Психология религии

Психология религии

Зенько Ю. М. Психология религии. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2009. – 552 с.

Книга представляет собой инновационное исследование в области активно развивающегося в настоящее время психологического направления – психологии религии.

В книге затрагивается широкий спектр тем: основные проблемы психологии религии как научного направления, история взаимоотношений психологии и религии в России (с первой четверти XVIII в. по первую четверть XX в. и в настоящее время), христианский и секулярный подходы к органам чувств, научное и религиозное видение феноменов “схемы тела”, сравнительный анализ психических состояний (приводится анализ и критика измененных состояний сознания с точки зрения православного учения о “прелести”). Большое внимание, кроме того, уделено критическому анализу современных сект и деструктивных культов.

Книга рассчитана как на специалистов-психологов, так и на широкий круг читателей, интересующихся психологией, христианством и критикой современных “духовных” и оккультных направлений и сект.

© Ю. М. Зенько, 2009

© Издательство “Речь”, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ ***

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ ***

Психология религии и религиозная психология ***

Методология психологии религии ***

Психология религии в структуре религиоведения ***

Психология религии в структуре психологии ***

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ В РОССИИ ***

Конец XX и начало XXI в. ***

Часть 1: Основные события и мероприятия ***

Часть 2: Основные персоналии и публикации ***

Глава 3. ОРГАНЫ ЧУВСТВ В ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ ***

Зрение – слух: Запад – Восток ***

Сенсуалистический подход к органам чувств ***

Христианский подход к органам чувств ***

Хранение органов чувств ***

Видения, откровения и духовное чувство ***

Приложение 3. 1. Значение обоняния в религии и обычной жизни ***

Приложение 3. 2. Религия слуха: рок-н-ролл ***

Приложение 3. 3. Зрение и слух: телевидение и реклама ***

Приложение 3. 4. Библия об органах чувств ***

Глава 4. ФЕНОМЕНЫ СХЕМЫ ТЕЛА В ПСИХОЛОГИИ И РЕЛИГИИ ***

Развитие схемы тела в онтогенезе ***

Границы схемы тела ***

Подвижность границ схемы тела ***

Связь психики и тела через схему тела ***

Развитие схемы тела в филогенезе ***

Субъект-объект и схема тела ***

Структура схемы тела ***

Интро- экстравертированность и схема тела ***

Соблазн бездуховной интроверсии ***

Феномен сердца: сравнительный анализ ***

Работа со схемой тела ***

Краткие выводы третьей и четвертой глав ***

Приложение 4. 1. Сердце: избранная библиография ***

Приложение 4. 2. Религиозная символика правого и левого ***

Приложение 4. 3. Религиозная символика одежды и обуви ***

Глава 5. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И РЕЛИГИЯ ***

Психические состояния в психологии и в религии ***

Эмоции, чувства и настроения ***

Религиозные чувствования (переживания) ***

Внешнее благочестие и душевное расположение ***

Сон и сновидения ***

Измененные состояния сознания ***

Экстаз, нирвана, самадхи ***

Приложение 5. 1. Психофармакология, наркомания и религия ***

Приложение 5. 2. Вредные привычки ***

Приложение 5. 3. Виртуальные состояния ***

Христианство и психология ***

Душевное здоровье людей – одна из важнейших социальных проблем общества. Однако за последнее десятилетие количество психически больных в нашей стране возросло на 35–50%. И прирост заболеваемости отмечается за счет так называемой “малой психиатрии”, за счет пограничных психических расстройств. В России, по данным экспертов до 50 миллионов людей нуждаются в помощи психолога.

С другой стороны, сегодня можно наблюдать, как в психологию и психотерапию активно вторгаются психотехнологии, основанные на псевдорелигиозных культах. Психология и психотерапия, нередко, интегрируются с парапсихологией и оккультизмом. Одна из причин наблюдаемого хаоса в сфере психологии и психотерапии заключается и в том, что в этих науках нет единства во взгляде на природу человека, на источник, побуждающий его активность, на причину возникновения нервно-психических заболеваний. На сегодняшний день существует больше 20 (!) основных теорий личности (Лайша Н. А., 1998).

В существующих теориях личности отсутствует вертикальная духовная координата. Это делает учение о человеке принципиально неполным, ущербным. Основатель “Третьей Венской психологической школы” В. Франкл подчеркивал, что “духовное измерение не может быть игнорировано…именно оно делает нас людьми”. В своем стремлении к полноте и истинности знание о человеке непременно должно включать в область своих интересов не только вопрос “кто я? но и вопросы: откуда я? куда и зачем иду?”

Многие психологические проблемы, конфликты и так называемые пограничные состояния (неврозы, ряд депрессивных расстройств, аддиктивное поведение и др.) можно с уверенностью отнести к греховным недугам, к состояниям поработивших душу греховных страстей. Именно грех является той движущей силой, которая приводит человека к этим и иным страданиям. Страсть и страдание являются не только близкими по написанию, но и очень близкими по значению понятиями. Греховная страсть всегда порождает страдание.

Есть еще одно принципиальное обстоятельство. Каждый человек является обладателем величайшего сокровища – святыни души, которая есть образ Божий. И к душе человека нужно подходить крайне бережно и осторожно, не считая себя вправе хозяйничать в ней, наводить свои порядки.

В этом видится путь подлинного профессионализма психолога, путь одухотворения самой психологии.

Важно понимать и следующее обстоятельство: христианская оценка душевных свойств человека не подменяет собой научно-психологических воззрений, но дополняет, углубляет и завершает представление о личности.

Завершая рукопись, автор книги убедительно говорит о необходимости обновления психологии как науки (причем на христианских основаниях).

“Возможно и необходимо, – пишет Ю. М. Зенько, – создавать новую психологию, психологию с человеческим лицом и с человеческой душой. И от нас, современных психологов, будет зависеть насколько быстро эта возможность станет реальностью, и произойдет ли это вообще”. Будем к этому стремиться!

кандидат медицинских наук,

директор Института проблем формирования

христианского отношения к психическим заболеваниям,

Психология стала теперь снова путем к основным проблемам.

Ф. Ницше. По ту сторону добра и зла. 1886.

К. Кавелин. Задачи психологии. 1872.

Так что же делать? – Шаг за шагом выявлять и решать накопившиеся проблемы. Понятно, что мнения у разных психологов по поводу конкретизации этих проблем и методов их решения могут быть разные. Но некоторые шаги на пути нормализации современной психологии обозначились уже достаточно ясно. Во-первых, необходимо возвращение психологии к человеку, человечности (гуманности) – о чем открыто заявил целый ряд психологов (Гуманистические проблемы психологической теории. 1995). Безусловно позитивным моментом является то, что эти психологи считают ошибкой, ожидать человеколюбия (как и прочего “дефицита”) именно с Запада (там же, с.3). Нельзя не согласиться с их мнением о том, что отечественным психологам нужно обратиться к своей культуре, к собственным корням.

И здесь как нельзя кстати самим психологам пригодилось бы такое психологическое направление, которое специально было бы посвящено научному анализу феноменов духовности и бездуховности, религиозности и антирелигиозности. Таким направлением и должна стать психология религии.

Поскольку настоящая работа проводилась в рамках инновационных исследований по психологии религии, вначале мне бы хотелось высказать свою точку зрения на современное состояние русской психологии религии как самостоятельной научной дисциплины.

Но надо отдать должное современным русским психологам: как только во время “перестройки” идеологическое давление государства уменьшилось, они преодолели значительные трудности и дали много интересных исследований по психологии религии. В феврале 1993 г. на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ усилиями Б. С. Братуся, Б. В. Ничипорова и Г. Н. Плахтиенко была организована специализация по психологии религии. Проблемы духовно-религиозного характера затрагивались в 1995 г. на философско-психологических семинарах памяти Г. И. Челпанова (материалы этих семинаров см.: Вектор взаимодействия. 1995; Культура незаочного постижения, 1995; Психология личности. 1995; Ценности, смыслы, поступки. 1995).

При написании этой работы нам особо важно было выделить такие темы, которые одновременно важны и с религиозно-психологической точки зрения, и пересекаются с современной академической психологией. Этих тем достаточно много, в первую очередь мы рассмотрим те из них, которые связаны с психофизикой и психофизиологией. К классическим психофизическим темам относится изучение сенсорики, большое внимание органам чувств уделяется и в религиозной психологии. Сравнению этих подходов и посвящена глава “Органы чувств в психологии религии”.

Приложения к главе посвящены темам: “Значение обоняния в религии и обычной жизни”, “Религия слуха: рок-н-ролл”, “Зрение и слух: телевидение и реклама”, “Библия об органах чувств”. Вторая и третья темы особенно актуальны в настоящее время, когда масс-культура, навязываемая средствами массовой информации, фактически превращается в особый вид бездуховной религии, от которой страдает в первую очередь молодое поколение. И если мы не попытаемся решать эти проблемы сегодня, то завтра будет уже поздно.

Приложения главы посвящены: психофармакологии и наркомании (5. 1), так называемым, виртуальным состояниям (5. 3). Важнейшей проблемой в настоящее время является борьба с вредными привычками, которым и посвящено приложение 5. 2.

Сквозной темой, проходящей через всю книгу, будет тема языка, ибо религиозные, психологические, философские и другие проблемы так или иначе связаны с языком. Проблема языка всегда остро стояла в России. Это было подмечено еще прозорливым А. С. Пушкиным в его работе “О причинах, замедливших ход нашей словесности”: “политика и философия еще по-русски не изъяснялась – метафизического языка у нас вовсе не существует; проза наша так еще мало обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий обыкновенных” (Пушкин. 1978, с.14). Психологи также всегда со вниманием относились к языку. Еще в 1881 г. Михаил Иванович Владиславлев указывал в своей “Психологии” на необходимость использования языка в качестве источника для психологического анализа (Владиславлев. Т. 1. 1881, с.23).

В этой работе хорошую службу сослужит нам специальная наука – этимология. В настоящее время ее определяют как науку о происхождении слов. Формально так оно и есть, но по своим корням и названию она глубже и шире. Фактически и сама этимология пострадала от современного слишком упрощенного отношения к языку. Сам термин “этимология” греческого происхождения и состоит из двух частей: логос – наука, учение, и этимос – правда. Таким образом, этимология дословно означает науку о правде, т. е. науку о забытых, скрытых, глубинных значениях и смыслах слов. Подобное значение этимологии, конечно же, ни в коем случае не отрицает ее обыденное понимание, а углубляет и дополняет его. А для того, чтобы работать с глубинными уровнями понятий, необходимо изучать и их происхождение. По мере возможности, мы будем проводить подобную этимологическую разминку перед отдельными главами и в наиболее важных местах.

Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.

Вектор взаимодействия (опыт возрождения Челпановских чтений) // Человек. 1995, № 2, с.14-34.

Владиславлев М. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. В 2-х т. – СПб., 1881.

Воловикова М. И., Махнач А. В. Психология, психотерапия и христианство // Психологический журнал. 1995, № 1, с.176-178.

Генон Р. Царство количества и знамения времени. – М.: Беловодье, 1994.

Психология религии

Безудержный рост душевных заболеваний в двадцатом веке порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его “информационной перегрузкой,” но отходом людей от Бога и греховной жизнью.Поэтому только та психотерапевтическая помощь будет действенной, которая обратит человека ко Христу и, под руководством священника или верующего врача, побудит его каяться и исправлять свою жизнь. В этом случае слово врача или духовника будет подкрепляться благодатной силой Божией, способной уврачевать самую.

Произведение классической литературы… В этой краткой фразе сказано многое. Она, как маленькая сжатая пружина, по величине вроде бы совсем незначительная, но обладающая гигантской энергией. Поразительная способность автора вживаться в материал своего произведения и видеть его не только отстраненно, но и изнутри, легко и основательно погружаясь в мысли и чувства героев. Это особое творческое состояние, когда уже сам герой или дух произведения начинает вести мысль автора по какой-то удивительной логической и.

Книга рассказывает о современном состоянии, идеологии, культе, вероучении секты свидетелей Иеговы, распространенной почти во всех странах мира. Авторы сообщают интересные факты, разоблачающие социально-политическую демагогию руководителей секты, используют новые исследования зарубежных и советских ученых, иеговистскую литературу. Книга рассчитана на пропагандистов, а также на читателей, которые интересуются проблемами атеизма.

После всемирного потопа спасся только Ной со своей семьёй. Он в свой ковчег взял семь пар чистых и семь пар нечистых. И от них – семьи Ноя и чистых и нечистых – пошло развитие жизни дальше. И всё, что имеет место быть на Земле, несет в себе их наследие, сохраняя необходимость совместного проживания добра и зла, светлого и тёмного.

В очередной книге педагог и психолог Н.Ван Пелт продолжает развивать тему воспитания детей на началах христианской веры. Автор раскрывает широкий круг проблем родительского, т.е, домашнего воспитания от младенческого до подросткового возраста, касаясь таких тем, как формирование у ребенка самоуважения, налаживание особого общения между детьми и родителями, домашняя профилактика наркомании, начало интимных отношений в подростковой и юношеской среде, проблемы и обязанности приемных родителей. Книга.

Что делать, когда сделать ничего нельзя? В ситуации кризиса, на переломе судьбы человеку предстоит совершить большой душевный труд — принять неизбежное, осмыслить случившееся, нащупать новые опоры существования. Что-бы научиться оказывать человеку психологическую и духовную помощь, важно понять, какую роль в его поисках выхода из кризиса играют процессы переживания и молитвы, каковы их взаимопереходы и взаимовлияния. Поиск ответов на эти вопросы ведется с позиций общепсихологической теории, которая.

Книга сказок про Вашего малыша. Подарок который запомнится на всю жизнь! До принятия священного сана отец Алексий работал врачом-педиатром в одном из московских родильных домов. Его советы родителям представляют собой уникальный сплав врачебного и пастырского опыта.

Почему благочестивые люди страдают? Всегда ли страдания — расплата за грех? Всякое ли страдание объяснимо? Что делать когда Бог молчит, и все идет как будто Его и нет? Эта книга посвящена психологическому и богословскому анализу трудной проблемы — объяснению и преодолению страдания. Почему Бог «молчит»? Почему благочестивые люди страдают? Что делать, когда вокруг все рушится? Над этими вопросами рассуждает пастор Рональд Дани, сам переживший глубокую утрату — преждевременную смерть своего сына.

Этот текст обращен к миротворцам, к тем, кто призван мирить брата с братом, семьи, церкви – в период напряженности и насилия. Примирение в первую очередь связано с конфликтом, и лишь затем – с миром. Невозможно установить мир, пока не поймешь, что его нарушило. Поэтому, говоря о конфликтах, мы вначале рассмотрим: – их воздействие на наш мир; – их развитие и расширение; – различные отношения к конфликту; – использование конфликта – и конечно, его воздействие на тех, кто так или иначе оказался к нему.

Джеймс, Уильям (11 января 1842, Нью-Йорк — 16 августа 1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир) — американский философ и психолог, один из основателей и видный представитель прагматизма и функционализма. Старший брат писателя Генри Джеймса. С 1878 по 1890 г. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором.

Бог дал нам несколько принципов, следуя которым, мы можем иметь крепкие семьи. Билли Джо Догерти поможет вам понять библейский план для брака и семьи. Эта сильная книга способна совершенно изменить образ вашей жизни. Вы узнаете Божий план для брачных отношений Святость брачного завета Как найти подходящего партнера Как вести себя на свидании Принципы воспитания детей Как улучшить навыки общения Десять заповедей для родителей Принципы построения брака и.

Психология религии

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое “психология религии” в других словарях:

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — отрасль психологии, исследующая духовные предпосылки и процессы, связанные с переживаниями при обращении в др. веру, раскаянии, грехе, заповедях и т. п. Обоснование психологии религии в качестве самостоятельной дисциплины связано с выходом в свет … Философская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — англ. psychology of religion; нем. Religion spsychologie. Отрасль психологии, изучающая психол. и соц. психол. факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции, чувства верующих, индивидуальные и групповые… … Энциклопедия социологии

Психология религии — П Психология религии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности[1], а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука… … Википедия

Психология религии — одна из отраслей знания, изучающих религию; она имеет дисциплинарный статус, является, с одной стороны, проблемной областью психологии, в рамках к рой выступает в кач ве прикладной, с другой наряду с философией, социологией, феноменологией,… … Религии народов современной России

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — отрасль религиоведения, изучающая психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений в индивидуальной, групповой и общественной психической жизни, анализирующая содержание этих явлений, их место и роль в … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — одна из отраслей знания о религии. Она изучает психологич. закономерности возникновения, развития, функционирования и отмирания религ. явлений в общественной, групповой и индивидуальной психологии; содержание, структуру, направленность этих… … Атеистический словарь

Психология религии — [лат. religio совестливое отношение к чему либо] отрасль психологии, изучающая психологические и социально психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. П. р. возникла в конце XIX начале XX в … Психологический лексикон

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — отрасль психологии, исследующая психологические и социально психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Исследования ведутся в следующих направлениях: изучается содержание и структура… … Профессиональное образование. Словарь

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — англ. psychology of religion; нем. Religion spsychologie. Отрасль психологии, изучающая психол. и соц. психол. факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции, чувства верующих, индивидуальные и групповые… … Толковый словарь по социологии

Психология религии — ¦ (ENG psychology of religion) использование интуиции и методов психологической дисциплины к различным формам религиозной деятельности, поведения и опыта. Первыми практиками такого изучения были Уильям Джемс (1842 1910) и Пьер Жане (1859… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Источники:
Психология религии
Смотровой вариант книги Ю. М. Зенько Психология религии.
http://www.xpa-spb.ru/1-2/basic.html
Психология религии
Читать книги "Психология религии": Авдеев, Алтунин, Бартошевич, Буяльская, Ван Пелт, Василюк, Грачев, Данн, де Боно, Джеймс, Догерти, Душеин, Еротич, Затворник, Зенько, Каледа, Клауд, Ковалёв
http://bookap.info/r/psyreligiya
Психология религии
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 . Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин .
https://psychology.academic.ru/1987/%d0%bf%d1%81%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%8f_%d1%80%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b3%d0%b8%d0%b8

CATEGORIES
Share This