Психика и организм

Взаимосвязь психики и организма человека

Психика и организм» человека – неразрывные связанные между собой понятия. Психика – заставляет человека чувствовать, ощущать, осознавать свои действия. Психические процессы постоянно развиваются и с возрастом они меняются. Ведь мировосприятие, желания, стремления и поведение людей старшего возраста значительно отличается от тех, что младше.

Так, например, в младенчестве требуется эмоциональное общение, в дошкольном возрасте важны предметные действия и эмоциональный контакт со взрослыми, в школьном приоритет отдается учебе, в подростковом возрасте большое значение имеет общение со сверстникам и участие в общественной деятельности, в юности ведущую роль в жизни играет учебно-профессиональная деятельность.

Доказать, что «психика с организмом» взаимосвязаны несложно. Когда человек получает сигнал об опасности, повышается уровень адреналина в крови, сердцебиение учащается, сознание быстро начинает диктовать, что в этот момент следует предпринять. В этом и проявляется влияние психики на процессы, протекающие в человеческом организме. Организм также оказывает влияние на психику, например, дефицит витаминов в организме вызывает состояние депрессии.

В психологии имеется такое понятие, как «свойства психики». К этим свойствам относятся определенные качества личности, характер, темперамент. Так, у одних людей в характере заложены такие черты, как вежливость, ответственность, доброта, искренность, дружелюбность и т.д. У других может в большей степени проявляться эгоизм, хладнокровие, слабохарактерность и другие. Но это совсем не говорит о том, что один человек «соткан» из одних лишь положительных черт, а другой из отрицательных. В человеке могут быть заложены и положительные, и отрицательные качества, которые могут проявляться в большей или меньшей степени.

Развитие психики происходит на всех этапах формирования личности. При этом наблюдается изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных, структурных преобразованиях. Структура психики включает в себя психические процессы, состояния и свойства.

Психика связывает человека с окружающим миром, а значит, под влиянием внешней среды формируется характер. Тесная «связь психики, организма» и окружающего мира дает возможность пронаблюдать, как развивается личность, на что она способна, к чему стремится и достигает. Благодаря окружающему обществу человек общается, учится, учит, обменивается опытом, работает, отдыхает, радуется, печалится, плачет, смеется, то есть входит в определенное состояние.

Существует несколько состояний психики, свойственных человеческому организму:

К ненормальному (неадекватному) состоянию психики относят:

  • Неоправданная агрессия и жестокость к окружающим;
  • Убийства;
  • Странные подергивания частями тела, покачивание на стуле из стороны в сторону;
  • Нечленораздельную речь;
  • Беспричинный громкий смех.

При отклонении от норм речь идет о расстройствах психики, которые могут достаться по наследству, либо появиться вследствие какой-либо серьезной травмы, болезни или сильного эмоционального потрясения.

Формы проявления человеческой психики могут быть разными. Чем шире и сложнее структура мозга, тем многограннее психические возможности. О положительном или негативном проявлении психики можно судить по состоянию человека (см. выше).

Психическое развитие зависит от нескольких факторов: деятельности головного мозга, нервной системы, физиологического и гормонального функционирования организма. Это еще раз доказывает взаимосвязь психики и организма. Для ее успешного развития и функционирования следует соблюдать некоторые условия. Следить за тем, чтоб кислород в достаточной степени поступал в мозг, то есть чаще бывать на свежем воздухе.

Поддерживать оптимальную температуру тела, при отклонении от нормы принимать меры по ее понижению или повышению. Следить за обменом веществ в организме. Нередко при каком-либо сбое в организме и заболевании происходит нарушение в психике человека. Сложно поспорить с тем, что любое заболеваний приводит к раздражительности, эмоциональной нестабильности, стрессу, быстрой утомляемости. Например, такая болезнь как желтуха сопровождается апатией, раздражительностью, подавленностью.

Психологические исследования показали, что специфика психики и протекание психических процессов в организме зависит от пола человека. Так, мужчины выступают в роли преобразователей мира, могут, как создавать, так и разрушать его. Нередко именно представители мужского пола являются новаторами, исследователями, создателями чего-то нового. В большей степени это обусловлено физическими качествами: ростом, длиной конечностей, наличием мышц, физической силой, большим весом, грубой кожей и другими особенностями, которые позволяют выполнять физические нагрузки, преобразовывать внешний мир.

Первоначальная функция женщин – сохранение человеческой жизни и продление человеческого рода, поэтому представительницы женского пола стремятся достичь успеха в семье и обществе, сгладить конфликты, поддержать начинания мужа. Для женщин свойственно особое строение тела: округлость форм, широкий таз, развитые грудные железы, преобладание туловища над конечностями, наличие жировой ткани на боках, бедрах, эстетичность внешнего вида. Эти особенности влияют на деторождение и вскармливание младенца. Привлекательность женщины играет важную роль в интимных отношениях и в итоге в продолжение рода.

Из всего вышесказанного следует вывод: «организм и психика» неразрывно связаны между собой и развиваются параллельно по мере деятельности человека, учения и общения с окружающими.

Психика и организм человека. Влияние психики на организм. Связь между ними.

Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь.

Психические процессы и, соответственно, организм, с возрастом, меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности, являющуюся ведущей:

  1. Младенчество – эмоциональное общение.
  2. Раннее детство – предметная деятельность.
  3. Школьный возраст – учение.
  4. Возраст подростка – общение со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.
  5. Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

Влияние психики на организм. Связь организма и психики.

Теперь поговорим о характеристиках, которые связаны с психикой и с организмом, конечно же:

Психические свойства. К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества. Теперь, чтобы вам было понятно, о чем, все-таки, идет речь, все рассмотрим на примерах и списочках.

  1. Альтруистичность.
  2. Вежливость.
  3. Заботливость.
  4. Женственность.
  5. Загадочность.
  6. Коллективизм.
  7. Самостоятельность.
  8. Чувствительность.
  9. Целеустремленность.
  10. Чистоплотность.
  11. Юмористичность.
  12. Уравновешенность.
  13. Эрудированность.
  14. Усидчивость.
  15. Эгоистичность.
  16. Добросердечность.
  17. Хладнокровие.
  18. Слабохарактерность.
  19. Сообразительность.
  20. Организованность.

Качества личности, присущие лидерам:

  1. Уважение себя и других.
  2. Отличная память.
  3. Здравомыслие.
  4. Порядочность.
  5. Требовательность.
  6. Грамотность.
  7. Креативность.
  8. Трудолюбие.
  9. Нацеленность на результат.
  10. Ответственность за собственные слова.
  11. Прямолинейность.
  12. Открытость.
  13. Откровенность.

Темперамент – это сочетание определенных свойств и качеств личности. Есть четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Холерик быстро раздражается, легко обижается. В нем море активности и страсти, эмоциональности, мыслей и идей. Он очень общительный и жизнерадостный.

Сангвиник – более спокойный человек, уравновешенный, неконфликтный. У него не такая быстрая реакция на окружающий мир, как у холерика, но общительность в нем присутствует практически в такой же степени. В нем много организованности и выдержки, терпения и рассудительности.

Флегматик – малоподвижный, медлительный, осторожный. В нем часто живут фобии (страхи), даже если они ничем особенным «не обозначены.

Меланхолический тип темперамента характеризуется постоянный пессимизмом, недовольством всем на свете, плаксивостью и ранимостью. Но это не означает, что они – неинтересные и совсем скучные люди: темпераменты так же отличаются разнообразностью, как и человек.

Психологи уверены, что «чистейших» типов темперамента не бывает. Просто есть какая-то «доминированность» одного из них. Тогда появляются сочетания «флегматик – сангвиник», «холерик – меланхолик». Они, сочетаясь, будто «дополняют» друг друга друг другом. Не взирая на такую «словесную игру», все получается достаточно серьезно.

Стоит заметить и отметить: не нужно, всецело, верить темпераментным характеристикам. Типы темперамента – как гороскопы и приметы: где-то совпадают и «совершаются» (сбываются), а где-то – только частично.

Если «жить» только примеркой черт и качеств, жизнь станет скучной и очень нудной. Разнообразие должно присутствовать во всем (хотя бы по возможному минимуму). Никто никогда не накладывал человеку запрет на веру во что-либо: если люди верят, никому не навредив при этом, то ничего плохого, в вере, нет. А темперамент и гороскопы не предусматривают какое-либо «вредительство», угрожающее социуму.

Активность – еще одна характеристика психики и ее процессов. Она характеризует труд, деятельность, действия человека.

Психика – связующее звено организма человека с окружающей средой. Следовательно, под влиянием среды индивид (человек) и формируется.

«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет что умеет.

Благодаря миру, человек общается с себе подобными, обменивается опытом, учит и учится. Человек работает, развлекается, грустит, радуется, плачет и смеется…. И он знает, почему входит в то или в иное состояние. Всему есть свои объяснения и причины.

Если человек неадекватно как-то себя ведет, это является поводом для тревог. Неадекватное поведение это:

  1. Беспричинное избиение людей.
  2. Убийства.
  3. Раскачивания на стуле, странные покачивания головой.
  4. Произнесение непонятных звуков.

В случаях девиантности (отклонения от норм), можно уже говорить не о состояниях психики, а об ее серьезных отклонениях. Они (отклонения) могут появиться не с самого рождения, а могут стать следствием какой-либо травмы или болезни. Бывает, что психика нарушается из-за какого-либо потрясения (смерть матери, пропажа близкого человека, разорение или банкротство).

Пример. Один мальчик, из общеобразовательной школы, был обыкновенным ребенком, неплохо учился. Через восемь лет обучения он стал как-то странно себя вести: раскачивался на стуле, сидя за партой, как-то дико хохотать…. Все произошло само по — себе. Никто до сих пор не знает истинных причин того, что с ним произошло.

Мама мальчика, который купался в речке и утонул (его схватила судорога) сошла с ума. Ей постоянно мерещился голос сына, который звал ее и просил о помощи. Спасть она вообще не могла: ее мучили кошмары, которые тоже были связанны с сыночком.

У одной женщины умер муж. Она так переживала его кончину, что, на почве волнений, ее определили в психиатрическую лечебницу, хоть и признали абсолютно вменяемой: она утверждала, что каждую ночь, после полуночи, ее муж навещает ее, и рассказывает, что есть в потустороннем мире и чем он отличается от земного. Кто знает, может и есть, в этом во всем какая-то частичка правды. Но люди (очень многие) верят только в то, что они успели или смогли увидеть своими собственными глазами.

Источники:
Взаимосвязь психики и организма человека
Интересная статья на тему взаимосвязи психики и организма человека, особенности развития психики и строения организма.
http://psytheater.com/vzaimosvyaz-psixiki-i-organizma-cheloveka.html
Психика и организм человека
Психика и организм человека. Влияние психики на организм. Связь организма и психики. Взаимосвязь. Влияние психики на функционирование организма.
http://sunhi.ru/psihika-i-organizm-cheloveka-vliyanie-psihiki-na-organizm-svyaz-organizma-i-psihiki/

COMMENTS