Психология труда

КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ

· наука, связанная с исследованием психических явлений в процессе работы.

· наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

· область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в процессе труда различных психологических механизмов.

Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах [50]. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях». Психологией труда в широком смысле называют «комплекс научных дисциплин о труде, как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее системообразующего фактора» [50; С.63.]

Последнее определение является достаточно емким, но, по сути, является определением не одной науки «психология труда», а целого ряда научных дисциплин – эргономики, инженерной психологии, социологии, экономической психологии и т. д., и поэтому не подходит для определения конкретной дисциплины.

Если попытаться обобщить и сжать все вышеприведенные описания данной науки, то можно дать следующее определение:

Психология труда – это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью.

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда.

Выделяются следующие основные направления исследований:

§ рационализация труда и отдыха,

§ формирование профессиональной мотивации

§ оценка профессиональной пригодности

§ оптимизация отношений в трудовых коллективах.

§ психологическая подготовка молодежи к трудовой деятельности

§ проблемы и кризисы профессионального развития

§ профессиональные стрессы и конфликты

§ психология безопасности труда

§ естественный и лабораторный эксперимент

§ метод функциональных проб и другие методы.

Как показывают многие теоретические и экспериментальные исследования последних лет, мотивация человека к производительному труду может с успехом осуществляется не только и не столько деньгами, а другими «высшими» факторами – стремлением к творческой самореализации, исследовательской мотивацией, желанием получить одобрение товарищей по работе, ощущением причастности к масштабным планам общества и т. д. Примерами действия этих «надматериальных» факторов мотивации являются трудовые подвиги советского народа при освоении целинных земель и строительстве Байкало-Амурской магистрали.

По одному из определений, предмет психологии труда — это субъект труда , т.е. «работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности» [40; С.6.]. С точки зрения этих авторов, субъект труда (работающий человек) рассматривается как "носитель" предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Однако, в таком случае, определение предмета данной науки дано излишне узко, ибо получается, что психология труда изучает только человека в отрыве от трудового процесса и производственной среды – то есть объекта труда. Под объектом труда чаще всего понимают "конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства, цели и задачи труда, а также правила исполнения работы и условия ее организации "[40; С.6.]. Поэтому более правильным будет расширение первоначального определения до следующего варианта:

Предметом психологии труда является субъект в процессе труда, а также все психологические явления, возникающие у человека в рамках соответствующей производственной среды.

Что же касается психологических явлений, указанных в данном определении, то, как известно, они бывают четырех типов: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности и психические образования [26, 32, 63]. Соответственно, предметом психологии труда могут все эти явления без исключения (Табл. 1.1).

Табл. 1.1 Психические явления, являющиеся предметом психологии труда

Примеры изучения психологией труда

Процесс внимания у оператора атомной электростанции.

Пространственное восприятие у водителя автотранспорта.

Особенности логического и интуитивного мышления у биржевых аналитиков.

Состояние профессионального стресса у работников МЧС при ликвидации последствий техногенных катастроф.

Состояние профессионального выгорания у врачей-онкологов.

Состояние фрустрации у профессиональных спортсменов после череды поражений.

Оценка профессиональных личностных качеств претендента на рабочее место в процессе профотбора.

Учет особенностей личности школьника при подборе возможных процессий во время индивидуальной профессиональной ориентации.

Поиск оптимального способа формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения работников сложными сенсомоторными операциями при конвейерном производстве.

Поэтому можно схематично изобразить понимание предмета труда следующим образом (Рис. 1.1):

Многие самостоятельные науки в рамках своих методологических подходов рассматривают некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к предмету научной дисциплины «Психологии труда».

Социология (общественная организация труда, социальные факторы выбора профессии, отношение молодежи к труду, реабилитация инвалидов и т. д.)

Педагогика (трудовое воспитание, производственное обучение, формирование творческого отношения к труду).

Экономика (производительность труда, нормирование труда, оплата труда).

Юриспруденция (трудовой договор, коллективный договор, обязанности работника и администрации, порядок рассмотрения трудовых споров).

Физиология труда (работоспособность, утомление, режим труда и отдыха, рабочие позы, напряженность труда).

Гигиена и санитария (санитарное нормирование факторов производственной среды, запыленность, загазованность).

Врачебно-трудовая экспертиза (потеря трудоспособности, инвалидность, степень утраты трудоспособности).

Согласно представлениям К. Маркса, труд человека носит целенаправленный характер в отличие от деятельности животных, основанной на «слепых» инстинктах. В своей главной работе «Капитал» К. Маркс писал:

«Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней силы, и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда. Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» [2] .

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «н аправленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд — это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки его мировоззренческие принципы.

Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано, прежде всего, с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Труд — это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует, поэтому, планирования и контроля исполнения, он всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины». [43; С. 510].

В настоящее время на стыке социологии, экономики, инженерного дела, с одной стороны, и психологии труда – с другой, формируются новые научные дисциплины и направления научно-прикладных исследований, насыщенные межпредметными связями и понятиями (Рис. 1.2). Некоторые из этих дисциплин только зарождаются, а некоторые еще не отделились друг от друга. Так, например, такие дисциплины как «Психология управления», «Психология кадрового менеджмента» и «Организационная психология» весьма близки между собой как по кругу изучаемых вопросов, так и по используемым методам. С другой стороны, имеются и синтетические науки, развивающие междисциплинарный подход при изучении трудовой деятельности. Примером таких наук является эргономика.

В «Общей психологии» наиболее близким разделом к «Психологии труда» является раздел «Психология деятельности», а так как социально обусловленная деятельность бывает разных видов, то, соответственно, смежными дисциплинами будут: «Психология профессионального обучения», «Спортивная психология», «Психология безопасности труда», «Психология здоровья», «Инженерная психология» и т. д.

[1] Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С.696.

[2] Маркс К. Капитал //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. С. 188-189.

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Психология труда

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам.

Современная прикладная психология широко внедряется в различные сферы общественной жизни. Психологу-практику нередко приходится решать задачи, сходные по сути, но затрагивающие разные виды профессионального труда. Выделенные в пособии проблемы психологии труда составляют основу прикладных психологических исследований труда представителей самых разных профессий (массовых профессий сферы производства товаров и услуг, торговли и финансов, транспорта, здравоохранения, образования, юриспруденции, сферы искусства, средств массовой информации и т.д.).

В решении практических задач психология труда опирается на достижения общепсихологической теории деятельности, психологии развития (акмеологии, в частности), психологии личности и сознания, социальной и педагогической психологии, психофизиологии и эргономики. Однако она разрабатывает и специальные научные теории — теории «среднего уровня», направленные на решение конкретных задач, разработку специальных практико-ориентированных технологий.

Глава 1. Краткая история возникновения и развития психологии труда 5

1.1. История психологии труда и смежных психологических направлений в России конца XIX—первой половины XX в 5

1.2. Психология труда, индустриальная и организационная психология за рубежом 11

Гуманистическое направление менеджмента. Школа «человеческих отношений» 21

Системный подход в менеджменте 23

Ситуационный (или релятивистский) подход в научном менеджменте 25

Концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации 26

Направления зарубежной прикладной психологии, обслуживающие теорию и практику менеджмента 27

1.3. Психология труда в России второй половины ХХ-начала XXI в 29

Глава 2. Психологическоепрофессиоведение 36

2.1. Вводные понятия 36

2.2. Профессиографирование и профессиограммы 37

Принципы профессиографирования 39

Уровни психологического профессиографирования 40

2.3. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала 41

2.4. Методы психологического анализа профессий 43

2.5. Концептуальные основы анализа профессиональных задач в зарубежных исследованиях 56

2.6. Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач 58

2.7. Способы представления профессиограммы и психограммы 65

2.8. Классификации профессий в психологическом профессиоведении 67

Общие требования к классификациям массовых явлений 67

Какие классификации профессий существуют? 68

Информационно-поисковая система «Профессиография» 71

Классификация профессий для старшеклассников 73

2.9. Методы классификации профессий 77

Глава 3. Психология трудовой мотивации 85

3.1. Основные понятия 85

3.2. Ранние исследования трудовых интересов работников 87

3.3. Значение труда для личности 88

3.4. Теория потребностей А.Маслоу и практика менеджмента 91

3.5. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга 93

3.6. Концепция «Гуманизация труда» 95

3.7. Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда 99

3.8. Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона 101

3.9. Теория ожиданий В.Врума 101

3.10. Концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи 103

3.11. Исследования отношения к труду в работах отечественных ученых 105

3.12. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности 111

Глава 4. Развитие человека как субъекта труда 114

4.1. Труд как фактор исторического развития человека 114

4.2. Труд как вид деятельности 115

4.3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта 118

4.4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда 119

4.5. Развитие человека как субъекта труда в дошкольном возрасте 121

4.6. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза 122

4.7. Стадии цикла профессионализации 126

4.8. Критерии зрелой личности и формы организации труда 129

4.9. Противоречия и кризисы профессионального развития личности 130

4.10. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии 133

4.11. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях 136

4.12. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации 138

4.13. Методы исследования развития личности профессионала 144

Глава 5. Психология труда и задачи профессиональной подготовки 148

5.1. Функциональное развитие человека как субъекта труда 148

5.2. Формирование и оценка профессиональных знаний 149

5.3. Формирование и оценка профессиональных умений и навыков 151

5.4. Проблема переноса упражнения 152

5.5. Общетрудовые и специальные умения и навыки 152

5.6. Обучаемость умениям и прогноз профпригодности 153

5.7. Психологические критерии эффективных тренажеров 155

5.8. Опыт развития профессионально важных качеств и современные направления профессионального тренинга 157

5.9. Методы обучения, используемые в работе с персоналом в современных организациях 162

Глава 6. Проблема индивидуальности в труде и индивидуальный стиль деятельности 164

6.1. Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина 164

6.2. Проблема индивидуального стиля в психологии 168

6.3. Исследования индивидуального стиля трудовой деятельности в отечественной психологии 171

Связь индивидуального стиля деятельности с эффективностью труда 171

Виды труда, в которых может быть сформирован эффективный ИСД 174

Первое проявление индивидуального стиля и мера его устойчивости 176

Может ли человек владеть разными стилями деятельности? 176

Степень осознанности индивидуального стиля деятельности 178

6.4. Методы изучения индивидуального стиля деятельности 179

Глава 7. Психология отбора и оценки персонала 182

7.1. Краткая история вопроса. Опыты Г.Мюнстерберга 182

7.2. Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности 189

7.3. Разработка системы психологического прогнозирования профпригодности 194

Этические принципы в профессиональной психодиагностике 199

Критерии и способы оценки профессиональной эффективности работника 200

Способы получения экспертных оценок и пути повышения их точности 201

Технология центров оценки персонала 203

Глава 8. Психология профессиональной ориентации и психологического консультирования в выборе профессии 205

8.1. Профориентация и профконсультация в истории зарубежной психологии 205

8.2. Профориентация и профконсультирование в России 206

8.3. Теоретические концепции профессионального развития личности в целях профконсультирования 210

Традиционный подход 210

Структурные концепции 213

Мотивационные (психодинамические) теории 214

Теории развития 216

Теории единства профессионального и жизненного личностного самоопределения 217

8.4. Особенности профессионального консультирования разных групп населения 220

Психологическая профориентация и профконсультация школьников 220

Половые и тендерные аспекты выбора профессии 223

Психологическое консультирование и помощь безработным 226

8.5. Методы карьерного консультирования 227

Глава 9. Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний 229

9.1. Основные понятия 229

9.2. Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний 231

Профессиональное утомление и переутомление 234

Состояние монотонии и психического пресыщения в труде 239

Профессиональный стресс 244

9.3. Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда 245

9.4. Методы оценки трудовой нагрузки и психодиагностики функциональных состояний 252

Глава 10. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов 254

10.1. Программа социальной поддержки инвалидов 254

10.2. Психология восстановительной трудотерапии при травмах и ранениях верхних конечностей 258

10.3. Работоспособность как один из критериев психического здоровья. Способность к труду при аномалиях развития личности 262

10.4. Трудотерапия при психопатологии 264

Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме 267

Трудовая терапия при депрессивных состояниях 267

Трудотерапия при двигательной заторможенности 268

Трудотерапия при олигофрении 269

Психологические аспекты экспертизы трудоспособности инвалидов 270

Трудоспособность лиц преклонного возраста 270

Глава 11. Психология группового субъекта труда 274

11.1. Признаки группового субъекта труда 274

11.2. Способ организации совместной деятельности, межличностные отношения и эффективность труда 276

11.3. Совместимость членов бригады 278

11.4. Профессиональное общение и психология профессиональных конфликтов 281

11.5. Лидеры в совместной трудовой деятельности 287

Глава 12. Психология производственного травматизма и аварийности 291

12.1. Правовые гарантии безопасности труда в промышленности 291

12.2. Личный (человеческий) фактор в происшествиях 293

12.3. Концепция безопасности Д. Петерсона 296

12.4. Методы изучения происшествий в психологии 297

12.5. Типология «отказов» человека как звена эргатической системы и пути их преодоления 299

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Психология труда

Эта наука занимается изучением подходов и методов решения определенных проблем, которые могут появляться в результате деятельности, к ним относятся:

  1. Возможное развитие человека в качестве субъекта труда. В эту категорию входит формирование трудоспособности, оценка компетентности, психология в кризис и т.п.
  2. Формирование индивидуального стиля и прогнозирование профессиональной пригодности.
  3. Психология проектирования и оценка деятельности, а еще способы управления качеством продукции.
  4. Актуальная проблема психологии труда – вычисление и профилактика возможных травм и аварий.
  5. Влияние особенностей человека на результативность и безопасность деятельности.
  6. Вычисление закономерностей профессиональной пригодности человека.

Психология труда направлена на облегчение трудовой деятельности, которая к тому же должна стать продуктивной, безопасной и удовлетворять материальные потребности. С ее помощью можно приспособить труд к человеку и наоборот.

Эта отрасль занимается изучением психологических причин несчастных случаев, которые появились в результате работы. В основном это психические процессы, которые появляются вследствие деятельности, индивидуального состояния человека, а еще из-за свойства личности. Опасные факторы для жизни можно разделить на явные и потенциальные. К первой категории относятся проблемы, которые уже существуют и требуют мер для их устранения. К потенциальным факторам относятся те, которые могут возникнуть из-за неадекватной деятельности или неполадок техники. Психология безопасности позволяет решить некоторые задачи труда:

  1. Значимость человеческого фактора в процессе возникновения несчастных случаев. При этом обязательно учитываются технические данные и психологический анализ.
  2. Определяет способы, позволяющие увеличить эффективность труда, а еще методы и средства обеспечения безопасности.
  3. Выявление специальных методов обучения, мероприятий и других способов, которые обеспечивают надежную и безопасную среду для труда.

Методы психологии безопасности труда в современном мире с его техническим прогрессом достаточно актуальны и важны. В общем, существует много отраслевых направлений, которые обеспечивают безопасность труда: пожарная служба, строители и др. Главная задача психологической безопасности заключается в снижении физических, социальных и даже духовных опасностей для жизни.

Источники:
КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ
Теоретические основы психологии труда
http://www.no-stress.ru/Uchebniki/PsyLabor/PsyLabor-book/PsyLab-theory.html
Психология труда
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Психология труда. Автор: Носкова О.Г. 2007 В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов. Для студентов высших учебных заведений
http://nashol.com/2012020563313/psihologiya-truda-noskova-o-g-2007.html
Психология труда
Эта наука занимается изучением подходов и методов решения определенных проблем, которые могут появляться в результате деятельности, к ним относятся: Возможное развитие человека в
http://womanadvice.ru/psihologiya-truda

CATEGORIES