Психология профессиональной деятельности

Психологии профессиональной деятельности

Психология профессиональной деятельности – новая научная дисциплина в системе подготовки будущих специалистов в сфере производства.

Становлению современной психологии профессиональной деятельности предшествовал длительный опыт развития психологии труда, который, по нашему мнению, должен быть проанализирован более тщательно.

Психология труда, которая возникла на рубеже XIX–XX вв., когда формировались новые сложные виды трудовой деятельности, связанные со стремительно развивающимися капиталистическими отношениями в сфере производства.

Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обычно связывают с именем Ф. Тейлора(1856–1915). Его именем названа система организации труда и управления, возникшая на рубеже XIX–XX вв. – тейлоризм. Ф. Тейлор первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства. На основе экспериментальных исследований труда он обосновал необходимость разделения трудовых функций на элементарные операции и стандартизованные движения. Фактически тейлоризм заложил основы современного менеджмента и научной организации труда.

Одновременно с системой Ф. Тейлора возник и ряд других научных исследований трудовой деятельности. Непосредственными предшественницами новейших теорий управления наряду с концепцией «научного менеджмента» Ф. Тейлора стали:

– социологическая теория научной организации труда М. Вебера;

– административная теория А. Файоля;

– синтетическая концепция управления Л. Гьюлика, Дж. Муни и Л.Ф. Урвика.

Важным направлением социологии управления являются концепции «человеческих отношений», в которых рассматриваются факторы удовлетворенности трудом, лидерство, сплоченность Э. Мэйо, А. Маслоу и др. В дальнейшем все это получило развитие в концепциях:

– в доктрине «качества рабочей жизни»;

На первое место вышли психологические факторы труда. Особо следует выделить теории трудовой мотивации А. Маслоу, У. Рейфа, Ф. Герцберга, Д. Макгрегора.

Благодаря работам Э. Мэйо с соавт. в 1930-е гг., сложилось новое направление в менеджменте, ориентированное на изучение и рационализацию человеческих отношений работников производства, исследование их трудовой мотивации, удовлетворенности трудом, связи мотивации и производительности труда.

Работающий человек стал рассматриваться не просто как исполнитель рационализированных приемов работы, как это предполагал Ф. Тейлор, а как личность – субъект труда, поведение которого определяется сознанием, мотивами. Личностные и социально-психологические детерминанты профессионального поведения оказались предметом исследования наряду с влиянием факторов внешней среды и состоянием функций организма работников.

На первоначальном этапе развития психологии труда ее проблематика входила в более широкую сферу психотехники – научного движения, содержанием которого было приложение психологии к решению практических вопросов. Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности.

Основатель психотехники немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1863–1916) занимался самыми разными вопросами, которые впоследствии стали классикой психологии труда. Широкое развитие психотехника получила в 1920–1930-е гг.

Термин «психотехника» Г. Мюнстерберг понимал как практическую психологию, которая предсказывает поведение людей и изучает возможности влияния на это поведение в интересах общества. Специалисты по психо-технике:

– осуществляли отбор персонала в интересах работодателя;

– консультировали клиентов по вопросам выбора профессии;

– изучали связь производительности и качества труда с психическими особенностями работников;

– занимались снижением уровня профессионального утомления и профилактикой аварий;

– разрабатывали методы оценки профпригодности;

– исследовали воздействие рекламы на сознание и подсознание человека;

– разрабатывали системы воспитания рабочих и объединения их в единые коллективы с предпринимателями и т. д.

Таким образом, ведущее место в психотехнике занимали профессиография и профессиональный отбор.

Главным недостатком психотехники было механическое понимание способности к деятельности как набора свойств, неизменных и не связанных между собой.

Тем не менее, стремление психологии выйти за рамки научных лабораторий, ощутить реальную связь с практикой было в свое время явлением положительным, вызвавшим к ней интерес во всех странах. Издавались специальные журналы, собирались международные психотехнические конгрессы. Однако в 1930-е гг. психотехника фактически прекратила свое существование и возродилась лишь несколько десятилетий спустя уже как психология труда после кризиса, который пережила наука психология в целом.

История отечественной психологии трудовых отношений. Первоначально психология труда в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.

В истории отечественной психологии можно выделить несколько этапов.

Первый период можно охарактеризовать как накопление научного опыта, который приобретался в университетах Тарту и Симферополя, в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Проводились исследования и разрабатывались диагностические методики при участии И. П. Павлова, который приступил к экспериментальному изучению высшей нервной деятельности и практического опыта.

Работы И.М. Сеченова по исследованию трудовой деятельности способствовали становлению современного понимания психологии труда и послужили научным трамплином для становления психологии профессиональной деятельности.

Развитие новых видов производственной деятельности, таких как железнодорожный транспорт, авиация, предопределило необходимость нового научного видения формирования психологи труда.

Научная и практическая работа в области психологии труда активизировалась после завершения Гражданской войны. Проблема подъема производительности труда, восстановления экономики стала проблемой выживания страны и сохранения независимости государства.

Наиболее интенсивные исследования трудовой деятельности человека начались в начале XX в., когда был создан Центральный институт труда, затем организована Лаборатория промышленной психотехники.

Наиболее интенсивно проводилось изучение вопросов безопасности летного труда. Главный акцент в этих расследованиях делался на установлении связи происшествия с личностными качествами пилотов, в частности, на выявлении тех качеств, которые непосредственно связаны с происшествием. В последующих исследованиях получили развитие положения о влиянии индивидуально-психологических и, в частности, конституциональных особенностей человека на успешность освоения летной деятельности и обеспечение ее надежности. Интенсивные исследования проводились и в вооруженных силах страны в рамках профессиографирования в различных родах войск, подбора частей одной боеспособности, отбора комсостава, профотбора на особые воинские специальности, рационализации методов обучения воинским специальностям.

Огромная заслуга принадлежит Б. М. Теплову, Н.Д. Левитову, внесшим научный вклад в разработку личностных, морально-волевых качеств бойцов и командиров разных родов войск в предвоенные и военные годы. Следует отметить труды А. Р. Лурия, направленные на развитие восстановительной трудотерапии после ранений у военнослужащих.

В послевоенный период прикладная психология развивалась с учетом потребностей гражданской хозяйственной жизни. В 60-е годы психология труда обрела государственный статус.

В этот период появились новые научные имена: И.Я. Бойко, К.М. Гуревич, В.П. Зинченко, А.Е. Климов, Б.Ф. Ломов, А.В. Карпов, О.Г. Носкова, Д.А. Ошанин, В.Д. Шадриков и многие др. Характерная особенность нового периода в развитии отечественной психологии труда заключалась в переносе внимания на общетеоретические вопросы, в то время как прикладные исследования концентрировались на области инженерной психологии и частных направлениях (например, профессиональное обучение, космическая психология, юридическая психология и др.). В это время на первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника. Преобладают исследования мотивации и организации трудового процесса, управления трудовой деятельностью.

В 1970-е гг. сформировалось четыре основных направления исследования трудовой деятельности:

– психофизиологическое, концентрирующее изучение функциональных состояний в труде, таких как работоспособность, стресс, утомление, монотония;

– инженерно-психологическое. В рамках системы «человек − машина» шла разработка системотехнических и психологических принципов проектирования деятельности оператора с учетом психологического обеспечения надежности человека;

– исследование надежности систем управления, разработка оптимальных режимов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля и многие другие практические вопросы психологии труда явились приоритетными для этого направления;

– профориентационное, которое объединяло работы по профессиональному обучению, профессиональному отбору и системе аттестации.

Разработки ученых этого периода позволили выявить:

– приоритетное положение субъекта в системе «человек – машина»;

– вывести проблему оптимизации труда на новый уровень;

– сформулировать представления и концепции о системной организации субъекта труда, о структурной переработке информации оператором, о системогенезе труда, об индивидуальном стиле трудовой деятельности и т. д.

Параллельно с исследованием системы и субъекта труда шла активная разработка специфической методической базы, методологических подходов, исследовательских программ, диагностических тестов и конкретных методик для изучения специфики психики в процессе профессиональной деятельности. Это послужило серьезным научным обоснованием появления новой отрасли психологии – психологии профессиональной деятельности.

Эта наука направлена на изучение психологических закономерностей взаимодействия субъекта труда, средств, содержания условий и организации профессиональной деятельности. Научные разработки в рамках данной дисциплины позволяют совершенствовать профессиональную деятельность, формировать профессиональную пригодность специалистов к определенным видам деятельности, изучать их активность, работоспособность, ресурсность.

Многоаспектность изучаемой дисциплины подчеркивает ее актуальность, предопределяет ее востребованность в рамках современных производств.

В настоящее время психология профессиональной деятельности – это наука, решающая различные прикладные проблемы, такие как отбор кандидатов на вакантные места, разработка программ профессионального обучения и переподготовки кадров, проектирование средств предъявления информации, планирование организационных изменений, психологические проблемы взаимодействия субъектов труда и поведения в организации и многие др.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные этапы становления психологии профессиональной деятельности.

2. Назовите ученых, внесших значительный вклад в изучение зарубежной психологии труда.

3. Какую роль сыграло развитие психотехники в становлении дисциплины?

4. Назовите ведущие этапы становления отечественной психологи труда и профессиональной деятельности?

5. Проанализируйте теоретический материал на тему «Становление современной психологии профессиональной деятельности».

6. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: тейлоризм, психотехника, психология труда, субъект труда, рабо- тоспособность, ресурсность, вакантное место, профессиональный отбор кандидатов.

Психология профессиональной деятельности

Автор: кандидат психологических наук, доцент Чернова О.Н.

Психология профессиональной деятельности сравнительно молодая отрасль практической психологии. Предметом психологии профессиональной деятельности являются факты, закономерности и механизмы внутреннего мира человека в процессе его профессионального развития. В своей методолого-теоретической части она основывается на достижениях психологии человека, возрастной и педагогической психологии, психологии труда. Кроме того, психология профессиональной деятельности – практикоориентированная дисциплина, направленная на психологическое обеспечение развития и помощи человеку как субъекту профессиональной деятельности.

Необходимый уровень знаний и умений студентов для изучения психологии профессиональной деятельности: студенты должны знать «Психологию человека», «Психологию развития», « Педагогическую психологию», «Социальную психологию», «Экспериментальную психологию». Курс изучается параллельно с такими курсами как «Психология профессионального стресса», «»Методы оценки профессиональной деятельности», «Психологией управления персоналом» и других, что обеспечивает наиболее целостное представление о деятельности психолога в данной области.

Цель курса : овладение студентами теоретических знаний о механизмах, фактах и закономерностях внутреннего мира человека в процессе его профессионального развития, а также умениями и навыками практической (диагностической, консультативной, реабилитационной) деятельности по психологическому сопровождению профессионального развития человека.

Раздел I Предмет и методы психологии профессиональной деятельности.

Тема 1. Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики.

Становление психологии профессиональной деятельности. Предмет, задачи и методы психологии профессий. Основные концептуальные положения. Прикладные аспекты психологии профессиональной деятельности.

Тема 2. Методы исследования в психологии профессиональной деятельности.

Классификации методов исследования. Генетические, праксиметрические, психометрические, экспериментальные методы. Методы математической обработки результатов. Профессиональная диагностика.

Тема 3. Методологические основы психологии профессиональной деятельности.

Профессиональное становление личности как основная проблема психологии профессиональной деятельности. Стадии профессионального становления. Профессиональные деформации личности.

Раздел II. Психологические основы профессионального развития личности.

Тема 4. Кризисы профессионального становления личности.

Проблема кризиса в профессиональном становлении личности. Типология кризисов. Методика изучения кризисов. Психологические особенности кризисов в профессиональном становлении личности.

Психологические детерминанты профессиональных деструкций. Уровни профессиональных деформаций. Профессиональная реабилитация личности.

Психология профессиональной деятельности

Психологией трудовой деятельности называют отрасль науки, которая изучает условия и методики решения практических задач в сфере деятельности и становления человека как субъекта труда.

Психология профессиональной деятельности причисляется к практическому направлению общей психологии. Она имеет отношение к реальным объектам, понимание которых опирается на действительность, в которой находится человек.

Предметом данной психологии являются трудовые и профессиональные отношения людей и их личные характеристики и способности. Психология профессиональной деятельности напрямую связана с психологией труда, а психология труда занимается изучением условий и разработкой путей и методов решения поставленных задач, которые связаны с трудовой занятостью и профессиональными навыками.

Также существует тесная взаимосвязь данной психологии с другими подразделами общей психологии, такими как экспериментальная психология, психофизиология, организационная психология, инженерная психология, эргономика, социальная психология, психология управления, возрастная психология, юридическая психология и экономическая психология.

Предметом профессиональной психологии является сам работник , который способен к различным проявлениям психического характера в условиях трудовой деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иркутского государственного технического университета

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ИрГТУ

канд. психол. наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии ВСГАО Е.А. Семенова;

коллектив кафедры гуманитарных и информационных дисциплин РПА МЮ РФ

Психология профессиональной деятельности : учеб. пособие / Боллигер Л. В., Варыханова К. В., Марчукова С. Ф. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2012. – с.

В учебном пособии представлены основные теоретические положения психологии профессиональной деятельности, которые могут быть использованы в практике подготовки специалистов для сферы управления и производства, а также в образовательном процессе в вузе при подготовке студентов-бакалавров технических направлений подготовки. Описаны основные содержательные технологии дисциплины и возможности их использования в будущей профессиональной деятельности.

Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС-3. Настоящее пособие содержит обширный практический материал – диагностический инструментарий для выполнения практических заданий по курсу.

Предназначено для студентов всех форм обучения технических направлений подготовки.

Источники:
Психологии профессиональной деятельности
Психология профессиональной деятельности – новая научная дисциплина в системе подготовки будущих специалистов в сфере производства. Становлению современной психологии профессиональной
https://studopedia.ru/9_174043_psihologii-professionalnoy-deyatelnosti.html
Психология профессиональной деятельности
Психология профессиональной деятельности
http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-professionalnoj-deyatelnosti
Психология профессиональной деятельности
В данной статье вы рассмотрите понятие психологии профессиональной деятельности, ее методы, задачи и подразделы.
https://author24.ru/spravochniki/psihologiya/metodicheskie_voprosy_prepodavaniya_psihologii/psihologiya_professionalnoy_deyatelnosti/
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Иркутского государственного технического университета Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ИрГТУ канд. психол. наук, доцент
https://studopedia.ru/9_174040_psihologiya-professionalnoy-deyatelnosti.html

CATEGORIES