомыми, расспрашиваем их о погоде, покупках, ценах, о возможности решить какую-то бытовую проблему, — такой тип общения называется когнитивным. В сущности люди просто обмениваются информацией. В случае, если в результате разговора одному человеку удастся повлиять на эмоциональное состояние другого, например, шутками-прибаутками расшевелить скучающего товарища, то такое общение будет признано эмоциональным, или кондиционным.

Более углубленным является мотивационное общение. Его характеризует особая целенаправленность — это обмен желаниями, обращение с личным интересом, попытка решить при помощи общения свою проблему.

В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.

В зависимости от того, как происходит общение, от специфики поведения людей, различаются следующие типы:

  • Прагматическая функция общения (или коммуникативная) заключается во взаимодействии людей на уровне межличностной или внутригрупповой коммуникации. Общение является важной потребностью для человека.
  • Функция формирования и развития заключается в том, что общение оказывает определенное воздействие на участников коммуникации, способствует их развитию и совершенствованию во всех отношениях. Благодаря общению с другими людьми человек усваивает социальные нормы, ценности, которые сложились в обществе, получает знания и формируется как личность.
  • Функция подтверждения позволяет участникам коммуникации познать и подтвердить себя.
  • Функция объединения-разъединения людей. Общение, с одной стороны, способствует установлению контактов между участниками коммуникации, посредством чего происходит передача необходимых сведений. Кроме того, общение настраивает участников коммуникации на осуществление общих целей, задач и тем самым соединяет их в единое целое. С другой стороны, общение может способствовать изоляции личности, а также дифференциации в процессе коммуникации.
  • Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует налаживанию и поддержанию контактов и взаимоотношений между участниками общения, способствуя их совместной деятельности.
  • Внутриличностная функция общения заключается в общении человека с самим собой. Это может происходить в форме внутренней или внешней речи, которая достраивается по типу диалога. Такое общение может быть расценено как универсальный способ мышления.

В соответствии с выполняемыми функциями различают три стороны общения:

  • коммуникативная, которая заключается в обмене информацией между участниками коммуникации;
  • интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии людей в процессе коммуникации;
  • перцептивная сторона общения, которая заключается в том, что в процессе общения люди воспринимают друг друга определенным образом.

В психологии общения выделяют несколько стилей:

Особенно тщательно подбирать стиль общения нужно, работая над психологией общения с клиентом.

27 апреля, 2007 | Макарова Г. В.

Основы психологии общения (55787)

Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем — это начальный этап общения. Людям свойственно ошибаться в восприятии других людей. Психологи объясняют это несколькими причинами.

Первая из них заключается в том, что довольно часто элементы внешности связываются с конкретной чертой характера человека. Вторая причина — психологические качества приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. Третья причина — когда человеку невольно приписываются качества другого человека, внешне на него похожего. Четвертая причина — человеку могут приписываться качества того социального типа, к которому он отнесен на основе его внешних данных.

В повседневной жизни часто человек переносит достоинства своих друзей или недостатки недругов на людей, внешне на них похожих. Многие из нас замечали, как трудно бывает преодолеть неприязнь к малознакомому человеку, если он внешне похож на нашего заклятого врага, и, наоборот, нас тянет к тем, кто хотя бы внешне напоминает дорогих нам людей. Нередко человек переносит на других свои собственные качества. Люди корыстные, мелочные и злые, как правило, считают, что их окружают такие же злые люди, которые пекутся только о личных интересах. Люди альтруистичные, добродушные и открытые видят мир в другом свете. Все им кажется таким же милыми и добрыми. Накапливая жизненный опыт, человек учится более точно распознавать сущность людей, правильнее определять причины их поступков. Искаженное представление о человеке бывает в случае отнесения его к какой-то конкретной социальной или профессиональной группе на основе внешних данных. По внешности человек невольно пытается определить род занятий другого человека, его положения в обществе, круг общения. В сознании людей укоренилось представление о том, что если человек принадлежит к определенному социальному слою или профессиональной группе, то он якобы обладает и определенным набором личностных черт, характерным для данного социального слоя или профессиональной группы. Так называемый «образ типичного представителя» в науке получил название стереотипа. Например, отнесение человека к слою интеллигенции нередко сопровождается автоматическим приписыванием ему таких качеств, как воспитанность, сдержанность, благородство и т.д., хотя это не всегда оправданно. Существуют и национальные стереотипы: «южанина», «северянина», в соответствии с которыми от южанина обычно ждут экспрессивного и энергичного поведения, а от северянина — спокойного, сдержанного.

Что же можно сделать, чтобы добиться наиболее благоприятного впечатления о себе?

Рассмотрим факторы, определяющие впечатление о человеке и положительный эффект в общении. Это внешний вид, речь, позы и жесты человека; дистанция общения и расположение партнеров друг относительно друга. Важный психологический фактор неречевого воздействия — это внешний облик человека, который проявляется и в манере держаться, и в языке поз и жестов.

Наибольшей силой эмоционального воздействия является улыбка, способная без слов выражать радость и удовольствие от общения и, следовательно, может усиливать стремление партнеров к общению, улучшать их взаимопонимание. С французским писателем Сент-Экзюпери произошел случай, который он описал в «Письме к заложнику». Когда он приехал в Мадрид в качестве корреспондента парижских газет, то по нелепой случайности был задержан республиканским патрулем и чуть ли не был расстрелян. Писатель не знал местного языка и не смог объяснить цель приезда в страну, и поэтому между ним и солдатами возникли безнадежная пропасть непонимания. Но тут произошло чудо, спасшее ему жизнь. Это была его улыбка. Когда Сент-Экзюпери попросил у своего конвоира сигарету, он едва улыбнулся. Какова же была реакция солдата?! «Человек сначала выпрямился, медленно провел рукой по лбу, потом посмотрел уже не на мой галстук, а мне в лицо, и к моему изумлению, улыбнулся тоже. Это было как рассвет…».

Конечно, дело не столько в улыбке.

Один из главных элементов привлекательности человека — его речь. Поэтому необходимо позаботиться о ней. Еще древний философ Плутарх заметил, что «в речи гораздо более, нежели в лице открывается характер человека». Речь несет в себе информацию сразу о нескольких очень важных характеристиках. Так, например, правильность языка свидетельствует об уровне образования (или самообразования) и культуры, содержание речей — об уме и нравственности, а богатство и характер интонаций говорят об эмоциональности и настроении человека. Не случайно для оценки эмоционального состояния космонавтов используется метод анализа речи (ее темпа, интонаций и т.п.). Нужно всегда следить за своей собственной речью и внимательно слушать речь других: анализировать не только содержание сказанного, но и его внешнюю сторону, которая позволяет глубже понять личность собеседника. Известно, что, привыкнув к определенной манере разговора, человеку бывает нелегко перестроиться и начать разговор в том стиле, которого требуют обстоятельства. Поэтому полезно совершенствовать свою речь: постоянно обогащать словарный запас, учиться правильному построению фраз. В этом помогает чтение художественной литературы.

Многие жесты, которые производит человек, когда общение его не интересует, хорошо известны. Например, если человек сидит, подперев голову рукой, смотрит по сторонам, отвлекается, постукивая пальцами по столу или ногой по полу. Часто в таких случаях люди посматривают на часы, передвигаются на кончик стула, всем своим видом давая понять, что они хотят уйти. Если человек пытается симулировать внимание, то сидит прямо, голова — тоже прямо, и глаза не мигают. Будьте уверены, что в мыслях он далеко от вас. Когда человек действительно внимательно слушает, взгляд его направлен только на собеседника, но глаза мигают, и голова обязательно наклонена вбок. Если информация для человека звучит убедительно, глаза его широко раскрыты, иногда раскрыт рот, корпус подается вперед, голова тоже старается приблизиться к говорящему. Если же человек настроен критически, то при том же наклоне головы глаза будут скорее прищурены, корпус откидывается назад, как будто человек хочет выйти из-под влияния говорящего. Руки и ноги часто скрещиваются, что свидетельствует о попытках закрыться и остаться при своем мнении. Иногда человек невольно качает головой вправо-влево, как бы говоря самому себе: «Нет. Не так, не согласен».

Если человек не уверен в себе или в том, что он говорит, об этом свидетельствуют следующие признаки. Человек немного сутулится, мнется (поводит плечами), чаще обычного мигает и что-то делает руками; крутит ручку в руках или перебирает ненужные бумаги. Если человек еще и взволнован и пытается себя успокоить, одна его рука крепко сжимает (или пощипывает, или потирает) другую. Состояние неуверенности часто сопровождается тем, что человек поднимает руки к лицу, прикрывает рот рукой или дотрагивается до носа. Касание носа — очень характерный жест, выражающий неуверенность человека. Однако не всегда легко догадаться, в чем он сомневается, то ли это общая неуверенность, то ли он не уверен именно в этом мнении, то ли колеблется — говорить это или не стоит.

Если человек уверен в себе, то это выражается в следующем. Он держится прямо, не сутулится. Ходит широкими шагами, живот немного вперед. Если стоит, то ноги расставлены достаточно широко. Голова держится без наклона, прямо, на «высокой» шее. Глаза направлены прямо на собеседника, взгляд немного сверху или, по крайней мере, «на равных», мигает редко. Руки спокойны, к лицу не подносятся и свободно висят по сторонам или спокойно сложены на животе. Если руки на бедрах — это знак энергичности, готовности к немедленным действиям. Если человек сидит за столом, руки спокойно занимают большое пространство. Возможен характерный жест: складывание пирамидкой кончиков пальцев (ладошки вместе, как будто аплодисменты самому себе) — это также признак уверенности в себе.

Если человек хочет освободить собеседника от общения, дать ему возможность прийти в себя, собраться с мыслями, передохнуть, принять самостоятельное решение — ему нужно отвести свой взгляд от партнера. Вообще взгляд имеет огромное значение в процессе общения между людьми. Неслучайно при разговоре люди смотрят именно в глаза друг другу, потому что глаза являются наиболее точным выразителем состояния партнера, степени его заинтересованности в разговоре. Глазами можно выразить очень многое, поэтому психологи выделяют даже особый вид общения — общение глазами.

В заключение следовало бы подчеркнуть, что аккуратная и подтянутая форма одежды, доброжелательное и приветливое выражение лица, прямая осанка — вот что способно вызвать расположение, симпатию и уважение к вам.

Написать комментарий

Полезные ссылки

Авторская колонка

29 декабря 2017 злоумышленники, при совершении криптообменной сделки, похитили свыше 250 тыс. до .

С того самого 94/95. Когда погибли мои однокашники Га .

29 декабря в преддверии Нового 2018 года в Доме детского творчества парка культуры и отдыха «Сок .

Любое использование материалов и иллюстраций возможно

только при установке прямой гиперссылки на портал

Психологические основы общения

В социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в сложных и экстремальных условиях.

Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.

Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей.

Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна. Сферой «разрешенной манипуляции» несомненно является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей.

Сравнение императивного и манипулятивного видов общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, их можно охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:

  1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.
  2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.
  3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
  4. Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Анализ общения показывает, насколько этот процесс сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях, что связано с его ролью и значением как в жизни отдельного человека, так и общества в целом.

Столь же сложной является внутренняя структура общения. В ней можно выделить три взаимосвязанных составляющих общения: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

Коммуникативная составляющая общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств.

Интерактивная составляющая общения (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами, т.е. организация межличностного взаимодействия.

Заказать маркетинговое исследование для дипломной работы или иной другой работе в страховом брокере Абсида по телефону +7(926)777-76-80

Маркетинговое исследование рынка страхования в Москве 2016

Вид деятельности : страховой брокер (КАСКО, ОСАГО)

Год основания : 2007

Доля на рынке страхования (удаленные продажи) в Москве: 17,1% в 2016 году.

Источники:
Контрольная работа Психологические основы общения
НОУВПО «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» Факультет «Экономики и коммуникаций» Кафедра гуманитарных дисциплин Контрольная работа на тему
http://www.bestreferat.ru/referat-286132.html
Основы психологии общения
Основы общения в психологии помогают раскрытию проблем, виды общения в психологии описывают поведение в тех или иных ситуациях.
http://videoforme.ru/wiki/osnovy-psihologii-obshhenija
Психологические основы общения
Хранитель
http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=4624
Психологические основы общения 1
Психологические основы общения В социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог. Императивное общение – это авторитарная,
http://www.addere.ru/re8.htm

CATEGORIES
Share This