Психология журналистики

Психология журналистики

Это — свободный викиучебник по психологии журналистики, который способствует организации нормативного курса «Психология журналистики», интегрирует необходимый теоретический материал и предоставляет читателям возможность самостоятельно освоить психологические основы медиадеятельности.

Учебник постоянно находится в процессе своего становления, поэтому не стесняйтесь исправлять и улучшать существующие страницы и добавлять новые. Часть требуемых информационных источников сможете найти в Интернете, воспользовавшись викиучебником Поиск информации в Интернете.

Психология журналистики – одна из отраслевых психологических дисциплин, объединяющая теории, претендующие на объяснение поведения людей, так или иначе вовлечённых в сферу масс-медиа.

Предметом исследования психологии являются психические процессы в психике человека и порождаемое ими индивидуальное поведение. Следовательно, предмет психологии журналистики ограничен поведением и психическими процессами в психике человека, непосредственно вовлечённого в деятельность по созданию, распространению и потреблению продукции масс-медиа — массовой информации.

В научном поле психологии журналистики выделяются структурные элементы, служащие основой образования отдельных исследовательских тем:

Психи?ческие проце?ссы в психике человека были выделены условно в результате попытки привлечения возможностей системного подхода к исследованию человеческой психики.

Психические процессы тесно взаимосвязаны, что выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Личность — это совокупность психических процессов в психике человека, подвергшихся изменениям в процессе его социализации и определяющих поведение человека в обществе.

НЛП (нейролингвистическое программирование) — это совокупность методов и техник развития человека, направленных на улучшение коммуникативности среди людей.

Психология журналистики

Библиотека профессионального журналиста

Допущено региональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»

Издательство Михайлова В. А.

Психология журналистики. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. — 240 с.

доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и жур­налистики Саратовского государственного университета В. В. Прозоров;

доктор политических наук, профессор, зам. председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Политическая психология» Г. С. Мельник.

Олешко Владимир Федорович, 1955 г.р., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Уральского государственного универ­ситета им. А.М. Горького. В практической журналистике с 1972 года. Лауреат премий Союза журналистов России за лучшие журналистские публикации 1995 и 2004 гг.

Автор шести монографий, издававшихся в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Сфера научных интересов — психология творчества, технологии масс-медиа, моделирование массово-коммуникационных процессов. Как и предыдущие книги, учебное пособие адресовано прежде всего студентам факультетов журнали­стики и других творческих специальностей, журналистам-практикам, а также всем тем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект.

© Издательство Михайлова В. А.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ. 8

1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности. 8

1.2. Массовая коммуникация — нервная система

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В результате изучения данной главы студент должен:

• функциональные закономерности коэволюции (соразвития взаимодействующих систем) высших психических функций человека и психологических механизмов массовой коммуникации;

• основы теории и практики психологических исследований в области психологии журналистики;

• основные научные понятия в области психологии журналистики и смежных научных дисциплин;

• выявлять психологические и социально-психологические функции средств массовой информации;

• анализировать с психологических позиций явления журналистской практики;

• методикой анализа массовой коммуникации;

• навыками работы с источниками психологического знания в профессиональных целях.

Индивидуальность (уникальность) человека есть проявление его генетических и физиологических особенностей, феномен общественного развития и результат волевой устремленности на освоение общечеловеческой культуры и творческую самореализацию.

Виктор Франкл в числе наиболее важных и возможных измерений человеческого бытия назвал витальную (от лат. vita – жизнь) основу, которую изучают биология и психология. Социальное положение человека – предмет социологического анализа и оно в обобщенной форме представляет личностную позицию индивида, установку, личное отношение к любой витальной основе и к любой ситуации. Эта установка, по его мнению, "не может быть предметом вышеназванных наук, а существует как бы в особом измерении" [1] .

Понятие "личность", описывающее социальную сторону человека и обозначающее человеческого индивида как субъекта отношений (прежде всего диалогических), предполагает в первую очередь сознательную деятельность, а также устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Все это конкретизируется в огромном массиве научной, специальной и популярной литературы [2] . Мы выделим лишь те характеристики, которые важны для журналистов-практиков при организации диалоговых взаимоотношений с аудиторией СМИ.

Если обобщить определения понятия "личность", существующие в рамках различных философских, социологических, психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Г. Айзенк и др.), то можно сказать, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации (приспособления) к постоянно меняющейся среде. Акцент также делается на то, что личность человека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему отношений, определяемых мотивами и потребностями и опосредующих взаимодействия (в том числе и массово-коммуникационные) субъекта и объекта.

В отечественной психологии также существует несколько направлений, взаимовлияние которых способствует ее развитию: теория отношений В. II. Мясищева, теория единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна, культурно-историческая теория Л. С. Выготского, теория основной жизненной направленности Б. Г. Ананьева, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теория установки Д. Н. Узнадзе, теория типологических черт личности Б. М. Теплова, концепция динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова, теория интегрального исследования индивидуальности В. С. Мерлина и т.д.

Так, В. С. Мерлин описал следующие иерархические (то есть в порядке "подчинения" и перехода от низшего к высшему) уровни большой системы интегральной индивидуальности любой личности.

1. Система индивидуальных свойств организма, включающая подсистемы:

• биохимические (наследственные факторы);

• общесоматические (физиологические свойства организма);

• нейродинамические (свойства нервной системы).

2. Система индивидуальных психических свойств со следующими подсистемами:

• психодинамическими (свойства темперамента);

• психологическими свойствами личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств с входящими в нее подсистемами:

• социальных ролей в социальной группе и коллективе;

• социальных ролей в социально-исторических общностях [3] .

Личности, по образному выражению А. В. Петровского и В. А. Петровского, "явно тесно “под кожей” индивида, и она выходит за пределы его телесности в новые “пространства”" [4] . К числу таких "пространств", в которых можно разглядеть проявления личности, понять и оценить ее, по мнению авторов, можно отнести "пространство" психики индивида (интраиндивидное пространство), его внутренний мир. Второе "пространство" – это область межиндивидных связей (интериндивидное пространство). И, наконец, третье "пространство" реализации индивидом своих возможностей как личности находится не только за пределами его внутреннего мира, но и за границей актуальных, сиюминутных связей с другими людьми (метаиндивидуал ьное пространство).

На наш взгляд, феномен средств массовой информации как явления, характеризующего определенные тенденции развития общества, во многом обусловлен спецификой СМИ и их изначальным стремлением вторгнуться в каждое из этих трех "пространств". С определенными оговорками, конечно, массмедиа можно даже отнести к четвертому "пространству", для которого наиболее характерна идеальная представленность (персонализация) субъектов и объектов массово-коммуникационной деятельности при посредстве СМИ в других людях. Целенаправленное преодоление "границ" каждого из трех вышеназванных "пространств" иногда может быть обусловлено задачами социально-политических манипуляций аудиторией средств массовой информации.

В новом тысячелетии господствует тип мышления, который исследователи называют "NET-мышлением". Оно характеризуется хрупким вниманием аудитории и визуально-калейдоскопическим способом представления информации [6] . Порождением этой культуры можно назвать в том числе и сетевой текст, отличающийся полифоничностью, равностатусностью коммуникатора и реципиента, нелинейностью изложения и другими характеристиками.

В целом же преобладание визуальной информации в традиционных СМИ, в различных типах рекламы, интернет-пространстве свидетельствует не только о возникновении нового способа общения, но и о глобальной трансформации стиля мышления массовой аудитории. Современный мир, на который огромное влияние оказали информационные технологии, формирует тип восприятия, отличный от традиционного текстового, по- иному – "книжного".

Для обозначения нового типа сознания примерно в середине 1990-х гг. было введено в науке понятие "клиповое сознание/мышление". Как сформулировал культуролог К. Г. Фрумкин, "его суть заключается в том, оно умеет и любит быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Обладателям клипового восприятия свойственна большая скорость обработки информации, а также возросшая способность к многозадачности. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение нетекстовой, образной информации, визуальных символов логике и углублению в текст" [7] .

Подобный подход к информации требует определенных навыков – в частности, умения "читать по диагонали" и быстро реагировать на вновь поступающие данные. При этом однородную последовательность вербальных знаков, не разбавленную изображениями (как, например, неиллюстрированная книга или газетный материал), обладателям клипового мышления воспринимать трудно.

Те, кто описывают новый тип мышления, нередко используют метафоры. Появились такие понятия, как "цифровые аборигены", "многозадачное поколение" и т.д. По сути дела речь идет о формировании и развитии нового психотипа – человека, родившегося на стыке XX и XXI вв. и взаимосвязанного с самого раннего детства с мультимедиа-информацией и компьютерной средой.

Клиповую культуру и клиповое сознание, присущие "цифровым аборигенам", известный философ Элвин Тоффлер рассматривал как последствия формирования новой инфосферы, в которой до невообразимых размеров возрос поток информации. Некоторые исследователи отмечают, что клиновое сознание выступает некоей защитной реакцией человека, который пытается освоить огромный объем передаваемых сообщений. Мозг в этом случае, не успевая его переработать, отбирает только яркие "лоскутки" информационного "одеяла", повседневно укрывающего человека от реальной действительности.

С этим напрямую связан рост числа так называемых креолизованных текстов и их особая востребованность – другая форма (линейный монокодовый текст) устаревает для массовой аудитории, попросту перестает восприниматься ей. К. Г. Фрумкин отмечал также, что "текст для современного читателя – своего рода набор спрятанных ключей, необходимых для понимания ситуации: из нее извлекают нужную для решения конкретного вопроса информацию, нечто, что может пригодиться на практике" [8] . Основной навык работы с текстом, которым обладают носители клипового сознания, – конвертация (некая мысленная трансформация) его в инструкцию. Полностью вербальные тексты, в отличие от креолизованных, для этой задачи крайне неудобны.

"Клиповость" – не только стиль мышления, но и образ жизни. Это модель поведения человека, занимающегося множеством различных проектов и переключающегося между ними – типичная для нашего времени. Естественно, у такого персонажа возникает потребность быстро усваивать информацию на различные темы, и иллюстрирование вербального текста в этой ситуации оказывается более чем полезно.

Таким образом, можно заключить: активно изучаемые филологами, культурологами, антропологами креолизованные, или предельно насыщенные визуализированными медиапродуктами тексты являются наиболее адекватным как для отдельной личности, так и для большинства современных аудиторных групп СМИ способом передачи информации. И именно с этим связана возросшая их актуальность.

Рефераты по журналистике

Рефератов в данной категории: 899

Тип: реферат Просмотров: 5221 Комментариев: 3 Похожие работы

Оценило: 9 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать

Тип: реферат Просмотров: 4168 Комментариев: 4 Похожие работы

Оценило: 7 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать

Оценило: 11 человек Средний балл: 2.1 Оценка: 2 Скачать

Оценило: 8 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать

Тип: реферат Просмотров: 7876 Комментариев: 4 Похожие работы

Оценило: 2 человек Средний балл: 3 Оценка: неизвестно Скачать

Тип: реферат Просмотров: 6232 Комментариев: 3 Похожие работы

Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Оценило: 8 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать

Тип: реферат Просмотров: 4661 Комментариев: 4 Похожие работы

Оценило: 2 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать

Тип: реферат Просмотров: 4926 Комментариев: 5 Похожие работы

Оценило: 2 человек Средний балл: 4.5 Оценка: неизвестно Скачать

Оценило: 8 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать

Оценило: 13 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать

Тип: реферат Просмотров: 1440 Комментариев: 3 Похожие работы

Оценило: 5 человек Средний балл: 3.4 Оценка: неизвестно Скачать

Оценило: 16 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать

Тип: реферат Просмотров: 3389 Комментариев: 3 Похожие работы

Оценило: 8 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать

Тип: реферат Просмотров: 356 Комментариев: 3 Похожие работы

Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать

Тип: реферат Просмотров: 1694 Комментариев: 3 Похожие работы

Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Тип: реферат Просмотров: 1996 Комментариев: 3 Похожие работы

Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Тип: реферат Просмотров: 841 Комментариев: 3 Похожие работы

Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать

Тип: реферат Просмотров: 1867 Комментариев: 4 Похожие работы

Оценило: 1 человек Средний балл: 2 Оценка: неизвестно Скачать

Тип: реферат Просмотров: 546 Комментариев: 3 Похожие работы

Оценило: 1 человек Средний балл: 2 Оценка: неизвестно Скачать

Источники:
Психология журналистики
Это — свободный викиучебник по психологии журналистики, который способствует организации нормативного курса «Психология журналистики», интегрирует необходимый теоретический материал и предоставляет
https://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8
Психология журналистики
Библиотека профессионального журналиста Допущено региональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов,
http://lib100.com/practic_psychology/psihologiya_zhurnalistiki/html/
ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В результате изучения данной главы студент должен: • функциональные закономерности коэволюции (соразвития взаимодействующих
https://studme.org/42499/zhurnalistika/psihologiya_zhurnalistiki_kontekste_gumanitarnyh_issledovaniy
Рефераты по журналистике
Банк рефератов — 364 тыс. рефератов, курсовых и дипломных работ, шпаргалок, докладов по разным дисциплинам: истории, психологии, экономике, менеджменту, философии, праву. Сочинения по литературе.
http://www.bestreferat.ru/referat-category-50-1.html

CATEGORIES