психология в коллективе

Понятие коллектива

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.

Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельнос­ти. Эта общность обладает рядом существенных призна­ков:

— внутренней организацией, которая состоит из ор­ганов управления, социального контроля и санкций;

— групповыми ценностями, на основе которых раз­вивается социальное чувство общности, выражае­мое словом «мы», а также формируется обществен­ное мнение группы;

— собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;

— групповым давлением, т. е. воздействием на пове­дение членов группы;

— общими целями и задачами деятельности;

— стремлением к устойчивости благодаря механиз­мам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;

— закреплением традиций, символики (знаки, одеж­да, флаги и т. д.).

Классификация групп, степени их развития и группо­вой работоспособности приведены на блок-схемах 1 и 2.

Как во всем обществе в целом, так и в отдельных орга­низациях социально изолированный индивидуум встре­чается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу, он сразу же начинает заводить знакомых и дру­зей обычно из числа тех, с кем он вместе работает боль­шую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение инди­видуумов в таких группах обычно претерпевает суще­ственные изменения под влиянием коллектива[1, c. 312].

Каждое из самых малочисленных подразделений орга­низации состоит из ограниченного числа сотрудников, работающих под началом одного руководителя (которого мы называем главой подразделения), причем все они выпол­няют аналогичные или сходные функции или все работа­ют ради выполнения одной задачи.

Руководители подразделений играют важную роль в такой организационной системе. Основная часть взаимо­отношений между широко разбросанными подразделени­ями организации и между руководителями «высших» уровней и руководителями или сотрудниками, находящи­мися на «более низких» уровнях, осуществляется опос­редованно, при этом главы различных подразделений организации служат связующими звеньями цепи. Назо­вем эту группу руководящим аппаратом организации.

Поступив в организацию, человек вскоре обнаружи­вает, что с одними людьми он работает гораздо больше, чем с другими. Если бы он составил схему своих контак­тов с сослуживцами в своей организации, то увидел бы довольно небольшую и неизменную по составу группу коллег, с которыми он постоянно общается изо дня в день, еще одну, более многочисленную группу людей, с кем у него никогда не было контактов и о ком он лишь слышал тем или иным образом.

Когда индивидуум приходит в организацию и если он " не отождествляет себя с той рабочей группой, в которой оказался, не принимает дисциплину группы, то он так и останется посторонним и будет окружен атмосферой враж­дебности или, по меньшей мере, безразличия[4, c. 126].

В большей или меньшей степени почти все служащие отождествляют себя не только со своими непосредствен­ными первичными трудовыми коллективами, но и с бо­лее крупными подразделениями организации, в которые такие рабочие группы входят как составные части.

Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т. Дембо. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым пр .

Целью настоящего исследования является изучение социально психологических условий развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников. Объект исследования – мотивационная сфера младших школьников. Предмет исследования – различия .

Синдром Дауна — врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% боль .

Социальная психология в коллективе

Социальная психология в коллективе

1. Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. -Ч.1. -М.: МПИ ФСБ РФ, 2003. -312 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология., М. 1980. — 425 с.

3. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е., К., МАУП, 2000. — 86 с.

4. Военная психология и педагогика: Учеб. пос. Гл. 3-6. -М.: Совершенство, 1998. — 49-126 c.

5. Дэвид Майерс. Социальная психология. С-Пр., 2002г. — 45 с.

6. Калюжный А.С. Психология коллектива: Учебное пособие. -Н.Новгород: ВМИ ФПС России, 2002. -43 с.

7. Казмиренко В. П. Социальная психология организаций. К., МАУП, 1993. — 33 с.

8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология, М., 2001. — 84 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. -Кн. 1. -М.:Просвешение,2000. -576 с.

10. Психология и педагогика: Учеб. пос. /Николаенко В.М. и др. -М.: ИНФРА-М, 2000. -175 с.

11. Современный словарь по психологии /Авт. сост. В.В.Юрчук. -Минск: Элайда, 2000. 704 с.

12. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С., Л. 1979. — 96 с.

13. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 1991. — 123 c.

Доработка к курсовой работе

I. Изучение степени сплочённости разобщенности в коллективе, общее отношение к школе сотрудников.

II. Определение внутреннего потенциала коллектива.

III. Определение стиля руководства трудовым коллективом.

I. Под социально — психологическим климатом обычно понимают общий эмоционально — динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее настроение, удовлетворённость, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных структур организации. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Одним из важных параметров социально — психологического климата является групповая сплочённость. Она показывает степень интеграции любой группы, её сплочение в единое целое.

По результатам тех методик, где испытуемые осознавали, что оценивают свой коллектив, групповая сплочённость имеет средние показатели, а по результатам методик выявляющих тот же индекс косвенным путём можно сказать о недостаточной интеграции коллектива в единое целое. Особенно ярко это проявляется в сфере производственных отношений и в области доверия друг к другу.

В коллективе нет устойчивых микрогрупп, близкое общение преобладает в диадах (например, у бухгалтеров).

В коллективе отсутствует общепринятый лидер. Среди всех членов коллектива наибольшим рейтингом симпатий характеризуется К.Е.В. Но тенденции к лидерству у неё отмечены только в деловой сфере, а в области доверия, например, она, имеет достаточно низкие показатели. Кроме того, в коллективе имеются два аутсайдера.

В целом можно сказать о неопределённом отношении сотрудников к коллективу. Эта неопределённость наиболее ярко проявляется в эмоциональном и поведенческом компоненте взаимодействия.

Опираясь на все вышеперечисленные факты можно предположить, что цели и задачи, требующие продуктивной совместной деятельности всего коллектива достижимы с трудом.

86,4% респондентов отмечают, что им нравится работа. 50% опрошенных не хотели бы поменять её на другую. Работать на данном предприятии изъявляют желание 63,6% сотрудников. В целом сотрудников удовлетворяют такие условия труда, как равномерность обеспечения работой, санитарно — гигиенические условия, возможность повышения квалификации, разнообразие работы.

Нарекания со стороны состава вызывает состояние оборудования и размер заработной платы. 68,2% респондентов отмечают, что их профессиональная деятельность на предприятии организована, в общем, не плохо, хотя на их взгляд, есть возможность улучшения.

II. Для анализа внутреннего потенциала коллектива были взяты несколько параметров: личностная направленность сотрудников, их рефлексивные способности, стиль и структура межличностных взаимодействий, коммуникативные навыки, организаторские и конструктивные способности к деятельности.

Здесь необходимо оговориться, что 47,8% полученных результатов имеют низкую валидность. Этот факт объясняется тем, что у данного количества обследуемых показатели шкалы искренности находятся в критическом положении. В этом случае они сомнительны в плане достоверности. Можно предположить, что у этих испытуемых результаты методик, не имеющих целью проверить достоверность получаемых данных, также невалидны. Это может быть результатом скрытности испытуемых, их нежелания оценить себя откровенно, что, в общем — то может указывать на недоверие со стороны сотрудников руководству. К этим результатам исследования следует относиться с определенной долей критичности.

Анализируя полученные результаты можно сказать, что коллектив в своём большинстве состоит из интровертируемых типов личности, которые характеризуются направленностью на свой внутренний мир, слабой адаптивностью, некоторой дистанцированностью в отношениях, нерешительностью в поступках, инертностью.

50% опрошенных имеют адекватный уровень личностной тревожности, 59,1% — реактивной тревожности. 40,9% исследуемых имеют высокую личностную тревожность, что говорит о склонности воспринимать ими большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Это мешает адекватно оценивать реальность и правильно планировать свои действия. 63,6% сотрудников склонны к нервно-психическим срывам в экстремальных ситуациях, а 22,7% опрошенных имеют высокую вероятность нервно-психических срывов.

45,5% респондентов указывают на наличие стрессоров в их профессиональной деятельности. Повышение стрессогенного фона отмечается в области конфликтности на работе (18,2%) , перегрузок (13,6%), напряженного отношения с руководством (9,1%). Таким образом, можно говорить об эмоциональной неустойчивости, а в некоторых случаях и об эмоциональной дезорганизации практически половины членов коллектива, что, безусловно, отрицательно сказывается на профессиональной деятельности, физическом и душевном здоровье. Кроме этого, данный факт может указывать на некоторое неблагополучие социально — психологического климата в коллективе «ОМО».

81,1% работников настроены на доброжелательное общение. У 68,8% опрошенных наблюдается преобладание конформных установок (стремление соответствовать общепринятым нормам, подстраиваться под окружающих). 76,2% опрошенных имеют умеренный уровень конфликтности, 14,3% — низкий. Основные тактики поведения в конфликте: компромисс, избегание, уступка. При использовании этих тактик не возможно конструктивное разрешение конфликтных ситуаций. Конфликт либо решается поверхностно, либо кто-то из участников остаётся в проигрыше. Лишь 19% сотрудников владеют различными тактиками общения в конфликтной ситуации и способны к наиболее удачному выходу их неё. 63,3% склонны поддерживать иерархические отношения в системе, где им приходится работать и чаще всего не способны к открытому вступлению против них.

В целом можно сказать, что подавляющая часть коллектива стремится соответствовать общепринятым нормам поведения, подстраиваться под окружающих, ориентироваться на принятие и социальное одобрение, что, возможно, приводит к снижению проявления их личной инициативы.

Таким образом, на основе вышеизложенных фактов можно сказать, что у половины сотрудников в недостаточной мере развиты те или иные профессионально значимые качества, необходимые для продуктивной деятельности. Оценивая общую работоспособность, можно сказать, что в коллективе преобладают статичные социотипы. 52,4% опрошенных характеризуются как наименее энергичные сотрудники, но умеющие работать размеренно и надёжно. 33,3% работников способны к энергичным действиям направленными прямолинейно.

В целом можно сказать, что в коллективе доминируют типы способные напряжённо работать, качественно выполнять практические задачи, но при этом с трудом воспринимающие новые идеи, не склонные к радикальным изменениям.

Среди ведущих потребностей можно выделить несколько: потребности в самореализации, раскрытии своего потенциала приволируют у 47,1% опрошенных, материальные потребности — 23,8%, потребности в безопасности — 14,3%. Все они находятся в зоне неудовлетворённости.

III. Анализ стиля руководства трудовым коллективом показал, что при решении производственных задач и во взаимодействии администрации с сотрудниками приволирует авторитарный стиль управления с применением некоторых методов демократического руководства.

Директор предприятия характеризуется умением координировать и направлять деятельность коллектива, непреклонностью и решительностью в суждениях, энергичностью и жесткостью в требованиях. В процессе управления ориентируется на достижение производственных целей, опираясь на формальную организацию и власть руководителя. В некоторых случаях это позволяет добиваться успешного решения производственных задач. Но при этом директор не всегда умеет замечать и поддерживать инициативу подчинённых, поощрять их самостоятельность. Может проявлять резкость в критике и предвзятость в оценках, возможно злоупотребление наказаниями и пренебрежение общественным мнением.

Коллектив оценивает стиль руководства директора как авторитарный. 77,3% работников, принявших участие в исследовании отмечают, что руководитель пользуется влиянием на дела коллектива. Особенно отмечалось развитие таких его качеств как трудолюбие и требовательность. Но при этом респонденты указывали на недостаточное проявление со стороны директора заботы о людях и справедливости. Анализ полученных результатов показал, что у директора недостаточный авторитет в коллективе в деловом, личностном и эмоциональном плане.

В целом руководитель характеризуется достаточными организаторскими способностями, но предпочтение им авторитарного стиля управления приводит к тому, что в коллективе процветает пассивность и некоторая безответственность сотрудников.

Создание и реализация программ профессионального и личностного развития людей.

Любые действия реформаторского характера проводить при наличии длительного подготовительного этапа с чётким обоснование актуальности, целей, методов, структуры и конечного результата деятельности в новых условиях.

При взаимодействии руководства с коллективом использовать особенности мотивационной сферы сотрудников и их личностных особенностей.

Администрации предприятия пересмотреть некоторые аспекты стиля управления трудовым коллективом:

· сформировать единую административную команду и выработать общую стратегию управления персоналом для улучшения взаимодействий и достижения высоких результатов в трудовой деятельности;

· отдавать предпочтение демократическим методам управления для развития творческой инициативы, производственной смелости, самостоятельности и ответственности сотрудников.

Источники:
Понятие коллектива
Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,
http://www.psychonia.ru/demas-137-1.html
Социальная психология в коллективе
Банк Рефератов — Социальная психология в коллективе: Социальная психология в коллективе 36 СОДЕРЖАНИЕ Введение …3 1 Понятие коллектива …5 2 Характеристика коллектива …9 3 Компоненты совместимости людей в коллективах и группах …24 Заключение …29 Спи…
http://sergiy-school.ru/referaty_psixologiya/socialnaya_psixologiya_v_kollektive_s6.html

CATEGORIES