Психология толпы

Психология поведения толпы

Психология толпы — это отдельная ветвь психологии, изучающая поведенческие реакции групп людей и отдельного индивидуума в их составе. История знает немало примеров, насколько опасной и непредсказуемой может быть толпа, и в отношении государственного строя, и в отношении отдельно взятых людей. А искусство управления большими массами считается высшим пилотажем у политиков.

Психология дает следующее определение понятию: «толпа» — это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие (или потеря) четкой, осознанной общей цели.

  • Зачинщики (ядро толпы) — люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях.

Изучая природу скоплений людей, психология поведения толпы выделила 2 главных механизма ее формирования: нарастающее однонаправленное «заражение» эмоционального характера (циркулярная реакция) и слухи. А сам процесс формирования разделила на несколько этапов.

  1. Образование ядра толпы. Несмотря на то, что стихийность — отличительная черта толпы, она все же неспособна сформироваться без некоего ядра, центра. В качестве такого ядра могут выступать люди (зачинщики), которые вполне осознают свои действия и преследуют определенные цели, или происшествие (событие). Далее вступает в игру обычное человеческое любопытство, которое притягивает к ядру все больше и больше людей. Людей самых разных возрастов, принципов, темпераментов. Заинтересовавшись происходящим, человек сливается с толпой, чтобы удовлетворить свой интерес. При этом каждое новое «вливание» эмоций подогревает уже создавшийся эмоциональный заряд. То есть срабатывает уже упомянутый выше механизм — циркулярная реакция. Такое «обрастание» центра толпы происходит стихийно, лавинообразно.

Классификация разновидностей стихийного скопления людей включает несколько направлений в зависимости от того, что взято за основу разделения.

  • Стихийная. Ее формирование и проявления не связаны с каким-либо видом организации и управления.

Виды толпы по поведенческим реакциям ее участников:

  1. Окказиональная. В основе ее образования лежит любопытство к определенному происшествию, событию, возникшему спонтанно, неожиданно. Это может быть авария, несчастный случай, пожар, драка, стихийное бедствие и т.п.

Действующая толпа в свою очередь подразделяется на следующие подвиды:

  • Агрессивная. Участников такого сборища людей объединяет агрессия, направленная на конкретный объект. Это может быть проявлением ненависти к определенному человеку (суд Линча) или определенному движению, структуре (политическим, религиозным). Результатом такой «сходки» чаще всего являются акты вандализма, избиения.

Неясность целей или их отсутствие, непостоянность структуры толпы определяет ее изменчивость. Благодаря этому один вид или подвид может легко и спонтанно трансформироваться в другой. Поэтому знание нюансов формирования и поведения толпы дает возможность манипулировать ею, в том числе с целью предупреждения опасных последствий.

Известный всем эффект толпы психология объясняет рядом особенностей, присущих стихийному скоплению людей. Эти особенности затрагивают 4 сферы личности: когнитивную (познавательную), темпераментальную, эмоционально-волевую и моральную.

  1. Неспособность к сознанию. Людская толпа не принимает логику и разум — она живет эмоциями. И руководят ею именно последние. Не каждый человек наедине с собой может услышать и послушаться своего разума, а, поддавшись стадному инстинкту толпы, теряет такую способность совсем. Таким образом, в людской толпе бессознательные качества берут верх над сознательными.

Психологические свойства толпы в эмоционально-волевой сфере:

  • Эмоциональность. Для поведенческих свойств толпы характерен эмоциональный резонанс. Он выражается в том, что постоянный обмен эмоциями среди участников постепенно доводит общее эмоциональное состояние толпы до предела, который уже сложно сознательно контролировать.

В темпераментальной сфере свойства толпы характеризуются диффузностью и непостоянностью восприятия идей и образов, а также полной готовностью быстро перейти к конкретным действиям.

  • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
  • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?

Поведение неорганизованных массовых скоплений людей может зависеть от многих факторов: идеологических влияний и их подачи, психологического состояния «толпящихся», скорости и направленности развития событий. Общность чувств, умноженная на резонирующие эмоции и реактивную готовность действовать, создает благодатную почву для паники.

  1. Идейность. Главная задача «вожака стаи» — создать идею и пустить ее «в массы». Неважно, какую именно. Поэтому чаще всего на пьедестал выбиваются психически неуравновешенные люди, чьи убеждения и цели невозможно оспорить или опровергнуть. Даже в случае полной нелепости или абсурда.

Примечательно, что в большинстве случаев толпа имеет двойственное управление: с одной стороны она управляется лидером, с другой — силовыми структурами. Соответственно и задачи у них противоположные: лидер стремится сформировать толпу и использовать ее в действии, органы правопорядка — привести ее участников «в чувство» и расформировать.

  • Отвлечение внимания толпящихся на другие цели, события, идеи. Такое разобщение интересов приводит к разобщению и в толпе. Она распадается.

Что такое толпа в психологии — смотрите на видео:

Как видите, толпа может значительно влиять как на участников, так и на социальные и политические процессы в целом. Поэтому основы ее формирования и поведения желательно знать не только политикам, но и простым гражданам, которые в любой момент могут стать ее частью.

Психология толпы

С психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения. Толпа имеет место в следующих ситуациях: скопление людей в условиях стихийных бедствий (пожары, землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы и т.д.), военные учения, транспортные толпы, массовые зрелища, празднования, протестные скопления людей (митинги, шествия, демонстрации).

Типы толпы определяются по степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы:

  1. активные – агрессивная толпа, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую, стяжательную толпу, т.е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей.
  2. в западной литературе выделяют демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организованности.
  3. пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента. Толпа зевак.

Социально-психологические особенности толпы, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов:

Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом распространения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в складывающейся ситуации, способствуя стихийной организации их действий.

Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе психического состояния одних людей на других. В этом проявляется действие закона психологического единства толпы (по теории Г. Лебона), которой позволяет объяснить ее психологическую однородность и высокую эмоциональную чувствительность.

Иррациональность поведения толпы и эмоциональная напряженность становятся интегративным результатом всех ее других свойств.

Человек, подчиняющийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником и способен на любые действия и поступки. Не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.

Причины и условия возникновения агрессивной толпы:

  1. долговременный характер – экономические, политические, социальные и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувство фрустрации, безнадежности, отчаяния.
  2. ситуативный характер – при наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все, что угодно – от неадекватных действий властей до простого бытового эпизода и даже слуха.

Необходимо иметь в виду еще один важный фактор – уровень развития политической культуры как общества в целом, так и отдельных его сегментов. От этого фактора зависит вероятность нарушения норм демократии и правопорядка и превращения выступлений протеста в массовые беспорядки.

Методы исследования. Специфика феномена толпы такова, что она крайне затрудняет его изучение. Внезапность, с какой обычно возникает толпа, непредсказуемость ее поведения, массовость, неопределенность количественных и качественных характеристик, высокая эмоциональная напряженность – все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Собирать необходимые данные возможно путем опросов участников толпы и очевидцев, а также из газет, кинохроники, исторических и служебных документов.

Успех в жизни

Психология успеха

Чтобы добиться в жизни успеха, нужно создавать позитивные программы. Это дает предпосылки для успеха во всех делах, позволяет считать себя удачливым человеком. »»»

Основы лидерства

Что делает человека успешным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых . »»»

Навыки уверенного человека (Н. Ром)

Как стать уверенным в себе человеком? Разве можно этому научиться? Да! »»»

Секретные технологии достижения успеха (Как добиваться поставленных целей)

В жизни часто бывает так, что вам необходимо сделать что-то важное. Вы осознаете важность дела, но вам не хватает желания и энергии работать . »»»

Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным? (Д. Вальдшмидт)

Правда заключается в том, что большая часть вашей успешности зависит от вашей способности понимать людей. А достижение невероятного успеха требует большего. »»»

Победить страх (И. Молчанов)

Основы психологии успеха. Каждым в какие-то моменты жизни овладевает страх. Страх — это всегда предвосхищение страдания, боли. »»»

Побороть страх и неуверенность в себе (И. Медведев)

Хотя мы с детства контактируем со своим социальным окружением, для многих людей именно общение с другими является источником проблем. »»»

Эффективное общение: Как правильно слушать

Какова бы ни была цель общения, для успеха в жизни всегда полезно знать приемы правильного слушания, — утверждает психолог И. Атватер. »»»

Психология убеждения: ложные доводы (Д. Халперн)

Во время личного общения, а также в рекламе возможно использование ложных доводов — заведомо неубедительных рассуждений с целью убедить кого-либо . »»»

Психология успеха. Как преодолеть свои страхи и проблемы.

Часто добиться успеха человеку мешают страхи за свое здоровье, семью, карьеру и, как результат — создание мифов о причинах успеха или неуспеха в жизни. »»»

Успех в любви. Любовные решения. Все зависит от вас (С. Накамото)

Обычно мы отдаем себе отчет лишь в последствиях, коими могут стать: счастливый брак, неприятная процедура развода или вообще отсутствие каких бы то ни было отношений. »»»

Путь к успеху: как расширить пределы своих возможностей

Для того, чтобы достигнуть успеха, нужно постоянно стремиться к новому, ставить перед собой трудные задачи. Как можно раздвинуть границы своих возможностей? »»»

Как влиять на людей с помощью голоса. Секреты ораторского мастерства (Д. Аппс)

Основы ораторского мастерства. Ваш голос — на редкость эффективный инструмент, с помощью которого можно оказывать на окружающих успешное влияние. »»»

Правила успешного публичного выступления (И. Медведев)

Они помогут сделать ваше выступление успешным, интересным и привлекательным для аудитории. »»»

Для тех, кто хочет от жизни большего

В первую очередь курс предназначен для людей, имеющих за плечами определенный трудовой стаж, но по тем или иным причинам оказавшихся безработными. Он также необходим начинающим профессионалам как с небольшим опытом работы, так и вообще без него. Это не значит, что специалисты экстракласса не найдут здесь ничего полезного для себя. Просто проблема поиска работы всегда более актуальна для людей, стоящих в начале своих трудовых свершений. Суперпрофессионалы же обычно не ищут работу — работа сама находит их. Подробнее »»»

Если Вы всегда согласны со всем и со всеми, если в жизни предпочитаете плыть по течению, подчинятся обстоятельствам и готовы уступать всякому, кто предъявляет Вам претензии, — этот диск не для Вас. Но если у Вас есть свои цели, если Вы жаждете успеха, если для достижения своих намерений Вам приходится преодолевать чье-то несогласие, сопротивление или агрессию, то этот курс будет Вам полезным.

В учебном курсе приводится широкий перечень возможных критических ситуаций и способов эффективного реагирования на них. Вы можете сконцентрировать свое внимание и усилия только на значимых для Вас. Подробнее »»»

Обучающий курс для руководителей, журналистов, торговых и рекламных агентов, педагогов и всех, чья деятельность связана с общением. Основное назначение учебных материалов — научить Вас добиваться в процессе коммуникации нужных результатов. С помощью предложенных методик могут быть эффективно реализованы такие виды общения, как проведение переговоров и рабочих совещаний, публичные выступления, продажа товара и многие другие.

Курс также поможет людям, которых интересует не только деловое общение, но и улучшение взаимоотношений с окружающими: родственниками, друзьями, коллегами по работе. Подробнее »»»

Лидерские качества нужны не только политическим вождям и руководителям транснациональных корпораций. Умение активно воздействовать на социальную реальность, вести за собой и добиваться поставленных целей является необходимым условием любого успешного бизнеса, любой успешной служебной карьеры, общественной или научной деятельности.

Кто сказал, что лидером надо родиться? Лидерский ресурс может развить практически каждый человек. Просто доверьтесь профессионалам. Наша обучающая программа кардинально отличается от других дистанционных курсов, психологических тренингов и семинаров. Подробнее »»»

Источники:
Психология поведения толпы
Понятие толпы в психологии. Как она формируется и какими свойствами обладает. Особенности поведения толпы и отдельного человека в ней. Способы управления.
https://tutknow.ru/psihologia/7276-psihologiya-povedeniya-tolpy.html
Психология толпы
В экзаменационном билете по общей психологии раскрываются такие понятия, как: психология толпы, ее виды и содержание.
http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/931-2010-09-17-13-35-29.html
Успех в жизни
Успех в жизни: материалы о том, как становятся успешными людьми, советы и упражнения для самореализации и лидерства
http://psyfactor.org/success.htm

CATEGORIES