Психологические барьеры общения

Как преодолеть психологический барьер общения?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР — это внутреннее препятствие психологической природы человека, мешающее ему успешно выполнять определённые действия. Психологические барьеры общения часто возникают в деловых и межличностных отношениях людей. Такие психологические барьеры препятствуют установлению между людьми открытых и доверительных отношений.

Психологические барьеры общения выступают причиной возникновения различных конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, взгляды, стремления, установки, характеры, манера общения или самочувствие.

Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально — психологических особенностей людей, которые вступают в процессе общения, такие как скрытность, скромность, стеснительность, различия в типах темперамента, а также в результате особенностей отношений между собеседниками, например, недоверие к человеку, антипатия и другие причины.

Конкретными психологическими причинами возникновения психологических барьеров общения могут быть:

— неадекватная оценка собеседника, его способностей и интересов;

— неверное представление о своих собственных возможностях;

— непонимание характера оценки и отношения партнера;

— использование неправильных способов общения с конкретным партнером.

Определяющим для возникновения психологических барьеров и непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира достаточно субъективно и оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять собеседника, у которого может быть абсолютно противоположная точка зрения на фоне индивидуальных особенностей восприятия.

Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника.

Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях особенностей мышления (например, общение оптимиста и пессимиста), скорости выполнения и решения мысленных операций, а также в различиях уровня интеллектуального развития между людьми.

Мотивационные барьеры – проявляются, когда у собеседников разные цели. Такого рода психологические барьеры общения приводят к взаимному непониманию, искаженному восприятию информации.

Моральные или этические барьеры – это несовместимость нравственных ценностей и принципов.

Барьеры установки возникают тогда, когда у человека есть определённая негативная установка по отношению к своему партнеру по общению, в результате предыдущего опыта общения или на основе оценки других людей.

Барьеры отрицательных эмоций или плохого самочувствия. Такого рода барьеры относятся к ситуативным психологическим барьерам.

Для начала необходимо понять с каким психологическим барьером вы столкнулись, определиться со своими установками и убедиться, что они не влияют на сам процесс общения.Также преодолеть возникающие психологические барьеры в любом общении помогают позитивные навыки общения, которые развиваются у человека в течение всей жизни и благодаря позитивному коммуникативному опыту. Навыки позитивного общения

Чтобы преодолеть психологический барьер в общении необходимо использовать разнообразные средства психологической саморегуляции — это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Например, элементарные способы успокоить себя в ситуации возникновения конфликта или недоразумения. Простой способ сохранить нервы

Знание основ психологии общения и развитие навыков коммуникации. Понимание себя и другого человека также помогают преодолеть психологические барьеры в отношениях.

Интонирование речи, возможности невербальных проявлений. Спокойный голос, интонационное выделение наиболее важных мыслей, структурных элементов и этапов беседы. Доброжелательное и внимательное выражение лица, периодический и как можно более продолжительный контакт глаз, сдержанные не интенсивные жесты, открытая поза — все эти способы вербальной и невербальной коммуникации способствуют тому, чтобы преодолеть психологические барьеры в общении.

Возникающие психологические барьеры в интимных отношениях помогает преодолеть не только доверие к партнёру, но и чувство юмора.

В преодолении психологических барьеров в системе «начальник — подчинённый» способствует создание оптимального социально-психологического климата в коллективе.

Также руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное деловое общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей для преодоления психологических барьеров общения.

Психологические барьеры в системе «начальник- подчинённый»

Как преодолеть такие психологические барьеры?

Несомненный интерес представляют девять способов преодоления психологических барьеров делового общения, сформулированные Д. Карнеги в 1990

Если вам необходимо упрекнуть человека, то начинайте с похвалы и искреннего одобрения. «Всегда легче выслушать неприятные вещи после того, как вы выслушали похвалу в адрес ваших положительных сторон». Например: «Вы же умный, исполнительный работник, как же вы до сих пор не выполнили это задание?».

Обращая внимание подчинённого на его ошибки, не делайте это «в лоб». Замечание можно сделать косвенно. Пример такого замечания приводит Карнеги: «Директор одного универмага заметил одиноко стоящего у прилавка покупателя, а в это время продавцы беззаботно разговаривали и шутили в стороне. Он, не сказав ни слова, спокойно зашел за прилавок и сам обслужил покупателя на глазах смутившихся продавцов» Как стать лидером в коллективе?

Перед тем как критиковать человека, упомяните вначале о своих ошибках в аналогичных ситуациях. Тот, на кого направлена критика, гораздо быстрее признает свои ошибки, если знает, что и критикующий не идеален. Овладение искусством критики

Отдавая приказание, делайте это в форме вопроса. Такое отношение к подчинённым поможет преодолеть любые психологические барьеры в системе «начальник — подчинённый»

Уважайте гордость собеседника и не критикуйте в присутствии других людей.

Хвалите человека за каждое его, пусть даже самое незначительное, достижение. При этом будьте искренни в выражении своего одобрения. Заслуженная похвала побуждает человека реализовывать скрытые в нем возможности.

Создайте человеку доброе имя, чтобы он мог жить в соответствии с ним. Человек будет стремиться доказать окружающим справедливость вашей высокой оценки его качеств, и постепенно новая для него социальная роль станет привычной.

«Если хотите развить у человека определенные черты, ведите себя так, как будто эти черты уже присущи ему… Подарите человеку хорошую репутацию» Дейл Карнеги

Покажите человеку, что его ошибки и промахи легко устраняются, а дело, которым вы хотите его увлечь, нетрудно выполнить. Основные причины конфликтов в организации

«Одобрите человека… дайте ему понять, что у него даже есть интуиция, которую необходимо только развить, — и он будет работать до рассвета, чтобы добиться той цели, веру в которую вы в нем разбудили»

«Старайтесь, чтобы людям было приятно делать то, что вы предлагаете. Любой человек охотнее выполняет те просьбы, поручения, которые приятны, интересны и полезны ему самому» Дейл Карнеги

Таким образом, чтобы преодолеть психологические барьеры общения не только в системе «начальник — подчинённый» надо научиться прощать и правильно вести в конфликтной ситуации, Следуя такому поведению и преодолению психологических барьеров общения можно добиться наилучших последствий как для себя, так и для оппонента.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Как вести себя с эгоистами?

Любое использование материалов может осуществляться только с разрешения администрации сайта.

Психологические барьеры общения

Психологические барьеры общения

Изучением психологических барьеров общения занимались: Р. Николс, Майерс, О. Крегер и др.

Виды психологических барьеров, которые возникают в процессе общения людей:

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их. Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других.

Барьер “боязни” контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер “ожидания непонимания”. Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Барьер “возраста” – типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.

1.4 Психологические барьеры в общении

психологический барьер общение личность

Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения [15, с. 235]

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Барьер «возраста» – типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях.

Таким образом, под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.

В первой главе проведено теоретическое исследование вопроса психологических барьеров и активности личности в психологии. Дано определение психологическим барьерам. Установлено, что психологический барьер — это препятствие в деятельности и личности, мешающее самореализации и требующее активности для его преодоления. Препятствия могут быть как осознаваемые, так и неосознаваемые. Психологический барьер преодолевается в деятельности, в частности, учебной, какой является деятельность студентов.

Кроме того, рассмотрен вопрос активности личности. Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности.

Также в разделе исследованы некоторые причины возникновения психологических барьеров. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние и способствовало ошибочному восприятию партнёра по общению.

Похожие главы из других работ:

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации.

Среди барьеров межличностной коммуникации выделяют: барьер отрицательных эмоций, плохого настроения, восприятия, речи, установок, первого впечатления, а также барьер взаимопонимания.

Специалист по PR часто сталкивается с множеством барьерами. Цель моего практического исследования – выявить какие барьеры коммуникации чаще всего встречаются в процессе общения у специалистов сферы PR и специалистов других процессов.

Что же вкладывают молодые люди в процесс невербального общения? Отметим выбор «психологических значений» невербального поведения для возраста от 17 до 25 лет (студенческий возраст): отношения составляют 23%.

Мужская культура «диктует» требования и ограничения, тем самым определяя специфически сложный характер формирования мужской гендерной идентичности.

Эффективности коммуникации мешают коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры – помехи, препятствия, вмешательства в процесс коммуникации на любом из ее участков, искажающие смысл сообщения.

В противовес мотивирующим внутренним и внешним факторам каждый субъект творческой деятельности сталкивается с определенными барьерами различных категорий, снижающими динамику творческого процесса, его эффективность.

В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название “барьеры межличностных коммуникаций”.

В условиях деловой коммуникации могут возникать специфические барьеры. С одной стороны, причиной этого является отсутствие единого понимания ситуации общения, вызванное социальными, политическими.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения, и уверен.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации.

2.2 Психологические основы коммуникационных барьеров в профессиональном общении между врача и пациента

Коммуникационный барьер в профессиональном общении врача с пациентом — это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации в общении врача и пациента.

1.2.2 Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю

Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно.

Источники:
Как преодолеть психологический барьер общения
Психологические барьеры. Почему возникают психологические барьеры общения? Как преодолеть психологические барьеры общения? Психологические барьеры общения в системе начальник подчинённый
http://psylive.com.ua/psikhologiya-obshheniya/kak-preodolet-psikhologicheskie-bar.html
Психологические барьеры общения 1
психологические барьеры общения Психологические барьеры общения Изучением психологических барьеров общения занимались: Р. Николс, Майерс, О. Крегер и др. Виды психологических барьеров,
http://studbooks.net/1316440/psihologiya/psihologicheskie_barery_obscheniya
Психологические барьеры общения 2
1.4 Психологические барьеры в общении психологический барьер общение личность Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это
http://psy.bobrodobro.ru/31590

CATEGORIES
Share This