Психология студента

Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности — Педагогическая психология

Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Педагогическая психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Кобзева Наталья Ивановна

Проанализированы возрастные и социально-психологические особенности современного студента образовательного процесса вуза. На основе полученных данных составлен портрет студента , как человека сенситивного периода развития. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию огромная сила студенческого возраста.

AGE AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MODERN STUDENTS PORTRAIT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGH SCHOOL

Age and social-psychological peculiarities of the modern students educational process in the High School are analyzed in this paper. The students portrait as a person of the sensitive development period is formed on the base of the received information. The development of intelligence and personality, ability to training, continuous self-education is a great strength of student age.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Кобзева Наталья Ивановна,

Текст научной работы на тему «Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза»

ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА Кобзева Наталья Ивановна,

старший преподаватель кафедры культурологии

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия

Проанализированы возрастные и социально-психологические особенности современного студента образовательного процесса вуза. На основе полученных данных составлен портрет студента, как человека сенситивного периода развития. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию — огромная сила студенческого возраста.

Ключевые слова: студент; образование; социально-психологический

портрет; интеллект; ценности.

AGE AND SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MODERN STUDENT’S PORTRAIT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE HIGH SCHOOL Natalya Kobseva,

senior instructor of the culture department

Orenburg State University, Orenburg, Russia natascha. 7419@mail.ru

Age and social-psychological peculiarities of the modern student’s educational process in the High School are analyzed in this paper. The student’s portrait as a

person of the sensitive development period is formed on the base of the received information. The development of intelligence and personality, ability to training, continuous self-education is a great strength of student age.

Keywords: student; education; social-psychological portrait; intellect; values.

Современные студенты образовательного процесса вуза — это молодые люди, которые обладают возможностями последующего интеллектуального развития и отражают важнейший умственный потенциал современного общества, образуя особую социальную группу — студенчество.

Рассмотреть особенности студента как особой возрастной и социальнопсихологической категории нам помогут исследования психологической школы Б.Г. Ананьева и работы Л.С. Выготского, В.Т. Лисовского, В.А. Якунина и других. Подбор большого эмпирического материала наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений ученых позволяет характеризовать студента как формирующуюся всесторонне развитую личность и как человека сенситивного периода развития.

Студенческий возраст является отражением ранней взрослости. Сам термин «взрослость» многолик. Известный советский психолог Б.Г. Ананьев справедливо отметил, что наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) по времени не совпадает [1].

Студенчество характеризует этап индивидуализации и совпадает с периодом кризиса поздней юности. Кризис перехода к взрослости включает в себя:

1. Кризис рождения, то есть вхождение в новый образ жизни, принятие ценностно-значимых общественных форм деятельности;

2. Кризис фактического разрыва идеала и реальности, который необходимо преодолеть практическим путем в процессе самоопределения.

Этап индивидуализации — особо значимый этап духовной жизни молодого человека, он связан с поиском своего места и роли в обществе, с выработкой собственного мировоззрения, с принятием определенных ограничений, с определением своей уникальности и творческой инициативы.

По словам доктора педагогических наук Г.А. Мелекесова «Студенческий возраст — это начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни» [2, 73].

В студенческом возрасте самооценка принимает более отвлеченный характер. Найти себя, собрать из мозаики о себе собственную идентичность становится для молодых людей первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задуматься над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность — целостное, связанное представление о себе [3].

Согласно мнению Б.Г. Ананьева, именно на студенческий возраст приходится один из главных сенситивных периодов в развитии способностей, а вместе с тем и наибольший процент самых высоких коэффициентов умственного развития.

Сенситивный период представляет собой этап наибольшей пластичности функций, восприимчивости ее к внешним влияниям.

Говоря, о концепции сенситивных периодов в отечественной психологии доминирующей является концепция предложенная Л.С. Выготским. Автор описывает данный феномен в контексте понятий: «чувствительность»,

«оптимальный срок обучения» [4].

Проблему сенситивных периодов студенческого возраста необходимо разрабатывать специально и наиболее подробно, так как данная фаза

возрастной сенситивности мало изучена и может стать предметом специальных исследований.

Анализируя данный феномен, мы пришли к выводу, что в понятии возрастной сенситивности гармонично переплетаются биологический, социальный и психологический факторы возрастного развития, которые являются качественными сторонами характеристика студента как неотъемлемого представителя образовательного процесса вуза.

Студент, как и каждый отдельный человек, имеет социобиологическую природу. Важной ее составляющей является ценностно-мотивационная

готовность к принятию внешнего воздействия, то есть наличие у студента внутренней осознанной установки на принятие внешнего воздействия, доброжелательное отношение к «раздражителю», желание пополнять

начальный багаж знаний, навыков, наличие определенных умений и

способностей в конкретной области науки и деятельности.

Серьезная педагогическая задача вуза — оказать молодым людям своевременную, психологически обоснованную, эффективную помощь и поддержку в оптимально-удобный период неврологической готовности студента. Учащийся вуза нуждается в общении, совете и разъяснении, наглядном примере. Необходимо стимулировать его познавательные интересы, приобщать к научному творчеству, выработке собственного мировоззрения, плавно вводить в мир практических проблем разных видов деятельности.

Образовательный процесс вуза для студентов выполняет не только культурную и техническую функцию, но и помогает достижению высокой жизнеспособности и жизнестойкости. Развитие интеллекта и личности,

способность к обучению, постоянному самообразованию — огромная сила студенческого возраста.

Студенческие годы с социально-психологической и психологопедагогической позиций, представляют собой многоканальную структуру формирования личности. Студент как особый субъект учебной деятельности за

время обучения проходит три стадии самостановления: адаптация,

Успешная адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности.

В результате проведенных исследований доктор социологических наук, профессор А.А. Козлов разработал типологию студенческого контингента в зависимости от систематичности работы и как следствие процесса адаптации:

1. Студенты с высоким уровнем систематичности работы. Им

присущи развитые деловые навыки, и поэтому они сравнительно легко преодолевают барьер адаптации.

2. Студенты со средним уровнем систематичности работы. Трудовые

навыки у них довольно полно, хотя неравномерно развиты. В целом они успешно преодолевают адаптационный барьер, но показатели успеваемости имеют ниже, чем студенты первого типа.

3. Студенты с низким уровнем систематичности работы.

Характеризуются слабым включением в учебный процесс, с трудом преодолевают адаптационный барьер, сама адаптация носит поверхностный характер. Успеваемость, как правило, ниже среднего [5].

Качественными психолого-педагогическими новообразованиями студенческого возраста являются: самосознание, самооценка, внимание к личному внутреннему миру, интерес к самому себе как части социума и способность понимать других людей. В этот период актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле собственной жизни, о предназначении и роли человека в мире, о собственном Я в настоящем и будущем.

Студент в процессе организации своей жизнедеятельности выступает как «самонаводящаяся», «самоорганизующаяся» (синергетика) система, характеризующаяся способностью вырабатывать себе цель, поведение, «Образ Мира» и способы деятельности.

В научной литературе подчеркивается, что в личностном отношении студенческий возраст имеет особое значение как период активного развития нравственных и эстетических чувств, формирование мировоззренческой позиции, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессиональные, трудовые, семейные. При этом формируется новое мышление студента — это современное видение мира, четкая мировоззренческая позиция. Это гуманизация общественной жизни, стремление к нравственному возрождению.

Самостоятельное, нравственное и ответственное поведение предполагает наличие у студента определенных качеств:

— высокий уровень сознательности;

— умение ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах;

— способность устанавливать контакты с другими людьми;

— привычка управлять своим поведением;

— способность принимать ответственные решения.

Динамичная жизнь предъявляет повышенные требования к нравственной надежности личности, которая в самых сложных, неожиданных ситуациях должна принимать оптимально гуманные решения. Совершать морально достойные поступки.

Сегодня, в эпоху усложняющихся духовных и нравственных проблем, общественная мораль только тогда становится силой, когда проникает в мир личности студента. Решение экономических проблем нередко сталкивается с моральной неподготовленностью людей.

Воспитание полноты ответственности, социальной активности, способности к самодисциплине и самоорганизации у каждого студента -важный фактор становления личности. Чем глубже студент осознает социальную значимость своих обязанностей, тем выше уровень его социальной зрелости.

Нравственное воспитание предполагает выработку у студента ценностных ориентаций, жизненных планов, целей, идеалов и стремлений, культуры общения.

Студенческая молодежь — значимая социальная группа, важная сила, влияющая на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, с другой — выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления личности.

Психологическая особенность студенческого возраста — устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности студента является построение и осуществление жизненных планов. Таким образом, центральное психологическое образование студенческого периода — стремление к самоопределению и построение жизненных планов на будущее.

Ценностное самоопределение личности студента в процессе образования, согласно исследованиям доктора педагогических наук А.В. Кирьяковой, осуществляется поэтапно:

I. Присвоение ценностей общества личностью: процесс становления у студента собственного мировоззрения, «Образа Мира» как результат ценностных механизмов: поиск — оценка.

II. Преобразование ценностей общества и осознание себя в мире ценностей: базируется на субъективном мнении студента, на его идентичности. В результате формируется «Образ Я»: «Я — реальное», «Я — идеальное», «Я -концепция», являясь отражением ценностных механизмов: оценка — выбор.

III. Проектирование и построение своей жизненной позиции на основе знаний, норм и установок общества: завершающая фаза процесса

формирования ценностных ориентаций студента, которая обеспечивает становление жизненных позиций, поскольку итогом здесь является «Образ Будущего» в процессе работы ценностных механизмов: выбор — проекция [6].

В процесс формирования ценностных ориентаций студент замыкает «цепочку ценностных механизмов» (поиск — оценка — выбор — проекция), результатом которой является социально зрелая личность: становление

жизненных позиций студента, поскольку итогом здесь является «Образ Будущего» в процессе работы ценностных механизмов: выбор — проекция.

Стартовой базой для формирования энергичных, социально ответственных, с устойчивой гражданской позицией молодых людей, являются наука и образование. Таким образом, основные виды ценностей должны быть включены в систему образования. При этом ценность знания будет представлена разными ориентациями на образование: престиж вуза, престиж специальности, получение диплома, престижная работа, общение со сверстниками, приобретение багажа знаний и так далее.

Для студента главным занятием его жизни является учебнопрофессиональная деятельность. Поэтому показатели отношения к учебе, ее успешности, мотивы учебной деятельности — это важнейшие критерии социального становления личности.

В процессе развития и становления социально зрелой личности наблюдаются изменения ценностно-мотивационных ориентаций студента. Согласно мнению И.А. Зимней, так как студент выступает в качестве субъекта учебно-познавательной деятельности, то следует выделить два типа мотивов характеризующих данную деятельность:

1. Мотив достижения.

2. Познавательный мотив [7].

Социолог Е.В. Щепкина в результате историко-социологического исследования мотивации студентов при МГУ отмечает, что:

— среди мотивов учебы в 20-40 годы выделялась тяга молодежи к

знаниям, культурным ценностям, интерес к учебе как таковой. В эти годы молодежь шла в вузы за светом высоких знаний;

— в 50-60 годы — в эпоху тотальной индустриализации мотивы

базировались на техноразуме;

— в 70-е годы ведущим был мотив получения профессии;

— в 80-е годы высоко ценилась возможность заниматься интересной

содержательной работой и полностью применять свои способности, а также возможность завоевывать уважение в коллективе;

— в начале 90-х годов лидирующим мотивом стало желание просто

получить диплом об окончании вуза;

— уже в 1994 году структура мотивов меняется. Ведущими становятся ценности быть высокообразованным, культурным человеком (58%), добиться успеха в жизни (54%), сделать карьеру (37%), иметь определенный социальный статус (20%) [8].

Отметим, что современное поколение студентов сильно отличается от своих предшественников. Современные студенты выросли в период процесса перехода от индустриального общества к информационному и социальноэкономических реформ. Благодаря этому молодое поколение обладает высокой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям, и в тоже время восприимчивостью к их негативным компонентам. Исходя из этого, ценностномотивационная шкала личности студента представлена следующими качествами: предприимчивость, критичность, инициативность, креативность, честолюбие, в то время как трудолюбие, милосердие, ответственность, пунктуальность, патриотизм, уважение к старшему поколению (общечеловеческие моральные ценности) занимают низший уровень значимости в жизни современного студенческого общества.

Несомненно, возникает необходимость в моделировании ценностномотивационных ориентаций студента. Очень важной на сегодняшний день и в период вузовской подготовки является ориентация на успех в жизни -профессиональная направленность студента.

Согласно проведенным исследованиям Н.В. Климко (г. Казань) по выявлению мотивации учащихся вуза на достижение успеха и на избежание неудач: мотивация к достижению успеха диагностируется у 55% студентов, мотивация к избеганию неудач — 0%, мотивация ярко не выражена у 45%. У большинства студентов ориентация на достижение успеха позитивна. Личности такого типа инициативны, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени и направлять все усилия на достижение конструктивных, положительных результатов. [9].

Важно задуматься об усилении диалогичности обучения, воспитания и профориентационной работы, специальной организации психологопедагогического взаимодействия, возможности создания условий для студентов отстаивать свои взгляды, цели, задачи, жизненные позиции в образовательном процессе вуза. Следовательно, только в результате совместных действий студент сможет осознать носителем общественных ценностей, а в итоге социально полезной личностью с развитым самосознанием и профессиональной ответственностью.

Таким образом, в статье определен возрастной и социальнопсихологический портрет современного студента образовательного процесса вуза как многогранная, динамичная, восприимчивая, предприимчивая, креативная личность.

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев; под редакцией А.А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384с.

2. Мелекесов, Г.А. Аксиологизация педагогического образования студентов: монография / Г.А. Мелекесов. — Челябинск: ИПК ОГУ, 2000. — 170с.

3. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 352с.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 536с.

5. Козлов, А.А. Молодой человек: становление образа жизни / А. А. Козлов, А.В. Лисовский. — М.: Политиздат, 1986. — 168с.

6. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. — Оренбург: ОГУ, 2000. — 188с.

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2003. — 384с.

8. Щепкина, Е.В. Социологические исследования мотивации поступления в вуз / Е.В. Щепкина // Образование, общество, бизнес — новые грани исследования. — М.: НИИВО. Деп.№77-95 от 26.XII.1995. — Объем 1,0 п.л.

9. Климко, Н.В. Развитие у студентов среднего профессионального учебного заведения навыков самоорганизации в учебном процессе / Н.В. Климко // Педагогическое образование и наука. — 2008, №7. С.46-49.

Кирьякова Аида Васильевна, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета

Практика студентов

Практика студентов Института является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Организация практики определяется Приказом МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 ноября 2015 г. N 1383 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Данное Положение определяет следующие виды практики: учебная практика и производственная практика, в том числе преддипломная практика (п.5 Положения) и уточняет, что если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно проводится преддипломная практика (п.6).

Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков. Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (п.7). При этом обучающиеся в период прохождения практики: выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики; соблюдают правила внутреннего трудового распорядка; соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности (п.18).

Цели и объем практики определяются соответствующими государственным образовательным стандартом по специальности 030301.65 «Психология» (квалификация «Психолог. Преподаватель психологии») и федеральными государственными образовательными стандартами по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (квалификация «Клинический психолог») и направлениям подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации).

По направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), основными видами практики студентов являются:

По направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры) основными видами практики обучающихся являются:

По специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (квалификация «Клинический психолог») основными видами практики обучающихся являются:

По направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) видом практики обучающихся является педагогическая практика (4-5 семестры). Педагогическая практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки, направлена на формирование компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу со студентами; развитие коммуникативных, организаторских, аналитических умений и навыков; формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности; принятие установки на осуществление преподавательской деятельности в соответствии с нормами и образовательными стандартами высшего образования.

По специальности 030301.65 «Психология» (квалификация «Психолог. Преподаватель психологии») основными видами практики студентов обучающихся являются:

Продолжительность практики составляет от 2 до 9 недель в зависимости от вида практики.

МИП имеет разветвленную сеть современных баз практик, где работают высококвалифицированные специалисты. На сегодняшний день заключены договоры с более чем 40 организациями, среди которых НЦПЗ РАМН, ГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность», Молодежный центр «Творческое развитие личности», ГБУ Центр эстетического воспитания «АРТ Гармония», ГБУЗ «ГБ №56 ДМЗ», ГБОУ Гимназия № 1567, ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц» Министерства Обороны РФ» и многие другие.

За 2015 год список баз практики пополнился 5 организациями, в которых созданы все условия для знакомства с лучшим опытом работы практических психологов, так, например, Международный центр психологического консультирования и психотерапии «Экзистенция».

Ряд организаций являются объединенными образовательными учреждениями, каждое из которых включает в себя несколько структурных подразделений, на базе которых организуется практика. Так, например, ГБОУ Гимназия № 1567 представлена тремя образовательными организациями: школа №57, детские сады №№ 2286 и 1891, а ГБОУ г. Москвы лицей информационных технологий №1537 представлен четырьмя ДО: №№1344, 1962, 2577, 2704.

Немаловажно отметить, что часть руководителей организаций, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, являются выпускниками Московского института психоанализа (как, например, генеральный директор ООО «МастерМайнд Кампани», Балянин К.Ю., генеральный директор ООО Центр Практической Психологии «Восприятие» Лободинская Е.А.). Являясь аспирантами МИП, они предоставляют возможность проведения научно-исследовательской работы в рамках магистерских и аспирантских программ на базе своих организаций.

Психология студента

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 1. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе

Основные задачи воспитания в вузе. В педагогике и психологии высшей школы нет более спорной проблемы, чем проблема воспитания студентов: «Надо ли воспитывать взрослых людей?», «Стоит ли?» и «Корректное ли это дело?» Ответ на эти вопросы зависит оттого, как понимать воспитание. Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным.

Зачем нужен преподаватель в вузе, только ли как носитель и «передатчик» информации? Но как раз в этом качестве он значительно уступает многим другим источникам информации, таким, например, как книги и компьютеры. Вуз служит не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист. Его как представителя определенной культуры характеризует не только специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т.п. Поэтому специалист не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.

Воспитывать — это, в значительной степени, означает строить систему взаимоотношений между людьми. В современной педагогике (и еще более явно в психологии) начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом (будь то христианские заповеди или моральный кодекс строителя коммунизма), а как к созданию условий для саморазвития личности.

Сформулированные положения гуманистической психологии запрещают любые прямые воздействия наличность, какие бы цели (воспитательные или терапевтические) они не преследовали. Мы не можем заранее решать за человека, каким ему быть, ибо каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь, не перекладывая на других ответственность за тот выбор, за те решения, которые ему приходится принимать. Уникальность и неповторимость каждой личности составляют богатство всего общества, и всякое искусственное ограничение свободного проявления и развития личности подрывает ее творческие потенции, препятствует ее самоактуализации.

Еще одно прштщшТшшно^требован к организации процесса воспитания состоит в неизменно^^ажителыюм отношении к личности воспитуемого как к погноенному^равноправному партнеру в любой .совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества (В.А.Сухомлинский. Ш.А.Амонашвили), принципы которой неоспоримы в вузовском обучении. Как утверждают многие ученые и педагоги, основатели крупных научных школ, наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда учитель и ученик вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот. ни другой. В этом случае феномен партнерства и сотрудничества выражен максимально.

Преподаватели часто руководствуются индифферентными представлениями о студентах, как об устройствах по переработке информации, которые слушают лекции, читают учебники, выполняют задания и, когда это требуется, демонстрируют эти знания на зачетах и экзаменах. Иногда это приводит к безличным и неадекватным требованиям, с которыми студенты просто не могут справиться. Для того чтобы при построении программы учесть возможности и потребности студентов, нужно хорошо их знать. Но особенности познавательной сферы личности прямо связаны со всеми другими ее подструктурами и личностью в целом. Успешная учебная деятельность студента зависит не только от степени владения приемами интеллектуальной деятельности; она обусловлена также личностными параметрами учебной деятельности — устойчивой системой отношений студента к окружающему миру и к самому себе.

Учет^озраТГттагтісоОе^ност^ индивидуальных различий студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза

Преподаватель должен учитывать, что эти нагрузки особенно велики в периоды контроля и оценивания. Но именно здесь часто совершается одна из грубейших педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения учебной программы преподаватель переносит на оценку личности студента в целом, давая студенту знать с помощью мимики, жестов или в словесной форме, что тот неумен, ленив, безответствен и т. п. Заставляя студента переживать негативные эмоции, преподаватель оказывает прямое влияние на физическое состояние и здоровье студента.

Как правило, именно в студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психологические свойства и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Этот факт позволил Б.Г.Ананьеву сделать вывод о том, что данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретатьзQlШШlЮ&JШШ>Ш^^^0ШШ^Sя_^^щw^Ш. картина мира^уст^авливаются глубинные^заимосдяжжж^^ изучаемой реальности.

Если преподаватель не развивает именно эти способности, то у студента может закрепиться навык полумеханического запоминания изучаемого материала, что ведет к росту показной эрудиции, но тормозит развитие интеллекта. Результаты специальных обследовании показывают, что у большинства студентов уровень развития таких интеллектуальных операций, как сравнение, классификация, определение, весьма невысок. Преподавателю зачастую приходится прилагать большие усилия, чтобы преодолеть школярское отношение к учебе: ориентацию только на результат интеллектуальной деятельности и равнодушие к самому процессу движения мысли.

Лишь немного более половины студентов повышают показатели интеллектуального развития от первого курса к пятому, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов, а лучшие студенты часто уходят из вуза с тем же уровнем интеллектуальных способностей, с которым пришли [17].

(Ъажнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, — это способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессионально^_становленші^й ‘в

1гослёв>^’вск^^ Научиться учиться важнее, чем усвоить

кШкТэТгньиТнабЪр знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее способность^а\юстоятельн6го1юлучения знаний, основанная на творческом мышлении.

также должны адаптироваться.

Адаптивная потребность может быть осознана студентом или нет. В последнем случае студент, видя, что прежние способы деятельности и поведения уже невозможны, ищет другие возможности стихийно, методом проб и ошибок, в результате чего адаптация протекает медленно и со значительными трудностями. Удовлетвориться адаптивная потребность может для студента на двух уровнях:

уровень вузовский, на котором создаются необходимые внешние условия реализации адаптивной потребности;

уровень личностный, когда адаптивная потребность становится движущей силой самовоспитания и саморазвития личности. В ходе развития адаптивной потребности можно выделить следующие фазы:

1) возникновение рассогласования между личностью и социальной средой, может наступить как в результате предметной деятельности или личностной среды адаптации, так и на различных подструктурах личности (мотивы, направленность, знания, умения, навыки);

переживание индивидом этого рассоглас-я в форме психич. напряжения, беспокойства, когнитивн. диссонанса;

осознание личностью этого рассогласования, выработка мотивов и установка на адаптацию;

конструирование целей, планов, индивидуальных стратегий, тактики адаптации [1].

Исследователи выделяют разные виды адаптации в общем адаптационном процессе студентов вузов. Отдельные авторы выделяют два вида адаптации применительно к студентам вуза:

адаптацию к учебной деятельности;

адаптацию к профессиональной деятельности [3].

Традиционно адаптация рассматривается в трех видах, отражающих направления деятельности студентов:

1) дидактическая (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний);

социально-психологическая (включение в студенческий коллектив, усвоение его правил, традиций, норм, установление взаимоотношений с преподавателем, администрацией, членами группы);

профессиональная (формирование профессиональных качеств, освоение знаний, навыков, умений, требований к профессии) [9]. Рассмотрим значение разных видов адаптации в общем адаптационном процессе студентов вузов.

1. Дидактическая адаптация студентов.

Процесс обучения в высшей школе строится по принципам, отличным от дидактики средней школы:

сближение учебной работы с научной;

высокая активность студентов в самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

профессионализация содержания изучаемых дисциплин;

большой объем информации.

В связи с этим начальный этап обучения в вузе связан с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника-, необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность. В вузе нужна новая система, новый образ жизни, отвечающий новым задачам обучения и воспитания:

обязательное посещение всех учебных занятий;

необходимость своевременной и тщательной подготовки к ним и активное участие в их работе;

умение работать целеустремленно, мобилизовать все свои силы для работы над собой;

наличие необходимых навыков и умений для работы с книгой, рациональных приемов умственного труда.

Проходит немного времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в вузе. Отсюда низкая успеваемость на первом курсе и большой «отсев» по результатам сессий; большое эмоциональное напряжение, что приводит к разочарованию в выборе будущей профессии.

Поскольку все эти трудности вызываются «дидактическим барьером», можно заключить, что одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентам при организации способов учения. Необходимо оптимизировать учебный процесс на основе личностно ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия. В ней преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры общения. Задачами становятся создание условий психолого-педагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения, автономии каждого из субъектов общения, образование единого психологического пространства для успешного достижения конечного результата обучения.

2. Социально-психологическая адаптация студентов. Важным аспектом адаптации является принятие абитуриентом социальной рати студента-первокурсника, а, следовательно, и социально-психологического статуса. Эффективность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно абитуриент воспринимает себя и свои социальные связи. Наличие волевых, коммуникативных способностей сможет помочь первокурснику преодолеть барьеры вхождения в новую среду обитания. Анализ литературы позволяет обозначить некоторые характеристики статуса студента первого курса вуза. Сутью такого социального статуса можно считать овладение нормами и функциями будущей профессиональной деятельности. К отличительным чертам статуса относятся:

осознание нового качества в своей социальной позиции, повышенное чувство собственного достоинства;

стремление закрепиться в этой новой для себя позиции, добиться первых успехов, подтверждающих новую более высокую позицию;

интерес и старательность в выполнении учебной и другой работы в стенах вуза;

многообразие учебных и внеучебных интересов.

Признаками реализации нового социального статуса можно считать принятие личностью целей, ценностей и эталонов действий и поведения, характеризующих ту или иную профессию.

Кроме того, особенности адаптации студентов связаны с тем, что процесс адаптации происходит с формированием первичного коллектива. Абсолютное большинство студентов подчеркивает как важно первокурснику иметь доброжелательную атмосферу в группе, товарищескую помощь и поддержку однокурсников, а через них и правильную ориентированность в особенностях обучения в вузе.

Похожая психологическая позиция высказывается и Г.М.Шавердян [14], утверждающей, что на процесс адаптации индивида в группе влияет сложившийся в ней социально-психологический климат (СПК). При этом из выделяемых аспектов СПК — структурно-динамического, генетически-динамического и функционального — последний «вкраплен» в адаптационный процесс. Вертикальный пласт функциональных особенностей группы, влияющих на адаптацию, включает в себя стиль руководства и типы установок руководителя (активно-положительный, скрыто-отрицательный, функциональный, нейтральный, ситуативный), а горизонтальный — уровень эго-включенности членов группы; взаимопомощь в ситуациях, вызывающих фрустрацию; психическую совместимость членов группы, характеристики неформального лидера, коэффициент сплоченности, батане эмоционального климата; общую направленность групповых установок (на конфликт, сотрудничество или конкуренцию) и т.д. [14].

3. Профессиональная адаптация студентов, Трактовка содержания профессиональной адаптации осуществляется с позиции нескольких, широко представленных в психолого-педагогической литературе подходов.

Опираясь на взгляды И.П.Павлова, М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, адаптацию к профессиональной деятельности объясняют повторением и подкреплением внешних воздействий в одинаковых условиях. Процесс адаптации выступает в значительной степени процессом выработки новых стереотипов [5].

Деятельностный подход характеризуется объяснением профессиональной адаптации как процесса формирования знаний, умений, профессиональных качеств, свойств личности на этапах вузовского обучения. С позиций данного подхода адаптация означает приобщение личности к определенным видам деятельности, их усвоение.

Ряд исследователей рассматривает адаптацию к профессиональной деятельности с позиций ролевого подхода, как ознакомление с профессионально-ролевой позицией и последующим ее освоением; активную интернализацию системы новых ролей и шаблонов поведения. Под профессиональной ролью исследователи понимают реализацию прав и обязанностей, заключенных в ролевой позиции, в соответствии с индивидуальными особенностями человека.

Учитывая основные взгляды на феномен профессиональной адаптации, можно сказать, что профессиональная адаптация студентов представляет собой процесс и результат активного вхождения в профессию в условиях вузовского обучения посредством усвоения содержания и способов выполнения будущей самостоятельной профессиональной деятельности, а также формирования профессионально важных характеристик, выступающих в качестве ее предпосылок.

Стадии адаптационного процесса студентов

В исследовании СЮ.Басовской за основу взята модель интеллекта Л.Н.Корнева, который рассматривал интеллект как адаптабельность, способность к выживанию и достижению успеха в определенных социально-культурных условиях жизни. В связи с этим процесс адаптации рассматривается как состоящий из нескольких стадий (этапов), которые взаимосвязаны с интеллектом как ведущим фактором активной адаптации [18].

I стадия процесса адаптации — автономизация — характеризуется тем, что первокурсник противопоставляет себя среде. П стадия — идентификация — подразумевает включение «вчерашнего школьника» в систему окружающей студенческой среды III стадия — интеграция — достигается только тогда, когда студент ощущает себя элементом системы образовательного пространства вуза. А.С.Соловьев и А.А.Прохватилов рассматривают динамику адаптации студентов в вузе следующим образом:

Период — ориентировка. Характеризуется противоречиями между реальным положением дел и идеальными представлениями; осознанием требований, выработкой линии поведения по отношению к ним; той или иной успешностью, формированием статуса. Активность в учебной деятельности отодвигается на второй план.

Период — «истинной» адаптации — активное принятие и усвоение норм требований к учебной работе; формирование новых отношений личности, связанных с учебной деятельностью.

3) «Нормативный» — относительно устойчивые жизненные планы и личностные отношения. Адаптация как процесс здесь заканчивается

Не существует единого мнения относительно сроков завершения адаптации студентов. Многие исследователи считают, что она завершается в основном на первом курсе (М.И.Дьяченко, А.А.Кандыбович, Н.И.Елисеева). Ряд других авторов допускает, что этот процесс продолжается до конца второго курса (Г.И.Насырова, Г.Г.Романович, А.В.Сиомичев). Однако большинство исследователей соглашается с тем, что наиболее кризисным является первый семестр: недостаточная сформированность жизненных ценностей, недифференцированность профессиональных интересов, неадекватный уровень самооценки и притязаний, преобладание высокого уровня ситуативной и личностной тревожности.

Психологические факторы эффективности адаптации студентов

Существует достоверная связь между некоторыми психологическими особенностями индивида и спецификой его адаптации. Большинством авторов акцентируется роль индивидуально-типологич. особенностей в пр-се адаптации индивида.

Э.И.Горфинкель и И.К.Клейников, исследуя роль темперамента в процессе социально-психологической адаптации, пришли к выводам, согласно которым среди наиболее адаптированных членов группы преобладают стабильные экстраверты и амбиверты (73 %). Для наименее адаптированных членов группы отличительной чертой является уровень нейротизма (нестабильности эмоций по Айзенку) [15].

Некоторые исследователи выделяют в качестве предикаторов адаптационного процесса показатели самооценки личности и ее адекватность. В частности, О.И.Зотова и И.К.Кряжева утверждают, что индивиды с неадекватной самооценкой не сумели достичь самоопределения в группе, к которой принадлежат, а поэтому, являются дезадаптированными в ней [6].

Особенности ценностных ориентации часто рассматриваются как детерминирующие процесс адаптации факторы. Кроме того, Т.А.Кухарева выделяет степень близости личностных и групповых ценностных ориентации в качестве еще одного субъективного фактора адаптации. Автором было обнаружено, что в группе, характеризующейся высокой степенью адаптации, наблюдается наибольшее количество совпадений ценностных ориентации студентов и группы [12]. По мнению И.К.Кряжевой, социально-психологическая адаптация личности в социальной среде зависит, в первую очередь, от диспозиционных образований, мотивационной направленности и ценностно-ориентационных характеристик личности.

Важность положительной мотивации для эффективности и успешности учебной деятельности была доказана многими исследователями. Кроме того, данные некоторых исследователей позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае низких специальных способностей. Мотивы учебной деятельности студентов непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала. М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Орлова выделили следующие мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов:

Мотив достижения проявляется в стремлении к улучшению собственных результатов и стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха.

Мотив избегания неудач лежит в основе рутинного исполнения деятельности. Студенты с преобладающим мотивом избегания неудач учатся, как правило, чтобы избавиться от неприятностей, связанных именно с неуспехом.

Под мотивом аффилиации понимают стремление человека к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Если обнаруживаются препятствия в удовлетворении потребности аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психо-эмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.п.

Мотив самоутверждения проявляется в стремлении человека влиять на других людей, быть авторитетным, убеждать. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, когда он сочетается с мотивом достижения.

Интеллект как детерминанта адаптационного процесса и его соотношение с особенностями эмоциональной сферы рассматриваются в работах Г.М.Шавердян, М.Д.Дворяшиной, О.К.Тихомирова и В.Е.Клочко, Л.Н.Корнев рассматривал интеллект как адаптабельность, способность к выживанию и достижению успеха в определенных социально-культурных условиях жизни.

6. Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта — все это факторы адаптированности личности.

Кроме того, на успешность и характер протекания процесса адаптации влияет степень контролируемости эмоциональной сферы со стороны рассудочного мышления. По мнению же О.К.Тихомирова и В.Е.Клочко, именно эмоции как «координатор нестереотипного поведения» личности -необходимое условие ее адаптации [9].

Критерии успешности адаптации студентов к условиям вуза

В качестве критериев адаптации студентов к учебной деятельности чаще всего использовались две их группы: -объективные (успеваемость, показатели общественной и научной активности, показатели общей и профессиональной направленности, стабилизация свойств внимания, памяти, мышления) и субъективные (отношение к учебным предметам, выбранной профессии, получаемым знаниям).

На основании предложенных В.Г.Асеевым критериев оценки успешности производственной адаптации М.С.Яннцкий формулирует следующие показатели эффективности адаптации студентов к процессу обучения в вузе [20]:

Группа объективных критериев: успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности.

Группа субъективных критериев: удовлетворенность процессом обучения; коллективом и сложившимися в нем отношениями (психол. климатом); проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности.

Позитивным результатом успешно организованного процесса адаптации является адаптированность личности. Она включает в себя совокупность индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают в новых условиях жизнедеятельности наибольшую успешность деятельности, значимой для данного индивида, в единстве с положительным самоотношением и отношением к этой значимой деятельности и эмоционально-нравственной удовлетворенностью профессиональным обучением в целом.

Психология студента

zhandx

В целом, MyTest X — это система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов.

Данная программа может использоваться при принятии решений, планировании проектов, обсуждении идей. Она позволяет представить сложную информацию в простом наглядном виде за счет построения ментальных карт. Это помогает представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.

В общем, интеллект-карты — это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Данная созданная карта является примером работы психолога с клиентом, которая может использоваться на различных этапах их сотрудничества. Такой способ работы может использоваться для прояснения какого-то вопроса, сбора информации, принятия решения, запоминания сложного материала, передачи знаний и др.

На мой взгляд, данную программу может продуктивно использовать психолог, работающий в рамках когнитивной психологии. В этом мастер-классе представлен пример работы, который может использоваться психотерапевтом, работающим с клиентом, страдающим неуверенностью в себе.

В ходе создания данной карты были выполнены следующие шаги:

1. При запуске программы открылось окно, далее необходимо кликнуть по « Create mind map from template »:

2. В появившимся окне выбираем пункт « Problems to be solved ».

3. Далее первоначальный материал постепенно подвергся определенной обработке.

Первоначальный вид окна:

Был изменен шаблон, цвета, шрифты и т.д. Если человек знаком хоть с некоторыми графическими редакторами, то особых трудностей такое преобразование у него не вызовет. Напротив, есть возможность проявить творчество, фантазию. Информацию можно просто заменять, выделяя первоначальный текст и вписывая нужную информацию.

При некотором преобразовании можно использовать верхнюю панель управления. Вот часть возможностей:

При использовании боковой панели управления можно:

Конечно же, это лишь часть всех возможностей этой программы.

В итоге у меня получилась вот такая интеллект-карта:

Хотелось бы заметить, что предоставлять информацию можно постепенно. Для этого необходимо лишь закрыть нужные вкладки, и раскрывать их по мере необходимости в процессе презентации.

В программе можно создать своеобразную презентацию как на отдельных страницах, так и на одном большом листе, или совместить данные возможности. В случае, если изображение находится на одной странице, то можно перемещать его с помощью лапки, а также увеличивать или уменьшать его.

В итоге, приложив немного усилий можно получать интересные, удобные схемы, с помощью которых получать новые знания — одно удовольствие.

Каждый может сделать нечто подобное, то, что будет ему интересно и полезно.

Источники:
Возрастной и социально-психологический портрет современного студента образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности — Педагогическая психология
Проанализированы возрастные и социально-психологические особенности современного студента образовательного процесса вуза. На основе полученных данных составлен портрет студента, как человека сенситивного периода развития. Развитие интеллекта и личности, способность к обучению, постоянному самообразованию огромная сила студенческого возраста.
https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnoy-i-sotsialno-psihologicheskiy-portret-sovremennogo-studenta-obrazovatelnogo-protsessa-vuza
Практика студентов
Информация о практике студентов по направлению психология в НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"
http://inpsycho.ru/edu/psychology-1st/praktika_studentov
Психология студента
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 1. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе Основные задачи воспитания в вузе. В педагогике и психологии высшей
https://studfiles.net/preview/5439929/
Психология студента
Блог Евгении Харлановой
https://zhandx.livejournal.com/

CATEGORIES